Картины на стекле акрилом. Роспись по стеклу акриловыми красками своими руками

Роспись по стеклу привлекает внимание, но для многих эта техника кажется сложной. На самом деле освоить этот вид живописи проще, чем научиться рисовать кистью.

Сейчас не всякого удивишь расписанной вручную бутылкой или банкой для кофе. А когда-то искусство росписи начиналось с огромных, поражающих своим великолепием витражей в храмовых сооружениях, в готических соборах, католических церквях. В большей степени это было похоже на из отдельных цветных стекол, а не на роспись в прямом смысле этого слова. Современная техника росписи по стеклу несколько отличается от древних технологий, ею вполне можно овладеть самостоятельно и без существенных трат.

Развитие техники витражной росписи

Назвать историческую родину витражной росписи трудно. Хотя, как утверждают историки и археологи, это искусство зародилась в древности: украшать стеклянные изделия масляными красками могли еще при Александре Македонском. Но так как стекло – пористый материал, такие рисунки не сохранялись долго, теряли свой первоначальный вид. Поэтому оригиналы до нас не дошли.

Масляными красками расписывали стекло и на Руси в 16-17 веках. Крупными мазками, где-то плотными, где-то с просветами, ложились яркие узоры, растительные стилизованные орнаменты на горшки и крынки, а также и на стеклянную посуду. А в Германии применялась техника выскабливания краски с поверхности стекла.

Гораздо позже, благодаря стараниям художников, ремесленников, были найдены технологии, позволяющие выполнять рисунок нанесением красок, сохраняющих прозрачность и яркость. С появлением анилиновых красителей возможностей у художников стало гораздо больше. Недаром их сразу же оценили мастера народных художественных промыслов.

Кажущаяся простота и реальные трудности

Роспись по стеклу, с одной стороны, достаточно проста и доступна, чтобы заняться ею в домашних условиях. С другой стороны, потребуются некоторые навыки. Твердая рука и аккуратность в работе помогут создать красивый и неповторимый рисунок.

Если вы готовы возиться с красками, контурами, терпеливо ждать, пока просохнут слои, чтобы наносить следующие, если любите превращать обычные предметы быта в произведения искусства – роспись по стеклу расширит ваши возможности, как творца. Работа со стеклом прививает аккуратность, дает почувствовать себя в роли художника эпохи возрождения.

Мамам, занимающимся развитием своих детей, можно рекомендовать данную технологию с целью развития навыков по различным поверхностям. Под чутким руководством старших ребенок делает первые шаги в мир удивительного искусства.

А начиная лет с 9-11 заниматься можно самостоятельно. Для этого в магазинах товаров для творчества много предложений: наборов витражных красок, отдельных инструментов. Только начать – дальше понравится.

Подготовительный этап работы по стеклу

Список того, что нужно для росписи по стеклу, не очень большой. Для работы потребуются специальные краски. Они продаются с маркировкой витражных или красок по стеклу и керамическим поверхностям. Также трафареты и специальные контуры. Именно с их помощью наносится рисунок, его границы. Понадобятся кисти различной величины и формы, тряпочки для снятия излишков краски, губки или тампоны для заполнения больших поверхностей ровным слоем.

Перед работой стекло должно быть полностью очищено. Это касается этикеток, если для росписи взяты бутыли или банки. Затем обязательно обезжирить поверхность, на которую будет нанесен рисунок. Сделать это можно легко и просто, промыв мыльным раствором, ополоснув большим количеством чистой воды. Дать просохнуть, не вытирая, иначе на стекле могут остаться ворсинки от полотенца.

Как нарисовать картину

Можно долго изучать особенности техники росписи по стеклу, но лучше попробовать создать свою первую картину. Размер изображения важно выбрать под габариты будущего шедевра.

  1. Рисунок предварительно распечатать или нарисовать на обычной бумаге.
  2. Разместить рисунок с обратной стороны стекла, закрепив скотчем.
  3. На внешней поверхности нанести схему рисунка контуром по стеклу.
  4. Дать просохнуть.
  5. Специальными акриловыми красками, предназначенными для стекла, заполнить с помощью кисточки узоры. Процесс растянется по времени, так как нужно будет просушивать отдельные фрагменты, чтобы приступить к следующим. Можно наносить краску несколькими тонкими слоями, добиваясь нужного эффекта.

Важно отводить время на просушку, так вы сбережете надолго свое произведение. Также для сохранности картину нужно покрыть прозрачным акриловым лаком.

