Задание по русскому языку однокоренные слова. Родственные слова (практический материал) картотека по логопедии (2 класс) на тему

Работа над родственными словами.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Игра – упражнение «Семья – слов родственников»

Цель: показать детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действия) и другие существительные. (авт. Е.А. Левчук)

Материал: рассказ «Обещание», стихотворение «Оркестр», мяч.

Ход: Логопед читает рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу: - Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу». - Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать. -Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь» (по Ф.Рау)

Вопросы к ребенку:

Что Петя просил подарить? (барабан и трубу)

Чего боялся папа? (папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить)

Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит)

Задание: «Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач)» Логопед объясняет ребенку, что есть слова-родственники. Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Упражнение для пальчиков (имитируя игру на музыкальных инструментах)

Оркестр:

«Я играю на гитаре,

Друг мой Вася – на баяне,

Таня может на трубе

Поиграть готов тебе.

Ты, я слышал, пианист.

Поиграем вместе твист».

Игра в мяч

Перекидывая мяч, логопед (воспитатель) играют с ребенком в слова.

Кто играет на баяне? – баянист.

На пианино – пианист.

На гитаре – гитарист.

На контрабасе – контрабасист.

На флейте – флейтист.

На органе – органист.

На трубе – трубач.

На скрипке – скрипач.

На барабане – барабанщик.

На балалайке – балалаечник.

На арфе – арфист.

Предложить пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанщик, барабанит.

На закрепление материала использовать игру «Лото » (музыкальные инструменты, музыканты оркестра - кому что нужно).

Игровое упражнение «Назови родственные слова»

Цель: продолжить знакомство со словами – родственниками (родственными) по теме «Зима» (авт. Ткаченко Т.А.).

Ход: Логопед рассказывает детям сказку, и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых, являются родственными словами.

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нем. а слово попало в землю и стало расти – в нем появились ростки – было слово «снег», появилось слово «снегурочка», за ним – «снеговик», «снежок», «снежинка». Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, родные. И назвали люди эти слова…(как?) родственными. Назовите общую часть, повторяющуюся в каждом слове (снег, снеж). Дети вместе с логопедом проговаривают слова, логопед одновременно под каждой картинкой выставляет схемы – полоски одной длины и цвета: часть «снег», «снеж» и приставляет прямоугольники разного цвета к каждому следующему слову, акцентируя внимание на повторяющуюся главную часть слова и на меняющуюся часть новых слов, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Аналогично разбираются слова – родственники ЛЕД – ЛЕДЫШКА – ЛЕДЯНКИ – ЛЕДНИК. Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

В заключении, чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает стихотворение:

«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить и в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

они об одном говорят».

Игра «Собери семейку слов»

Цель: подбор однокоренных слов.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку: «Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима). А теперь подбери слова – «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

А как можно назвать день зимой? (зимний).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (зимуют).

Вот, оказывается, сколько слов - «родственников» у слова «зима».

«Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним». (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода).

«А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку – она тебе поможет». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник…).

Логопед: «Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник).

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора – горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб – грибок, грибник, грибной;

вода – водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист – листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж – ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна – весенний, веснянка, веснушка;

сахар – сахарный, сахарница, сахарок.

Игра «Найди общее»

Цель: выделение корня в родственных словах.

Логопед предлагает: «Назови общую часть слов –«родственников» (называя слова, интонационно выделяет голосом корневую часть слова в случае затруднений у ребенка в выделении корня).

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасти, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Упражнение «Найди родственные слова»

Цель: выделение родственных слов к слову медведь.

Ход упражнения: Логопед предлагает выполнить задания от медведя – Потапа. Он просит найти и назвать слова, похожие на слово медведь. На каждое правильное слово ребенок получает фишку.

1. Медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно.

2. Медуза, медведушка, медведка, медведица, медаль.

3. Медный, медведик, медвежатник, мед, медицина.

Логопед уточняет у детей, почему не подходят слова медпункт, медленно, медуза, медаль, медный, мед, медицина (слова имеют другое значение).

Еще раз вспоминают родственные слова к слову медведь. Медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведка, медведище, медведик, медвежатник.

Игровое упражнение «Выбери родственные слова из стихотворения».

Цель: упражнять в нахождении из текста родственных слов.

Материал: тексты стихотворений.

Ход: Логопед читает стихотворение.

1. Мыло душистое, белое, мылкое .

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Пенится.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы отмыло .

Вопрос к детям: «Какие слова в стихотворении повторяются и похожи?»

После того, как дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом:

Мыло в мыльнице - мыло пенистое - чистый мальчик.

МЫЛО- МЫЛКОЕ- ОТМЫЛО.

Анализируется цепочка слов-родственников. Отыскивается общая часть, которая повторяется в других словах и имеет общий смысл.

2. Упражнение предложено авт. Т.Ткаченко:

«У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем».

Отбор родственных слов. Выставляются картинки, анализируется цепочка родственных слов.

Упражнение «Лишнее слово».

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов. сходных по звучанию.

Задание: «Найди среди этих слов лишнее – слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения – оно здесь лишнее.

