Ввод войск в афганистан 1979 краткое. Афганская война краткая информация

Почти 10 лет – с декабря 1979 и по февраль 1989 года на территории Республики Афганистан проходили военные действия, получившие название Афганской войны, а по сути — это был один из периодов гражданской войны, которая сотрясает это государство уже не одно десятилетие. С одной стороны воевали проправительственные силы (афганская армия), поддерживаемые ограниченным контингентом советских войск, а противостояли им довольно многочисленные формирования вооруженных афганских мусульман (моджахедов), которым оказывали существенную материальную поддержку силы НАТО и большинство стран мусульманского мира. Получилось, что на территории Афганистана в очередной раз столкнулись интересы двух противоборствующих политических систем: одни стремился поддержать в этой стране прокоммунистический режим, а другие предпочитали, чтобы афганское общество шло по исламистскому пути развития. Проще говоря, велась борьба за установление абсолютного контроля над территорией этого азиатского государства.

На протяжении всех 10 лет постоянный советский воинский контингент в Афганистане насчитывал около 100 тысяч солдат и офицеров, а всего через Афганскую войну прошло более полумиллиона советских военнослужащих. И обошлась эта война Советскому Союзу примерно в 75 млрд. долларов. В свою очередь Запад оказал моджахедам финансовую помощь на 8,5 млрд. долларов.

Причины Афганской войны

Центральная Азия, где находится Республика Афганистан, всегда являлась одним из ключевых регионов, где уже несколько столетий пересекаются интересы многих сильнейших мировых держав. Так и в 80-е годы прошлого века там столкнулись интересы СССР и США.

Когда в далеком 1919 году Афганистан обрел независимость и освободился от британской колонизации, то первой страной, которая признала эту независимость, стала молодая советская страна. Все последующие годы СССР оказывал своему южному соседу ощутимую материальную помощь и поддержку, а Афганистан в свою очередь оставался преданным в важнейших политических вопросах.

И когда в результате Апрельской революции 1978 года к власти в этой азиатской стране пришли сторонники идей социализма и провозгласили Афганистан демократической республикой, то оппозиция (радикальные исламисты) объявили вновь созданному правительству священную войну. Под предлогом оказания братскому афганскому народу интернациональной помощи и для защиты своих южных рубежей руководство СССР приняло решение ввести на территорию сопредельной страны свой воинский контингент, тем более что правительство Афганистана неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании военной помощи. На самом деле все обстояло немного иначе: руководство Советского Союза не могло допустить выхода этой страны из сферы своего влияния, поскольку приход к власти афганской оппозиции мог привести к усилению позиций США в этом регионе, расположенном очень близко к советской территории. То есть, именно в это время Афганистан стал тем местом, где столкнулись интересы двух «сверхдержав», а их вмешательство во внутреннюю политику страны и стало причиной 10-летней афганской войны.

Ход войны

Членами Политбюро ЦК КПСС без согласования с Верховным Советом 12 декабря 1979 года было окончательно принято решение об оказании интернациональной помощи братскому народу Афганистана. И уже 25 декабря части 40-й армии начали переправляться через речку Амударья на территорию сопредельного государства.

В ходе афганской войны можно условно выделить 4 периода:

  • I период – с декабря 1979 по февраль 1980. В Афганистан был введен ограниченный контингент, который разместили по гарнизонам. Их задачей был контроль положения в крупных городах, охрана и оборона мест дислокации воинских подразделений. В этот период не проводились боевые действия, но в результате обстрелов и нападений моджахедов советские части несли потери. Так за 1980 год погибло 1500 человек.
  • II период – с марта 1980 по апрель 1985. Проведение активных боевых действий и крупных военных операций совместно с силами афганской армии на всей территории государства. Именно в этот период советский воинский контингент понес значительные потери: в 1982 году погибло около 2000 человек, в 1985 – более 2300. В это время афганская оппозиция переместила свои основные вооруженные силы в горные районы, где использовать современную моторизованную технику было сложно. Мятежники перешли к маневренным действиям небольшими отрядами, что не давало возможность использовать для их уничтожения авиацию и артиллерию. Для разгрома противника необходимо было ликвидировать базовые районы сосредоточения моджахедов. В 1980 году в Панджшере была проведена крупная операция, в декабре 1981 в провинции Джаузджан был разгромлен базовый пункт мятежников, в июне 1982 в результате военных действий с массовой высадкой десанта был взят Панджшер. В ущелье Ниджраб в апреле 1983 года были разгромлены отряды оппозиции.
  • III период – с мая 1985 по декабрь 1986. Активные боевые действия советского контингента снижаются, воинские операции чаще стали проводится силами афганской армии, которой оказывалась существенная поддержка авиацией и артиллерией. Пресекалась доставка из-за рубежа оружия и боеприпасов для вооружения моджахедов. Были возвращены в СССР 6 танковых, мотострелковых и зенитных полков.
  • IV период – с января 1987 по февраль 1989.