Готовое стекло с рисунком закрепить в раму. На просвет получится очень красивое изображение. Солнечные лучи, проходя сквозь краску, будут радовать и веселить.

Роспись бутылок и банок немного отличается тем, что работу приходится прерывать чаще, чтобы небольшие участки успевали высохнуть перед поворотом и раскрашиванием другой стороны изделия. Но принципы такие же. Очистка стекла, нанесение контура, заполнение краской и лакировка.

Идеи для творчества

Расписывать можно не только заготовки из стекла, которые можно превратить в картину. Это могут быть вазы, тарелки, баночки для специй и кофе, чайная посуда. На пике популярности оригинальные свадебные бокалы, украшенные эксклюзивными узорами. Несложно превратить в шедевр недорогой подсвечник и плафон от светильника или сделать стильную шкатулку из обычной банки.

В специализированных магазинах продаются заготовки для росписи в виде посуды, сувениров, аксессуаров и часов. При желании, с помощью этой техники несложно сделать

Все это можно дарить друзьям, родственникам и коллегам на юбилеи и праздники, добавляя в сюжет памятную дату или намек на повод торжества.

Возможности организации бизнеса

Многие мастера, занимаясь этим увлекательным видом творчества, получают кроме удовольствия еще и дополнительный . Если рисунок отличается оригинальностью, аккуратностью, не избитым сюжетом, то и спрос на такое изделие будет повышен.

Несмотря на то, что материалы для работы дорогие, как все, что связано с художественными промыслами, стоимость завершенного изделия позволяет сделать приличную наценку. Хорошо, если баночка, бутылка имеют крышки. Тогда этот предмет может быть использован и по прямому назначению, не только как интерьерное украшение. Такие самобытные вещи принимают на реализацию в отделах изделий ручной работы. Дополнительные возможности открывают интернет-магазины, они на сегодня доступны всем.

Попробовать сделать своими руками что-то неповторимое – это удовольствие, у которого есть все возможности перерасти в . Но не спешите думать о деньгах, сначала насладитесь процессом и освойте мастерство в совершенстве.

Прежде чем начать описывать, как же происходит роспись акриловыми красками по стеклу, хотелось бы остановиться на том, что из себя представляют акриловые краски для стекла.

Основные разновидности таких красок:

  • витражные,
  • покрывные.

В чём их отличие? Покрывные акриловые краски для стекла образуют непрозрачное покрытие. Роспись ими сродни рисованию обыкновенной гуашью. В принципе, с ними может работать любой, кто хотя бы немного умеет рисовать, при этом специальных навыков не нужно. Чаще всего такие краски имеют водную основу. Из-за этого они легко царапаются или даже смываются водой. Поэтому, чтобы полученное таким способом декоративное акриловое стекло радовало глаз долго, работу нужно обязательно покрыть специальным лаком. Как правило, если краски на водной основе, то и лак должен быть такой же - акриловый на водной основе. Такой "союз" обеспечит долговечное покрытие.

Витражные акриловые краски для стекла прозрачные, благодаря чему создаётся непередаваемая игра света.

Работать с ними немного сложнее, чем с покрывными: нужен хотя бы небольшой опыт работы с контуром. В магазинах Вы можете купить одну из разновидностей витражных красок:

  • Обыкновенные: чтобы они высохли, нужно лишь подождать. Чаще всего это не более суток.
  • Запекаемые витражные краски: чтобы изображение надёжно зафиксировалось, их нужно нагреть при определённой температуре в духовке (подробности работы с ними есть в каждой инструкции к ним).
  • Краски "прилипалы". Хотя их можно купить в отделах для детского творчества, многие взрослые не прочь попользоваться ими. Процесс работы довольно увлекательный: Вы наносите изображение на гладкую поверхность (очень удобно использовать для этого канцелярский файлик), немного ждёте, пока оно высохнет, а потом, когда получится плёночка с рисунком, отделяете её и приклеиваете на гладкую поверхность.

Это может быть не только стекло, но и зеркало, пластик, холодильник, керамическая плитка и т.д. Считается, что обращаться с такими рисунками нужно бережно. Однако мы по своему опыту знаем, что даже если зеркало с таким приклеенным рисунком почистить средством для чистки стёкол, ничего ему не будет. Ещё один плюс таких красок: если такое надоест, картинку можно снять и переклеить на другое место. В общем, это не вот творчество в его высоком смысле, а прекрасное развлечение для детей и взрослых.

Что необходимо для росписи акриловыми красками по стеклу?

