Основные этапы образования древнерусского государства. Основные этапы становления государственности

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства.

Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв.

Крещение Руси.

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства.

От раннефеодальной монархии к раздробленности

Цель: рассмотреть образование Древнерусского государства и генезис древнерусской государственности.

План:

3. Эволюция восточнославянской государственности в IX – начале XII в.

5. Основные центры средневековой Руси.

6. Золотая Орда и Русь: проблема взаимовлияния.

Государство – форма общественного устройства.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов (предпосылок).

Социально-экономические предпосылки . В хозяйстве восточных славян в VII–IX вв. происходили важные изменения, приведшие к экономическому подъему. В районе Среднего Поднепровья он был вызван развитием пашенного земледелия на базе использования орудий труда из желœеза; на севере – развитием промыслов и внешней торговли. Экономический подъем привел к появлению прибавочного продукта. Это, в свою очередь, создавало условия для выделœения из общины княжеско-дружинной группировки, вследствие чего произошло отделœение военно-управленческого труда от производительного.

К этому же времени относится эволюция общины: на месте родовой возникла территориальная община. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, что также является условием образования государства.

К политическим факторам образования государства у восточных славян относится увеличение роли князя в племени. В случае если раньше князь - ϶ᴛᴏ лишь один из трех равнозначных элементов управления племенем наряду с советом старейшин и вече, то теперь значение двух последних элементов уменьшается. С учащением межплеменных столкновений возрастает потребность в князе и дружинœе , как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве судей при различного рода спорах.

Дружина - 1. В догосударственный период - вооруженный отряд при племенном вожде, князе. 2. В Древнерусском государстве - отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя. Дружина делилась на "старшую" (наиболее знатные, богатые и влиятельные лица - "бояре", "княжьи мужи") и "младшую" ("гриди", "отроки"). В конце XII в. на смену дружины пришел Государев двор.

В итоге власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, укреплялась, всœе менее зависела от воли вечевых собраний. Фигура князя становилась сакральной.

Внешнеполитическая предпосылка . Важным фактором, способствующим образованию государства и его укреплению, служит внешняя опасность. Для восточных славян внешняя опасность исходила с двух сторон: кочевые народы с юго-востока и варяжские племена с северо-запада.

В своем развитии Древнерусское государство прошло ряд этапов.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII – середина IX вв.) складываются межплеменные союзы и их центры. Выделяют два центра государственности: Киев (территория среднего Поднепровья) и Новгород (север Русской равнины).

К IX в. восходит появление полюдья , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в ту эпоху носило добровольный характер и воспринималось как возмещение за военные и управленческие услуги.

Полюдье - система сбора дани; объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Происходило полюдье обычно зимой или осœенью, после сбора урожая.

Второй этап (вторая половина IX – середина Х вв.). В распоряжении исследователœей имеется летописный рассказ об образовании Древнерусского государства. Этому источнику (как и любому другому) нельзя доверять абсолютно, но для анализа второго этапа образования государства крайне важно к нему обратиться.

"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Авторы и редакторы Нестор, Сильвестр и др.
Размещено на реф.рф
Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси в "Повести временных лет" связана с всœемирной историей и историей славянства. "Повесть..." положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Летописец указывает на то, что в серединœе IX в. (при переводе на летоисчисление от рождества Христова) в северо-западных землях (район озера Ильмень, Новгород) сформировался мощный племенной союз во главе с ильменскими словенами. При этом между племенами этого региона начались столкновения. Тогда было принято решение пригласить князя со стороны.

Согласно летописи, в славянские земли прибыли предводитель наемной варяжской дружины Рюрик и два его брата - Синœеус и Трувор.
Размещено на реф.рф
Рюрик, однако, вскоре превысил первоначальные полномочия судьи. Новгородцы попытались его свергнуть, но он подавил восстание и стал князем. После смерти братьев Рюрик объединил всœе северные и северо-западные земли.

Выбор пал на варяжских князей. Летопись относит приглашение варяжской дружины к 862 ᴦ.

В 879 ᴦ. варяжский князь Рюрик умер, и власть в Новгороде взял в свои руки сородич Рюрика Олеᴦ. В 882 ᴦ. Олег предпринял успешный поход на Киев, объединив тем самым два центра русской государственности. 882 ᴦ. считается условным годом образования государства Киевская Русь.

