Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов. Разработка олимпиады по анатомии Вопросы олимпиады по анатомии человека
Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию сборник заданий по анатомии и физиологии человека. Он проходил проверку в течение пятнадцати лет моего взаимодействия с ребятами из классов с углубленным изучением биологии, моими гениями, призерами Заключительного этапа олимпиады по биологии. Сборник включает задания, требующие различного подхода к выполнению:
- тестирование с выбором одного правильного ответа,
- тестирование с выбором нескольких правильных ответов,
- упражнения на выявление взаимосвязи структуры и функции,
- упражнения на составление логических цепочек с использованием причинно-следственных связей,
- определение верности суждения,
- применение специальной терминологии,
- ответы на вопросы с применением сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
В сборнике есть задания по каждой теме курса "Человек и его здоровье". Его можно успешно использовать для выполнения самостоятельных работ в специализированных классах, домашнего задания при подготовке к предметной олимпиаде. Вопросы и задания, составлены таким образом, чтобы исключить оценку «зазубренного» материала учебника, углубить понимание основ анатомии и физиологии человеческого организма.
Осторожно! Задания ориентированы на обучающихся классов с углубленным изучением биологии и составлены на достаточно высоком уровне сложности, требующем глубоких теоретических знаний. Я считаю, что такие вопросы будут стимулировать познавательную активность и вызывать азарт у одних школьников и навсегда отобьют интерес к предмету у других.
Министерство Здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
для преподавателей медицинских
техникумов и колледжей
Олимпиада по анатомии и физиологии
ОП.02 Анатомия и физиология человека
Специальность 34.02.01 Сестринское дело,
31.02.01 Лечебное дело
2017
Рассмотрено на цикловойметодической комиссии
«ОГСЭ, ОПД, ЕН»
___________________
Утверждаю
Зам директора
по учебной работе
_________________
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело
Составитель: Сукшина Ю.В. , преподаватель анатомии и физиологии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум».
ОГЛАВЛЕНИЕ
п/пНаименование раздела
Стр.
Пояснительная записка………………………………………
Цели и задачи конкурса………………………………………
Перечень общих компетенций обучающихся, формируемых и закрепляемых в ходе подготовки и проведения мероприятия…………………………………….
Участники олимпиады……………………………………..
Оснащение и оборудование ………..……………………..
Организация олимпиады. Содержание подготовительного этапа………………………………………………………….
Организация соревновательного этапа олимпиады……………………………………………………
План проведения соревновательного этапа олимпиады. Примерная хронокарта…………………………………….....
Краткая характеристика олимпиадных заданий……………
10.
Организация работы жюри………………………………….
11.
Ход соревновательного этапа олимпиады…………………..
12.
Использованные источники……………………................….
13.
Интернет- ресурсы в помощь преподавателю по организации учебных внеучебных мероприятий по дисциплине……………………………………………………
14.
Приложение 1 «Тестовые задания 1 тура»………………….
15.
Приложение 2 «Эталоны ответов задания № 1»…………..
16.
Приложение 3 «Задание № 2»……………………………..
17.
Приложение 4 «Эталоны ответов задания №2»…………..
18.
Приложение 5 «Оценочная ведомость 1 тура олимпиады»..
Приложение 6 «Задания 2 тура олимпиады»……………..
20.
Приложение 7 «Эталоны ответов 2 тура олимпиады»…..
Приложение 8 «Оценочная ведомость 2 тура олимпиады..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Анатомия и физиология человека», которую студенты изучают в течение первого года обучения в медицинском техникуме, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для всех профессиональных модулей, которые изучаются на старших курсах. Подготовка и участие в Олимпиаде по анатомии и физиологии человека позволяет студентам повторить и обобщить полученные ранее знания.
Подготовка и проведения конкурса требует от преподавателя дисциплины значительных организационных и интеллектуальных усилий, временных затрат, особых профессиональных качеств, творческого подхода к решению поставленных задач.
Методическая разработка олимпиады составлена в помощь преподавателям анатомии и физиологии медицинских техникумов и колледжей и представляет основные сведения по организации и проведению мероприятия.
Олимпиада проходит в 2 тура. В первом туре участвуют все студенты во втором туре участие принимают студенты, набравшие наибольшее количество баллов в первом туре (по 3 человека от группы)
Внеклассные мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к предмету, способствует раскрытию творческих способностей. Задания охватывают весь курс и прослеживаются метапредметные связи с профессиональными модулями.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАТОМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
Образовательные:
Повторить, обобщить и систематизировать теоретический материал.
Подготовиться к предстоящему экзамену по анатомии
В ходе подготовки и проведения мероприятия стимулировать формирование общих компетенций у студентов, участвующих в конкурсе
Развивающие:
Способствовать формированию познавательного интереса к предмету анатомии.
Развивать умения логически мыслить и высказывать свои мнения.
Развивать интеллектуальные и творческие способности студентов.
Формирование умения применять полученные знания по дисциплине при выполнении конкурсных заданий;
Воспитательные:
Способствовать воспитанию умения работать коллективно, оценивать свои возможности знания товарищей.
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к предмету.
Воспитывать культуру речи.
Доказать необходимость знаний по изучаемой дисциплине для будущей профессиональной деятельности
3.ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ, ФОРМИРУЕМЫХ И ЗАКРЕПЛЯЕМЫХ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ :
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности; (для Л/д)
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка(для Л/д)
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ПК3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий; (для Л/д)
ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента; (для Л/д)
ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар;(для Л/д)
ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении;(для Л/Д)
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья;(для Л/д)
ПК 4.5.Проводить иммунопрофилактику;(для Л\Д)
ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения; (для Л/д)
ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией; (для Л/д)
ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию; (для Л/д)
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь; (для Л/д)
ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска;(для Л/д)
ПК 5.5.Проводить экспертизу временной нетрудоспособности(для Л/д)
4.УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
К участию в АНАТОМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ привлекаются студенты второго курса по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и студенты 1 курса по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
Критерии отбора участников:
Высокий уровень мотивации к получению знаний – отличные и хорошие показатели текущей успеваемости по дисциплине, систематическая подготовка ко всем видам занятий, своевременное выполнение всех видов заданий;
Высокий уровень мотивации к успешному завершению обучения дисциплине и успешной промежуточной аттестации в виде экзамена;
Демонстрирование в процессе обучения наличия общих компетенций, готовность к дальнейшему их формированию;
Владение коммуникативными навыками, культурой поведения, культурой речи, соблюдение требований к внешнему виду студента.