Руководство Афганистана и Пакистана при поддержке ООН начали подготовку к мирному урегулированию ситуации в стране. Некоторые советские подразделения совместно с афганской армией проводят операции по разгрому баз боевиков в провинциях Логар, Нангархар, Кабул и Кандагар. Этот период завершился 15 февраля 1988 года выводом всех советских воинских частей из Афганистана.

Итоги Афганской войны

За 10 лет этой войны в Афганистане погибло почти 15 тысяч советских военных, более 6 тысяч остались инвалидами, а около 200 человек до сих считаются пропавшими без вести.

Через три года после ухода советского воинского контингента к власти в стране пришли радикальные исламисты, и в 1992 году Афганистан был провозглашен исламским государством. Но мир и покой в стране так и не наступил.

Потери личного состава по официальным данным. Из справки Министерства обороны СССР: «Всего прошло через Афганистан 546 255 человек. Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Всего убито, умерло от ран и болезней 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров (14,3%). Всего ранено 49 985 человек, в том числе 7132 офицера (14,3%). Стали инвалидами 6669 человек. Находятся в розыске 330 человек».

Награды. Награждено орденами и медалями СССР более 200 тысяч человек, 71 из них стали Героями Советского Союза.

Афганский цифры. В другой справке, опубликованной в газете «Известия», приводится сообщение афганского правительства «о потерях правительственных войск - за 5 месяцев боев с 20 января по 21 июня 1989 г.: 1748 солдат и офицеров убиты и 3483 ранены». Пересчитывая потери на один год с 5-месячного срока, получаем, что примерно могло быть убито 4196 и ранено 8360 человек. Учитывая, что в Кабуле как в министерстве обороны, так и в других правительственных органах советские советники контролировали любую информацию, тем более с фронта, то совершенно очевидно, что указанные в газете цифры потерь афганских военнослужащих не только явно занижены, но и неправильно указано соотношение между ранеными и убитыми. Тем не менее и по этим липовым цифрам можно примерно определить действительные потери советских войск в Афганистане.

13 человек ежедневно! Если полагать, что боевые действия моджахедов против советских войск в тех же районах велись с еще большим ожесточением и интенсивностью, как против «иноверцев и оккупантов», то можно ориентировочно считать наши потери за год были равны не менее 5 тысячам убитыми — 13 человек в день. Количество раненых определяем из соотношения потерь по справке нашего министерства обороны 1:З,6, следовательно, их число составит около 180-ти тысяч за десять лет войны.

Постоянный контингент. Спрашивается, а сколько же советских военнослужащих приняло участие в Афганской войне? Из отрывочных сведений нашего министерства обороны узнаем, в Афганистане было 180 военных городков и в боевых действиях приняли участие 788 командиров батальонов. Полагаем, что в среднем командир батальона жил в Афганистане 2 года. Значит, за 10 лет войны численный состав командиров батальонов обновился 5 раз. Следовательно, в Афганистане было постоянно ежегодно около 788:5 — 157 боевых батальонов. Число военных городков и число батальонов достаточно близко согласуются между собой.

Полагая, что боевом батальоне служило не менее 500 человек, получаем, что в действующей 40-й армии было 157*500 = 78500 человек. Для нормального функционирования войск, борющихся с противником, необходимы вспомогательные части тыла (подвоз боеприпасов, горюче-смазочных материалов, ремонтно-технические мастерские, охрана караванов, охрана дорог, охрана военных городков, батальонов, полков, дивизий, армии, госпитали и т.д.). Соотношение численности вспомогательных частей к боевым составляет примерно 3:1 — это еще примерно 235500 военнослужащих. Таким образом, общая численность военнослужащих, находившихся постоянно ежегодно в Афганистане, была не менее 314 тысяч человек.

Общие цифры. Итак, за 10 лет войны Афганистан прошло не менее трех миллионов человек, из них 800 тысяч участвовало в боевых действиях. Наши общие потери составили не менее 460 тысяч человек, из них — 50 тысяч убитых, 180 тысяч раненых, в том числе 100 тысяч подорвавшихся на минах — тяжелораненых, 1000 пропавших без вести, 230 тысяч больных гепатитом, желтухой, брюшным тифом.

Получается, что в официальных данных страшные цифры занижены примерно в 10 раз.


