Кто такие Николаиты и, что они делали (см)? Учение николаитов.

Николаиты

Николаиты, группа лжеучителей, приверженцы к-рой были в Эфесской (Откр 2:6) и Пергамской (ст. 14 и след.) церквах. Господь ненавидит Н. (ст. 6,15), потому что те объявили дозволенными жертвы (см. Жертва) идолам (см. Идоложертвенное) и см. Любодейство (ст. 14) (см. Блуд, блудница, блудник); их учение приравнивается к учению см. Валаам а (Чис 25:11 и след.; 31:16; ср. также 2Пет 2:15; Иуд 11) . Те же упреки адресованы некоей Иезавели из Фиатирской церкви (Откр 2:20) , известной тем, что она познала т.наз. "сатанинские глубины" (ст. 24). Это обстоят-во указывает на влияние гностицизма. Среди различных групп гностиков, существовавших в III в. по Р.Х., также появляются Н., о связи к-рых с новозаветными Н. ничего не известно. Гностицизм понимал спасение исключит. как духовное познание, для к-рого внешнее поведение человека, его поступки не имеют ни-какого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным. В этой связи излишними становятся послушание (см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться), хождение (пред Богом) (см. Ходить) и см. Освящение; т.е. в обыденной жизни позволялось практиковать языч. обряды и обычаи, чтобы не выделяться и не ставить под угрозу свое положение в обществе. Н., очевидно, получили свое название по имени некоего Николая, к-рого отцы Церкви отождествляли с Николаем (см. Николай), прозелитом из Антиохии, одним из семи служителей Иерусалимской церкви (Деян 6:5) , но до конца этот вопрос не изучен. Другие понимают это имя символич., как перевод на греч. язык (Николай = "победитель народа") евр. имени Валаам (="развратитель народа").


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Николаиты" в других словарях:

    Еретическое течение в христианстве. Содержание 1 Упоминание в Новом Завете 2 Трактовки 3 Прочие николаиты … Википедия

    1) Христианская гностическая секта II века. 2) перекрещеванцы в XVI столетии. 3) римско католические священники, сложившие духовный сан, чтобы вступить в супружество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Николаиты, приписавшие происхождение своего учения Николаю, пришельцу антиохийскому, дьякону иерусалимской церкви, жизнь которого обезображивалась ими нелепым образом. Под влиянии восточных языческих воззрений на материю, как на зло, они,… … Справочник по ересям, сектам и расколам

    Николаиты, - партия, которую ненавидела Ефесская церковь (Отк 2:6); в Пергамской церкви существовали державшиеся их учения (ст. 15). Николаиты одобряли послабления относительно идолослужения и прелюбодеяния (см. 14) … Словарь библейских имен

    1) еретики первых времен церкви, получившее начало и название от Николая, одного из семи диаконов, о которых говорится в книге Деяний Апостольских. Секта возникла из противодействия иудейству в первобытном христианстве. Она отрицала силу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Назв. ряда религ. сект. 1) Раннехрист. секта в М. Азии (Пергам), сведения о к рой ограничиваются осуждением Н. в Апокалипсисе за любодействие и за то, что они едят мясо жертвенных животных. 2) Одна из сект гностиков в Сирии во 2 в.; упоминается… … Советская историческая энциклопедия

    - (Отк.2:6 ,15) древняя секта, безнравственное учение, которой строго обличается в свящ. Писании. Некоторые полагали, что это название есть символическое, что Николай в буквальном значении соответствует Валааму и что им означаются все лжеучители,… …

    Никола’иты (Отк.2:6 ,15) возм., какая то секта, но других сведений о ней нет. Поскольку по гречески «никао» означает побеждать, а «лато» народ, более вероятным является мнение, что это слово означает отделение духовенства от мирян, возникшее… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Кто такие николаиты? Если возможно, ответьте, пожалуйста, кем они (николаиты) представлены в настоящее время?

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков):

В Апокалипсисе, в посланиях Малоазийским Церквам, обличаются еретики, которые именуются николаитами. Свое название они получили от одного из семи диаконов, упоминаемых в книге Деяний Святых Апостолов (6,5),- Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Увы, и среди апостолов был предатель Иуда, и среди семи диаконов - вышеупомянутый Николай. Николаиты проповедовали компромисс с язычеством и вели полуязыческий образ жизни, "побеждая" чувственность через удовлетворение чувственных страстей. Свидетельства о безнравственной жизни николаитов можно найти у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского.
Познания бессилия злого духовного мира и достижение свободы от зла николаиты пытались достичь с помощью познания "глубин сатанинских" (Откр. 2, 24). Собственно говоря, николаиты - это предшественники гностиков, предпринявших смелую попытку "дополнить" христианство восточными религиозными верованиями и греческой философией. Вот как изображает св. Ириней Лионский противоестественное смешение гностиками языческих и христианских понятий:
"...как если бы кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожил бы представленный вид человека, представил бы и привел бы в другой вид эти камни и сделал бы из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении отзывался бы потом и говорил: вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник".
В настоящее время есть, к сожалению, деноминации, называющие себя христианскими, но узаконившие в своей жизни то, что никоим образом не согласуется с христианством. Таковыми являются, например, некоторые протестантские конфессии, объявившие нормой жизни противоестественные отношения; гностические идеи находят свое выражение у последователей Рерихов, Блаватской и им подобных.

Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр. 2:15).

Что же означает слово «Николаит»?. Это слово происходит из двух греческих слов: «niko” – «нико», «nikolaity” – «николаит», ”nikao” - «никао”, что, значит: означает «покорять». И Слово «lao” - «лао”. «Laos” - «лаос» означает «народ», или что значит «миряне”. Или другими словами «лаос» – это «церковь, тело». Итак, «Николаит” означает: «покоряющий мирян”. Из самого значения слова «Николаит» мы видим, Николаиты чему-то покоряли мирян. Когда Апостолы закончили свой жизненный путь, то через какое-то время восстала одна из самых мощных организации, через которую и начал свою деятельность дух Николаитства. Дух Николаитства - это дух господства и покорения мирян (людей из мира) не Слову Божьему, а покорение личности и человеческой религиозной власти, которая была установлена не Богом, а людьми.

Когда Бог ставит человека апостолом, пастырем, пророком, учителем или евангелистом, то тот не имеет право господствовать над людьми, а наоборот, подавать пример им своей жизнью и проявлять заботу и попечение о народе Божьем. Служитель должен осознавать, что это Божий народ, которые принадлежит Ему и не господствовать над ним. Но сегодня мы видим нечто противоположное. В наше время очень крепко утвердилось господство многих служителей над наследием Божьим. Сегодня Николаитство очень сильно развивается в протестантизме. В церквях устанавливается полный тотальный контроль над людьми, заключающийся в том, что человек без разрешения пастора не может даже, грубо говоря, и «пальцем пошевелить». Мы знаем, что в некоторых общинах пастор становится своего рода дверью к Богу. Некоторые даже берут слова Христа, Который сказал, что Он дверь овцам и ставят себя в статус Иисуса Христа говоря: «Я дверь в церковь Божью». То есть без их благословения, никто не может ничего сделать, включаю создание семьи, поездку в другой город и т.д. Вместо того, чтобы перевязывать «раны» народа Божьего, кормить здоровой духовной пищей и заботится, они контролируют во всем людей. Пастора, движимые духом Николаитства - это люди, которые захватываю власть в свои руки, и начинают господствовать над народом Божьим. Такие «служители» и есть Николаиты нашего времени.

Конечно же, все свои человеческие доктрины и теории они сплетают со Словом Божьим. Очень излюбленным местом Писания Николаитов являются стихи, где говорится о повиновении старшим. Они очень часто употребляют их в своих учениях, устанавливая через это свой тотальный контроль над людьми. Конечно, мы должны повиноваться пресвитеру, епископу и пастырю, который в свою очередь повинуется Богу, имеет Его характер и действительно с любовью заботится об овцах. Но николаиты вошли во власть с корыстью, чтобы господствовать над людьми. Они начинают контролировать все, что только возможно в вашей жизни. Некоторые из пасторов, находящихся под влияние духа Николаитства любят, чтобы вы приносили им десятины не как иначе, как в конвертах с именем и фамилией, где работаешь, какой имеешь достаток и т.д. Это делается для того, чтобы иметь над вами контроль, а не потому, что Бог не сможет вас благословить, если вы не сделаете так. Апостол Павел и другие апостолы никогда не брали власть над народом Божьим. Только Дух Святой может контролировать вашу жизнь. Никакой человек не имеет права этого делать.

Многие проповедники и пастора рассматривают прихожан своих церквей как источник своего существования. Николаиты считают, что руководство Божье должно тесно сочетаться с руководством человеческим. В некоторых церквях пастора становятся такими мини папами, и устанавливается их непогрешимы авторитет. У них есть такая свита под названием «братский совет», которая выставляет пастора непогрешимым, неприкосновенным и чуть ли не идеальным человеком. Николаиты считают, что управление в церкви должно происходить не только через Слово Божье и человеческим. Тем самым они по плоти начали ставить на служение тех людей, которых сами считают нужным поставить, а не Господь, делая людей полностью подотчетными себе. Они так же учат, что через послушание им, люди получат помазание, которое они имеют. Их излюбленными местами Писания являются те, которые говорят о послушании и повиновении. Они используют их, чтобы заставить людей безоговорочно повиноваться всякому их учению и слову. Некоторые пастора сегодня назначены вышестоящими служителями-николаитами, а не поставлены Богом. Если пастора поставил на служение Бог, то он никогда не будет господствовать над Его народом, а если он имеет незаконную духовную власть, то это будет проявляться в тотальном контроле над людьми. В этом и есть отличие истинных пасторов от наемников.