5.ОСНАЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ КОНКУРСА
Технические средства для 2 тура
Мультимедийный проектор;
Экран;
Ноутбук.
Презентация конкурса для 2 тура
Тестовые задания 1 тура
Задания для 2 тура олимпиады
Проведение конкурса в современном формате с использованием компьютерных технологий и мультимедийного оборудования позволяет избежать трудоёмкого оснащения конкурса таблицами, анатомическими муляжами и моделями органов, избежать подготовки большого числа конкурсных заданий на бумажных носителях. Использование презентаций позволяет сделать конкурс красочным и динамичным.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА
1.Мероприятие проводится в конце второго семестра учебного года (май). Сроки проведения конкурса определяются необходимостью завершения изучения студентами основных разделов дисциплины «Анатомия и физиология человека».
2. Место проведения – учебная аудитория образовательного учреждения. Требования к аудитории:
Наличие мультимедийного оборудования с экраном;
3.Форма одежды участников – белый халат.
4.Олимпиада проводится в два Этапа:
Подготовительный этап
Соревновательный этап- состоит из 2 туров
1 тур - участвуют все студенты 1 курса л/д, и 2 курса с/д
2 тур - участвуют победители 1 тура от каждой группы, занявшие 1 , 2 и 3 место.
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА:
1. Подробное информирование участников о предстоящем мероприятии, объёме подготовки по разделам дисциплины. Формирование мотивации на добросовестную подготовку и успешное выполнение заданий. Содержание конкурсных заданий не раскрывается.
2. Контроль со стороны преподавателя за ходом подготовки к олимпиаде.
3.Подготовка наградных материалов (грамоты).
7.ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ЭТАПА КОНКУРСА
1.Все конкурсные задания охватывают теоретический материал основных разделов программы, изученных в течение учебного года:
Костная система:
Дыхательная система;
Пищеварительная система;
Кровь. Сердечно-сосудистая система;
Моче-половая система;
Нервная система;
Сенсорная система.
Эндокринная система
При выполнении конкурсных заданий от студентов требуется не только показать знания по разделам, но и проявить сообразительность.
Продолжительность 1 тура- 45 минут. Студентам предлагается ответить на предложенные задания.
Задание № 1 – тесты первой категории сложности. (Приложение 1). Эталоны ответов (Приложение 2)
Задание №2- участникам предлагается рисунок, на котором изображены структуры организма с цифровыми образованиями и имеющимися под рисунком словесными обозначениями к нему. Необходимо установить соответствие цифровых и словесных обозначений. (Приложение 3). Эталоны ответов (Приложение 4)
Результаты Олимпиады подводятся после выполнения заданий всеми участниками. Задания оцениваются по балльной системе, согласно разработанным критериям. Победители определяются в зависимости от максимального суммарного количества набранных баллов. Результаты оформляются в оценочную ведомость. (Приложение 5)
Продолжительность 2 тура – 45 минут. Студентам предстоит ответить на предложенные вопросы и выполнить практическое задание на топографию органов и их отдельных частей. (Приложение 6). Эталоны ответов (Приложение 7). Результаты Олимпиады подводятся после выполнения заданий всеми участниками. Задания оцениваются по балльной системе, согласно разработанным критериям. Победители определяются в зависимости от максимального суммарного количества набранных баллов. Результаты оформляются в оценочную ведомость. (Приложение 8)
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО
ЭТАПА С ПРИМЕРНОЙ ХРОНОКАРТОЙ
45 мин.9.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ
1 ТУР
№ п/п
Название этапа
Суть задания
Примерное время выполнения
Студенты дают письменные ответы на предложенные вопросы
20 минут
Выполнение практического задания
Задание
Итого:
35 минут
2 ТУР
Определениетопографии органов
На контуре тела человека обозначить расположение отдельных частей органа
Итого:
35 минут
Задания олимпиады представлены в приложении
10.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЖЮРИ
Жюри олимпиады представлено преподавателем анатомии. Эталоны ответов на 1 и 2 тур олимпиады прилагаются
11.ХОД СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ (2 ТУР)№ п/п
Этап конкурса и время
Действия ведущего
Демонстрируемый слайд
Действия участников
Организационный момент –
2 мин.
Приветственное слово к присутствующим;
Объявление названия конкурса;
Проверка готовности участников к работе (форма одежды, наличие нагрудных эмблем).
Представление членов жюри;
Усвоение информации
Вступительное слово ведущего- 3 мин.
Проводит инструктаж участников
Знакомит с требованиями выполнения заданий
Усвоение информации
Выполнение конкурсных заданий
35мин.
Выполнение теоретического задания
Записывают ответы на специальных бланках
Определение
топографии органов
Демонстрация участникам заданий
Обозначают на контуре тела человека структуры
Подведение итогов конкурса.
Награждение участников после проверки результатов олимпиады.
Оглашение окончательных итогов
Награждение участников
12.ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основная:
1. Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун.[Электронный ресурс] - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 544 с.: ил.
Дополнительная:
1. Барышников С.Д. « Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии»- Изд.2-е, испр. и доп.- М: ГОУ ВУНМЦ, стр 416.
2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ.- 4-е издание, стереотипное. М.: ООО ТИД «Альянс», 2005
3. Самусев Р.П.Атлас анатомии человека: Учеб.пособие для студентов сред. мед. учеб. завед./ Р.П.Самусев, В.Я.Липченко.- 5- е изд. Перереб.и доп.-М:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2007.
4. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие.-Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2016 г.
13.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Мельникова Н.Э. Методическая разработка конкурса по анатомии и физиологии человека.
Косинова Е.А. Методическая разработка конкурса по анатомии
. Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для специальности 060101
Лечебное дело
Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий для специальности 34.02.01 Сестринское дело
http://www.informio.ru Герценбергер Н.А.Методическая разработка региональной олимпиады по дисциплине «Анатомия и физиология»
http://www.informio.ru Коршунова О. В. и др. Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс профессионального мастерства среди студентов специальности Лечебное дело"
Методическая разработка открытого внуечебного мероприятия «Конкурс «Моя подружка Анатомия» Яковлева С.З. ЧБМК, 2015 г.
