Музыкальные произведения о русских святых. О музыке, живописи, театре

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Кудымкара

Урок музыки во 2 классе

Тема: «Святые земли русской»

Разработала:

учитель музыки

Распопова Наталья

Геннадьевна


Преподобный Сергий Радонежски й

Народные

песнопения


Преподобный Сергий Радонежский - это имя является одним из самых заветных и святых для сердца русского человека. Преподобными называли людей особенных, которые прожили жизнь в вере и сильной любви к Богу, были честными, справедливыми, добрыми и милосердными. Эти люди как бы подобны Богу. Жизнь Сергия Радонежского полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви.


Родился Сергий Радонежский в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Современные ученые называют дату его рождения 3 мая 1314 год. В возрасте 7 лет его отдали обучаться грамоте в церковной школе. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась, он отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и он стал горячо молиться Богу, чтобы Он помог ему.



Около 1328 году Варфоломей вместе с семьей переехал в город Радонеж.

После смерти родителе Варфоломей ушел и принялся строить церковь в лесу. Почти два года он жил один в лесу. Оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия .

К нему часто приходил дикий медведь, и Сергий Радонежский делился с ним последним куском хлеба. Зверь не трогал его, это было настоящее чудо.



Преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примерял между собой.

За смирение, молитву и доброту Бог наделил Сергия Радонежского даром творить чудеса. Когда у монахов кончилась вода, он помолился Богу, и в лесу забил святой источник. С помощью воды из этого источника люди стали исцеляться от своих болезней.


Слава про Радонежского чудотворца облетела всю землю. Церковь, которую строил Сергий, превратилась со временем в огромный монастырь-крепость. Сейчас он называется Троице-Сергиева Лавра.

За всю его биографию было совершено множество чудес, исцелений. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.


В.О. Ключевский

Прошли века, и там, где прежде

Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Где мощи Сергия святые

Нетленно в раке почиют.

Он отвращал молитвой беды

И в грозный час у Бога сил

Дар силы, славы и победы

Стране любимой испросил.

Толпы несчетные народа

К святыням дивным на поклон

Сюда приходят год от года

Со всех концов, со всех сторон.


«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

  1. Историческая, музыкально-патриотическая тема.
  2. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
  3. Контраст образов - русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев - в музыке Прокофьева;
  4. Знакомство с жанром кантаты.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле», «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский» (слушание);
  2. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в котором ты живёшь» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
  2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» - так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской.

В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда находились великие герои, ведущие народ на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

«Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет.
На том стоит, и стоять будет русская земля!»

Александр Невский

Перелистаем страницы русской истории

Итак, начало XIII в. Русь задыхается под татаро-монгольским игом. Вся южная часть Русского государства изнемогает от жестокости завоевателей. А с севера новая беда – шведы да немцы.

В 1240 г. Князь Александр Ярославич наголову разбил отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, и победитель получил за это прозвище Невский. О том в народе даже песни складывают.

«А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке. На большой воде.
Там рубились в войске воинском
За великую землю Русскую.
За собою войско вёл Александр.
Были силы в войске богатырские,
Как налево махнут – станет улица,
А направо махнут – переулочек.
Не уступим мы землю Русскую,
Кто придёт на Русь, будет побеждён!»

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй».

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самого гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» О. Тихомиров.

Русские войска, сражаясь, загнали врагов на лёд Чудского озера, лёд проломился, и тяжёлые доспехи увлекли захватчиков под воду.

Художники и композиторы воплотили облик героического князя и его подвиг в своих картинах и в музыке.

Живопись

На картине П. Д. Корина «Александр Невский» князь изображён во всю высоту полотна, опираясь обеими руками на огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы возвышается над нами, это придаёт образу особое величие. Полководец изображён в боевых доспехах – в кованом шлеме, в стальной кольчуге, рукавицах, наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного знамени с ликом Спасителя. Князь Александр Невский грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча погибнет!»

На дальнем плане, за фигурой князя, мы видим белоснежные церкви Великого Новгорода. Отражение русского города в картине символизирует Великую Русь.

Звуки музыки

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал кантату к художественному фильму под названием «Александр Невский», в котором показывают битву на Чудском озере.

Именно кантатой, то есть музыкальным произведением для пения, а не сюитой из музыки к фильму назвал своё сочинение Сергей Сергеевич Прокофьев.

