Придумать бином фантазии окно зеркало топор мысль. Комплексное занятие «Бином фантазии

Мастер класс "Фантазийный бином - как средство общения дошкольников"
Разработала: воспитатель ГБОУ ООШ № 19
"структурное подразделение д/с "Кораблик""
Бадун Вера Борисовна

Программное содержание.
Цели:
- Учить детей моделировать структуру рассказа. Сочинять сказки методом комбинирования, компиляции.
- Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Материал: карточки- модели, 2 набора картинок «Живые - неживые», колпачки на голову для каждого ребенка, «волшебная» палочка,групповая книга «Фантазеры».
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
- Учить видеть предметы и явления в многообразных связях;
- Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового;
- Учить детей вступать в речевое взаимодействие, учавствовать в коллективном разговоре.
«Речевое развитие, познавательное развитие»
- Формировать развитый словарь по теме: «Писатели, их произведения»;
- Учить детей играм с правилами;
- Создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;
- Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами;
- Развивать умение выражать свои мысли законченными фразами;
- Формировать представление о том как можно самому сочинить сказку и рассказать ее.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность со стороны воспитателя Деятельность со стороны детей Ожидаемые результаты
1. На кругу.
Задает вопрос: Любят ли дети сказки? Отвечают на заданный вопрос. Умеет вступать в речевое взаимодействие, участвует в коллективном разговоре, обладает положительным отношением к окружающему миру
2. Обращает внимание детей на портрет писателя, закрепленного на мольберте (Джанни Родари) и просит вспомнить, как его зовут
Предлагает вспомнить названия известных детьми рассказов и сказок, написанных Джанни Родари. Узнают сказочника-писателя Джанни Родари, называют его. Перечисляют названия знакомых произведений, написанных им. Узнает и называет знакомых писателей, его произведения.
Умеет выражать мысли законченными фразами, обладает развитым словарём по теме «Писатели. Их произведения».
3. Предлагает детям надеть «волшебные» колпачки на голову.
Показывает волшебную палочку и предлагает ее сделать «волшебной» с помощью «волшебного» заклинания.
Предлагает придумать волшебное заклинание и повторить его для волшебной палочки, чтобы волшебство сработало.
Дотрагивается «Волшебной» палочкой до макушки головы каждого ребёнка.
Сообщает детям, что теперь они настоящие «сказочники-фантазёры» Надевают «Волшебные колпачки» на голову.
Придумывают и называют волшебное заклинание, чтобы палочка стала волшебной, а так же чтобы волшебство сработало.
Узнают, что они стали сказочниками-фантазёрами. Умеет взаимодействовать в детском коллективе, знает различные сказочные заклинания, обладает развитым фантазийным мышлением.
Обладает положительным отношением к происходящему.
4. Предлагает детям поиграть в игру «Сочини сказку».
Знакомит с правилами игры.
(«Ребята! Слушайте внимательно правила игры. Перед Вами лежат 2 набора (корзиночки) карточек с картинками. В одном наборе - лежат картинки с живыми предметами, а в другом - картинки с неживыми предметами. Ваше задание, подойти к карзиночкам и взять из каждой из них на выбор по 1 картинке. Всего у вас в руках будет 2 картинки. Опираясь на выбранные картинки, каждый из Вас должен сочинить свою историю, сказку и придумать к ней название.»
Выкладывает перед детьми паровозик и сообщает, что при сочинении истории или сказки, они должны соблюдать определенную структуру, воспользовавшись схемой в виде паровоза с вагонами.
Просит детей вспомнить обозначение каждого из вагончиков.
1 красный вагон - начало рассказа;
2 синий вагон - середина рассказа;
3 зеленый вагон - конец рассказа.
А все вместе они составляют опорную модель рассказа.
Предлагает приступить к сочинению рассказов.
Знакомятся с правилами игры.
Разбирают предложенные воспитателем карточки (каждый ребенок разбирает карточки по принципу: 1 живая, 1 неживые).
Ознакамливаются со структурой, которую следует соблюдать при составлении рассказов. Вспоминают и называют значение паровоза и его вагонов при сочинении рассказов.
Сочиняют свои рассказы и сказки по 2 опорным картинкам
И выступают с ними друг перед другом.
Научаются моделировать структуру рассказа, сочинять сказки методом комбинирования, компиляции.
Умеют взимодействовать в детском коллективе, играть в игры с правилами.
Обладает четкой артикуляцией и выразительностью речи;

Умеет контролировать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового.
Обобщает предметы и явления в многообразных связях;
Умеет устанавливать, с помощью воображения, родство между указанными словами;
Обладает умением создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать.