Приложение 1
Тестовые задания для 1 тура олимпиады
Здание №1:Выберите один верный ответ из предложенных:
1.С латинского оs - означает…
1.Сердце
2.Кость
3.Хрящ
4.Мышца
2.Клетками костной ткани являются
1.Хондроциты, хондробласты, коллаген
2.Эритроциты, тромбоциты, лейкоциты
3.Остеоциты, остеобласты, остеокласты
4.Фибробласты, коллаген, макрофаги
3.Виды мышечной ткани:
1.Поперечнополосатая
2. Гладкая
3. Сердечная
4.Все перечисленное верно
4.Основную часть мышечного волокна составляют:
1.Остеокласты
2.Миофибриллы
3.Эритроциты
4.Коллаген
5.Наука о форме, строении и развитии организма:
1. анатомия
2.физиология
3. цитология
4.гистология
6. Хоаны связывают носовую полость
1. с гортанью
2. с носоглоткой
3. ротовой полостью
4. с трахеей
7 Бифуркация трахеи это
1. переход гортани в трахею
2. деление трахеи на бронхи
3. попадание воздуха в плевральную полость
4.сужение трахеи
8. Правое легкое:
1.имеет три доли
2.имеет 4 доли
3.имеет две доли
4.имеет 5 долей
9. В легочных артериях течет
1. венозная кровь
2.артериальная кровь
10.Бог врачевания Д.Греции :
1. Зевс
2.Эскулап
3. Гермес
4. Гефест
11.Располагается на границе внешней и внутренней среды:
1. соединительная ткань
2. нервная ткань
3.мышечная ткань
4. эпителиальная ткань
12. «Канон медицины» написал:
1. Аристотель
2. Авиценна
3. Гиппократ
4. К.Гален
13. Совокупность органов сходных по строению, развитию и выполняющих единую функцию:
1.орган
2. система
3. аппарат
4. организм
14. Совокупность систем и аппаратов, в котором всё взаимосвязано:
1.орган
2. система
3. аппарат
4. организм
15.Участок ближе к головному концу туловища:
1. краниальный
2. каудальный
3. латеральный
4. медиальный
16.К виду соединительной ткани не относят:
1. жировую
2. хрящевую
3. костную
4.мышечную
17.Вид(ы) хрящевой ткани:
1.гиалиновый
2.волокнистый
3.эластический
4. все перечисленное верно
18.Ткань, способная к сокращению :
1. соединительная ткань
2. нервная ткань
3.мышечная ткань
4. эпителиальная ткань
19.Масса сердца взрослого человека составляет в среднем:
1. 220-400 г.
2. 305-450 г.
3. 450-550 г.
4. 550-650 г.
20. Стенка сердца не включает:
1. эндокард
2. собственно перикард
3. миокард
4. Эпикард
Приложение 2
Эталоны ответов тестовых заданий 1 тура
Приложение 3
Задание № 2
Участникам предлагается рисунок, на котором изображены мышцы. Задание : установить соответствие цифровых и словесных обозначений.
Приложение 4
Эталоны ответов задания №2
1 - малая грудная мышца;
2 – внутренние межреберные мышцы;
3 - наружные межреберные мышцы;
4 - прямая мышца живота;
5 - внутренняя косая мышца живота
6 - поперечная мышца живота;
7 - наружная косая мышца живота;
8 - апоневроз наружной косой мышцы живота;
9 - передняя зубчатая;
10 - большая грудная мышца
Критерии оценки заданий
90 ÷ 100отлично
80 ÷ 89
хорошо
70 ÷ 79
удовлетворительно
менее 70
неудовлетворительно
Приложение 5
Оценочная ведомость первого тура олимпиады
Приложение 6
Задания 2 тура Олимпиады
Задание № 1
В какой сосуд выбрасывается кровь из левого желудочка?
Как называют первый тон сердца?
Какой пигмент придает цвет крови?
Где находится центр акта вдоха и выдоха?
Длина тонкого кишечника?
Где находится гипоталамус?
Латинское и греческое название почки?
Количество черепно- мозговых нервов?
Назовите 2 функции спинного мозга?
Какая железа вырабатывает окситоцин?
Масса печени?
Где содержится пепсин?
Как называют зрелый фолликул яичника?
Что такое нефрон?
Гипофункция щитовидной железы?
Что такое нейрон?
Масса головного мозга?
Длина продолговатого мозга?
2 отдела вегетативной системы?
Где находится центр зрения?
Задание №2
Обозначить на контуре тела человека мечевидный отросток, локтевой отросток, крылья подвздошной кости.
Обозначить и подписать на контуре положение толстого кишечника, почек, желудка.
Приложение 7
Эталоны ответов 2 тура Олимпиады
Задание №1
Ответить на предложенные вопросы
Аорта
Систолический
Гемоглобин
Продолговатый мозг
2-4 м
Промежуточный мозг
Ren, nephros
12 пар
Рефлекторная и проводниковая
Гипофиз
1,5 кг
Желудочный сок
Графов пузырек
Структурно- функциональная единица почки
Кретинизм, микседема
Нервная клетка
1100- 2000 г
3 см
Симпатический и парасимпатический
Затылочная зона коры
Задание № 2
Обозначение на контуре тела человека
Критерии оценки заданий
90 ÷ 1005
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
неудовлетворительно
Приложение 8
Оценочная ведомость 2 тура Олимпиады
среднего профессионального образования
«Кольский медицинский колледж»
Методическая разработка внеучебного мероприятия
«Олимпиада по анатомии и физиологии человека»
Разработчик: Яковлева Марина
Николаевна, преподаватель, к.б.н
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуализация : Дисциплина «Анатомия и физиология человека», которую студенты изучают в течение первого года обучения в медицинском колледже, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для всех клинических дисциплин (хирургия, терапия, педиатрия, акушерство, травматология, фармакология и др.), которые изучаются на старших курсах. Подготовка и участие в Олимпиаде по анатомии и физиологии человека позволяет студентам повторить и обобщить полученные ранее знания.
^ Цели и задачи: повышение познавательного интереса студентов к изучению и повторению анатомии и физиологии человека; создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных студентов; активизация знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, развитие нестандартных способов повторения студентами содержания дисциплины.
^ Форма проведения : очная форма.
Время: 90- 100 минут.
Подготовка : составление заданий и эталонов ответов к ним, подготовка бланков заявок участников, создание Положения об Олимпиаде, формирование организационного комитета Олимпиады (из числа педагогического коллектива) во главе с председателем, методической и апелляционной комиссий, жюри, объявление об Олимпиаде, формирование призового фонда.
