Как работать со светом в фотографии. Освещение в фотографии - основы работы со светом Правильный свет в фотографии

Ранее мы говорили о том, что ваша камера использует скорость затвора и диафрагму для контроля количества света, попадающего на сенсор. Тем не менее, эти параметры являются лишь частью уравнения, в другой его части находится фактическое освещение. Свет может поступать от солнца, вспышки камеры, лампы или потолочных светильников. Направление, яркость и цвет освещения могут иметь огромное влияние на внешний вид ваших фотографий.

На любом фото свет должен падать на объект определенным образом, создавая блики (светлые области) и тени (темные области). Блики и тени создают контраст, который помогает сделать фото интереснее, но может и добавить проблем в некоторых ситуациях. Например, снимая портрет, вы, вероятно, не хотите, чтобы лицо человека оказалось в тени или было перегружено резким светом. Обычно вам нужен баланс между светом и тенью, чтобы черты вашего объекта были хорошо видны.

На фото внизу на лице человека есть и свет, и тень, но все выглядит натурально.

С другой стороны, если вы хотите получить более драматичные фото, то можете пожелать наличие большего контраста. На фото внизу фотограф использовал большую область тени, что сделало само фото более художественным.

Фотографирование на улице

Если вы делаете фотографии на улице в дневные часы, то основным источником света будет солнце. В зависимости от времени дня и погоды солнце может придавать вашим фотографиям совершенно разный вид. Безусловно, удачный момент для съемок может случиться в любое время дня, так что вы не сможете ждать нужного освещения. Если вы знаете, как свет влияет на ваши фотографии, то сможете внести нужные коррективы в настройки и получить прекрасные результаты.

Как правило, вы должны избегать наличия солнца позади объекта, так как это может привести к тому, что объект окажется слишком темным, а фон – слишком светлым. Постарайтесь найти такое положение, чтобы солнце было в стороне под некоторым углом и давало как небольшие тени, так и блики.

Многие фотографы говорят, что их фото получаются самыми лучшими, если они сняты перед закатом или сразу после восхода солнца. Это время обычно называют «золотой час». Когда солнце находится низко, оно дает длинные мягкие тени. А они могут добавить фотографиям контраст и, в то же время, мягкий и приятный вид. Кроме того, солнечный свет имеет золотой цвет, что добавляет тепло фотографиям.

На фото внизу на лице человека есть и блики и тени, но они не очень резкие.

Около полудня солнце находится максимально высоко, и свет падает на объект сверху. Это приводит к появлению темных теней и светлых бликов, которые делают фотографии довольно жесткими и резкими. Если вы фотографируете людей, то их глаза могут оказаться полностью в тени. Иногда таких теней можно избежать, включив вспышку фотоаппарата, хотя это сработает только, если фотографируемый объект находится близко. Вы также можете попросить человека как-то иначе повернуть лицо, чтобы уменьшить тень.

На фото внизу видны яркие светлые блики на лбу героини фото, а ее глаза и рот значительно затенены.

Наиболее мягкий свет солнце дает сразу, когда скрывается за горизонтом или, когда небо покрыто облаками. Благодаря такому мягкому свету, ваша камера сможет зафиксировать очень мелкие детали, обычно скрытые тенью. Это прекрасное время для съемок цветов и других красочных объектов.

На фото внизу свет на лице мальчика очень мягкий, умеренный, нет резких теней и бликов.

Фотографирование в помещении

Для фотографий в помещении источниками света могут быть лампы, потолочные светильники, свет из окон и вспышка камеры. Это дает вам определенную гибкость, так как вы можете отодвинуть светильник, включить или выключить его, тем самым регулируя направление и яркость света.

Как правило, чем больше в помещении света, тем лучше получаются фотографии. Тем не менее, вы не должны забывать о качестве света: некоторые светильники дают более сбалансированное освещение, по сравнению с другими.

Вам может показаться, что для всех фотографий в помещении нужна вспышка. Однако снимки, сделанные со вспышкой, часто получаются резкими и несбалансированными из-за очень темных теней и ярких бликов. Поэтому иногда стоит выключить вспышку и поэкспериментировать с остальным светом. Вы всегда сможете включить вспышку, если с ней фото получались лучше.

