Непосредственное участие в политике. Политическое участие

121. Политическое участие - это действия гражданина с це­лью повлиять на разработку, принятие и реализацию госу­дарственных решений, выбор представителей в институты власти.

122. Объем возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, професси­ональной деятельностью. Вторую группу составляют рядо вые граждане. Проявляя активность, они, как правило, до­бровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рас­сматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое уча­стие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя груп­пами.

123. Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политичес­кому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно быва­ет прямым (непосредственным) и представительным (опосре­дованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, по­сещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в по­литических партиях и пр. Опосредованное участие осуще­ствляется через избранных представителей (от партий, дви­жений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними не­официальные контакты. Обозначенные действия называют­ся видами (или формами) политического участия. Им соот­ветствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. К этому вопросу мы вернемся позже, а сейчас подчеркнем, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие. Во-вторых, участие преимущественно осуществляется добро­вольно. Это не обязанность, какой является уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действи­тельным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реаль­ного выбора, альтернативы.

124. Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, назы­вается автономным участием. Его противоположностью яв­ляется участие мобилизованное, имеющее принудительный


125. характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санк­ций граждане были обязаны участвовать в праздничных де­монстрациях, чтобы показать всенародное единство и одоб­рение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных поли­тических режимах, а автономное - в режимах демократиче­ских. «Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - полити­ческое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давле­ние на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с пети­циями, письмами, заявлениями в соответствующие инстан­ции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов. Иногда предпринимают и различные акции протеста: забас­товки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.

126. Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному во­влекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.

1. Личность активиста. Для нее характерна высокая по­
литическая активность, постоянный интерес к политичес­
ким проблемам и информированность о них. Это может быть
член политической партии, участник движения, по своей
воле включенный в политическую деятельность. К активис­
там относятся также многие профессиональные политики и
лидеры политических партий.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в по­
литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор­
мирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует
лишь в выборах и отдельных политических акциях.

3. Личность политического наблюдателя с различным
уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к
политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным от­
ношением к политике.

5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным
отношением к своему участию в политике, не интересую­
щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко­
нечно же, не является субъектом политики.

127. Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.

128. 9-Л. Н. Боголюбов. 11 кл


129. Политическая компетентность напрямую связана с обра­зованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень дохо­дов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются со­циально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), со­циальной и политической идентичности (отождествлении се­бя с определенной социальной группой, партией, движени­ем). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По ме­ре удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности че­ловека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовле­творенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно вклю­чение в политику большинства российских граждан проис­ходит под лозунгами повышения жизненного уровня, соци­альной защиты, борьбы с преступностью.

130. Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно вли­яющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсут­ствия желаемых результатов. Уклонение от политики неред­ко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социаль­ной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», ко­торые позволяли ему ориентироваться в «политическом мо­ре». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому че­ловеку.

131. . На рубеже 60-70-х гг. XX столетия в странах Запад-* ной Европы были реализованы программы для при-! влечения в политику пассивных слоев населения. Ре­зультаты оказались неожиданными: «новобранцы» про­явили крайне консервативные позиции, чем вызва­ли поворот демократического политического процесса «вправо».


132. Следует отметить, что степень активности и эффектив­ность политического участия во многом зависят от полити­ческой культуры.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом - свободное и сознательное.

Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:

1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от "открытого" политического поведения к "закрытому"- политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

1) неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

2) политической включенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

3) политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

4) политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С. 217).

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы. Для третьих участие в политике - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия для политического участия.

Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особенно политической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.

В истории буржуазной демократии впервые право: участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции 194б г. и Италии 1947 г. Однако на практике в западных странах право участия в основном сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров и дискуссиях. Такое ограничение участия в 60 - 70-е гг. обострило внимание к этой проблеме, выразившееся вначале через протест молодежи, студенчества; а затем и других слоев населения, выдвинувших в качестве одного из основных требований демократического движения подлинное участие всех и каждого в решении судеб общества и своей собственной судьбы. Термин "участие" приобрел чрезвычайную популярность в политическом языке и политической идеологии, а затем и политической науке Запада (Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С.172). Обострившийся массовый интерес к проблеме участия и само управленческим началам в дальнейшей демократизации общественной, жизни был обусловлен, с одной стороны, неудовлетворенностью буржуазно-демократическим строем, его бюрократизацией, усиливающимся отчуждением буржуазных политических партий от рядовых членов и избирателей, растущей профессиональной специализацией и технократизацией управления. С другой - возрастанием количества свободного времени, повышением культурно-образовательного уровня населения, улучшением материального благосостояния. В этих условиях все более значимыми становятся чувства самоуважения, стремления к реализации эстетических и интеллектуальных потребностей, а также политических запросов, выражающихся в стремлении быть сопричастным к политической жизни страны, региона; города.

Осознав важность этих процессов, в решение проблемы участия включились не только социалистические, социал-демократические, но и частично либеральные и консервативные партии. И либералы, и консерваторы поняли, что стабильности капиталистической системы угрожают как излишняя вовлеченность в политику населения, так и длительное отчуждение от политики. Различия в их позициях в отношении данной проблемы в том, что консерваторы боятся угрозы "чрезмерного" участия, которое, по их мнению, может привести к нарушениям порядка в обществе, либералы же - последствий неучастия. Неучастие, доказывают либералы, препятствует восприятию ценностей демократии, усвоению правил дискуссий, переговоров и компромиссов. Это способствует развитию чувства бесполезности и неосведомленности, политического цинизма и отчужденности. В определенных условиях из среды пассивных выходят деятели экстремистских движений различного толка.

И либералы, и консерваторы выступают против всех форм протеста, которые выходят за рамки установленных политических правил (бойкотов, захватов учреждений и пустующих квартир, отказов от военной регистрации и других требований государственных органов и частных предприятий). Основное внимание они концентрируют на участии в избирательных кампаниях, считая, что в демократических обществах именно избирательные кампании дают возможность народу участвовать в отборе политических лидеров и принятии тех или иных курсов государственной политики.

В Беларуси в годы, предшествовавшие событиям октября 1917 г., и в первые годы советской власти наблюдалось участие части населения в политической деятельности на плюралистической идеологической основе. Однако в процессе формирования командно-административной системы и тоталитарного режима, стремившихся превратить человека в "винтик" существующей политической системы, вместе с инакомыслием жестоко преследовалась и альтернативная политическая деятельность. Тем самым осуществлялось отчуждение от политики миллионов граждан страны.

Основной задачей политической деятельности в эти годы было сохранение и закрепление господствующего режима. Вследствие этого политическое участие стало носить формальный, имитационный характер. При наличии огромной массы "общественников" они не оказали существенного влияния на принятие политических решений. Политическая деятельность в существовавших формах для большинства ее участников была условием занятия служебных должностей, ибо в характеристиках, необходимых при служебных назначениях, наряду с указанием политической благонадежности обязательно отмечалась общественно-политическая активность.

Политическое участие для многих являлось своеобразной страховкой от неприятностей или навязанной им обязанностью. Вместе с тем нельзя отрицать и тот факт, что значительная часть участников общественно-политической работы занималась ею, стремясь удовлетворить свои политические потребности, и верила в то, что этим самым она приносит пользу обществу, государству.

Психология "винтика", "маленького человека", не осознавшего своей политической роли, сохранилась и до настоящего времени и обусловливает наличие большой массы политически пассивных людей. Политической апатии способствуют также утрата социального оптимизма и политических ориентиров, сомнения в успехе начатых реформ, неразвитость демократических традиций, коррумпированность государственных чиновников, их всевластие и произвол в отношении рядовых граждан, бессилие простых людей перед властью, невозможность защитить свои интересы.

Наряду с большим отрядом "пассивных" есть категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением политических интересов в лучшую сторону изменить существующие порядки. Надо полагать, что число их будет возрастать. Этому могут способствовать два диаметрально противоположных фактора: доведение социально-экономического положения трудящихся до крайне низкого уровня или улучшение их положения при одновременном становлении гражданского общества и повышении политической культуры населения.

Человек в политической жизни

Вспомните:

в чем особенности каждого из субъектов политики? Ко­го мы называем политической элитой? Что представля­ет собой политическое сознание и политическое поведе­ние?

Вам известно, что в современном обществе человек явля­ется основным субъектом политики. В российской полити­ческой практике вплоть до 90-х гг. XX в. рядовой гражда­нин не признавался самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В этой роли выступали обычно «народные массы», социальные группы и объедине­ния граждан. Личность могла участвовать в политической жизни лишь в качестве одного из представителей официаль­ных структур. Сегодня каждый россиянин, как и гражда­нин любой демократической страны, имеет возможность ак­тивно включиться в политическую жизнь. Однако участие в политике и воздействие на политику - явления несовпада­ющие. Далеко не всегда активные действия эффективны и созидательны. Здесь многое зависит от содержания и фор­мы участия, от политической культуры человека. Проблемы политического участия и политической культуры являются основным предметом рассмотрения в данном параграфе.


Политическое участие - это действия гражданина с це­лью повлиять на разработку, принятие и реализацию госу­дарственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объем возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, професси­ональной деятельностью. Вторую группу составляют рядо вые граждане. Проявляя активность, они, как правило, до­бровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рас­сматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое уча­стие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя груп­пами.

Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политичес­кому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно быва­ет прямым (непосредственным) и представительным (опосре­дованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, по­сещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в по­литических партиях и пр. Опосредованное участие осуще­ствляется через избранных представителей (от партий, дви­жений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними не­официальные контакты. Обозначенные действия называют­ся видами (или формами) политического участия. Им соот­ветствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. К этому вопросу мы вернемся позже, а сейчас подчеркнем, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие. Во-вторых, участие преимущественно осуществляется добро­вольно. Это не обязанность, какой является уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действи­тельным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реаль­ного выбора, альтернативы.



Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, назы­вается автономным участием. Его противоположностью яв­ляется участие мобилизованное, имеющее принудительный


характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санк­ций граждане были обязаны участвовать в праздничных де­монстрациях, чтобы показать всенародное единство и одоб­рение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных поли­тических режимах, а автономное - в режимах демократиче­ских. «Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - полити­ческое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давле­ние на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с пети­циями, письмами, заявлениями в соответствующие инстан­ции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов. Иногда предпринимают и различные акции протеста: забас­товки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному во­влекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.

