Каким был XI век. Византийская империя
Это время в стране называли тёмными веками. Ведь если сравнивать с Античностью, теперь в стране царит упадок и варварство, а также постоянные войны и разбои. Именно в это время стали основываться главные цивилизации Европы. Европа стала развиваться как общинность с историческим и культурным бытом. Именно во времена средневековья, зародилась культура Европы, которая брала своё начало от Римской империи и образа жизни варваров.
Между уже уходящей Античностью и только что образовавшимся Средневековьем, появилось христианство. Именно оно стало оболочкой, которая впитала в себя различные традиции и взгляды на жизнь. Именно христианство полностью отвечало всем потребностям для массового сознания народа той эпохи.
Латинский язык был сохранён, как основной язык церкви, а также государственного дела и культуры общения международного уровня. Также осталась нетронута и традиция школ в Риме, которая подразумевала 7 искусств, которым давали полную свободу. Эта система была разделена на низшие уровни и высшие уровни. К низшим уровням относилась грамматика и риторика, а вот к высшим уровням относилась арифметика, астрономия, а также геометрия и музыка. С начала 9 века, стал заметен стремительный подъём монастырских школ, а также кафедральных и приходских школ. Имели место и так называемые светские школы.
Идея о том, чтобы соединить христианские теологии с культурой риторики, посетила секретаря и магистра остготских королей. Он написал Варий, который являлся целым сборником различных документов. Там находились как дипломатические, так и деловые переписки. На южных землях Италии, он решает основать Виварий. Это некий культурный центр, в котором он решил объединить школы, библиотеки, а также мастерские, в которых переписывали книги. Для монастырей Бенедикта, он был настоящим эталоном. Именно они в конце 6 века превратились в культурных хранителей различных традиций страны.
Папа Григорий 1, постоянно выступал против античных традиций или любого проявления язычества в духовной жизни крестьян. Именно он ответственен за издание литературы, которая отвечала всем требованиям сознания средневековых людей.
В Западной Европе, упадок культурной жизни горожан приходится на конец 7 века. Эта культура едва сохранилась в далёких монастырях, и немного больше она сохранилась в Ирландии, ведь именно оттуда монахи-учителя прибывали.
Весьма мало данных сохранилось от источников. В период времени с 4 по 7 век, 3 народа Европы начинает стремительно складываться героический эпос, который в то время служил историей. Главными героями были различные гномы, карлики, чудовища, злые и добрые боги, феи, оборотни и прочая нечисть.
В Софийском соборе Константинополя
произошло разделение христианской церкви — Великая схизма — на Западную (Римско-католическую) и Восточную (грекокафолическую). Во время богослужения папские легаты, прибывшие в столицу Византии для переговоров, прошли к алтарю и, прервав литургию, выступили с обличительной речью в адрес патриарха Михаила Кирулария. Затем они положили на престол папскую буллу на латинском языке, в которой говорилось об отлучении патриарха и его последователей от церкви. Ответ патриарха Михаила не заставил себя ждать: спустя несколько дней он созвал собор, на котором предал анафеме папу и его приверженцев. Так произошла Великая схизма, но глубокие непримиримые разногласия между римским папой и константинопольским патриархом назревали не одно столетие, а исторические предпосылки раскола берут свое начало еще в раннем Средневековье.
В Вышгороде
скончался князь киевский Ярослав Мудрый. За 44 года своего правления (34 из которых он был великим князем киевским) он, как ни один из его предшествен-ников, сумел укрепить и повысить авторитет Древнерусского государства в глазах соседей. Европейские монархи почитали за честь породниться с Рюриковичами. Одна из дочерей Ярослава — Анна — стала женой французского короля Генриха I, а сын Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха. Однако Ярослав прославился не столько мудрым ведением внешней политики, сколько заботой о внутригосударственных делах. Одной из главных заслуг князя было создание первого на Руси писаного свода законов под названием «Правда Ярослава». В 1282 году Правда Ярослава войдет в более полный и подробный свод законов — Русскую Правду. При нем Древнерусское государство переживает свой культурный расцвет: появляются первые монастыри, в киевских скрипториях начинают переписывать и переводить греческие рукописи. По инициативе Ярослава был возведен тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. На смертном одре великий князь завещал своим детям пребывать в любви и согласии между собою, но из-за нового порядка престолонаследия, им же и установленного, сыновьям не удалось исполнить наказ отца, и уже через несколько лет после смерти Ярослава Русь погрузится во мрак междоусобных войн.