Итак, Николаитство – это человеческая система правления в церкви. Николаиты ставят себя вместо Святого Духа, свергая Его власть умышлено или нет. По Писанию, мы должны во всем советоваться со Святым Духом, но Николаиты таким образом устанавливают тотальный контроль в церкви, что люди во всем должны советоваться с ними и без их разрешения ничего не могут делать. Это и означает, занять место Святого Духа. Это дьявольское учение проникшее в церковь, которое Бог ненавидит. Это учение ставит служителей в особый ранг, но Писание говорит нам, что пред Господом мы все равны и искуплены Его драгоценной Кровью. Разве не сказал Иисус Христос: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Матф.20:25-28). По мирской системе сатаны, начальники господствуют над подчиненными, но в Царстве Божьем другие законы, и те, кто не желают подчиняться им, находятся вне этого Царства. В церкви Христа существует такой закон: «Кто хочет быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым, да будет вам рабом». Но Николаитов этот закон не устраивает. Они не желают быть слугами. Они любят власть и уважение.

Иисус Христос никогда не устанавливал иерархию. Мы видим, что наш Господь, Который есть Бог, никогда не вел Себя как господствующий над двенадцатью учениками. Он не вел Себя как стоящий над Ними. Не ученики мыли Ему ноги во время вечери, а Он им мыл, показывая тем самым пример.

Павел сказал: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими». (1Фесс.2:7). Николаиты придерживаются другого мнения. Они корыстолюбивы и желают держать свой контроль над всеми. Для этого они и установили иерархическую систему, где каждый должен быть подотчетен старшему, а тот в свою очередь еще старшему.

Конечно же, церковь должна быть подчинена служителю, но служителю, который управляет Церковью не своим духом, не по своему желанию, а по учению Иисуса Христа. Если пастор руководит церковью по учению Христа, тогда верно слово: «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1Фесс.4:8). Но это верно только в том случае, если Дух Святой через него пасет церковь. Но если пастор управляет церковью не по учению Христа, то он не может говорить, что люди непокорны Богу, если не покоряются ему. Как раз получается наоборот в данном случае. «Непокорные» могут быть на самом деле покорны Богу, поэтому и противятся не Божьему правлению пастора. И это Дух Святой открывает им глаза на его безбожное правление. Но таковых называют бунтарями и быстренько от них избавляются.

Да, в церкви есть епископы, пастора, учителя и т.д., но это люди должны учить народ Божий следовать за Христом, имея личное водительство Духом Святым, а не господствовать своим человеческим духом над наследием Божьим. Бог через Писание нам говорит «… все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Дети Божьи не водимы пресвитером, или епископом, или пастором. Они водимы Духом Божьим. А кем вы водимы сегодня?

Пастырь, поставленный Богом, никогда не будет указывать людям, куда им идти; что им читать, а что не читать; какие проповеди им слушать, а какие нет; в какую церковь пойти на общение, а в какую не пойти; с кем общаться, а с кем нет. Но он как брат во Христе просто старается помочь в каких-то вопросах тем, кто еще чего-то не понимают, но не контролирует. Но Николаиты берут место Писания, где говорится: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог». (1Кор.11:3) и вставляют между Христом и мужем целую не библейскую иерархию. Павел ясно сказал, что жене глава муж, а мужу глава Христос и все! Какой пастор может быть ему главой, а пастору – старший пастор, а тому епископ и т.д.? Это заблуждение. Нигде Бог не сказал, что пастор – это глава церкви. Написано ясно и понятно: «И Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18), а не пастор или епископ. Иисус Христос руководит церковью через личное водительство Духом Святым и через тех, кто послушен Его учению и кто является слугой Его народу, а не господином.

Кто такой пастырь? Это обычный человек, обычный брат, которого Бог наделяет талантом терпеливо и с любовью заботиться о Его детях. Но он не ставится в церкви вместо Иисуса Христа. Нигде мы не видим, чтобы Бог наделил властью пастыря главенствовать над церковью Иисуса Христа.