1. Личность активиста. Для нее характерна высокая по­
литическая активность, постоянный интерес к политичес­
ким проблемам и информированность о них. Это может быть
член политической партии, участник движения, по своей
воле включенный в политическую деятельность. К активис­
там относятся также многие профессиональные политики и
лидеры политических партий.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в по­
литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор­
мирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует
лишь в выборах и отдельных политических акциях.

3. Личность политического наблюдателя с различным
уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к
политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным от­
ношением к политике.

5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным
отношением к своему участию в политике, не интересую­
щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко­
нечно же, не является субъектом политики.

Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.

9-Л. Н. Боголюбов. 11 кл


Политическая компетентность напрямую связана с обра­зованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень дохо­дов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются со­циально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), со­циальной и политической идентичности (отождествлении се­бя с определенной социальной группой, партией, движени­ем). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По ме­ре удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности че­ловека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовле­творенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно вклю­чение в политику большинства российских граждан проис­ходит под лозунгами повышения жизненного уровня, соци­альной защиты, борьбы с преступностью.

Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно вли­яющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсут­ствия желаемых результатов. Уклонение от политики неред­ко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социаль­ной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», ко­торые позволяли ему ориентироваться в «политическом мо­ре». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому че­ловеку.

На рубеже 60-70-х гг. XX столетия в странах Запад-* ной Европы были реализованы программы для при-! влечения в политику пассивных слоев населения. Ре­зультаты оказались неожиданными: «новобранцы» про­явили крайне консервативные позиции, чем вызва­ли поворот демократического политического процесса «вправо».


Следует отметить, что степень активности и эффектив­ность политического участия во многом зависят от полити­ческой культуры.

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования.

Пояснение.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие - это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования. Во-вторых, политическое участие - это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги»: если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием. Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т. д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); индивидуальным и коллективным; постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т. д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов, требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления, объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства - да, верно.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления - да, верно.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений - да, верно.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования - нет, неверно.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования - нет, неверно.

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным.

Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом -- свободное и сознательное.

Американский политолог А. Марш разделил политическое участие на две основные формы: конвенциональное и неконвенциональное (протестное), выделив следующие его типы: пассивное, конформистское, реформистское и активистское .

Конвенциональное участие - форма политического участия, характеризующаяся соответствием политической деятельности нормам политической системы.

Неконвенциональное участие - форма политического участия, характеризующаяся несоответствием политической деятельности существующим в политической системе нормам (несанкционированные митинги, демонстрации, бойкоты, голодовки, захват помещений, заложников и т. п.).

Пассивное участие характеризуется сохранением интереса к политической информации и полной политической апатией.

Конформистское участие характеризуется поддержкой существующей политической системы и ее решений и действий «по привычке», безотносительно к собственным интересам, в силу того, что так поступает большинство граждан.

Реформистское и активистское участие - формы протестного поведения. Различия между ними заключаются в выборе целей и методов действий. Реформистское участие ставит своей целью постепенное улучшение политической системы и влияние на власть с целью реализации своих интересов. Активистское участие носит более радикальный характер и ориентировано на качественные изменения в политической системе. По методам политической деятельности оно может относиться как к конвенциональной, так и неконвенциональной форме политического участия.

Политическое участие часто подразделяют на автономное и мобилизационное.

Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы, и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики.

Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Социальные факторы влияют на характер политического участия. Так, А. Марш указывает, что женщины демонстрируют большую склонность к протестному поведению, чем мужчины. На политическую активность влияет образование, по мере роста которого возрастает политическая активность. Возраст также связан с выбором форм политического участия. Молодые в большей степени склонны к радикальным формам политического участия, а в зрелом возрасте наблюдается конформистское поведение .

Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым).

Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие -- это воздействие гражданина на власть без посредников.

Оно проявляется в следующих формах:

  • -- реакция граждан (положительная или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;
  • -- периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
  • -- участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях;
  • -- воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;
  • -- прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и пр.);
  • -- деятельность политических лидеров. Обозначенные формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки его собственным.

Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, оказывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть. (Объясните почему.) Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение. Не меньшую эффективность могут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей, врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, ухудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав народных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах -- дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populus -- народ) -- это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

К выборам близко примыкают референдумы -- голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ. Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти). Тем не менее оно всегда направлено, как мы выяснили, на то, чтобы сделать что-то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного органа) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей). К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом, укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Например, неявка на выборы может сорвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. Граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь многое зависит от того, рациональны ли политические действия или иррациональны. Первое -- это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе -- действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.), впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм. Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если его участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм. Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому -- гражданское согласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры .

Формы участия в политической жизни:

  • 1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия -- деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия -- гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);
  • 2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);
  • 3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);
  • 4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов; 5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от "открытого" политического поведения к "закрытому"-- политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.