Приведенный летописный рассказ нуждается в комментариях.

О том, кто такие варяги, историки спорят по сей день. Подробнее .

Две основные версии.

1. Это норманнские (скандинавские) воины, которые нанимались на службу к византийским императорам.

2. Это славянское племя, проживающее на южном берегу Варяжского (Балтийского) моря.

Теоретически факт приглашения варягов не кажется невозможным, так как рядом с ильменскими словенами не было другой организованной вооруженной силы, к тому же варяги были близки словенам по языку и культуре.

Большинство современных ученых признают историчность Рюрика. Считается, что под этим именем на Руси был известен Рорик Ютландский – представитель одной из ветвей североевропейских династий. Существование же его братьев – Синœеуса и Трувора – сегодня аргументировано оспаривается. Вероятно, в летописи допущена лингвистическая ошибка, и ʼʼСинœеусʼʼ и ʼʼТруворʼʼ - ϶ᴛᴏ не собственные имена, а словосочетания (ʼʼsini husʼʼ и ʼʼthruwaringʼʼ), которые с древнешведского языка можно перевести как ʼʼсвой родʼʼ и ʼʼверная дружинаʼʼ.

На основании приведенного летописного рассказа в XVIII в. родилась норманнская теория образования Древнерусского государства. Реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм . Имеются различные аргументы в поддержку и в опровержение норманнской теории.

Норманнская теория . Ее создателями считаются немецкие историки Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Август Людвиг Шлецер (1735-1809). На базе легендарного рассказа о призвании варягов в качестве князей делался вывод о неспособности славян самостоятельно создать собственную государственность.

Антинорманизм - направление в историографии, сутью которого является опровержение норманнской теории, стремление доказать, что варягов на Руси или не былосовсœем, или они не сыграли сколько-нибудь значительной роли в становлении Древнерусского государства (М.В. Ломоносов).

Дискуссия о происхождении названия "Русь" . Первые упоминания имени Русь относятся к V-VII вв. Этим названием византийские и арабские авторы обозначали племена, жившие между Днепром и Днестром. К IX в. это имя становится собирательным для всœех восточнославянских племен. По сообщениям византийских источников в 860 ᴦ. произошло нападение Руси на Константинополь. По всœем данным эта Русь была расположена в среднем Поднепровье (ᴛ.ᴇ. на юге). По этой причине часть историков полагает, что русью называлось одно из племен, обитавшее на территории полян (р.
Размещено на реф.рф
Рось - приток Днепра). Таковы объяснения антинорманистов.

Сторонники норманнской теории склоняются к "северному" обоснованию слова. В "Повести временных лет" указывается, что "варяги назывались русью". Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Русью стали называться пришедшие варяги и местные славянские племена. Еще одна версия: русь - это группа людей, включавшая в свой состав варягов и племенную славянскую знать (дружинная прослойка).

Так, сторонники и противники норманнской теории по-разному объясняют происхождение названия ʼʼРусьʼʼ .

Норманисты обращают внимание на то, что первые русские князья носят имена скандинавского происхождения (Олег – Хельгий, Игорь – Ингвард, Ольга – Хельга).

Главный аргумент антинорманистов – тезис о том, что государству нельзя ʼʼнаучитьʼʼ, ʼʼпринœести с собойʼʼ; они указывают на объективные процессы, протекавшие внутри восточнославянского мира, на основании которых возникнет государство; к тому же данные археологии свидетельствуют о том, что варяги находились на той же стадии развития, что и славяне.

В современной науке утвердился умеренный норманизм : большинство ученых признает факт варяжского призвания, но не придает этому факту решающего значения в вопросœе складывания государства на Руси.

Олег (882–912 гᴦ.)

Олег предпринял поход на древлян, северян и радимичей и обложил их данью. В годы правления Олега в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим киевским князем.

Необходимо отметить, что по своим масштабам Русь не уступала европейским империям, однако уступала по уровню развития. Многие территории были слабо заселœены. Русь не отличалась большой прочностью, поскольку сразу была создана как многонациональное государство.

Игорь (912–945 гᴦ.)