Посмотрите, что говорит Писание о старшинстве в среде верующих. «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть НИЧТО, а все Бог возращающий» (1 Кор.3:5). Вы видите, что Апостол Павел говорит? Насаждающий – Апостол и поливающий – пастор есть НИЧТО. Апостолы, пастыри, епископы и др. есть НИЧТО, т.е. они не являются какими-то особенными помазанниками, чем себя сделали сегодня Николаиты. Они обычные братья во Христе Иисусе, которые помогают народу Божьему вырасти в духовный возраст Христа и наладить с Ним близкие взаимоотношения.
Павел так же написал: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» (1Кор.3:4-5). Мы видим, что Апостолы и пастора всего лишь слуги, которые должны служить людям и не более. Не они приводят вас к духовному возрастанию, а Господь. Но в некоторых деноминациях и церквях, пасторов и епископов превознесли чуть ли не до уровня Христа.

Если в вашей церкви во всем нужно спрашивать разрешения у пастора, куда пойти и куда поехать, то это не правильно. Вы должны быть водимы Святым Духом. Пастор может только посоветовать, но решение принимаете только вы. Пастор так же может только подтвердить то, что вам уже открыл Господь, но вы никогда не должны строить свою жизнь, принимать какие-либо решения по словам, сказанным вам пастором.

Слово Божье нам говорит, что есть только один посредник между Богом и людьми – это Иисус Христос. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Только Иисус Христос может быть посредником между нами и Богом. Никакой пастор, как бы он ни был помазан, не имеет права быть посредником между церковью и Богом, а так же господином над церковью и ее главою. Сам Господь Иисус Христос ведет Свою церковь посредством Своего Слова, ведь написано, что все водимые Духом Святым, суть сыны Божьи. Иисус Христос правит Своей церковью (каждым в отдельности чадом Божьим), через водительство Духом Святым, а не через водительство пастором. Пастырь имеет право только лишь присматривать за людьми и подсказывать там, где ему говорит это делать Дух Святой.

Если в церкви правит дух Николаитства, то обязательно там будет утверждаться учение Валаама. Вы знаете, если читали Библию, что Валаам имел дары от Бога, но был корыстолюбив. Николаиты делают так, что вы начинаете подчиняться не словам Иисуса Христа, а им. Дух Святой оставляет такие общины, где правит дух Николаитства и эти общины уже нельзя назвать церковью Христа. Там начинают править такие духи как:

1). Дух Искариотства, который выражается в любви к деньгам. В таких общинах любят говорить о деньгах, богатстве, процветании и успехе, а так же заставляют приносить подписанные конверты с десятинами.
2). Дух Валаамства, находящийся в пасторах, имеющих дары, но любящих деньги, и готовых высвобождать проклятия на тех, кто не приносит десятины; любящих запугивать адом тех, кто в чем-то не согласен с ними.
3). Дух Деатрифизма, который проявляется в соперничестве и любви к первенству.
4). Дух Иезавели, который часто может использовать женщин, которые являются «правой рукой» пастора, руководя им и побуждая принимать те, или иные решения.
5). Дух Антихриста, который во всем противостоит Христу, и что выражается в том, что пастор становится на место Христа, контролируя во всем людей и становясь их личным путеводителем.

Вот что происходит в таких общинах, но большинство находящихся в них людей настолько духовно слепы, что не способны разглядеть все это беззаконие. Весь ужас в том, что когда эти люди придут ко Христу, то Он скажет им: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:20-23). Если вы как христианин не водимы Духом Святым, то рискуете оказаться среди тех, кто будет отвергнут Господом. Перестаньте быть водимы своими лидерами и пасторами. Ищите во всем водительства Божьего и будьте послушны Христу. А если в вашей «церкви» невозможно одновременно быть послушным учению Христа, Его водительству и быть послушным пастору, то бегите с этой «церкви».
Христос сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»? (Иоан.4:24). Поклоняетесь ли вы Богу в истине Слова Божьего? Если дух Николаитства правит в вашей общине, то это просто невозможно делать. Когда учение Иисуса Христа извращается, то это уже не поклонение в истине Богу. Это поклонение в духе антихриста в соответствии с учением Николаитства. В таком случае в общине устанавливается сатанинский контроль, и люди начинают поклоняться не в духе истины Священного Писания, а в духе антихриста, который ослепляет глаза и сердца людей. Ослепленные верующие будут уверенны, что только они знают в полноте истину, что их церковь самая правильная, а пастор неприкасаемый помазанник.

«…Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся…» (Откр. 2:15,16).

«Учение Николаитов», по-другому «учение Валаама»,есть одно из самых коварных дьявольских учений. Впервые оно проявилось в дни Моисея.

…Израиль приближается к заветной цели своего сорокалетнего путешествия, к земле Ханаанской. Но, на его пути встает серьезное препятствие в лице моавитского царя Валака.Царь отлично понимает, что военной силой Израиль ему не одолеть.И он идет на хитрость.

В это же время в Месопотамии живет один человек, пророк, которыйшироко известен тем, что его слова обязательно сбываются. Его зовут Валаам. Кого Валаам благословляет, тот бывает благословлен. А кого проклинает, того неизбежно постигает проклятие. Несомненно, что с данной личностьюкаким-то образом и почему то общался Бог. Библия ничего не говорит по этому поводу.