Олимпиада состоит из комплекса заданий по анатомии и физиологии человека, которые включают задания по разделам и темам: основы цитологии и гистологии, остеология, миология, спланхнология (дыхательная система, сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, мочевыделительная система, половая система, эндокринная система, нервная система, органы чувств).
Задания включают:
1. Тесты с одним правильным ответом (всего 70 тестов).
2. Задание на знание численных значений.
3. Ситуационные задачи.
4. Задания на эрудицию.
Ход Олимпиады.
Регистрация участников Олимпиады.
Приветственное слово директора, преподавателей анатомии.
Рекомендации по выполнению заданий. Выполнение заданий.
Рефлексия.
Метод изучения анатомии человека путём распила замороженных трупов разработал и применил:
Корковый отдел зрительного анализатора находится:
К многослойному эпителию относят:
Зубная формула взрослого человека обозначается как:
Мерцательный эпителий выстилает:
Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле моноцитов?
Непосредственно от брюшной аорты отходят:
Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле лимфоцитов в норме?
Вы микроскопируете мазок крови человека. Какая из клеток крови крупнее эритроцита, имеет сегментированное ядро, встречается часто, в цитоплазме гранулы?
Полость брюшины мужчины и женщины отличаются тем, что:
Агглютинины находятся:
Способность свертываться – обусловлена присутствием в плазме крови:
Правый главный бронх делится на:
Время жизни эритроцитов составляет:
Мышечная оболочка матка состоит из:
К гранулоцитам (зернистым) не относят:
На дистальном эпифизе плечевой кости расположены:
Ткань, образующая строму печени:
В состав стенки камер сердца не входит
Нервные импульсы от тела нейрона к другому нейрону или органу поступают по:
Гладкие мышцы входят в состав:
К воздухоносным костям относится:
С волосом анатомически не связаны:
Отверстия в поперечных отростках имеются:
Воротная вена несёт кровь:
В состав скелета запястья, также как и в состав скелета предплюсны, входит:
Медиальная лодыжка это:
Икроножная мышца – это мышца:
Полостью среднего мозга является:
Складки слизистой пищевода имеют направление:
Ворсинки имеются в:
Проток желчного пузыря открывается в
В области слепого пятна сетчатки:
Расщепление углеводов происходит:
Мимические мышцы иннервирует нерв:
Отдел тонкой кишки:
Основная ткань поджелудочной железы:
В желудке, также как и в ротовой полости:
Желчь, как и сок поджелудочной железы:
Излишки глюкозы в организме запасаются в печени и мышцах в виде:
В забрюшинном пространстве находятся:
Скелет трахеи состоит из:
Правая и левая почки:
Ворота лёгких находятся:
Сердечная вырезка расположена:
Левая и правая плевральные полости:
Почки расположены:
Почка окружена:
В почечную лоханку открываются:
В мужской мочеиспускательный канал открываются:
Яички в процессе эмбриогенеза закладываются:
Фолликулы, в которых созревают яйцеклетки, находятся
Частота сердечных сокращений не увеличивается:
Спинной мозг заканчивается на уровне
Овальное отверстие (ямка) в сердце расположено:
Центральный отдел симпатической нервной системы находится:
В правое предсердие открывается:
Во время систолы предсердий:
Продолжительность сердечного цикла:
Проводящая система сердца это:
Гормон, синтезируемый клетками гипофиза:
Гормоном щитовидной железы является:
Мозговое вещество надпочечников вырабатывает:
Шейный отдел спинного мозга имеет:
Симпатические нервные волокна входят в состав:
В состав среднего уха входит:
Паутинная оболочка спинного мозга расположена:
Ядра блокового и отводящего нервов являются:
Передняя камера глаза находится:
Слуховая (евстахиева) труба соединяет:
^ Задание 2. Требуется указать значения (или диапазоны значений) различных величин в норме
у человека (с указанием единиц измерения
) в данной таблице:
Показатель | Численное значение | ^ Единица измерения | Оценка жюри |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Задание 3. Решите ситуационные задачи, дав развернутый ответ:
При перелетах на самолете, во время перепада давления воздушной среды, пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства «закладывания ушей» предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.
На медосмотре находился пациент 25 лет, который жалуется на увеличение размеров кистей рук. При осмотре обнаружено увеличение не только кистей, но и стоп, носа и нижней челюсти. Нарушение гормональной функции какой железы могло повлечь описанные изменение пропорций тела пациента? Как называется данное состояние?
У двух больных произошло кровоизлияние в мозг – одного из них в кору головного мозга, у другого – в продолговатый мозг. У какого больного прогноз более благоприятный?
При вскрытии трупа старого человека патологоанатом отметил наличие позади рукоятки грудины скопления жировой ткани, расположенной в пространстве, свободном от плевры. Как называется это пространство? Какое анатомическое образование было обнаружено специалистом?
Какая группа крови у больного, если агглютинация произошла в стандартной сыворотке 0 (I) и В (III) групп?
Задание 4. Покажите свою эрудицию.
2. В организме человека «спрятались» жители удивительного зоопарка. Каких животных или их частей мы можем отыскать в названиях органов, анатомических образований человека? Назовите любых пять образований, укажите их расположение.
3. Швейцарский морфолог, профессор логики, риторики и медицины, живший в 17 веке, в своё время опубликовал работу, в которой описал крупные образования, расположенные в стенке тонкого кишечника и их защитную функцию. Как фамилия этого ученого? Какие анатомические образования он описал? Что сегодня известно об их функции?
4. Удивителен организм человека! В нем можно встретить не только представителей животного мира, но и растительного. Какие «ботанические» названия органов или анатомических образований Вам известны? Назовите любых пять образований, укажите их расположение.
5. Какова физиологическая природа выражений: «от страха в пот ударило», «волосы дыбом встали», «мурашки по коже»?
6. Немецкий врач и патолог, будучи студентом, выполнил работу по микроскопическому строению поджелудочной железы, в которой описал ее строение. Что это за ученый (фамилия) и какая часть поджелудочной железы названа в его честь, какова её функция?
7. Богиня Фетида, чтобы сделать своего сына неуязвимым, искупала его в волшебных водах реки Стикса в подземном царстве. Как звали её сына? Куда он был ранен у стен Трои? Какое анатомическое образование названо в честь сына Фетиды? Где оно находится и какую функцию выполняет?
^ ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
К ЗАДАНИЯМ ОЛИМПИАДЫ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Тестовые задания. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 70.
Задание на знания численных значений.
По 1 баллу – в № 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 21, 25.
