Методы обучения в дошкольном учреждении. Методы воспитания и обучения

Надежда Ивановна Василискина
Описание методов и приемов воспитания и обучения

Описание методов и приемов

Воспитатель: Василискина Н. И.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы - источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

б) наглядные методы - источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. ;

в) игровые методы - позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.

1. Игры и упражнения , направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже?»

2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности - составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»).

3. Метод акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

6. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

7. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

8. Метод вызывания адекватных эмоций . Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.

9. Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

10. Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы («Народные промыслы», «Найди формы», «Подбери цвета», разнообразные пазлы.

11. Подбери музыку (подумай какая, из предложенной педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Также возможна реализация различных целей, при сочетании музыкальных и изобразительных произведений. (Усилить воздействие искусства на эмоции детей. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение. Показать гармонию музыки и живописи. Включение контрастных произведений разных видов искусства)

12. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».

13. Прием «узнавания» по описанию . Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название.

14. Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты, материалу, расположению объектов и пр.

15. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми (предметами?» (педагог закрывает часть картины листом); б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»; в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины?»; г) «Какой была-бы картина, если (убрать, добавить)».

16. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником . Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

– Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

17. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

18. Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

19. Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?», Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет?», «Найди на что похоже», Сочини историю (сценку, придумай диалог, «Что главное на картине?», «Есть ли лишние предметы на картине?», Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

20. Рассказ, используемый в различных ситуациях.

21. Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы, а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка).

22. Создание ситуации упражняемости , для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунком или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещение на видном месте «полуготовых материалов» (листов разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» - художественный материал для индивидуальной и коллективной работы); использование так называемых пооперационных карт (карт или схем сложения) в процессе лепки, аппликации, конструирования.

23. Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов). Изображенный объект на 2 и более картинах (репродукциях) не только рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните по настроению, используемым цветам (и др.)», «Сравни, как автор по разному изобразил…».

24. Тактильно-чувственный метод . Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.

25. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что является важным в данной возрастной группе. В уголке творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» (коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга» (или ее вариант, наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

26. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических варианто в – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? Подбери палитру (найди цвета);

27. Экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?», использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти, в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов, в лепке (цветное тесто, влажная вата)

Современные методики воспитания детей направлены на максимальное раскрытие потенциальных способностей ребенка с раннего возраста. Научно-технический прогресс меняет окружающий нас мир с невероятной скоростью и воспитывать детей необходимо таким образом, чтобы они адекватно воспринимали окружающую реальность и без затруднений могли усваивать колоссальную информационную нагрузку. Поэтому необходимо отказываться от устаревших методик воспитания детей, так как они не позволяют раскрыться в полной мере заложенному в детях потенциалу. Способности ребенка, которые в недалеком прошлом считались бы феноменальными, в нынешней реальности являются абсолютной нормой. Еще 10 лет тому назад умение трехлетнего ребенка включить кнопкой телевизор, было для родителей поводом гордиться ранним развитием своего малыша, а сейчас не редкость, когда 2-3 летние дети осваивающие ноутбуки и планшеты.

Методика воспитания детей дошкольного возраста

В раннем детстве формируются основные способности человека, поэтому необходимо практически с рождения заниматься с малышом, постоянно обучая его новым знаниям и умениям. Первостепенная миссия родителей – верное воспитание ребенка, для чего необходимо избрать правильную методику воспитания детей дошкольного возраста. От этого выбора будет зависеть, каким вырастет ребенок, его характер, отношение к окружающим, способность к адаптации в социуме и многое другое.

Рассмотрим основные принципы взаимодействия родитель-ребенок, на которых базируются многие методики воспитания детей:

  • Убеждение или общение – спокойным благожелательным тоном ребенку разъясняется ситуация и способы ее решения, подразумевается совместная работа над задачей или проблемой;
  • Позитивное подкрепление – последовательность ответных действий родителей после поступков или действий ребенка, заключающаяся в поощрении, поддержке, похвале. Положительные эмоции, вызванные такой реакцией родителей, формируют в малыше жизнерадостность, позитивное отношение к жизни;
  • Негативное подкрепление – наказание или запрет, как следствие плохого поступка или поведения ребенка. Использовать следует в исключительных случаях, предварительно разъяснив малышу, за что он наказан и показав, что наказывая его, родители также очень огорчены. Частые наказания могут стать причиной развития у малыша агрессии и склонности к неповиновению;
  • «Кнут и пряник» – принцип взаимодействия понятен из названия. За хороший поступок ребенка поощряют, а за плохой его наказывают. Важно строго придерживаться правила, не забывая о поощрении, но и наказывать в таком случае за проступки следует безоговорочно;
  • «Раз-два-три» – простая считалочка, помогающая справиться с проявлением немотивированной детской непокорности. Сделать замечание малышу и ровным спокойным тоном, при этом медленно, давая ему время обдумать свое поведение, считать до трех. Если ребенок не останавливается, следует оговоренное ранее наказание. Применять такой способ можно к детям старше двух лет, подробно объясняя, за что наказан, как может исправить положение;
  • «Наоборот» – в определенном возрасте некоторые дети противятся любым просьбам и наставлениям взрослых. Зная такую особенность характера своего ребенка можно добиться от него желаемых действий методом запрета. Способ спорный, но в некоторых случаях действенный. Важно после события разъяснить ребенку, что произошло и в чем он не прав, можно в шуточной форме;
  • Физическое наказание – практикуется некоторыми родителями, но может привести к негативным последствиям, ломает психику ребенка и отражается на его дальнейшей социальной адаптации.

Не следует отдавать предпочтение какому-либо одному способу, разные методики воспитания детей используют комплекс из нескольких методов сразу, кроме того, разработчики привносят дополнительные элементы в воспитательный процесс. Все дети очень разные и что принесет пользу одному ребенку, другому может навредить. Выбирая методику воспитания детей необходимо обязательно учитывать характерные особенности своего ребенка, социальные и бытовые условия, свои личные возможности и много других важных факторов.

Методики воспитания и развития детей

Воспитание и развитие детей – два взаимосвязанных процесса, а особенно в детстве. В результате научных исследований было доказано, что процесс обучения наиболее эффективен в период интенсивного роста мозга, т.е. фактически с рождения. Поэтому большинство методик воспитания и развития детей базируется на раннем обучении.

Наиболее популярные методики воспитания и развития детей дошкольного возраста, на которые чаще всего ориентируются современные родители в воспитании своих малышей:

  • Раннее развитие по Глену Доману. Ученый нейрофизиолог, открывший и доказавший закон, на основе которого разработал методику развития детей – мозг развивается и растет, только когда работает;
  • Вальдорфская методика раннего развития. Основоположник антропософии Рудольф Штайнер основное внимание в воспитании уделяет формированию эстетического взгляда на мир;
  • Раннее развитие детей по методике семьи Никитиных. Природное развитие детей без принуждения, основанное на сотрудничестве с родителями в комфортных условиях, где желания и самочувствие детей приоритетны;
  • Методика раннего развития Марии Монтессори. Создание развивающей среды, в которой учитываются индивидуальные интересы каждого ребенка, побуждающей его к обучению и развитию.

Выбор методики воспитания детей остается за родителями, поэтому важно еще до рождения малыша ознакомиться с основными, выбрать для себя наиболее адаптированную или попытаться объединить лучшее из разных.

Макаренко о воспитании детей

На трудах советского педагога А.С. Макаренко о воспитании детей долгое время базировались основные методики воспитания в бывшем Советском Союзе.

Макаренко считается основоположником Марксистско-ленинской педагогики, целью которой было коммунистическое воспитание развитых всесторонне строителей коммунизма. По мнению Макаренко, необходимо воспитывать патриотов, преданных социалистической Родине, людей образованных, квалифицированных, обладающих чувством чести и долга, дисциплинированных, бодрых, стойких, жизнерадостных, обладающих организационными навыками, с чувством собственного достоинства.

Основные положения Макаренко о воспитании детей в семье:

Несмотря на спорность методики, при изучении трудов Макаренко можно извлечь много полезных уроков, важных в процессе современного воспитания детей.

Управление образования Администрации г. Новочеркасска

Методический кабинет

Школа совершенствования педагогического мастерства

Тема занятия: «Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике»

Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования:

Знаний, навыков, умений

Воспитания отношений, навыков и привычек поведения.

Строится данный процесс на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей, играя, учение - это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

Наглядность;

Активность и самостоятельность;

Систематичность и последовательность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Прочность.

В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.

Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.

Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера. Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания: изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете. Затем постепенно у него стали формироваться умения, гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки: гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном "автомате". Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.

Основное отличие навыков от умений - в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.

В каком-то смысле знания - это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении - это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание - это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык.

Знания, умения и навыки - это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка - это не только и не столько потребность что-то делать, сколько автоматизмы поведения, иногда простые, иногда сложные.

Знания - это система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности.

Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Навык как свойство личности - его способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Навыки могут быть умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые. Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.

Привычка - это действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятные чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется. Привычными могут быть отдельные слова и движения, фразы и действия, акты и манеры поведения и даже сложные и длительные виды деятельности. Привычки бывают полезные, облегчающие точное и своевременное выполнение работы, делающие даже тяжелый труд приятным; могут быть неуместные, вызывающие бесполезные и ненужные в данных условиях действия; бывают и вредные для жизни и работы, угрожающие неприятностями и даже большими опасностями. Появляясь не в соответствующем месте и не вовремя, неуместные и вредные привычки могут оказаться полезными в других условиях.

Многие бытовые и трудовые привычки формируются в детстве, в процессе воспитания и накопления жизненного опыта - например, привычка вести себя должным образом во время приема пищи, привычка к чистоте и аккуратности в одежде и помещениях, привычка к производительному труду или к художественному либо техническому творчеству и изобретательству.

В большинстве случаев привычки образуются стихийно, не преднамеренно со стороны воспитателей и тем более воспитанников. И все же опытные воспитатели формируют у своих воспитанников полезные привычки и искореняют вредные своими воздействиями на сознание и чувства воспитанников.

Методы воспитания – научно-обоснованные способы педагогически

целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками,

способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности,

отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки,

формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.

В каждом методе различают внутреннюю и внешнюю стороны: с одной стороны – психические познавательные процессы, лежащие в основе способов действия, с другой – система способов действия и ребенка.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием - это элемент метода.

Существуют следующие воспитательные методы и приемы:

Методы формирования сознания личности

Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, анализ ситуаций, увещевание и др.

Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

Поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, и др.

Методы контроля

Педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников и др.

Выбор метода обучения будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия.

1. Наглядные методы :

а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;

б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

2. Практические методы :

а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;

б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);

3. Игровые методы и приемы :

а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;

б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);

4. Словесные методы :

а) рассказ педагога – изучение учебного материала;

б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;

в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Литература.

Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). -

М.: Просвещение, 1988

Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977

Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967

Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике Подготовила заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ д/с № 62 О.Н. Бачурина Управление образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет Школа совершенствования педагогического мастерства

Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования: знаний, навыков, умений воспитания отношений, навыков и привычек поведения. Строится на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.

Принципы дошкольной дидактики

Знания, умения, навыки Знания, умения, навыки – это проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Знания – система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности Умения – способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях Навык – способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания Привычка – действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятное чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЖЕЛАНИЕ (хотеть сделать) ЗНАНИЕ (что, зачем) УМЕНИЕ (как) НАВЫКИ

Методы воспитания и обучения Методы воспитания Методы обучения научно-обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности

В КАЖДОМ МЕТОДЕ РАЗЛИЧАЮТ ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ СТОРОНЫ

Познавательные Процессы У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методы и приемы

Методы и приемы воспитания

Методы и приемы обучения МЕТОДЫ ПРИЕМЫ НАГЛЯДНЫЙ наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы; демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов; рассматривание картин – формирование представлений об окружающем (настоящим, прошлым, будущим), знакомство с произведениями, умение различать жанры живописи; демонстрация видеофильмов, электронных презентаций – расширение знаний, развитие речи, воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию; СЛОВЕСНЫЙ рассказ педагога – изучение учебного материала; рассказ ребенка – обмен впечатлениями, создать у ребенка яркие и точные представления о событиях и явлениях, развитие речи; беседа – когда у детей есть знания о предмете; чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, память, воображение ПРАКТИЧЕСКИЙ упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания; опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете; моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план группы, участка и др.) ИГРОВОЙ дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания; игры-драматизации, подвижные игры, загадки, упражнения-имитации; воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» – знания о растениях, развитие речи и т.д.); сочетание с другими приемами

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Литература Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). - М.: Просвещение, 1988 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977 Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967 Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981

Спасибо за внимание!


Разносторонние способы воздействия на индивидуумов с целью их развития называется методами воспитания. Методы воспитания детей значительно отличаются в зависимости от их возрастной группы. Они применяются практически с первых дней жизни. Специалисты классифицируют их, так как, несмотря на общие цели, пути их решения абсолютно разные.

В дошкольном возрасте, в большинстве случаев воспитательный процесс ложится на плечи воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Однако они будут малоэффективны, если не закреплять полученные навыки, знания дома.

На выбор определенной методики влияют сразу несколько факторов, характер воспитуемого, располагаемое время и наличие условий, степень квалификации преподавателя (воспитателя), возраст ребенка, уровень развития группы детей, коллектива, а также возраст детей.

Методик существует превеликое множество и для удобства их разбили на три группы:


Способы воздействия имеют дополнительные классификации:


При таком разностороннем понятия и разделение способ по группам, основной целью воспитания является приобретение общественного опыта у детей. Российский новатор и ученый Караковский в свою очередь, упростил классификацию и разделил методы по шести группам воспитания:

  • при помощи слова;
  • ситуации;
  • действий;
  • общения;
  • взаимоотношений.

В качестве основных средств для воспитания можно применять любые предметы из богатого выбора объектов и явлений окружающей действительности, даров природы и так далее.

Развитие речевых навыков является важнейшим компонентом обучающей методики. Особое значение такое обучение для детей в возрасте двух-трех лет. Через речь, ребенок учится передавать свои мысли, переживания. Не без помощи взрослого малыш должен уметь определять временные, причинно-следственные, количественные, пространственные явления.

При помощи речи дети будут расширять как свое мировоззрения, так и социальный круг общения. При этом эти отношения научат ребенка правильно употреблять части речи, слов. Методы и развития речи разносторонне и имеют несколько путей.

В качестве общих знаний малыши должны уметь:

  • Понимать, когда к ним обращаются. Вначале понимание приходит вместе с визуализацией, наглядными примерами;
  • Далее они должны не только откликаться на обращения, но и отвечать на вопросы старших;
  • Понимать содержание речи и действовать в соответствии с содержанием;
  • Среди речевых навыков в младшем дошкольном возрасте, ребенок должен уметь задавать вопросы, касающиеся его эмоциональных переживаний и уметь отпрашиваться у взрослых.

Успехи развития речи детей выражены в умении вести монолог, повествуя о каком-либо событии. Возраст три года считается периодом активного формирования словаря. В него входит:

  • Название предметов, которыми кроха пользуется в процессе своей активности и, которые его постоянно окружают;
  • Описывать предметы, включая их особенности. Например, описывать их формы, цвета, размеры по отношению друг другу;
  • Умения называть предметы по их функциональности. Например, что бумагу режут ножницами, а хлеб нарезают ножом, кашу кушают ложкой, сок пьет из стакана и так далее;
  • Малыш должен уметь описывать свои действия. Например, я пошел гулять, попил из чашки, хочу кушать;
  • Уметь называть своих родных и близких по именам.

Дидактические материалы направлены на развитие мелкой моторики, напрямую влияющей на речь, и умения различать звуки, их тональности.

Исследования, проведенные в области развития речи, выявили несколько уровнем развития:


В дошкольном возрасте ребенку важна правильная постановка звуков. Грамматические навыки формирующего словарного запаса осваивают чуть позже в младших школьных классах. Среди формирования речевых навыков используют три группы методов:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический.

К наглядному способу относится созерцание, а также его производные. Это могут быть экскурсии, исследования предметов, осмотры достопримечательностей и так далее. Наглядный метод выступает в роли закрепления имеющихся знаний.

Словесный способ обучения применяется как в детских садах, так и дома. Правда, в домашних условиях он применяется чаще. Это чтение сказок, заучивание наизусть стихотворений, пересказ прочитанного родителями рассказа и так далее. К этому же методу относится и изучение игрушек, описание увиденных изображений.

Однако самостоятельно это не будет эффективно. К примеру, рассказ взрослого должен достигнуть своей цели. Для лучшего восприятия, повествование не должно быть перегружено ненужными элементами.

К практическому способу относится применение дидактического материала в виде готовых настольных игр, детских постановок а-ля театр. Практические способы используют в качестве решений речевых задач.

Самыми простыми практическими методами считаются игры с предметами. Например, внезапные исчезновения и появление предметов, введение компонентов соревновательного азарта и так далее.

Пополнение словаря у детей не будет продуктивным, если у малыша неразвитый звук. Потому, музыкальное образование пусть даже и домашнее очень важно. Принятие и понимание музыкальных произведений. Кроме того, музыкальные занятия являются основой формирования музыкальной культуры.