Моавитский царь Валак посылает к Валааму своих вельможных послов и предлагает ему за весьма солидное вознаграждение прийти и проклясть Израиль.«Может быть,- говорит он,-я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли». Пророк не прочь получить царское вознаграждение, и приходит к Валаку, но не может проклясть Израиль, потому что Бог благословляет его.

После нескольких неудачных попыток Валаам, как написано «возвращается в землю свою». На этом в книге Числа повествование о Валааме и Валаке практически заканчивается.

Однако из других мест Писания становится ясно, что этот нанятый лжепророк все-таки сделал свое черное дело. И навел беду на всю нацию Израиль. Каким образом? Он дал Моавитскому царю один очень коварный совет, примерно такого содержания: «Израиль проклясть невозможно. Его благословляет Бог. И ты никак не одолеешь Израиль, потому что его охраняет Бог. Для тогочтобы одолеть Израиль, нужно сделать так, чтобы Израиль согрешил против своего Бога. От грешного Израиля Бог отвернется, и ты сможешь его победить…».

«А как сделать, чтобы Израиль согрешил против своего Бога?»,- спросил царь Валак. «Подошли к нему своих красавиц»,- ответил хитрый мудрец. «Пусть они соблазнят Израильских мужчин, чтобыначался массовыйразврат, и тогда Боготвернется от них.Тебе даже не понадобится воевать.БогСам их поразит…»

Читаем Библию: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля». (Числа 25 гл.)

Итак, дьявольский совет лжепророка сработал на сто процентов.«Миссионерки»царя моавитского с блеском справились с заданием своего господина. А сам этот случай стал классикой мировой политики. Различные правительства и спецслужбы до сих пор учатся у лжепророка Валаама лукавствуи коварству.

«Хорошо ли тебе, красивый»,- томно спрашивает очаровательная туземка. «О-о!»,- стонет от счастья пристукнутый похотью Израильтянин.«А это все тебе дали наши боги. Вино дал бог вина, мясо – бог плодородия.А меня тебе подарил нашдобрыйбог Ваал-Фегор.Нужно бы им поклониться…»,- ласкаясь, продолжает верещатькрасотка.И шел Израильтянин к жертвенникуи к статуе Ваала, как вол на убой и каколень на выстрел…

Целый народ в один момент обезумел. После сорокалетнего путешествия по мертвой пустыне, встретиться с ласковыми напомаженными податливыми красавицами, угощающими вином и мясом,стало для многихИзраильтян невыносимым испытанием.Валаам знал, что говорил!

Тысячи мужчин рванулись «через забор». Ситуация вышла из под контроля.Моисейбыл бессилен.Грех распространялся по стану со скоростью урагана, действуя нагло, в открытую, и уже охватывал элиту нации. Так,«начальник поколения Симеонова», белым днем привел к себе в шатер для греха мадианитянку, нагло прошествовав с нею мимо скинии собрания, мимо самого Моисея, молившегося и плакавшего у входа в святыню…

Наступил критический, переломный момент. Останься такой поступок начальника народа без должного реагирования, и языческие жрицы любви хлынули быпрямо в стан Израиля. А за ними – стоявшаянаготове армия мадиамского царя, убивая и покоряя и грабя оставшийся без Божьей защиты Израиль.Злобный Валак со своим генеральным штабом уже потирал руки, предвкушая легкую богатую добычу.

Срочно требовался какой-то знак, жест, возглас, способный встряхнуть народ, вывести его из того гипноза и оцепенения, в который он попал. И такой знак был подан.Читаем:«Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Ираильтянином в спальню, и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее…». (Числ.25:6-8)

Это был действительно сильный жест. И – очнулся народ, и - пришел в себя! «Что мы делаем? Мы погибаем… Нас уже поражает Господь…». «Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» . (Числ. 25:9). Но после решительного поступка Финееса народ пришел в себя. А разнарододумался, то и Господь остановил поражение. «…и прекратилось поражение сынов Израилевых».

Потери народа были колоссальные. Двадцать четыре тысячи умерли только от язвы, пришедшей вместе с развратными мадианитянками. Точное число погибших никто не знал. Когда все улеглось, понадобилась всеобщая перепись народа, чтобы оценить масштаб потерь.Змеюка Валаам, что наделал!

Говоря по-человечески, молодой человек Финеес, одним ударом пригвоздив к земле предателя и вражескую шпионку, а это была дочь князя мадиамского,о – какихженщинзадействовали в операции мадианитяне.Так вотФинеес буквально спаснацию. Поэтому и получил от Бога особенные благословения. Юноша Финеес, не мудрствуя лукаво,в одно мгновение спутал все карты Валаама и Валака. Как они, должно быть, злились. Но – не долго, ибо вскоре их настигло справедливое возмездие. (Числ. 31:8).