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь. Он покоряет уличей, тиверцев и вновь подчиняет древлян, отделившихся после смерти Олега. Русские посœелœенцы начинают продвигаться к устью Днепра и появились на Таманском полуострове.

В 945 ᴦ., собрав дань, Игорь основную часть дружины и обоз отправил в Киев, а сам решил еще раз пройтись по земле древлян. При этом те восстали и перебили дружину. Игорь был убит.

Третий этап (середина X – начало XI вв.) складывания государства начинается с реформ княгини Ольги .

Ольга (945 – 964 гᴦ.)

В случае если два ее предшественника были заняты тем, что силой оружия подчиняли племена Русской равнины, то с именем Ольги связаны первые системообразующие реформы.

Ольга упорядочила сбор дани. Размер дани становится фиксированным. Наряду со становищами (места͵ где останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) появляются погосты – укрепленные дворы княжеских управителœей, куда свозилась дань, размер которой был теперь фиксирован (уроки). Начался организованный сбор налогов. Эта реформа имела не только фискальное, но и административное значение, так как погосты становились опорными центрами княжеской власти.

Святослав (964–972 гᴦ.)

Политика ее сына Святослава была больше направлена на военную сферу. Он прославился победой над хазарами , совершил походы на Дунай, закончившиеся неудачей. Святослав Игоревич (умер в 972 ᴦ.), великий князь киевский. Сын князя Игоря. Совершал походы с 964 ᴦ. из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Булгарией, разгромил (965 ᴦ.) Хазарский каганат, в 967 ᴦ. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и др.
Размещено на реф.рф
вел русско-византийскую войну 970-971 гᴦ. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов

Хазарский каганат – государство в серединœе VII - конце X вв. во главе с каганом. Столица – Семендер, с начала VIII в. – Итиль. В начале VIII в. каганат занимал территорию Северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма, степных и лесостепных территорий до Днепра. Хазарский каганат осуществлял торговлю с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др.
Размещено на реф.рф
Среди верующих каганата были иудеи, мусульмане, христиане. В Хазарский каганат был 964-965 гᴦ. разгромлен Киевским князем Святославом Игоревичем.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980–1015 гᴦ.). В 981 ᴦ. он присоединяет к Киевскому государству юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Владимир идет на ʼʼдуховную революциюʼʼ сверху – вводит в 988 ᴦ. христианство. Эта монотеистическая религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать населœение всœей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, в случае если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х в. сложились основные признаки Древнерусского государства:

- династическая (родовая) княжеская власть;

- простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

- система данничества; территориальный принцип расселœения, вытесняющий племенной;

Монотеистическая религия, усиливавшая княжескую власть.

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства." 2017, 2018.

Этапы развития государства

История государства -- сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (греко-римской, древневосточных, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими факторами. Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящий из нескольких основных этапов.

I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе)республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т. е. на свободных граждан -- членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства -- скульпторы, художники, поэты) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме деление на патрициев и плебеев) и рабов, а также различные категории полусвободных. Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав.

Две функции государства четко различаются -- устройство общих дел в сообществе свободных и господство- подавление по отношению к порабощенным.

Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства.

II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и поданные (народ) -- собственность монарха (“государевы люди”). Разрушенные, но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую сеньора и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления.

На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения. Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха. Начиная с XIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития государства стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс опирался на овладение государством властью принадлежащей ему территории (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединение земель) вместе с централизацией и концентрацией власти и её прогрессирующей деперсонализацией, т. е. замену отношений личной вассальной преданности монарху и, в целом, отношений вассалитета организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическая организация власти. Более ранняя инициатива церкви -- организовать политическое единство Запада и отдельных стран на религиозной основе после длительной борьбы светской и церковной власти была преодолена государственным строительством на экономической и социально-политической основе. Отсюда и возникает государственно- территориальная пространственная организация общества с институциональной, а не личной дисциплиной.

III этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти и на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало никаких развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса -- формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн -- одно из основных -- образование равной государству, уравновешивающей его власть, стороны политических отношений -- общества суверенного народа, которое высвобождается из-под гнета государства и способно стать равным ему партнером, участником политического прогресса и вступать в договорные (конституционные) отношений с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование общества и государства. Активизируется идея гражданского развития общества и преобразования власти государства: абсолютизма как одной из его форм правом, разумом, превращая его в правовое государство. Полного развития гражданские отношения достигли много позже. Но становление государства Нового времени гражданская, культурная, экономическая консолидация и унификация общества оставались господствующей, но не единственной тенденцией, как и создание унитарного (единообразного)государства. Не менее древней традицией было создание многонациональных империй из главенствующего, центрального государства -- метрополии и нескольких или многих присоединенных, присоединившихся или завоеванных стран или народов, не успевших построить собственную государственность либо утративших её. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи). Причины их распада многообразны (внешние завоевания, внутреннее социальное разложение), но в этих процессах неизменно обнаруживается тенденция к образованию национального государства, т. е. к выделению из имперского целого (союза, конгломерата, колониальной структуры). Самостоятельное государство наиболее пригодно для развития этнической общности, консолидирующейся в нацию. Эта закономерность особенно отчетливо сказалась в XX в. -- Эпохе общемировой интенсификации общественного, экономического и национального развития, разрушившего последние империи.

Если имперское государство -- отвергнутая историей альтернатива унитарному государству, то федеративное или конфедеративное устройство государства оказалось жизнеспособным и отвечающим требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития.

Федеративное государство -- наилучший выход их конфликта между унитарностью, господством центра и подчинением окраины, неравномерностью процессов развития и стремлением к национально-государственному обособлению частей уже сложившегося государства. Федерация в этом смысле -- это реализация свободы и взаимодействия одновременно. Она становится прообразом следующей стадии общественного и политического развития -- интеграции государства -- экономической, политической, культурной, союза социально однородных и равноправных государств, объединения нового, неимперского типа, такого, как европейская интеграция.

IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов, борьбой за и против таких объединений и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграций. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой материальной основе; формирование динамических, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий и окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе; стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства.

Признаки и функции

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе;

наличие характерной политической организации -- политической системы,структур центральной и периферийной власти и отношений между ними;

обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом:

поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы и т. д.

Древняя Русь в IX–XIII в.

В IX в. расселение тринадцати восточнославянских племен. нас возвращает русский летописец к. XI – начало XII вв. Нестор – автор летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга – бужане или волыняне; в Поднестровье – уличи и тиверцы; в Закарпатье – белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны, – северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем, – радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; в бассейне Западной Двины – полочане; в районе озера Ильмень – словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки.

Причины образования государства. Основу экономики восточнославянских племен составляли земледелие (подсечное, затем пашенное) и животноводство. Важную роль продолжали играть охота и рыболовство. Шел процесс второго крупного общественного разделения труда – отделения ремесла от земледелия. Росла специализация в рамках отдельных ремесел, с развитием торговли это приводило к формированию рыночных отношений и возникновению городов как центров ремесла и торговли. Рост производительных сил обусловливал увеличение прибавочного продукта, развитие частной собственности. Усиливались эксплуатация одних членов общества другими, имущественное и социальное неравенство, происходило формирование классов. Верхушка общины – «мужи» – захватывает органы племенного самоуправления. Группируясь вокруг племенного князя, «мужи» создают его дружину, и он фактически узурпирует власть в племени. Ведение войны превращается в прерогативу князя и его дружины.

Формирование государственности в VIII в. возникли племенные союзы Куяба, Славия и Артания. Позднее русские летописи называют два – северный (в Среднем Поднепровье в районе р. Рось и назван в источниках «Русью») и южный. Слияние северной и южной групп завершило образование единого Древнерусского государства. В Новгород, раздираемый усобицами, местными старейшинами приглашен Рюрик – вождь варяжской дружины, который и стал новгородским князем. Преемник Рюрика князь Олег перенес центр своего княжества в Киев. По летописи, он сделал это в 882 г., и этот год считается датой образования Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Олег (882–912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912–945) – уличей и тиверцев и – вторично – древлян, Святослав (965–972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978–1015) – на хорватов. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древней Руси и походы на Византию.

Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась главным образом государством в виде дани (полюдья или повоза). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром усиливается противоположная тенденция. Объективно нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.