Задание: «Теперь попробуй сам(а) найти лишнее слово».

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный. водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

Игровое упражнение «Найди неродственное слово».

Цель: упражнять в различении родственных и неродственных слов.

Материал: картинки в соответствии с речевым материалом.

Ход игрового упражнения: Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении. Далее говорит: «Сейчас я буду называть слова, но среди них не все слова будут родственниками. Найдите среди слов, которые я назову слово, которое не будет родственным другим словам». (1) На доску выставляются картинки: конь, конюх, конюшня, жеребенок, конница.

Анализируются смысл и звучание слов, отыскивается общая часть слова, сходная по звучанию с каждым из названных слов. Выбирается неродственное слово «жеребенок».

(2) Выставляются и называются картинки: лев, львенок, львица, львы, клевать.

Аналогично анализируется смысл и звучание слов, выбирается неродственное слово.

Из опыта работы учителя русского языка

Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида. Описание материала. Материал будет полезен учителям начальных классов, учителям русского языка коррекционных школ как на уроках, так и на коррекционных занятиях. Предложенные упражнения способствуют формированию умений и навыков по предложенной теме, обеспечивают более качественное усвоение материала.
Упражнения и задания для работы по теме « Корень слова. Однокоренные слова».
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (В.А. Синицын)
1. Выпиши из данной группы слов только однокоренные слова:
Домашний, дом, домино, домовой.
Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.
2. Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Холод - ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________
3. Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите с новой строки, выделите корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь
4. Прочитай слова, найди и выдели в них корень. Найди лишнее слово. Объясни значение слов.
Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.
5. Со словами грибной, гриб, грибники составь и запиши предложения. В предложении должно быль название деревни и имя мальчика.
6. Выпиши из текста однокоренные слова, корень выдели.

В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.
7. Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе- ___________________________
Мастер по приготовлению пищи - _______________________________
Большая ложка для разливания супа - ____________________________
8. Замени данные словосочетания одним словом. В однокоренных словах выдели корень.
Положить соль- ___________________________________
Оказать помощь - __________________________________
Сделать запись - ___________________________________
9. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, данные в скобках.
(Птица) - ___________________________________ перо.
(Волк) - ____________________________________ нора.
(Корова) - __________________________________ молоко.
(Медведь) - _________________________________ берлога.
10. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит. (осина)
11. Замени выражение одним словом. К этому слову подбери однокоренные слова.
Часть суток от вечера до утра - … (ночь)
У машины мотор, у человека - …… (сердце)
У конфеты фантик, у человека - ….. (одежда)
12. Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ на юг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей. ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.
13. Подумай и запиши слова, состоящие только из корня.
14. Запиши парами предложения, в которых употреблены однокоренные слова.

В реке теплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Выдели корень в однокоренных словах.

Светлана Гладышева
«Формирование умение образовывать родственные слова». Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточно развитый словарный запас . Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов , часто не могут правильно употребить слова , т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам , по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей , неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова , наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное ) проверочное слово . Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря . Огромную роль в развитии словаря , в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами .

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова , обогащать у детей словарный запас . Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами . Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

1 этап. Подготовительный

Задачи :

Учить сравнивать предметы;

- формировать умения

Классифицировать предметы по признакам.

2 этап. Формирование умения

Задачи :

- формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;

- сформировать родственных слов ;

3 этап. Применение умения

Упражнять самостоятельно, , отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста , имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции дисграфии, дислексии. Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов : наглядных, словесных , практических, а также опору на различные анализаторы.

Программа тренинга

I. Подготовительный

1. Учить сравнивать предметы;

рассматривание картинок;

изображение частей предметов .

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

Игра «Не ошибись» .

Цель : упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый, мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игра «Похож – не похож» .

Цель : учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме , величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2. Формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

рассматривание карточек с предметами;

рассматривание предметов и анализ.

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

Игра «Отгадай-ка» .

Цель : учить детей описывать предмет , не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игра «Магазин игрушек» .

Цель : учить детей описывать предмет , находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

Знакомство со способами применения или использования предметов.

3. Классифицировать предметы по признакам.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

Диагностика

Игра «Назови три предмета» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель : Упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Птицы (звери, рыбы) ».

Цель : закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игра «Кому что нужно?» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет , необходимые людям определенной профессии.

II Формирование умения

1. Формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Подбор к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию , загадкам или читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов , и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово »

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха (рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев) .

Лесок- это … (маленький лес) .

Лесной – это … (то, что находится в лесу) .

Лесник – это… (человек, который охраняет лес) .

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу) .

2. Сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов .

модель подбора родственных слов ;

отличия похожих слов с опорой на картинки.

Схема подбора родственных слов .

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример :

Образование слов отвечающие на вопрос КАКОЙ?

III Применение умения

1. Упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов , отвечающих на вопрос КАК?

За основу любой модели берется главное слово .

Демонстрационные модели : в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова , обозначающие предметы.

Грибной - гриб. Садовый - Мясной -

Степной - Тенистый - Зеленый -

Звериный - Лесной -

Часовой - Дворовый -

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова -действия однокоренными словами-предметами .