На фото внизу видно, что снимок слева сделан со вспышкой, так как присутствует резкая тень за объектом. Правый снимок выполнен без вспышки, его вид более натуральный, естественный.

В профессиональной студийной фотографии обычно используется основной свет (его часто называют ключевой свет), который располагается в стороне, но все же перед объектом съемок. Также может быть еще один источник света, называемый узконаправленный или выравнивающий свет, располагающийся с другой стороны от основного. Он помогает смягчить тени. Иногда фотографы прибегают и к еще дополнительным источникам света, но такое освещение может стоит очень больших денег.

Если вы не профессиональный фотограф, то, вероятно, не имеете источников света подобного типа. Тем не менее, если у вас есть лампы или солнечное окно, то вы можете выбрать положение объекта так, что получите нужное освещение и хорошие снимки. Ниже мы даем несколько полезных советов:

  • Избегайте наличия солнечного окна за объектом съемки. Это может сделать фон слишком светлым, а объект – темным. Попробуйте повернуть объект или камеру так, чтобы свет попадал на объект со стороны или под углом 45 градусов.
  • Попробуйте выключить верхний свет и воспользоваться несколькими лампами. Если у вас есть две лампы, поставьте их с разных сторон от объекта, сделав одну ключевым, а другую направленным светом. Помните, что ваша камера может менять настройки скорости затвора и диафрагмы, так что ваши фото не должны оказаться слишком темными.
  • Используйте штатив. Если освещение далеко от идеала, то штатив поможет избежать размытости.
  • Попробуйте включить режим Вечеринка/Помещение. Этот режим создан для съемок в условиях низкого освещения.
  • Если вам приходится пользоваться вспышкой, то отодвиньте объект как можно дальше от стены. Это поможет уменьшить тень позади объекта съемки.
  • Экспериментируйте . Самое замечательное в цифровых камерах то, что вы можете посмотреть фото сразу после съемки, поправить какие-то настройки и быстро все переснять.

Контровым мы называем такое положение света, когда источник расположен за объектом съемки. Источник не обязательно должен находиться ровно за спиной модели, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. Наверняка, вы хоть раз вы слышали от непрошеных советчиков категоричное: «Против света не снимать!». И в этом есть доля правды: при таком освещении очень легко получить непонятную тень в кадре вместо хорошего портрета. Здесь мы попробуем развеять миф и выяснить, как использовать контровой свет для получения прекрасных фотографий.

Съемка в контровом свете возможна, если уметь правильно этим светом распоряжаться. Самый простой способ – использовать вспышку, для того, чтобы лицо снимаемого (если мы, например, создаем портрет в контровом свете) по яркости не уступало фону. Если модель располагается близко к камере, то старайтесь следить за тем, чтобы вспышка не пересветила лицо. Для этого можно ввести отрицательную коррекцию вспышки, уменьшить мощность импульса. Или прикрыть вспышку рассеивателем: можно самодельным – простым листом белой бумаги или салфеткой. Свет на лице станет мягким, и у вас будет шанс избежать не только пересвета, но и неприятных бликов на коже.

Как снимать в контровом свете, когда нет под рукой вспышки, или вспышка бесполезна (если, например, снимаете пейзаж), но все равно хочется получить достойное изображение? Попробуйте правильно настроить камеру. Для съемки в контровом свете имеет смысл выбрать точечный режим экспозамера – камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера. Попробуйте применить положительную экспокоррекцию – величину ее можно подобрать опытным путем: может быть, хватит ½ ступени, а может быть, придется выставлять 2 или 3. Так вы сможете проработать детали, попавшие в тень. Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но это при фотографировании в контровом свете это выглядит совершенно естественно.

Если источник света попадает в кадр, то на снимке могут появиться блики – часто они смотрятся эффектно, но могут стать помехой в изображении.

Если же мы хотим получить красивый силуэт, и детали переднего плана нам не важны, то можно обойтись без точечного режима замера и экспокоррекции. Фон будет хорошо виден, а главный объект съемки – сильно затенен. Чтобы такой снимок получился удачным, нужно внимательно следить за выразительностью силуэта. Например, если снимаете лицо, то лучше располагать его в профиль. Если в кадре несколько человек, старайтесь располагать их так, чтобы силуэты не сливались, не пересекались между собой, были выразительными и четкими.

