Послание к Евреям. Комментарии Баркли: Послание к Евреям Когда оно было написано

10:1 тень будущих благ. Т.е. закон служил прообразом благодати, пришедшей с новым заветом.

сделать совершенными. Закон не мог единожды и окончательно очистить приходящих к Богу от греха, сделать их совершенными, т.е. не нуждающимися в дальнейшем очищении.

10:3 напоминается о грехах. Закон не мог служить средством освобождения от греха, ибо "законом познается грех" (Рим. 3,20). Состоящие под законом грешники таковыми и оставались: Бог "помнил" об их грехе, закон же служил средством для напоминания об этом грешникам.

10:5 тело уготовал Мне. В еврейском тексте Пс. 39,7, откуда цитируются данные слова, сказано: "Ты открыл мне уши" (ср. Ис. 50,5). Автор послания, следуя за греческим переводом Ветхого Завета (Септуагинтой), обобщает смысл данного псалма. Кроме того, если псалмопевец писал псалом задолго до пришествия Христа и, водимый Духом, мог мыслить только в прообразах, то автор послания знал абсолютно точно, Кто стоит за этими образами.

10:7 в начале книги. В Ветхом Завете, прообразы которого указывают на Христа.

10:8 Этот стих подразумевает всю систему ветхозаветного жертвоприношения.

10:9 иду исполнить волю Твою. См. Ин. 4,34; 5,30; 6,38.39; ср. Лк. 7,30.

10:10 См. ком. к ст. 9.

10:16-17 Две цитаты из Иеремии (гл. 31) служат подтверждением, что принесенная Христом единократная жертва навсегда освящает верующих в Него (ст. 16) и служит достаточным основанием для прощения грехов (ст. 17).

10:19 входить во святилище. Имеется в виду небесное святилище, вход в которое открыт искупительной жертвой Христа.

10:20 через завесу, то-есть плоть Свою. Образное выражение. Автор идентифицирует завесу в храме и тело Христа. Уподобление основано на том, что завеса, закрывавшая вход в Святое Святых, разорвалась сверху донизу (6,19; 9,3; Мф. 27,51), также и тело Христа было распято, чтобы кровь Его открыла доступ в небесное святилище (ст. 19).

10:23 верен Обещавший. Эти слова в равной степени имеют отношение и к Отцу, и к Сыну.

дня оного. Или "дня Господнего". Имеется в виду Второе пришествие Христа.

10:26 произвольно грешим. Христиане, считающие себя безгрешными, подвергаются самообольщению (1 Ин. 1,8); те же, кто осознает свою греховность, не должны отчаиваться в получении благодати (4,16; 1 Ин. 2,1.2). Умышленный же грех направлен против жертвы Христовой, очистительной силы Его крови и является оскорблением Духу Святому (6,6; 10,29). Грешащий преднамеренно тем самым отвергает дарованную во Христе благодать, прощение грехов и мир с Богом.

10:28 отвергшийся закона Моисеева. Обратившийся от Бога к идолам (Втор. 17,2-7).

10:29 Насколько благодать нового завета превосходит закон ветхого, настолько отвержение ее серьезнее пренебрежения законом.

10:30 Господь будет судить народ Свой. Две цитаты из песни Моисея (Втор. 32,35.36) свидетельствуют, что Бог намерен судить согласно завету, при этом выделяя тех, кого Он считает Своими, из прочих (ср. 1 Пет. 4,17).

10:33 Публичные поношения, аресты и другие преследования сопровождали эдикт Клавдия (49 г. до Р.Х.), которым евреи изгонялись из Рима (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

10:34 моим узам сострадали. Эти слова позволяют отождествлять автора послания с апостолом Павлом (см. Введение: Автор).

имущество лучшее и непреходящее. Небесный Иерусалим и непреходящая ценность вечной жизни.

10:36 См. ком. к 6,11.

10:37-38 В этих стихах подразумевается Второе пришествие Христа, которое принесет воздаяние верным и отступникам.

10:1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей,
Закон Моисеев был всего лишь «макетом» того мироустройства, которое Бог планировал строить на земле со времени Нового Завета и для всей вечности.

одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними] .
О том, почему «откупная» ветхозаветная система поклонения через жертвоприношение животных не взращивает до духовного совершенства тех, кто привыкает приносить жертвы - см. ответ на 5 вопрос

10:2 Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
Если бы Израиль решил, что жертвы животных очищают его от всех грехов до состояния духовного совершенства, то этот народ быстро бы возомнил о себе, что он - венец творения Иеговы и перестал бы не только приносить жертвы, но и осознавать, что он греховен.

10:3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
Однако Бог позаботился о том, чтобы Израиль не имел возможности быстро забыть о том, что он - грешный народ и нуждается в прощении грехов, за которые надо расплачиваться.

10:4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
Израиль должен был бы понять, что жизнь животного, которым он расплачивался за свои грехи, отдавая её Богу вместо них самих - на самом деле ничуть не очищала их от грехов, не делала праведнее и не прибавляла лет жизни.
Это была лишь символическая «акция доброй воли» Бога - за неимением на тот момент лучшего способа очищения их от греха: не время ещё было приводить Христа в мир. А Израилю как-то нужно было дать возможность приближаться к Богу, который далёк от нечестивых и был бы далёк также и от них, если бы не кровь животных.

10:5,6 Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
Христос же чётко понимал, зачем он послан в мир: для того, чтобы Бог имел возможность на самом деле простить человечеству греховность потомков Адама и подарить им жизнь вечную, как и планировал с самого начала – нужна была расплата посерьёзнее, вечная жизнь стоит намного дороже жизни животного. Нужен был совершенный человек. Им оказался Иисус Христос, понимающий, что жертвоприношения животных Богу в принципе не нужны:
6 Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе.

10:7 Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
После согрешения Адама и Евы Бог уже знал, что Ему придётся пожертвовать своим сыном для спасения человечества.
Иисус тоже об этом знал, потому и принял решение исполнить замысел Бога в отношении искупления человечества ради предоставления любящим Бога -возможности в будущем жить вечно

10:8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил" ,
Иисус знал, что законная система жертвоприношений ничуть не искореняет грехи Божьего народа и не делает их праведными

10:9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.
Поэтому Иисус и объяснил христианам бессмысленность исполнения очистительных предписаний Моисеева закона, можно сказать, отменил эту часть Моисеева закона и показал, что воля Бога - в том, чтобы ввести в мир новый способ "очищения", помогающий человеку очиститься от Адамова греха - в совершенстве и поэтому достичь вечной жизни.

10:10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
Именно в согласии с Божьей волей христиане получают в глазах Бога статус праведников - благодаря тому, что Иисус принёс в жертву Богу - себя, свою совершенную человеческую жизнь, равноценную плату за возможность жить вечно прощённому человечеству. Одна единственная такая жертва - гибель Божьего сына ради спасения грешного человечества - перевешивает все многократные и многовековые жертвы животных вместе взятые.

10:11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. В системе Моисеева закона - священник хотя и много трудился над очистительными мероприятиями, принося жертвы Богу многократно, однако труд его по жертвоприношениям был, в сущности, напрасным: не «зануляли» все эти жертвы грехи Израиля и не делали его праведным в глазах Бога, потому и не могли бы исполнители Моисеева закона жить вечно, получив истинное прощение грехов.

10:12 Он же, принеся одну жертву за грехи Труд же нового священника - Иисуса Христа - хотя и не многократный, а единоразовый, однако принёс вечную пользу грешному человечеству

навсегда воссел одесную Бога , После искупления человечества Иисус навеки стал правой рукой Бога

10:13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
Ему предстоит как верному помощнику Бога дождаться на небесах определённого Богом времени, когда Бог даст ему полномочия действовать против всех врагов Бога (положит в подножие ног его)

Здесь Павел использует знания Псалма 109:1,2, приведём его разбор:

1 Сказал Господь Господу моему: О ком здесь? Кто кому говорит? Ясно, что один Господь говорит, другой Господь слушает, а, значит, один от другого отличается.
Кто говорит? Тот, кто имеет полномочия, превышающие полномочия того Господа, который слушает. Почему? Потому, что в дальнейшем тексте говорящего - не просто сказка сказывается, а в форме приказа - требование говорящего Господа выдвигается:
Итак, говорящий – приказывающий Господь - это Бог Иегова. Слушающий Его - это Господь каждого человека, личный наш спаситель Иисус Христос. Потому и называет его Давид «моим Господом».
Что Он приказывает Иисусу?