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -

Защищать Родину -

Примирять шляпу -

Проверять тетради -

Посадить дерево -

Упражнение №3.

От слов , обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова , обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой? Что делает?

Двор - дворовый Дым - дымит

Зуб - Гудок -

Зима - Игра -

Мороз - Коса -

Лень - Пила -

Дождь - Ход -

Грязь - Шум –

Упражнение №5.

Отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова , отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

Упражнение №7.

Употребления уменьшительно -ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд : Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря :

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

сабелька саблища

ножка ножища

рука ручища

глазик глазище

Родственные слова (практический материал) - включает в себя вступительную часть (пеерчень УУД, ввеедение в тему), основная практическая часть (карточки задания от простого к сложному), итоговая часть (проверочная работа).

Может быть использована для учащихся с 2-4 классы (задания могут быть использованы дозированно и избирательно, с учётом знаний и возможностей учащихся).

Скачать:


Предварительный просмотр:

PAGE 13 из NUMPAGES 13

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

(практические задания)

г. Екатеринбург 2016 г

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли.

Введение в тему:

Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром говорят грибники: где один грибок, там и весь кузовок. Если дождь был грибной - солнышко с дождём, то жди много грибов. Собрал грибочки, почистил каждый гриб и сварил вкуснейшую грибницу.

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

  • Практические материалы:
  1. Чистякова ОВ. 30 заняний по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010
  2. Журжина ШВ, Костромина НВ. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл., М.: Просвещение, 1990

По изучению данной темы предусмотрена проверочная работа (состоящая из актуальных заданий и обобщающих заданий).

1) Прочитай слова. Определи, какое слово лишнее. Почему?

а- борьба, борец, бороться, воевать;

б - весельчак, весёлый, радостный, веселье;

в - вражда, враг, противник, вражеский;

г - дорога, путь, подорожник, дорожный;

д - крупа, крупеник, крупный, крупяной, крупинка;

е - слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезиться.

2) Назови слово, которое не является родственным к остальным словам:

Щука, щучий, щепочка, щучка, щурёнок.

Крошка, окрошка, крошить, закрашивать.

Ель, еловый, елочки, съел, ельник.

Трава, травушка, отрава, травяной.

Головка, головастик, головной, голодный, трёхголовый.

Грачонок, грачиные, граница, грачевник.

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс, заморозки.

3) Какое слово не является родственным?

а) Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.

б) Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.

в) Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.

г) Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.

д) Овощ, осень, овощной, овощерезка.

е) Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак.

ж) Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.

з) Гора, горный, горка, горе, пригорок.

к) Боль, большой, больница, больной, болеть.

л) Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.

м) Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.

н) Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник.

4) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Повар, вареник, поварёшка, варево, варенье.

… - ягоды, плоды, свареные в сахаре.

… - горячее жидкое кушание.

… - маленький варёный пирожок.

… - мастер по приготовлению пищи.

… - большая ложка для разливания жидкой пищи.

5) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.

… - проводить где-нибудь зиму.

… - место, где зимуют.

… - человек, который находится на зимовке.

… - дорога, которая проложена по снегу.

… - всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму.

6) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Лесник, лесина, подлесок, пересёлок.

… - срубленное дерево, идущее на постройку.

… - лесной сторож.

… - кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса.

… - редкий лес.

7) Прочитай. Сколько групп однокоренных слов под каждым номером:

8) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

г) Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее.

д) Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверек, звереныш, зверолов, звероферма.

е) Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.

ж) Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье.

9) Назови главное слово

а) Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.

б) Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

в) Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовый.

г) Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.

д) Звездопад, звездолёт, звздное, созвездие, звезда, звёздочка.

е) Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка.

10) Прочитай. Сколько групп однокоренных слов под каждым номером:

1 - вода, водица, водитель, водник, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной;

2 - лепет, лепить, лепной, липучка, лепщик, пролепетать, вылепить, липкий, прилипнуть;

3 - седой, усидчивый, седина, сиденье, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, засидеться.

11) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

12) Подбери и напиши однокоренные слова с указанным словом. Выдели его в однокоренных словах.

гриб - тот, кто любит собирать грибы.

Маленький гриб.

Часть гриба над землёй.

час - мастер по починке часов.

Солдат, стоящий на посту.

вал - дорога через горный хребет.

Остановка в пути.

Снежный глыбы, которые обрушиваются с гор.

барабан - тот, кто играет на барабане.

Бить, стучать в барабан.

Маленький барабан.

13) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

14) Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах:

Образец: медвежья берлога- берлога медведя.

Воронье гнездо-... , морская форма-... , коровье молоко-... , летная форма-… , школьная форма-... , ребячьи голоса-... , Московская улица-... , карандашная фабрика-... .

15) К выделенным словам подберите и напишите родственные слова с ударной гласной в корне. Выделите общую часть этих слов:

Гористая местность-… , волнистая линия-... , лесистый край-... ,

домашний халат-… , земляной вал-... , дождливый день-... , столовая посуда-… , пятнистый олень-…. .

16) Подберите к подчеркнутым словам однокоренные слова по образцу.