Очень эффектно смотрится съемка прозрачных или полупрозрачных предметов в контровом свете – можно получить очень приятный свет в кадре, с красивыми очертаниями снимаемого предмета.

Недавно получил несколько вопросов от слушателей фотошколы, как они могли бы улучшить определенную серию пейзажных фотографий. Может им нужно было изменить диафрагму, выдержку и пр. Но порой проблема кроется не в настройках камеры, а в свете, свет на их фото был ужасен. Поэтому очень важно научиться видеть и фотографировать "свет", об этом и будет данный урок фотографии.

Цветение на рассвете, Париж.

Бывают случаи, когда интересные фотографии были сделаны с плохим светом. Но я однозначно скажу, что в большинстве случаев (ведь всегда есть исключения из правил, да?), когда у вас скучный свет, то и фотографии будут скучными.

Интересный свет преображает любой предмет. Он выявляет и усиливает природные свойства объекта. Он вдыхает жизнь в объект разными способами. Если вы следуете только одному правилу в фотографии, то оно должно быть таким:

Свет создает фотографию . Принимайте свет . Восхищайтесь светом . Любите его . Но прежде всего изучите свет . Изучите его насколько только можете, и вы узнаете ключ к фотографии" Джордж Истман .

Луна над Сеной .

В этой статье я собираюсь исследовать свет в разных формах, но это не техническая статья. Она о том, как использовать свет, как его различные формы влияют на объект, об эмоциях, которые передает свет, и как, когда вы по-настоящему научитесь ловить свет, создавать более привлекательные и запоминающиеся изображения.

В каждой из этих фотографий я скажу, что объектом является свет. Свет может быть очень тонким или очень заметным, но что заставило меня нажать на спуск затвора, это то, что делал свет. Вот несколько советов о том, как более эффективно передавать качества света в фотографии.

1. Обращайте внимание на свет

“Важно не то, на что вы смотрите, а то, что вы видите" Генри Девид Торо

Этот первый шаг кажется глупым советом, не так ли? Я имею ввиду, кто не обращает внимание на свет? Большинство людей обращают внимание на очевидные аспекты света – это солнечный день, это штормовой, это сумерки. Хотя о свете можно сказать гораздо больше. Это богатый, разнообразный и сложный объект. Свет создает сотни различных эффектов вокруг нас все время.

Первый совет, который я даю своим студентам, состоит в следующем – смотрите, что делает свет и ищите источник света. Вы на открытом воздухе и видите красивый луч света на стене. Спросите себя – откуда он исходит? Он прямой или отражается от чего-то? Может он отбивается от стены и делает еще что-то?

Как двигаетесь вы, так же меняется и свет – когда вы заходите в сквер, становитесь под деревом, двигаетесь вокруг здания – свет отбивается и отражается от многих вещей. Свет проходит сквозь листья, через различные рукотворные и природные материалы. Этот аспект постоянно меняется, поэтому вы должны быть хорошо знакомы и близки со светом. Он меняется всегда – так как облака дрейфуют мимо солнца, изменяется время и погодные условия.

Видите тени в облаках?

Станьте сыщиком света

Конечно очень часто свет бывает супер плоским. В Лондоне бывает много дней, когда облачный покров очень плотный, а свет очень плоский и серый. Или в Калифорнии, где я вырос, в середине лета в полдень свет очень интенсивный и в основном плоский из-за пронзительной белизны. Тогда вам придется больше поработать в поисках изменения света. Но и как сама жизнь, изменения – это нечто, на что мы можем смело положиться.

Кроме того, вы начнете замечать, что изменяющийся свет на открытом воздухе меняет свет внутри помещения. Снижение яркости света на улице сделает свет в помещении теплее и сильнее.

Стать хорошим фотографом означает стать сыщиком света. Что делает свет с вашим объектом? Что он раскрывает?

Деловая часть Лос-Анжелеса на рассвете.

2. Используйте свет, чтобы создать эмоцию в вашем изображении

“Великий фотограф – это тот, кто полностью выражает то, что он чувствует к тому, что фотографирует" Ансель Адамс

Для меня свет всегда создает эмоцию, ощущение или задает настроение. Это не обязательно должно быть сильное чувство и даже не обязательно положительное, но оно должно создать воздействие на меня, выходящее за рамки привычной приятности для глаз. Я всегда ищу ощущение, которое смогу передать через фотографию. Свет является очень мощным способом сообщить эмоцию.

