Строение лишайников. Каково значение лишайников в природе и жизни человека? Что такое лишайник

Роль лишайников в природе

Отдел Лишайники насчитывает более 20 тыс. видов, распространённых на земном шаре. Особенно значительную роль они играют в растительном покрове тундровых и лесных экосистем.

Поскольку лишайники распространены очень широко, они играют одну из решающих ролей в природе в качестве продуцентов биомассы.

Поселяясь на горных породах, они берут участие в их химическом выветривании. После их отмирания образуется небольшое количество гумуса, на котором уже могут поселиться другие растения. Потому их и называют «пионерами растительности».

Благодаря высокому содержанию углеводов лишайники являются очень ценным кормом для северных оленей, а также для марала и лося. (кладония оленья, исландский мох).

Значение лишайников в жизни человека

Различные виды лишайников имеют неодинаковую степень чувствительности к загрязнению атмосферы, потому эту особенность используют для биоиндикации уровня загрязнения окружающей естественной среды (лихеноиндикация).

Лишайники могут произрастать при самых разных условиях и влажности, и освещения, могут легко переносить длительную засуху, резкие колебания температуры, но по - разному реагируют на загрязнение воздуха.

Некоторые из лишайников не выдерживают даже малейшего загрязнения воздуха и гибнут - они не выдерживают высоко содержания в воздухе угарного газа, оксидов серы, азота, потому они и используются как биоиндикаторы.

Другие виды лишайников встречаются только в населённых пунктах, даже в густонаселённых промышленных городах.

Характерная биологическая особенность лишайников - образование так называемых лишайниковых кислот, откладывающихся на поверхности гиф в виде кристаллов, зёрнышек, палочек. Они обуславливают и цвет слоевища лишайников. Известно около 300 лишайниковых кислот, которые встречаются только в организме лишайников. Биологическое значение их ещё изучено недостаточно. Некоторые из них, очевидно, выполняют защитную функцию в качестве антибиотиков и токсинов, другие используют в парфюмерии как ароматические вещества и для фиксации запахов.

Замечание 1

Уснин, который добывают из кустистого лишайника уснеи бородатой, широко используют в медицине.

По возрасту слоевищ лишайников (может достигать нескольких сотен или даже тысяч лет) в геологии устанавливают возраст ледниковых морен, горных обвалов и т. п.

Их используют для получения антибиотиков и лекарственных средств(цетрария, кладония, пармелия, уснея, леканора), ароматических веществ и фиксаторов запахов (лобария, эверния сливовая).

Из лишайников получают сахар, спирт (цетрария исландская, некоторые виды кладоний), индикатор лакмус (леканора, рочелла), органические красители (охролехия, некоторые виды рочелл),

Раздел 15. Бактерии. Грибы. Лишайники ЧАСТЬ II. ОБЗОР СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП РАСТЕНИЙ

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игро-вые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, порядок проведения лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов. За основу взяты поурочное планирование А.А. Калинина биологии 6класс.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомить с особенностями строе-ния и жизнедеятельности лишайников как симбиотических ор-ганизмов, состоящих из гриба и водоросли; дать представление о возможных путях формирования подобного организма; пока-зать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях; раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование и материалы: таблицы: «Лишайники», «Водорос-ли», «Грибы», коллекция лишайников различной формы, конвер-ты с заданиями для игры «Дискуссия».

Актуализация знаний

1.Поясните, что могло стать причиной появления в природе сим- биотического организма — лишайника.

2.На основании чего лишайники используют в качестве индика-торов чистоты воздуха?

3.В чём причина того, что гриб лишайника не может существо-вать в природе без водоросли?

4.Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Распространение и значение лишайников в природе.

Лишайники — широко распространенные организмы с доста-точно высокой выносливостью и чувствительностью к загрязни-телям окружающей среды. Они способны долгое время пребы-вать в сухом, почти обезвоженном состоянии, когда их влажность составляет от 2 до 10% сухой массы. При этом они не погибают а лишь приостанавливают все жизненные процессы до первого увлажнения. Погрузившись в такой "анабиоз", лишайники мо-гут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагре-вание и охлаждение.