Запиши словосочетания. Обозначь корень.

Образец: ветер с севера- северный ветер.

Парк в городе-... ,

шишка с кедра-... ,

сок из клюквы-... ,

судно для моря-... ,

шапка из шерсти-… ,

крыша из соломы-… ,

сок из помидор-… ,

каша из овса-… ,

гвоздь из металла-… ,

лист клёна-… ,

нора крота-… .

17) Напишите однокоренные слова в три столбика: в первый, отвечающие на вопросы кто? что?, во второй- какой?, в третий- что делать?. Выделите общую часть во всех словах.

Чистота, чистить, чистый; дарить, подарить, подарочный; шум, шуметь, шумный; сторожевой, сторожить, сторожка; победить, победа, победный.

18) Прочитайте. Спишите, приписывая к данным словам по одному

однокоренному слову.

Образец: мыло- мыльница; аист- аистенок.

Сахар-… , гусь-... ,

суп-... , утка-... ,

соус-… , лиса-... ,

хлеб-... , тигр-… ,

соль-… , перец-… ,

Скажи, что обозначают слова, которые ты образовал.

19) Измените слова по образцу. Выделите корень в однокоренных словах.

Образец: вишневый кисель- кисель из вишен.

Золотое кольцо-… , деревянный дом-... ,

мясные котлеты-… , малиновое варенье-… , берёзовый сок-… , осиновое полено-… , деревянный стол-… , берёзовая роща-… , слоновая кость-… ,

20) Спишите, рядом приписывая однокоренное слово. Устно подберите еще по несколько родственных слов.

Каменщик-… , связист-… ,

летчик-… , пианист-… ,

тракторист-… , учитель-… ,

танкист-… , водитель-… ,

повар-… , лесоруб-… ,

21) Спишите. Рядом напишите слово, которым можно заменить

словосочетание. Выделите корень в однокоренных словах

Образец: сделать замену- заменить.

Сделать подарок-… , одержать победу-… ,

быть гостем-… , сделать запись-… ,

найти решение-… , покрыть краской-… ,

положить соль-… , оказать помощь-… .

22) Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной.

1) Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть.

2) Белить, белок, белизна, побелка, белила, белый, белеть.

3) Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.

23) Спиши, вставляя нужное по смыслу однокоренное слово с корнем снег .

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет … землю. … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить … , строить крепости.

24) Прочитайте, спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Объясните значение слов: рыбак, рыбный (завод), рыбник.

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник- пирог с рыбой.

25) Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову - петух.

Только жив ли петушок,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной.

Что ты, Петя, не встаешь?

Что ты песен не поешь?

Петушатина - хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушится,

Из кустов ползет лисица.

С. Маршак

26) Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:

У щуки щучья чешуя

И щучьи плавники.

Плывет щуренок, как и я,

Вдоль берега реки.

В день ветреный всегда бывает ветер.

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок,

То можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки,

Чтоб рыбной покушать ухи.

27) Подобрать к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию, загадкам.

1группа: Гриб

Как – то раннею порой вдруг полился дождь…

И из дома в тот же миг в лес отправился….

Чтобы принести улов, взял корзину для…

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький…

И обрадовался вмиг наш удачливый…

Как ему не веселиться, если здесь, в земле- …

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…

Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …

подсказки: грибной, грибник, грибов, грибную, грибочек, грибник, грибница, грибной, грибище

28) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки… .

29) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

32) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

А самый главный рыболов

33) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас -цветочница поющая.

34) Прочитайте. Спишите. Подчеркните однокоренные слова, поставьте ударение:

* В нашем совхозе много тракторов. Мой отец работает в тракторной бригаде. Я тоже буду трактористом.

* Начался футбольный сезон. Юные футболисты готовятся к матчу. Футбол-популярная спортивная игра.

* По берегу Белого моря живут люди, которые называют себя поморы. Поморы всегда были хорошими моряками. Они смело бороздили морские просторы.

35) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Ты ловись, рыбёшка, рыбка, не зевай!

Червячков, личинок, блёсны- всё хватай!

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

А самый главный рыболов

36) Прочитайте. Спишите. Подчеркните однокоренные слова, поставьте ударение:

* Грибы.

Как опытные грибники собирают грибы? Они аккуратно срезают их ножичком под корешок, чтобы не повредить нежных нитей грибницы. На них снова могут вырасти грибочки.

* Начинается новый трудовой день. Ты идешь в школу. Твой главный труд- учеба. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать, трудиться.

* Славин папа - моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живет в Приморском крае. Его называют еще Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

37) Сколько групп однокоренных слов в этом тексте? Напишите каждую группу этих слов с новой строчки. Выделите корень.

* Чистики- небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов.

Проверочная работа по теме «Родственные слова»

Фамилия и имя_________________________________________________

Класс _________________

Дата __________________

  1. Что такое родственные слова? __________________________________

________________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные (однокоренные слова):

а) конь, конкурс, коньки;

б) лес, лесенка, лесник;

в) двор, дворник, дворовый.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

Соль - ________________________________________________________

Звон - ________________________________________________________

Цвет - ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.