В 1973 году произошла Даудская (Саурская) революция, свергнувшая монархию в Афганистане. Первым президентом Афганистана стал Мухаммед Дауд Хан (двоюродный брат свергнутого короля), который опирался на Народно-демократическую партию Афганистана - НДПА. Эта партия образовалась в 1965 году и придерживалась прокоммунистической ориентации. В 1967 году в виду тактических разногласий в ней оформились два крыла: «Хальк» («Народ») во главе с Н. М. Тараки и «Парчан» («Знамя») во главе с Б. Кармалем, получившие свои названия по одноименным фракционным газетам.

Однако новая власть не решила насущных социально-экономических, политических и национальных проблем в стране. Более того, Дауд попытался фактически вернуться к монархическим формам правления. В стране были запрещены профсоюзы, деятельность политических партий, репрессии обрушились и на НДПА. В этих условиях обе фракции НДПА в 1977 году объединились, заручились поддержкой армии и 27 апреля 1978 года свергли режим Дауда. Руководство страной взял на себя Революционный совет под председательством Нура Мухаммеда Тараки, а его заместителем стал Бабрак Кармаль. В декабре 1978 года был подписан советско-афганский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Началось проведение радикальных социальных реформ, ориентированных на опыт строительства социализма в среднеазиатских республиках Советского Союза. Это вызвало сильное сопротивление внутри страны и особенно со стороны мусульманского духовенства: на 16 млн. афганцев было 40 тысяч мечетей и 250 тысяч мулл. Активную помощь противникам новой власти стал оказывать Пакистан, на территории которого оказалось около 2 млн. афганских беженцев. Часть из них стала вступать в отряды вооруженной оппозиции, т которую обучали пакистанские офицеры и инструкторы из различных западных стран. Уже в июне 1978 года образовался «Национальный фронт освобождения Афганистана». Крупные мятежи были организованы в Герате, Кандагаре, Джелалабаде и Хосте. Весной 1979 года с 1 территории Пакистана была предпринята попытка крупного вторжения, а в июне-августе были подавлены вооруженные выступления в самом Кабуле. Эти трудности усугубились вновь вспыхнувшей борьбой внутри НДПА - между группировками «Хальк» и «Парчан». Началась фактически гражданская война, в ходе которой в сентябре 1979 года физически был устранен руководитель НДПА и государства Тараки. Всю власть узурпировал премьер-министр, он же - министр обороны и внутренних дел X. Амин, который развернул в стране кампанию террора и репрессий и пытался использовать всестороннюю помощь СССР для укрепления своей личной власти.

В этой обстановке 12 декабря 1979 года в кабинете Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева в тайне от Верховного Совета СССР, ЦК КПСС и даже Политбюро было принято политическое решение о вводе советских войск в Афганистан. Одним из формальных оснований был «Перечень просьб Афганского руководства по поводу ввода в ДРА различных контингентов советских войск в 1979 г.», имеющий гриф «Особо важный документ» и подготовленный для Генерального Секретаря ЦК КПСС, в котором в хронологической последовательности были воспроизведены просьбы афганского руководства о предоставлении советской военной помощи: «14 апреля 1979 года - направить в ДРА 15–20 советских вертолетов с экипажами; 16 июня - направить в ДРА советские экипажи на танки и боевые машины пехоты для охраны правительства, аэродромов Баграм и Шинданд; 11 июля - ввести в Кабул несколько советских спецгрупп численностью до батальона каждая; 19 июля - ввести в Афганистан до двух дивизий; 20 июля - ввести в Кабул воздушно-десантную дивизию; 21 июля - направить в ДРА 8-10 вертолетов МИ-24 с советскими экипажами; 24 июля - ввести в Кабул три армейских подразделения; 12 августа - необходимо скорейшее введение советских подразделений, а также трех советских спецподразделений; 21 августа - направить в Кабул 1,5–2 тысячи советских десантников, заменить афганские расчеты зенитных средств советскими расчетами; 25 августа - ввести в Кабул советские войска; 2 октября, 17 и 20 ноября - направить спецбатальон для личной охраны Амина; 2 декабря - ввести в провинцию Бадахшан усиленный полк; 4 декабря - ввести в северные районы Афганистана подразделения советской милиции; 12 декабря - разместить на севере Афганистана советские гарнизоны и взять под охрану дороги ДРА». (Ляховский А. А., Забродин В. М. Тайны Афганской войны. М., 1991. С. 49–50.)

Руководство Генерального штаба СССР выступило против ввода войск, но его мнение не было принято в расчет. В архивах Министерства обороны СССР нет документов, в которых ставилась бы задача на подготовку ввода советских войск в Афганистан. Все распоряжения отдавались министром обороны Д. Ф. Устиновым только устно, на основе которых было сделано около 30 различных директив и развернуты сто соединений, частей и учреждений. Для доукомплектования было призвано более 50 тысяч офицеров, сержантов и солдат. (Ляховский А. А., Забродин В. М. Указ. соч. С. 213.)