I. Причины принятия христианства. Принятие киевским князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия – язычество – такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок. В 980 г. Владимир попытался, реформировав старую религию, приспособить ее к новой ситуации: он собрал шесть главных богов славянских племен (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши) в единый пантеон и установил общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

II . Принятие христианства в 988 г. Владимиру предстояло сделать решительный шаг. Согласно летописи, он выслушал проповедников иудаизма, ислама и христианства, но его выбор оказался исторически предрешен в пользу христианской Византии. Социально-политическое устройство Византии было наиболее близким растущему Древнерусскому государству. Одна из причин решения князя – проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература. Христианство принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Поскольку такой брак означал бы признание Византией зависимости от русского государства, Василий II попытался уклониться. Тогда Владимир осадил греческий город Херсонес в Крыму. Взятие Херсонеса заставило Василия II подчиниться. Таким образом, принятие христианства от византийцев ни в коей мере не вело к зависимости Руси от Византии.

III . Значение принятия христианства. Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства. Наряду с этим Русь получила письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры – наследницы античной цивилизации – и других европейских стран. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства, вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси.

Образование самостоятельных государственных центров на территории Древней Руси

I . Феодальная раздробленность. Из-за господства натурального хозяйства, слабых внутренних связей (в экономической области), роста политического могущества и сепаратизма местных князей (в политической области) развитие феодальных отношений в Древней Руси привело к образованию местных политических центров. Снижалось значение Киева как общегосударственного центра. В XI–XII вв. итогом борьбы местных центров с Киевом стал распад единой Руси на ряд самостоятельных, независимых феодальных государств.

Первые признаки распада относятся еще к концу правления Владимира. Они выразились в борьбе Киева с Новгородом. Тягу Новгорода к отделению использовал Ярослав Мудрый в борьбе за киевский престол со Святополком, а позже – с другим своим братом, Мстиславом Тмутараканским. Преодолеть распад государства Ярославу не удалось. Он был вынужден его признать, разделив перед смертью (1054) территорию Руси между пятью сыновьями. Совместная власть (триумвират) Ярославичей (1054–1073) какое-то время позволяла контролировать всю территорию государства. Однако к концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народные восстания в Суздале 1024, Киеве 1068, 1071, в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече 1097 г. официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров. Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113–1125) и его сына Мстислава (1125–1132). Но после них княжеские усобицы окончательно развалили политическое единство Древней Руси, возник ряд феодальных государств. Наиболее крупными из них были Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.

II . Новгород. Для экономики Новгорода имели определяющее значение три фактора: 1) выдающаяся роль торговли, особенно внешней – Новгород с севера контролировал путь «из варяг в греки»; 2) крупный удельный вес в экономике ремесленного производства; 3) обилие земель-колоний, которые были важным источником продуктов промыслового хозяйства. Отличительной чертой здесь было то, что в управлении городом, кроме княжеской власти, огромную роль играло вече – народное собрание свободных жителей города. Исполнительную власть осуществляли посадник и тысяцкий. Посадник, реальный глава новгородского правительства, до 30-х гг. XII в. назначался Киевом. Борьба Новгорода за независимость, достигшая остроты в 30-х гг., завершилась в 1136–1137 гг. победой. Возникла независимая Новгородская республика. Верховная власть перешла в руки вече, которое теперь избирало посадника и тысяцкого, призывало на престол князей, заключало с ними договоры. В обязанности князей входило только выполнение военных функций. Несмотря на демократическую форму правления, подлинными хозяевами в Новгороде были боярство и верхушка купечества. Благодаря организованности и экономической мощи они руководили деятельностью веча, зачастую монополизируя должности посадников и тысяцких.

Первый этап становления связан с разложением родоплеменного строя у восточных славян, что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов – территориальных образований в которые могли входить и неславянские племена, признавшие доминирование славян.

Второй этап – с 862г., со времени призвания Рюрика с дружиной новгородцами на правление. В тот период это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и подержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей варяга и его дружину. Известны и другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине - Рогволод (что свидетельствует о независимости Полоцкого княжества до 80-х гг. Хв.) , в Киеве - Аскольд и Дир, откуда они в 860 году совершили военный поход на столицу Византии – Константинополь.