Почти 300 лет назад появилась многоголосая бытовая песня – «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пение» и созвучно итальянскому слову «кантаре», что означает «петь».
Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Канты посвящались разным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость. При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю победы.
Кантата – это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

На сцене не будет декораций. Займут свои места оркестранты во фраках, выйдет и построится хор - чёткие ряды женщин в длинных платьях и мужчин в чёрных костюмах. Дирижёр подаст знак - и линия белых листков прочертит эти стройные ряды: хористы приготовят ноты. Но начнётся музыка - и всё исчезнет. Перед нами встанет измученная, разорённая монголами Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом.

«Вставайте, люди русские!
На славный бой, на смертный бой!»

Мощно и грозно звучит призыв; то низко, рокочуще, то высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились вместе, будто идущие из разных мест ополченцы собрались в единую могучую рать:

«Вставайте, люди честные,
За нашу землю русскую!»

Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора).

  1. Есть ли в этом хоре инструментальное вступление?
  2. Какой музыкальный инструмент звучит во вступлении? (Колокол.)
  3. Каков характер звучания колокола? (Тревожный, призывный, беспокойный.)
  4. Какой характер звучания хора? (Энергичный, смелый, напряжённый.)

У композитора в нотном тексте имеется указание: «решительно, мужественно».

  1. Какой хор звучал в этом отрывке – мужской, женский, детский или смешанный? (Смешанный – слышны были мужские и женские голоса.)
  2. Кто ещё, кроме смешанного хора, исполнял этот отрывок? (Симфонический оркестр.)
  3. В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.)
  4. В каком темпе звучит отрывок? (В быстром.)
  5. Какому музыкальному жанру близок этот отрывок? (Маршу.)

Вы послушали начальный отрывок. А теперь послушайте полностью хор «Вставайте, люди русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится ли характер музыки, кто её будет исполнять? Вернётся ли в конце музыкальная тема начала?

Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (полностью).

  1. Отличалась ли по своему звучанию средняя часть хора? (Да.)
  2. Какой был характер в этой части? (Распевный, плавный, мягкий.)
  3. Кто исполнял среднюю часть? (Женский хор и симфонический оркестр.)

Послушайте текст, который поёт женский хор. Широко и плавно разлилась вдруг мелодия, зазвенела прекрасная высоким, чистым звоном.

«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»

И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди русские!» Теперь уже поёт весь хор, и женщины, и мужчины, - ещё мощнее, и уже совсем грозно зазвучала песни, сзывая всех на битву с врагом.

«На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь.»

  1. Почему среднюю часть произведения с этими словами поёт именно женский хор? (Создаётся впечатление, что женщины провожают своих мужей на борьбу с врагом или, что сама Русь просит подмоги у защитников.)
  2. Повторялась ли в конце начальная тема хора? (Да.)
  3. Каков характер финала произведения? (Возвышенный, мощный, торжественный.)
  4. Сколько частей было в хоре «Вставайте, люди русские!»? (Три части.)
  5. Каким словом в музыке называется повторение? (Реприза)

А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в самые первые дни Великой Отечественной войны, когда не было и не могло ещё быть песен, зовущих на правое и святое дело - на битву с фашизмом (а как нужны были также песни сразу же, сейчас же!), когда не была ещё создана прекрасная и суровая песня-призыв «Вставай, страна огромная!»,- в эти самые первые дни по радио во всех уголках нашей страны звучал именно этот хор из кантаты Сергея Прокофьева.

«Вставайте, люди русские, на великий бой с захватчиками нашей Родины, за нашу землю», - сзывала советских людей мужественная песня. И могучая, жизнеутверждающая энергия, заключённая в музыке, вселяла уверенность, рождала волю к победе.

Но вернёмся снова к кантате.

В музыке кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев создал не только русские героические образы, но и образы захватчиков.

…Мглистый, туманный рассвет над ледяным полем. Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей. К засевшим в засаде русским войскам приближается непобедимый доселе стальной клин тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает броня, и сквозь лязг прорываются высокие, резкие голоса - это монахи исступлённо поют свои католические молитвы. Но и молитвы, и страшный лязг доспехов - всё заглушает песня, боевая песня русских воинов. Мужественно и грозно звучат низкие, мощные голоса русских богатырей...

В бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский».

