Обучение рабочих на производстве. Положение о профессиональном обучении работников основного и вспомогательного производства ЗАО «Лиггетт-Дукат

С 1 марта 2017 года существенно изменится порядок проведения стажировки на рабочем месте.

Инструктажи на рабочем месте и стажировка на рабочем месте для многих работодателей процедуры схожие. Именно потому к стажировкам в организациях относятся не достаточно серьезно. На самом деле обе процедуры необходимы, чтобы научить сотрудника выполнять свои обязанности безопасно. И обе проводят до начала работы. В этом их схожесть. Но есть и существенные отличия. Так инструктаж с сотрудниками чаще всего занимает несколько часов. А стажировка - несколько рабочих смен. Инструктаж - это короткий теоретический курс о безопасном выполнении работы с демонстрацией практических примеров. А во время стажировки сотрудник выполняет положенные обязанности под присмотром наставника, учится на практике выполнять предстоящую работу, изучает производственно- технологические процессы.

Для кого стажировка на рабочем месте является обязательной процедурой?

Обязательной стажировка на рабочем месте по-прежнему осталась для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда. Эта обязанность закреплена за работодателем в статье 225 Трудового кодекса и п. 11.4 ГОСТа 12.0.004-2015, который вступает в силу уже 1 марта 2017 года. Например, электротехническ ий персонал, горняки, металлурги, работники нефтеперерабатыв ающей отрасли, шахтеры и т.д.

Когда нужно проводить стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку на рабочем месте для руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала нужно проводить:

При их поступлении на работу;

При переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности или выполняемой работы;

Для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) постоянного работника;

Для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

РАНЕЕ: Стажировку проводили при переводе на другую работу или при смене типа оборудования или переходе на управление другой техникой (марка машины, крана и т. п.).

Сроки проведения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года продолжительност ь стажировки определяет руководитель подразделения, в котором работает стажирующийся работник. Он учитывает уровень образования сотрудника, его квалификацию, опыт работы и другие важные факторы.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, которые имеют необходимую квалификацию и опыт, срок стажировки должен составлять от 3 до 19 рабочих смен;

Если работник рабочих профессий не имеет опыта работы и соответствующей квалификации, то срок стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, должен составлять от 1 до 6 месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяет работодатель. В зависимости от образования, подготовкой и опыта работы - от 2 недель до одного месяца.

РАНЕЕ: Согласно ГОСТ 12.0.004-90, который действует на данный момент, стажировку на рабочем месте проводят в течение первых 2-14 смен после первичного инструктажа.

Ее продолжительност ь зависит от характера работы и квалификации работника.

В документе нет разделения по срокам для руководителей, специалистов или сотрудников рабочих профессий.

Внимание! Действующий ГОСТ разрешает руководству по согласованию со службой по охране труда и профсоюзом предприятия освобождать от стажировки работника, стаж работы по специальности которых составляет не менее 3 лет, если он переходит из одного цеха в другой, а характер его работы и тип оборудования не меняется.

В новом документе этого пункта нет!

Вопрос от работодателя: Нужно ли проводить стажировку на рабочем месте с сотрудниками турфирмы, которые работают в офисе?

Ответ: Нет, не нужно. Стажировку на рабочем месте после первичного инструктажа должны обязательно проходить только сотрудники, которые будут заняты на работе с вредными или опасными условиями труда (ст. 225 ТКРФ). Офисные работники к этой категории не относятся.

Кто проводит стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку для рабочих может проводить руководитель работ, инструктор производственног о обучения или другой опытный рабочий, прошедший обучение как инструктор по охране труда и имеющий большой практический опыт.

Что касается поступающих на работу руководителей и специалистов, то с ними стажировку могут проводить вышестоящий или иной руководитель, которого своим решением назначит работодатель.

РАНЕЕ: Для проведения стажировки работодатель назначал своим приказом руководителя стажировки из числа руководящих сотрудников или специалистов.

Вопрос от работодателя: Нужно ли нам проводить стажировку на рабочем месте с сотрудником, если он переходит из одного отдела в другой?

Ответ: Вам нужно проводить стажировку с сотрудником, но только если условия труда на новом рабочем месте являются вредными или опасными (ст. 225 ТК РФ). Если то не так, то можете спокойно переводить сотрудника в другое структурное подразделение без проведения стажировки.

Как проходит стажировка на рабочем месте?

ГОСТ 12.0.004-2015, который вступает в силу с 1 марта 2017 года, прописывает для работодателя четкий регламент проведения стажировки. В нем указано, что руководитель стажировки должен: -- Составить программы стажировки и отразить в них конкретные задачи и сроки выполнения с учетом образования сотрудника, подготовки и опыта работы стажирующегося;

Ознакомить стажирующегося сотрудника со всеми работниками подразделения и условиями труда.

Во время стажировки новый сотрудник должен узнать правила внутреннего трудового распорядка, основные функции подразделении и все положенные требованиями охраны труда при выполнении работы;

В процессе стажировки ознакомить стажирующегося с пакетом документов, необходимых для работы.