После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь (Ингвар, Yngvar). Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика – Олег (Хельг, Helg). Олег в 882 г. захватил Киев , сверг Аскольда и Дира и превратили Киев в экономический и политическим центр земель, подвластных Рюриковичам. Приемник Олега - Игорь, сын Рюрика, (правил в 912-945) продолжил объединение восточно-славянских племён.

Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-й четверти 10в. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973?/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.

Окончание формирования Древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015гг.). Он завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства. Уничтожив полоцкую варяжскую династию и насильственно женившись на единственной её представительнице – Рогнеде дочери Рогволода, он присоединил это мощное восточнославянское княжество, находившееся на пути из варяг в греки. В целях укрепления своей власти над древнерусскими княжествами Владимир провёл административную реформу. Он рассаживает своих сыновей в наиболее значимых княжествах, что должно было препятствовать возникновению сепаратистских устремлений, т.к. старший из них мог претендовать на главный (т.е. Киевский) престол. Принятие Владимиром христианства, также способствовало политической консолидации восточнославянских земель-княжеств.

После Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что с одной стороны свидетельствовало о признании значения Киевского престола, с другой - об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась примером унитарного государства. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054).

При Ярославе Мудром (сыне Рогнеды и Владимира) Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию - от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Например, он сам был женат на шведской принцессе, его дочь Анна была замужем за французским королём, дочь Елизавета – за венгерским королём, дочь Анастасия – за норвежским королём, сын Ярослава Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха.

Однако по мере укрепления феодальной собственности на землю власть Киева превращалась во власть старшего в роду князей, которому при возможности можно не подчиняться. Например, в 11в. войска Полоцкого княжества, ходили с походами на Новгород, Псков, воевали с Киевом. Вместе с тем они признавали себя в качестве князей «русских», но, признавая номинальное главенство Киева, при возможности старались ему не подчиняться (особенно при Всеславе Чародее).

Завершающим этапом в политическом и социально-экономическом развитии Древней Руси является феодальная раздробленность. Рост экономической мощи городов - центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей с одной стороны за Киев, с другой стороны за политическую независимость от Киева.

Например, во второй половине 11в., при Всеславе Чародее (1044-1101гг.), Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы Ярослава Мудрого. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи не от Бога. Всеслав возводит в Полоцке Софийский собор, который на Руси был символом могущества и самостоятельности (по образу Константинополя, где София играла роль главного собора). На Руси Софии были только в Киеве, Новгороде и Полоцке - 3 центра, заявлявших о своём преобладании в регионе. Тогда же Полоцк начинает бороться за подчинение Северной Руси. В 1066г. полоцкие дружины захватили и ограбили Новгород. В 1067г. установили свой контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который давал возможность контроля над литовскими племенами. Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка сыновья Ярослава пошли войной на него. 3 марта 1067г. состоялась битва древнерусских дружин на реке Немиге с которой связано первое упоминание о Минске. Всеслав отступил. Этот этап борьбы закончился его пленением под Оршей. Оказавшись в киевском остроге, в 1068г. в результате народного восстания, вече его избрало князем киевским, но Всеслав отказывается и возвращается в Полоцк, понимая, что в ином случае нарушит порядок престолонаследования, против чего могут выступить все Рюриковичи (коим он сам и являлся).

Укреплению позиций Полоцкого княжества способствовало и то, что оно смогло подчинить своему политическому влиянию балтские племена Нижнего Подвинья (земгалов, корсь, нарому (латыголь)). Во второй половине 12в. в низовьях Западной Двины возникают 2 зависимых от Полоцка города - Герцике и Кукенойс. Однако дробление Полоцкого княжества в 12в., появление и усиление крестоносцев в Прибалтике вели к его ослаблению.

Туровское княжество имело существенное экономическое значение: по Припяти осуществлялась торговля с центрально европейскими странами. Святополк (сын Рогнеды) получил в управление Туров. Во время своего княжения он женился на польской принцессе и начал потворствовать проникновению в своё княжество священников, признававших главенство Папы Римского. Однако сам он вероятнее всего оставался язычником, как и большинство его подданных. После смерти Владимира он по праву занял Киевский престол, но против его выступает киевская христианизированная знать и его брат Ярослав, сидевший тогда в Новгороде. Всё закончилось победой Ярослава (Мудрого).