седи одесную Меня,
Иегова приказывает Иисусу сидеть рядом, по правую Его руку. Правая рука Небесного Царя мироздания - весьма почётное место и «должность», это самое доверенное лицо Государя.
Как долго Иисус должен находиться в положении сидящего рядом с Иеговой?

доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Положить врагов Христа в подножие его ног - выражение образное. В древности на Ближнем Востоке вожди-победители обыкновенно подчеркивали униженно подчиненное положение побежденных, попирая ногами их головы или шеи (Нав. 10,24-26).
То есть, до тех пор, пока враги Христовы не будут предоставлены в распоряжение Иисуса в униженном положении проигравших - до тех пор Иисус не сможет принять царственный жезл для правления над Землёй.

Кто - враги Христовы и когда они могут быть унижены пред Христом и отданы в его распоряжение?
Ясно, что дьявол - первейший враг, все Богопротивники - также враги Христовы. Дьявол будет отдан в распоряжение Христа и унижен тогда, когда с точки зрения Иеговы придёт время его сбросить на землю и очистить небеса от главного клеветника – Откр.12:7,10.
Именно ДО этого времени Иисус сидит рядом с Иеговой как Его правая рука.
Но что же будет ПОСЛЕ этого?

2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: После этого Иегова планирует послать Иисусу Христу жезл царственной силы с Сиона, то есть, с момента сбрасывания дьявола на землю Иисус приступит к обязанностям Божьего царя и той роли для земли, которая отведена ему Иеговой.

Что означает передача царственного жезла (полномочий) - с Сиона?
На буквальной горе Сионе был построен Иерусалим - город великого Царя Иеговы – Мтф.5:35 , правительственная столица царей, сидящих на престоле Господнем (Иеговы), правящих над народом Иеговы -1Прлпмн. 29:23.
То есть, Иисусу Христу надлежит получить царственную силу для восседания на престоле Иеговы и царствовать над всем народом Его.
(После смерти Христа, со времени разрушения Иерусалима и храма Бог перестал жить в рукотворном храме на буквальном Сионе, поэтому жезл царственной власти Христу на момент начала его правления будет предоставлен с небесного Сиона - оттуда, где Иегова пребывает и куда вошел сам Иисус Христос - в истинное Святое-Святых на небесах Евр. 9:24)

господствуй среди врагов Твоих. Как видим, Иисус не начнёт свою царственную эпоху с правления над землёй, очищенной от нечестивых. Ему придётся начать миссию Божьего царя - в непростых условиях: дьявол будет свирепствовать в пределах Земли и создавать ещё более тяжёлые условия для благочестивых и ищущих Бога.
Мало кто на земле сможет поверить в то, что Христос уже царствует в этот период, ибо процветать будут вовсе не Христовы, а живущие во зле. Благочестивые же будут попираемы -2Тим.3:12,13, Откр. 11:2.
Но если вспомнить, что о тяжких условиях на земле, как о признаках приближения избавления от страданий - Христос предупреждал (Мтф. 24), то всё становится на свои места: Христос начнёт царствовать среди врагов и этим приблизит избавление человечества от века сего нечестивого.

10:14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых .
Иисус Христос, сидящий одесную Бога после воскресения, единократным принесением себя в жертву создал условия для достижения совершенства всех, кто избрал Божий путь святости и праведности, чего не могли сделать Первосвященники по Моисееву закону. Он «занулил» все грехи, соделанные из-за несовершенства, предоставив христианам возможность начать жизнь «с чистого листа» и достигать духовного совершенства.

10:15 [О сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
Говоря о свидетельстве святого Духа, Павел имеет ввиду слова пророка Иеремии, сказанные им под воздействием Божьего вдохновения (Иер.31:33)

10:16,17 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

В намерение Бога входило заключение с человечеством другого Завета, не письменного соглашения, подобного Моисееву Закону, а завета, "заключённого" с внутренней сущностью людей - с совестью тех, кто желает достичь духовного совершенства.

Поскольку Бог далёк от нечестивых (Пр.15:29) – Он не мог заключить завет ни с одним человеком земли, так как все потомки Адама из-за грешного Адама - нечестивы и лишены славы Божьей (Римл.3:23). Но символическое очищение от грехов многочисленными жертвоприношениями Моисеева Закона - позволяло Богу прощать Израиль «авансом» и разрешать приближаться к Себе в священном служении, не нарушая Своего же закона быть далёким от нечестивых.
Поэтому прежний закон не имел возможности отменить очистительные жертвоприношения

10:18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Но с тех пор, как произошло истинное прощение грехов (ибо, благодаря искупительной жертве Христа, у Бога появилось веское основание "занулить" все грехи несовершенства христианам) – Бог более не видит нужды в Новом завете продолжать требовать проведение процедур с жертвоприношениями - от христиан: жертва Христа – последняя на жертвеннике Бога, другой жертвы, очищающей продолжающих сознательно грешить - не будет.

10:19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
Иисус открыл всем христианам возможность приблизиться к Богу так близко, как не мог к Нему приблизиться не только Израиль в целом, но даже и первосвященник, имеющий право только раз в год входить за завесу в Святое-Святых к Богу.
Христиане же могут надеяться войти к Богу в истинное Святое-Святых - на небеса - благодаря Христу.
Пока что, в этом веке, христиане имеют возможность духовно входить к Богу для общения с Ним и для формирования Божьих качеств - каждый день: было бы желание, а возможность приближаться к Богу - Иисус предоставил в Новом завете.

10:20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
Завеса в храме, отделяющая святое-Святых от остального помещения храма, показывала всем священнослужителям и всему народу Израиля, что к Богу нельзя просто так взять и приблизиться, мешает завеса (существует некий барьер между Богом и человеком)
Завеса, как показано здесь - служила прообразом плоти Христовой: как только Христос был убит (завеса разорвалась надвое, Матф. 27:51) - исчез барьер между Богом и грешным человечеством (грех, не позволяющий приближаться к Богу - был устранён, и путь к Богу - открыт для всех идущих к Богу)

То есть, Иисус показал, что после его смерти - нет более препятствий для приближения к Богу, грешная плоть христиан благодаря крови Христа - отмыта в глазах Бога, все христиане могут дерзать в достижении совершенного сближения с Богом (духовного совершенства).

На земле непременно найдутся такие христиане, кто сможет достичь духовного совершенства - даже в веке этом; и даже их тлеющее тело, тянущее «ко дну» из-за греховности, не сможет помешать им достичь тех высот Божьего духовного совершенства, которые позволят им взойти к Богу на небеса после смерти.

10:21,22 и [имея] великого Священника над домом Божиим,
Иисус Христос - великий священник над Домом Божиим, только домом Божьим в новом завете являются собрания христиан, а не здания многочисленных мест поклонений под названием «храмы», ибо сказано о христианах: «вы- храм Божий» (1Кор.3:16)

10:22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою,
Куда Павел приглашает христиан – приступать?
Он говорит о том, чтобы христиане приступали к Богу в Святое-Святых пока что - живя на земле.
Приступать к Богу означает иметь дерзновения приближаться к Тому, к кому Иисус смертью своей открыл доступ, устранив препятствие в виде завесы - (греховной плоти). Кто желает приступать и приближаться к Богу, тот должен делать это с искренним сердцем, уверовав в искупление Христово

кроплением очистив сердца от порочной совести,
Как при священнослужении В.З. кроплением крови животных очищались тела и принадлежности тех, кто должен был приближаться к Богу в священнодействии, так и кроплением крови Иисусовой должны очищать себя христиане, приступая к Богу. С той лишь разницей, что кровь животных очищала наружность священнослужителей, а кровь Христова предназначена для очищения сердца и совести христиан. То есть, осознание значения жертвы Христовой должно побуждать христиан менять свою внутреннюю сущность и формировать в себе качества Божьих сыновей.