5. Рефлексия.
Предлагает вспомнить детям, чем они только что занимались.
Предлагает вспомнить названия сказок-рассказов, которые они только что сочинили.
Интеоресуется понравилось ли детям фантазировать и сочинять сказки?
Раздает угощение.
Рассказывают, чем они только что занимались, вспоминают названия сказок, которые они только что сочинили.
Высказывают свои мнения, разбирают угощения. Взаимодействует в детском коллективе, умеет выражать мысли законченными фразами, участвует в коллективном разговоре.
Обладает развитым вниманием и памятью.
обладает положительным отношением к окружающему миру.

ПРИЛОЖЕНИЕ

БУКЛЕТ НА ТЕМУ "ФАНТАЗИЙНЫЙ БИНОМ"
"Как написать свою сказку?"
Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Написание собственной сказки может существенно продвинуть психотерапевтическую работу. Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это прекрасно получается у маленьких фантазеров. Родителям лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование.
Малыш может подключиться к работе над сказкой практически на любом ее этапе. При этом вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, но еще и развиваете внимание, активную речь, мышление, воображение и творчество ребенка. Поэтому не жалейте времени на эти занятия.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя.
Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним.
Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все заканчивается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту.
Дети 6—7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.
Чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения.
1. Создаем образ главного героя
Главными героями сказки могут быть самые разные персонажи: люди, обычные предметы, животные, волшебники, природные явления, да, собственно, все, что угодно, ведь это ваш волшебный мир. И отталкиваться нужно от того, что нравится вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции. Важно также, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку и, возможно, был чем-то на него похож: отражал некоторые черты его характера и включал те особенности его поведения, которые вы хотели бы проработать. Так, отражать характер персонажа может специально выдуманное имя. Например, такая забавная фамилия для застенчивого дракончика — Заёлочкин — отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым. Здесь приветствуется словотворчество самого ребенка, так как оно способствует формированию фантазии и гибкости мышления.
2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию
Исходить желательно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформировать их в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, что на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать причину самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя именно так? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает ваш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов и препятствий на пути героя к цели.
Образы друзей и помощников — это отражение потенциальных способностей главного героя. А его страхи и неверие в себя будут отражать образы врагов и препятствия. В случае неправильного поведения главного героя друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.
4. Создаем обучающие ситуации, в которых герой впервые побеждает благодаря помощи
Такие ситуации нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможности действия в сложных ситуациях. В метафорической форме преодоление препятствий может осуществляться разными путями:
Прямая агрессия — решение проблемы с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Например, герой может сразить дракона мечом. + Использование хитрости — умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы, вспомним Кота в сапогах, победившего Людоеда.
Использование волшебных предметов и помощников — передача герою оберегающих его предметов-талисманов и, таким образом, внушение ему чувства защищенности и уверенности.
Совет мудреца — главный герой получает сонет весьма уважаемого в волшебной стране персонажа и следует ему.
5. Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Им уже получены новые знания, опыт правильного поведения, который еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей еще необходимы подбадривание, похвала, которые придают герою уверенность в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление внутренних барьеров и страхов, изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
6. Показываем осознание героем самого себя в новом качестве в результате одержанных побед
Герой становится уверенным, что делает все правильно, потому что получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает — он справился со всеми сложностями и стал другим.
7. Создаем позитивный финал
Это может быть торжество, на котором окружающие отдают должное особым заслугам героя. При таком финале перед героем открываются новые возможности благодаря его победе над собой.
8. Создаем вопросы к сказке
Их можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает обратную связь, то есть позволяет попять, как окружающие оценивают поведение главного героя. Вопросы могут быть следующими:
О чем эта сказка и чему она учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему (какой способ поведения он при этом выбирает)?
Какие эмоции приносит поведение героя окружающим?
Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
Кто же такой, по сути, главный герой?
Формы работы с созданной сказкой разнообразны: кукольный спектакль, игра-драматизация с использованием масок или костюмов, рисование или лепка сказочных персонажей (обычно используется, когда требуется частая трансформация образов), подбор музыки под образы главных героев. Все зависит от того, что ближе именно вашему ребенку. Разнообразие форм работы со сказкой позволяет по-разному переживать сюжет. Таким образом, одна и та же сказка может постоянно меняться, например, в зависимости от вашего настроения. Это, с одной стороны, сохраняет эффект новизны сказки, а с другой — дает новый взгляд на рассматриваемую проблему.
Замечательные приемы, которые помогут вам творчески подойти к созданию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.
Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю, используя эти слова.
Изменение существующей сказки. Введите в уже известную ребенку сказку комического персонажа или придумайте ее продолжение.
Игра наоборот. Покажите несоответствие характера образу персонажа, например, как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная...».
Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, и что же дальше произошло?
Необычный герой. Это может быть предмет, который оживает, или существо, которого вообще нет в природе и придумано вами.
Сказка, в которой ваш ребенок является главным героем. Здесь важно, чтобы этот герой выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми трудностями на своем пути (даже если в жизни ваш ребенок неуверенный, робкий, застенчивый). Так вы сможете заранее передать своему ребенку надежду на успех.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи?
Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 13-18.

Этот интересный приём придумал итальянский писатель Джанни Родари и рассказал о нём в книге «Грамматика фантазии». Вспомним, что «би» в переводе с латинского на русский язык означает «два, дважды», а «nome» с греческого - «имя».

Суть приёма заключается в соединении понятий на первый взгляд несоединимых, не имеющих ничего общего, например: "запах" и "солнце". Таким образом, отказываясь от логичного постижения смысла в пользу алогичного, мы пробуждаем фантазию ребёнка. Направляя его мысль в творческое русло, предлагая нетрадиционное решение задания, провоцируем ученика на поиск оригинальных ассоциаций.

Данный приём в свете ФГОС приобретает особый смысл, т.к. предполагает использование не только и не столько знаниевого подхода в обучении, сколько личностно ориентированного. Именно поэтому бином фантазии, который следует заметить, входит в технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), развивает воображение ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой любимый Бином фантазии

(выступление в рамках инновационного каскада)

Приветствую вас, коллеги!

Поговорим сегодня о простом, но достаточно эффективном приёме творческого мышления – Биноме фантазии.

…Можно представить наше мышление как высокогорное озеро. Запас воды - это наши знания. В основном озеро спокойно и знания не работают. Ну, может, конечно, возникнуть случайный всплеск - рыба хвостом плеснет или турист камешек бросит... Но вот, представьте, мы от этого озера специально в определенном направлении проложили канал и... вода понеслась вниз! Представляете мощь и работоспособность этого потока? Приемы и методы ТРИЗ - это и есть те самые каналы - направления, по которым будут работать наши знания и в результате этой работы возникнут идеи. Можно, конечно, ждать, пока мысль сама всплеснется в голове, а можно и нужно дать ей направление. Мне очень нравится такое ТРИЗовское выражение: «Куда думать будем?», т. е. в каком направлении? И, вообще, мне уже давно хочется написать

ОДУ БИНОМУ ФАНТАЗИИ !