Полоцкое и Туровское княжества находились на торговых путях, и контроль над ними усиливал мощь Киева, но успешно контролировать получалось только Туров, т.к. это княжество находилось в непосредственной близости от Киева.

Социально-экономическое развитие западных земель Руси в IX – XII вв.

Княжества на территории Беларуси, как и другие княжества Древней Руси, были раннефеодальными восточноевропейскими государствами.

Феодализм – общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэкономическое принуждение - безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Земельная рента – натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй.

Основные классы-сословия:

- феодалы (светские и духовны);

- крестьяне;

Городское торгово-ремесленное население.

Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII вв.

Первый этап включает в себя период с середины IX до конца X вв. Как гласит летопись «Повесть временных лет», Рюрика призвали на княжение в Новгород в 862 г.

Олег в 882 г. совершил поход на Киев, обманом вынудил выйти за городские ворота княживших там Аскольда и Дира (дружинники Рюрика), убил их и объединил два важные политические центра – Новгород и Киев. Так в 882 г. произошло складывание древнерусского государства.

При князе Олеге (882-911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточно-славянских племен, введена выплата дани «полюдья», которая составила одну из экономических основ государства. Преемнику Олега - князю Игорю (912-945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945-964) стремилась укрепить великокняжескую власть с помощью социально-экономических нововведений. Она упорядочила размеры взимаемой дани, определила места ее сбора (погосты), провела некоторые реформы в системе административного управления. При сыне Ольги великом князе Святославе (964-972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны, совершенствовалась система управления. Славу Руси в этот период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата.

Именно в этот период западно-европейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов), которых по европейским меркам было более ста. Наиболее известными центрами государства стали, помимо Новгорода и Киева, Ладога, Псков, Полоцк и др.

На втором этапе (конец X - первая половина XI вв.) Русь достигла расцвета в своем развитии. За 35 лет правления Владимира (980-1015) продолжался процесс территориального расширения. При великом князе Ярославе Мудром (1015-1054) особенно упрочилось международное положение государства. Именно в этот период значительно усилилась экономическая мощь страны.

Главная тенденция третьего этапа развития древнерусской государственности - это попытка предотвращения надвигающегося распада, а также стремление стабилизировать положение внутри государства, ликвидировать сепаратистские тенденции. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом. При нем был создан новый юридический свод - так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII в. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярославичей» и др.). Однако со второй половины XII в. Процесс дробления и развала единого государства усилился.

Феодальная раздробленность на Руси.

Причины феодальной раздробленности.

Экономические: господство натурального хозяйства (экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин), рост и укрепление городов.

Внутриполитические: родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти князей и бояр на местах.

Внешнеполитическая: временное ослабление половецкой опасности в результате побед Владимира Мономаха.

Хронологические рамки.

Эпоха феодальной раздробленности начинается после смерти князя Мстислава Великого (1132 г.) и продолжается до конца XV века (1485 г.)

Владимиро-Суздальское княжество располагалось на крайнем северо-востоке Руси. Для него были характерны обширные лесные пространства, плодородные речные долины («ополья»). Княжество занимало выгодное положение на Восточном (Волжском) торговом пути.

Наиболее выдающиеся князья:

Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.) (на фото); Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.); Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.).

Форма правления - монархия (сильная великокняжеская власть, подавление боярской оппозиции).

Столицей княжества до середины XII в. Был сначала Ростов, затем Суздаль; со второй половины XII в. - Владимир –на –Клязьме.

Галицко-Волынское княжество находилось на юго-западе Руси, занимая территорию от Полесья до Карпат (единственное русское горное княжество). Плодородная почва (чернозем) в долинах способствовала высоким урожаям. Княжество было удачно расположено на торговых путях в Европу, вело активную торговлю с Польшей, Венгрией, Чехией.

Наиболее выдающиеся князья:

Ярослав Осмомысл (1152-1187 гг.); Роман Мстиславович (1170-1205 гг.); Даниил Романович (1221-1264 гг.).

Форма правления - монархия. Власть князя с середины XII в. До конца XIII в. Постоянно укреплялась, несмотря на ожесточенное сопротивление боярской оппозиции.

Столицей объединенного княжества был Галич. Пользовались известностью также города: Владимир-Волынский, Перемышль, Ярослав, Холм, Львов (который впервые упоминается в летописи в 1256 г.).