24 декабря 1979 года на совещании руководящего состава Министерства обороны СССР было объявлено о принятии советским руководством решения о вводе войск в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу». В тот же день была подписана и директива на ввод войск, в которой участие советских воинских частей в боевых действиях не предусматривалось, а предполагалось, что войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Однако этот шаг не привел к нормализации ситуации в Афганистане, произошло ужесточение и расширение гражданской войны, а советский воинский контингент оказался вовлеченным в эскалацию военных действий. Обострились международная напряженность и военно-политическое соперничество между СССР и США.

Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2 238 дней. 25 декабря 1979 года в 7 часов утра в районе города Термеза два понтонно-мостовых полка начали наводить понтонный мост. В 15.00 начался ввод советских войск в Афганистан в соответствии с приказом министра обороны СССР. Первыми переправились разведчики, а затем, под руководством генерала К. Кузьмина - 108-я мотострелковая дивизия. В это же время военно-транспортная авиация начала переброску по воздуху основных сил воздушно-десантной дивизии и отдельного парашютно-десантного полка на аэродромы Кабула и Баграма. До последней минуты десантники не были посвящены в планы высшего руководства. Для переброски личного состава потребовалось сорок семь часов, за которые было совершено 343 рейса. В Кабул и Баграм было доставлено 7 700 десантников и 894 единиц боевой техники. 27 декабря 103-я воздушно-десантная дивизия взяла под свой контроль здание ЦК НДПА, министерство обороны, МВД, министерство связи и другие важные объекты столицы Афганистана. Части 108-й мотострелковой дивизии к утру 28 декабря сосредоточились северо-восточнее Кабула.

На заседании Политбюро ЦК КПСС 27 декабря были рассмотрены мероприятия по пропагандистскому обеспечению ввода советских войск в Афганистан и передачи власти Б. Кармалю. Этим решением правда об афганской войне была надолго спрятана от советских людей.

Военную операцию по введению советских войск в Афганистан можно разделить на два этапа: 1) 27–28 декабря, 2) 29–31 декабря 1979 года. На первом этапе 27 декабря штурмом был взят дворец Дар-уль-Аман, кабульское радио и другие важные объекты. X. Амин в ходе штурма дворца был смертельно ранен гранатой, однако, по официальной версии, «революционный суд приговорил предателя Хафизуллу Амина к смертной казни». (Гай Д., Снегирев В. Вторжение. // Знамя. 1991, № 3, С.196.) 28 декабря положение в Кабуле полностью контролировалось советскими войсками.

Второй этап заключался в том, чтобы, перейдя государственную границу и совершив марш по маршрутам Термез - Кабул - Газни и Кушка - Герат - Кандагар, охватить кольцом наиболее важные административные центры страны. Выполняя эту задачу, первая мотострелковая дивизия (12 тысяч человек) двигалась в направлении Кушка - Кандагар, а другие силы через Термез, перевал Саланг - на Баграм и Кабул. Часть советских войск из Кабула направилась в Гардес.

До 1 января 1980 года было введено 50 тысяч военнослужащих, в том числе две воздушно-десантные и две мотострелковые дивизии. В январе 1980 года в Афганистан вошли еще две мотострелковые дивизии, и общая численность советских войск достигла 80 тысяч человек. В течение первой половины 1980 года советский военный контингент продолжал усиливаться, особенно за счет четырех полков боевой авиации, трех вертолетных и различных отдельных бригад и полков.

Советские войска выполняли следующие задачи: охраняли автодороги Кушка - Герат - Шиндад - Гиршет - Кандагар; Термез - Кабул; Кабул - Джелалабад; Кундуз - Файзабад; охраняли объекты экономического сотрудничества: газопромысел Шитеран - Джаркудук, электростанции в Суруби, Наглезе, Кабуле; охраняли и обеспечивали функционирование аэродромов Кундуз, Файзабад, Баграм, Кабул, Герат, Кандагар и др.; содействовали укреплению органов власти в 21 провинции; проводили колонны с грузами; совместно с афганскими частями вели боевые действия против отрядов оппозиции; вели борьбу с караванами, доставляющими оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана; решали другие задачи по просьбе руководства ДРА. С течением времени советский воинский контингент все более втягивался в крупномасштабные военные действия.

Афганская оппозиция активно использовала ошибки новой власти во главе с Кармалем, которая спешила с проведением аграрной реформы, занимала ошибочную позицию в отношении служителей культа, форсировала введение закона о женском равноправии, в том числе открытие школы для девочек и др. Социальной опорой оппозиции были и многочисленные беженцы, из которых на территории Пакистана формировались с помощью американских военных инструкторов отряды душманов. Большую часть вооружения эти отряды получали от США, Пакистана, Саудовской Аравии и Великобритании, в том числе ракеты «земля - воздух» М-66, миниатюрный ракета «красный глаз», минометы, огнеметы, базуки, а также химическое оружие и даже нервно-паралитическое вещество 517 Си-Эс.