Гусь, гусиный, густой, гусыня.

Слеза, прослезился, слезинка, слезла.

Лев, левша, левый, налево.

Луг, луговой, лужа, лужок.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

Сосняк - _____________________

грибник - ____________________

тракторист - __________________

моряк - ______________________

росинка - ____________________

6. Исправь в тексте ошибки.

наступила асень. Дити идут гулять впарк. Рядом с ними бижит жучка. Трова на лужайке ещё зелёная. Под кустом шуршит ёжык. Белка грызёт шышки. Стучат пёстрые дятлы. Харашо в парке!


Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.


Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.

Огород - ...

Цветок - ...

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

  1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
  2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:
    • садовник - сад - садовый (однокоренные слова);
    • садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
  3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
  4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
    • водить - водитель - водительский.
    Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
  5. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
    • бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
  6. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом. )
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина ).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть - замирать п / пл лупить - луплю
    о / а спросить - спрашивать б / бл любить - люблю
    е / о (ё) петь - пою в / вл ловить - ловлю
    я / им снять - снимать м / мл кормить - кормлю
    а / ин сжать - пожинать з / ж узкий - уже
    ов / у ковать - кую ц / ч столица - столичный
    е / у (ю) клевать - клюю д / ст сладкий - сласти
    о / ноль звука сон - сна т / с цветы - цвести
    о / ноль звука сон - сна т / к пустить - пускать
    е / ноль день - дня ст / щ густой - гуща
    о / ы / у сохнуть - засыхать - сухой х / ш глухой - глушь
    о / ы / ноль звука посол - посылать - послать т / ч / щ светить - свеча - освещение
    и / й / ей лить - лью - лей д / ж / жд водить - вожу - вождение
    и / й / ой бить - бью - бой с / ш высокий - выше
    к / ч / ц кулак - кулачок - кулацкий
    г / ж / з друг - дружба - друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода ).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:

корень -бел-

белить
белобрысый
белозубый
белок
белолицый
белолобый
белоручка
белорыбица(значение: рыба семейства сиговых)
белохвостый
белошвейка(значение: швея, шьющая бельё)
белуга (значение: крупная рыба семейства осетровых)
белужий
белый
побелка

корень -берёз-

березина (значение: река Березина – один из основных притоков Днепра)
березняк (значение: берёзовый лес, роща)
берёза
берёзин
берёзка
берёзкин
берёзовый
берёзонька
берёзонькин
берёзочка
берёзушка
подберёзовик(значение: съедобный трубчатый гриб с коричневато- чёрной шляпкой)

корень -бой

боевик
боевитость
боевой
боеголовка
боеприпасы
боеспособный
боец
бойница
бойня
бойцовский
бойцовый
боёк

корень -бол-

болезненный
болезнь
болельщик(значение: любитель наблюдать спортивные состязания)
болеть
болеющий
больница
больничка
больничный
больно
больной
болячка
заболевание
заболеть
переболеть

корень -брат-

братан
братание
братец
братик
братишка
братия
браток
братск
братский
братство
по-братски
собрат

корень -бук-

азбука
азбучный
буква
буквальный
букварик
букварный
букварь
буквенный
буквоед
букинист
буковка

корень -весел-

веселить
веселиться
весело
веселье
весельчак
веселящийся
веселёшенька
весёленький
весёлость
весёлый
повеселеть
повеселиться
развеселить
развесёлый

корень -весн-

весенний
весна
весной
веснушечка
веснушки
веснушчатый
веснянка (значение: 1.Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны; 2.Небольшая светло-серая бабочка с прозрачными крыльями)
весняночка
вешний (значение: весенний, вешние воды или весенние воды)
по-весеннему

корень -вод-

вода
водица
водичка
водный
водовоз
водоворот(значение: место в реке, море, в котором течения образуют вращательное)
водолаз
водопад
водопой
водопровод
водохлёб
водоём
водянка(значение: при некоторых болезнях скопление жидкости)
водяной
движение
наводнение(значение: затопление суши водой, выступившей из берегов)
паводок(значение: поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега)
подводник
подводный

корень -вороб-

воробей
воробейчик
воробышек
воробьиная
воробьиха
воробьишка
воробьята
воробьятник(значение: 1.Домик для птиц; 2.Малый ястреб (перепелятник) )
воробьёнок

корень -ворон-

ворон
ворона
вороний
воронушка
вороньё
воронята
воронёнок
воронёночек
проворонить

корень -голов-

главный
голова
головастик(значение: 1.Хвостатая личинка; 2.О том, у кого большая голова)
головища
головка
головной
головоломка(значение: трудная загадка, задача)
головомойка
головонька
головорез
головотяп
головушка
головёнка
заглавие
заголовок
оглавление
поголовно
трёхголовый

корень -голод-

впроголодь
голод
голодание
голодать
голодающий
голодно
голодный
голодовка
голодуха
изголодаться

корень -голос-

гласность
гласный
голосина
голосистый
голосить
голосишко
голосище
голосование
голосовать
голосовой
голосок
огласка
подголосок
согласный

