Конспект урока "сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия". Придаточное предложение цели Сложноподчиненное предложение цели

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Формирование понятия СПП с придаточным цели.

Задачи:

Познакомить с особенностями строения СПП с придаточным цели.

Формировать умения конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи.

Учить находить СПП в художественных текстах.

Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

Распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;

Моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;

Характеризовать синтаксическую структуру СПП;

Видеть СПП в художественных текстах.

Оборудование, наглядность:

Организационный момент:

Приветственное слово учителя.

Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение».

1. Как вы думаете, с какой работы начнем наш урок?

Согласны + или не согласны – с данным утверждением

1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

2.Предложения бывают простые, сложные и составные

3.Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

4.В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

5.Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

6.В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

7.Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

8.Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

9.Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

10Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

11.Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

Самопроверка Ключ к заданию: 1-+ 4+6+7+8+10+11+ 1 ошибка готов у уроку, 2-3 ошибки частично готов 4ошибки и более - не готов к уроку

Прокомментируйте каждый правильный вариант (по желанию и цепочке).

2. Мотивационный момент урока:

Перед вами 3 предложения. Какое задание вы можете выполнить? Какие умения вы используете?

Напомните алгоритм рассуждения Объясните, в чём их сходство и различие?

1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.

2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто.

3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

(чтобы – многозначный союз)

Какое из предложений вызвало затруднение?

(СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)

Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цели урока.

2. Сообщение темы и цели урока: (определяют дети)

СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

3.СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ Вова Емелин

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

4.Соберите и прочитайте рассыпавшееся предложение (Кто быстрее):

1. он в руки чем-нибудь стальное чтоб играть взял от скуки копьё.

2. мыслить жить я хочу страдать чтоб и.

3. гордилась именем моим ты славы я чтоб желаю с.

Ответы:

1. Копьё стальное взял он в руки, чтоб чем-нибудь играть от скуки. (цели)

2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (цели)

3. Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты. (цели)

Определите, структуру предложений? Вид придаточного? Объясните?

Определите, какой художественный прием используется в предложениях?

Какую роль выполняют в тексте спп с придаточными цели?

(1 и 3 – с инверсией). Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной. Слайд 3

5.Физкультминутка: слайд 7

6.Задание «Конструирование предложений» Взаимопроверка

Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58)

1.И пришлось ей стать осторожней,

2Для того чтобы выучиться говорить правду людям,

3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4.Медведица напала на охотника не со зла,

5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,

7.Чтобы добиться прочности

8.незнакомец пристроился на скамье около двери

9. надо научиться говорить ее самому себе.

10.чтоб свободу свою спасти.

11. а для того чтобы защитить своих медвежат.

Ответы:

1+10, И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.

2+9, 2.Для того чтобы выучит. говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/

7+3, Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4+11, Медведица напала на охотника не со зла, а для того чтобы защитить своих медвежат.

5+8, Дабы не привлечь к себе пристального внимания, незнакомец пр.строился на скамье около двери.

Какое из предложений направлено на самовоспитание человека?

7.Работа с текстом. Какое задание можете выполнить?

1)Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. 2)Это не просто выражение вежливости. 3)В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. 4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. 5) Для того чтобы уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих тебя людей, необходим не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

6) Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. 7) Просьба – это порыв души. 8) Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. 9) Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. 10) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

11)Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. 12)Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать 13). Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву)

Определите тип текста, докажите.

Какова тема текста?(добро в мире.)

Сколько микротем?

Назовите предложения, в которых выражается главная мысль текста 8 – 9

САМОСТОЯТЕЛЬНО.

1.Найдите СПП с придаточными обстоятельственными цели.

ЗАПИШИТЕ ТОЛЬКО НОМЕР(а) ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

2.Приведите 2 предложения (аргумента) во второй части, используя СПП с придаточным обстоятельственным цели.

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

Подведем итог:

Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели:

1. С какой целью вы пришли на урок?

2. Для какой цели нужно изучать СПП?

3. Зачем нужно уметь строить схемы СПП?

Домашнее задание: Слайд 6

Обязательное для всех: Выполнить упр.166 по предложенному заданию.

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Чтобы - многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке.

Или

2. Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.

Самооценка:

Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами) Слайд 7

Спасибо за урок!

Теперь я буду знать, что …

Меня огорчило то, что …

Я рад, что…

Урок открытия новых знаний. Подготовка к ЕГЭ.


«урок»

Учитель русского языка и литературы МАОУ г.Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна

русский язык 9 класс

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование урока :

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Цели:

Образовательные:

    Повторить сведения о СПП.

    Дать понятие о СПП с придаточным обстоятельственным цели.

    Формирование навыка узнавания и характеристики сложноподчинённого предложения с придаточным цели.

    Подготовка к ГИА.

Развивающие:

    Развивать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

    Развивать умения работать с учебником, таблицей.

    Развивать умение применять полученные знания в собственной жизни.

    Закрепление умения составлять алгоритм работы.