и омыв тело водою чистою, Водное крещение омывает тела христиан от грязи всех прежних грехов. Чистое тело, омытое водою, и чистая совесть, омытая кровью Христа, делает христианина праведным в глазах Бога и позволяет приступать к Богу в священном служении в уверенности, что Бог не будет далёким от них, так как уже не считает христиан, искупленных Христом, нечестивыми

10:23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
Кто омылся и внешне и внутренне, тот стал на путь христианина. Этот путь исключает измену в основе их вероисповедания и надежды: до самого конца христиане должны сохранить веру в те учения, которые сформировали образец их вероисповедания - без искажения. Почему?
Потому, что Бог, обещания которого и являются основой вероисповедания христиан - сможет их исполнить только для верных христиан, ибо Сам Он - верен своим обещаниям.
Но и от христиан Бог ожидает, что и они сохранят верность Ему до самой смерти, веря именно в то, что Он обещал, а не в то, что сами себе напридумали.

10:24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Объединение христиан в собрания помогает им сохранять вероисповедание чистым и надежду в обещания Бога - крепкой. Вне собрания исполнить это пожелания Павла невозможно.
Внимание друг ко другу, совместное участие в делах собрания Божьего и любовь между собою - всё это помогает претерпевать все испытания веры со стойкостью, не искажая ни вероисповедания Христова, ни надежды на будущие обетования. Поэтому Павел обращает внимание на ценность собрания Божьих поклонников:

10:25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай;
Как в 1 веке, так и сегодня многие христиане легкомысленно относятся к своим собраниям и не считают собрания - важной составляющей христианского пути жизни. Сегодня, к тому же, стали превратно толковать эти слова Павла, говоря о том, что Павел советовал не оставлять СВОИХ собраний, под «своими собраниями» - понимая приятное времяпровождение в каких-либо знакомых коллективных сообществах, подобранных по себе, по своим интересам, по своему пониманию жизни, требований Бога и т.д.
(в последние дни люди будут подбирать себе компанию «учителей», которые льстили бы слуху, а от здравых учителей - большинство народа земли - отвернётся -2Тим.4:3,4)

Однако Павел говорил здесь о собраниях конкретно БОЖЬЕГО НАРОДА , собирающихся вместе для того, чтобы выстаивать в вере и сопротивляться разлагающему влиянию любых других сообществ.
Поэтому христианин, не желающий посещать собрание и общаться со своими соверующими - как минимум не соответствует ожиданиям Бога, заинтересованного в том, чтобы Его народ был объединён в поклонении Ему единым вероисповеданием, единой надеждой и едиными целями в СОВМЕСТНОМ исполнении дел Божьих (добрых дел)

но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного .
Особенно роль Божьего собрания важна по мере того, как приближается время Божьего суда. Почему?
Потому что в этот период христианам будет невозможно выстоять в одиночку из-за множества препятствий в их христианском образе жизни: христианский образ жизни предполагает наличие обязанностей, как пред Богом, так и пред человечеством - в большей степени по сравнению с наличием личных прав и личной жизни, поэтому христианский образ жизни не все смогут выдержать до самого конца.

Образ жизни, предлагаемый миром или любыми другими коллективными сообществами ("своими" собраниями) - будет в этот период намного более привлекательным, нежели истинное христианское собрание. Поэтому Павел и сказал, что чем ближе к концу - тем крепче христиане должны держаться за собрания Божьего народа и тем теснее должно быть совместное общение христиан в собраниях.

10:26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
Здесь Павел развенчал предположения тех христиан, которые считают, что поскольку за все их грехи Иисус Христос уже сполна расплатился с Богом, следовательно, количество грехов отныне - для них не имеет уже значения: за все их грехи вместо них уже наказан Христос.
Даже сегодня среди некоторых христианских течений бытует такая точка зрения.

Однако Павел отрезвляет подобное легкомысленное отношение ко греху: христианин осведомлён о том, что означает грех. Поэтому он всегда знает, когда он согрешает, а в каких случаях - поступает праведно пред Богом. Если христианин, осведомлённый в познании грехов, тем не менее, произвольно (сознательно, понимая, что согрешает) выбирает путь согрешения, то жертва Христа на таких христиан не распространяется: они уже искуплены разовым жертвоприношением Христа, все последующие умышленные грехи - покрывать будет нечем

10:27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
Что ожидает тех христиан, которые считают, что ничего страшного, если иногда они себе позволят немного погрешить: ведь Христос уже расплатился за них, а плоть слаба, простится, Бог милостив?
Как видим, совсем - не прощение их ожидает, а наказание огнём, то есть, смертью навеки. Выбирая путь греха и рассчитывая при этом на милость Бога, прощающего слабости плоти, такой христианин на самом деле становится противником Богу: зная, что, поступая так или иначе - он согрешает, и не предпринимая ничего для того, чтобы прекратить согрешать - христианин показывает, что пренебрегает принципами Бога, противится им.

10:28 [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью,
Павел напомнил, насколько милосердный Бог был немилосерден к тем, кто противился Его принципам и нарушал их - ещё при действии ветхого Завета и при возможности «откупиться» жертвами - во многих случаях. Однако, если преступление обнаруживалось, таких наказывали смертью - без жалости к согрешающим и без скидок на их немощную плоть.
(в В.З. за произвольные согрешения или, другими словами, за согрешения дерзкою рукою - никаких жертв не предусматривалось вообще, наказывали смертью однозначно -Чис.15:30)

Надеяться на то, что преступление христиан не обнаружится перед Богом даже если его удаётся скрывать от людей - глупо, поэтому сознательно согрешающему надеяться на прощение не приходится.

10:29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
Если в В.З. сознательные согрешения не прощались и не могли покрыться даже возможностью принести в жертву самое ценное и дорогое животное, то тем более они не простятся в Новом завете, когда принесён в жертву - сын Божий, представляющий для Бога гораздо бОльшую ценность, нежели животное.

Тот, кто сознательно согрешает - не ценит той жертвы, на которую пошли сын и Отец ради того, чтобы научить христиан уже в этом веке - не согрешать и не быть рабами греху.

10:30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
Павел говорит о том, что Бог не станет проявлять милосердия - к противящимся Ему и думающим, что за счёт милосердия Бога их «номера» с нежеланием переставать грешить - пройдут. Бог изначально предупредил Свой народ о том, что поблажек не будет никому, и сама по себе принадлежность к народу Божьему - ещё ни одного грешника не спасла ни в Израиле, не спасёт и в христианстве..
Отмщение - это справедливое воздаяние за зло. О справедливости только Бог имеет правильное представление, потому только Он и имеет право воздать всем, кто нарушает Его принципы.
Отмщение Бога сводится к справедливому воздаянию за согрешения человека - в виде смерти человека, превращающей его в прах земли. Именно об этом виде мести (справедливого воздаяния) был предупреждён первый человек (Быт.3:19; Рим.6:23).

10:31 Страшно впасть в руки Бога живаго!
Не стоит легкомысленно думать, что Бог за одно только название «христианин» будет делать поблажки согрешающим христианам. Страшно стоять пред Богом в ожидании вынесения смертного приговора, давая Ему отчёт за свои прегрешения и за то, почему не стал с ними бороться, а успокоил себя тем, что так как Иисус заплатил за несовершенство, то незачем с несовершенством и бороться.

10:32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
Для того, чтобы смягчить суровость ожидания Божьего суда к христианам-грешникам, Павел показывает собранию, что на самом деле все они уже недавно показали Богу, что могут преодолевать трудности и выстаивать в испытаниях, не согрешая. Значит, есть верная надежда на то, что им не придётся стоять пред Богом в ожидании смертного приговора.

10:33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем [для других], то принимая участие в других, находившихся в таком же [состоянии];
Он напомнил, в чём именно христиане смогли выстаивать не так давно:
публичные поношения, аресты и другие преследования сопровождали эдикт Клавдия (49 г. до н.э.), которым евреи изгонялись из Рима. При этом христиане помогали друг другу выстаивать, принимая участие в трудностях друг друга и укрепляясь духом в преодолении общих и одинаковых проблем.

10:34 ибо вы и моим узам сострадали
Евреи из Италии не только свои личные трудности претерпевали, но и откликались на нужды апостола Павла, когда узнавали о его трудностях: собрание для того и предусмотрено Богом, что сообща возможно выстоять в любых испытаниях, ободряя друг друга личными примерами стойкости и долготерпения.