По 2 балла (число + ед. измер.) – № 1, 15, 16, 19, 20, 21, 24, а также № 7
По 3 балла (диапазон + ед. измер.) – № 8, 11, 18, 22, 23
Максимальное количество баллов - 44.
Показатель | Численное значение | Единица измерения |
| 38-42 | нед. |
| 16 | шт. |
| 2 | доли |
| 0 | |
| 31 | сегм. |
| 20 | шт. |
| 0 | |
| 300-900 (в ср.500-600) | мл |
| 14 | шт. |
| 12 | шт. |
| 21-35 | дней |
| 2 | шт. |
| 8 | шт. |
| 6 (3 пары) | шт. |
| 0,8-2 | л |
| 110-140 | мм рт. ст. |
| 8 | зубов |
| 16-20 | в минуту |
| 1-2 | метра |
| 0,8 | с |
| 32-34 | позв. |
| 120-140 | г/л |
| 4-9*10 9 | в литре |
| 4-5*10 12 | в литре |
| 5 | шт. |
^ Ситуационные задачи.
1 | Во время употребления леденцовых конфет повышается интенсивность слюноотделения и количество глотательных движений. Во время глотания евстахиева труба открывается и уравнивается давление в среднем ухе с давлением наружной воздушной среды. | 2 балла |
2 |
| 3 балла |
3 | В коре головного мозга нет жизненно важных центров, а в продолговатом есть (дыхательный, сердечно-сосудистый). Поэтому более опасно для жизни кровоизлияние в продолговатый мозг, как правило, оно заканчивается летальным исходом. | 2 балла |
4 | Пространство – средостение. Тимус, паренхима которого с возрастом дегенерирует и заменяется жировой тканью. | 2 балла |
5 | У больного II (А) группа крови. | 2 балла |
Задания на эрудицию.
4.1. Около прорубки стоят белые голубки. Ответ: зубы.
4.2. Волос на волос, тело на тело - начинается темное дело. Ответ: глаз закрывается.
4.3. Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь. Ответ: вдох .
4.4. Между двух светил я в середине один. Ответ: нос.
4.5. Вокруг земли обведу, а вокруг головы не обвести. Ответ: глаза.
За каждый правильный ответ – 1 балл. За неверный, но подходящий по смыслу или оригинальный – 0,5 баллов.
^ 2. Возможные ответы:
улитка (во внутреннем ухе);
конский хвост - пучок корешков поясничных и крестцово-копчиковых нервов спинного мозга, расположенных в позвоночном канале;
клювовидный отросток (лопатки);
петушиный гребень (отросток решетчатой кости, направлен в полость черепа);
чешуя (лобной, затылочной, височной, теменной костей мозгового отдела черепа);
червь (срединная часть мозжечка);
крылья (большие и малые клиновидной кости черепа, подвздошной кости таза, крылья наружного носа).
мышцы (от лат. musculus - «мышонок»)
«гусиная» кожа – при эмоциональном возбуждении, симпатическая нервная система способствует сокращению гладких мышц дермы, связанных с волосяной сумкой.
раковина ушная
камбаловидная (мышца голени)
червеобразный отросток слепой кишки (в правой подвздошной области)
рога спинного мозга
селезенка (в левом подреберье)
3 . Пейер Иоганн описал крупные скопления лимфоидной ткани – пейеровы (1 балл) бляшки (1 балл), выполняющие иммунную функцию (1 балл) (местный иммунитет), вырабатывающие Т и В-лимфоциты.
За полный ответ – 3 балла.
^ 4. Возможные ответы:
миндалины (от греч. «миндаль») – 2 небные (между небными дужками), 2 трубные (около глоточных отверстий слуховых труб), глоточная (аденоидная) (на задней стенке носоглотки), язычная (на корне языка);
миндалевидное тело и чечевицеобразное тело – базальные ядра в белом веществе головного мозга;
оливы - в продолговатом мозге;
яблоко – глазное (в полости глазницы), адамово – выступ щитовидного хряща гортани у мужчин, лежит в передней области шеи;
луковицы – обонятельная (на нижней поверхности лобных долей головного мозга), луковица полового члена (задний утолщенный конец полового члена), луковица аорты (в восходящей части аорты), волосяная луковица (нижний расширенный конец корня волоса, лежащий в дерме кожи).
кора головного мозга
почки (в брюшной полости)
ствол головного мозга
листки серозных оболочек
грибовидные сосочки языка
отросток (червеобразный и др.)
5. Ответ: при эмоциональном возбуждении (при испуге, страхе, восхищении) симпатические нервные волокна (2 балла) усиливают секрецию потовых желез (1 балл), способствует сокращению гладких мышц дермы (1 балл), связанных с волосяной сумкой (1 балл), которые дают эффект «гусиной кожи» и приподнимают волосы (1 балл).
^ За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 6 баллов.
6. Лангерганс Пауль описал эндокринную часть поджелудочной железы, названные в дальнейшем островками (1 балл) Лангерганса (1 балл) , выполняющие функцию синтеза гормонов – инсулина (1 балл) и глюкагона (1 балл) , участвующих в углеводном обмене (1 балл).
^ За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.
7. Сына звали Ахиллес (Ахилл) (1 балл), он был ранен в пятку (1 балл) , в его честь названо ахиллесово (ахиллово) сухожилие (1 балл) трехглавой мышцы голени (1 балл) (на задней поверхности), с помощью которого мышца прикрепляется к пяточной кости (1 балл), функция – подошвенное сгибание (1 балл) .
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов.
Использованные источники
Большая книга загадок. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 144 с. (загадки)
Вигманн С., Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования взрослых. – М: ЦИНО Общества «Знание» России, 1998. – с.57. (метод рефлексии)
Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2006. – 318 с. (загадки)
Самусев Р.П. Анатомия человека в эпонимах. Справочник. – М.: ООО «Изд-во «Оникс»: «Изд-во «Мир и Образование», 2007. – 656 с.
Сборник тестовых заданий, морфо-функциональных и ситуационных задач и ответов для студентов по предмету «Анатомия и физиология человека». – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 93 с.
Иллюстрации:
Www. vashgorod.ru (думающий скелет)
www .smajiliki.ru (смайлики).
Каталог анатомических моделей и манекенов. – Изд. Группа «ГЭОТАР-медиа», 2010. – 47 с. (танцующий скелет).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
^ ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ОЛИМПИАДЫ
Уважаемый участник Олимпиады!
Желаем Вам успешного выполнения заданий Олимпиады! Оргкомитет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
^ РЕФЛЕКСИЯ ПО ОКОНЧАНИИ ОЛИМПИАДЫ
Метод «Всё у меня в руках»
Цель: Выяснить отношение участников к прошедшей Олимпиаде.
Время: 2 мин. на объяснение; 10 мин. на индивидуальную работу; 10 мин. на обобщение результатов.
Материал: цветные листы бумаги, ручки, ножницы, скотч.
Проведение: Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
- большой палец - я хотел(а) бы еще поработать над …
- указательный – мне понравилось …
- средний - мне здесь не понравилось…
- безымянный – самое сложное было…
- мизинец - мне здесь не хватало...
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ
3-Я СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
Уважаемый участник олимпиады!
Решение заданий отборочного этапа рекомендуем тебе осуществлять в следующей последовательности: Анатомия головы (68 вопросов), Анатомия шеи (46 вопросов), Анатомия грудной полости (57 вопросов), Анатомия брюшной полости и полости таза (55 вопросов), Анатомия верхней и нижней конечностей (71 вопрос).
В каждом из пяти разделов тебе необходимо будет ответить на поставленные тестовые вопросы, заполнить пропуски, установить правильную последовательность, выполнить задания по рисунку, решить ситуационные задачи и др. Каждый раздел будет включать изучение опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, кровеносной и лимфатической систем, нервной системы той или иной части тела человека.
Свои ответы тебе необходимо будет вносить в специальный бланк для ответов, на котором после окончания этапа будет проставлен шифр участника. Просьба заполнять бланк ПЕЧАТНЫМИ буквами, аккуратным и разборчивым почерком. Комплект заданий ты можешь оставить себе на память, бланк для ответов необходимо сдать регистратору.
Каждый из 297 вопросов оценивается в1 балл . Суммарное количество баллов, которое может заработать участник отборочного этапа, –297 .
Желаем тебе успехов!
1. Вступительное слово научного руководителя СНК кафедры нормальной анатомии, канд. мед. наук, доц. Станислава Петровича Ярошевича ;
2. ЧП «Леди Ирис» Леонарда Пет-
ровна Рыбчинская);
3. Инструктаж участников отборочного этапа перед началом выполнения заданий.
10 30 -14 00 Выполнение участниками письменных заданий отборочного этапа.
(лекционная аудитория №1 главного учебного корпуса БГМУ)
1. Вступительное слово заведующей кафедры нормальной анатомии БГМУ, д-ра мед. наук, доц.
Наталии Алексеевны Трушель;
2. Награждение участников и победителей сертификатами, дипломами и ценными подарками от спонсоров олимпиады, подведение итогов;
3. Выступление спонсора олимпиады (представитель «Независимой лаборатории ИНВИТРО»
Анна Иосифовна Рыженкова).
Раздел №1. Анатомия головы…………………………………………… 3 Раздел №2. Анатомия шеи………………………………………………. 8 Раздел №3. Анатомия грудной полости………………………………… 12 Раздел №4. Анатомия брюшной полости и полости таза……………… 15 Раздел №5. Анатомия верхней и нижней конечностей………………… 20
3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)
Раздел №1. Анатомия головы (68 баллов)
Часть 1.1: Закрытые тесты с одним или несколькими правильными ответами (20 баллов)
1. Скуловая кость имеет следующие отверстия: 1) скулоглазничное; 2) скулоподвисочное; 3) скуловисочное; 4) скуловерхнечелюстное; 5) скулолицевое.
2. Какие кости черепа ограничивают рваное отверстие? 1) височная; 2) клиновидная; 3) решётчатая; 4) затылочная; 5) нёбная.
3. Какой из родничков черепа зарастает позже других? 1) fonticulus posterior; 2) fonticulus anterior; 3) fonticulus sphenoidalis; 4) fonticulus mastoideus dexter; 5) fonticulus mastoideus sinister.
4. По общепринятой классификации, височно-нижнечелюстной сустав является:1) сложным; 2) мы-
щелковым; 3) комбинированным; 4) простым; 5) блоковым.
5. Musculus pterygoideus medialis начинается от: 1) fovea pterygoidea; 2) angulus mandibulae; 3) tuberositas pterygoidea; 4) incisura mandibulae; 5) lamina lateralis processus pterygoideus.
6. Производными какой висцеральной дуги являются мимические мышцы? 1) I; 2) II; 3) III; 4) IV; 5) V.
7. В каком из топографических пространств головы залегают жировая клетчатка, верхнечелюстная артерия и ее ветви, ветви нижнечелюстного нерва и притоки крыловидного венозного сплете-
ния? 1) spatium interaponeuroticum temporale; 2) spatium subaponeuroticum temporale; 3) interstitium temporopterygoideum; 4) interstitium interpterygoideum; 5) spatium parotideum.
8. Каким видом зародышевого эпителия выстлана ротовая бухта? 1) эктодерма; 2) мезенхима; 3) эн-
тодерма; 4) мезодерма; 5) склеродерма.
9. Язычная миндалина расположена под слизистой оболочкой на: 1) corpus linguae; 2) dorsum linguae; 3) apex linguae; 4) margo linguae; 5) radix linguae.
10. Какие анатомические структуры открываются в средний носовой ход? 1) sinus frontalis; 2) cellulae ethmoidales posteriores; 3) sinus sphenoidalis; 4) sinus maxillaris; 5) cellulae ethmoidales anteriores; 6) foramen sphenopalatinum.
11. Эпонимическое название кармана, который образуется за счет инвагинации эпителия эмбриональной ротовой ямки на 4-й недели эмбриогенеза, из клеток которого формируется аденогипофиз:
1) Дугласов; 2) Грубера; 3) Ратке; 4) Меркеля; 5) Ионеско.
12. Виллизиев круг, circulus arteriosus cerebri, oбразуется при соединении ветвей: 1) arteria carotis interna; 2) arteria carotis externa; 3) arteria basilaris; 4) arteria cerebri media; 5) arteria ophthalmica.
13. Какие выделяют части внутренней сонной артерии: 1) pars petrosa; 2) pars ophthalmica; 3) pars cerebralis; 4) pars cervicalis; 5) pars sellaris; 6) pars cavernosa.
14. Вена, соединяющая пещеристый синус с лицевыми венами: 1) v. transversa faciei; 2) v. profunda faciei; 3) v. maxillaris; 4) v. anastomotica faciei; 5) v. alveolaris inferior.