В Китае
в течение двадцати трех дней на небе можно было наблюдать яркую вспышку. Китайские астрономы зафиксировали появление «звезды-гостьи» — такое название дали ей наблюдатели — в созвездии Тельца. Эта новая звезда за несколько дней разгорелась настолько, что стала в четыре раза ярче Венеры. Один из пяти астрономов, чьи письменные наблюдения дошли до наших дней, — Янг Вэй-Ти записал, что она имела ярко-желтый цвет и была видна даже днем. Но спустя некоторое время «гостья» угасла, оставив после себя туманность, которую позднейшие исследователи назовут Крабовидной. Подобная ей звезда снова возникнет на небосводе только спустя полтысячелетия, и ее появление задокументирует великий астроном Тихо Браге.
«О несчастиях знаменитых людей» Джованни Боккаччо. XV век Bibliothèque nationale de France
Пограничная византийская крепость Манцикерт
была осаждена войсками сельджукского султана Тогрул-бека. В силу своего удачного расположе-ния — крепость Манцикерт (Маназкерт) была своеобразными «воротами» в Малую Азию — она была лакомым куском для завоевателей. За долгую историю своего существования она успела побывать под властью ассирийцев, римлян, Сасанидов, а в 986 году была завоевана византийцами. Войска сельджуков обстреливали осажденный город из трофейной метательной машины — требушета, некогда принадлежавшего византийцам. Один из жителей осажденного города прорвался к вражескому орудию и поджег его с помощью специальной горючей смеси — «греческого огня». Требушет был выведен из строя, а город спасен. Дальнейшая же судьба безымянного героя, как нетрудно догадаться, сложилась трагически. К сожалению, эта победа не была окончательной. Через 17 лет, в 1071 году, при Манцикерте состоялось сражение, имевшее фатальное значение для Византийской империи. Турки-сельджуки разбили византийскую армию и взяли в плен императора Романа IV Диогена, который был отпущен только при условии выплаты ежегодной дани. Победа сельджуков открыла тюркским племенам дорогу в глубь Малой Азии и ускорила установление власти турок на этой территории.
В Риме скончался папа Лев IX. После смерти папы Дамаса II император Генрих III в присутствии римских легатов назначил тогда еще епископа Бруно папой римским. Однако Бруно пожелал быть избранным на Святой престол согласно древним обычаям. В столицу Западной Римской империи будущий папа прибыл как паломник — войдя в Рим, он снял сандалии и босиком, смиренно читая молитвы, направился к могиле святого Петра. Там он объявил римлянам, что прислан к ним императором в качестве нового папы, но не намерен оставаться, если они того не желают. Однако римляне приняли его, и тогда архидьякон Римской церкви произнес традиционную фразу: «Святой Петр избрал Бруно». За недолгие пять лет папства он провел крупную реформу церкви, осудил куплю и продажу церковных санов (симонию) и половую распущенность священников. В рамках реформаторской деятельности Лев IX много ездил по Европе и везде, где бы ни оказался, активно призывал к борьбе с этими пороками. Но взор папы был обращен не только на внутренние проблемы церкви. C 1050 года все его внимание было направлено на Южную Италию, находившуюся под церковной юрисдикцией константинопольского патриарха и властью норманнских племен. Желание Льва IX подчинить себе эти земли послужило толчком к острому конфликту с Византийской церковью и стало одним из поводов к Великому расколу. После нескольких лет безуспешных мирных переговоров с норманнами Лев IX попытался убедить Генриха III отложить войну с венграми и дать войска для борьбы с варварами, но получил отказ. Тогда Лев IX сам взял в руки меч и выступил в поход, но в битве при Чивителле папская армия, состоявшая из небольшого отряда наемников, была разбита, а папа сдался в плен. Почти год Лев IX содержался в норманнском плену и уже смертельно больной был отпущен на свободу и доставлен в Рим, где вскоре скончался, не дожив трех месяцев до Великой схизмы.