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. «Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над снежным простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни,- не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Послушайте, какими словами начинается отрывок «Мёртвое поле».

«Я пойду, пойду по полю белому,
Полечу по полю смертному,
Поищу я славных соколов,
Женихов моих, добрых молодцев.
Кто лежит, мечами порубленный,
Кто лежит, стрелой пораненный.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую…»

Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский».

  1. Какой характер у этой музыки? (Протяжный, мрачный, тоскливый.)
  2. Какому жанру народной песни близка мелодия этой части кантаты? (Плачу.)
  3. Кто исполнял эту часть кантаты? (Симфонический оркестр и певица-солистка.)

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»

Мы слышим знакомые мелодии - все они уже звучали в кантате. Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы...

Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский».

Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля».

Кантата окончена.

  1. Как называется кантата, музыку из которой вы прослушали?
  2. Какой композитор написал кантату «Александр Невский»? (Сергей Прокофьев.)
  3. Произведение о каком герое написал С. Прокофьев? (Об Александре Невском.)
  4. Чем прославился Александр Невский, почему он получил такое прозвище – Невский? (Под его командованием русское войско разбило шведов на реке Неве.)
  5. Какое ещё большое сражение он выиграл? (Разбил немцев на Чудском озере.)
  6. Какие слова Александра Невского стали крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет»)
  7. Как называется произведение, в котором композитор С. Прокофьев рассказал о подвигах Александра Невского? («Александр Невский».)
  8. В каком жанре создано это произведение? (В жанре кантаты.)
  9. Расскажите, что представляет собой жанр кантаты? (Это произведение для симфонического оркестра, хора и солистов.)

Наша страна всегда высоко ценила подвиги Александра Невского. Он причислен к лику святых. В ХХ веке, как вы уже знаете, о знаменитом сражении на Чудском озере был снят фильм, создана кантата.

В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали крупных военачальников за проведение боевых действий, в которых было разгромлено много сил противника.

Вопросы и задания:

  1. Какие черты русского характера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?
  2. Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?
  3. Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Слова для справок: крещендо, диминуэндо. Почему?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Кантата Александр Невский:
Вставайте, люди русские, mp3;
Въезд Александра во Псков, mp3;
Ледовое побоище, mp3;
Мёртвое поле, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Владимир Красное Солнышко …. Славный защитник земли Русской, могущественный князь.

С 980г Владимир стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкое время досталось ему. На Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. В 988 году, вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс крещения Руси. Был великим полководцем, но князь не был завоевателем. Главная его цель - защита земли Русской.

Ольга (в крещении Елена), великая княгиня киевская.

Родом псковитянка, жена князя Игоря, мать князя Святослава.

Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах — погостах.

Предмет особой гордости летописцев — рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии, княгиня крестилась ещё до поездки).

Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее. -

В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны.

Канонизирована Русской православной церковью как святая.

Александр Невский. Александр Невский (родился 30 мая 1220, умер 14 ноября 1263 г.) - святой, великий князь владимирский, В 1240 шведы, двинулись в крестовый поход на Новгород, но Александр разбил их при впадении Ижоры в Неву (Биргеру «возложи печать на лице острым своим копием»). Эта битва дала Александру имя Невского. Но возникла война с Меченосцами, которые соединились с Тевтонским орденом , завоевали в 1240 псковскую область, заняли в 1241 Псков , выстроили в Копорье крепость, взяли Тесов и обложили данью Водь. Александр вновь двинулся на крестоносцев и 5 апреля 1242 наголову разбил немцев на льду Чудского озера («Ледовое побоище »). По заключенному миру немцы отказались от завоеваний и возвратили пленных. В 1242 и 1245 Александр Невский одержал ряд побед над литовцами . В 1258 Александр Невский ездил в Орду, отвратил погром русских городов и выхлопотал для них освобождение от составления ополчений для татар.На обратной дороге Александр Невский скончался в Городце Волжском. Митрополит Кирилл, возвещая во Владимире о смерти Александра, выразил тогдашнее общественное настроение словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Александр Невский являлся наиболее крупною фигурою в русской истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского . Память его окружена поэтическими сказаниями. Церковь причислила Александра к лику святых. Его мощи открыты в 1380, а в 1724 г. перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Сергей Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь. Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола - от отца к старшему сыну.

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.

(1857-1858).