О том, что пророк Валаам польстился на деньги Моавитского царя, ипревратился влжепророка, пишет Апостол Петр.(2Петр 2:15) .А также Апостол Иуда (11). А о том, что Валаамнаучил Валака ввести в грех Израильтян, и как именно, говорит Сам Господь в Откровении. (Откр. 2:14).

Сегоднянекоторыелюди, не зная Библии, читая историю с Валаамом и рассматривая поступок Финееса, крутят носами: «Да как же он мог так поступить?.. Женщину –копьем, в чрево…Как нехорошо он поступил… И за это Бог его благословил?..Не могу верить такому Богу…». А иные, демонстрируя, ну, полное непонимание смысла, изобрели даже специальный уничижительный термин «Финеесомания».

Что можно сказать по этому поводу? Одно: «Финеесомания» этих людей – от их недопонимания.Они не поняли того, что прочитали. Но зато – осудили.Остается надеяться, что в этих людяхблагоразумие все-таки возьмет верх.

И ОТДЕЛИЛ БОГ ДОБРО ОТ ЗЛА…

«И сказал Господь Моисею: «Враждуйте с Мадианитянами,и поражайте их,ибо онивраждебно поступили с вами в коварстве своем…» (Числ.25:17,18).

Как понимать эти слова? От Бога – вражда?

Не вражда от Бога, но спасение. Бог тогда положил вражду между Израилем и Мадиамом, чтобы сохранить Израиль.Любое другое отношение Израиля к Мадиаму, кроме враждебного, неизбежно привело бы к повторению трагедии.

Вспомним, как в Эдеме Бог сказал змею-сатане: «И вражду положу между тобою и между женою…».Этими словами Бог отделил добро от зла, положил четкую границу между ними. Добро и зло не будут вместе, поскольку они враждебные, взаимоисключающие друг друга. И это – от Бога. И в этом – спасение людей. Отрава на может примешиваться в здоровую пищу.

Отношение Божьего человека к греховным делам должно быть резко отрицательным, воинственно враждебным. «Учение Николаитов Я ненавижу»,- сказал Господь.

Можно ли представить себе более сильное слово, чем «НЕНАВИЖУ»? Наверное, нет.А Господь два раза употребляет именно это слово, когда говорит об «учении Николаитов».

Как еще должен Христос выразиться, чтобы Его ученики поняли, что нельзясмешивать добрые дела со злыми?

«Учение Николаитов» - это когда можно и Богу служить, и с Ваалом повеселиться…Христосненавидит подобную «веру», слышите, верующие?

Учение Николаитов - не какая-нибудь отдельная вера, секта, деноминация. Это – дух, точка зрения, мнение, допускающее определенную вольность в исполнении Божьих Заповедей. Как живет человек?Считает ли он, что необходимо жить строго по заповедям Бога, или как древние Израильтянеполагает, что наряду с поклонением Яхве,можно поклониться и Ваал-Фегору?Вот это, второе - и есть учение Николаитов, или учение лжепророка Валаама, которое Господь ненавидит.

«Учение Николаитов» это не сформулированная религиозная теория, учение, доктрина. «Учение Николаитов», есть форма рассуждения, способ мышления, система взглядов, при которых человек служащий Богу, одновременно допускает возможность совершения дел, поступков,противоречащих Божьим Заповедям. «Учение Николаитов» напрямую связано с образом жизни, с практическими делами, поступками человека.

«Учение Николаитов» смешивает грешное с праведным, чистое с нечистым. В результате святое оскверняется, праведное становится грешным,чистое – нечистым.

Дух Божий еще в древности диктовал пророкам: «Любящие Господа,ненавидьте зло!». «Дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать». «Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу». (Псл. 96:10)(Псл. 100:3,4).(Притч. 8:13).

Закон Христа - болеевысокая духовная ступень, чем закон Моисея. Если закон Моисея запрещалчто-либогреховное делать, то закон Христа запрещает даже думать об этом.«Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». (Филип. 4:8).

Древние Израильтяне на равнинах Моавитских отнюдь не отрекались от поклонения Яхве.У них и мыслей таких не было. Они «просто» посчитали, что, наряду с поклонением Яхве иногдаможно поклониться и Ваал-Фегору.«Что тут такого? Мы же не уходим от нашего Бога»,- вероятно,думали они, не понимая, вернее – не желая понять свое заблуждение.

Среди верующих Богу полно таких, которые подражают образу мышления техдревних само обманщиков.Коварныйдьявольский совет Валаама, направленный противБожьих людей действует поныне.Читаем Откровение Иоанну:«…Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых,чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся…». (Откровение 2 гл).