корень -гор-

горе
горевать
горемыка
горемычный
горестный
горесть
горькие (слёзы)
горюн
горюшко
пригорюниться

корень -грач-

грачата
грачик
грачиный
грачиха
грачишка
грачище
грачовник (значение: гнездовье грачей)
грачонок

корень -груз-

гружёный
груз
грузило
грузить
грузный
грузовик

отгружать
перегрузка
погрузка
разгрузить

корень -гус- (Гусь)

гусак гусиный
гусыня
гуськом
гусята
гусятница
гусёнок
гусёночек

корень -гус- (Гусли)

гусельки
гусляр
гуслярный (перезвон)
гуслярский (наряд)

корень -двор-

дворец
дворецкий(значение: в богатом доме старший слуга, заведующий хозяйством и прислугой)
дворик
дворник
дворня
дворняжка(значение: беспородная дворовая собака)
дворовый(дворовый футбол)
дворцовый(дворцовая площадь)
дворянин(значение: лицо, принадлежащее к дворянству)
надворный(надворные постройки)
подворье(церковное подворье)
придворный(придворная дама)

корень -добр-

добренький
добро
добровольно
добровольный
добродетель
добродетельный
добродушный
добросердечный
добросовестно
добросовестный
доброта
добрый
добрыня
добряк
задобрить
подобреть

корень -дом-

бездомный
домик
домина
домишко
домище
домовитый
домовладелец
домовладение
домоводство
домовой
домосед
домострой
домохозяйка
домочадец
домработница
домушник
надомник

корень -дорог- (Дорога)

бездорожье
дорогой
дорожка
по-дорожноу
подорожник
придорожный

-дорог- (Дорогой)

дорого
дороговато
дороговизна
дороже
дорожить
подорожание
подороже

корень -друж-

друг
дружеский
дружественный
дружина
дружинник
дружить
дружище
дружно
дружный
друзья
подруга
содружество

корень -дуб-

дуб
дубина
дубинка
дубинушка
дубняк
дубовик
дубовый
дубок
дубочек
дубрава
дубравушка
дубьё

корень -жар-

жар-птица
жара
жареный
жарить
жарища
жарко
жаркое
жаровня Посуда для жарки
жаропрочный
зажарить
поджарить
поджарка
пожар
пожарник
пожарный
прожарить

корень -звезд-

вызвездить
звезда
звездолёт
звездообразный
звездопад
звездоплавание
звездочёт
звёздный
звёздочка
звёздчатый
созвездие

корень -звер-

звереть
зверинец
звериный
зверовод
зверолов
звероферма
зверски
зверский
зверство
зверствовать
зверьё
зверюга
зверюшка
зверёк
зверёныш
озвереть

корень -звон-

дозвониться
зазвонить
звонарь (значение: Церковный служитель, который звонит в колокола)
звонит
звонкий
звонко
звонкоголосый
звонница (значение: сооружение с проёмами для церковных колоколов, колокольня)
звонок
звоночек
звонче
озвончение
перезвон
перезвонить
трезвон
трезвонить

корень -земл-

заземление
земелька
земельный
землевладелец
земледелец
земледелие
землекоп
землемер
землепашец
землетрясение
землица
земля
земляк
земляника
землянин
землянка
земляной
землячка
земной
наземный
подземелье
подземный

корень -зерн-

зернистый(зернистый материал - мелкодробленный)
зерно
зерновой
зернодробилка
зерноочистка
зерноуборочный(зерноуборочный комбайн)
зернохранилище
зёрнышко

корень -зим-

зима
зимний
зимник (значение: дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой)
зимовать
зимовка
зимовщик
зимовье (значение: место, где зимуют)
зимородок(значение: небольшая птица, родственная удоду (зимой купающаяся в снегу)
зимостойкий
зимушка
зимующий
озимый (озимый чеснок)
озимь (озимый посев, его всходы)
перезимовать
по-зимнему
предзимний
предзимье(значение: время поздней осени)

корень -зубр- (Зубр)

зубрище
зубробизон
зубрёнок
зубрёночек

-зубр- (Зубрить)

вызубрить
зазубрить
зубрилка
зубрёжка

корень -игр-

выигрывать
выигрыш
игра
играть
играющий
игривый
игрище
игровой
игрок
игротека(значение: собрание игр, специальная комната с таким собранием)
игрун
игрушечный
игрушка
наигрыш
подыграть
проигрыш
розыгрыш
сыгранность

корень -кам-

каменистый
каменка
каменный
каменотёс
каменщик
камень
камнеломка
камнеломня
камнемёт
камнеобработка
камнепад
камнерез
окаменеть

корень -карт-

карта
картина
картинка
картинный
картишки
картограф
картография
картотека
карточка

корень -кож-

кожа
кожанка
кожаный
кожевник (значение: 1.Работник кожевенного производства; 2.Жук дровосек-кожевник)
кожеед (значение: жук кожеед - ест кожу)
кожемяка
кожзаменитель
кожица
кожник
кожный
кожура
кожух(пластмассовый кожух, или корпус)
кожушок
подкожный