Эдвард Бенджамин Бриттен (1913–1976) хорал Те Deum для хора, дисканта соло и органа (1934), оратории: «Вавилон» на Быт 11 (1944), муз. баллада «Авраам и Исаак» (1955), оперы: «Ноев потоп» (1958), «Пещное действо» (основана на одном из эпизодов Ветхого Завета, 1966), «Блудный сын» (1968), для хора мальчиков и оркестра «Крестовый поход детей» (1969), кантаты: «Младенец родился нам» (на тексты старинных рождественских песнопений, 1933), «Гимн св. Цецилии» (1942), для дискантов и арфы «Венок колядок» (1942), «Св. Николай» (1948),«Радость об Агнце» (1943), Кантата милосердия (по притче о добром самаритянине, 1963), «Военный реквием» (1961), для оркестра «Симфония-реквием» (1940), «Короткая месса» для хора мальчиков и органа(1959).

Антон Брукнер (1824-1896) Te Deum (1883-1884), 7 месс, мотеты.

Джузеппе Верди (1813-1901) «Stabat Mater» (1898), «Te Deum» (1898), оперы «Набукко (Навуходоносор)» (1841) и «Руфь» (1845), «Реквием» (1847), «Pater noster» (1880), «Ave Maria» (1880), духовные пьесы.

Антонио Вивальди (1678-1741) оратории: «Моисей» (1714), «Торжествующая Юдифь» (1716), «Поклонение волхвов» (1722), « Stabat Mater » (1736), мотеты, псалмы (всего около 60 духовных произведений).

Франц Иосиф Гайдн (1732-1809)оратории: «Сотворение мира» (1798), «Семь слов Христа на Кресте» (1794), « Stabat Mater» (1767), «Возвращение Товия» (1775), 2 Те Deum, 14 месс, в том числе: «Святой Цецилии» (1769-1773), «Месса времен войны» (1796), «Тереза» (1799), малая месса (около 1750), большая органная месса Es-dur (1766), месса в честь святого Николая (G-dur, 1772), малая органная месса (1778); мотет, кантаты.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) оратории: «Израиль в Египет» (слова Генделя по Библии, 1739), «Иосиф и его братья» (по поэме Дж. Миллера, 1744), «Саул» (либретто Ч. Дженненса, 1739), «Самсон» (на текст Мильтона, 1743), «Девора» (либретто С. Хемфри, 1733), «Валтасар» (либретто Ч. Дженненса, 1745), «Иуда Маккавей» (либретто Т. Морелла, 1747), «Иисус Навин» (либретто Т. Морелла, 1748), «Соломон» (либретто Т. Морелла, 1948), «Эсфирь» (по одноимённой пьесе Расина, - ), «Сусанна» (1749), «Иеффай» (либретто Т. Моррела, 1752), «Мессия» (на слова Клопштока, 1742), «Аталия» (по Расину, 1733), «Воскресенье» (La Resurrezione, слова К. С. Капече, 1708), Оратория на случай » (Occaslonal Oratorio, либретто Т. Морелла по "Псалмам" Мильтона, Спенсера и др., 1746); «Теодора» (либретто Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750); «Страсти» (по «Священной поэме» поэта Брокеса «За грехи мира сего пострадавший и умерший Христос» 1716), «Страсти по Евангелию от Иоанна» (на текст немецкого поэта Постеля, 1705 ); псалмы-антемы; 5 Те Деум (Утрехтский 1713, 1714, 1719, 1737, 1743).

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) музыка к библейской драме К.Р. «Царь Иудейский» (1913).

Александр Тихонович Гречанинов (1864 -1956) «Литургия Иоанна Златоуста» (1903), «Демественная литургия» (1917).

Шарль Гуно (1818-1893) оратория «Искупление» (1880-81) и «Товий» (1866) «Смерть и жизнь» (1884), «Agnus Dei» (1838), кантаты, мессы.

Антонин Леопольд Дворжак (1841-1904) «Stabat Mater» (1877), оратория «Святая Людмила» (1886), Библейские песни (1894), Реквием (1891), Месса ре мажор (1887-1892), Te Deum (1892), Псалом 149 для хора и оркестра.

Клод Дебюсси (1862-1918) оратория «Дева-Избранница» (1887-88), кантата «Даниил» (1880-84), мистерия «Мученичество Св. Себастьяна» (1911), кантата «Блудный сын» (1884).