Бином фантазии (БФ) – это термин из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». Книга посвящена приёмам сочинения сказок. Суть приёма бином фантазии (би - два, ном- имя, наименование): берем два произвольных слова, и по-разному соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка. То есть мы вспомнили одновременно два понятия и дали мозгу команду объединить эти понятия в форме сказки. Сказок может получиться множество, смотря каким путём идти, соединяя понятия: можно по прямой, а можно разными витиеватыми тропинками…

Пример: книжка + голубь (слова надо брать далёкие друг от друга по смыслу, так больше шансов получить оригинальную идею). Соединяем слова с помощью предлогов:

Книжка с голубем;

Голубь с книжкой;

Книжка в голубе;

Голубь в книжке;

Голубь под книжкой;

Книжка под голубем; и т. д.

Чувствуете, уже какие-то направления для мысли даны? «Книжка в голубе» дала мне идею сказочного голубя, который наизусть знает, например, сказки Шахерезады, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, может все волшебные действия из этих сказок производить и т. д… «Голубь под книжкой» вызвал у меня представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым! У вас, вероятно, другие ассоциации возникнут от тех же исходных слов.

Если в качестве одного элемента БФ взять изделие (варежки, дверь и т. д.) и, соединяя мысленно это изделие с произвольным словом, дать мозгу команду получить дизайнерскую или изобретательскую идею, то, соответственно, мозг будет работать в этом направлении. Например: БФ «Варежки + облако», это сочетание могло дать и сказочную идею, но, если мы решим изобретать новые варежки, то можем получить, например, идею надувных варежек. А если возьмём «дверь + ветер» (дверь с ветром, ветер в двери – попробуйте и с другими предлогами сочетания составить), можно получить идею двери, оборудованной специальной системой, запасающей сжатый воздух при открывании – закрывании двери и расходующей его потом на «подметание» крылечка от снега и пыли.

БФ можно использовать для поиска идей по применению какого-то материала, явления, закона. Например, надо найти применение сухим осенним листьям с помощью БФ. «Сухие листья + цирк» – идея небольшого номера жонглёра: подкидывает охапку сухих листьев и, пока они медленно кружатся и падают, он их все ловит. «Сухие листья + подоконник» - отделка поверхности подоконника красивыми листьями с последующей лакировкой и полировкой. «Сухие листья + болезнь» – наверняка какие-то болезни можно лечить запахом сухих листьев определённого вида (сделать подушку или матрац из листьев). «Сухие листья + электричество» – в каких-то экстремальных обстоятельствах сухие листья могут служить электроизоляцией.

Таким образом, я вижу в биноме фантазии достаточно универсальную технологию генерирования идей в том случае, когда практически нет ограничений: мы даём для мышления направление движения (от одного понятия к другому – случайному! ) и определяем цель движения (сочинить сказку; придумать новый вариант применения какого-то материала, изделия, закона природы; получить ряд дизайнерских и изобретательских идей по поводу совершенствования любого изделия).

Иногда возникает ступор на этапе выбора ПРОИЗВОЛЬНОГО слова. Какое же выбрать? Можно просто открыть любую книгу, и не глядя ткнуть пальцем в ЛЮБОЕ слово. Далее пытаемся соединить это слово с тем понятием (изделием, материалом, законом природы) по поводу которых надо получить идею.

Можно применить метод гирлянд ассоциаций: (Автор Г.Буш). Составим гирлянду ассоциаций от любого слова: жизнь – ассоциация: ребенок. (У Вас может возникнуть другая ассоциация!). Ассоциация с ребёнком – игра, с игрой – мяч, с мячом – спорт и т.д.

На занятиях мы гирлянду ассоциаций составляем вместе с детьми и записываем на доске: жизнь – ребёнок – игра – мяч – спорт – велосипед – руль – штурвал – корабль – «Титаник» - безопасность – жилет – одежда и т. д.