Поэтому я прошу вас посмотреть на следующие фотографии и спросить себя – какие у меня возникают ощущения? Свет может быть мощным и драматичным элементом в ваших изображениях, вызывая глубокое ощущения благоговения перед великой красотой мира.

Рассвет над Гранд Каналом в Венеции, Италия.

Свет усиливает объект

Конечно, фотография выше была бы интересна и без драматического заката, в конце концов это Венеция и она прекрасна. Что привносит красивый свет, так это насыщенность цветов, дополнительную глубину и вдохновляюще-благоговейное впечатление от этих зданий. Драматический цвет и свет усиливают драматический объект и соответствуют ему.

Хотя это не обязательно должны быть большие объекты. Простой снимок красивых цветов был бы достаточно скучным, если бы не пятнистый свет на них. Он простой, но запоминающийся. Если вы только начинаете или стараетесь освежить свои базовые навыки, фокусируйтесь на детализированных снимках, как этот, смотрите, как ложится свет на окружающие предметы. Это прекрасный старт для того, чтобы научиться передавать магию света.

Цветущие тюльпаны в парке Гюльхане, Стамбул

Я упомянул интересный и красивый свет. Так что такое интересный свет? Что ж, для меня это любой свет, вызывающий эмоцию, ощущение или настроение. Это свет, который заставляет вас что-то чувствовать. Даже если это меланхолия.

Одинокое дерево туманным утром в Хемпстед-Хит, Лондон.

Я сделал эту фотографию пасмурным осенним утром. Свет был очень рассеянный, очень слабый, но мне все же показался интересным. Он соответствовал месту, в котором я находился – дикий вереск и трава в сочетании с выразительным деревом без листьев.

Вы видите, как свет подчеркивает природные свойства дерева? Как удивительные дикие оголенные ветви, будто безумец, подчеркнуты мягким светом?

Лично у меня фотография ниже вызывает ощущение предчувствия.

Продолжительные темные дни, Лондон.

3. Какого цвета свет?

"Свет, первый феномен мира, раскрывает перед нами дух и живую душу этого мира через цвет" Иоганнес Иттен

Цвет света производится тогда, когда белый свет разделяется призмой на цвета радуги. Также создается искусственный эффект, создаваемый отражением и отбиванием света от множества предметов.

Для меня цвет является вторым по важности инструментом в моих фотографиях. И понимание цвета света – это отличное начало для использования света и цвета в ваших композициях.

Сравните цвет света в следующих трех изображениях.

Рассвет над Долиной Смерти , Калифорния

Закат над Босфором, Стамбул, Турция

Около станции Hackney Wick на рассвете, Лондон.

Свет всегда имеет цвет – даже если это пронзительно белый. И это влияет на цвет объекта.

4. Свет может сделать даже скучные предметы интересными

“В правильном свете, в нужное время все выглядит необычно" - Аарон Роуз

Интересный свет не должен быть просто естественным или даже красивым. Свет всех видов через фотографию создает настроение и ощущение. Ваша цель состоит в том, чтобы быть уверенным, что данный свет помогает создать в вашем изображении определенную историю, что он говорит о том, как хорошо быть в том месте, где были вы.

Номер в отеле, Мадрид, Испания.

Выше представлен отличный пример жесткого света, который я обычно не использую – но в этом изображении он работает хорошо, потому что сочетается с объектом. Я редко делаю фотографии с использованием такого невыгодного жесткого света. Но в мрачной комнате отеля в Мадриде он подчеркивает ощущение одиночества, которое дают две раздвинутые кровати в сочетании с мрачным цветом стен. Эта вспышка света вселяет в фото некую меланхолию. Видите, даже ужасный свет может быть интересен (в правильных обстоятельствах)!

Газовые колонки для лодок в Венеции на рассвете.

Без насыщенного синего света это изображение не было бы таким интересным. Кроме того, дополнительный интерес создает искусственный свет.

На следующей фотографии мы видим увлекательный объект. Но представьте эту сцену серым, однообразным парижским утром, когда все, чего хочется, это заскочить в ближайшее кафе и съесть несколько булочек с шоколадом?