Начиная с зимы 1980/81 года, оппозиция усилила диверсионно-террористическую деятельность. Вместо крупных формирований в 500-1000 человек начали действовать небольшие отряды по 30–50 человек и даже более мелкие группы, состоящие из 2–3 террористов. Объектами диверсий стали промышленные предприятия, транспорт, ирригационные и энергетические сооружения. В ходе этих действий оппозиции заметные потери стал нести советский военный контингент, который, прежде всего, и использовался для выполнения задач по охране государственных и других объектов ДРА. Если в 1979 году потери личного состава составили 86 человек, то в 1980-м - 1484, в 1981 году - 1298, в 1982 году - 1948, в 1983 году - 1446, в 1984 году 2343, в 1985 году - 1868, в 1986 году - 1333, в 1987 году - 1215, 1988 году - 759, в 1989 году - 53 человека. (Ляховский А. А. Трагедия и доблесть Афганистана. М., 1995, приложение № 14.)

Безвозмездные потери личного состава советских войск в целом за весь период афганской войны составили 13 310 человек убитыми, 35 478 - ранеными и 311 - пропавшими без вести. Ежегодно война стоила советскому народу 5 млрд. рублей. (Письмо ЦК КПСС по Афганистану от 10 мая 1988 г. Цит. по: Ляховский А. А. Трагедия и доблесть Афганистана. М., 1995, приложение № 8.) Кроме этого, в Афганистане погибло 585 сотрудников КГБ СССР, 28 сотрудников МВД СССР и 180 военных советников, переводчиков и других специалистов. (Там же, приложение № 14.)

Почти сразу же после введения советских войск начали предприниматься попытки политического решения «афганской проблемы». Однако только в 1986 году руководство ДРА выдвинуло программу политики национального примирения. На этот новый курс прямое влияние оказала начавшаяся в СССР перестройка и новое политическое мышление советского руководства во главе с М. С. Горбачевым в области внешней политики. Политика национального примирения включала в себя: переговоры с вооруженной оппозицией; создание условий для возвращения на родину всех беженцев; политическую и военную амнистию всем афганцам, прекратившим борьбу против существующего правительства, и даже формирование коалиционного правительства. В результате этой новой политики к руководству НДПА пришли новые силы, а генеральным секретарем ЦК с мая 1986 года стал М. Наджибулла. 30 ноября 1987 года в соответствии с новой конституцией Афганистана на собрании представителей всех слоев населения Наджибулла был избран президентом страны.

После этого правительство ДРА разрешило беспрепятственное возвращение на родину всем беженцам, гарантировало права и свободы всем гражданам ДРА, прекратившим вооруженную борьбу, а к октябрю 1989 года подписало соглашения о прекращении боевых действий с 2/3 всех полевых командиров афганской оппозиции.

В конце 1988 - начале 1989 года были проведены встречи между представителями СССР и афганской оппозицией, а также с представителями пакистанского, иранского руководства и бывшим королем Афганистана М. Захир Шахом о прекращении войны, восстановлении мира в стране и формировании коалиционного правительства. В рамках этих переговоров СССР подтвердил, что выполнит полностью взятые на себя в Женеве 14 апреля 1988 года обязательства по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. К 15 февраля 1989 года был завершен вывод советских войск из Афганистана, за которым осуществлялся контроль наблюдателями ООН.

Статья рассказывает кратко о войне в Афганистане, которую вел Советский союз в 1979-1989 гг. Война была следствием противостояния СССР и США и была направлена на усиление позиций Советского Союза в этом регионе. Это было единственное применение за годы Холодной войны большого контингента советских войск.

  1. Причины войны в Афганистане
  2. Ход войны в Афганистане
  3. Итоги войны в Афганистане

Причины войны в Афганистане

  • В 60-х гг. XX в. Афганистан оставался королевством. Страна находилась на очень низком уровне развития с господством полуфеодальных отношений. В это время в Афганистане при поддержке Советского союза возникает коммунистическая партия и начинает борьбу за власть.
  • В 1973 г. происходит государственный переворот, в результате которого власть короля была свергнута. В 1978 г. происходит очередной переворот, во время которого побеждают сторонники социалистического пути развития с опорой на поддержку Советского союза. В страну направляется большое количество советских специалистов.
  • Власть не пользуется доверием мусульманского общества. Члены Демократической Народной Партии Афганистана составляют незначительный процент населения и занимают преимущественно государственные должности. В результате весной 1979 г. начинается всеобщее восстание против коммунистического режима. Успешное наступление повстанцев приводит к тому, что в руках власти остаются только крупные городские центры. Премьер-министром становится Х. Амин, который начинает жестко подавлять восстание. Однако, эти меры уже не приносят результата. Само имя Амина вызывает ненависть в населении.
  • Советское руководство озабочено ситуацией в Афганистане. Падение коммунистического режима может привести к нарастанию сепаратистских настроений в азиатских республиках. Правительство СССР неоднократно обращается к Амину с предложениями военной помощи и советует пойти на смягчение режима. В качестве одной из мер Амину предлагают передать власть бывшему вице-президенту Б. Кармалю. Однако, публично просить помощь Амин отказывается. СССР пока ограничивается участием военных специалистов.
  • В сентябре Амин захватывает президентский дворец и начинает проводить еще более жесткую политику по физическому уничтожению недовольных. Последней каплей становится убийство советского посла, прибывшего к Амину для переговоров. СССР решается на ввод вооруженных сил.

Ход войны в Афганистане

  • В конце декабря 1979 г в результате советской спецоперации был захвачен президентский дворец и убит Амин. Вслед за переворотом в Кабуле в Афганистан начинают вводиться советские войска. Советское руководство заявляет о вводе ограниченного контингента с целью охраны новой власти во главе с Б. Кармалем. Его действия были направлены на смягчение политики: широкая амнистия, положительные реформы. Однако, фанатично настроенные мусульмане не могут смириться с нахождением на территории государства советских войск. Кармаля считают марионеткой в руках Кремля (что в общем-то верно). Повстанцы (моджахеды) активизируют свои действия теперь уже против советской армии.
  • Действия советских вооруженных сил в Афганистане можно условно разделить на два этапа: до и после 1985 г. В течение года войска занимают крупнейшие центры, создаются укрепленные районы, происходит общая оценка и выработка тактики. Затем проводятся крупные военные операции совместно с афганскими вооруженными силами.
  • В партизанской войне практически невозможно одержать победу над повстанцами. Россия много раз подтверждала этот закон, но впервые испытала его действие на себе, как на захватчике. Афганцы, несмотря на большие потери и нехватку современного вооружения, оказывали яростное сопротивление. Война приняла священный характер борьбы с неверными. Помощь правительственной армии была незначительна. Советские войска контролировали только основные центры, составлявшие небольшую территорию. Крупномасштабные операции не приносили значительных успехов.
  • В таких условиях в 1985 г. советское руководство принимает решение о свертывании боевых действий и начале вывода войск. Участие СССР должно заключаться в проведении спецопераций и оказании помощи правительственным войскам, которые должны сами нести основную тяжесть войны. Большую роль сыграла Перестройка и резкий поворот в политике Советского союза.
  • В 1989 г. с территории Афганистана были выведены последние части советской армии.

Итоги войны в Афганистане

  • В политическом отношении война в Афганистане не принесла успехов. Власть продолжала контролировать незначительную территорию, сельские районы оставались в руках повстанцев. Война нанесла большой удар по авторитету СССР и значительно усилила кризис, приведший к распаду страны.
  • Советская армия понесла большие потери убитыми (около 15 тыс. чел.) и ранеными (около 50 тыс. чел.). Солдаты не понимали, за что они сражались на чужой территории. При новой власти война была названа ошибкой, а ее участники - никому не нужны.
  • Война причинила большой ущерб Афганистану. Развитие страны было приостановлено, количество жертв только убитыми составило около 1 млн. чел.

Война в Афганистане – одно из главных событий «холодной войны», спровоцировавшее кризис коммунистической системы, а вслед за ним и распад СССР. Война привела к гибели 15 тыс. советских военнослужащих, появлению нескольких десятков тысяч молодых военных инвалидов, обострила и без того тяжёлый социально-экономический кризис, в котором оказался Советский Союз во второй половине 1970-х гг., сделала непомерным для страны бремя военных расходов, обусловила дальнейшую международную изоляцию СССР.

Истинные причины войны заключались в неспособности советского руководства своевременно и правильно оценить крупные динамичные изменения на Большом Ближнем Востоке, основным содержанием которых стало появление и рост исламского фундаментализма, систематическое использование терроризма как инструмента для достижения политических целей, возникновение авантюрных режимов, делавших ставку на вооружённые конфликты (Иран, Ирак, Сирия, Ливия), экономическая поляризация, рост населения за счёт молодого поколения, недовольного своим материальным положением.

В регионе со второй половины 1960-х начали формироваться новые центры влияния, альянсы и линии напряжения, аккумулировались огромные финансовые средства от продажи нефти и торговли оружием, которое в избытке повсеместно стало расползаться. Политический разлом в регионе проходил не по оси «социализм-капитализм», как это себе ошибочно представляла Москва, а по религиозным линиям.