Как и в древности, сегодня учение Валаама прогрессирует. Истина с ложью смешивается повсеместно. Праведное разбавляется грешным постоянно.Липким клеем это учение пристает к каждому. Наверное, сегодня трудно отыскать верующего, которыйв той или иной степени не был бы увлеченчем-то от «учения Николаитов».Эта зараза проникает во все щели. Но милосердный Господь дает возможностьпокаяться.

Твердость, принципиальность, бескомпромиссность в вопросах праведности. Этоесть учение Христа. Блажен, кто не уклоняется от него.

«Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». (Откр. 16:15).

Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Откровение 2:6

Вас когда-нибудь интересовало, кто такие эти николаиты, о которых упоминается в книге Откровение? Кем бы они ни были, Иисусу было омерзительно их учение и ненавистны их дела. Давайте сегодня вникнем в этот вопрос и выясним отличительные черты николаитов. Почему их учение заслуживало порицания? Какие дела они совершали и чем вызвали у Иисуса такую реакцию?

Давайте начнём с Откровения 2:6, где Иисус обращается к Ефесской церкви: «Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». Иисус был доволен тем, что церковь в Ефесе ненавидела дела николаитов, которые и Он ненавидел. Слово «ненавидеть» очень весомо по своему значению, поэтому давайте его рассмотрим. Греческое слово miseo - «ненавидеть», также переводится питать отвращение, находить очень омерзительным и описывает человека, который испытывает глубоко укоренившуюся враждебность к тому, что находит совершенно неприятным или даже ужасным. Он не только ненавидит это, но и полностью отвергает. Это не просто неприязнь, это настоящая ненависть.

Николаиты получили своё имя от греческого слова nikolaos, которое состоит из слов nikos - побеждать, подчинять и laos - люди. От второго слова произошло английское слово laity - миряне. Вместе они образуют слово Nicolas, которое означает: тот, кто побеждает людей и подчиняет их. Отсюда следует, что николаиты побеждали людей и подчиняли их себе.

Ирений и Ипполит, два служителя первоапостольской церкви, которые записывали многие события, происходившие в то время в церкви, сообщали, что николаиты были последователями Николая Антиохийца, которого посвятили в дьяконы: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников» (Деяния 6:5).

О некоторых из тех, кого выбрали в дьяконы, мы знаем много, о других же не знаем почти ничего. Например, мы знаем, что главным критерием при отборе дьяконов стало то, чтобы они были «изведаны, исполнены Святого Духа и мудрости» (стих 3). После избрания их представили апостолам, которые и возложили на них руки, тем самым официально назначив их дьяконами.

Как и другие избранные, Стефан был изведан, исполнен Святого Духа и мудрости. Но в книге Деяния Апостолов 6:5 есть одно упоминание о Стефане, которое относилось только к нему. Там говорится: «…избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого…» Его крепкая вера и послужила причиной того, о чём говорится в 8-м стихе этой же главы: «А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».

Стефан был призванный Богом благовестник и стал первым в истории Церкви мучеником, убитым по одобрению Савла Тарсянина (впоследствии ставшим апостолом Павлом) (см. Деяния 7:58–8:1). Дьяконское служение стало для Стефана «испытательным полигоном» и подготовило его к служению благовестника. Имя Стефан, на греческом stephanos, значит венец. Это стоит отметить, ведь он стал первым, кто получил венец мученика.

Филипп тоже был в числе других шести человек, посвящённых в дьяконы. Но потом он перешёл в служение благовестника (см. Деяния 21:8). У него было четыре дочери, которые пророчествовали (стих 9). Дьяконское служение и подготовило Филиппа к служению благовестника. Имя Филипп означает любитель лошадей. Оно символизировало человека, бегающего с той же лёгкостью и резвостью, что и лошади, - подходящее имя для новозаветного благовестника, которому приходится быть проворным, неся народам евангельскую весть.

Об этом члене дьяконского служения известно очень мало. Его имя, Прохор, состоит из приставки pro - впереди, указывающей на лидерское положение, и корня chorus - танец, от которого произошло слово хореография. Отсюда следует вывод, что это не имя, а прозвище, которое ему дали потому, что он был главным руководителем танца в какой-то школе, театре или музыкальной постановке. Этому предположению нет никакого доказательства, но его имя всё же говорит о такой вероятности.

Никанор

Этот неизвестный брат тоже был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Больше о нём ничего неизвестно. В Новом Завете о нём больше не упоминается. Имя Никанор означает завоеватель.

Как и о Никаноре, о Тимоне известно только то, что он также был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Его имя означает благородный, высокой ценности.

Кроме того, о чём говорится в 6-й главе книги Деяния, о Пармене не известно больше ничего. Его имя состоит из приставки para - рядом и корня meno - оставаться, пребывать. Целиком его имя означает держаться рядом и передаёт смысл быть преданным, верным.