  • непосредственно
  • акриловый лак для закрепления работы и её долговечности (как же будете внукам хвастаться своими творческими успехами?); он может быть в баночках, то есть наноситься кистью, или продаваться как аэрозоль (удобно, но дороже первого варианта),
  • кисти, желательно несколько, с разной толщиной,
  • художественные контуры: с ними роспись акриловыми красками по стеклу будет наиболее эффектна,
  • зубочистки и ватные палочки: ими очень удобно подправлять изображение,
  • палитра, которую может заменить одноразовая тарелка.

Для "продвинутых" художников могут также пригодиться:

  • кракелюрный лак: при помощи него делают трещины (кстати, такой лак нередко используют при создании винтажной мебели, о которой идёт речь в статье ),
  • структурные пасты: используя их, имитируют различные поверхности, например кожу и камень, и создают декоративные элементы,
  • специальные краски для мармирования: ими получают разводы, прямо как на мраморе.

Роспись акриловыми красками по стеклу начинается непосредственно с подготовки этого стекла. А поверхность может быть самая разная: это и окна (новогодние рисунки на окнах? Легко!), и зеркала, и декоративные панно, и бутылки, и самая различная посуда. Кстати, стеклянная мебель также отличное поле для творчества!

Представляете, какая гордость Вас переполнит, когда будете проходить мимо стеклянного фасада в гостиной, разрисованного собственноручно Вами? А когда Вы увидите, сколько стоит декоративное акриловое стекло, подобное Вашему фасаду, в элитной мебели, Вы с утроенным энтузиазмом и энергией приметесь за работу (кстати, если стеклянная "тема" - ваш вариант, то почитайте статью )! Вернёмся к подготовке стекла. Если стекло без лишних элементов, то его нужно всего лишь обезжирить при помощи спирта либо обычной жидкости для снятия лака с ногтей. Если же Вы собрались увековечить симпатичную бутылку, то сначала нужно снять все этикетки. Для облегчения работы подержите бутылку в горячей воде минут пятнадцать двадцать и при необходимости уберите остатки клея чистящим порошком, жёсткой щёткой или наждачной бумагой. После просушки бутылка готова к декору. Кстати, благодаря росписи акриловыми красками по стеклу можно сделать неповторимые вазы или подарочные бутылки на любой праздник.

После того, как выбрано изображение, которое будет украшать Ваше творение, и подготовлено стекло, можно переносить это изображение. У кого развиты художественные навыки, наносят его сразу. Для остальных хороший совет. Просто подложите рисунок под стекло и обводите его! Можно его приклеить водой, тогда будет совсем удобно. В зависимости от эффекта, который Вы стремитесь получить, разнится и работа. Если желаете эффект витража, то сначала нужно обязательно нанести контур, а уже после этого, когда он подсохнет (как правило, время высыхания контура один или два часа), разукрашиваете получившуюся раскраску.

Самое сложное здесь ровно нанести контур. Роспись акриловыми красками по стеклу подразумевает то, что контур наносится предельно аккуратно. Нажим руки при этом должен быть не слабым и не сильным: если нажимать слабо, краска не вытечет, если слишком сильно - вытечет с излишком.

Но и все неровности можно исправить при помощи зубочистки или ватной палочки. Если же эффект витража не нужен, то рисуете, как душе угодно: главное, чтобы процесс доставлял удовольствие, тогда и результатом будете довольны.

И напоследок некоторые советы и тонкости, которые могут помочь при росписи акриловыми красками по стеклу:

  • не забывайте, что ; достаточно быстро сохнут, поэтому не берите очень много краски из тюбика или баночки;
  • если Вы перестарались и выдавили слишком много краски, в течение работы её можно освежить, спрыснув водой;
  • лучше, если каждый цвет наносить несколькими слоями: тогда цветное акриловое стекло будет необыкновенно ярким и насыщенным. При этом дайте каждому слою хорошенько подсохнуть
  • не обязательно покупать сразу много оттенков красок. Для красивой росписи акриловыми красками по стеклу достаточно основных: синей, красной, жёлтой, зелёной и белой с чёрной, а уж из них можно получить неограниченное количество оттенков,
  • сделать рисунок фактурным можно обыкновенной губкой из поролона,
  • если нужно покрыть акриловыми красками для стекла большую площадь (быть может, фантазия разыграется и захочется разрисовать стеклянную дверь), то можно воспользоваться акриловой краской в виде аэрозоли: ей хорошо наносить фон, однако она стоит дороже обычной,
  • после работы кисточки мойте сразу, если не планируете приобретать новые,
  • вне зависимости от разновидности красок изделие следует покрыть лаком: так долговечнее;
  • и самый важный совет: не приступайте к работе без желания!

Ну что, работая над статьёй, я открыла для себя много интересных моментов, которые не знала ранее. Надеюсь, в скором будущем они мне пригодятся! А пока я хочу продемонстрировать несложное превращение бутылки от вина в симпатичную вазочку при помощи акриловых красок. Сразу хочу вас предупредить: рисовать я особо не умею (вернее, пока не развивала сильно это умение), поэтому не ждите здесь чего-то оригинального. Вот декупаж - это мой конёк, ведь там нужно не рисовать с нуля, а подрисовывать. Но это уже другая песня.

Пойдя по пути наименьшего сопротивления, я облюбовала стеклянную бутылку от вина, на которой уже есть выпуклые цветочки. Вернее, я облюбовала вино на свой День рождения, вдобавок присмотревшись к удачной упаковке.

Для работы мне понадобились: бутылка, акриловые краски (специальных витражных у меня пока нет, есть лишь "прилипалы", но они не совсем сюда бы подошли, поэтому я обошлась обыкновенными акриловыми художественными красками), контур по стеклу и керамике, кисти, жидкость для снятия лака с ватными дисками, зубочистки, ватные палочки, палитра, блёстки и акриловый лак на водной основе. Сначала я взяла наждачку, на случай если бы этикетки отрывались с трудом, но она не понадобилась.

Замочила мой сосуд в горячей воде, для верности добавив в неё жидкое чистящее средство.

Забыв про бутылочку часа на полтора, я с лёгкостью очистила её ото всех этикеток. После чего обезжирила жидкостью для снятия лака.

Приступила к работе с контуром. Как я описывала выше, сначала полезно попробовать вести им по бумажке. Обвела часть моих цветочков контуром. В моём арсенале имеется лишь серебряный, поэтому нужно приглядеться, чтобы увидеть его на фото.

Если где-то рука дрогнула, я это исправила при помощи ватных палочек и зубочисток.Подождав, когда контур высох, приступила к краскам.

Смешав краски, окрасила цветочки в жизнерадостные оттенки.

Теперь самое важное: надо уйти гулять с собакой. Шучу. В общем, ждёте, когда краски окончательно высохнут. Я в это время ушла в лес собаку выгуливать. Когда возвратилась, нехитрые рисунки уже можно было покрыть лаком. Во время этого я ещё некоторые цветочки сделала с блёстками: посыпала чуток блёсток, добавила каплю лака получилось несколько прозрачных блестящих цветочков.

Собственно, и всё! Вазочка для одного цветка готова.

Признаюсь, у меня она будет выполнять несколько иную роль. В компании с другими бутылочками интересных форм она будет тренировать в игровой форме дыхание детишек, которые приходят ко мне в гости. Подули в одну бутылочку слышим один звук, подули в другую звук изменился и т.д. И интересно, и полезно!

Повторюсь, не судите меня строго: на сей раз это была, скорее, не попытка творчества, а попытка продемонстрировать вам, как можно вдохнуть жизнь в любую вещь.

Еще материалы, близкие к теме

Если вы хотите создавать красивые и оригинальные вещи, раскрасить все скучные стекла в доме в яркие краски, тогда этот мастер-класс по росписи по стеклу витражными красками точно для вас.

Немного истории

Витраж - один из древнейших видов художественного декоративного искусства, которым украшали оконные проемы, чаще всего в готических соборах и храмах. Искусство витража пришло в Россию из Европы, и хотя оно было знакомо с XII века, но окончательно прижилось лишь в конце XIХ. Просуществовало российское витражное мастерство до революции 1917 года, а затем переродилось в советской тематике к середине ХХ века.

Раньше витраж представлял собой разноцветные стекла, собранные в единую композицию. Это могли быть геометрические узоры или целые картины наподобие панно или гобелена. Смотрелись такие витражи, как мозаика.

Постепенно мозаичные витражи вытеснила роспись по стеклу, имитирующая мозаику. Разработаны специальные краски как на водной основе, так и на масляной.

Сегодня любой человек, желающий обновить свой интерьер, может купить специальные витражные краски на водной основе практически в любом магазине художественных товаров.

Необходимые материалы

Любая декоративная стеклянная поверхность подойдет для творчества. Вот несколько предметов, которые можно расписать:

  • стеклянные межкомнатные двери;
  • оконные стекла;
  • рамочное стекло;
  • вазы;
  • бутылки.