Новгородская земля охватывала север Руси, территорию от Балтики до Северного Урала. Климатические условия для земледелия здесь были неблагоприятны, зато развивались промыслы: охота, бортничество, солеварение. Бойкая торговля велась как с Европой, так и с Востоком.

Форма правления - феодальная республика. Решающая сила - боярство. Власть князя была ограничена. Частая смена князей, их изгнание - обычное явление в истории Новгорода. Высший орган управления - вече. Высшее должностное лицо - посадник. Глава ополчения - тысячник. Новгородскую церковь возглавлял архиепископ, он же ведал казной города и его внешними сношениями.

Киевское княжество , образовавшееся после окончательного распада Древнерусского государства, располагалось на земле полян. Киевский «стол» (престол) номинально продолжал считаться «старейшим». Киевский великий князь оставался формально главнейшим среди всех русских князей. За обладание Киевом более ста лет (с 30-х годов XII в. По 30-е годы XIII в.) шла жестокая борьба между правителями сильнейших княжеств, возникших на развалинах Древнерусского государства. Особенно активно в этой борьбе участвовали князья владимиро-суздальские, черниговские, смоленские, галицко-волынские.

Итоги.

В начальный период феодальной раздробленности на Руси продолжали развиваться вширь и вглубь феодальные общественные отношения, появились новые центры развития материальной и духовной культуры. В то же время, политическая и военная децентрализация и непрерывные княжеские распри резко снизили способность Руси к сопротивлению накануне монгольского нашествия.

Политическим и торговым центром земли был « Господин Великий Новгород». Большое значение имели города: Псков, Торжок, Ладога, Изборск. Они обладали органами самоуправления; Псков пользовался большой политической самостоятельностью.


Монголо-татарское иго.

В начале XIII в. завершился процесс объединения монголоязычных племен к северу от Великой китайской стены; возникла мощная военно-феодальная держава монголов.

В 1206 г. состоялся курултай (съезд) монгольской кочевой знати, на котором нойона Темучина провозгласили великим ханом всей Монголии ("Чингиз-ханом"). Вскоре начались первые завоевательные походы монголов - в Сибирь, в Центральную Азию, в Северный Китай.

В 1221-1223 гг. состоялся дальний поход монгольского войска на Запад - стратегическая разведка боем. Пройдя через Иран и Закавказье, монголы появились в Северном Причерноморье (в "половецких степях"). Половцы были разгромлены и завоеватели продвинулись к границам Руси.

В 1223 г. произошло первое крупное сражение между монголами и дружинами южнорусских князей (на реке Калке). Монголы одержали победу, но вскоре повернули на Восток.

Бату-хан предпринял два похода на Русь.

Первый его поход состоялся в 1237-1238 гг . Подверглись разгрому Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Завоеватели осадили и взяли Рязань, Владимир, Москву и ряд других городов Северовосточной Руси. Дружины рязанских и владимирских князей потерпели поражения в битвах у Коломны и на реке Сити. Большое мужество проявили защитники Торжка и Козельска - взятие этих городов стоило монголам крупных потерь.

Второй поход войска Бату-хана на Русь состоялся в 1239-1240 гг.

Были разгромлены княжества Южной Руси. Монголы овладели Черниговом, Переяславлем, Киевом, Галичем и другими южнорусскими городами. Такие крепости как Данилов, Кременец, Холм успешно отразили нападения завоевателей.

С 1240 г. Русь оказалась под властью монголов. Монголо-татарское иго над русскими землями продолжалось (по мнению многих историков) с 1240 г. по 1480 г.

Русские князья вынуждены были признать свою зависимость от ханов Чингизидов (потомков Чингиз-хана). Права князей на их владения утверждались особыми грамотами - "ярлыками".

В конце XIII в. - начале XIV в. сбор дани переходит в руки русских князей.

Выдающийся русский полководец и государственный деятель князь Александр Невский проводил по отношению к монголам гибкую и осторожную политику. Он понимал бесперспективность борьбы одновременно на Западе и Востоке и стремился уберечь русские земли от окончательного разорения.

Нашествие и установившееся монголо-татарское иго повлекли за собой замедление развития русских земель, что привело впоследствии к отставанию России от стран Западной Европы.


Похожая информация.