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859 - 1935) опера «Руфь» (1887), Литургия Иоанна Златоуста (1904), «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (1906).

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926)кантата «Из минувших веков. Иудея» (1905), 73 духовных хора, 136 духовно-музыкальных сочинений и переложений.

Луиджи Керубини (1760-1842) кантата «Брак Соломона» (1816), «Плач Иеремии» (1815), Реквием (1816).

Золтан Кодай (1882-1967) оратория «Изгнание торгующих» (1934), Psalmus Hungaricus (1923) , Budavari Te Deum (1936) , Missa brevis (1944) , Adventi evek (1963).

Ференц Лист (1811-1886) оратории «Христос» (1866), «Легенда о св. Елизавете» (1862-1865), «Крестный путь» (1878-1879), «Видение Иезекииля», « Stabat Mater » (1866), «Реквием» (1866), 4 мессы в т.ч. «Гранская месса», «Венгерская коронационная месса» (1867), кантаты.

Жюль Массне (1842-1912) оратории: «Обетованная земля» (1900), «Иродиада» (по мотивам Г. Флобера, 1881), Мария Магдалина (1873), Ева (1875), Богородица (1880), духовная кантата: Вспомните, Мария (1880).

Джакомо Мейербер ( 1791–1864) опера «Обет Иеффея» (1812), Псалом 91 (1853), Stabat Mater , Miserere , Те Deum , псалмы.

Феликс Мендельсон (1809-1847) оратории: «Илия» (1846), «Павел» (1836), «Христос» (1847), 5 кантат, псалмы, мотеты.

Оливье Мессиан (1908-1992) оратория «Преображение Господа Нашего» (1969), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), для органа «Рождество Господа» (1935), для фортепиано «Двадцать взглядов на лик младенца Христа» (1944), для хора: «Три маленькие литургии Божественного присутствия» (1944), «Месса Троицына дня» (1950), для оркестра: «Забытые приношения» (1930), «Гимн» (1932), «Вознесение» (1934), опера «Святой Франциск Ассизский» (1983).

Клаудио Монтеверди (1567-1643)опера «Магдалина» (1617), Духовные напевы (1582); Духовные мадригалы (1583), Месса «Missa senis vocibus» (1610), «Вечерня Блаженной Девы» (1610).

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кантата «Кающийся Давид» (1785), 16 церковных сонат, 19 Месс, в т.ч. Большая месса c-moll (1783), «Реквием» (1791), Мотет «Exsultate, jubilate» (1772).

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) «Иисус Навин» (для хора, солистов и фортепиано, 1877), «Поражение Сеннахериба» для солистов, хора и оркестра из еврейских мелодий Байрона, «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

Артюр Онеггер (1892-1955)оратории «Царь Давид» (1921) и «Жанна д’Арк на костре» (1935), опера «Юдифь» (1925), Рождественская кантата (1953), Третья «Литургическая» симфония (1946), балет «Песнь Песней» (1938).

Джованни Палестрина (1525-1594) « Stabat Mater » (1590); 104 мессы, свыше 300 мотетов, 35 Magnificat и т.д.

Кшиштоф Пендерецкий (1933)« Stabat Mater » (1962); «Потерянный рай» (1978) - священное представление в двух актах по мотивам поэмы Джона Милтона; «Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных (1958); «Польский реквием» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (2005); оратория «Страсти по Луке» (1965); Симфонии: № 2 «Рождественская» (1980) и № 7 «Семь врат Иерусалима» для пяти солистов, чтеца, смешанного хора и оркестра (1996); Magnificat (1974) ; Te Deum (1980); «Заутреня» (1970).

Джованни Перголези (1710-1736) «Stabat Mater» (1736), три мессы, несколько псалмов и мотетов.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) балет «Блудный сын» (1928).

Франсис Пуленк (1899-1963) « Stabat Mater » (1950).

Арво Пярт (1935) De Profundis (1981), «Страсти по Иоанну» (1981-1982), « Stabat Mater » (1985), Te Deum (1984-1986), Dies irae (1986), Miserere (1989), «Магнификат» (1989), «Берлинская месса» (1990-1992), «Литания св. Иоанну на каждый час дня и ночи» (1994).

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)«Литургия Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907); увертюра «Светлый праздник» (Воскресная увертюра, 1888).