Способы музыкального обучения классический вариант, используемый педагогами вот уже не один десяток лет. Как и в развитие речи, музыкальное воспитание включает в себя три разновидности методик:

  • Наглядная;
  • Словесная;
  • Практическая.

  • Вместе со слухом одновременно развивается творческая сторона. Все методики должны применяться вместе с соответствующей последовательностью. Вначале наглядный пример через прослушивание, рассматривание иллюстраций к произведению. Далее идет процесс закрепления, при котором ребенок может воспроизвести услышанное, увиденное, в соответствие со своими навыками. Заключительный этап включает в себя создание практической базы. Для начала преподаватель показывает, как работать с полученным материалом, а дальше дети должны за ним повторить.

Количество задач увеличивается по мере взросления детей. Например, перед школой дети должны больше выполнять заданий самостоятельно. Так, имеется возможность определить их уровень развития.

Разнообразие способов не говорит об их разрозненном исполнении. Они эффективны только вместе, взаимно дополняя друг друга. Формы их использования зависят от выбранного дидактического материала.

  • Наглядный способ делится в свою очередь на слуховой и зрительный. В музыкальном воспитании слуховой метод находится в приоритете, так как без него не будет и музыкального восприятия. Основной целью данного обучения является научить малышей отличать контрастность между музыкальными произведениями. Для этого, педагог должен поставить перед детьми сравнительные задачи. Дети должны вначале отличать разные жанры. Задача по мере развития усложняется, постепенно они должны научиться распознавать отличия между практически аналогичными произведениями.

Зрительный метод в музыкальном воспитании – вспомогательный элемент. После услышанного, ребенок впечатлен, а закрепить полученные эмоции помогут иллюстрации. Здесь, детки могут пофантазировать, рассказав, с чем у них ассоциируется услышанное музыкальное произведения. В расчет принимаются и абсолютно незнакомые образы или явления. Учитывая, что зрительный метод лишь вспомогательный, то применяют его по мере необходимости.

К примеру, на выбор детей предлагаются несколько картин с различной тематикой. Дети выбирают любой жанр, основываясь на своих ощущениях.

  • Словесный способ универсален. Через слова преподаватель переедет знания о музыке, знакомит их с исполнителями, композиторами, музыкальными инструментами. При помощи слов воспитатель может объяснить восприятие музыки, придавая ей легкости или наоборот, больше мрачных ноток.

При общении с детьми о музыке очень важным считается передача характера музыки, ее настроения. Необходимо объяснить детям, как при помощи некоторых нюансов можно звукам придать того или иного звучания. Беседы с детьми должны нести эмоциональный характер. Потому в детских дошкольных учреждениях дети постоянно разучивают пени, при этом музыкальный работник учит детишек петь правильно, следуя ритму и мелодии.

Физическое воспитание

Под методами физического воспитания детей дошкольного возраста имеется в виду физическое развитие маленького человечка. Оно очень важно для общественного развития. Физически развитый человек более уверенно чувствует себя почти в любой обстановке, нежели индивидуум, не любящий физических упражнений.

Двигательная активность детей развивается путем применения целого комплекса упражнений. Для ДОУ они регламентированы и входят в состав сопроводительной документации. Процесс физического воспитания тесно переплетен с общепедагогическими методами.

Специфическая методика включает:

  • Упражнения, регламентированные дошкольным учреждением;
  • Эффективны и особо приемлемы упражнения игровой формы;
  • Способы, облаченные в соревновательную форму.

Стоит ли повторяться, но методами физического воспитания детей дошкольного возраста управляют все те же три группы, зрительная, словесная и практическая.

Регламентированные упражнения должны соблюдаться определенными условиями. Они должны:


Игровой способ воспитания носит не только физический, но и психологический, а также эмоциональный характер. Плюс игрового метода еще и в том, что она развивает координацию движений, развивает способность действовать самостоятельно, творческий потенциал.

Соревновательный способ. Его главное отличие от игрового способа в том, что он воспитывает морально-волевые качества в раннем возрасте. Спортивные состязания преимущественно проводятся среди старших детских групп.

При проведении совместных соревнований среди групп детей, важно чтобы их элементы соответствовали физическому развитию малышей. Они развивают не только соревновательный дух, но и учат человека адекватно оценивать результаты и реагировать на них. Кроме того, они воспитывают в детях сознательное восприятие требований, представленных в состязаниях в виде правил.

