Способы передачи чужой речи тестовые задания. Способы передачи чужой речи

Косвенная речь. Цитата.

    Косвенный вопрос передан в предложении :

А) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается дождь.

В) Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворения А. С. Пушкина.

С) Мы спросили, будет ли он завтра на лекции.

Д) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

Е) Мы не знали, что он прилетает завтра.

    Укажите предложение, в котором косвенная речь передана вводным словом :

А) Синоптики сообщили по радио: «Завтра ожидается понижение температуры».

В) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.

С) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

Д) По сообщению синоптиков, завтра ожидается понижение температуры.

Е) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.

    Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

А) Она спросила, не может ли доктор остаться у нас.

В) От подарка отказался, выразив протест криками: «В очередь, в очередь!»

С) Репин не раз говорил, что: «Вдохновение – это награда за каторжный труд».

Д) На модном слове «идеал» тихонько Ленский задремал.

Е) Менделеев писал, что «в науке без великих трудов сделать ничего нельзя».

4. Определи способ передачи чужой речи: А у нас какой лучший город? –

спросил опять Манилов.

передачи источника сообщения

С) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи;

Д) СПП с косвенной речью с изменениями;

Е) СПП с косвенной речью без изменений

5.Способ передачи чужой речи в предложении:

И долго, долг дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.

А) предложение с вводными словами и вводными предложениями для

передачи источника сообщения

В) предложение с прямой речью для передачи её без изменений;

С) простое предложение с дополнением;

Д) СПП с косвенной речью;

Е) ССП с косвенной речью

6. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи:

«Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит.

А) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.

Е) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку?

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

А) Я сказал мальчикам, что заблудился.

В) Они спросили меня, откуда я.

С) Федя спросил, не сварилась ли картошка?

Д) Отец кричит, что палят пушки.

Е) Павел прислушался и сказал, что это кулички летят.

8. Что называется косвенной речью?

А) передача чужой речи без изменения;

В) передача чужих слов в форме изъяснительной придаточной части СПП.

С) передача чужой речи в форме простого повествования

Д) передача чужих слов в форме повелительного наклонения глагола в сложном

предложении.

Е) дословная передача чужих слов.

9. Найдите предложение с косвенной речью:

А) Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных людях.

В) По словам разведчика, главный японский штаб стоял в Яковлевке.

С) Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня

в крепости.

Д) Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли на голый крючок.

Е) «Прочел?» - хитровато спросил комиссар.

10. Укажите предложение, в котором нет косвенной речи:

А) Она встала, вышла на террасу, весело поздоровалась и заявила, что мамы нет

В) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

С) На другой день за завтраком Григорий Иванович спросил у дочки, всё ли

намерена она прятаться от Берестова.

Д) «О чём ты грустишь, моя милая дочь?» – спрашивал король.

Е) Иван Иванович спросил у них, где находится штаб.

11.. Косвенная речь – это:

А) чужая речь, переданная в форме придаточного предложения в СПП;

В) речь через посредника;

Е) речь нескольких людей

12. Предложения с косвенной речью по форме являются:

А) простыми предложениями; В) ССП; С) СПП; Д) неполными предложениями;

13. Способ передачи чужой речи в предложении:

Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

А) СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

В) предложения с вводными словами и вводными предложениями для

передачи источника сообщения;

С) ССП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

Д) прямая речь для передачи её без изменения;

Е) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

14. Способ передачи чужой речи в предложении:

Как говорят поэты, началась осень жизни.

А) Простое предложение с дополнением;

В) Предложение с прямой речью без изменения;

С) СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

Д) Предложение с вводным предложением для передачи источника сообщения

15. Укажите предложение с правильно оформленной цитатой:

А) По мнению Белинского, язык А. С. Пушкина «чист и благороден, слог точен

и силён, стих исполнен блеска и парения».

В) Единственное средство умственного общения людей есть слово… - утверждал

Л. Н. Толстой.

С) Известный лингвист Л. И. Скворцов подчёркивает, что «Чтение толковых

словарей – полезное и увлекательное занятие».

Д) Белинского поражало: «разнообразие картин, образов и чувств в поэме

рассказов «диалогом» - разговором.

16. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно:

А) Лев Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве –

чувство меры».

В) Лев Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве –

чувство меры»

С) Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по – пустому,

где нужно власть употребить».

Д) Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Ревизор» «имел

успех колоссальный».

Е) А. С. Пушкин, вспоминая первую встречу с А. П. Керн, написал стихотворение,

полное высоких чувств:

« Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное видение,

Как гений чистой красоты».

17 . Какое предложение с цитатой оформлено верно:

А) А. Толстой утверждал, что «язык – это орудие мышления».

В) «Язык – это орудие мышления» - утверждал А. Толстой.

С) А. Толстой утверждал: «Что язык – это орудие мышления».

Д) А Толстой утверждал – «язык – это орудие мышления».

Е) «Язык – это орудие мышления» - утверждал А. Толстой.

    Цитата – это:

А) чужая речь, оформленная в афоризм;

В)дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова;

Д) красивое высказывание великих людей;

Е) очень важное изречение из текста

19. Укажите предложение, в котором приводится цитата:

А) «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

В) В газетах писали, что конкурс юных ведущих прошёл удачно.

С) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель –

сами читатели».

Д) Он заметил: «Я знаю твою историю».

Е) Максим Максимыч сказал, что нынче будет хорошая погода:

можно отправляться на охоту.

20 Косвенный вопрос передан в предложении

А) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода

С) Синоптики сообщили, что завтра ожидается

понижение температуры

Д) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды

Е) Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли

стихотворение Пушкина

21 Косвенный вопрос передан в предложении

А) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.

В) Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли

стихотворение Пушкина.

С) Мы спросили, как нам пройти в библиотеку.

Д) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.

Е) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

22 Укажите, какой схеме соответствует диалог (знаки препинания

не расставлены)

Как тебя зовут спросил я у самого маленького

А) – П…- а

Д) – П?- а.

П, - а, -п.

Е) – П….- а.

23 Укажите, какой схеме соответствует диалог (знаки препинания

не расставлены)

Парню шестнадцатый год сердито говорил папа Неужели он

дня не может прожить самостоятельно

Если мы оставим его здесь одного поездка наша будет испорчена

твердила мама

А) – П…- а.

В) – П! – а. – П?

С) – П! – а. – П.

Д) – П, - а.

Е) – П!-а. – П.

24 Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи

«Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит

А) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку

В) Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.

С) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?

Д) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.

Е) Сын говорит матери, знаете ли вы дедушку.

25 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка

А) А.С. Пушкин писал: « Критика – наука открывать красоты

и недостатки в произведениях искусства и литературы»

В) «Мудрено пишут только о том, чего не понимают»,-

утверждал В.Ключевский

С) М.Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие

смертоносно для души человека»

Д) Своё восхищение осенней природой А.С.Пушкин высказал в следующих

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Е) К.Паустовский писал: «Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка».

Код ответа. Косвенная речь. Цитата.

Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», - сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.


Упражнение 2.

Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

Как можно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, если их представить как диалог автора с ребятами?
Найдите в тексте предложения с косвенной речью.


Упражнение 3.

Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.

Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.


Слова для справок:
1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе


Упражнение 4.

Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) ... ! - прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. - ... !
2) ... , - убеждённо говорил капитан нашей команды. - ....
3) ... ? - вежливо спросил прохожий. - ... ?


Упражнение 5.

Перестройте данные предложения, поставив слова автора после или перед прямой речью. В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью? Укажите способы передачи чужой речи в данных предложениях.

1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.


Упражнение 6.

1) «За рулем надо быть предельно внимательным: в ущелье дорога вьется по самому краю обрыва». 2) «Это не голубой туман, это с горной высоты открылся вид на море». 3) «Зимой мы вывешиваем кормушку для птиц». 4.) «Радуют глаз первоцветами лесные опушки». 5) «Через два часа начнется пурга».


Упражнение 7.

Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть - на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», - сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... - прошептал Эмиль трепетным голосом, - позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! - крикнул сердитый голос. - Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» - и попросил больше не повторяться.


Упражнение 8.

Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.