В него должна обязательно входить должностная инструкция работника, положение о подразделении, внутренние нормативы и регламенты, локальные нормативные акты по охране труда и безопасности производства;

На протяжении всего срока стажировки, руководитель должен внимательно наблюдать за работой стажирующегося, контролировать и, если необходимо, корректировка его действия. После того как время стажировки окончено, руководитель должен в произвольной форме оформить отзыв о прохождении стажировки. Итоги стажировки подводит специально созданная комиссия работодателя.

Для работников рабочих профессий - квалификационная комиссия, а для руководителей и специалистов - аттестационная комиссия. Она проводит квалификационный экзамен. Форму работодатель выбирает сам. Задача членов комиссии - оценить уровень теоретической и практической подготовки стажирующегося, уровень его знаний требований охраны труда и оформить соответствующий протокол.

Внимание! В ГОСТ 12.0.004-2015 нет четких указаний на состав и численность комиссии. Рекомендуем привлекать для того не менее трех человек, рабочий стаж и опыт которых позволит выполнить возложенную на них задачу. Если члены комиссии решили, что сотрудник успешно прошел стажировку, руководитель подразделения или организации издает распоряжение о допуске стажирующегося к самостоятельной работе. Если итоги стажировки отрицательные, сотрудника нельзя допускать к самостоятельной работе. Он должен в течение одного месяца пройти повторную стажировку, после чего еще раз пройти проверку знаний требований охраны труда.

ВАЖНО!!! Если сотрудник повторно не смог пройти стажировку на рабочем месте и получил от комиссии неудовлетворител ьную оценку, организатор обучения имеет право рассмотреть вопрос о его соответствии занимаемой профессии или должности.

Какую ответственность понесет работодатель, если не проведет стажировку на рабочем месте?

Стажировка на рабочем месте - это один из видов обучения сотрудника безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда. Если работодатель допускает сотрудника к работе без проведения с ним положенной по закону стажировки, инспектор ГИТ во время проверки может наложить штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ): на должностных лиц - от 15 000 до 25 000 рублей, юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей за каждого необученного сотрудника.

Прохождение стажировки на рабочем месте – довольно частая практика , применяемая на территории РФ. В большинстве случаев такой процесс проходят молодые специалисты, имеющие только теоретические знания, или те работники, которые не знакомы со спецификой выполнения тех или иных трудовых обязанностей.

Прохождение стажировки осуществляется с соблюдением всех положенных норм Трудового кодекса и внутренних правил организации – сотрудник проходит официальное оформление, выполняет определенные действия согласно плану и получает оплату за выполнение рабочих обязанностей.

Зачем и когда нужна

Стоит отметить, что Трудовым кодексом РФ не дается как такового понятия стажировки сотрудников. Основным документом, который может определять необходимость ее проведения, является трудовой договор , заключаемый между сторонами трудовых отношений.

Работодатель вправе самостоятельно определять необходимость осуществления такого процесса, порядок проведения и сроки, в которые это будет происходить. В то же время, все правила организации не должны идти вразрез с нормативными и законодательными актами, защищающими права нанятых работников.

Основной целью проведения является получение навыков выполнения трудовых обязанностей на новом месте или участке работы для более качественной работы в дальнейшем. Кроме того, для некоторых специальностей основным направлением является получение знаний по технике безопасности и охране труда, связанных с повышенной опасностью или присутствием вредных факторов на производстве или организации.

Процесс прохождения может быть добровольным или обязательным – при обязательном перечень профессий, необходимых для ее проведения, устанавливается трудовым законодательством. Срок проведения процедуры определяется в соответствии с особенностями функционирования организации, условиями работы и имеющегося профессионального опыта сотрудника.

Нормативные акты

Нормативными актами, в соответствии с которыми определяются основные правила проведения стажировки нанятого работника, являются следующие:

  • Трудовой кодекс РФ – ;

В соответствии с законами Российской Федерации, в обязательном порядке должны проходить стажировку сотрудники таких профессий:

  1. Работники, занятые на предприятиях и организациях промышленной направленности.
  2. Сотрудники, использующие техническое оборудование.
  3. Водители общественного транспорта – к ним относятся сотрудники, занятые на автобусах, троллейбусах и трамваях.

В результате прохождения такого процесса сотрудником работодатель может сформировать представление о достаточности полученных навыков и знаний и разрешить допуск к выполнению трудовых обязанностей.

Порядок оформления сотрудника осуществляется таким образом:

Какая установлена продолжительность

Продолжительность процесса прохождения обучения существенно зависит от внутренних порядков организации и специфики выполняемой работы. В рамках установленных сроков руководитель вправе самостоятельно понимать решение о сроке окончания процесса обучения.

При этом он должен опираться на такие показатели :

  • уровень образования принятого работника;
  • квалификация сотрудника;
  • опыт работы на аналогичных должностях;
  • наличие знаний в области техники безопасности.

В среднем, если трудоустройство осуществляется на рабочую профессию или младший обслуживающий персонал при наличии определенного опыта и навыков, то длительность обучения может составлять от 3 до 19 рабочих смен .

На такие же должности в случае полного отсутствия каких-либо знаний срок стажировки может длиться и до полугода . При приеме сотрудников на должности специалистов или руководителей средний срок прохождения обучения составляет от 2 недель до одного месяца .

В связи с тем, что процесс прохождения обучения лишь косвенно регулируется законодательством, большинство работодателей практикуют оформление специального документа , который определяет все основные правила проведения такого процесса. Такой документ называется .

Обязательной (унифицированной) формы он не имеет, и каждая отдельная организация вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать его основные пункты.

  • цель проведения;
  • рабочее место работника;
  • порядок осуществления оплаты за указанный период;
  • основные документы, которые могут регламентировать деятельность принятого лица;
  • перечень должностей и профессий, по которым стажировка является обязательным.

Приказ, программа, журнал

Приказ о приеме на работу должен содержать в себе такие данные:

  • название организации или предприятия;
  • наименование самого документа или бланка;
  • дата приема сотрудника;
  • дата составления;
  • место (населенный пункт) составления;
  • основные нормативные и законодательные акты, в соответствии с которыми будет проводиться стажировка;
  • должность, на которую принимают соискателя;
  • срок периода обучения.

Одним из документов, необходимых при прохождении работником стажировки, является программа , в которой содержатся все основные понятия и принципы ее проведения. Программа в обязательном порядке должна утверждаться руководителем организации и содержать в себе такие пункты:

  • цели прохождения сотрудниками такого процесса обучения;
  • требования, предъявляемые к соискателю;
  • нормативная база для получения знаний;
  • основные положения, касающиеся определенного подразделения;
  • выполняемые мероприятия, которые направлены на освоение материала;
  • положения об отделе, где будет проходить стажировка работника;
  • система оценки полученных работником знаний;
  • минимальные сроки, в которые сотрудник может окончить стажировку при условии получения всех необходимых знаний;
  • порядок проведения контроля со стороны ответственных лиц.

Кроме таких документов руководитель должен обеспечить заведение специального журнала , в который его куратор заносит все этапы осуществления процесса и количество затраченного времени. Все отраженные этапы должны полностью совпадать с программой стажировки.

В отношении оплаты за период прохождения стажировки сотруднику стоит отметить такие нормы и правила :

Порядок прохождения

Порядок прохождения процедуры обучения на рабочем месте следующий :

  • оформление обязательной документации для приема на работу;
  • ознакомление с правилами техники безопасности;
  • ознакомление с основными обязанностями;
  • начало выполнения рабочих обязанностей под руководством куратора;
  • фиксация результатов в журнал;
  • окончание процесса стажировки;
  • вынесение руководителем решения о возможности приема на работу.

В любой организации прохождение стажировки должно завершаться составлением отчета о ней. Подобный документ составляется лицом, которое являлось стажером, и он включает в него такую информацию:

  • цели, которые достиг стажер при прохождении периода;
  • задачи, выполнить которые не удалось, и причины этого;
  • список полученных умений и знаний;
  • предложения стажера по каким-то улучшениям рабочего процесса.

Отдельно куратор оформляет характеристику работника , в конце которой делает вывод о возможности принятия его на работу. После составления таких документов работодатель делает вывод о возможности трудоустройства работника, причем он может быть принят как сразу, так и занесен в кадровый резерв.

Отличия от испытательного срока

Любой работодатель и сотрудник должен понимать, что прохождение стажировки имеет существенные отличия от испытательного срока , который на практике также часто устанавливается при приеме на работу:

  1. В течение испытательного срока договор в любое врем может быть расторгнут.
  2. Испытательный срок, как правило, более длительный, чем стажировка.
  3. Испытательный срок имеет некоторые ограничения в возможности установления некоторым категориям лиц.
  4. Испытательный срок в отличие от стажировки не является обязательным для определенных должностей.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова вошел в топ-100 Шанхайского рейтинга вузов (ARWU), поднявшись с прошлогоднего 93-го на 86-е место.
Образование

Для чего необходимо обучение работников?

Любая организация нуждается в квалифицированных кадрах. Чем выше профессионализм работника, богаче практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективнее (качественнее и быстрее) он будет выполнять свою работу. Соответственно, тем большую ценность он будет представлять для предприятия. Поэтому вполне логично предположить, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников является не тяжким бременем, которое ложится непомерным финансовым грузом на плечи работодателя, а условием успешной реализации планов, которые стоят перед организацией.

Потребности работодателя в персонале зафиксированы в штатном расписании, которое определяет численный состав предприятия. Оно также содержит перечень наименований должностей постоянных сотрудников и размеров должностных окладов.

Поэтому решение о профессиональной подготовке и повышении квалификации работников должно предваряться анализом:

Реальной потребности организации в тех или иных кадрах;

Их квалификационного уровня;

Характера производства и его оснащенности (см. Примеры 1, 2).

Пример 1

Если в текущем штатном расписании в соответствии с технологическими требованиями предусмотрено три токаря 4 разряда и эти места заполнены, то проводить профессиональную подготовку или повышение квалификации еще одному токарю третьего разряда нет необходимости. Если все же она возникла (например, увеличились объемы производства, потребовалось выполнение более сложных видов токарных работ), то в штатное расписание предварительно через приказ должны быть внесены изменения.

На предприятии в связи с частичной приостановкой деятельности производственного цеха по монтажу холодильного оборудования работодателем было принято решение о переподготовке кадров. Некоторые рабочие были направлены на обучение, в процессе которого освоили дополнительную профессию слесаря механосборочных работ, после чего были переведены с их согласия в сборочный цех. Тем самым руководство завода убило 3-х зайцев одним выстрелом:

- не потеряло квалифицированный персонал (возможно, ситуация с цехом по монтажу оборудования носит временный характер и через некоторое время производство заработает в прежнем объеме);

- решило проблему нехватки людей в сборочном цехе;

- продемонстрировало заботу о сотрудниках, повысив в их глазах свой рейтинг.

Иногда работодатель готов создать условия и выделить средства на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работника с учетом перспектив развития предприятия. Такой подход свидетельствует о том, что в организации большое внимание уделяется формированию кадрового резерва.

Планируем обучение работников

Представим себе, что на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров. С чего необходимо начинать специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала?

1. Изначально следует определить, обучение какого вида необходимо работникам.

На сегодняшний день оно существует в виде:

Подготовки новых работников (первоначального профессионального обучения лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии) (см. Пример 3),

Переподготовки (переобучения) работников (освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства) (см. Пример 4),

Повышения квалификации работников (обучения, направленного на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям) (см. Пример 5).

Пример 3

В отдел кадров завода обратился сотрудник предприятия с просьбой взять на работу сына, которому недавно исполнилось 20 лет. Вернувшись из армии, парень стеснялся пойти учиться в ПТУ, а профессию ему получать все равно надо было. Лучшим решением ситуации показалась реализация предложенной отцом идеи освоить специальность прямо на заводе, тем более система производственного обучения на предприятии была основательной. После собеседования в отделе кадров и разговора с мастером сварочного цеха парень заинтересовался работой слесаря механосборочных работ - у него с детства была склонность что-то мастерить, возиться с железками.

Молодому человеку назначили наставника, высококвалифицированного работника цеха.

В течение полугода новый работник в статусе ученика проходил профессиональную подготовку на предприятии по профессии слесарь механосборочных работ. Производственное обучение осуществлялось на рабочем месте, где парень под руководством своего инструктора набирался практического опыта. Теорию же изучал самостоятельно, иногда обращаясь за разъяснениями к инженеру.

После сдачи квалификационного экзамена ему присвоили 3 разряд по освоенной им профессии.

Пример 4

В связи с частичным перепрофилированием производства на заводе по изготовлению металлических решеток возникла потребность в сокращении численности пяти рабочих сварочного цеха. Однако в то же время в гальванический цех понадобились дополнительно 3 стропальщика. Сварщикам, подпадающим под увольнение, в отделе кадров предложили пройти переподготовку по более востребованной на предприятии профессии на базе учебно-производственного комбината «Модуль». Поскольку руководство завода было заинтересовано в сохранении проверенных кадров, оно готово было оплатить обучение своих работников, даже с учетом того, что продолжительность переподготовки с отрывом от работы превышала 1 месяц. Двое сварщиков согласились на переобучение, после которого продолжили трудовую деятельность на предприятии в новом качестве.

Пример 5

Новый заказ на изготовление оборудования для машин, используемых в геологоразведочных экспедициях, заставил технического директора завода «Политрон» провести ревизию квалификационного уровня рабочих. На профессиональное мастерство своих подчиненных он не мог жаловаться - кадры проверенные, имеющие большой стаж работы на данном производстве. Но заказ потребует применение иных видов сварочных работ, нежели те, на которые его сотрудники были аттестованы. Отделу кадров было срочно дано задание организации мероприятия по повышению квалификации сварщиков. Отобранные 4 человека (главным критерием, определяющим выбор, стал разряд - не ниже 5, образование - среднее техническое, уровень профессиональной подготовки), были направлены на прохождение дополнительного обучения и аттестации в учебном центре. После подготовки сварщики по своему уровню квалификации имели право быть допущенными до тех видов сварочных работ, которые были необходимы для изготовления заказанного оборудования.

2. После принятия решения о виде профессиональной подготовки, необходимо определиться с ее формой.

Она может быть:

Индивидуальной,

Бригадной (групповой),

Курсовой.

При индивидуальной подготовке обучаемый осваивает теоретический курс самостоятельно. Также он может воспользоваться консультациями преподавателей, в роли которых выступают соответствующие специалисты организации. Производственное обучение он проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной (групповой) форме обучающиеся объединяются в специальные группы, которые включаются в состав бригады, для овладения профессиональными навыками под руководством инструктора производственного обучения.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Ее численность должна варьироваться в пределах от 10 до 30 человек. Теоретическое обучение обычно проводится:

В учебных центрах,

Учебно-курсовых комбинатах,

На постоянно действующих курсах, организуемых министерствами и ведомствами.

Также возможно изучение теории в учреждениях начального профессионального образования по договору между предприятием и училищем за счет средств работодателя.

Освоение практики при курсовой подготовке рабочих проводится, как правило, в следующей последовательности:

На первом этапе обучение проходит в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта);

Затем формирование практических умений и навыков происходит уже непосредственно на рабочих местах, причем обучение может продолжаться в учебной группе или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего-инструктора производственного обучения.

В том случае, если необходимая учебно-материальная база отсутствует, допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

Обычно курсовая форма используется для подготовки по сложным профессиям с большим объемом теоретических знаний и выполнением различного вида работ, которыми невозможно овладеть самостоятельно на рабочем месте.

Выбор формы может зависеть от:

Условий обучения,

Сложности осваиваемого материала,

Количества обучаемых.

Пример 6

Получение знаний и освоение профессиональных навыков крановщиков, обслуживающих стреловые краны, предпочтительнее организовывать в форме курсовой подготовки. Это объясняется тем, что данная профессия предполагает освоение большого объема теории, касающейся не только знания составных частей агрегата и технологии управления им, но и техники безопасности. А формирование практических навыков должно происходить только на специально созданной для этого учебной базе. Обычно отработка умений проходит в технически оборудованных классах, где есть имитационная модель крана. Сложность и опасность профессии крановщика не позволяет изучить ее на рабочем месте, поэтому подготовка обычно происходит в лицензированных Ростехнадзором учебных центрах.

3. Следующая стадия в организации профессиональной подготовки работника - решить, где обучение будет происходить.

Подготовка может быть организована:

Непосредственно на предприятии своими силами,

В учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров,

В системе начального и среднего специального образования.

При выборе места подготовки кадров необходимо принимать во внимание:

Сложность получаемой профессии,

Продолжительность обучения,

Наличие в организации учебно-материальной базы (лабораторий, полигонов, мастерских, цехов, специально оборудованных рабочих мест, наглядных пособий),

В отдельных случаях с разрешения вышестоящих организаций допустимо создание планов и программ на самих предприятиях.

4. Планируя профессиональное обучение работника, специалист по подготовке кадров должен принимать во внимание требование законодательства в отношении регулирования труда женщин и несовершеннолетних.

Согласно статье 253 и статье 265 ТК РФ обучение для этих категорий проводится только по тем профессиям и на тех производствах, на которых разрешается применение их труда.

Например, существует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года, который запрещает применение труда лиц, моложе 18 лет, на ряде работ (в т.ч. на подземных работах, выполняемых рабочими всех профессий при производстве горных работ, строительстве метрополитенов, тоннелей и т.д.), либо содержит ограничения на применение труда несовершеннолетних (по видам работ, профессий, производств, отраслей экономики и др.). В примечании в данному документу сказано, что если в него включены профессии рабочих под общим наименованием, например, сталевар, то запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется на подручных, помощников, старших рабочих по этой профессии. Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для граждан, не моложе 17, лет при условии достижения к моменту окончания восемнадцатилетия. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие 18 лет, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах действующих санитарных норм и правил по охране труда.

5. После этого необходимо определиться со сроком обучения.

Понятно, что работодатель (учитывая проблему дефицита кадров) заинтересован в том, чтобы продолжительность обучения была минимальной, но при этом его качество оставалось на высоком уровне.

В целом, сроки профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливаются определенными нормативными документами. Так, в Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС 15 июня 1988 года № 369/92–14–147/20/18–22, который не утратил юридической силы, указаны сроки подготовки и повышения квалификации работников.

При подготовке нового работника сроки обучения не превышают:

По общему правилу - 6-ти месяцев;

По отдельным сложным профессиям - 12-ти месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то ее реализация происходит на производственно-технических курсах, где продолжительность обучения устанавливается от 3 (если подготовка проходит с отрывом от работы) до 6 месяцев. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов.

Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это должно быть отведено не менее 20 часов.

Освоение необходимых знаний и производственное обучение должны проводиться, в соответствии со статьей 203 ТК РФ, в пределах рабочего времени, установленного для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте 17 лет, согласно статье 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.).

Квалификационные экзамены

Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов - определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

Квалификационные разряды;

Для того, чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

Принимает квалификационный экзамен в организации или образовательном заведении квалификационная комиссия. Основанием для ее создания и функционирования на предприятии является приказ, подписанный руководителем, а в учебном учреждении - приказ того органа, в непосредственном подчинении которого оно находится.

Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт («Положение о квалификационной комиссии») или быть самостоятельной частью правового документа («Положение об аттестации»). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя такие пункты, как:

Количественный и персональный состав комиссии;

Ее полномочия;

Порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

Решения, принимаемые по результатам аттестации и т.п.

Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее, часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения экзаменов:

Разработку проекта положения о квалификационной комиссии;

Сбор заявлений от работников об обучении;

Ведение протокола и т.п.

Работа квалификационной комиссии

Попытаемся последовательно проследить работу квалификационной комиссии предприятия на примере рассмотрения вопроса о присвоении более высоких разрядов рабочим.

Основанием к началу ее функционирования является подача:

Заявления работником (образец заявления см. в Примере 10) и

Представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

За 2 недели до начала экзамена претенденту выдается мастером, начальником цеха наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д.

В качестве пробных работ выбирают те, которые:
- соответствуют определенным параметрам:

Уровню заявленной квалификации,

Нормам выработки, принятым в организации;

Характерны для данного предприятия;

По своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д.

Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание.

Задания рабочему должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе «Примеры работ». При этом, если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.

Решение по кандидатуре принимается по нескольким основаниям:

- по результатам устных ответов на вопросы из раздела ЕТКС «Должен знать» в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой;

Пример 8

При проведении квалификационного экзамена по присвоению разряда токарю комиссия может поинтересоваться:

- какой режим резания использовался при выполнении пробной работы;

- из какого металла сделаны сверла;

- по какому классу обрабатывались поверхности, какие инструменты и приборы применялись в процессе.

Обычно главным показателем того, что претендент профессионально подготовлен, является его умение читать чертежи. Экзаменуемый должен объяснить комиссии, какая деталь изображена на чертеже, из чего она сделана и т.п.

Учитываются также знания рабочим:

Технологии,

Маркировки применяемых материалов,

Норм расхода горючего,

Правил перемещения и складирования грузов,

Правил техники безопасности,

Правил внутреннего трудового распорядка, а также

Иного необходимого теоретического материала.

- по качеству выполнения квалификационной (пробной) работы;

- с учетом характеристики мастера, который дает оценку по следующим параметрам:

Выполнялась ли норма выработки,

Как овладел экзаменуемый умениями и навыками,

Насколько быстро и точно выполняет рабочие приемы по обслуживанию машин, агрегатов и т.д.

Квалификационный экзамен считается несданным:

Если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой;

Если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;

Если был допущен брак по вине экзаменуемого;

Если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.

Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.

Результаты экзамена и решение комиссии заносятся в заключение (см. Пример 16) и протокол (см. Пример 11). Отделом кадров подготавливается проект приказа о присвоении разряда (см. Пример 12), и после его подписания руководителем организации вносится запись в трудовую книжку (см. Пример 13).

Аттестуем стропальщиков

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по некоторым профессиям возможна, по общему правилу, только в специальных учебных комбинатах, образовательных учреждениях.

Речь идет о выполнении работ, относящихся к категории особо опасных (их выполняют сварщики, стропальщики, крановщики и т.д.).

Допустимо профессиональное обучение по таким профессиям и на предприятии, но только в том случае, если оно получило лицензию Ростехнадзора. Для работодателя такая форма подготовки и переподготовки является предпочтительной, поскольку она менее затратна в финансовом и временном планах.

Так, на некоторых заводах обучение стропальщиков проводится своими силами при наличии всех необходимых для этого условий, а именно:

Лицензии Ростехнадзора;

Аттестованных Ростехнадзором преподавателей;

Учебно-производственной базы для проведения занятий (классов, действующей модели крана, наглядных пособий и др.);

Утвержденных учебных планов и программ и т.п.

Занятия проводятся в группе, которая формируется исходя из потребностей предприятия в данной категории работников с одной стороны, и желания самих рабочих получить дополнительную специальность с другой. Обычно численность группы не превышает 10 - 15 человек.

Перед началом обучения на предприятии издается приказ, где указываются сроки теоретической и практической подготовки стропальщиков (обычно освоение профессии происходит в течение одного месяца с отрывом от работы, причем, на теорию отводится где-то порядка 2 недель) и назначается мастер по практическому обучению и стажировке - лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

На каждого работника в период практики заполняется стажировочный лист, в котором указываются время стажировки по программе, ее содержание (тема каждого занятия), оценка. По окончании стажировки лист подписывается инструктором, который проводил обучение, и главным инженером.

Профессиональная подготовка стропальщиков заканчивается сдачей экзамена, на котором в обязательном порядке должен присутствовать представитель Ростехнадзора.

По результатам экзамена комиссия оформляет протокол (см. Пример 14).

Стропальщику, успешно прошедшему обучение, выдается удостоверение установленного образца.

Переводим или присваиваем разряд?

Присвоение разряда с юридической точки зрения может быть как переводом, так им и не являться.

Согласно статье 72 ТК РФ переводом считается:

Изменение трудовой функции или

Изменение существенных условий трудового договора.

Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит - это, с юридической точки зрения, является переводом. Для того, чтобы подтвердить данную мысль, проведем сравнительный анализ характеристик работ продавца непродовольственных товаров четвертого и пятого разрядов, данных в ЕТКС (см. Таблицу 1), а также токаря третьего и четвертого разрядов (см. Таблицу 2). Таким образом, сравнивая содержание работ по одной и той же профессии, но с разным уровнем квалификации, мы видим, что оно не идентично.

Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели.

Пример 9

Руководство завода по изготовлению мельничного оборудования запланировало в течение 10 месяцев разработать и запустить в массовое производство улучшенные модели мини-мельниц. Поскольку реализация данного проекта предполагала освоение более сложных и точных видов работ, то перед специалистами отдела персонала была поставлена задача по организации дополнительного обучения кадров, непосредственно принимающих участие в изготовлении нового оборудования. В установленные сроки рабочие прошли необходимую профессиональную подготовку, однако в течение еще полугода они продолжали выполнять тот объем и характер работ, который у них был до обучения.

С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случаев трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением.

Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, то узнаем, что «если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись». Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации - «Установлена вторая профессия «Электросварщик» с присвоением 3 разряда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой «Присвоен». В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225, требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод.

В трудовом законодательстве понятие стажировка не раскрывается. В иных же нормативных актах под стажировкой понимается один из видов образования в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки (п. 1 Рекомендаций по организации и проведению стажировки специалистов к Письму Госкомвуза РФ от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10). То есть стажировка предполагает обучение без отрыва от производства, как правило, под руководством наставника.

В ряде отраслей стажировка прямо предусмотрена законодательством. Так, на работу можно принять:

  • стажера адвоката (ст. 28 Закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ);
  • стажера нотариуса (ст. 19 «Основ законодательства РФ о нотариате» , утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1);
  • стажера - помощника арбитражного управляющего (п. 3 ст. 20.1 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ , Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2012 N 799).

Кроме того, стажировка обязательна для лиц, впервые принимаемых на работу на должность , а также имевших перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года (п. 13 Порядка , утв. Приказом Минтранса от 11.03.2016 N 59).

В свою очередь ТК РФ предписывает работодателям стажировать работников, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, с целью обучить их безопасным методам и приемам выполнения работ (ст. 225 ТК РФ , п. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда , утв. Постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 N 1/29).

Вместе с тем, любой работодатель по собственной инициативе может принять к себе на работу сотрудника-стажера. При этом на него будут распространяться все гарантии, предусмотренные ТК РФ.

Оформление стажера

Сначала нужно прописать должность стажера в штатном расписании. Список документов, которые он должен будет вам предоставить для трудоустройства, будет таким же, как и для обычных работников (копии паспорта, диплома, трудовая книжка и др.).

Работодатель вправе оформить срочный трудовой договор с работником на период стажировки. Поскольку одним из оснований заключения срочного договора является выполнение работ, связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным образованием в форме стажировки (ст. 59 ТК РФ). Однако некоторые инспекторы по труду считают, что данная норма применима, только если прохождение стажировки является для работника обязательным.

Стажеру, как и любому вновь принятому работнику, может быть установлен испытательный срок.

Также работодателю нужно будет составить приказ о приеме на работу стажера и приказ о назначении наставника. Именно он составит заключение по итогам стажировки. Если по результатам стажировки сотрудника-стажера решат взять на работу в качестве специалиста, то с ним нужно будет либо заключить новый трудовой договор, либо оформить ему перевод, составив допсоглашение к уже действующему трудовому договору.

Самое лучшее обучение – это получение практического опыта. В условиях работы такой период, когда теоретические знания и умения «обкатываются» на практике, получил название «стажировка».

  • Обязательна ли она для каждого сотрудника?
  • Как правильно оформить этот процесс работодателю?
  • Можно ли уволить работника по неудовлетворительным результатам стажировки?
  • Платить или не платить заработную плату за этот период?

Многие участники трудовых отношений смешивают понятие стажировки с испытательным сроком, первичным инструктажем. Нюансов множество, их нужно прояснять.

Для чего проводится стажировка?

Основной смысл стажировки в том, что сотрудник обучается прямо в процессе своей производственной деятельности. Такой период, когда одновременно происходит и учеба, и деятельность, помогает работнику практически овладеть трудовыми навыками в новых для него условиях. Чаще всего необходимость стажировки очевидна в следующих ситуациях.

  1. Первое трудоустройство. Вчерашний студент получил теоретическую подготовку по специальности, но ему, безусловно, недостает практических умений из-за отсутствия опыта. Под руководством опытного наставника в реальных условиях труда практическое обучение пройдет быстро и эффективно.
  2. Вредные и опасные условия. Если человек приступает к работе с такими условиями труда, то ему необходим период присмотра умудренных опытом кураторов, которые помогут ему сориентироваться и избежать возможных случаев производственных травм и вреда здоровью.
  3. Изменение рабочего места . Если человек не поменял работодателя, а всего лишь должность, например, перешел в другое подразделение, получил другие обязанности или даже ушел на повышение, ему понадобится время, чтобы вникнуть в новые условия труда. Эту возможность даст стажировка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Стажировка необходима при любой ситуации, когда человек приступает к новой работе, вне зависимости от его опыта и теоретической подготовки.

Что говорит о стажировке закон

Положения о стажировке сотрудников закреплены в Трудовом Кодексе РФ и сопутствующих документах. В нормативных актах изложен регламент стажировки, а также категории работников, для которых этот процесс является обязательным, вплоть до ответственности работодателя. Порядок стажировки определен в таких законодательных актах:

  • ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации;
  • Постановление №1-29 Министерства образования от 13 января 2003 года;
  • Приказ №37 Ростехнадзора от 29 января 2007 года;
  • ГОСТ 12.0.004-90 п. 7.2.4;
  • Письмо РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.

Положительные моменты стажировки для обеих сторон

Практическая деятельность под руководством более опытного специалиста несет большую пользу для обеих сторон трудового процесса. Благодаря стажировке сотрудник :

  • приобретает или совершенствует практические трудовые навыки по своей специальности;
  • может оценить себя в контексте новых трудовых условий;
  • уточняет круг своих непосредственных обязанностей и требований к ним;
  • вливается в коллектив, начинает строить отношения с коллегами, начальством или подчиненными;
  • мягко адаптируется к новым условиям труда, графику, рабочему месту, требованиям распорядка и дисциплины.

Плюсы стажировки для работодателя :

  • соблюдение законодательства в части требований о создании безопасных условий труда;
  • повышение эффективности сотрудника путем подкрепления теоретической подготовки практическими умениями;
  • повышение уровня подготовки и квалификации сотрудников, а значит, и их производительности труда;
  • снижение рисков причинения вреда здоровью на производстве;
  • непосредственное знакомство со стилем работы сотрудника, выработка стратегии руководства.

ВНИМАНИЕ! Отрицательным моментом стажировки может быть только ее неправильная организация, когда нарушаются права работника либо процесс проводится с нарушениями, а значит, неэффективно.

Для кого стажировка неминуема

Закон говорит об обязательной стажировке для определенных категорий людей, только приступающих к работе. К ним относятся:

  • молодые специалисты;
  • сотрудники, пришедшие трудиться во вредных и/или опасных условиях;
  • операторы технологических и/или промышленных установок;
  • водители общественного транспорта (маршрутных такси, троллейбусов, трамваев, автобусов).

ВАЖНО! Для других категорий сотрудников стажировка должна проводиться в соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ, которая говорит о необходимости обеспечения работодателем обучения безопасным трудовым приемам и организации на рабочем месте инструктажа по охране труда и стажировки. Многие работодатели считают, что в других случаях стажировка не обязательна, хотя это не так. Закон позволяет лишь сократить время на обучение.

Сколько времени стажироваться

Закон не дает точного регламента сроков стажировки. Этот период устанавливается внутренними правилами предприятия для конкретных должностей и категорий сотрудников. Минимальное время, которое следует поработать вновь поступившему под наблюдением наставника, составляет 2 рабочие смены. Верхний предел стажировки – 15 рабочих дней.

Документальная организация стажировки

Для юридически грамотного оформления стажировки работодатель должен позаботиться о своевременном оформлении таких документов:

  • положении о прохождении стажировки, разработанное и утвержденное на предприятии;
  • программы по стажировке для различных специальностей и квалификаций;
  • приказ о взятии на стажировку;
  • приказ о том, что стажировка пройдена и сотрудника можно допустить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей.

Особенности программы

Программа прохождения стажировки индивидуальна для каждой категории сотрудников, должности, специальности, квалификации. Она разрабатывается руководителем стажировки (наставником, назначенным приказом) и утверждается начальством. В содержание программы обязательно входят такие пункты:

  • цель проведения стажировки;
  • требования, предъявляемые к стажеру;
  • названия документации, которую он должен изучить;
  • обязанности, которые будет выполнять стажер, его должностная инструкция;
  • комплекс обучающих мероприятий: знакомство с рабочим местом, территорией организации, изучение рабочих процессов (по компетенциям) и т.п.;
  • обеспечение овладением практическими навыками (с учетом охраны труда);
  • испытание по результатам стажировки.

На каждый этап должно быть запланировано определенное время (в часах или сменах), которое при необходимости можно корректировать.

Порядок прохождения стажировки

  1. Заключение трудового договора: срочного со студентом-стажером, обычного с оговоркой о прохождении стажировки для переведенного или вновь принятого сотрудника.
  2. Проведение первичного инструктажа о технике безопасности и охране труда (с фиксацией его прохождения в соответствующем журнале).
  3. Назначение наставника-куратора: опытного сотрудника, наблюдающего и производящего обучение практическим навыкам.
  4. Непосредственно стажировка - работа под наблюдением и руководством наставника.
  5. Испытание по итогам стажировки: проверка эффективности может быть в форме экзамена, зачета, опроса, оценки результатов работы или иной, предусмотренной внутренним Положением о стажировке и ее программой для конкретной должности.
  6. Допуск к постоянной самостоятельной работе на общих основаниях, выдача удостоверения о прохождении стажировки.

Подводные камни стажировки

Самый сложный момент для стажеров, не знающих полностью своих прав, заключается в том, что недобросовестный работодатель может попытаться воспользоваться их бесплатным трудом, не заплатив за период стажировки и уволив по ее окончании.

ТК РФ ясно утверждает, что период стажировки должен быть полностью оплачен, более того, дополнительной оплате подлежит и наставническая деятельность.

Обжаловать такую ситуацию можно в комиссии по трудовым спорам, профсоюзной организации или обращаться в государственные инстанции, например, в трудовую инспекцию.