Грамотно подобранные действия развивают двигательные навыки, гибкость, умению применять эти действия в реальных, жизненных условиях. Спортивные конкурсы в раннем возрасте развивают творчество, как ни странно это бы не звучало. На пройденном примере, дети со своими сверстниками способны придумать самостоятельно новые виды спортивных игр, которые могут напоминать классические элементы, но при этом иметь свои правила.

Организовывать спортивные состязания можно только при соблюдении ряда условий:

  • Дети должны иметь определенные двигательные навыки;
  • Все элементы должны следовать друг за другом в определенной последовательности;
  • Элементы должны быть полезны и формировать эмоциональные, физические, психологические навыки;
  • Они должны воспитывать чувство ответственности как за себя, так и за вою команду, а также уважать своего соперника.

Все приведенные выше примеры воспитания детей дошкольного возраста основаны на методике педагогического подхода в детских садах, развивающих центрах. Но они не значат ничего без их применения в домашних условиях. Ответственность за воспитание этих навыков лежит не столько на педагогах и воспитателях, сколько на родителях.

Современные мамы все чаще отказываются от бабушкиных правил воспитания, предпочитая методы новомодных педагогов. Тем более что и в книгах, посвященных детскому развитию, описываются невероятные результаты.

Итак, какие же методики воспитания детей самые популярные? Можно ли найти действенную систему обучения, одинаково подходящую всем малышам? Наша статья поможет занятым родителям выбрать лучшие воспитательные методы и принципы.

В начале XX века первая в Италии женщина-доктор разработала инновационную систему для обучения умственно неполноценных детей. После получения хороших результатов Монтессори перенесла метод на здоровых ребятишек.

Методика Монтессори состоит из трех важнейших компонентов:

  • ребенок (главный составляющая педагогики);
  • учитель;
  • окружающая среда.

«Помоги мне это сделать самому» – пожалуй, основной тезис всей педагогической концепции. Отсюда и три ведущих принципа: самообучение, саморазвитие и самовоспитание. Важно не принуждать малыша, а увлечь его, не растить гения, а выявить его возможности.

Плюсы методики неоспоримы: идет развитие логического и аналитического мышления, дети в непринужденной форме приучаются к порядку, учатся счету, письму и чтению.

Нельзя не затронуть и спорные положения методики. Ее минусы таковы:

  • мало внимания уделяется детскому творчеству;
  • автор отрицает позитивное влияние сказок, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
  • метод не подходит непоседливым и замкнутым детям.

Вальдорфская школа

Педагогика равных возможностей, а именно так называют эту методику, возникла как часть антропософии – науки, разработанной Рудольфом Штайнером в начале XX века. В местечке Вальдорф при табачной фабрике ученый открыл первую школу для детей сотрудников.

Вальдорфская методика огромное внимание уделяет народной культуре и всем видам художественной деятельности. Дети в детском саду поют, танцуют, слушают сказки, участвуют в театрализованных представлениях, изготавливают куклы.

Кроме того, вальдорфская педагогика не одобряет раннее развитие. Вот несколько любопытных ограничений:

  • запрет на преждевременное (до 7 лет) обучение и интеллектуальные нагрузки. Малыши должны играть, как можно дольше оставаясь в своем сказочном мире;
  • отказ от телевидения, компьютеров – дети быстро впадают в зависимость от техники, которая разрушает их духовность и душевность;
  • нельзя оценивать детские поступки, иначе ребенок будет действовать под внешним давлением педагогов и родителей, ожидая похвалы или осуждения.

Вальдорфская система имеет и существенные недостатки: во-первых, воспитатели упускают время, когда малыш может с легкостью научиться грамоте, во-вторых, дети с трудом адаптируются к обычным садикам и школам.

Американский нейрохирург Доман разработал свою уникальную систему, занимаясь с малышами с травмами головного мозга. Он не просто вылечил детей, но и довел их интеллектуальное развитие до возрастных показателей. Способ решения проблемы оказался прост и необычен: если «включить» один из анализаторов, то работать начинают и другие органы чувств.

Читайте также: Нужно ли водить детей в детский сад?

Методика Домана базируется на двух тезисах:

  • клетки мозга растут и развиваются только в работе;
  • детский мозг – идеальный инструмент для учебы, до шестилетнего возраста дети учатся легко и с удовольствием, не требуя дополнительной мотивации.

Занятия представляют собой показ малышу карточек с красными точками (математика) и со словами (чтение). Также доктор рекомендовал родителям сделать энциклопедическую картотеку с изображениями растений, животных и других объектов.

В России представлена и методика Домана-Маниченко – адаптированная версия авторского метода Глена Домана. Андрей Маниченко не просто перевел слова, а подобрал оптимальный словарь с учетом русской грамматики. Для того чтобы заинтересовать малыша, применяется игровой подход, используются книги-вертушки и книги-прятки.

Критики системы Домана главным недостатком считают пассивность малыша при получении знаний. Дети не «работают», активно действует лишь их зрение. Именно поэтому метод не подходит непоседливым детям и маленьким кинестетикам. Они будут тянуть карточки в рот, мять и щупать.

Автор метода – не учитель, не врач, а любящая мама, которая обобщила собственный педагогический опыт для других родителей. Сесиль Лупан – бельгийская актриса, посвятившая себя воспитанию двух дочерей. Она переработала, дополнила и расширила методику Глена Домана, включив упражнения по плаванию, программы по обучению малышей географии, истории, рисованию, музыке и прочим областям знаний.

  1. Сочетайте слуховые, зрительные и тактильные сигналы. Для этого разговаривайте с ребенком, давайте ему трогать различные на ощупь предметы.
  2. Завершайте каждое занятие тем, что крохе больше всего нравится и что у него лучше всего получается.
  3. Прекращайте игру раньше, чем малыш устанет.
  4. Занимайтесь с самого рождения.

Явных минусов у этого метода нет. Единственный недостаток – маме придется тратить очень много времени на занятия и упражнения, без помощников реализовать задуманное не получится.

Методика семьи Никитиных

Борис и Елена Никитины, воспитав семерых детей, с середины прошлого века активно делились с другими родителями собственными секретами воспитания. Основа образовательной системы – естественное физическое развитие и различные упражнения для совершенствования интеллектуальной сферы.

Читайте также: Когда отдавать ребенка в детский сад?

Методика Никитиных включает в себя:

  • интерес к раннему развитию задатков и способностей;
  • подготовка среды для опережающего развития;
  • искренняя заинтересованность мамы и папы.

Особое внимание авторы метода уделяли закаливанию ребенка. Некоторые специалисты считают подобную систему оздоровления излишне экстремальной. Прежде чем применять ее, удостоверьтесь, что ваш малыш готов стать «моржом» и не навредят ли ваши усилия детскому здоровью и психике.

Петербургский педагог-новатор Николай Зайцев разработал новую систему обучения чтению с раннего детства. В основе его системы лежит не звуковое, не буквенное, не слоговое, а складовое правило.

Попросту говоря, элементарная частица речи – это склад или пара, которая состоит из согласного и гласного или согласного и мягкого (твердого) знака. Еще складом может быть один звук, обозначаемый на письме буквой.

Склады в табличках и на кубиках отличаются по многим параметрам: цвет, размер, объем, звучание. Подобное разнообразие помогает малышам различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.

Знаменитые кубики являются всего лишь частью комплекса материалов по обучению грамматике. Николай Зайцев разработал пособия для занятий по математике, английскому языку. Автор предлагает использовать методику с двухлетнего возраста, однако скептики считают, что раннее чтение (тем более по складам) в дальнейшем приводит к ошибкам на письме.

Японский предприниматель, инженер, сооснователь корпорации Sony и не думал становиться педагогом. Но у внезапно заболевшего сына обнаружилась задержка в развитии, и отцу пришла идея разработать собственную концепцию воспитания, которая показала удивительные результаты.

По мнению Ибука, главная задача родителей – реализовать безграничные детские возможности, развить у малыша склонности и задатки, сделать его жизнь радостной и полной впечатлений. Именно для этого нужно раннее обучение музыке и иностранным языкам. Однако совершенно необязательно воспитывать из ребенка великого скрипача или лингвиста.

Обязательно прочтите удивительно добрую книгу «После трех уже поздно». В ней вы найдете главный совет от Масару Ибука: важно не упустить первые три года детского развития, поскольку именно в эти 36 месяцев активно развивается головной мозг и совершенствуются нейронные связи.

Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Отечественный педагог и психолог Шалва Амонашвили создал по-настоящему революционный подход к воспитанию школьников, получивший название «педагогики сотрудничества». Автор считает, что детей необходимо уважать. А для этого взрослому нужно встать на место ребенка.