Джоакино Россини (1792-1868) «Stabat Mater» (1842), опера «Моисей в Египте» (1818), Маленькая торжественная месса (1868).

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) оратории: «Потерянный рай» (на текст Мильтона, 1856) и «Вавилонское столпотворение» (1869), «Моисей» (1892), «Христос» (1893), оперы «Маккавеи» (1875) и «Демон» (1875), библейская сцена в 5 картинах - «Суламит» (1901).

Камиль Сен-Санс (1835-1921) оратории: «Потоп» (1874), «Обетованная земля» (1913), «Рождественская оратория» (1858), опера «Самсон и Далила» (1867-1877).

Александр Николаевич Серов (1820-1871) опера «Юдифь » (1861-1862), кантаты, псалмы, гимны, мотеты, хоры.

Алессандро Скарлатти (1660-1725) Месса св. Цецилии (1721), Stabat Mater, два «Miserere», оратории «Седекия, царь Иерусалимский», «Грех, Раскаяние и Милость».

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) для солистов, хора и оркестра « Священное песнопение во славу имени св. Марка» (на текст из Нового и Ветхого Завета, 1956); «Плач пророка Иеремии» (на латинский текст из Ветхого Завета, 1958); кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961); «Заупокойные песнопения» (на канонический текст католической заупокойной мессы и погребальной службы, 1966); для хора и оркестра « Симфония псалмов» (на латинские тексты Ветхого Завета, 1930, 2-я редакция 1948); «Вавилон» (по 1-й Книге Моисеевой, глава XI, песни 1-9, 1944); для хора и камерно-инструментального ансамбля «М есса» (для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонический текст католической литургии, 1948); «Отче наш» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1926; новая редакция с латинским текстом Pater noster, 1926); «Верую» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1932; новая редакция с латинским текстом Credo, 1949); «Богородице Дево, радуйся» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1934; редакция с латинским текстом Ave Maria, 1949); для голоса с оркестром « Авраам и Исаак» (священная баллада на иврите, из Ветхого Завета, 1963), музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров «Потоп» (текст составлен на основании Ветхого Завета, 1961). балет «Иродиада» (1944), вокальный цикл «Житие Девы Марии» (1923; на стих. Р.М.Рильке), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), органная сюита «Рождество Господне» (1935), фортепьянный цикл «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» (1945).

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) «Литургия Иоанна Златоуста» (1878), «Всенощное бдение» (1881).

Арнольд Шёнберг (1874-1951)опера «Моисей и Аарон» (1930-1932), оратория для солистов, хора и оркестра «Лестница Иакова» (1917-1922).

Рихард Штраус (1864-1949) опера «Саломея » (1905), балет «Легенда об Иосифе» (1914).

Франц Шуберт (1797–1828) оратория «Лазарь» (1820), « Stabat Mater » (1815), Немецкий реквием» (1826), 6 месс.

Генрих Шютц (1585-1672) «Псалмы Давида» (1619), Оратория о Пасхе (1623), «Священные песнопения» (1625), «Рождественская оратория» (1660), «Семь слов Иисуса Христа на кресте» (1657), Страсти от Луки (1666), Страсти от Матфея (1666), Страсти от Иоанна (1666).

Высказывали свое мнение о посещении мирянами театра, о пристрастии к чтению романов, об увлечении полотнами живописцев, о желании часами или даже постоянно слушать музыку.

Чтобы не повредить душе

Отдых необходим, но увлечения, по совету преподобного Варсонофия, следует выбирать очень осторожно, чтобы не повредить своей душе. Старец приводил пример безгрешного отдыха святых:

«Правда, есть и земные радости, облагораживающие душу. Нет греха, например, наслаждаться красотами мира сего. Есть на земле необыкновенно красивые местности…

Хороша и наша северная природа. Тургенев живо и ярко описал ее в своих произведениях. Он, между прочим, был в Оптиной и восхищался красотою нашей обители. Но нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился.

Всё равно как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатления целого не получилось бы. Или картину, например Рафаэля, разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Что увидели бы мы? Какой-нибудь пальчик, на другом лоскутке часть одежды и т.д., но величественного впечатления, которое дает произведение Рафаэля, мы, конечно, не получили бы. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится. Так и нынешний мир».

За мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть

Преподобный Анатолий (Зерцалов) в письме к духовной дочери предостерегал ее от излишних светских удовольствий. Музыка и театр, танцы и балы развлекают, и за развлечениями люди забывают о духовной жизни, которая одна – во спасение души:

«…Ты там всё пляшешь. Я… советовал указать тебе басню Крылова “Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила Масленицу и не жаловала – всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. На что крепок зуб, и тот у сладко ядущих поддается и рассыпается, как песок.

…И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Об этом же напоминал преподобный Варсонофий:

«Светские развлечения совершенно закружат человека, не давая ему времени подумать о чем-либо духовном. А после этого времяпровождения остается пустота на душе. Воспоминаются суетные разговоры, вольное обращение, увлечение мужчинами, а мужчин – женщинами. И такая пустота остается не только от греховных удовольствий, но и от таких, которые являются не очень грешными. А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь? Слово Господне говорит: “В чем застану, в том и сужу”. А потому такая душа не может пойти в обитель света, но в вечный мрак преисподней. Страшно подумать! Ведь это на всю вечность!»

С точки зрения полезности для души

Оптинские старцы не отвергали , но рассматривали его с точки зрения полезности для души человека, с точки зрения спасения. Старцы критиковали лишь те произведения искусства, которые распаляли страсти человеческие, привязывали сердца к земному, тварному, вместо того чтобы возносить сердца людей горе , к духовному. Преподобный Варсонофий ценил то искусство, которое отрывает душу от житейских мелочей и устремляет к Богу:

«Поэзия и художество отрывают душу от житейских мелочей и доставляют человеку эстетическое наслаждение. В XVIII веке, при распространении материалистического направления, создался такой взгляд на поэтов и художников, будто это ненужные люди – сидят и ничего не делают.

Виктор Гюго в защиту сказал: “Взгляд на небо – это уже дело”.

…Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что для понимания серьезной музыки нужно иметь художественный вкус, и вспоминал следующий случай:

«В одном богатом семействе был вечер. На нем одна талантливая девушка удивительно хорошо исполнила одно из лучших произведений Моцарта. Все были в восхищении, а у притолоки стоял лакей, подававший папиросы и вообще прислуживавший гостям, и позевывал: “И что это господа слушают такую скучную музыку? Вот бы поиграли на балалаечке…”

Он был прав в своем суждении, так как серьезная музыка была ему непонятна. Чтобы понимать произведения даже земного искусства, и то надо иметь художественный вкус».

Старец Варсонофий напоминал о том, что душа наша ищет в произведениях искусства «выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух». Старец утверждал, что у художников всегда есть «огонек религиозного мистицизма», и ему самому в течение всей жизни нравились только те люди и разговоры, которые пробуждали высшие идеальные стремления:

«У художников в душе есть всегда жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма».

«В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому в жизни».

Старец сравнивал некоторых людей искусства с теми, кто пришел в храм, но остановился на его пороге, не войдя внутрь. Он сокрушался о тех, кому было так много дано, чьи души вспыхивали от малейшей искры, но они «эту искру не раздували», не трудились в выполнении :

«Огромное большинство наших лучших художников и писателей можно сравнить с людьми, пришедшими в церковь, когда служба уже началась и храм полон народа. Встали такие люди у входа, войти трудно, да они и не употребляют для этого усилий. Кое-что из богослужения доносится и сюда: Херувимская песнь, “Тебе поем”, “Господи, помилуй”; так постояли, постояли и ушли, не побывав в самом храме… Души их, как динамит, вспыхивали от малейшей искры, но, к сожалению, они эту искру не раздували, и она погасла».

Всё надо делать как бы перед взором Божиим

Преподобный Нектарий наставлял творческих людей:

«Заниматься искусством можно, как всяким другим делом, например столярничеством или выпасом коров. Но всё надо делать как бы перед взором Божиим. Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник – это человек, могущий воспринимать эти еле уловимые цвета, оттенки и неслышимые звуки. Он переводит свои впечатления на холст или бумагу. Получаются картины, ноты или поэзия. Здесь звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, ноты или картина – это своего рода гробница света и звука.

Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит воскрешение смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или нечем особенно гордиться. Он делает только свою часть работы. Напрасно он мнит себя творцом своих произведений – один есть Творец, а люди лишь убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют.

Но есть и большее искусство – слово оживляющее и воодушевляющее (например псалмы Давида). Путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника – это путь жертвы, и лишь один из многих достигает цели…»

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!