Воспитательная:

    Воспитывать интерес к урокам русского языка.

    Воспитывать заинтересованность каждого учащегося в конечном результате.

Ожидаемый результат:

Учащиеся умеют :

Распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;

Моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;

Характеризовать синтаксическую структуру СПП;

Видеть СПП в художественных текстах.

1. Организационный момент :

Приветственное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. А сейчас традиционная пятиминутка «Время вспомнить о ГИА.» (Слайд 1)

3. Повторение изученного материала. (Слайд 2)

Мы с вами продолжаем работать над темой «СПП», познакомились с 6 группами придаточных обстоятельственных (перечислите их). (Образа действия и степени, места, времени, условия, причины)

Утверждения

Прежде чем мы приступим к практической части, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом нам поможет задание «Грамматический диктант». Это задание направлено на такое качество как избирательность внимания. Оно поможет быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый грамматический объект, а потом производить с какие-то операции. А главное, это качество нам понадобится на ГИА. Формулировка задания

Ключ к заданию: 1+ 4+6+7+8+10+11+ (Слайд 3)

После того, как мы повторили теоретический материал по теме, давайте закрепим его на практике.

4. Мотивационный момент урока:

И наш урок продолжим с проверки домашнего задания, чтобы проверить успешность его выполнения и выявить непонятное.

Вам было дано 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие?

Какое из предложений вызвало затруднение?

1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.

3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей

(сходство - чтобы – многозначный союз)

(различие- вид придаточного - СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели )

Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока.

5. Сообщение темы и цели урока : (определяют дети). (Слайд 4)

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Сложноподчинённое предложение с придаточным цели»

Что нам предстоит сделать на уроке? Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

Это предложение записано на доске

    Как вы определили, что это сложноподчинённое предложение цели? (по вопросу)

    На какие вопросы отвечают придаточные цели? (зачем? с какой целью? для чего?).

    К чему относятся? (ко всему главному предложению).

    Чем присоединяется придаточное предложение к главному? (присоединяется к главному с помощью союзов: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы,

    Можно главное и придаточное предложение поменять местами?

(место свободное)

5. Работаем с новым материалом : Перед вами таблица «Виды придаточных предложений»

1. Оформите запись в тетради для правил. (Дети работают с новым материалом ).

2.Проверяем записи в тетради. (Дети отвечают у доски) . Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, место придаточного свободное.

Мы разбили лагерь (где? )... .

2.Подснежники появляются (когда?)….

3. (Отчего?

4. Для того (для чего? ) ... нужно много читать.

Отрабатываем новый материал :

Выполним упражнение 163 по заданию (спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы) страница 73 по вариантам:

1 вариант: 1,2 предложение – объясните написание слов (изъяснительное, цели)

2 вариант: 3,5 предложение– объясните написание слов: (изъяснительное, цели)

Продолжаем отрабатывать новый материал Схематический диктант «Кто быстрее?» - 2 человека у доски

Тренирует умение на слух определять структуру предложения.

Ученики записывают только схемы предложений

1.Чтобы изменить судьбу, надо измениться самому.
2.Для того чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду

3. И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.

4. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. (Л. Н. Толстой.)

Применяем полученные знания на практике :

Задание: Соотнесите предложения с типом придаточного

1. Оттуда, где была река, веяло сыростью.

2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека.

3. Окно завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного.

придаточное места

придаточное цели

придаточное причины

Перечислите ещё раз СПП с изученными придаточными (определительные, изъяснительные, обстоятельственные: места, времени, образа действия и степени, причины, условия, цели).

Закрепление

Задание: Тест.


1. Куда ни взглянешь, всюду холмы. (Места)
2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (Времени)
3. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи. (Условие)
4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности. (Цели)
5. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. (Причины)
6. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок. (Образа действия и степени.)

7. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи. (Определительное)

Подведем итог :

Ответьте на вопрос, используя СПП с придаточным цели:

    С какой целью вы пришли на урок?

    9. Рефлексия

    Теперь я буду знать, что …

    Меня огорчило то, что …

    Я рад, что…

Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Оценки за урок

Домашнее задание:

Обязательное для всех: Выписать в словарь слова в рамках: резервы, ресурсы, радиофикация, электрификация, газификация. Выяснить их значение по словарю. Составьте с этими словами сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели.

На выбор: Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Чтобы - многозначный союз» . В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке.

    Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

Утверждения

Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

Предложения бывают простые, сложные и составные

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

Формулировка задания : отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными.

Определите вид придаточных, расставьте знаки препинания.


Определите вид придаточных, расставьте знаки препинания.
1. Куда ни взглянешь всюду холмы.
2. Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
3. Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
4. Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
5. Вечером гости уехали потому что в доме негде было поместиться.
6. Щенок скулит так жалобно как будто плачет ребенок.

7. Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.