В связи с тем, что лишайники поглощают воду в основном всей поверхностью тела из атмосферных осадков и отчасти из водяных паров, влажность лишайникового таллома непостоянна и зави-сит от влажности окружающей среды. Таким образом, поступле-ние воды в лишайники происходит по физическим, а не по физиологическим законам, как это характерно для высших растений. Недаром слоевище лишайников часто сравнивают с фильтровальной бумагой.

В период сильного дождя лишайники быстро поглощают воду, впитывая ее в больших количествах, обычно сухой массой слоевища до 100—300%, а некоторые слизистые лишайники и значительно больше. Если сухой хрупкий лишайник погрузить в воду, он через несколько минут становится мягким и гибким.

Источником углеводов для лишайников служит процесс фото-синтеза, к которому способны только водоросли лишайников. Как и все хлорофиллоносные растения, лишайниковые водоро-сли на солнечном свету поглощают углекислый газ и синтезиру-ют из него и воды органические вещества, выделяя при этом в атмосферу кислород. Фотосинтез у лишайников изучают мано-метрическим способом, позволяющим учитывать объем погло-щенной растением углекислоты. Интенсивность фотосинтеза рассчитывается разными способами:

количество поглощенной углекислоты делится на плошадь
слоевища или массу сухого вещества (результат по этому методу
получается заниженный),

количество поглощенной углекислоты делится не на
площадь таллома, а на количество хлорофилла в нем.

Интенсивность фотосинтеза в большой мере зависит от экологических условий, одно из них — влажность. Установлено, если влажность ниже 30% или выше 90% (на массу сухого вещества), то скорость фотосинтеза быстро падает. При высыха-нии таллома фотосинтез прекращается.

go многих местообитаниях влажность лишайников сильно колеблется за сутки, поэтому часто фотосинтез возможен лишь в течение нескольких часов, обычно рано утром после смачива-ния лишайников росой или туманом. В результате наблюдается очень низкая скорость роста лишайников. Их радиус увеличива-ется на 0,1-10 мм в год.

Скорость роста Лишайников определяется различными мето-дами. Ежегодно рекомендуется измерять радиус слоевища на-кипных и листоватых лишайников: приложив к лишайнику кусок кальки, обводят контуры, через год эти измерения повто-ряют вновь, рисунки сравнивают.

Возраст эпифить-шх лишайников часто определяют по годич-ным кольцам ветвей дерева-хозяина. Продолжительность жизни может быть у лицщйников разной, у одних видов она достигает 380 лет, у других -- 850, у накипных же лишайников возраст в среднем 10-25 лет, а для некоторых видов — около 40 лет.

Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, в состав которых входят зеленые водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевища пропитываются водой. Часть азотистых соединений лишайники, возможно, берут прямо из субстрата — почвы или коры деревьев. Лишайники, имеющие в качестве фотобионта (фикобионта) цианюбактерии (синезеленые водоросли), способ-ны фиксировать атмосферный азот, так как многие из этих водорослей обладают этой способностью.

На азотфиксацшю лишайников сильно влияет загрязнение окружающей среды;. Чем "кислее" дождь, тем больший вред он наносит лишайникам.

Минеральные вещества в виде водных растворов поступают в слоевище лишайника из почвы, горных пород, коры деревьев, хотя роль последней! не доказана, но гораздо большее количество химических элементов лишайники получают из атмосферы с осадками и пылью., Поглощение элементов из дождевой воды идет очень быстро и сопровождается их концентрированием.