1) А где мой товарищ// промолвил Олег// скажите где конь мой ретивый (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить// сказал он голосом показавшимся противным ему самому// что вы находите в этой мазне (Пауст.) 3) Да...// сказал он и резко повернулся ко мне// да... ну что ж посмотрим (Пауст.) 4) Вы знаете// перебил хозяин взволнованно// я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике// хозяин ухватил Короткова за пуговицу// будьте добры скажите что он понимает (Булг.) 5) Господи господи// бурно зарыдал Коротков// опять он да что же это (Булг.) 6) Нет ох нет товарищ// выговорил ошеломленный Коротков и шагнул к сетке// не задерживайте меня (Булг.) 7) Один мой знакомый который хорошо знает арабский язык так он сравнивал арабские поговорки с русскими и получались прелюбопытнейшие параллели. Например арабы говорят// честь это алмаз который делает нищего равным султану// а по-русски выходит// что за честь коли нечего есть// то же насчет гостеприимства арабская пословица говорит// Воскресенский вдруг встал (Купр.) 8) Подожди-ка малость Сергей// окликнул он мальчика// никак там люди шевелятся вот так история (Купр.) 9) Противный ты человек Михаленко// сказал он равнодушно (Купр.) 10) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато// да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу (Купр.) 11) И говорю ей// как вы милы// но мыслю// как тебя люблю (П.) 12) Какая крикливая книга// говорил он и морщился// в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле (Пауст.) 13) Ночь уже достаточно темна// сказал он// чтобы смотреть античные статуи (Пауст.)

Упражнение 9.

Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.

1) Замолчи строго сказал Красильщиков. 2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4) Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.


Упражнение 10.

Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Какое средство использует автор, чтобы подчеркнуть напряжённость изображаемого момента? Какова роль диалога в отрывке? Поясните знаки препинания при использовании диалога.

Приятели называли его «тюфяком». За его медлительность, неповоротливость и неловкость. <...>
Внимание «тюфяка» привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
Тонет! Тонет!
Кто тонет? - не спеша спросил «тюфяк».
Не видишь, что ли? - огрызнулся Димка. - Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать. <...>
«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.


Упражнение 11.

1) Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он,- благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было бы и сытнее и теплее». 2) «Итак, все кончено, - сказал он сам себе, - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». 3) «Максимыч! - сказала ему капитанша. - Отведи господину офицеру квартиру, да почище». (А Пушкин.)

Упражнение 12.

1) Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что я к вам пришел? 2) Лошади измучились мы продро¬гли; метель гудела сильнее и сильнее точно наша родимая север¬ная только ее дикие напевы были печальнее заунывнее. И ты изгнанница думал я плачешь о своих широких раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь тебе душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки. 3) Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться ли говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день. (М. Лермонтов.)


Упражнение 13.

Рассмотрите, как оформлена прямая речь. Поставьте недостающие знаки препинания.

1) «Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать а то уж темно и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость прикажите постлать нам хоть сена в гостиной чем свет мы отправимся восвсяси»
- Делайте что хотите отвечал им сухо Дубровский я здесь уже не хозяин С этим словом он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь. (А Пушкин.)

2) - ...Исправьте общество и болезней не будет.
Базаров говорил все это с таким видом как будто в то же время думал про себя «Верь мне или не верь это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам а глаза его бегали по углам.
- И вы полагаете промолвила Анна Сергеевна что когда общество исправится уже не будет ни глупых ни злых людей?
(И. Тургенев.)


Упражнение 14.

Писатель А. Платонов в рассказе «Никита» представил деревенского мальчика-фантазера. Прочитайте текст. Почему прямая речь в нем оформлена то кавычками, то тире?

Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу: горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, - и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы. Всех их знал Никита: и воробья, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай где в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой нибудь маленький человек; днём он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.

- Я тебя знаю, ты там живешь, - приподнявшись на ногах, сказал Никита сверху в темную гулкую бочку, а потом вдобавок постучал по ней кулаком. - Вставай, не спи, лодырь! Что зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!
Никита прислушался. В бочке было тихо. «Помер он что ль!» - подумал Никита.
Но какой он был - тот, кто жил в бочке? У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы чтобы обрезать себе бороду.
- Отдай ножницы! - тихо попросил Никита. - Отец придет с войны - все одно отымет, он тебя не боится. Отдай!
Бочка молчала.
Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце... и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.
- Там житель в бочке живет! - сказал Никита, смотря в небо.


Упражнение 15.

Проанализируйте диалоги. Как прямая речь связана с авторской речью? Как прямая речь отграничена от авторской речи? Объясните расстановку знаков препинания.

1. Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол. <...> А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
- Откуда же это в лесу взялся хлеб?
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.
- Хороший лисичкин хлеб!
(М. Пришвин.)

2. Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хором:
- Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее!
Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.
- Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. - Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?
Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он сжимал рубашку на широкой груди. Видно было, что он готов на все.
- Что я должен сделать? Ну, говори!
- Я тебя прощу, если ты...
- Ну?
- Если ты...
- Ну, говори!
- Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин...
И Виленька обнял друга.
(Ю. Олеша.)

3. На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у старух старую баню в саду. <...>
Однажды ко мне в баню зашла старуха в поневе - принесла продавать сметану.
- Ежели тебе еще сметанка потребуется, - сказала она ласково, - так ты приходи ко мне. У меня есть. Спросишь у церкви, где живет Татьяна Есенина. Тебе всякий покажет.
- Есенин Сергей не твой родственник?
- Поэт?
- Да, поэт.
- Племянничек мой, - вздохнула бабка и вытерла рот концом платка. - Был он поэт хороший, только больно чумовой. Так ежели сметанка потребуется, ты заходи ко мне, милый.
(К. Паустовский.)


Упражнение 16.

Прочтите предложения, выделяя реплики участников. Что выделено кавычками? Что выделено тире? Какие жанры речи отражены в этом отрывке?

1. Владимир кипел от негодования. «Позвольте узнать, что это значит», - спросил он с притворным хладнокровием у веселого исправника. - «А это то значит, - отвечал замысловатый чиновник, - что мы приехали вводить во владение сего Кирила Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». - «Но вы могли бы, кажется, отнестися ко мне, прежде чем к моим крестьянам, и объявить помещику отрешение от власти...» - «А ты кто такой, - сказал Шабашкин с дерзким вызовом. - Бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею Божию помре, мы вас не знаем, да и знать не хотим».
- Владимир Андреевич наш молодой барин, - сказал голос из толпы.
(А Пушкин.)

2. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежавший к разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил:
- Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная... Ну, не сердись, не сердись... Виноват.
(А Чехов.)


Упражнение 17.

Запишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания. Какие ответы великого художника произвели на вас наибольшее впечатление?

10 января 189_ года «Петербургская газета» обратилась к великому русскому художнику ивану ивановичу Шишкину с просьбой ответить на ряд вопросов:
Какова главная черта Вашего характера //
Прямота простота // откровенно ответил художник //
Какое достоинство предпочитаете Вы у мужчины //
мужество, ум //
Какое достоинство предпочитаете Вы у женщины //
честность //
Ваше главное достоинство //
Откровенность //
Ваш главный недостаток //
Подозрительность, мнительность //
Каков Ваш идеал счастья //
душевный мир //
что было бы для Вас величайшим несчастьем //
Одиночество //
Кем бы Вы хотели быть //
действительно великим //
В какой стране Вы хотели бы всегда жить //
Эта страна - мое отечество //
назовите Ваших любимых прозаиков //
Аксаков, Гоголь, Толстой //
Кто Ваши любимые поэты //
Пушкин, Кольцов, Некрасов //
назовите Ваших любимых композиторов и художников //
Шуман и Серов //
Какие имена ваши любимые //
имена моих детей //
Как бы вы хотели умереть //
Безболезненно и спокойно. Моментально //
что Вас теперь больше всего интересует //
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда //
Смерть застала художника за работой у мольберта.

(Из «Воспоминаний современников об И. И. Шишкине»)


Упражнение 18.

Замените прямую речь косвенной речью.

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», - отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», - утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».


Упражнение 19.

Переведите прямые вопросы в косвенные.

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?» 2) Мать спросила дочку: «Ты хочешь научиться печь пироги?» 3) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?» 4) Отец спросил сына: «Нравится тебе работать в столярной мастерской?»


Упражнение 20.

Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

1) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2) «Что-то случилось?» - спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,- сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,- опять попросил я таксиста. 5) «Памятники надо ставить при жизни,- включился в разговор папа.- Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни». 6) «Дешевое дороже обходится!» - оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 7) «Красивые лица для художника неинтересны,- ответила Оля.- А внутренней красоты я в Антонине не заметила». 8) Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?» (Из произведений А. Алексина).

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Содержание:

Теоретический блок.

Письменные работы:

Карточки с обучающими упражнениями;

Карточки с контрольными упражнениями;

Письменные работы творческого характера.

1 - фонетический разбор

2- разбор по составу

3- морфологический разбор

4- синтаксический разбор

Таблица успеваемости.

задание

номера заданий

упражнения на закрепление

392

393

398

400

карточки с обучающими упражнениями

карточки с контрольными упражнениями

творческие работы

Публичное выступление на общественно значимую тему.

1. Теоретический блок с упражнениями на закрепление.

Прочитайте материал зачётного раздела и выполните упражнения к нему.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Прямая речь - это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.

ОБРАЗЕЦ: Капитан крикнул: «Купаться!»

Прямая речь заключается в КАВЫЧКИ!

А: «П».

«П», - а.

«П, - а, - п».

«П, - а. - П».

А: «П!»

«П!» - а.

«П? - а. - П».

«П! - а. - П».

А: «П?»

«П?» - а.

«П! - а. - П!»

( упр. 392) Постройте к данным предложениям схемы.

1.«А у нас какой лучший город?» - спросил опять Манилов. 2. «Петербург», - отвечал Фемистоклюс. 3. «Право, останьтесь, Павел Иванович! - сказал Манилов. - Посмотрите, какие тучи». 4. «Как вам показался наш город? - примолвила Манилова. - Приятно ли провели там время?» 5. «Очень хороший город, - отвечал Чичиков, - и время провёл очень приятно». (Н.Г.)

( упр. 393) Спишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.

1.Молчание нарушил этот неизвес…ный произнеся низким голосом добрый день симпатичнейший Степан Богданович. 2.Да, мы атеисты улыбаясь ответил Берлиоз. (Булг.) 3.Да ведь это школа радостно 2 сказал шофёр тут учительница живёт. (Пауст.) 4.А почему мне ехать вправо спросил ямщик с неудовольствием где ты видишь дорогу 5.Прошу не умничать сказал я своему дядьке сейчас неси сюда заячий тулуп (П.)

Диалог . Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире , а кавычки не ставятся.

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю, - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. (М.Г.)

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс. Они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все её формы и особенности. Они представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, когда, почему и др.

Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

Повествовательное предложение

Союзы что, будто

Побудительное предложение

Союз чтобы

Вопросительное предложение:

С вопросительным местоимением или наречием

Без вопросительного слова

Вопросительное местоимение или наречие

Частица ли

Местоимение 1-го лица (я, мы)

Местоимение 2-го лица (ты, вы)

Лицо адресата чужой речи

(упр.398)Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, запишите их.

ОБРАЗЕЦ: Учитель спросил ученика: « Ты готов к ответу?» -

Учитель спросил ученика, готов ли он к ответу.

1.Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть». 2.Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?» 3.Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел». 4.Я спросила подругу: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?» 5.Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».

(упр.400)Каждое предложение перестройте так, чтобы в нём было указание на то, чьё это сообщение; сделайте это при помощи: 1) вводных слов; 2)косвенной речи; 3)прямой речи.

1.Хорошая книга - настоящий праздник. 2.Внимательное и быстрое чтение - очень важный навык.

Цитаты и знаки препинания при них. Цитаты - это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».

Н.Г.Чернышевский справедливо считал, что «развитие языка идёт вслед за развитием народной жизни».

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост…»

В поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» лейтмотивом всего произведения являются следующие строки:

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле .

Письменные работы

Карточки с обучающими упражнениями

1.Прямая и косвенная речь. Спишите предложения, постройте к ним схемы.

1.Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал: «Возьми, капитан, береги, он принесёт тебе счастье». 2. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу. 3. «Что будем делать?» - спросил я Дерсу. 4. «Не надо, не надо, капитан!» - говорил он испуганно и торопливо. 5. «Теперь, - подумал я, - тропинка куда-нибудь приведёт». (В.Арсеньев) * Подчеркните глаголы в повелительном наклонении.

2.Прямая и косвенная речь. Спишите, расставляя знаки препинания.

А как ваше здоровье Славу богу не пожалуюсь сказал Собакевич И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик Да вы всегда славились здоровьем - сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич Мне кажется сказал председатель вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него Нет, не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче. (Н.Гоголь)

3.Прямая и косвенная речь. Вставьте в данные предложения слова автора, используя разные глаголы. Предложения запишите.

1.Садитесь в машину! Прокачу с ветерком! 2.Где начинается наша река? Надо об…зательно добраться до её истоков. 3.Тише! Слышите, как залива…тся соловей?

4.Прямая и косвенная речь. Запишите данный текст в виде диалога.

Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь. Я пишу книгу. Повесть? Не совсем. Роман? Нет. Её совершенно 2 нельзя назвать романом. А, я знаю, ты пише…шь очерки. Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)б…ографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Так что же ты пишешь в конце концов? Книгу. (В.Солоухин.)

Карточки с контрольными упражнениями

Выберите одну карточку и выполните задания к ней.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 1 вариант. (с.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Каникулы! радостно кричали дети.

В развитии народной жизни видел Чернышевский причину развития языка.

Пугачёв сказал Гринёву Ты передо мной виноват.

Какая у вас температура? спросил врач.

Почему мне не ехать вправо? спросил ямщик Где ты видишь дорогу?

Переделайте из данных предложений предложения с косвенной речью и вводными словами.

Врач спросил: «Что вас беспокоит?»

Очевидцы рассказали: «Мужчина сам бросился под поезд».

«Красота требует жертв», - отвечают парикмахеры.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 2 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Когда ты пойдёшь в библиотеку? спросила мама.

В.Г.Белинский писал Стих Пушкина благороден … верен духу языка.

Петя воскликнул Вот так подарок!

Как вам угодно сказал урядник делайте, что хотите.

Кто такой Плюшкин? спросил Чичиков.

Врачи говорят о том, что курение вредно для лёгких.

Безусловно, внимательное и быстрое чтение - важный навык.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 4 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Света радостно закричала Подснежники распустились!

М.В.Ломоносов считал Язык российский ни единому европейскому языку не уступает.

Куда идёт автобус? спросили мы у шофёра Нам нужно в центр города.

Красиво у вас прошептал от восторга Сергей.

Мошенник! отвечал Собакевич.

Замените данные предложения предложениями с прямой речью.

Ученики знают, что быстрое и внимательное чтение - полезный навык.

Учитель спросил, кто из ребят дежурный.

Учитель сказал, безусловно, за мелом сходит Сергей.

Коля сказал, конечно, его брат - сварщик.

3. Письменные работы творческого характера.

1) Публичное выступление на общественно значимую тему.

Содержание должно соответствовать ряду требований:

1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики

2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.

3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.

4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.

5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.

Композиционно-логические части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой

изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил :

1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.

2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной-двумя фразами, или даже отдельными словами.

3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.

4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.

Запишите небольшое высказывание о важной, по вашему мнению, проблеме.

Составление сравнительной характеристики двух знакомых лиц.

К. Брюллов «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых».

Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге - Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой - большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.

п/п

Что сравнивается?

Александра Афанасьевна

Ольга Афанасьевна.

Поза, руки.

Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки.

Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой - хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.

Лицо.

Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное).

Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.

Глаза.

Широко раскрыты, приветливы, лучисты.

Прищуренные, добрые.

Взгляд.

Выразительный, обращён к зрителям, добрый.

Сосредоточенный, ласковый.

Нос.

Маленький, короткий, аккуратный.