Определите вид придаточных, расставьте знаки препинания.
1. Куда ни взглянешь всюду холмы.
2. Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
3. Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
4. Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
5. Вечером гости уехали потому что в доме негде было поместиться.
6. Щенок скулит так жалобно как будто плачет ребенок.

7. Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.

Грамматический диктант

Отметьте в тетради те утверждения (предложения), которые являются истинными .

Утверждения

Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

Предложения бывают простые, сложные и составные

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.



1. Мы разбили лагерь (где? )... .

2.Подснежники появляются (когда?)….

3. (Отчего? ) ... высокая спелая рожь низко наклонилась.

4. Для того (для чего? ) ... нужно много читать.

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы , союзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы ) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души (Солоухин).

    [указ. сл., (чтобы - союз), ].

    Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин).

    , (дабы - союз).

    Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов).

    , (с тем чтобы - союз).

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению


Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения, и отвечают на вопросы «зачем?», «для чего?», «с какой целью?».
Семантической особенностью целевых придаточных в их неосложненном виде является то, что в них обозначается событие или желаемое явление, причем подчеркивается, что для его возникновения необходима активная деятельность.
Придаточные цели присоединяются к главной части посредством союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы и др. Придаточная часть обычно относится ко всей главной части в целом: Мы купили у цветочниц несколько лилий, чтобы положить их на гробницу Рафаэля (К. Паустовский); А чтоб мышиный род ему не навредил, так он полицию из кошек учредил (И. Крылов); Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (JI. Толстой); Конечно, догадливая Валентина, наверное, часть оставила дома, для того чтобы осталось на первые расходы по возвращении (А. Гайдар); Я обернулся, отыскивая взглядом Чубука, с тем чтобы скорее подать ему условный сигнал (А. Гайдар); В полной темноте... флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, дабы не наскочить на мины, расставленные белыми в некотором отдалении от береговой полосы (К. Паустовский).
Составные союзы могут расчленяться, вследствие чего в придаточной остается лишь союз, а первая часть союза используется как соотносительное слово: Люди жили под землей совсем не для того, чтобы просто скрываться. Они скрывались для того, чтобы жить. А жили для того, чтобы неутомимо бороться с врагом (В. Катаев). Членение союза обязательно, если ему предшествуют ограничительные, сравнительные и другие частицы, а также вводные слова: Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей (А. Пушкин); Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную задачу (К. Федин).
Придаточные цели могут занимать по отношению к главной части любое положение, кроме тех случаев, когда союз расчленяется.

Еще по теме СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ЦЕЛИ:

  1. 2.3.4 Простые, сложносочиненные н сложноподчиненные предложения и периоды
  2. 332. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью частей
  3. 347. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями
  4. 349. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями
  5. § 73. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры
  6. § 81. Сложноподчиненные предложения местоименно-союзные соотносительные (качественно-количественные многозначные)

Придаточное предложение цели

Придаточное предложение, отвечающее на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и содержащее указание на цель или назначение того, о чем говорится в главном предложении; прикрепляется к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы и др. Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок (Гончаров). Для того чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед (Горький). Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своейсоседкою (Пушкин). Дерсу и Чан-Лин употребляли все усилия подвести плот возможно ближе к берегу, дабы дать возможность мне высадиться (Арсевьев).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "придаточное предложение цели" в других словарях:

    Придаточное предложение это зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении. Пример: Петя убежал с урока, чтобы не пропустить концерт. По аналогии со второстепенными членами предложения (определениями, дополнениями и… … Википедия

    Синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время,… …

    - (грам.). Так называется в противоположность главному такое предложение, которое не имеет самостоятельного, цельного смысла без главного предложения. Синтаксический строй всех индоевропейских языков показывает несомненно, что создание категории П …

    Предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Островский). Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть (Л. Толстой). Подчинительная связь… … Словарь лингвистических терминов

    - (СПП) это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает… … Википедия

    - (1) 1. Соединительный союз. Соединяет однородные члены предложения или целые предложения. 946: Она же (Ольга) рече имъ (древлянам): ...Дадите ми от двора по 3 голуби да по 3 воробьи. Пов. врем. лет, 42 (1377 г. ← нач. XII в.). 1174: И по сѣмь… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Толковый словарь Ушакова

    И ЧТОБЫ [што], союз. 1. Присоединяет придаточное предложение цели к главному предложению, а также вводит конструкцию с инф., выражающим цель действия. «Лежит на нем камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не мог.» Лермонтов. «Я пригласил вас,… … Толковый словарь Ушакова

    - (грамм.). Под именем С. (σύνδεσμος) греческие грамматики разумели часть речи, которая поддерживает связь и порядок речи и заполняет в ней пустые промежутки. Таким образом этот термин у греков охватывал все то, что мы разумеем под общим термином… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (грамм.). Под именем С. (sundesmoV) греческие грамматикиразумели часть речи, которая поддерживает связь и порядок речи изаполняет в ней пустые промежутки. Таким образом этот термин у грековохватывал все то, что мы разумеем под общим термином… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона