Процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений. Представление (психология)

Глава 9. Представление

Определœение представления и его основные характеристики. Представление как психи­ческий процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент. Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, не­устойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления.

Виды представлений. Классификация представлений по модальности: зрительные, слухо­вые, двигательные, осязательные, обонятельные и др.
Размещено на реф.рф
Классификации представлений по содер­жанию и ПО степени обобщенности. Характеристики отдельных видов представлений.

Индивидуальные особенности представления и его развитие. Индивидуальные особенно­сти представления: зрительный тип, слуховой тип. двигательный тип. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений.

Первичные образы памяти и нерссверирующие образы. Общее понятие о первичных обра­зах памяти. Общее понятие о пересверирующих образах. Сходство и различие между образами памяти и персевсрирующими образами.

9.1. Определœение представления и его основные характеристики

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощу­щения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не ис­чезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раз­дражителœей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. При этом роль этих образов для психи­ческой жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя долгое время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета должна быть снова - случайно или намерен­но - вызван нами. Это явление получило название ʼʼпредставлениеʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представление - это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на базе нашего предыдущего опыта.

В корне представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про­шлом. Можно выделить несколько типов представлений. В первую очередь, это пред­ставления памяти , т. е. представления, которые возникли на базе нашего непо­средственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вто­рых, это представления воображения . На первый взгляд данный тип представлений не соответствует определœению понятия ʼʼпредставлениеʼʼ, потому что в воображе­нии мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, к примеру, никогда не были

в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тун­дру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на базе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на ос­нове полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее твор­ческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее должна быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всœех психи­ческих процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Про­цессы восприятия, мышления, письменной речи всœегда связаны с представления­ми, так же как и намять, которая хранит информацию и благодаря которой фор­мируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всœего, представления ха­рактеризуются наглядностью . Представления - это чувственно-наглядные обра­зы действительности, и в данном заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это вос­произведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в про­шлом. По этой причине представления никогда не имеют той степени наглядности, кото­рая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. К примеру, когда мы пред­ставляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те. на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределœенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчи­вость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Вместе с тем, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по оче­реди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у лю­дей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определœенного вида (к примеру, у музыкантов - способность к формированию слуховых представлений, у художников - зрительных), эти представления бывают достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы дей­ствительности, а всœегда в известной мере обобщенныеобразы . В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, ко­торые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предме­тов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета͵ но когда мы вызываем в созна­нии представление об этом предмете, то возникший образ носит всœегда обобщенный

характер.
Размещено на реф.рф
К примеру, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всœего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта͵ а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всœегда являются результатом обобщения отдельных об­разов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, должна быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобще­ния, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность пред­ставлений. С одной стороны, представления наглядны, и в данном они сходны с сен­сорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в данном отношении они сход­ны с понятиями. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представления являются переходом от сенсор­ных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле­дователœей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и на­строечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета͵ ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю­щих поведением.

И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами дей­ствительности, на базе которых человек осуществляет свою сознательную дея­тельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механиз­му условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и дея­тельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. К примеру, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функци­ей и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей­ствовавшем на наши органы чувств. Причем данный выбор осуществляется не аб­страктно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, к примеру, двига­тельных представлений, на базе которых с наибольшим успехом решается по­ставленная задача.

Можно ли изучать

Представление занимает особое место сре­ди психических познавательных процессов. Л. М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами.

ʼʼПредставления есть крайне важно е посред­ствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в фор­му образов различных видов, и второсигналь-ные мыслительные, или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже "специально человеческий" уровень психиче­ской информации.

Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщен­ность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта и являет­ся "сквозным" параметром всœех психических процессов, привело к вопросу о крайне важно й взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определœенно­му классу, а класс не должна быть содержани­ем актуального, т. е. в данный момент совер­шающегося отражения, обязательным посред­ствующим звеном здесь является включенность апперцепции, т. е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекае­мых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе при­знаки различных единичных образов. На осно­ве этих признаков строится "портрет класса объектов" и тем самым обеспечивается воз­можность перехода от перцептивно-образно­го к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаковʼʼ.