Фрагмент фриза Национальной портретной галереи Шотландии. Мозаика Уильяма Хоула. 1898 год rampantscotland.com
В Шотландии недалеко от крепости Дунсинан
состоялось сражение между шотландским королем Макбетом и графом Сивардом. Поводом послужило прикрытие Макбетом нормандцев, удаленных от двора Эдуарда Исповедника, причиной — конечно, корона. В интересах Сиварда было свергнуть неугодного ему и его клану Макбета и возвести на престол своего родственника Малькольма. Несмотря на победу в этой битве, Сиварду не удалось осуществить свой план — Макбет оставался королем Шотландии еще на протяжении трех лет, пока не был убит Малькольмом в битве при Лумфанане в Абердине. К концу XIV века жизнь Макбета превратилась в легенду, где шотландский король выставлен беспощадным кровавым тираном, каковым он, скорее всего, на самом деле не был. Макбет способствовал распространению христианства в Шотландии, а в 1050 году совершил паломническую поездку в Рим, где прославился щедрыми пожертвованиями в пользу католической церкви. Однако красивая легенда всегда привлекательнее и интереснее правды. Сказания шотландских трубадуров легли в основу знаменитой шекспировской пьесы «Макбет», из которой и сложилось наше представление об этом монархе.
Гарсия III. Фрагмент иллюстрации из манускрипта «Genealogia dos Reis de Portugal». Португалия, 1530-1534 годы British Library
При Атапуэрке
на территории современной Испании произошла битва между армиями Кастилии и Наварры, в ходе которой погиб король Гарсия Наваррский. Воевали, как это часто водится, два брата — Фердинанд I и Гарсия III. Один из братьев, а именно Гарсия, посчитал себя несправедливо обойденным при распределении земель после смерти отца Санчо III Великого и решил напасть на Кастилию. Поход против брата не увенчался успехом, а за желание присоединить себе дополнительные земли Гарсия III поплатился жизнью, не успев оставить в истории хоть сколько-нибудь значительный след.
В сражении при Мортимере французский король Генрих I потерпел поражение от Вильгельма (будущего Вильгельма Завоевателя). Это было одно из первых крупных и значимых для Вильгельма сражений. Предпосылкой к этой битве послужил целый ряд довольно запутанных обстоятельств, связанных с разделением земель и влияния. Участниками событий были короли, герцоги и их вассалы. В итоге в 1053 году произошло первое нападение армии Генриха I на норманнские владения, а уже через год он начал крупномасштабное вторжение на земли Вильгельма. На стороне Генриха I также выступили отряды герцога Аквитании и графов Бургундии и Анжу. Французский король решил разделить армию на две части. После того как одна из них была полностью разбита под Мортимером, Генрих I вынужден был отступить. Многие знатные рыцари попали в плен, а через некоторое время стали вассалами Вильгельма.
ДУЛЕБЫ - племенной союз восточных славян.
Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.
Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.
ВОЛЫНЯНЕ, (велыняне) - восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название - бужане.
В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как "толковины" - переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.
ВЯТИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.
Согласно "Повести временных лет", родоначальником вятичей был Вятко, пришедший "от ляхов" (поляков) вместе с братом Радимом - родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра. Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI-VIII веках
Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач.12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон.11 - нач.12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования.