Составляя гирлянду ассоциаций, надо следить за тем, чтобы каждое новое слово в гирлянде уводило нас всё в новые и новые области человеческих знаний, интересов и деятельности. Вот и в этой гирлянде у нас возникли темы игры, спорта, кораблей, спасательных средств, одежды… Всё это нам потом пригодится, чтобы направить свою мысль по новому направлению. Рассмотрим, какие идеи можно получить, применяя эту гирлянду для получения идей по применению КОНУСА. Соединяем мысленно любое слово из гирлянды с конусом (чувствуете, это тот же Бином фантазии?):

  • мяч + конус. Интересно, если сделать мяч в виде усеченного конуса для футбола? Пока он по воздуху летит, форма его не имеет особого значения, а вот при ударе и когда по земле катится по дуге – это, я думаю, оживит давно сложившиеся правила игры!
  • «Титаник» + конус. Можно спасательные средства делать конусообразной формы для повышения их устойчивости на воде.
  • конус + одежда. Для одежды в стиле «авангард» можно сделать плечики в виде конусов или полуконусов.

Не приходят идеи со словами из этой гирлянды – составьте другую. Это ведь легко! Не обязательно с каждым словом получится идея, но при определённом навыке этим методом можно получать веер идей по применению чего-либо: старых вещей, отходов производства или новых знаний об объектах, веществах и явлениях природы.

До следующей встречи!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Ольга Давыдова
Комплексное занятие «Бином фантазии»

Комплексное занятие "Бином фантазии "

(Занятие можно провести в один день, как два занятия )

1. Развитие речи

2. Рисование.

Программное содержание :

Развивать у детей творческое воображение

Продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей;

Закреплять умение согласовывать существительные с другими частями речи.

Учить детей разнообразным способам изображения предметов, явлений.

Учить выделять в рисунке главное цветом. формой, положением на листе бумаги.

Материал : карточки с картинками, изображающие предметы, животных. Тонированные листы бумаги, краски, карандаши, мелки.

Ход занятия:

На столе воспитателя карточки с картинками (рисунком вниз) . Вызванные два ребенка выбирают карточки и показывают детям. Например "пёс + шкаф"

Задание :

1. необходимо соединить эти два слова используя предлоги- "пёс НА шкафу", "пёс В шкафу" и т. д.

2. Предложить детям составить предложения с этими словосочетаниями.

3. Выбрать наиболее удачные предложения или то, какое хочет ребенок.

4. Предложить составить короткий рассказ; составить рассказ детям, сидящим за одним столом.

5. Предложить детям нарисовать картинку к своему рассказу.

В конце занятия устроить выставку работ, а дети рассказывают, что они изобразили.

Публикации по теме:

Игровое комплексное занятие «Кладовая леса» КГКП детский сад-ясли №11 «Айголек» акимата г. Усть-Каменогорска. Воспитатель: Карпова Н. Н. 22 апреля 2014 г. Цель: 1. Выявить знания детей.

Итоговое комплексное занятие в старшей группе Программное содержаниеФормирование звуковой выразительности речи. Развивать фонематическое восприятие. Обогащать словарь детей. Углублять.

Комплексное развивающее занятие «Кукла Жанна» Программное содержание. 1. Учить находить и правильно называть желтый цвет. Формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное.

Комплексное занятие «Автобусная экскурсия» Цели: 1. Расширять кругозор детей 2. Активизировать речь детей 3. Развивать внимание и наблюдательность 4. Автоматизация звука "Р".

Комплексное занятие «Перелетные птицы» Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества. Задачи: Развитие связной.

Комплексное занятие «Рисуем осень» Цель: Познакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Задачи: -научить детей рисовать пальчиками; -закрепить знание цветов (желтый,.

Комплексное занятие «В гости к бабушке» Цель: развитие речи детей младшего возраста средствами логоритмики. 1. Совершенствовать общую и мелкую моторику. 2. Расширять лексический.

Комплексное занятие «В гости к Лешему» Цель. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия.

Сегодня я маленько загрустил, сел было писать про новый метод, да волной воспоминаний смыло. Да так, что опомнился сказке на пятой…

В детстве (а в моём детстве не было ни интернета, ни цифровой записи) я заслушивался грампластинками «Мелодия» и зачитывался сказками одного странного итальянца - Джанни Родари.

Чтобы вы со мной оказались на одной волне, вот фрагмент одной его популярной сказки, про лукового человечка в овощной стране:

Я это всё к чему вспомнил? Как и подобает творческой личности, Джанни придумывал и использовал множество приёмов развития творческого воображения. Среди его изобретений есть один, построенный на причинно-следственных цепочках - «Бином фантазии». Где «би», как вы догадались, означает «два». Вспомните хотя бы .