корень -коз-

коза
козерог
козий
козлик
козлиный
козлище
козлобородый
козлята
козлятина
козлятник
козлёнок
козочка
козёл

корень -кол-

колокол
колоколенка
колоколец
колоколище
колокольный
колокольня
колокольчик
колокольчиковый

корень -кольц-

колечко
кольцеброс(значение: оборудование для игры)
кольцевание
кольцевидный
кольцевой
кольцеобразный
кольцо
кольчуга
окольцевать
окольцованный(окольцованная птица, т.е. одето кольцо)

корень -кон-

коневод (значение: Специалист по коневодству; человек, занимающийся разведением лошадей)
коневодство
конезавод
конеферма
конина
конка(значение:Городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги)
конник
конница(значение:Конное войско)
конный
коновал
коновязь(значение:Место для привязывания лошадей)
конокрад
конский
конюх
конюшня
конёк(значение:1.Морской конёк; 2.Конёк- Горбунок)

корень -корм- (Корм)

кормилец
кормить
кормление
кормушка
кормёжка
накормить
подкормка

-корм- (Корма)

кормило
кормовой (флаг)
кормчий
кормщик

корень -крас- (Краса)

красавица
красавка
красавчик
красивенький
красивый
красоваться
красота
красотка

-крас- (Красный)

краснеть
красноватый
красногрудый
краснота
краснощёкий
краснуха

-крас- (Краска)

красильный
красильня
красильщик
краситель
красить
краска
краскопульт
крашеный
окрас
подкрасить
раскраска
раскрашивание

корень -круг(ж)- (Круг)

вокруг
круглый
кругляк
кругом
кружение
кружить
кружок
окружной
окружность

-круг(ж)- (Кружево)

кружевница
кружевной
кружевоплетение
кружевце

корень -куп- (Купать)

искупаться
купава
купальник
купальный
купание
купель

-куп- (Купить)

купец
купечество
купленный
купля
покупать
покупка

корень -кур- (Куры)

куриный
курица
курицын
курник
куровод
куроед
курочка
курятина
курятник

-кур- (Курить)

закурить
курилка
курильщик
окурок

корень -лед-

ледник
ледниковый
ледовый
ледок
ледокол
ледорез
ледоруб
ледышка
ледянка
ледяной
лёд
обледенение
подлёдный

корень -лес-

лесистый
лесник
лесничество(значение: участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком)
лесничий
лесной
лесовик (значение: 1.Гриб лесовик; 2.Лесовик-леший)
лесозаготовка
лесозащитный
лесок
лесопарк
лесопилка
лесоповал
лесоруб
лесосека участок леса, предназначенный для вырубки)
лесосплав
лесостепь(значение: зона, в которой чередуются степь и лес)
подлесоккустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива)
полесье (значение: низменная лесистая местность)

корень -лёт-

вертолёт
взлёт
звездолёт
летать
летающий
леток
летучий
лёт
лётный
лётчик
перелёт
полёт
самолёт

корень -лист-

лиственница(значение: хвойное дерево семейства сосновых с мягкой опадающей на зиму хвоей и ценной древесиной)
лиственный
листик
листовидный
листовёртка(бабочка листовёртки)
листоед (жук листоед)
листок
листообразный
листопад
листочек

корень -лос-

лосепитомник
лосеферма
лосий
лосиный
лосиха
лось
лосята
лосятина
лосёвый
лосёнок
лосёночек

корень -мед-

медведица
медведка
медведь
медвежата
медвежатник
медвежий
медвежонок
медовый
медок
медонос
медосбор
медуница
мёд

корень -молод- (Молодой)

молоденький
молодка
молодняк
молодость
молодушка
молодёжь
моложавый
моложе

-молод- (Молодец)

молодецкий
молодчага
молодчик
молодчина

корень -мороз-

замораживать
заморозка
заморозок
мороженое
мороженщик
мороженщица(значение: продавщица мороженого)
морозец
морозилка
морозильник
морозить
морозище
морозный
морозостойкий
обморожение
подмораживать

корень -нос- (Нос)

длинноносый
носатый
носик
носовой
носорог
утконос

-нос- (Носить)

носилки
носильщик
носитель
переноска
поднос
снос

корень -ног(ж)- (Нога)

босоножки
ножищи
ножка
ножной
ножонка
подножный

-ног(ж)- (Нож)

ножевой
ножик
ножницы
ножны
ножовка
ножовочный

корень -овощ-

овощевод
овощеводство
овощеводческий
овощемоечный
овощерезка
овощесушилка
овощехранилище
овощной

корень -отец-

отечественный
отечество
отче (т.е. отец)
отчество
отчий (отцовский)
отчим
по-отечески

корень -побед-

непобедимый
непобеждённый
победа
победивший
победитель
победительница
победить
победный
победоносный
побеждать
побеждающий
побеждённый

корень -раб- (Работа)

заработок
подработка
работать
работник
работница
работящий
рабочий

-раб- (Раб)

рабовладение
раболепие
рабский
рабство
рабыня

корень -рад-

обрадовать радостно радостный радость радушие радушный радующий радующийся радёхонька радёшенек