К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.
ДРЕВЛЯНЕ - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6-8 вв. распространились погребения в курганах, в 8-10 вв. - безурновые захоронения, а в 10-13 вв. - трупоположения в курганах.
Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.
Известны по 9-10 в., именно им мстила княгиня Ольга за мужа, впоследствии чего земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в г. Вручий (Овруч).
ДРЕГОВИЧИ - племенной союз восточных славян.
Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В.В. Седов и др.), в 6-9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11 - 12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях р. Неман.
При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Летописи говорят о происхождении дреговичей, наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках
В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества.
КРИВИЧИ - племенной союз восточных славян 6-11 вв. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура). Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.
Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.
"Повесть временных лет" сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам "из заморья", а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика. Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11-12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.
ПОЛОЧАНЕ - славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был г. Полоцк. В "Повести временных лет" полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.
В сер.10 - нач.11 вв. на территории полочан образовалось Полоцкое княжество.
ПОЛЯНЕ - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI-VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра. Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень, Звенигород, Треполь, Василев и прочие.
РАДИМИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно "Повести временных лет", родоначальником племени был Радим, пришедший "от ляхов", т.е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения - семилучевые. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества.
РУСЫ - в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.
Опираясь на данные "Повести временных лет", одни историки полагают, что летописец отождествлял "русов" с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы - это варяжское племя, "призванное" на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя "Русь" Киевской земле. Третьи доказывают, что автор "Слова о полку Игореве" связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.
Загадка происхождения народа "рус" не решена до сих пор.
СЕВЕРЯНЕ - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 вв. по pp. Десна, Сейм, Сула.
Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными - радимичи и вятичи.
Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7-9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтовомаяцкой археологической культуры.
Основным занятием северян было земледелие. В IX веке они платили дань хазарам, позже (882) были подчинены князем Олегом и их территория вместе с землёй полян, кривичей и ильменских словен составили ядро Киевской Руси. В 907 приняли участие в походе Олега на Византию. Позже на их территории возникло Черниговское княжество.
СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.
По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.
ТИВЕРЦЫ - восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.
В Тверской летописи под 863 г. находится известие о борьбе Аскольда и Дира с тиверцами. Под 885 г. многие списки летописи сохранили известие, что Олег "имел рать с тиверцами и улучами". Под 907 г. в летописи сохранилось известие об участии тиверцев в походе Олега, под 944 г., в некоторых списках - известие об их участии в походе Игоря.
УЛИЧИ - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - сер. 10 вв.
По сообщению "Повести временных лет", уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р. Тясмин (приток Днепра).
Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг.10 в. киевский воевода Свенельд три года держал в осаде г. Пересечен. В сер.10 в. под натиском кочевых племен уличи отошли на север и были включены в состав Киевской Руси.
В нач.12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами.
Приложение 1: Карта расселения славянских племен
СЛАВЯНЕ - крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. (2 ч.)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (2ч)
Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Е Европе в XI - XV вв. (6 ч.)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации.
Тема 8. Германия и Италия в 12-15 веках. (1ч)
Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д"Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.
Тема 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках. (1ч)
Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Тема 10. Культура Западной Европы в 11-15 веках. (4 ч.)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тема 11. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) (4 ч.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Политическая раздробленность на Руси
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Мономах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности.
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
§ 7. Южнославянские государства в VI–XI веках
Жизнь славянских племен
Одним из самых многочисленных народов Европы были славяне. В начале I тысячелетия до н. э. они жили восточнее германцев, занимая территорию Центральной Европы. Образ жизни и занятия славян были сходны с обычаями других варварских народов. Подобно германцам, они жили родами и племенами, были воинственны и свободолюбивы. Основным занятием славян было земледелие. Они выращивали рожь, овес, ячмень, пшеницу. Не случайно во многих славянских языках слово «жито» (хлеб) происходит от слова «жизнь». Славяне также занимались огородничеством и скотоводством, были искусными ремесленниками.
Что было общего в образе жизни славян и германцев?
Так же как и другие варварские племена, славяне участвовали в Великом переселении народов. Вместе с гуннами и германцами они атаковали границы Римской империи, вторгались в ее пределы, разоряли ее города. В период Великого переселения народов славяне заняли огромную территорию от Вислы до верхней Волги и Оки, от побережья Балтийского моря до Северного Причерноморья, нижнего и среднего Дуная. Тогда же произошло разделение единого славянского народа на три ветви: восточную – предков современных русских, украинцев, белорусов; южную – предков болгар, сербов, хорватов и западную – предков чехов, словаков и поляков. Несмотря на разделение, славянские племена имели близкую культуру, понимали язык друг друга.
Вспомните, какую роль сыграли гунны в Великом переселении народов.
Византия и славяне
Славяне часто совершали опустошительные набеги на земли Восточной Римской (Византийской) империи. Первые упоминания о таких вторжениях относятся к V–VI векам. Вот как рассказывает об этом византийский историк: «Войско славян, перейдя реку Истр (Дунай), произвело ужасающее опустошение… убивая и обращая в рабство всех попадавшихся навстречу, не разбирая пола и возраста и грабя ценности. Даже многие укрепления, бывшие тут и в прежнее время казавшиеся сильными, так как их никто не защищал, славянам удалось взять; они разбрелись по всем окрестным местам, совершенно свободно производя опустошения». Славяне расселились на принадлежавших Византии землях Балканского полуострова.
Славяне и византийский император. Средневековый рисунок
Византийские императоры стремились сдержать славянские племена не только силой оружия, но и установив с ними мирные отношения. Византийцы рассчитывали, что обращение суровых варваров-язычников в христианство поможет превратить славян из противников в союзников.
На славянских вождей сильное впечатление производили величественные византийские храмы, торжественные религиозные обряды, и они соглашались принимать новую веру.
Славянские просветители
Большое значение для распространения христианства среди славянских народов имело слово проповедников, пример их нравственной жизни. Просветителями славян, развернувшими свою деятельность в IX веке, были братья Кирилл и Мефодий. Они родились в семье знатного военачальника в греческом городе Фессалоники (Солунь). Здесь проживало немало славян, и братья с детства знали их язык. Младший из братьев – Константин (второе, монашеское, имя – Кирилл) был отправлен ко двору византийского императора, где обучался вместе с его сыном. Уже в молодые годы Константин демонстрировал необычайные способности к изучению наук и христианского учения. За свою мудрость и обширные знания юноша получил прозвище Константина Философа. Поэтому, когда к византийскому императору обратился правитель славянского государства Великой Моравии, решивший принять христианство, выбор пал на Кирилла. Вместе с ним к славянам отправился его старший брат Мефодий. Он проявил себя как удачливый военный предводитель и чиновник, но отказался от всех почестей и власти и вместе с Кириллом посвятил жизнь распространению христианской веры среди славян.
Кирилл и Мефодий. Икона XIX века
В византийской церкви богослужение велось на языке прихожан – верующих, а не на латыни, как в христианской церкви на западе Европы. Поэтому перед отъездом в Моравию Кирилл составил славянскую азбуку, взяв за образец греческий алфавит. По его имени она получила название кириллицы. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию и другие церковные книги. Теперь славянам стало доступно Слово Божье на родном языке. В течение нескольких лет Кирилл и Мефодий обращали славян Моравии в новую веру и обучали их грамоте на родном языке. Созданная солунскими братьями азбука до сих пор используется в России, Болгарии, Сербии и других славянских странах, принявших христианство от Византии, а Кирилл и Мефодий считаются первоучителями славян, святыми, равными апостолам – ученикам Христа.
Как вы думаете, почему Кирилл создал славянский алфавит на основе греческого?
Печать болгарского царя
Первое Болгарское царство и Византия
В VII веке из восточных степей на Балканский полуостров, спасаясь от врагов, переселились кочевники-болгары. В 681 году они создали Первое Болгарское царство. Кочевники заключили союз с некоторыми племенами южных славян и со временем, приняв их язык и культуру, слились с ними в один народ. Главным противником Болгарского государства стала Византийская империя. Войска правителя Болгарии теснили армии императора. Почти весь север Балканского полуострова оказался в руках болгар, а к X веку земли Болгарского царства протянулись от Черного моря на востоке до Адриатического моря на западе; от Дуная на севере – до греческих земель на юге. Не сумев справиться с противником военными средствами, византийцы решили обратить болгар в христианство. В 865 году правитель Болгарии Борис принял христианство от византийских священников. В Болгарию из Великой Моравии приехали последователи Кирилла и Мефодия, которые стали духовными наставниками славян.
Однако принятие Болгарией христианства не привело к прекращению войн с Византией. В конце X века царем Болгарии стал Самуил. Его войску приходилось отражать опустошительные вторжения византийцев. Во время одного из них полки императора Василия II прошли по плохо охранявшимся горным тропам в тыл болгарской армии. Победив в жестокой битве, император приказал ослепить 15 тысяч пленных. На каждую сотню слепцов был оставлен один поводырь, которому сохранили один глаз. Изувеченных воинов византийцы отправили к их царю. Многие из несчастных погибли в пути. Царь Самуил, увидев жалкие остатки своего войска, вскоре скончался от горя, а император Василий II за свои победы над болгарами получил прозвище «Болгаробойца».
Василий II Болгаробойца. Византийская миниатюра
К XI веку Византийской империи удалось укрепиться и нанести своим противникам ряд поражений. Воспользовавшись внутренними смутами, она в 1018 году полностью подчинила себе Болгарию. Последний болгарский царь был убит в бою, а его страна стала провинцией Византии. Первое Болгарское царство погибло.
Восстановление независимости Болгарии
Пребывание Болгарии в составе развитой Византии способствовало хозяйственному и культурному подъему страны. Однако иноземная власть, рост налогов с крестьян, новые повинности и произвол чиновников вызывали протест и сопротивление болгар. В 1186 году в Болгарии началось общенародное восстание. Поводом к нему послужили необычайно большие поборы с населения Болгарии в связи со свадьбой византийского императора. Повелитель ромеев решил отпраздновать торжество, устроив роскошный пир для всех жителей Константинополя. На все провинции империи был наложен тяжелый налог деньгами и скотом. Больше всего овец, свиней и коров должны были отдать болгары, у которых было хорошо развито скотоводство. Жители страны были возмущены произволом, так как только пару месяцев назад они заплатили императору все налоги. Восстание возглавили братья Петр и Асень. Они сумели создать сильную армию и разбили войска византийцев. Независимость Болгарии была восстановлена, болгарская церковь освободилась из-под власти константинопольского патриарха, а братья Петр и Асень были провозглашены царями Второго Болгарского царства. Столицей государства стал город Тырнов, в котором как раз и началось восстание.
Битва византийцев и болгар. Средневековая миниатюра
Византийцы не оставили попыток вновь подчинить себе Болгарию. Новый завоевательный поход был предпринят ими в 1190 году. Но в горном ущелье войско византийцев попало в засаду, устроенную болгарами, и было полностью уничтожено. Сам император с трудом избежал смерти.
Византийская империя и славяне в IX–XII веках
Как изменились территории Византийской империи и Болгарского государства в IX–XII веках?
Страже пришлось прорубать дорогу для повелителя сквозь ряды собственных воинов, охваченных паникой. Своего наивысшего могущества Второе Болгарское царство достигло в первой половине XIII века. Оно смогло захватить многие владения византийцев на Балканах и дать отпор многочисленным вторжениям врагов.