и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее .
Для верующего христианина потеря личных материальных ценностей - не самая великая потеря на земле: у них есть нечто гораздо более ценное, их духовные сокровища- вера и надежда, и их никто не сможет у христианина ни украсть, ни отнять, так как эти сокровища сокрыты в сердцах христиан.
Почему у христианина - радость от потери «имений»? Не потому, что их разграбили, ибо любому нормальному человеку не радостно, когда его обижают или обирают. Они порадовались тому, что пострадали за слово Божье:
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас .(Матф.5:11,12)

Они радуются тому, что, потеряв материальное, смогли сохранить духовное и поставить его выше материального. Они предпочли лучше ради Христа расстаться с имуществом, чем, сохранив имущество, расстаться со Христом.

10:35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
Если христиане смогут сохранить упование своё на Бога и веру в то, что являются участниками в исполнении всех Его намерений, если смогут выстоять в исполнении священного служения до конца и претерпят трудности христианского пути жизни, не предавая Бога, то В ЭТОМ СЛУЧАЕ каждый из них непременно получит справедливое воздаяние в виде великих Божьих благословений, обещанных им при обращении в христианство.

Ну и, понятно, обратный процесс: если они оставят упование своё на Бога и Его обетования, то, соответственно, и справедливое воздаяние будет совсем иначе выглядеть для всех, кто пожелает сойти с дистанции пути к Богу и вернуться в прежнюю свою жизнь. (10:27)

10:36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
Павел не пообещал им автоматической гарантии на получение Божьих обетований только из-за того, что они стали христианами и приняли жертву Христа. Нет, Павел показал им реальности бытия: для того, чтобы получить обещанное, нужно исполнить волю Бога, причём, не разово, а исполняя её каждый день, можно сказать, пребывая в исполнении воли Бога постоянно с момента призвания и до самой смерти.
А для того, чтобы её исполнять на протяжении всей жизни - христианину понадобится запастись долгосрочным терпением, так как жизни в этом веке не хватит, чтобы получить обещанное, нужно будет дождаться жизни в веке грядущем, оставаясь на пути к Богу и сохраняя верность Ему.

10:37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
Для Павла, как и для всех христиан живущих, второе пришествие Христа - не за горами, нужно жить, ожидая его пришествия постоянно, ведь Христос может прийти в любой момент.
К тому же, для того, чтобы стать жителем нового мира - не нужно дожидаться прихода нового мира: Божьим человеком христианин должен становиться уже сейчас, ведь образ жизни христианина не отменится во всей вечности, к «шкуре» христианина придётся привыкать, живя в этом веке, и навеки «срастись» с ней, входя в новый Божий мир.

10:38 Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Итак, праведный человек продержится верою, для него христианская «одёжка» - и в этом мире в самый раз придётся, когда примерит её на себя.
А если не так, если не подойдёт «одёжка» христианская кому-то, «тесновата» будет или неудобна для жизни, то насильно заставлять Бог носить её никого не станет, ведь Он - милосердный Бог и мучить не станет никого.

Потому и сказано, что не устоят нечестивые в собраниях праведников, САМИ - не устоят, проявят себя как не христиане, покинут общество неинтересных им христиан и скинут неподходящую для них "одёжку" - рано или поздно, и это естественный процесс поиска себе подобных, как и естественен неизбежный процесс замены "туфель", которые сильно жмут.
И Бог не против, чтобы люди по интересам - в разные «собрания» группировались (2Тим.4:3)
Просто собрания всех нечестивых Богу придётся искоренять с земли ради обеспечения благополучия тех, кому обещаны обетования его, кому христианская «одёжка» в самую пору пришлась (Псал.1:5,6; Пр.2:21,22)

10:39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.
Павел уверен в сородниках своих и по плоти, и по вере: те, кто стойко старается претерпевать все трудности, связанные с христианским образом жизни, кто не сомневается в том, правильный ли путь для себя к Богу выбрал, кто с радостью носит «христианскую одёжку» на себе - уже в веке этом, тот непременно сможет выстоять в вере своей до конца и достичь окончательного спасения от греха и смерти, получив от Бога в качестве справедливого воздаяния за стойкость - жизнь вечную во Христе Иисусе.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4. ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5. Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже».
8. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил»,
9. потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10. По сей‐то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11. И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13. ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15. О сем свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано:
16. «вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17. и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».
18. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
19. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20. который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21. и имея великого Священника над домом Божиим,
22. да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою,
23. будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27. но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
28. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
29. то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30. Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой».
31. Страшно впасть в руки Бога живого!
32. Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33. то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34. ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35. Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37. ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души.

г. "Превосходнейшие" последствия нового священства (10:1-18)

Это - последняя часть "объяснительного" раздела, начатого с 7:1. В 7 главе автор свидетельствовал о превосходстве Христа, как Священника по чину Мелхиседека, над левитским священством. В 8:1 - 10:18 речь идет о превосходстве священнического служения Христа, как основанного на "лучшем" завете (8:7 - 9:15) и "лучшей" жертве (9:16-28); теперь автор утверждает, что лучшая жертва "делает совершенным" (10:1) поклоняющегося Богу.

Евр. 10:1 . Под фразой не самый образ вещей понимается "не самая истина", а под этим, в свою очередь, подразумевается "неистинность отпущения грехов".

"Предварительный характер" закона не позволял ему сделать совершенными приходивших с одними и теми же жертвами. Под "сделать совершенными" автор не имел, однако, в виду некое абсолютно безгрешное совершенство. Как явствует из дальнейшего, он был озабочен тем "гарантированным" удалением вины, которое людям, уверовавшим в "достаточность Креста", открывает свободный доступ к Богу.

Евр. 10:2-4 . Жертвоприношения, каждый год постоянно приносимые (стих 1), свидетельствовали о неспособности закона сделать приходящих с ними к Богу "совершенными". Если бы не так, то, бывши очищены однажды, они не имели бы уже никакого чувства вины (сознания греха). Так что ежегодные ритуалы Дня очищения служили не более чем напоминанием о грехах; да и невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

Евр. 10:5-7 . Как раз на этот счет и записано пророчество в Ветхом Завете (Пс. 39:7-9), в котором зафиксированы слова Того, Кто пришел исполнить волю Божью. В упомянутом псалме пророчески отражены какие-то слова Христа, сказанные Им в Первое Его пришествие. Фраза тело уготовал Мне есть передача одним из переводчиков Септуагинты еврейского выражения "Ты открыл мне уши"; очевидно, он перевел его таким образом под действием Духа Святого, прибегнув к так называемой "синедохе" - речевому приему, при котором часть олицетворяет целое. Автор же Послания к Евреям этой "синедохой" воспользовался: для того, чтобы "открыть (тому, о ком тут речь) уши", Бог прежде должен был "уготовать (ему) тело". Такой перевод-толкование правилен по сути, о чем свидетельствует цитирование этой фразы автором послания.

Приняв "тело" в воплощении Своем, Христос мог сказать, что пришел - во исполнение воли Отца - достичь того, что не могло быть достигнуто ветхозаветными жертвами, а именно - "усовершенствования" верующих в соответствии с новым заветом. Это исполнение воли Божией Мессией, будучи предопределено в Совете Божием тотчас по грехопадении Адама и Евы, нашло отражение в Священном Писании (в начале книги в Пс. 39:8 звучит как "в свитке книжном"; это буквально перевод с еврейского на греческий).

Евр. 10:8-10 . Тут следует объяснение приведенной цитаты. Фраза отменяет первое, чтобы поставить второе (стих 9) подразумевает отказ от ветхозаветных жертв, которые в конечном счете не могли удовлетворить Бога, и утверждение воли Его. По сей-то воле, - пишет автор, - освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа (сравните 7:27; 9:12). Грамматической формой, в которой стоит греческое слово "хегиасменои", переведенное как "освящены", подчеркивается, что в понимании автора это - однажды и навсегда совершившийся факт.

Нигде в Послании к Евреям нет у него представления о постоянном - на протяжении жизни верующего совершающемся - освящении его. Для него "освящение" эквивалентно Павловой концепции оправдания. Посредством освящения через смерть Христа новозаветные верующие делаются "совершенными" (в значении "свободными от вины") для служения Богу (сравните 2:11; в англ. переводе Библии в этом стихе стоит слово "освященные", а ве "освящаемые").