Как это работает?

За основу берутся два существительных, между которыми нет прямой ассоциативной связи. В обычной жизни вы эти два существительных сознательно никогда рядом бы не поставили. Эта дистанция нужна, чтобы ваше сознание попало в ловушку построения ассоциативных связей и попыталось установить её между этими словами. Единую, и почти всегда фантастическую. Хорошо, когда слова для этого приёма выбираются случайно, или предлагаются разными людьми. Объединяют слова между собой через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Алгоритм использования бинома

  1. Ставите цель, например - создать новый объект или модифицировать уже имеющийся;
  2. Выбираете два слова, первично не связанных по смыслу. В случае, если модифицируете уже имеющийся объект, первое слово будет именно он;
  3. Составляете и записываете все возможные сочетания этих слов, меняя предлоги и падежные окончания;
  4. Анализируете полученные сочетания, и выбираете наиболее полезные (или наиболее реальные из абсурдных);
  5. Думаете, как реализовать.

Вариант посложнее

  • ×2 - вариант работы в паре, при этом каждый участник работает над своим биномом, а потом пара работает над объединением двух биномов

Плюсы и минусы

  • плюсы - это реально развивает вашу фантазию, это нереально весело
  • минусы - в области абсурдных идей и концепций сложно найти реализуемую и действенную

На своём примере

На входе два слова: система и лимонад, так получилось.
Смешиваем:

  • системный лимонад
  • система вне лимонада
  • система в лимонаде
  • лимонадная система
  • система из лимонада
  • лимонад от системы
  • система на лимонаде
  • в системе лимонада
  • и т.д.

Я выделил тот вариант, который показался мне очень уж интересным. Представьте, что некая подпольная организация разработала формулу лимонада от системы…

А теперь мультфильм!

Фантазия - это реальность на паузе, а пульт у вас в руке. Но что это?! Он до сих пор в целлофане?!

  • Джанни Родари: Грамматика фантазии - та самая книга, в которой автор пишет про бином фантазии в том числе.
  • Рэй Брэдбери: Дзен в искусстве написания книг - одна из сильнейших книг про креативность, которую я читал.
  • Ветас Разносторонний:

(На основе книги Дж. Родари «Грамматика фантазии.
Введение в искусство придумывания историй»)

Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века написал книгу «Грамматика фантазии». Ее можно считать интересным и полезным пособием для детей и взрослых, желающих развивать воображение и придумывать истории. Писатель предложил множество способов и приемов создания творческого сочинения. Познакомимся с некоторыми из них.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА

Что было бы, если бы…?

Берем любые подлежащее и сказуемое, их сочетание и дает гипотезу.

Что было бы, если бы наш город внезапно оказался посреди моря?

Что было бы, если бы во всем мире исчезли деньги?

Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье насекомого?

(На этот вопрос ответил Ф.Кафка в известном рассказе «Превращение».)

Ли"мерик (англ.) – нонсенс, нелепица.

Наиболее известны лимерики Э.Лира. Схема строения лимерика такова.

Первая строка – герой.

Вторая строка – характеристика героя.

Третья и четвертая – действия героя.

Пятая – итоговая характеристика.

Жил да был старик болотный,
Вздорный дед и тягомотный,
На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел.
Въедливый старик болотный.

(Э.Лир)

Возможен другой вариант строения лимерика.

Первая строка – выбор героя.

Вторая строка – действие героя.

Третья и четвертая – реакция окружающих на героя.

Пятая – вывод.

Старый дед в Граньери жил,
Он на цыпочках ходил.
Все ему наперебой:
«Обхохочешься с тобой!».
Да, чудной старик в Граньери жил.

(Дж. Родари)

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАГАДКИ

Выберем любой предмет.

Первая операция – остранение.

Дадим предмету такое определение, словно видим его впервые в жизни.

Вторая операция – ассоциация и сравнение. Объектом ассоциаций является не предмет в целом, а одна из его характеристик. Выбираем другой предмет для сравнения.

Третья операция – метафора (скрытое сравнение). Даем предмету метафорическое определение.

Четвертая операция (необязательная) – привлекательная форма загадки.

Например, придумаем загадку о карандаше.

Первая операция. Карандаш – это палочка, которая оставляет след на светлой поверхности.

Вторая операция. Светлая поверхность – это не только бумага, но и снежное поле. След карандаша напоминает тропинку на белом поле.

Третья операция. Карандаш – это нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле.

Четвертая операция.

Он на белом-белом поле
Оставляет черный след.

СКАЗКИ «НАИЗНАНКУ»

Большое удовольствие всем доставляет игра в «перевирание» сказок. Возможно умышленное «выворачивание наизнанку» сказочной темы.

Красная Шапочка злая, а Волк добрый.

Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями убежать из дома, бросить бедных родителей, но те продырявили ему карман и насыпали туда риса.

Золушка, дрянная девчонка, издевалась над замечательной мачехой, отбила у сестры жениха…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ

Сказка закончилась. А что было потом? Ответ на этот вопрос и будет новой сказкой.

Золушка вышла замуж за Принца. Она неряшливая, в засаленном фартуке, вечно торчит на кухне у плиты. Такая жена Принцу надоела. Зато весело можно проводить время с ее сестрами, привлекательной мачехой…

САЛАТ ИЗ СКАЗОК

Это история, в которой живут персонажи различных сказок.

Буратино оказался в домике семи гномов, стал восьмым другом Белоснежки…

Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-пальчика и его братьев…

КАРТЫ ПРОППА

Русский филолог В.Я. Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют одну структуру. В основе лежат функции действующих лиц. Эти функции варьируются, видоизменяются, но их всего 31.

1. Отлучка кого-либо из членов семьи.

2. Запрет, обращенный к герою.

3. Нарушение запрета.

4. Выведывание.

5. Выдача.

6. Подвох.

7. Невольное пособничество.

8. Вредительство или недостача.

9. Посредничество.

10. Начинающееся противодействие.

11. Герой покидает дом.

12. Даритель испытывает героя.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

14. Получение волшебного средства.

15. Герой переносится, доставляется, приводится к месту, где находится предмет поисков.

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

17. Героя метят.

18. Антагонист побежден.

19. Беда или недостача ликвидируется.

20. Возвращение героя.

21. Герой подвергается преследованиям.

22. Герой спасается от преследования.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой или антагонист изобличается.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

Не во всех сказках есть все функции. Последовательность может нарушаться, но схема остается та же.

На основе этих функций можно строить множество сказочных историй. (Обязательные функции, которые встречаются в любой волшебной сказке, выделены здесь жирным шрифтом. Можно предложить детям сначала проверить на одной из сказок, действительно ли эти функции в ней есть. Ред. )

«СТАРАЯ СКАЗКА В НОВОМ КЛЮЧЕ»

В любой волшебной сказке можно изменить время или место действия. И сказка приобретет необычную окраску.

Приключения Колобка в XXI веке…

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРСОНАЖА

Из характерных особенностей персонажа можно вывести и его приключения.

Пусть героем будет стеклянный человек. Стекло прозрачное. Можно читать мысли нашего героя, он не может говорить неправду. Мысли можно скрыть, только надев шляпу. Стекло хрупкое. Все вокруг должно быть обито мягким, рукопожатия отменены. Врачом будет стеклодув…

Деревянный человек должен опасаться огня, в воде он не тонет…

Человек из мороженого может жить только в холодильнике, там же происходят и его приключения…

БИНОМ ФАНТАЗИИ

Возьмем любые два слова: пес и шкаф . Возникают такие варианты соединения слов:

пес со шкафом,

шкаф пса,

пес на шкафу,

пес в шкафу и т.д.

Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.

По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка, он всегда ее таскает на себе…

С.Г. ЯСИНСКАЯ,
г. Череповец,
Вологодская обл.