Немного острый, средний по величине, прямой.

6..

Рот, губы.

Маленький, изящный; яркие алые губы.

Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.

Волосы.

Темные, плотно уложены и гладко причёсаны.

Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.

Одежда.

Одета в амазонку - женское длинное платье особого покроя для верховой езды.

Одета в амазонку.

Характер.

Романтичный. Открытая и свободная в разговоре.

Мечтательный, сдержанный.

10.

Отношение художника.

Выписывает каждую деталь.

Выписывает каждую деталь.

Образец сочинения:

Карл Павлович Брюллов считается одним из лучших портретистов России 19 века. Кисти художника принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У крыльца стоят разгорячённые лошади, едва сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит собака, которая постоянно сопровождает из прогулки. С первого взгляда видно, что девушки - родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и очень привлекательны, нарядный вид говорит о том, что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и стройна. В одной руке держит платочек, а другой облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка. Об этом говорит выразительное румяное лицо с лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми глазами Александры отражает её сдержанный и скромный характер. Её широко раскрытые лучистые глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью. Художник, раскрывая красоту женского образа, передаёт не только внешнее очарование, но и внутренний мир девушек.

Создайте своё сочинение: на основе картины К.Брюлова или можете описать двух своих знакомых лиц.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Ваша задача: записать какую-либо историю, в которой либо необходимо описать кого-либо или что-либо (внешность друга, местность, время суток и т.д.) или порассуждать о том, что случилось в повествовании. Текст должен состоять не менее из 8-9 предложений.

Вариант 1

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П - а,- П» недостаёт:

1) точек;
2) запятой;
3) вопросительного знака;
4) восклицательного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речив предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

    Предложение с прямой речью;
    2) предложение с косвенной речью;
    3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
    4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.


4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить:

    союз что ;
    2) союз-частицу
    ли;
    3) союз чтобы .
    5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

    Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
    2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
    3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.


    6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

1) «П»,- а.
2) «П,- а.- П».
3) «П,- а,- п».

    В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
    2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
    3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». - подумал Павел.
    4) «Ирина, ты опять плачешь», - начал с беспокойством Литвинов.


    Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
    2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
    3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
    4) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением.









Вариант 2

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» - клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»


2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «И зачем вы взяли меня с собой!» - ныл всю дорогу Костик.
2) «Подумаешь, - сказал ехидно Илька, - у меня такие тоже есть, только еще лучше.»
3) «Никогда! - закричала Катя. - Никогда не делайте так!»
4) «Ну и что же у вас получилось?» - спросила Ольга.


3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» - грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, - ворчала бабушка, - хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», - твердо сказал Пашка.


4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» - кричали люди на площади.
2) «Наконец-то весна, - подумала мама, - скоро сын вернется».
3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»


5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!»
2) «Это что за птица?» - спросила Зиночка.
3) «Я могу читать, - заговорил Петрусь, - и скоро выучусь писать пером».
4) «Позвольте, - заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»


6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Ты глянь-ка, - сказал он, - вот как разнесло!»
2) Павка сказал резко: «Ты потише!»
3) «Погоди... - крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?»
4) «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» - спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
4) «Талант! Талант! - говорил он. - Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»


8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    «Здор?во, парень, - сказала она печально. - Как живешь?»
    2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
    3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
    4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
    2) «Парю одиннадцатый год!» - сердито говорил папа.
    3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», - твердила мать.
    4) «Нам придется здесь ночевать. - сказал Максим Максимыч - в такую метель через горы не переедешь».


10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», - сказал Г.Я. Седов.
    2) «Делайте что хотите, - отвечал им сухо Дубровский, - я здесь больше не хозяин».
    3) «Недаром на нем эта кольчуга, - подумал я - уж он, верно, что-нибудь замышляет».
    4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»

Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»

Вариант 1

    3)
    2. 1)
    3. 3)
    4. 1)
    5. 2)
    6. 3)
    7. 3)
    8. 2)
    9. 4)
    10. 3)

Вариант 2
1. 1)
2. 1)
3. 4)
4. 4)
5. 4)
6. 1)
7. 1)
8. 3)