Евр. 10:11-14 . Звучанию только что изложенной истины придается больше силы - по контрасту с тем, что говорится о левитском священстве. Священник - левит "всегда" стоит, не имея возможности сесть, ибо он вновь и вновь приносит жертвы, которым нет конца. В отличие от священников-левитов, Христос воссел одесную Бога (сравните 1:3; 8:1; 12:2), и это говорит как о том, что Его жертва была принесена навсегда, так и о том, что по принесении ее Он может ожидать последней и окончательной победы над Своими врагами.

Одним приношением Христос навсегда сделал совершенными освящаемых.

Грамматическая форма последнего слова в этой фразе как будто свидетельствует о процессе освящения, и это противоречит выражению соответствующей мысли в стихе 10. По-видимому, последние слова автора в стихе 12 лучше было бы передать как "сделал совершенными освященных"; сравните стих 29.

"Освященные" наделяются статусом "совершенных" в Божиих глазах (сравните 11:40; 12:23) в том смысле, что Он полностью принимает их по причине смерти Христа (10:19-22).

Евр. 10:15-18 . Вновь обращаясь к своим основным положениям относительно превосходства нового завета (8:8-12), автор опять цитирует то, что уже цитировал прежде (в 10:16-Иер. 31:33, а в 10:17-Иер. 31:34) ради того, чтобы мысль его прозвучала как можно убедительней. Цитируемое им так настойчиво есть свидетельство Святого Духа Божия; из него следует, что окончательное прощение, какое обещано со вступлением в силу нового завета, означает ненужность в дальнейшем приношения за грехи. Как автор покажет вскоре (Евр. 10:26), для человека, отвергающего вседостаточную жертву Христову, не остается никакой иной реальной жертвы, которую он мог бы принести во искупление своих грехов.

Г. Четвертое предупреждение (10:19-39)

В каком-то смысле предупреждение этого раздела - самое целенаправленное и суровое из всех. Здесь предостережение автора достигает высшей своей точки. Ведь оно делается по завершении им объяснений относительно роли первосвященников и служения Иисуса Христа - потому и звучит с такой силой. И все-таки и в этом разделе, несмотря на всю его "строгость" и наряду с нею, находит автор, как обычно, слова утешения и ободрения.

1. ГЛАВНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ (10:19-25)

Евр. 10:19-22 . Центральная мысль этих стихов выражена в словах: "Итак, братия… да приступаем (подразумевается - к Богу) ". Все, что сказано в промежутке между ними, и дает автору основание для его призыва. Читателям, людям нового завета, следовало иметь дерзновение (сравните 3:6; 4:16) для вхождения в присутствие Божие. Мысль эта обогащается образами, взятыми из Ветхого Завета.

Божие присутствие ассоциируется со святилищем, а завеса - с барьером, который существовал между Богом и человеком. "Завеса" служила прообразом плоти Христовой; автор, очевидно, имел в виду, что в момент смерти Христа завеса в храме разодралась надвое (Матф. 27:51). Так или иначе смерть Его открыла верующим доступ и путь к Богу, который удачно назван новым ("просфатон" - буквально "недавний"; слово нигде более в Новом Завете не встречается) и живым (как одна из животворящих реальностей нового завета).

Призыв автора приблизиться к Богу обосновывается и тем, что верующие имеют великого Священника над домом Божиим со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, о которых он говорил прежде. Так что входить в Божие присутствие им следует с искренним сердцем, с полною верою; имеется в виду - без всяких колебаний относительно открытых им высочайших истин. Каждый, кто верует по новому завету, должен приближаться к Богу, осознанно радуясь своему освобождению от вины (кроплением очистивши сердца от порочно! совести) и с ощущением личной своей святости, полученной ценой Христовой жертвы (омывши тело водою чистою).

Евр. 10:23-25 . Столь надежный для них доступ к Богу позволяет верующим неуклонно исповедовать свое упование, ибо верен Обещавший.

Из этих стихов ясно, что обеспокоенность автора твердой приверженностью христиан к их вере не была абстрактной: он видел реальность грозившей его читателям опасности. Этим объясняется его призыв ко "взаимной внимательности", к обоюдным наставлениям, к поощрению друг друга к любви и добрым делам. Автор просил членов церкви, к которой обращался, не оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай. Видимо, кое-кто уже оставил его, а может быть, слова эти относились к каким-то другим церквам, из которых уходили люди.

Говоря о приближении дня оного (стих 25), т. е. о Втором пришествии Христа, автор оставляет впечатление встревоженности своей, как бы и истинно верующие не потеряли надежду на возвращение Господа и не поддались искушению отказаться от веры во Христа (сравните толкование на 1:13 - 2:4 и на 6:9). В стихе 23 он напоминает нм в этой связи, что "верен Обещавший".

2. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ (10:26-31)

Евр. 10:26-27 . "Если грешим произвольно" (т. е. "по воле своей"). Вообще-то грех - "произволен" по большей части, но из контекста ясно, что автор подразумевал здесь то, что в Ветхом Завете определяется как "дерзкий грех" (Чис. 15:29-31), каковой по закону не подлежал искуплению через жертвоприношение. В его глазах отпадение от веры было бы таким "произвольным грехом" или дерзким актом, по совершении которого не остается более жертвы за грехи (сравните 10:18). Отвергнув вседостаточную жертву Христа, отступник остается беззащитным перед Божиим судом и яростью Его огня. Ибо такой человек сам ставит себя на сторону врагов Божиих и объективно "распинает в себе Сына Божия и ругается Ему" (6:6).

Евр. 10:28-29 . При действии ветхого завета, если израильтянин нарушал Моисеев закон, то при наличии тому двух или трех свидетелей, подлежал смерти. Но коль скоро нарушение "меньшего" завета влекло за собой столь суровое воздаяние, что говорить о нарушении нового завета, который, как это было ясно показано, много "больше" прежнего? Конечно, и наказание за это не могло не быть страшнее.

С целью убедить своих читателей в справедливости этого автор представляет им отступление от веры в самом резком свете. Отступник от нового завета, - пишет он, - попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен. Совершить это - значит совершить грех столь отвратительный, что перед ним меркнет любое нарушение ветхого завета. Тем более, что отступник и Духа благодати оскорбляет, которым был поначалу приведен ко Христу.

Духовный мятеж такого рода заслуживает более тяжелого наказания, чем смертная казнь, грозившая за нарушение Моисеева закона. Известно, что немало форм воздаяния свыше, худших, чем мгновенная смерть, могут обрушиться на человека, на людей. Вспоминается "плач" Иеремии о наказании, постигшем Иерусалим (Плач. 4:6,9). А также царь Саул, чьи последние дни были омрачены таким безумием и столь тяжкими нравственными муками, что смерть явилась для него облегчением.

Евр. 10:30-31 . Никому не следует пренебрегать подобными предостережениями. Бог Сам заявил о Своем праве на отмщение и воздаяние, о праве судить народ Свой. Автор дважды цитирует здесь из Второзакония, и первый раз из 32:35-36. В 32 главе этой книги особенно впечатляюще представлена картина страданий Божиего народа, на который обрушился суд Его (в особенности 32:19-27). Те, кто знают это место и знакомы с другими описаниями Божиего гнева, изливавшегося на народ Его, не могут не согласиться со словами автора, что Страшно впасть в руки Бога живого!

3. ПОВТОРНОЕ ОБОДРЕНИЕ (10:32-39)

Евр. 10:32-34 . Верный способ укрепить людей перед лицом будущих испытаний - это напомнить им о собственном их мужестве, явленном в прошлом. К этому способу и прибегает автор. Его читатели уже выдержали великий подвиг страданий. Они познали на опыте, что это такое - подвергаться публичным наказаниям и преследованиям, принимая участие в других, находившихся в таком же положении (стих 33). Они проявили в свое время сострадание и к автору этого послания, когда тот находился в тюрьме, и приняли потерю своего имущества с радостью, сознавая, что на небесах у них есть имущество лучшее и непреходящее (стих 34).

И вот теперь автор просит их проявить такие же стойкость и терпение перед лицом испытаний, видимо, ожидающих их в будущем; им поможет в этом воспоминание о том, как держались они в прежние дни… когда были просвещены (сравните с "однажды просвещенных" в 6:4 и с "получивши познание истины" в 10:26).

Евр. 10:35-36 . Мягко, но настойчиво, продолжает автор увещевать читателей, чтобы не оставляли упования своего, ибо, если сохранят его, то предстоит им великое воздаяние. Они особенно нуждались теперь в терпения, чтобы таким образом исполнить волю Божию (сравните стих 9), получить обещанное Им. В этих словах - главное в Послании к Евреям увещание.