Крепость Асеня
Подведем итоги
Одним из наиболее многочисленных народов Европы были славяне. С VII века у них стали возникать государства. Южнославянские народы и Древняя Русь оказались в орбите влияния Византии.
681 Возникновение Первого Болгарского царства.865 Принятие болгарами христианства.
«И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке».(Из жизнеописания Кирилла и Мефодия)
1. Каковы были занятия, образ жизни и религия славянских племен?
2. Как складывались отношения славян и Византийской империи? Каким образом византийские императоры пытались воздействовать на славян?
3. Когда образовалось Первое Болгарское царство? Каковы были его отношения с Византией и дальнейшая судьба?
4. Как и когда возникло Второе Болгарское царство? Когда оно достигло своего наивысшего могущества?
Используя иллюстрации и текст параграфа, охарактеризуйте Кирилла и Мефодия (план характеристики см.: задание к § 3).
автора§ 7. Южнославянские государства в VI–XI веках Жизнь славянских племёнОдним из самых многочисленных народов Европы были славяне. В начале I тысячелетия до н. э. они жили восточнее германцев, занимая территорию Центральной Европы. Образ жизни и занятия славян были сходны с
Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович§ 22. Итальянские государства в XI–XV веках * Перед прочтением текста параграфа познакомьтесь с заданием 1 § 22 IТак же как и в Германии, на Апеннинском полуострове в Средние века не сложилось единого государства. На территории Италии существовало несколько областей, сильно
автора Бурин Сергей Николаевич Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич§ 3. Зарождение классов и государства. Первые протогосударства и государства. Переход к производящему земледельческому хозяйству в лесной зоне Греческие города-государства Северного Причерноморья. С VIII в. до н. э. в письменных источниках появляются сведения о племенах,
Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автораКто такие скотты в X–XII веках и где они жили? Где была Шотландия в X–XII веках? Шотландия = Scotland = Scot + Land = страна скотов (скоттов). Это всем известно.Менее известно, что в старых английских хрониках скотты (Scots) называются также скифами (Scithi)!См., например, манускрипт F
Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.
Из книги Северные войны России автора Широкорад Александр БорисовичРаздел III. Войны Московского государства в XIV-XVII веках
Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр НиколаевичЭллинистические государства во II–I веках до нашей эры С конца III века до нашей эры в Средиземноморье все чаще практикуется массовое обращение людей в рабство, ограбление городов и сельских местностей, беспощадные расправы с мирным населением. Так вторжение этолийцев в
Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)? Ближний Восток и Средний Восток включают несколько географических областей: «плодородный полумесяц» – колыбель цивилизации – начинается на западе, в богатых
Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович§ 24. Итальянские государства в XI–XV веках IТак же, как и в Германии, на Апеннинском полуострове в Средние века не сложилось единого государства. На территории Италии было несколько областей, сильно отличавшихся друг от друга по уровню своего развития. Юг Италии и остров
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей НиколаевичГлава 2 Европейские государства в XVI–XVII веках: реформация и абсолютизм «Как событие важное и в политическом, и в культурном, и в социальном отношениях, и притом событие с характером общеевропейским, Реформация в истории Нового времени может быть сопоставлена только с
Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир ИвановичГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н. э. Образование государства у восточных славян Этногенез славян был длительным и сложным процессом. Многие его вопросы по сию пору вызывают споры между историками, лингвистами, археологами, этнографами. Предки славян
Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.
Из книги Россия и становление сербской государственности. 1812–1856 автора Кудрявцева Елена Петровна3. Русско-южнославянские церковные связи в 30–40-х гг. XIX в. В многовековой истории русско-югославянских отношений одно из важнейших мест занимала религиозная общность народов России и Балканского полуострова. Идея конфессионального единства находилась в центре внимания
Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей АнатольевичГ) Племена южнославянские Болгары. Боснийцы. Македонцы. Сербы. Словенцы. Хорваты (Далмация и Дубровник).