При повышении концентрации металлов в воздухе резко возрас-тает их содержание в слоевищах лишайников, причем в накоп-лении металлов они далеко опережают сосудистые растения. В лесу, где осадки проходят сквозь кроны деревьев и стекают со стволов, лишайники гораздо богаче минеральными и о органичес-кими веществами, чем на открытых местах. Поэтому лесные лишайники получают из атмосферы гораздо больше питания, чем виды, которые обитают на открытых местах. Особенно много минеральных и органических веществ попадает в тело эпифитных лишайников, растущих на стволах деревьев. Эти растения используются для наблюдения за распространением в атмосфере более 30 элементов: лития, натрия, калия, магния, кальция, стронция, алюминия, титана, ванадия, хрома, марганца, железа, никеля, меди, цинка, галлия, кадмия, свинца, ртути, иттрия, урана, фтора, йода, серы, мышьяка, селена и др.

Состав минеральных элементов в лишайниковом слоевище определяют классическим методом сжигания, образующаяся зола подвергается химическому анализу на содержание того или иного элемента.

Многочисленные исследования в районах промышленных объектов, на заводских и прилегающих к ним территориях показывают прямую зависимость между загрязнением атмосфе-ры и сокращением численности определенных видов лишайни-ков.

Особая чувствительность лишайников к токсическим вещес-твам объясняется тем, что они не могут выделить в среду впитанные элементы. Токсиканты вызывают разрушение хлоро-филла в клетках водорослей или цианобактерий, приводя ли-шайники к гибели.

Наиболее резко лишайники реагируют на диоксид серы, который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Концентрация диоксида серы 0,5 мг/м2 губительна для всех видов лишайников, произрастающих в естественных ландшафтах.

Лихенофлора имеет, как правило, большой разброс чувстви-тельности различных видов лишайников к содержанию оксидов серы в воздухе, причем отдельные виды особо высокочувстви-тельны к соединениям серы. Так, например, сернистый газ даже в следовых концентрациях мешает прорастанию спор лишайников, а при больших его концентрациях лишайники преждевре-менно стареют. По мере приближения к источнику загрязнения слоевища лишайников становятся толстыми, компактными и почти совсем утрачивают плодовые тела, обильно покрываются соредиями. Дальнейшее загрязнение атмосферы приводит к тому что лопасти лишайников окрашиваются в беловатый, коричневый или фиолетовый цвет, их талломы сморщиваются и растения погибают. Однако изучение лишайниковой флоры в городах и вблизи от крупных промышленных объектов показы-вает, что некоторые лишайники удивительно устойчивы к за-грязнению.

Не только в крупных промышленных городах, но и небольших поселках состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на развитие лишайников, по видовому составу и встре-чаемости которых можно судить о степени загрязнения воздуха.

Лишайники. В данном видео уроке изучается строение лишайников, а так же их разнообразие, роль в природе и жизни человека.

Значение лишайников в природе

Являются первопоселенцами безжизненных пространств.

Участвуют в первичном почвообразовании.

Участвуют в химическом выветривании (разрушении) гор-ных пород.

Являются важным элементом наземных биогеоценозов.

В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами-эдификаторами.

Являются пищей для многих диких копытных животных.

Отдел лишайники

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека

Являются кормом для одомашненных копытных на Севере (северный олень).

Некоторые виды используются в пищу человеком.

Являются сырьем для химической промышленности (про-изводство лакмуса).

Служат для получения различных природных красителей.

Используются в медицине.

Используются в парфюмерной промышленности.

Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноин- дикация)

Практическая работа. Определение чистоты воздуха по лишайникам

Лихеноиндикация — один из важнейших и доступных методов экологического мониторинга. . По результатам лихеноиндикационных исследований можно провести картографирование территории окрестностей паолы, используя лихеноиндикационные индек-сы, которые позволяют оценить степень загрязненности воздуха населенных пунктов, а также зачастую отыскать источник вы-бросов в атмосферу — оконтурить его линиями минимальных в исследуемом районе значений показателя относительной чисто-ты атмосферы (ОЧА).

Закрепление знаний и умений

Игра «Дискуссия»

Для проведения игры необходимо выбрать экспертный совет из 3—6 учащихся, наиболее хорошо усвоивших материал. Затем класс делится на три команды (можно по рядам). Учитель выда-ет командам конверты с заданиями. Задача команд доказать, что лишайники относятся к конкретному царству: грибов, растений, отдельному царству.

Командам дается около 5 мин на составление тезисов. По-сле чего учащиеся по очереди высказывают свою точку зрения, а эксперты задают вопросы. После того как все команды высту-пят, игроки могут вступить в дискуссию со своими оппонентами. В конце обсуждения учитель раздает всем участникам (включая экспертный совет) небольшие листки, на которых каждый выска-зывает свою точку зрения или указывает номер позиции, которую разделяет. (Позиции с номерами должны быть заранее написаны на доске.) Экспертный совет подсчитывает голоса и объявляет результаты. Учитель подводит итоги игры.

Подведение итогов урока

Повторить тему «Бактерии, грибы, лишайники».

Творческое задание. Попробовать получить краску из лишайни-ков. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Они чаще всего встречаются на стенах старых домов, на камнях.) От-делить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник следует положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблю-дать некоторое время (3—5 мин) и отметить, что раствор приобрел ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Стоит проделать тот же опыт и с другими видами лишайников. Результаты записать в специальный блокнот для наблюдений.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Какой способ питания характерен для лишайников? Каким организмом — автотрофным или гетеротрофным — является ли-шайник? Ответ обосновать.

Известно, что в тундре, где основным видом растительно-сти часто являются различные виды лишайников, очень хрупкая экосистема и ее легко разрушить. Как вредит экосистеме тундры тяжелая техника? Как сказывается чрезмерный выпас домашних оленей на одних и тех же территориях? Почему на восстановление экосистемы тундры требуется такое большое время (до 30—50 лет и более)?

Лишайники - индикаторы чистоты атмосферного воздуха

Лишайники - удивительные симбионты и индикаторы чистоты воздуха.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Лишайники являются группой живых организмов.

Тело их сложено при помощи сочетания двух микроорганизмов, которые состоят в симбиотической связи: гриба (микобионта) и водоросли (фикобионта или цианобактерии).

Общая характеристика

Изучением данного вида занимается наука лихенология, являющаяся отделом ботаники.

На протяжении долгого времени лишайники были тайной для ученых, хотя использование их было распространено повсеместно в различных отраслях жизни людей. И лишь в 1867 году было научно доказано строение данного вида. Занимались этим ученые-лихенологи.

На данный момент учеными открыто более 25 тысяч видов, но все они имеют схожее внешнее и внутреннее строение. Признаки, по которым следует различать каждый вид, основаны на структурных особенностях.

Как выглядит лишайник

Как уже было сказано, основная часть вида — тело, отличающееся многообразием форм и цветов. При этом произрастание может быть пластиной, коркой, внешне напоминающей листочек, в форме куста, трубки или шара.

Высота растения также варьируется в достаточно больших пределах: начиная с 3 сантиметров и заканчивая высотой роста человека.

Виды и названия лишайников

Лихенология разделила лишайники в несколько групп в связи с формой слоевища:


Кроме того, исходя из места, где произрастают, бывают:

  • эпигейные (преимущественно на земельном основании);
  • эпифитные (на древесном основании);
  • эпилитные (на каменном).

Особенности внутреннего строения

Увидеть структуру лишайника представляется возможным под увеличительным прибором. Лишайник представляет собой организм, состоящий из части гриба — грибницы и водорослей, переплетенных между собой.

В зависимости от того, как распределены между собой клетки водорослей и грибов, выделяют еще одну классификацию:

  • гомеомерные, в которых фикобионт расположен хаотично среди клеток микобионта;
  • гетеромерные, при котором имеется явное разделение на слои.

Лишайники с послойным строением встречаются повсеместно и имеют следующую структуру слоев:

  1. Корковый слой — сложен клетками микобионта и защищает от внешних воздействий, особенно от пересыханий.
  2. Поверхностный или гонидиальный: содержит клетки исключительно фикобионта.
  3. Сердцевина состоит из гриба, выполняет функцию скелета, а также способствует задержанию воды.
  4. Нижняя кора выполняет функцию прикрепления к основанию.

Стоит отметить: у некоторых видов какие-либо виды слоев могут отсутствовать или иметь видоизмененное строение.

Где обитают

Лишайники отличаются способностью приспосабливаться к абсолютно любым условиям существования. Например, они растут на голых камнях, скалах, стенах и крышах зданий, коре деревьев и т. д.

Это обусловлено взаимовыгодным сотрудничеством входящих в состав мико- и фикобионтов. Жизнедеятельность одного дополняет существование другого, и наоборот.

Как питаются лишайники

Осуществление питания происходит за счет симбиотов. Поскольку грибы не имеют функции автотрофного питания, при котором происходит процесс преобразования органических компонентов из неорганических, то водоросли снабжают организм необходимыми элементами.

Происходит это путем фотосинтеза . А гриб снабжает лишайник минеральными солями, которые вбирает из поступающей жидкости. Таким способом и происходит процесс симбиоза.

Как размножаются

Размножаются двумя путями:

  1. Половое — осуществляется за счет спорообразования.
  2. Вегетативное — для этого существуют соредии (клетка водоросли, оплетенная нитью грибницы, которая разносится посредством ветра) и изидии (выросты, образующие поверхностный слой слоевища).

Значение лишайников в природе и жизни человека

Оказывают следующие положительные воздействия:


Лишайники знамениты продолжительностью своей жизни, ведь только период роста может достигать 4 тысяч лет.

Вследствие этого, по ним можно приблизительно определить возраст горной породы.

Популярно использование их в качестве удобрения в сельскохозяйственной промышленности. Кроме того, использование их началось еще в давние времена. Лишайники использовали в качестве естественных красителей.

Лишайники являются уникальным видом, несущим в себе массу полезных свойств и качеств, применимых фактически в любой отрасли жизни человека.

Как и растения, лишайники аккумулируют солнечную энергию в виде органических веществ и одновременно разлагают высокомолекулярные вещества до низкомолекулярных.

Они участвуют в почвообразовательном процессе, поскольку первые колонизируют субстраты, делая их пригодными для дальнейшего заселения растениями. Входят в состав биоценозов, а в некоторых из них являются доминирующими компонентами. В качестве корма для оленей потребляется до 50 видов лишайников. Чаще всего олени поедают Cladonia alpestris, C. sylvatica, C. rangiferina , известные под названием «ягель», но возможно употребление также лишайников других видов рода Cladonia , Cetraria islandica , рода Alectoria .

Маралы, кабарга, косули, лоси поедают лишайники рода Usnea , известные как «моралье сено». В южных степях овцы нередко поедают кочующие съедобные лишайники. Определенные виды улиток и другие беспозвоночные также питаются лишайниками.

Некоторые лишайники (Letharia vulpina , Xanthoria parietina и др.) при поедании их животными оказывают на последних ядовитое действие, вызывая раздражение различных центров нервной системы, сопровождающееся судорогами, затруднением дыхания, повышением кровяного давления.

Некоторые лишайники используются в качестве наполнителей при выпечке хлеба (Cetraria islandica – цетрария исландская, Aspicilia esculenta – лишайниковая манна), добавок при приготовлении супов, салатов, каш, самостоятельных блюд – своеобразных чипсов (Umbilicaria esculenta – умбиликария съедобная), для приготовления спирта, в качестве добавки к табаку. Желирующие вещества лишайников находят применение в кондитерской промышленности.

Отдельные виды применяются как лекарственые средства в народной медицине при болезнях печени (Peltigera canina – пельтигера собачья), при воспалении дыхательных путей как отхаркивающее (цетрария исландская). Из цетрарии исландской (известной также под неправильным названием «исландский мох») во многих странах готовят лечебные сиропы, таблетки и пастилки.

Антибиотические вещества лишайников положены в основу некоторых лекарственных препаратов (бинан, эвозин, эвозин-2, уснимицин, уснин и др.), применяемых при лечении открытой формы туберкулеза легких, мастита, кожных заболеваний, ожогов, трофических язв. Известно антиопухолевое действие полипоровой кислоты.

В парфюмерной промышленности лишайники используются из-за способности лишайниковых кислот фиксировать запахи. Спиртовой экстракт из разных видов пармелий, эверний, рамалин, содержащий лишайниковые кислоты и называемый резиноид, добавляют в духи, одеколоны и мыла.

Красители, добытые из лишайников, до сих пор применяются в текстильной промышленности Шотландии для окрашивания некоторых традиционных видов тканей (твидов). Ранее некоторые виды лишайников использовались для получения лакмуса.

Реакция лишайников на загрязнение воздуха позволяет использовать их в индикации и мониторинге загрязнения окружающей среды.

Метод лихенометрии используется при определении возраста горных пород и в археологии. Он основан на знании ежегодного прироста лишайников, растущих в определенных климатических условиях и на определенном субстрате.

Лишайники могут быть источниками различных полезных для человека веществ – глюкозы, витамина С. Рассматриваются как возможный источник пестицидов.

Трудно переоценить значение лишайников в природе и жизни человека. Ведь несмотря на свой крохотный размер, они являются важнейшим элементом в экосистеме Земли. Более того, за долгие годы исследований человек научился применять лишайники в различных сферах производства.

Но, к сожалению, не многие способны похвастаться тем, что знакомы с этим удивительным Дабы исправить это, расскажем о том, каково же истинное значение лишайников в природе и жизни человека.

Что такое лишайник?

Лишайник - это удивительный симбиоз грибов и водорослей. При этом лишайники вобрали в себя лучшие качества обоих семейств. Они довольно быстро поглощают воду, так как это свойственно грибам, а гены водорослей обеспечивают их механизмом фотосинтеза. Именно поэтому лишайник неприхотлив к среде обитания и может выжить даже в самом суровом климате.

Но каково же значение лишайников в природе и жизни человека? Начать следует с того, что эти растения существенно влияют на собственное место обитания. Это связано с тем, что лишайниковая кислота частично разрушает поверхность, тем самым понижая ее плотность и давая пробиться к свету более слабым растениям.

Экологическое значение лишайников в природе и в жизни человека

Как и любое растение, лишайники перерабатывают выпуская при этом кислород. Этот факт приобретает еще большее значение, если принимать во внимание, что упомянутые растения неплохо себя чувствуют в тех частях мира, где другие попросту не выживают.

Также лишайники являются отличными биодатчиками. Они моментально реагируют на Поэтому ученные, изучая экологическую ситуацию в регионе, первым делом берут на анализ образцы лишайников. К тому же эти растения удерживают внутри себя следовательно, благодаря им можно обнаружить даже незначительные всплески радиации.

Практическое значение лишайников в природе и жизни человека

Лишайники - это источник углеводов для многих животных. Например, дикие козы очень любят это лакомство, поэтому кочуют с места на место в его поисках. На Севере, где зима длится очень долго, лишайники стали основой рациона для таких зверей, как лось, олень, дикий кабан.

Но и среди людей есть те, кто не прочь полакомиться этим представителем флоры. Правда, не каждый вид лишайников можно использовать для этой цели. Так, съедобной считается лишайниковая манна, а также гирофора. Последняя, кстати, является основой для многих японских блюд.

Промышленное значение лишайников

Итак, роль лишайников в природе и жизни человека предельно ясна, но вот как быть с промышленной стороной вопроса? Наверное, ни для кого не секрет, что в последние годы это растение активно используют на многих производствах.

Так, дубовый мох и эвернию сливовую добавляют в духи, дабы придать им особые нотки. А некоторые сорта лишайника используют для создания красок. Причина тому - все то же свойство удерживать металлы.

Но куда важнее то, что из них делают многие лекарственные препараты. Например, пармелию используют для приготовления лекарства от эпилепсии, помогает при отравлении, а лобария снимает воспаление легких. К тому же некоторые сорта лишайника обладают антибактериальными свойствами.