Евр. 10:37-39 . Если тех, к кому обращался автор послания, тревожило, что Господь откладывает Свое Второе пришествие, то им следовало не сомневаться, что Грядущий пройдет и не умедлят. Фраза эта - свободная ссылка на книгу Исаии (26:21) и в свободном же цитировании - на книгу Аввакума (2:3-4). Автор выражает таким образом ту мысль, что предвещенное Господом "непременно сбудется, не отменится" (Авв. 2:3). Мысль же о том, что Праведный верою жив будет соответствует и учению апостола Павла об оправдании по вере. Тому, кто оправдан Богом, следует жить верою.

Эту истину автор хочет донести до глубины сознания своих читателей. Как и то, что если кто поколеблется (т. е. если "оправданный" отступит от веры, отвергнет исповедание Христа), то не может таковой ожидать благоволения Божия. Мы, с которого начинается стих 39, подчеркнуто звучит в греческом оригинале, будучи, по всей видимости, так называемым авторским "мы", характерным для писательской манеры этого автора (оно подразумевается в 2:5 и наличествует в 5:11; 8:1 и т. д.). Если это верно, то стих может быть прочтен так: "Что до меня, то я не намерен колебаться, чтобы не навлечь на себя Божие воздаяние".

Под греческим словом "аполейа", переведенным как "на погибель", может подразумеваться как "вечная погибель", так и временное суровое воздаяние; в этом контексте оно, как представляется, употреблено во втором значении.

Автор - с теми, кто стоят я вере ко спасению души. Слово "душа" употреблено тут в иудаистском понимании его - как сам человек, как его жизнь. То есть автор говорит, что твердое "стояние" в вере предохраняет человека от гибельных порой несчастий, от которых не защищены колеблющиеся, или отступившие от веры.

ГЛАВА 10
1. Ибо в Tope - тень будущих благ, а не само проявление их сутей. Потому она никак не может одними и теми же нескончаемыми жертвами, повторяющимися из года в год, привести к цели приходящих к Святилищу принести их.
2. Иначе, разве не прекратили бы приносить подобные жертвы? Ведь если люди, совершающие богослужение, были очищены раз и навсегда, то на их совести уже нет греха.
3. Но, напротив, жертвы эти из года в год служат напоминанием о грехах.
Стихи 1-3. В иудаизме считается, что ежедневные синагогальные служения заменили собой жертвоприношения в Храме. Эта связь объясняется в самом Сидуре. Первая часть утреннего служения Шахарит включает в себя отрывки, связанные с жертвоприношениями. Другие литургические отрывки напрямую относятся к проблеме греха и прощения (пятое и шестое благословения молитвы Амида, а также Тахануним (букв. «мольбы»)). Таким образом, хотя Храма уже нет, ежедневное синагогальное служение из года в год служит напоминанием о грехах. Представители консервативного и реформистского направлений иудаизма считают, что если синагогальные молитвы эквивалентны жертвоприношениям Храма, то и сам термин «Храм» можно использовать по отношению к синагогам. Тем не менее, см. 9:22 и ком. о том, почему это не так.

Йоханан Бен-Заккай, возглавивший Синедрион в Явне (90 г. н.э.) и переориентировавший традиционный иудаизм, ввиду разрушения Храма, от системы жертвоприношений в направлении галахи («закона»), даже на смертном одре не мог быть уверенным в том, что на его совести нет греха (см. талмудический источник, процитированный в ком. к 1 Фес. 4:13). 

4. Поскольку невозможно, чтобы кровь быков и козлов устраняла грехи.
Ср. Псалом 49:13. 

5. Поэтому, входя в мир, он говорит: "Жертв и приношений Ты не пожелал, но приготовил мне тело;
6. всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7. Тогда сказал я: вот, в свитке книжном написано обо мне, я пришёл исполнить волю Твою ”.
Стихи 5-7. Оппоненты Нового Завета нередко заявляют, что в данном отрывке автор искажает Танах (см. 2 Кор. 4:1-2 и ком) для подтверждения того, что Йешуа является Сыном Бога. Конкретнее, они говорят, во-первых, что Псалом 39 вообще не относится к Мессии, а, во-вторых, что некоторые строчки намеренно изменены.

Ниже, для сравнения, приведён перевод Псалма 39:7-9, выполненный Еврейским издательским обществом:
"Жертв и приношений Ты не хочешь; Уши Ты открыл мне,
Всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда сказал я: вот, иду я, со свитком книжным, предписанным мне; Исполнить хочу волю Твою, Бог мой."

Ответ на первое возражение заключается в том, что, хотя псалмопевец пишет о своей благодарности Богу за избавление от беды или болезни, наш автор, посчитав, что Мессия мог бы при помощи этих же слов описать своё предназначение на земле, использует для этой цели мидраш. Этот приём, распространенный среди еврейских писателей того времени, вполне оправдан, если правильно понимать его функцию.

Приготовил мне тело. Эта строка значительно отличается от второй строки перевода древнееврейского текста, приведённого выше, который обычно трактуется так, что Бог открыл уши человека для того, чтобы тот смог лучше слышать Тору и, следовательно, лучше исполнять её заповеди. Смысл этой же строки в Септуагинте, в сущности, почти не отличается от смысла оригинала. И в том и в другом случае речь идёт о том, что человек полностью готов к тому, чтобы исполнить волю Бога и повиноваться Его Торе. Нам не известно, пользовались ли переводчики Септуагинты каким-либо другим древнееврейским текстом или просто пытались яснее отразить смысл имеющегося текста, что было частым явлением среди переводчиков Таргума.

В свитке книжном написано обо мне. Эта строка из Псалма 39 на иврите звучит так: "Бимегилат-сефер катув алой ". Мне кажется, что перевод Нового Завета и мой собственный гораздо лучше отражают смысл оригинала, чем вариант Еврейского издательского общества, приведённый выше.

Я пришёл исполнить волю Твою. 9-й стих Псалма 39 в оригинале полностью звучит так: "Я желаю исполнить волю Твою: Твоя Тора глубоко внутри меня."

Возражение состоит в том, что псалмопевец приравнивает желание исполнить волю Бога к повиновению Торе, а не к жертвенной смерти Йешуа, и что автор намеренно убирает вторую строку, чтобы устранить возможность подобного заключения. Однако, как я часто это отмечаю, раввинские цитаты текста Танаха всегда подразумевают контекст (см. к примеру, ком. к Мат. 2:15 и к Рим. 10:6-8). Поэтому из настоящего отрывка мы узнаём, что связь между Йешуа и Торой настолько тесна, что он мог сказать о ней: «Тора глубоко внутри меня». Это согласуется с его собственным заявлением в Мат. 5:17-20 о том, что он пришёл не отменить Тору или Пророков, но полностью раскрыть их смысл. Мы также узнаём, что, «как первенец среди многих братьев» (Рим. 8:29), Мессия первым должен был получить от Бога обещание Нового Договора, описанного Иеремией: «вложу Я Тору Мою в сердца их, и напишу Я её в мыслях их » (ст. 16 ниже). Мы, последователи Йешуа, принимая погружение в Йешуа (Рим. 6:2), в той мере, в какой мы отождествляем себя с ним (Йн. 15:1-10, 17:20-26), также имеем глубоко внутри себя Божью Тору и так же, как он, желаем исполнить Его волю. Суть Торы, таким образом, - это исполнение Божьей воли: но желание исполнять её проистекает только из нашего полного доверия Ему (Рим. 1:5,17; Еф. 2:8-10; Фил. 2:12-13).

8. Сказав вначале: "Ты не пожелал жертв, приношений, всесожжений и жертв за грех, они неугодны Тебе", то есть всё то, что приносится в соответствии с Торой;
9. а затем: "Вот, я пришёл исполнить волю Твою", он устраняет первую систему, чтобы утвердить вторую.
10. Именно в связи с этим завещанием мы были отделены для Бога и наделены святостью, однажды и навеки, через приношение тела Мессии Йешуа.
Стихи 8-10. Заметьте, Бог устраняет не Тору, а лишь первую систему жертвоприношений и священства, чтобы утвердить вторую в рамках единой и вечной Торы.

Более того, нет необходимости предполагать, что это «устранение» запрещает все жертвоприношения, совершаемые священниками-левитами. Слова автора относятся лишь к приношениям за грех: «нет больше необходимости в приношении за грехи» (ст. 15-18 и ком.), поскольку вторая система подобных приношений гораздо эффективнее первой (ст. 10, 9:11-15 и ком.). Остальные жертвоприношения и священство левитов могут оставаться в силе и дальше, если они не затмевают собой роль жертвы Йешуа, принесённой однажды и навеки, и его вечного статуса первосвященника. Теоретически, мог бы сохраниться и обряд приношения за грех, но только в том случае, если он рассматривается как напоминание. И поскольку он никогда не был чем-то большим, нежели «тень» (ст. 1 и ком.), теперь, если он и будет возобновлён (для чего потребуется восстановление Храма; см. ком. ко 2 Фес. 2:4), он станет всего лишь напоминанием о том великом избавлении, которое стало возможным благодаря смерти Йешуа, ставшей окончательным и вечно эффективным приношением за грех, а также благодаря его воскресению и статусу нашего когена гадоля. 

11. Всякий коген ежедневно стоит в служении, снова и снова принося те же самые жертвы, которые никогда не смогут устранить грехи.
Ежедневно... снова и снова. См. Исход 29:38. 

12. Этот же, навеки принеся одну единственную жертву за грехи, сел по правую руку от Бога,
13. чтобы отныне ждать, пока его враги станут подножием ног его.
14. Ибо одним приношением он навеки привёл к цели отделённых и освящённых для Бога.
Привёл к цели вечного прощения. См. ком. к 7:11.

Стихи 11-14. Вечно эффективная жертва Йешуа, принесённая однажды и навеки, противопоставляется здесь повторяющимся и приносящим лишь временный результат жертвоприношениям первой системы (ср. ст. 1-4, как очищается совесть, а верующие становятся поистине святыми; см. также 9:11-15 и ком). Аргумент подкрепляется повторной цитатой Пс. 109:1. Йешуа, совершив своё ритуальное служение, сделал то, чего не делал ни один коген гадоль из левитов: он сел по правую руку от Бога. 

15. И Руах-ГаКодеш также свидетельствует нам об этом; поскольку, сказав:
16. “Вот какой договор заключу Я с ними после тех дней, - говорит Адонай, - вложу Я Тору Мою в сердца их, и напишу Я её в мыслях их ",
17. далее добавляет: “И грехов их и неправды Я не буду больше вспоминать ".
18. Там же, где есть прощение за всё это, нет больше необходимости в приношении за грехи.
Стихи 1-18. «Если основной мыслью предыдущей главы была эффективность принесения в жертву крови, в этой главе лейтмотивом является смерть Мессии, однажды и навеки спасшая нас» (Хью Монтсфиорс, «Послание к евреям», с. 163).

Тень. Концепция земных копий и небесных подлинников является еврейской и основана на Танахе (см. 8:2-6 и ком., 9:1-5 и ком., 23-24), однако здесь она отражает эллинистическую образность, источником которой служит «Республика» Платона.

В Торе - тень будущих благ, а не само проявление их сутей. Автор не преуменьшает значение Торы (ср. Кол. 2:16-23 и ком.), а отводит ей должное место в процессе исторического раскрытия Божьего плана. Что касается системы жертвоприношений, смерть Мессии и его вхождение в Святая Святых на небесах приносит человечеству суть того, что предвидела Тора, то есть те блага, которые мы будем иметь после возвращения Йешуа.

При этом данный аргумент не распространяется на остальные компоненты Торы. Прежде всего, подобно тому, как Шауль в Гал. 3:17-25 и ком. использует термин «Тора» только в связи с её юридическими аспектами, автор настоящей книги часто употребляет слово «Тора», имея в виду исключительно «пищу, питьё и различные ритуальные омовения» (9:10), а не мораль. Во-вторых, абсолютно ничего не говорится о том, что не связано с системой жертвоприношений, как кашрут или праздники. См. ком. к 8:13

Стихи 15-18. Если Божья Тора написана у нас в сердце и разуме, это непременно подразумевает, что Бог простил нам грехи, так что нет больше необходимости в приношении за грехи. Поэтому читатели данного наставления должны избавиться от навязчивого желания приносить животных в жертву за грех. Они должны быть полностью уверены в том, что жертва Йешуа, принесённая им ради них, достаточна для прощения. У нас, современных людей, нет подобного побуждения, однако и мы должны осознавать необходимость пролития крови за грех и быть уверенными в том, что жертва Йешуа с пролитием крови отвечает этому требованию. Автор завершает этим свой основной аргумент.

Однако он чётко ограничивает то, о чём говорит. Нет больше необходимости в приношении за грехи, но остальные приношения остаются частью Богом определённого устройства даже после смерти Йешуа, что подтверждается действиями Шауля в Храме (Деят. 21:26) и его собственными приношениями, о которых он упоминает в Деят. 24:17. С разрушением Храма стало невозможным приносить в жертву животных. Однако, если Храм будет восстановлен, жертвы благодарности, хлебные жертвы и жертвы хвалы могут вновь приноситься. Автор данного письма не провозглашает конец системы жертвоприношений в целом, он говорит только о животных, приносимых в жертву за грех. 

19. Итак, братья, мы можем с уверенностью воспользоваться тем путём в Святая Святых, который был открыт для нас кровью Йешуа.
20. Он, посредством своей плоти, торжественно утвердил его для нас как новый и живой путь через парохет .
Через парохет. Раби Элиша бен-Авуя (ок. 120 г. н.э.) стал известен как «Ахер» («другой», «чужой») после того, как покинул традиционный иудаизм. До сих пор ведутся споры о том, кем он стал: гностиком, саддукеем, дуалистом или мессианским евреем. Однако один отрывок из Талмуда позволяет предположить, что его понимание небесной Святая Святых и завесы не столь сильно отличалось от понимания нашего автора. Ахер, объясняя раби Меиру стих Писания сказал:
"«...У мудреца, даже если он согрешил, есть способ [исправиться]». [Раби Меир] ответил: «Тогда покайся сам!» Но он отвечал: «Я услышал из-за завесы: "Возвратитесь, мятежные дети (Иеремия 3:22), все, кроме Ахера!"»" (Хагига 15а)

Элиша Бен-Авуя подразумевал, что Бог сказал ему о том, что он прав и что ему не нужно раскаиваться, но Меир понял его так, что Бог счёл его неспособным к покаянию. Каким же образом он «услышал из-за завесы»? Будучи взятым в рай, как это объясняется в ком. к 2 Кор. 12:2-4. 

21. И есть у нас великий коген над домом Божьим.
Стихи 19-21. Начав своё наставление с обращения к братьям, автор суммирует содержание своего аргумента, подробно изложенного в 2:17-3:6, 4:14-5:10, 6:13-10:18. Своей кровью, то есть своей жертвенной смертью за нас, Йешуа открыл нам путь в Святая Святых, более надёжным способом, чем это мог сделать коген гагадоль из левитов. 

22. Потому, давайте приближаться к Святая Святых с искренним сердцем, с полной уверенностью, источником которой является доверие [Богу], с сердцами, окроплением очищенными от нечистой совести, и с телами, омытыми чистой водой.
Окроплением очищенными... омытыми. См. ком. к 9:13. Во время праздника Шавуот марокканские евреи, следуя словам Книги Иезекииля 36:25-27, на которую ссылается данный стих, поливают друг друга водой, что символизирует очищение. 

23. Давайте и дальше без колебаний держаться за признанную нами надежду; поскольку Давший обещание, заслуживает доверия.
24. Будем внимательны друг ко другу, побуждая друг друга к любви и добрым делам,
25. не пренебрегая собраниями общины, что у многих уже вошло в привычку, но ободряя друг друга. И давайте поступать так с ещё большим усердием по мере того, как приближается День.
Не пренебрегая собраниями общины (греч. эписюнагоген можно было бы перевести фразу так: «не пренебрегая синагоге всех нас»). Гиллель говорил: «Не отдаляйся от общества». (Авот 2:5) Многие верующие не только пренебрегают регулярными встречами с другими верующими в собрании, но и считают их ненужными. Это очень серьёзная ошибка, и даже ересь, которая ставит под угрозу их спасение (Йн. 13:34-35; 1 Йн. 3:10-11,14,18; 4:7-8), поскольку библейское учение является социально ориентированным.