Самое важное, чтобы изделие было прозрачным, тогда витраж смотрится эффектнее.

Основной список необходимых материалов и инструментов может включать:

  • стекло (стеклянное изделие);
  • краски для витража;
  • контур;
  • шаблоны;
  • кисти;
  • ватные диски;
  • баночка с водой;
  • тряпка.

Перед тем как непосредственно перейти к мастер-классу, остановимся на некоторых материалах подробнее.

В магазине можно купить как отдельные баночки с витражной краской, так и набор разных цветов. Краски могут быть на масляной, спиртовой или водной основе.

Лучше выбрать витражные акриловые краски на водной основе. Они без запаха, легко удаляются с поверхности, если что-то пошло не так, их легко перемешивать, как обычную акварель.

Каждая баночка с краской снабжена специальным носиком, которым можно сразу распределять краску, выдавливая ее на поверхность. Но для более тонкой и художественной работы можно воспользоваться тонкими кистями. Для красок на водной основе особых кисточек не требуется, можно использовать обычные беличьи кисти.

Контур или контурная паста - это специальная густая краска, создающая границу между разными цветами витражной краски, чтобы предотвратить их смешивание. Контур придает эффект мозаики, разделяя картинку на фрагменты. Его отдельно можно купить в магазине, если в наборе он не предусмотрен. Может быть серебристого, золотистого, черного или другого цвета.

Контур можно использовать как самостоятельную краску для декора ваз, ламп и других предметов интерьера. Чаще его используют точечно, получается что-то вроде мелкой круглой мозаики, и дополняют камнями и стразами. Но тогда рисунок выходит непрозрачным.


В качестве шаблона можно использовать любые картинки, например, из Интернета, с четкими линиями. Хорошо для этой цели подходят книжки-раскраски. Также можно нарисовать картинку самим.

Лак можно исключить из материалов, так как покрытие готового изделия лаком производится по желанию мастера и не является обязательным. Однако лак может придать блеск, а также защитить готовое изделие от пыли и воды, особенно это касается окон.

Переходим к работе

Техника витражной росписи довольно проста. Надо только соблюдать последовательность действий.

  1. Выберите подходящие трафареты - на них должны быть четкие контурные линии и достаточно пространства в деталях, чтобы заполнить их цветом.

  1. При помощи контура перенесите рисунок на заранее обезжиренное стекло, подложив под него отобранный шаблон. Контур следует наносить не жирными линиями, но и не пунктирными, еле заметными. Если линия контура «прорвется», то краски могут перемешаться и смазать рисунок.

  1. Можете наносить краски, заранее выбрав цвета для каждой детали рисунка. Краски следует наносить, постепенно выдавливая из тюбика, равномерно, не очень толстым слоем, но и не оставляя разводов и точек. Чтобы убрать лишнюю краску, можно пользоваться кистями.


Такая технология нанесения узоров на стеклянные поверхности вызывает неоднозначное отношение. Кто-то считает ее «псевдоросписью», а кому-то она нравится даже больше классического витража, а потому и выше ценится. Выяснять, кто «правее» или «левее», не имеет смысла хотя бы потому, что многое зависит от личных предпочтений «зрителя» и мастерства того, кто выполнял роспись витражными красками.

Поэтому разберемся лишь с ее особенностями, а стоит самостоятельно этим заниматься или нет – на усмотрение читателя. Но сначала – немного теории.

Что такое витраж

В классическом понимании – это любая композиция декоративного характера с использованием материалов, пропускающих свет. Чаще всего для ее создания используются стеклянные фрагменты, хотя это и не единственный вариант. По сути, это , собранная из цветных образцов, скрепленных друг с другом. Роспись отличается тем, что основой для нее служит цельное «полотно», а краски лишь наносятся на его поверхность.

Но при соблюдении всех правил в итоге эффект получается тот же, хотя такая технология несколько проще. Например, если необходимо оформить какую-то основу, имеющую сложную, объемную конфигурацию. Ведь гораздо легче нанести краски, чем скрепить подобные элементы.

Виды росписи

  • Наиболее распространенная – оконная.
  • Перегородочная. Она используется для оформления не только временных (мобильных) внутренних стен, но и дверей с остеклением. Особенность в том, что краски накладываются с обеих сторон с соблюдением симметричности контуров росписи.
  • Потолочная. Стеклянные потолки монтируются не везде, но эффект, особенно при правильном расположении приборов подсветки, потрясающий.
  • Картинная. Ее используют при изготовлении отдельных элементов интерьера в виде панно, тех же картин и тому подобное, для чего образцы стекла обрабатываются соответствующими составами, а затем крепятся на стенах помещения.
  • Аксессуарная. Подразумевает роспись различных чашечек, ваз и так далее, то есть всего того, на что можно нанести рисунок. Именно она более всего подходит для тех, кто решил освоить азы этого искусства.