Ввод войск и война не могли быть ответом на эти перемены и новые проблемы. Однако Москва по-прежнему рассматривала ближневосточный регион через призму своего противостояния с США, как арену некой «большой» игры сверхдержав с нулевой суммой.

Афганский кризис – это образчик непонимания Москвой своих национальных интересов, неправильной оценки положения в мире, регионе и в собственной стране, идеологической зашоренности, политической близорукости.

На Афганистане проявилась неадекватность целей и методов советской внешней политики реальному положению дел в мире.

Середина и вторая половина 1970-х ознаменовалась на Ближнем Востоке ростом нестабильности, что стало следствием антиколониальных революций 1950-60-х, череды арабо-израильских конфликтов, пробуждения ислама. Особенно бурным выдался 1979 г.: лидер арабского мира Египет заключает сепаратный мирный договор с Израилем, что вызывает бурю негодования в регионе; революция в Иране приводит к власти аятолл; возглавивший Ирак Саддам Хусейн ищет повода для вооружённого конфликта и находит его в войне с Ираном; Сирия во главе с Асадом (старшим) провоцирует гражданскую войну в Ливане, в которую втягивается Иран; Ливия под руководством Каддафи спонсирует различные террористические группировки; уходит в отставку левоцентристское правительство в Турции.

Радикализируется ситуация и в периферийном Афганистане. В апреле 1978 г. здесь к власти приходит «Народно-демократическая партия Афганистана», заявляющая о стремлении строить социализм. На политическом языке того времени это означало заявление о готовности стать «клиентом» СССР в расчёте на финансово-экономическую и военную помощь.

С Афганистаном у Советского Союза хорошие, даже превосходные отношения с 1919 г., когда Афганистан обрёл независимость от Англии и установил дружеские связи с Советской Россией. За все прошедшие с тех пор десятилетия не найти в советской истории упоминания Афганистана в негативном контексте. Существовали обоюдовыгодные торгово-экономические связи. Афганистан считал, что находится в неформальной сфере влияния СССР. Запад этот факт негласно признавал и никогда Афганистаном не интересовался. Даже смена монархии на республику в 1973 г. в результате дворцового переворота не изменила характера двусторонних отношений.

Апрельская «революция» 1978 г. была для Москвы неожиданной, но не случайной. В Москве хорошо знали руководителей (Тараки, Амина, Кармаля) и многих участников переворота – они часто бывали в СССР, с ними тесно общались и работали представители Международного отдела ЦК КПСС и Первого Главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки).

Казалось, Москва ничего не проиграла от смены режима. Однако «социалисты» повторили печальный советский опыт 1920-х в Средней Азии, когда национализация и перераспределение земли, собственности, репрессивные меры вызвали сопротивление населения. На протяжении 1978 г. социальная база «социалистов» неуклонно сужалась. Ситуацией воспользовались соседние Иран и Пакистан, которые стали засылать в Афганистан группы своих военнослужащих в гражданской одежде, а также поддерживать оппозицию оружием. Активность проявил Китай. Параллельно усилились исторически существовавшие и ранее противоречия между лидерами «социалистов».

В итоге уже через год, весной 1979 г., ситуация в Афганистане стала критической для новой власти – она была на грани падения. Под её контролем оставались лишь столица и ещё 2 из 34 провинций.

18 марта 1979 г. Тараки в продолжительном телефонном разговоре с главой советского правительства А.Косыгиным объясняет сложившуюся ситуацию и настойчиво просит ввести войска – теперь только это может спасти положение, т.е. просоветскую власть. В каждом слове Тараки сквозит отчаяние, сознание безысходности. Каждый вопрос советского руководителя он возвращает к одной и той же настоятельной просьбе – введите войска.

Для Косыгина этот разговор становится откровением. Несмотря на большое количество советников, работающих в Афганистане по линии различных ведомств, в т.ч. КГБ и минобороны, советское руководство не в курсе происходящего в этой стране. Косыгин недоумевает, почему, мол, сами не можете защититься. Тараки признаёт, что режим не имеет поддержки среди населения. В ответ на наивные, идеологически обусловленные предложения Косыгина опереться на «рабочих», Тараки говорит, что таковых всего 1-2 тыс. чел. Советский премьер предлагает, как ему представляется, разумное решение: войск не дадим, но поставим технику и оружие в необходимом количестве. Тараки разъясняет ему, что танками и самолётами некому управлять, нет подготовленных кадров. Когда же Косыгин напоминает о нескольких сотнях афганских офицеров, прошедших подготовку в СССР, Тараки сообщает, что почти все они перешли на сторону оппозиции, причём в основном по религиозным мотивам.

Незадолго до Тараки в Москву звонил Амин и почти всё то же самое сообщил министру обороны СССР Д.Устинову.

В тот же день Косыгин информирует о состоявшемся разговоре своих коллег по Политбюро на специально созванном для этого заседании. Члены Политбюро высказывают, казалось бы, здравомыслящие соображения: недооценили религиозный фактор, у режима узкая социальная база, есть вмешательство со стороны Ирана и Пакистана (а не США), ввод войск будет означать войну с населением. Вроде бы есть повод для того, чтобы пересмотреть или хотя бы откорректировать политику в Афганистане: начать контакты с оппозицией, с Ираном и Пакистаном, найти общую основу для примирения, сформировать коалиционное правительство и т.п. Вместо этого Политбюро решает следовать более чем странной линии, которую Косыгин предложил Тараки, - готовы поставить оружие и технику (которой некому управлять), но войска вводить не будем. Тогда следовало ответить на вопрос: а что делать в случае неминуемого падения режима, о чём сам режим и предупреждает? Но этот вопрос остаётся без ответа, а вся линия советских действий переводится в плоскость выжидания и ситуативных решений. Стратегии нет.

В Политбюро постепенно выделяются 3 группы: 1) Андропов и Устинов, которые, в конце концов, настаивают на вводе войск, 2) Косыгин, противящийся этому решению до конца, 3) Громыко, Суслов, Черненко, Кириленко, которые молча или неактивно поддерживают ввод войск. Больной Л.Брежнев уже редко участвует в заседаниях Политбюро и с трудом фокусируется на проблемах, которые необходимо решать. Эти люди входят в комиссию Политбюро по Афганистану и фактически действуют от имени всего Политбюро, принимая соответствующие решения.

На протяжении весны-лета 1979 г. Тараки и Амин усиливают давление на советское руководство просьбами помочь войсками. Ситуация становится настолько драматичной, что их просьбы, несмотря на позицию Политбюро, уже поддерживают и все советские представители в Афганистане - посол, представители по линии КГБ и минобороны.

К сентябрю накаляется конфликт и борьба за власть между самими афганскими лидерами – Тараки и Амином. 13-16 сентября в Кабуле происходит неудачное покушение на Амина, в результате чего он захватывает власть, отстраняет Тараки, которого позже убивают. Судя по всему, эта неудачная операция по устранению Амина проводилась с ведома, если не без участия Москвы.

С этого времени Москва задаётся целью добиться устранения Амина, которому она не доверяет, привести к власти «своего» человека – Кармаля и стабилизировать ситуацию в Афганистане. Амин даёт поводы: понимая, что его выживание зависит теперь только от него самого, он идёт на диалог с некоторыми оппозиционными силами, а также пытается установить контакт с американцами. В Москве эти сами по себе разумные действия, но совершённые без согласования и втайне от советской стороны, рассматриваются как удар по советским интересам, попытка вывести Афганистан из советской сферы влияния.

Примерно в октябре-ноябре прорабатываются вопросы спецоперации советскими силами против Амина, прикрытием чему должна стать вторая, параллельная и подчинённая первой операция ввода «ограниченного» контингента советских войск, задачей которой должно быть обеспечение порядка на случай очередных просчётов с поддержкой Амина среди афганских военных. Тогда же в Кабуле были заменены на новых все главные советские представители, чья деятельность вызывала нараставшее неудовольствие в Кремле.

К 1 декабрю проработка вопросов завершается, и Андропов передаёт Брежневу записку на этот счёт. 8 декабря Брежнев проводит промежуточное совещание, а 12 декабря принимается окончательное решение Политбюро о спецоперации и вводе войск.

До принятия окончательного решения ему активно сопротивлялся начальник Генерального штаба маршал Н.Огарков. Дело доходило до его открытых столкновений и пререканий на повышенных тонах с Устиновым и Андроповым, но безрезультатно. Огарков указывал на то, что армии придётся вступить в войну с населением без знания традиций, без знания местности, что всё это приведёт к партизанской войне и большим потерям, что эти действия ослабят позиции СССР в мире. Огарков предупреждал о всём том, что в итоге и произошло.

Операция началась 25 декабря 1979 г. Только за один этот день в аэропорту Кабула совершили посадку 215 транспортных самолётов (Ан-12, Ан-22, Ил-76), доставивших силы примерно одной дивизии и большое количество техники, оружия и боеприпасов. Никакого движения наземных войск, сосредоточенных на советско-афганской границе, перехода границы не было ни 25 декабря, ни в последующие дни. 27 декабря Амин был устранён и к власти приведён Бабрак Кармаль. Войска постепенно начали вводить - всё больше и больше.