15. Являются производными telencephalon: 1) corpus callosum; 2) corpus amygdaloideum; 3) fornix; 4) flocculus; 5) hypothalamus.
16. На медиальной поверхности полушария имеются борозды: 1) sulcus cinguli; 2) sulcus calcarinus; 3) sulcus corporis callosi; 4) sulcus collateralis; 5) sulcus lateralis.
3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)
17. Центры обонятельного анализатора расположены в: 1) hippocampus; 2) regio sulci calcarini; 3) uncus; 4) gyrus precentralis; 5) gyrus supramarginalis.
18. При разрушении задней ножки внутренней капсулы, crus posterior capsulae internae, нарушится функция анализаторов: 1) обонятельного; 2) вкусового; 3) зрительного; 4) слухового; 5) двигательного.
19. Ядра каких черепных нервов проецируются на нижнюю часть ромбовидной ямки? 1) V; 2) IX; 3) XII; 4) VI; 5) XI.
20. От каких нервов отходят ветви к крылонёбному ганглию? 1) n. oculomotorius; 2) n. vagus; 3) n. maxillaris; 4) n. facialis; 5) n. tympanicus.
Часть 1.2: Открытые тесты (20 баллов)
1.2.1 Укажи анатомическое образование, эпоним, термин или цифру (10 баллов) :
21. Буква «Р» в аббревиатуре «SCALP» (латынь).
22. Содержимое круглого отверстия черепа (латынь).
23. Эмиссарная вена, соединяющая сигмовидный синус с глубокой веной шеи и наружным позвоночным венозным сплетением (латынь).
Шишковидное тело развивается в виде первоначально полого выроста из верхней стенки ___ же-
24. лудочка (цифра).
Номер зуба по международной двухцифровой классификации зубов, на уровне которого откры-
25. вается правый проток околоушной слюнной железы (цифра).
26. Эпонимическое название v. cerebri magna (русский).
27. Структурно-функциональная единица миндалины (русский).
28. Редкий канал в крыловидно-нёбной ямке, открывающийся в носоглотку (латынь).
29. Количество двигательных ядер блуждающего нерва + количество двигательных ядер добавочного нерва (цифра).
30. Иннервируется блоковым нервом (латынь).
1.2.2 Задание на упорядочивание последовательности (10 баллов)
Установи правильную последовательность прохождения афферентного нервного импульса сухожильного коленного рефлекса, указав в ячейках под номерами 31-37 только одну букву отА доП . ВНИМАНИЕ! Не все анатомические образования могут быть задействованы в рефлекторной цепи.(7 баллов)
3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)
Fasciculus gracilis | Ganglion sensorium n. spinalis | Tractus corticospinalis |
|||||||||
Comissura pyramidalis | Tractus thalamocorticalis | Tuberculum gracile |
|||||||||
Проприорецепторы | Gyrus precentralis | Gyrus postcentralis |
|||||||||
Tractus bulbothalamicus | Fasciculus cuneatus | ||||||||||
Tuberculum cuneatum | Двигательное волокно |
||||||||||
1.2.3 Ответь на дополнительные вопросы 38-40 , заполнив пропуски термином, эпонимом или циф-
рой (3 балла):
38. ________________________ (или глубокая) чувствительность – это информация о состоянии мышц, сухожилий, связок, капсулы сустава, надкостницы и костей, характеризующая состояние органов опорнодвигательного аппарата.
39. Эпонимическое название клиновидного пучка – пучок _______________________.
40. Общее количество трактов сознательного пути глубокой чувствительности – ______.
3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)
Часть 1.3: Задания по рисунку (28 баллов)
1.3.1 Найди Иллюстрацию №1 «Черепные нервы».
Внеси в бланк для ответов названия анатомических структур (нервов, сплетений, каналов и отверстий, ядер, узлов) на ЛАТИНСКОМ языке (обозначения 1-17 ). Вопросу41 соответствует обозначение1 и т.д., как в таблице ниже.(17 баллов)
48. – 8 | 49. – 9 | 50. – 10 |
||||||||||||||
1.3.2 Найди Иллюстрацию №2 «Проводящие пути зрительного анализатора».
а) Внеси в бланк для ответов названия анатомических структур проводящего пути зрительного анализатора на ЛАТИНСКОМ языке (обозначения 1-5 ). Вопросу58 соответствует обозначение1 и т.д., как в таблице ниже.(4 балла)
58. – 159. – 260. – 361. – 4,5
б) Установи соответствие между повреждением зрительного пути на разных уровнях (вопросы 62-68 ) и соответствующими дефектами полей зрения (обозначения А-Ж ). (7 баллов)
3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)
Иллюстрация №1 «Черепные нервы»
Иллюстрация №2 «Проводящие пути зрительного анализатора»
ПАТОЛОГИЯ (белый цвет – видимое поле зрение,
чёрный – выпадение поля зрения)
3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)
Раздел №2. Анатомия шеи (46 баллов)
Часть 2.1: Закрытые тесты (9 баллов)
69. На каком шейном позвонке находится бугорок Шассеньяка? 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5; 6) 6; 7) 7.
70. Дугоотростчатые суставы относятся к следующему виду суставов: 1) простые; 2) сложные; 3) комбинированные; 4) плоские; 5) цилиндрические.
71. Сонный треугольник ограничивают: 1) m. sternocleidomastoideus; 2) m. digastricus venter posterior; 3) m. digastricus venter anterior; 4) m. omohyoideus; 5) m. mylohyoideus.
72. Spatium interscalenum ограничено: 1) m. sternocleidomastoideus; 2) m. scalenus anterior; 3) m. scalenus medius; 4) m. scalenus posterior; 5) m. platysma.
73. Согласно Парижской анатомической номенклатуре фасции шеи объединяются под названием:
1) fascia cervicalis; 2) fascia superficialis; 3) fascia pretrachealis; 4) fascia prevertebralis; 5) f. pharyngobasilaris.
74. Какие связки гортани включает в себя conus elasticus laryngis? 1) lig. thyrohyoideum lateralis; 2) lig. cricothyroideum; 3) lig. vocale; 4) lig. thyroepiglotticum; 5) lig. vestibularis.
75. Vena thyroidea media впадает в: 1) v. jugularis externa; 2) v. jugularis anterior; 3) v. jugularis interna; 4) v. jugularis posterior; 5) v. vertebralis.
76. Термином «Венозный угол» (угол Пирогова) лимфологи обозначают место соединения: 1) под-
ключичной и внутренней яремных вен; 2) подключичной и наружной яремных вен; 3) внутренней и латеральной яремных вен; 4) подключичной и передней яремных вен; 5) внутренней яремной и яремной венозной дуги.
77. Больному произвели струмэктомию (резекцию щитовидной железы) в связи с опухолью органа. После операции появилась выраженная охриплость голоса. Какой нерв был случайно поврежден во время операции? 1) n. thyroideus; 2) n. vagus; 3) n. tranversus colli; 4) n. laryngeus recurrens; 5) ansa cervicalis.
Часть 2.2: Открытые тесты (7 баллов)
Укажи анатомическое образование, эпоним или цифру:
78. Лимфа от кончика языка отекает в данные лимфоузлы (латынь).
Топографический треугольник грудинно-ключично-сосцевидной области шеи в виде конуса,
79. ограниченный глубокими мышцами шеи и плеврой. Здесь находятся начальный отдел подключичной артерии, шейные симпатические узлы и др. (латынь).
80. Анатомическое образование гортаноглотки, в котором часто застревают рыбьи косточки (латынь).
Номер фасции шеи по В. Н. Шевкуненко, которая имеет первичное целомическое происхождение
81. и находится в пределах лопаточно-подъязычного и сонного треугольников, а также в нижнем отделе грудинно-ключично-сосцевидной области (цифра).
82. Увеличение данных лимфоузлов приводит к функциональной кривошее (латынь).
83. Название протока, неполное заращение которого может привести к формированию срединных кист шеи и свищей. Благодаря ему произошло развитие щитовидной железы (русский).
3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)
Слепой карман позади грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, являющийся продолжением
84. надгрудинного межапоневротического пространства, содержащий яремную венозную дугу, жировую клетчатку и лимфатические узлы (эпоним на русском).
3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)
Часть 2.3: Задания по рисунку (30 баллов)
2.3.1 Найди Иллюстрацию №3 «Компьютерная томография шеи».
а) Установи соответствия между цифровыми обозначениями на рисунке и анатомическими структурами (А-О ). Вопросу85 соответствует обозначение4 и т.д., как в таблице ниже. ВНИМАНИЕ! Не всем цифровым обозначениям рисунка необходимо искать анатомическую структуру(14 баллов)
85. – 4 | 86. – 7 | 87. – 11 | 88. – 15 | 89. – 17 | 90. – 18 | 91. – 20 | |||||||||
92. – 24 | 93. – 30 | 94. – 32 | 95. – 43 | 96. – 47 | 97. – 48 | 98. – 51 | |||||||||
Анатомические структуры: | |||||||||||||||
M. sternocleidomastoideus | |||||||||||||||
V. jugularis interna | Cartilago thyroidea, lamina | ||||||||||||||
A., v. thyroidea superior | A., v. vertebralis | ||||||||||||||
M. scalenus anterior | |||||||||||||||
V. jugularis externa | Cavitas laryngis | ||||||||||||||
A. carotis communis | V. jugularis anterior | ||||||||||||||
Cartilago cricoidea | M. longus capitis | ||||||||||||||
99. В какой анатомической плоскости сделан срез (на русском языке)?
100. На каком уровне произведен срез (указать букву и номер позвонка)?
2.3.2 Найди Иллюстрацию №4 «Топография левой грудино-ключично-сосцевидной области шеи».
а) Внеси в бланк для ответов названия анатомических структур (сосуды, мышцы, нервы) на ЛАТИНСКОМ языке (обозначения 1-12 ). Вопросу101 соответствует обозначение1 и т.д., как в таблице ниже.
(12 баллов)
101. – 1 | 102. – 2 | 103. – 3 | 105. – 5 | ||||
107. – 7 | 108. – 8 | 109. – 9 | 111. – 11 |
б) Ответь на дополнительные вопросы(2 балла) :
113. Фотография какого топографо-анатомического образования шеи продемонстрирована в верхней половинеИллюстрации 4 (латынь)?
114. Какая мышца шеи была пересечена для доступа к данному топографо-анатомическому образованию и лучшей визуализации анатомических структур (латынь)?
Владимир Николенко .
Фотоотчёт
Код вставки на сайт
23 и 25 декабря 2017 года на кафедре анатомии человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова прошел финал I Олимпиады по анатомии.
Участники олимпиады – 145 студентов-отличников 2-ого курса лечебного, педиатрического факультетов и международной школы «Медицина будущего» Сеченовского университета и факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова. Председатель жюри – заведующий кафедрой анатомии человека, профессор Владимир Николенко .
Каждый студент за время олимпиады мог набрать максимальные 90 баллов. Задания были разделены на 5 блоков: «Заявка» - кроссворд, название команды и девиз. «Тест» - тестовый контроль. «Терминология» - за одну минуту дублировались анатомические термины с русского на латинский язык. «Мозговой штурм» - письменные ответы на теоретические вопросы. Блок «Мастер класс» - участникам предложили на скорость собрать конструктор модели головного мозга.
В первом туре участникам предстояло выполнить творческие задания: придумать название для своей команды, девиз и составить анатомический кроссворд. Определяющим фактором для прохождения в следующий тур олимпиады была оригинальность кроссворда. Таланты студентов проявились в творческих кроссвордах-поделках, журналах, плакатах и рисунках, девизах.
Самыми запоминающимися стали девизы: «Когда умрем, то все до одного познаем, что не знаем ничего», «Мы заставим ваши сердца биться чаще», «Наш путь начинался с заката. Он был и суров, и безлик. И все мы познали когда-то, как мертвые учат живых». Среди команд были «Бешеные нейроны» и «Веселые анатомы», «Всем caput» и «Дыхание жизни», «Лимбическая сила», «Несонный треугольник» и множество других.
Во второй тур вышли 40 студентов, а в третьем туре, за победу боролись 25 финалистов, которым были предложены разноплановые задания на владение практическими навыками.
По итогам трех туров победителями стали студенты лечебного факультета:
1 место – Иван Супряга – 71 балл (преподаватель М.О. Тимофеева),
2 место – Рафаил Данилов – 66 баллов (преподаватель М.О. Тимофеева),
3 место – Дмитрий Цюкало – 63 балла (преподаватель А.Е. Стрижков).
«Олимпиада - это отличный старт в медицинское будущее, где знание анатомии является его платформой», - общее мнение участников и гостей. Поздравляем победителей, призеров и желаем дальнейших побед!
Мария Золотарева, старший преподаватель кафедры анатомии человека
Скопировать в буфер обмена