Мастер класс по росписи витражными красками

Готовим краски

У начинающих «народных умельцев» большей популярностью пользуются акриловые составы (на водной основе). Почему? Во-первых , они легко смываются, поэтому несложно что-то исправить, переделать. Во-вторых , отсутствие запаха. Ведь работа с «синтетикой» требует и соответствующих условий, в первую очередь, качественного проветривания. Это тем более важно в случаях, когда в помещении находятся малыши. В-третьих , их легко перемешивать, добиваясь любого оттенка и консистенции «раствора».

Единственный недостаток «водных» красок – неустойчивость в условиях избыточной влажности, и это нужно учитывать.

При покупке нужно посмотреть на специфику применения состава. Это должна быть краска именно для керамики или стекла. Плюс – на дату изготовления. С «подсохшей» продукцией работать будет сложнее.

Лак

Его применение – на усмотрение мастера. Но все-таки лучше таким составом (бесцветным) рисунок покрыть. Он не только придаст ему своеобразный блеск, но и защитит от жидкостей, которые могут просто растворить краску и испортить роспись.

Кисти

Ассортимент этих изделий достаточно большой. Для работы с акриловыми составами следует пользоваться мягкими кистями с ворсинками из искусственных материалов. Так как придется не только наносить краски на определенные участки, но и прорисовывать различные линии, то кисточек желательно иметь несколько, разной толщины.

Тюбики с контурами

Зачем они нужны? Такими составами обрисовываются контуры отдельных участков, так как различные по цвету краски нужно разделять, чтобы не допустить наплывов на «границе» из-за их частичного перемешивания. Кроме того, можно дополнительно оттенять отдельные зоны рисунка, более четко прорисовывая линии.

Такие составы известны и под другими названиями – «паста контурная», «аутлайнер» и ряд иных. Но смысл их использования понятен, поэтому ясно, что спрашивать в точке продажи. А выбор цвета – золотой, черный и так далее – зависит от общей композиции, следовательно, какой-либо рекомендации по данному вопросу быть не может. Это – на усмотрение «художника».

Все остальное, что может понадобиться для работы, есть в любом доме – салфетки, тряпочки (или губка) и тому подобное. Смешивать различные цвета для получения нужного оттенка можно в мелкой тарелке, блюдце или ванночке.

Порядок работы

Особых сложностей в рисовании нет, тем более что каждый из нас в детстве в той или иной мере «приобщался к искусству». Кто-то наносил рисунок карандашом на бумагу, а кому-то нравились мел и забор. Но есть некоторые нюансы росписи.

  • Независимо от материала основы, перед началом работы она должна быть обезжирена.
  • Сначала делается эскиз будущей композиции, для чего на сухую поверхность «накладывается» ее контур. Тем самым очерчиваются границы участков, которые будут окрашены каждый в свой цвет.
  • Нанесение краски. С первого раза может и не получиться, так как нужно буквально «чувствовать» оптимальную толщину слоя. Слишком тонко – после просыхания появятся разводы, пятна, поверхность будет иметь неоднородный оттенок. Слишком густо – краски с соседних участков «перейдут границу» и перемешаются. Но с опытом придет и понимание, сколько краски нужно брать кисточкой.
  • Просушка. Можно, конечно, этот процесс ускорить, используя фен или любой обогревательный прибор. Но более качественное покрытие получается, если сушка происходит естественным образом. Искусственное ускорение может привести к растрескиванию нанесенного слоя, даже потемнению отдельных участков, если термическое воздействие получится избыточным.
  • Покрытие лаком.

Это лишь общий алгоритм действий, который следует знать начинающему мастеру. Особенностей росписи много, и со временем этим искусством, при желании и усердии, сможет овладеть каждый.

  • На приобретении красящих составов можно сэкономить, если покупать не отдельные баночки с красками разных цветов, а набор с интересующими нас оттенками.
  • Рисунок не должен контактировать с пищей, напитками, а краска не должна попадать в ротовую полость. Если, к примеру, роспись делается на чашке, то от ее верхнего среза минимальный отступ – 1,5 см.

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера .

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер , чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.