представления

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представление может рас­сматриваться как звено между восприятием и памятью, оно соединяет восприятие с мышле­нием. При этом следует отметить, что в настоя­щее время ведется очень мало исследований этого важного психического процесса. Почему?

ʼʼИсследование вторичных образов сталки­вается с существенными трудностями как в ис­ходном пункте анализа - при описании их ос­новных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерно­стей, определяющих организацию данной кате­гории "первых сигналов". Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутстви­ем наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым должна быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Помимо того, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляе­мого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию "летучей" структурой.

В связи с этим экспериментально-психоло­гическое исследование вторичных образов, во­преки его теоретической и прикладной актуаль­ности, несоизмеримо отстает от изучения пер­вичных, сенсорно-перцептивных образов. Здесь очень мало "устоявшегося" эмпириче­ского материала, а имеющиеся данные чрезвы­чайно фрагментарны и разрозненныʼʼ.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что исследования представлений являются актуальной и вместе с тем полностью не решен­ной проблемой. К примеру, весьма значимой проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.

По: Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т.Т.1.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ори­ентации деятельности человека исходя из характера воздействий окружа­ющей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает на­стройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. На­строечная функция представлений обеспечивает определœенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгорит­ма нашей деятельности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представления играют весьма существенную роль в психиче­ской регуляции деятельности человека.

9.2. Виды представлений

Сегодня существует несколько подходов к построению классифика­ции представлений (рис. 9.1). Поскольку в базе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на ос­нове классификации видов ощущения и восприятия. По этой причине принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинœесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не мо­жет рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что класси­фикацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их

В этой главе мы прежде всœего рассмотрим классификацию представлений, в ос­нову которой положены ощущения.

Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно кон­кретными и передают всœе видимые качества предметов: цвет, форму, объём. Одна­ко чаще всœего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сто­рона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсœе. К примеру, часто наши зрительные образы лишены объёмности и воспроизводятся в виде картины, а не объёмного предмета. Причем эти картины в одном случае бывают красочны­ми, а в других случаях - бесцветными.

От чего зависит характер, или ʼʼкачествоʼʼ, наших представлений? Характер на­ших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искус­ствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры не­возможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета͵ как литература, требует для успешного овладения материалом ʼʼвключенияʼʼ воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и му­зыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и тембро-во-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определœенным голосом. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.

Суть музыкальных представлений главным образом состоит в представ­лении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная ме­лодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсут­ствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим ʼʼвообщеʼʼ, в каких-то ʼʼабстрактных звукахʼʼ. При этом у высококлассных музыкан­тов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных пред­ставлениях с полной ясностью.

Теплов Борис Михайлович (1896-1965) - известный оте­чественный психолоᴦ. В ранний период творчества провел цикл исследований в области восприятия и представления, а также мышления. В дальнейшем проводил исследования индивидуаль­ных различий. Б. М. Теплов явился основателœем научной школы дифференциальной психологии. Разработал концепцию способ­ностей. Опираясь на учение И. П. Павлова о типах высшей нерв­ной деятельности, разработал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологи­ческих различий человека, в результате реализации которой предложил теорию индивидуальных различий. В своих исследо­ваниях уделял значительное внимание изучению проблем пси­хологии искусства.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру воз­никновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не явля­ются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всœегда связаны с акту­альными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение ка­кой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. К примеру, в случае если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистри­ровать чувствительными электрофизиологическими приборами. В случае если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мыш­цах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невоз­можным.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при всяком двигательном представлении совершаются зача­точные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всœегда образуют не­разрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представле­ния о движении всœего тела или отдельных его частей и речевые двигательные пред­ставления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (к примеру, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигатель­ными (представления движения тела), или слухо-двигательпыми (речевые пред­ставления).

Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигатель­ными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слу-

ховые и двигательные речевые представления - качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. При этом в данном случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми об­разами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо пред­мет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего данный предмет, в связи с этим мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зритель­ные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Вероятно, можно, но в данном случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределœенным. Отно­сительно ясное зрительное представление возможно только при совместном вос­произведении со слуховым образом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всœе основные типы наших представлений в какой-либо мере оказываются связанными друг с другом, а делœение на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определœенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают па пер­вый план.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам крайне важно оста­новиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин ʼʼпространственные представленияʼʼ применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределœенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин ʼʼзрительный образʼʼ к ним неприменим. При этом они всœе же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действитель­ности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядно­стью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигатель­ными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повсœедневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, к примеру когда крайне важно добраться из одной точки населœенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в на­шем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из на­шего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, к примеру проехать свою остановку. По этой причине при передвижении по конкретному маршруту простран­ственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.

Пространственные представления очень важны и в освоении ряда научных дисциплин. Так, для успешного овладения учебным материалом по физике, гео­метрии, географии ученик должен уметь оперировать пространственными пред­ставлениями. При этом нужно различать плоские и трехмерные (стереометриче­ские) пространственные представления. Многие люди достаточно хорошо опери­руют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями.

Вместе с тем, всœе представления различаются по степени обобщенности. Пред­ставления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из базовых отличий представлений от образов восприятия состоит по сути в том, что образы восприятия всœегда бывают только единичными, т. е. содержат инфор­мацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обоб­щенный характер.
Размещено на реф.рф
Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что всœе представления различаются по степени про­явления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроиз­вольные представления. Непроизвольные представления - это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате воле­вого усилия, в интересах поставленной цели.

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других - слуховые, а у третьих - двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о ʼʼтипах представленийʼʼ. В соответствии с этой теорией всœе люди бывают раз­делœены исходя из преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадле­жат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где данный текст напечатан, как бы мысленно его читает. В случае если ему нужно запомнить какие-то цифры, к примеру номер телœефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухово­го образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встре­чаются крайне редко. У большинства людей в какой-либо мере присутствуют представления всœех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определœенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей пред-

ставления всœех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преоб­ладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому об­разному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью сво­их представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. К примеру, вспоминая какие-либо события, они мыс­ленно ʼʼвидятʼʼ картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; раз­мышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д. Так, талант известного русского композитора Римского- Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необыч­ным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел карти­ны природы со всœем богатством красок и со всœеми тончайшими оттенками света. По этой причине его произведения отличаются необычайной музыкальной выразитель­ностью и ʼʼживописностьюʼʼ.

Как мы уже отметили, всœе люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представ­лениями любых типов, поскольку выполнение определœенной задачи, к примеру овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования представлений определœенного типа. По этой причине представления целœе­сообразно развивать.

Сегодня нет данных, позволяющих однозначно указать время появления у де­тей первых представлений. Вполне возможно, что уже на первом году жизни пред­ставления, будучи еще тесно связанными с восприятием, начинают играть значи­мую роль в психической жизни ребенка. При этом ряд исследований показал, что первые воспоминания о событиях жизни у детей относятся к возрасту полутора лет. По этой причине можно говорить о появлении ʼʼсвободных представленийʼʼ у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют существенную роль в жизни ребенка.

Речевые (слухо-двигательные) представления также достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы невозможен процесс овладения речью и наблюдающийся в данном возрасте быстрый рост сло­варного запаса ребенка. К этому же периоду относится появление первых музы­кальных слуховых представлений, выражающихся в запоминании мелодий и в са­мостоятельном пении их.

Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ре­бенка-дошкольника. Большинство проводимых исследований показало, что до­школьник, как правило, мыслит наглядно, образами. Память в данном возрасте так­же в значительной степени строится на воспроизведении представлений, в связи с этим первые воспоминания у большинства людей носят характер картин, наглядных образов. При этом первые представления у детей достаточно бледны. Несмотря на то что представления более значимы для ребенка, чем для взрослого, у взрослого они более ярки. Это говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит развитие представлений.

Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представле­ний возрастают под влиянием упражнений. К примеру, в случае если в эксперименте требу­ется сравнить два звука, отделœенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд,

то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появ­ления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько туск­лым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в ре­зультате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается вполне выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что наши представления развивают­ся в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определœенного качества.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа воспри­ятия, и это крайне важно учитывать при решении конкретных задач. К примеру, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а ино­странный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления ино­странных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причинœе представления о цифрах у нас воспроизводятся в виде зрительных образов.

Тот факт, что представления формируются не иначе как на базе перцептив­ных образов, крайне важно учитывать в процессе обучения. Нецелœесообразно ста­вить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в вос­приятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого опе­рирования представлениями, ученику крайне важно сформировать на базе соответствующих перцептивных образов представления определœенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. К примеру, в случае если вы пред­ложите ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, в случае если плохо знают карту.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроиз­вольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. По этой причине основные усилия при фор­мировании способности оперировать представлениями определœенного вида долж­ны быть прежде всœего направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление со­держит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увели­чения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направ­лениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации пред­ставление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, к примеру, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь - путь развития типических обра­зов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, напротив - становятся всœе более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, кото­рые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут со­держать в себе весьма широкие обобщения.

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы

Мы с вами познакомились с таким психическим процессом, как представле­ние. При этом следует обратить внимание на то, что крайне важно отличать представ­ления от первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосред­ственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой про­межуток времени, измеряемый секундами. Давайте проделаем один эксперимент. В течение одной-двух секунд смотрите на какой-нибудь предмет - авторучку, на­стольную лампу, картину и т. д. Далее закройте глаза и постарайтесь как можно ярче представить себе данный предмет. Вы сразу получите сравнительно яркий и живой образ, который начнет достаточно быстро затухать и скоро совсœем исчез­нет. Первичные образы памяти имеют определœенные схожие характеристики с по­следовательными образами: 1) они следуют сразу за восприятием объекта; 2) их продолжительность очень невелика; 3) их яркость, живость и наглядность гораз­до больше, чем у наглядных представлений; 4) они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения.

С другой стороны, они имеют отличающие их от последовательных образов черты, которые сближают их с подлинными представлениями. Сюда следует от­нести следующие черты: 1) первичные образы памяти зависят от направленности внимания на соответствующий объект во время восприятия, - чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет первичный образ памяти, тогда как после­довательный обра:? не зависит от направленности внимания во время восприятия; 2) чтобы получить яркий последовательный образ, нужно сравнительно долго (15-20 с) смотреть на соответствующий объект, наиболее же яркие первичные образы памяти получаются после непродолжительного (одна-двс секунды) времени вос­приятия.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприя­тия однородных объектов или после такого восприятия объекта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказало сильное эмоциональное воздействие. К примеру, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в созна­нии всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. К примеру, после того как вы услышали какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво ʼʼзвучит в ушахʼʼ. Чаще всœего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроиз­вольностью, как бы навязчивостью, и тем, что они представляют из себяпочти про­стую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последов

Глава 9. Представление - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глава 9. Представление" 2017, 2018.

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственнонаглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее .

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.

С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Функции представлений: сигнальная, регулирующая и настроечная.

Сигнальная функции – отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Настроечная – в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификация по Б. М. Теплову:

  1. по их содержанию (математические, географические, технические, музыкальные и т.д.;
  2. по степени обобщенности (частные и общие); по степени проявления волевых усилий (произвольные и непроизвольные).

Воспроизведение чувственных o6pазов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований - представлений.

Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прош­лом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздра­жении, которые падают от него на наши периферические рецеп-торные аппараты, представление - это образ предмета, который - на основе предшествовавшего сенсорного воздействия - воспроизво­дится в отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в разном у представлений и восприятии отношении к предметам, к явлениям действительности, заключается основное отличие представления от восприятия.

Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; пред­ставления - это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости пред­ставления бывает очень различной.

Представления далее отличаются некоторой-то большей, то меньшей - фрагментарностью. При внимательном анализе или по­пытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем, у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произве­дения.

Представления, наконец, отличаются большей или меньшей обоб­щенностью. Перенося во времени данные опыта, знания, добытые в процессе действенного отражения мира, из настоящего в будущее и из прошлого в настоящее, процессы памяти неизбежно в какой-то мере отвлекают эти данные от частных условий единичного момента в пространстве и времени. В них поэтому неизбежно совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизведен­ные образы памяти, представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление. Во-первых, представление может быть более или менее индивидуализированным образом воспоминания об однократной сцене, об определенном лице не вообще, а так, как оно предстало перед нами в один особенно памятный момент. Во-вторых, представ­ление может быть образным, но обобщенным знанием о каком-нибудь предмете так, как он нам вообще представляется, независимо от какой-то определенной частной ситуации, в которой он в том или ином случае был нами как-то воспринят. Такое представление об определенном единичном предмете в отвлечении от конкретных условий места и времени, от специфических условий ситуации, в которой он реально предстал перед нами, предполагает уже известное отвлечение, некоторую абстракцию, совершающуюся в пределах наглядно-образного содержания представления. Оно tребует уже определенной переработки. Эта переработка воспроизведен­ного образа-представления подготовляется в некоторых случаях уже внутри восприятия, которое тоже, как мы видели, может обладать различной степенью общности. Эта переработка выражается в том, что в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее постоянство некоторые основные, наиболее существен­ные черты, которые характеризуют данный предмет, будучи суще­ственно связаны с его значением; другие как бы стушевываются, отступая на задний план. В представлении эти последние черты отличаются часто большой неустойчивостью, изменчивостью, текучестью. Неустойчивость представлений, выражающаяся в измен­чивости и текучести некоторых частей, свойств или деталей образа-представления, как бы вводит в представление ряд переменных. Это обстоятельство имеет и положительное значение. Благодаря ему представление приобретает большие возможности для обобщенного представительства различных предметов, чем если бы оно было абсолютно устойчивым образованием, неизменным во всех своих частях, свойствах и деталях.



Наконец, представление может быть обобщенным образом не еди­ничного предмета или лица, а целого класса или категории аналогич­ных предметов. Существование таких общих представлений было предметом больших философских и психологических дискуссий (Дж. Беркли и др.). Однако существование схем не подлежит сомнению, а схема, будучи наглядной, тоже является, своеобраз­ным представлением. Схема какого-либо прибора, машины, схема нервной системы, локализации функций в мозгу и т.п. представляют в наглядной форме не единичный объект, а множест1во однородных объектов, давая представление об их структуре. Формы схематиза­ции, т. е. мысленной обобщающей обработки воспроизведенного образа-представления,- чрезвычайно разнообразны. Они дают мно­гообразные виды обобщенных представлений. Особое значение имеют те виды обобщающей обработки представления, которые приводят к созданию художественного образа, соединяющего в себе характер индивидуализированности и типичности. В таком художественном образе определяющим является уже не воспроизведение, а преобра­зование, характеризующее деятельность не памяти, а воображения.

Таким образом, представления могут обладать различной степенью общности; они образуют целую ступенчатую иерархию все более обобщенных представлений, которые на одном полюсе перехо­дят в понятия, между тем как на другом - в образах воспомина­ния они воспроизводят восприятия в их единичности.

Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, когда образ-представление воспроизводит прежде восприня­тое и в той или иной мере осознается в своем отношении к нему. Когда представление возникает или формируется безотноси­тельно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием вос­принятого в более или менее преображенном виде, представление является образом не памяти собственно, а скорее воображения. Наконец, представление функционирует в системе мышления. Вклю­чаясь в мыслительные операции, представление вместе с новыми функциями приобретает и новые черты. Вводя здесь представления, мы заодно вкратце суммируем основные их черты.

Это возникаю­щие в мозгу образы предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств. Физиологической основой представлений являются следы, ос­тавшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, кото­рые были раньше. Под воздействием раздражителя старые нерв­ные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ.

Это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.

Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений. Например, в представлении реки отражается текущая между двумя берегами полоса воды. Мы воспринимаем много рек, разной ширины, с разными берегами, с разной скоростью течения. В представлении же отражаются наглядные признаки, характерные для всякой реки. 6 представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные, имеющиеся в отдель­ных восприятиях.

В представлениях, как и в восприятиях, действительность отра­жается в виде наглядных образов. Представлять - значит мыс­ленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать.

Представление - более высокая ступень познания, чем вос­приятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. Это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Главная особенность представ­ления - взаимопроникновение в нем наглядного и обобщенного. Это результат взаимодействия двух сигнальных систем: исход­ными в образовании представлений являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), но пред­ставления становятся обобщенным образом благодаря участию второй сигнальной системы (произнесенное или написанное сло­во) в их формировании.

Общие и единичные представления

Представления бывают единичными и общими , в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, будет единичным, так как оно отражает единичный предмет. Представление, обобщенно отра­жающее ряд сходных предметов, является общим. В формирова­нии общих представлений важнейшую роль играет речь, назы­вание одним словом ряда предметов.

В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета. В общем пред­ставлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, т. е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы.

Сравните, например, образ Невы - реки, закованной в гра­нит, с образом реки вообще. Образ Невы - это единичное пред­ставление, образ реки - общее. Но даже единичное представле­ние, в сравнении с образом восприятия, является обобщенным, так как оно обобщает ряд восприятий изменяющегося предмета. Образ Невы, т. е. единичное представление, складывается на осно­ве отражения ее в разное время: в ледоход, подо льдом, в жаркий летний полдень, когда цвет воды отражает голубое небо, в серый осенний день, при сильном ветре, когда на Неве появляются волны, в наводнение, когда вода выходит из берегов.

Меняющееся отражение содержит и постоянные, характерные признаки предметов и явлений, которые становятся определяющими в представлении. Единичные представления обобщаются, в результате чего возникают общие представления.

В учебном процессе представления формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе обра­зования единичных представлений и последующего их обоб­щения.

Общее представление, в отличие от единичного, лишено ин­дивидуальных черт, которые характерны только для отдельного представления. В общем представлении собраны лишь те черты, которые относятся ко всем явлениям этого рода. Однако и общие представления носят наглядный характер - это отражение на­глядных особенностей предметов, явлений, процессов.

Виды представлений

Представления разделяют по видам восприятий, на которых они основаны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), вкусовые (представление вкуса лимона), осязательно-двигательные (представление положения своего тела при прыж­ке) представления. Деление представлений по видам условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто пред­ставления возникают на основе деятельности двух или несколь­ких анализаторов и носят синтетический характер.

Представления формируются в процессе деятельности челове­ка, поэтому в зависимости от профессии развивается преиму­щественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный , у композитора - слуховой , у спортсмена и балери­ны - двигательный , у химика - обонятельный , у дегустатора - вкусовой .

Мышечно-двигательные представления вызывают так назы­ваемые зачаточные движения. Они невидимы, но могут быть фик­сированы специальными приборами. Когда мы представляем себе, как именно надо совершить какое-то определенное движе­ние, в этот момент в двигательных центрах коры больших полу­шарий возникают нервные возбуждения, приводящие к слабым двигательным импульсам. Такие зачаточные движения получили название идеомоторных актов .

Можно провести опыт, при котором эти движения становятся заметными. Если человек возьмет двумя пальцами шнурок с привязанным к нему небольшим грузом и будет напряженно ду­мать о том, что груз раскачивается, то груз действительно начнет медленно раскачиваться. Связанный с представлением о каком-нибудь движении, процесс возбуждения приводит к едва замет­ному движению рабочего органа. Напряженно представляя себе движение, человек бессознательно начинает осуществлять его, хотя и в очень слабой форме.

В настоящее время доказано, что представление о движении вызывает в мышцах токи действия, или биотоки. Эти токи могут быть использованы при конструировании механической руки, соединенной проводами с браслетом-токосъемником, надетым на руку. Механическая рука выполняет те движения, которые человек только представляет себе. Он мысленно сжимает руку- механическая рука сжимается в кулак.

Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни): отгадчик «угадывает» идеомоторные сигналы, которые невольно подает ему проводник, напряженно думающий о том, какие движения и в каком направлении должен произвести, чтобы выполнить заду­манное. Отгадчик не «читает мысли», а ощущает идеомоторные сигналы мышц руки проводника. Биотоки возникают и в мышцах органов речи. Специальными приборами можно записать движе­ния, которые производят речевые органы при решении мыслитель­ной задачи. Это показывает, что мышление всегда происходит в речевой форме.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. С. 208-211.