корень -рак-

ракета
ракета-носитель
ракетница
ракетный
ракетодром
ракетоносец
ракетостроение
ракетчик

корень -ран- (Рана)

израненный
поранить
ранение
раненый
ранить
ранка

-ран- (Рано)

пораньше
раненько
ранний
рановато
рань
раньше

корень -реч(к)- (Речь)

изречение
оречевление
речевой
речетатив
речистый

-реч(к)- (Река)

междуречье
поречье
реченька
речка
речник
речной
речонка

корень -род-

породниться
родина
родители
родительский
родиться
родной
родственник
родственный

корень -руч-

нарукавник
наручники
подручный
рука
рукав
рукавица
рукоделие
рукопашный
рукопись
рукопожатие
рукоятка
ручка
ручной

корень -сад-

зоосад
палисадник(значение: небольшой огороженный садик, цветник перед домом)
пересадка
посадка
посадочный
рассада (значение: молодые растения, выращенные в защищённом грунте и предназначенные для пересадки на гряды, в открытый грунт)
рассадить
садик
садовник
садовничий
садовод
садоводство
садовый
садочек
сажать
саженец

корень -слов-

злословие
послесловие
предисловие
словарик
словарный
словарь
словесникпреподаватель русского языка и литературы)
словесность(значение: художественное литературное творчество и словесный фольклор)
словесный
словечко
слово
словоизменение
словообразование
словоохотливый
словосочетание
словотворчество
словоупотребление
словцо

корень -снег-

белоснежный
заснеженный
подснежник
снегирь
снеговик
снегозадержание
снегокат (значение: приспособление для катания по снегу)
снегоочиститель
снегопад
снеготаяние
снегоуборка
снегоход (значение: автомобиль для передвижения по глубокому снегу)
снегурочка
снежинка
снежный
снежок

корень -солнц-

подсолнечник
подсолнечный
подсолнух
солнечный
солнце
солнцеворот
солнцезащитный
солнцелюбивый
солнцеобразный
солнцепёк
солнцестояние
солнцестояние(значение: период времени с наибольшей или наименьшей полуденной высотой солнца)
солнышко

корень -сол-

недосол
пересол
солеварня
солевой
соление
солить
солонец
солонец (значение: 1.Кормушка для соли; 2.Почва с содержанием легкорастворимых солей натрия)
солонина (значение: засоленное мясо)
солонка
солоноватый
солончак (значение: почва, содержащая природные соли)
солянка
солёный

корень -спорт-

спортзал
спортивный
спортинвентарь
спортклуб
спорткомплекс
спортлото
спортобщество
спортплощадка
спортсмен
спортсменка
спорттовары

корень -стол-

застолье
застольный
престол (значение: 1.Трон; 2.Высокий стол, стоящий посреди церковного алтаря)
престолонаследник
столешница(значение: верхняя плоская часть стола, его крышка)
столик
столица
столичный
столище
столоваться
столовая
стольничий
стольный (значение: стольный город (столица)
столяр (значение: рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него)
столярничать
столярный

корень -строй-

встроенный(встроенный шкаф)
домостроение
застройка
застройщик
надстройка(надстройка старого дома)
перестройка
построен
постройка
пристройка
строитель
строительный
строить
строиться
стройбат(строительный батальон солдат)
стройка
стройплощадка

корень -суд- (Суд)

неподсудный
подсудимый
судейство
судимость
судить
судопроизводство
судья

-суд- (Судно)

судовладелец
судовой
судостроение
судоходный
судёнышко

корень -трав-

разнотравье (много разных трав)
трава
травинка
травинушка
травка
травник
травница(значение: человек, занимающийся сбором лечебных и знающий способы их применения)
травонька
травополье(значение: система земледелия с периодическим травосеянием на полях для повышения плодородия почвы)
травосеяние(значение: посев кормовых трав)
травостой(травостой у протоки)
травочка
травоядный
травушка
травянистый
травяной

корень -трен-

натренированный
перетренироваться
тренаж (значение: 1.Тренировка; 2.Сон-тренаж)
тренажёр
тренер
тренерский
тренинг (тренировка)
тренированный
тренировать
тренироваться
тренировка
тренировочный

корень -уш-

безухий
вислоухий
наушники
подушка
уховёртка
ушанка
ушастый
уши
ушко
ушник
ушной

корень -хлеб-

нахлебник
хлебец
хлебница
хлебный
хлебобулочный
хлебозавод
хлебозаготовка
хлебопашец
хлебопекарня
хлебопродукты
хлебопёк
хлеборезка
хлебороб
хлебосол
хлебоуборочный
хлебушек

корень -холод-

охладить
охлаждённый
похолодание
прохлада
прохладный
холодец
холодильник
холодильный
холодина
холодить
холодище
холодно
холодновато
холоднокровный
холодок
холодостойкий

корень -ход-

вездеход
восход
вход
выходить
луноход
переход
поход
походка
теплоход
ходики
ходить
ходули
ходунки

корень -цвет-

первоцвет
пустоцвет
расцветать
соцветие
цвести
цветение
цветник
цветовод
цветочек
цветочный
цветущий
цветы
&nbs /tdp;