В Танахе употребляются термины кагал (собрание) и эда (община), в Новом Завете - экклесиа (призванные, «церковь») и Тело Мессии, каждый из которых относится к Божьему народу. Это не мистические концепции. Да, действительно существует всемирное духовное единство всех верующих всех эпох, выходящее за рамки простого физического нахождения вместе. Однако ударение в Танахе ставится на общей исторической судьбе Божьего народа, на том, что Божьи дети должны поступать друг с другом справедливо и милосердно.

Новый Завет уделяет не меньше внимания общности верующих. Он даёт им заповедь любить друг друта на деле, а не на словах, и созидать Тело Мессии. Это влечёт за собой личное участие, общение и совместный труд на благо Божьего Царства, всё это невозможно осуществить, если верующие не будут часто встречаться.

За последние два десятилетия крайние формы индивидуализма, порожденные мирским обществом, проникли и в Мессианскую Общину, и добились немалых успехов, дискредитировав значение общения среди верующих. Бессовестный эгоизм, проповедуемый такими авторами, как Эйн Рэнд и Роберт Рингрен («В поисках номера 1»), стал вполне приемлемым элементом культуры. После того, как некоторые социологи, в том числе Дэвид Рисман («Одинокая толпа»), показали опустошающее воздействие конформизма, на смену ему пришло противоположное учение о самосозерцании, симптомами которого стали наркомания и повышенный интерес к восточным религиям. Приветствуемая поначалу как шаг в сторону развития самосознания (Чарльз Райх, «Америка как жертва мистификации»), подобная погруженность в себя вскоре стала рассматриваться как эскапистская и разрушительно влияющая на социальное устройство (Кристофер Лэш, «Культура нарциссизма»). В добавок к подобному влиянию мирской среды, нередко верующие выносят из детства неприязнь к упорядоченной религиозной жизни, что побуждает их выплескивать из ванны ребенка (общение, сотрудничество) вместе с грязной водой (косными организационными формами, формальным посещением собраний без искреннего общения). Телевизионные проповеди и домашнее изучение материала способствуют пассивному «благословению». Таким образом, многие так называемые верующие полагают, что их личная связь с Богом - это единственный элемент их религиозной жизни, который по-настоящему имеет значение. Однако без контакта с другими верующими плодотворный труд для Царства вскоре прекращается, молитвы становятся сухими, мировоззрение сужается, притупляются социальное сознание и социальная осведомленность и человек быстро замыкается в своём мирке, где превалируют ничего не стоящее ученичество и дешёвая благодать.

Есть и другое непонимание подлинного участия в жизни общины, когда человек переходит из одного собрания (ивр. кегила ) в другое, не связывая себя обязательствами ни с одним из них. Люди, поступающие так, обманывают самих себя, если думают, что они не пренебрегают собраниями общины, так как подобные «бабочки» не могут иметь тесных отношений с какой-либо группой людей или влиться в совместный труд ради какой-то общей цели. «Живые камни, созидаемые в духовный дом» (1 Кеф. 2:5) не перелетают с окна на стену и со стены на потолок. Павел, хотя и не оставался долгое время в каком-либо месте, был верным членом одной поместной общины (в Антиохии), которая с возложением рук направила его проповедовать и оценивала результаты его труда. Он не действовал по собственной инициативе и не предлагал собственное толкование повеления, данного Святым Духом (Деят. 13:1-4, 14:25-15:2, 15:35-40).

Пришло время, когда Божий народ должен осознать, что духовность означает то, что Дитрих Бонхёффер сделал заглавием своей книги, - «Жизнь вместе». Верующим евреям это несложно понять, поскольку иудаизм всегда поощрял чувство общности, что согласуется с наставлением данного стиха.

По мере того, как приближается День. «День» - это Судный День, а вся фраза подводит нас к предупреждению в ст. 26-31.

Стихи 22-25. Наставление о доверии (ст. 22), надежде (ст. 23) и любви (ст. 24-25) параллельно 1 Кор. 13:13; см. также 1 Фес. 1:3 и ком. 

26. Ведь если мы сознательно продолжаем грешить после того, как получили знание об истине, не остаётся более никакой жертвы за грехи,
27. а только вселяющее ужас ожидание Суда, яростного огня, который пожрёт врагов.
Яростного огня. См. 12:29 и ком. 

28. Тот, кто пренебрегает Торой Моше, безжалостно предаётся смерти на основании слов двух или трёх свидетелей.
29. Представьте, насколько более тяжким будет наказание для того, кто попирает Божьего Сына; кто не относится с должным почтением к крови договора, наделившей его святостью; кто оскорбляет Духа, дарующего Божье благоволение!
Божьего Сына... Духа... Божье... См. ком. к 9:14. 

30. Ибо мы знаем Того, Кто сказал: "Я несу ответственность за мщение, Я воздам ", и ещё: "Адонай будет судить Свой народ ”.
31. Страшно попасть в руки живого Бога!
Стихи 26-31. В этих стихах автор повторяет своё наставление в 6:4-8, используя более жесткие выражения и делая ударение на страхе перед Богом. В последнее время появилась тенденция заменять страх перед Богом «почтением Бога» или сводить его к минимуму, провозглашая, что любовь к Богу гораздо лучше мотивирует к правильному поведению, чем страх пред Ним. Однако подобный подход скрадывает то воздействие, которое должна оказывать перспектива грядущего суда (ст. 27, 30-31). Есть причины, по которым мы должны испытывать страх перед Богом. Есть также такое понятие как «святой страх» (11:7). «Начало мудрости - страх пред Адонаем» (Притчи 9:10).

Те, кто сознательно продолжают грешить (ст. 26), делают то, что в Торе называется «грешить с поднятой рукой», а подобные грехи левитская система жертвоприношений, предписанная Торой, искупить не может (см. Яак. 2:10-11 и ком). Представьте, насколько более тяжким будет наказание для тех, кто «с поднятой рукой» пренебрегает искупительной смертью Йешуа (ст. 29)! Это главная мысль отрывка.

Стих 26, кроме того, подчёркивает важность участия в собраниях общины (ст. 25 и ком.), хотя конкретный грех, о котором здесь идёт речь, - это пренебрежение жертвой за грех, однажды и навеки принесённой Мессией, и возложение надежд на левитскую систему, которая только предвещала жертву Мессии (см. ком. к 6:4-6, 9:11-15 и ком., 10:1-18). 

32. Вспомните прежние дни, когда, получив свет, вы выдержали тяжкое испытание страданиями,
33. подвергаясь публичному унижению и гонениям, или же преданно становясь на сторону тех, кто испытывал подобное отношение.
34. Ибо вы разделяли страдания с теми, кто находился в заточении. Кроме того, когда было расхищено ваше имущество, вы приняли это с радостью, поскольку знали, что имеете нечто лучшее и непреходящее.
35. Потому не теряйте своего мужества, которое заслуживает великой награды.
36. Ибо вы должны держаться до конца, чтобы, исполнив волю Бога, получить обещанное Им.
37. Так как: "Ещё немного, совсем немного! Приходящий придёт непременно; не опоздает .
38. А праведник жив будет доверием,
Если же поколеблется, то не будет угоден Мне
".
Как и в Рим. 1:17, автор цитирует Книгу Аввакума 2:4, чтобы перейти к рассуждению на тему доверия (веры), уже поднимавшуюся в 3:12-4:3; 6:1,12; также в ст. 22 выше. 

39. Мы же не из тех людей, которые колеблются и погибают; напротив, мы сохраняем доверие и, таким образом, спасаем собственные жизни!
Стихи 19-39. Четвёртое наставление (см. ком. к 2:1-4) состоит из трех частей: два ободряющих заверения (ст. 19-25, 32-39) обрамляют строгое предостережение (ст. 26-31).

Стихи 32-39. Мессианские евреи, к которым была обращена эта книга, столкнулись с тяжкими испытаниями и страданиями ради Евангелия (ст. 32-34). Поскольку они уже доказали однажды своё мужество, автор призывает их держаться до конца, чтобы получить обещанное Богом (ст. 36-37). Исполнить это можно не через возврат к уже знакомой системе жертвоприношений, но посредством доверия жертве Йешуа, принесённой однажды и навеки (ст. 38-39). Доверие становится центральной темой 11:1-12:4, где представлена драша .