Николай

Николай был Антиохийцем, обращённым из язычников. Некогда язычник, впоследствии он перешёл в иудейскую веру. Затем у него было второе обращение: из иудаизма в христианство. На основании этих сведений, о Николае Антиохийце можно сказать следующее:

* Он пришёл из язычества, а значит, имел глубокие языческие корни, чего нельзя сказать о других шести дьяконах - по происхождению иудеях. Языческое прошлое Николая указывает на то, что раньше он занимался оккультной практикой.
* Он не побоялся противостать языческим верованиям, что подтверждается его двойным обращением. Обращение в иудаизм отделило его от семьи и друзей. А это указывает на то, что он не переживал по поводу мнения о себе других людей.
* Он был свободомыслящим человеком, открытым для новых идей и понятий. Иудаизм сильно отличался от язычества и связанного с ним оккультного мира, в котором он рос и воспитывался. Его переход от язычества к иудаизму указывает на его либерализм во взглядах, в то время как большинство язычников иудаизм раздражал. И он не боялся перенять новый образ мышления.
* Его обращение к Христу было вторым переходом из одной религии в другую.

Мы не знаем, сколько раз он переходил от одной языческой веры в другую, прежде чем оставить язычество. Его способность легко менять веру говорит о том, что он не боялся на полпути повернуться и пойти в противоположном направлении. Как писали старейшины первоапостольской церкви, Николай призывал к компромиссу, уверяя, что полное отделение христианства от оккультного язычества не так уж и важно. Судя по этим записям, Николай Антиохиец настолько погряз в оккультизме, погрузился в иудаизм и увлёкся христианством, что спокойно со всем этим уживался. Ему ничего не стоило смешивать эти верования, что-то выдумывать, и он не видел причин, почему бы верующим не дружить с теми, кто погружён в чёрную магию и многочисленные мистические культы.

Оккультизм был главной силой, которая противостояла верующим первоапостольской церкви. В Ефесе самой распространённой языческой религией было поклонение Диане (Артемиде). В этом городе процветало идолопоклонство, но Диана была главным объектом оккультного поклонения. В Пергаме было множество мрачных, зловещих форм оккультизма, из-за чего Пергам считался самым нечистым, безнравственным городом того времени. В обоих этих городах приверженцы языческих религий избивали верующих и устраивали на них жестокие гонения, потому что те противостояли язычеству гораздо интенсивнее, чем в других городах.

Верующим было очень тяжело жить посреди всех этих языческих святынь, потому что язычество было главным в жизни этих городов. Молодые или неутверждённые верующие легко оставляли язычество и так же легко возвращались к нему, ведь большинство их друзей и родственников оставались язычниками. Обращённому из язычества было очень трудно не поддаваться влиянию языческого мира.

Важно отметить, что дела и учения николаитов распространялись в церквях только этих двух языческих городов. Суть учения, очевидно, заключалась в пропаганде того, что стоять одной ногой в язычестве, а другой - в христианстве вполне естественно, и, чтобы быть христианином, совсем не обязательно столь категорично отделяться от языческого мира. Вот это и было то самое учение николаитов, которое ненавидел Иисус. Это учение привело к слабому подобию христианства, бессильному и маловерному, так сказать, мирскому христианству.

Из-за своих глубоких языческих корней Николай вполне терпимо относился к оккультизму. Он вырос в оккультной атмосфере, поэтому не считал, что язычество может быть вредным или даже опасным. Это искажённое понимание привело к распространению свободных взглядов, в свете которых верующих призывали не отделяться от мира. Вот, по мнению многих исследователей Библии, во что верили и чем занимались николаиты.

Приверженцы этого учения потерпели полное фиаско. Если верующие идут на компромисс со святостью, Святой Дух не может действовать в их жизни во всей полноте. Вот почему этот разговор о Николае Антиохийце так важен. Злые плоды учения Николая побуждали людей к мирским делам, позволяли грешить и не стремиться жить благочестиво. В этом смысле он действительно завоевал людей.

Для того чтобы у нас было ясное представление об учении николаитов, Бог сравнил их учение и дела с действиями Валаама: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откровение 2:14–15).

Когда Валааму не удалось совратить Божий народ одним способом, он использовал другой: соблазнил израильтян вести разнузданную, похотливую жизнь, дразня их проститутками Моава. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору…» (Числа 25:1–3).

Как тогда мужи израильские пошли на уступку с миром и лжерелигиями, так и теперь николаиты своим учением призывали верующих пойти на такую же уступку. Как вы хорошо понимаете, компромисс с благочестием приведёт христиан к полному бессилию. Вот почему Иисус ненавидел учение и дела николаитов.