Идеальный рассвет над Сеной, Париж.

Свет вдыхает жизнь во все – серые каменные здания, серо-зеленые воды, черные и коричневые цвета лодок. Эта фотография могла бы быть совершенно скучной без волшебного света и неба.

5. Используйте свет , чтобы рассказать историю

Есть только вы и камера . Ограничения существуют только в вас, то, что мы видим, тем мы и являемся" - Эрнст Хаас

Я думаю, что самыми сильными фотографиями являются те, которые усиливают присущие качества объекта, когда они содержат в себе определенную историю.

Какую историю вы хотите рассказать?

Я много фотографирую города на рассвете; на данный момент это мой основной предмет. Хотя рассветы становятся очень повторяющимися в фотографии. Зачастую это так красиво, но сколько эпических восходов солнца можно сфотографировать? Поэтому одним из моих любимых занятий является сопоставление красивого, эфирного света на восходе солнца с боке и старых, разрушающихся элементов в городах.

Вид на древность, Стамбул на рассвете.

Я думаю, это говорит о многом. Дающий надежду свет зари и тяжелое ощущение городской сцены, и ощущение человеческого вмешательства.

Мне также нравится фотографировать рассветы, когда уличные фонари еще включены. Это сочетание лучшего света, который производит природа, и функционального света, который создан человеком для наших городов, является очень интересным объектом для экспериментов. Свет рассказывает гораздо больше о том, где вы находитесь – он помогает рассказать историю вашего объекта.

Последний свет на надгробиях, Страуд, Англия.

На фотографии выше изображено кладбище во второй половине дня в зимнее время. Я заметил, что солнце начинает садится, и понял, что следует немного подождать, и солнце будет расположено идеально между деревьями, освещая надгробия. Этот поток света через деревья длился всего минуту или две, но это показывает, как важно обращать внимание на свет, и вы начнете предвидеть, как он поведет себя дальше и как повлияет на ваши фотографии. Без этого потока света сцена была бы на самом деле очень скучной.

6. Погоня за светом – это приключение

“Фотография – это любовный роман с жизнью" - Берк Аззл

Фотография – это удивительная творческая погоня. Мне нравится, как она объединяет меня с окружающим миром. Обучение тому, как обращать внимание на свет и передавать его, является одним из лучших способов улучшить свои фотографии. Если вы будете близки и хорошо знакомы со светом, это поможет вам по-настоящему рассмотреть красоту и дикость этого удивительного мира.

Я хотел бы призвать вас фотографировать свет – ради него самого. Быть в погоне за светом - это прекрасное, захватывающее приключение.

Привет! На связи, Тимур Мустаев. Не могу выразить, как мне приятно просвещать вас, читатели, на тему света! Конечно, и в книгах, и в интернете можно встретить немало подобных статей, но далеко не все они написаны доступно для каждого и не все отвечают на насущные вопросы.

Я же хочу дать не только голимую теорию, но и привести такие примеры, которые вы сможете повторить. Что же мы изучаем сегодня? Это будет рисующий свет в фотографии.

Свет: рисунок светом

Рисующий источник (РС) называют ключевым светом в фотостудии и вообще во всем фото. Почему он так назван? Все очень логично: именно он создает узор из света (и тени) на персонаже или предмете съемок.

Он освещает его, делает объемным, выделяет из остальных вещей и фона. Его отличительная характеристика – высокая мощность по сравнению с остальными приборами и видами освещения.

Стандартно он располагается в передне-боковом положении, причем нужно подмечать, чтобы, желательно, в глазах были блики. Высотой примерно чуть выше головы модели, так как если поставить свет слишком низко, появятся сильные тени, а чрезмерно высоко – мешки под глазами и в целом получится драматический образ.

Направление главного светового потока можно регулировать. Есть три основных варианта:

  1. Фронтально – переднее положение. Находящийся строго сзади такой свет уже называется .
  2. Сбоку от модели.
  3. По диагонали (45 градусов). Сюда же можно отнести промежуточные виды – скользящий, допустим, расположенный между данный и вторым типом.

Типы световых решений

Если РС обязательно должен быть сильным, должен ли быть он при этом жестким? Все на усмотрение фотографа. Поэтому можно сказать, что световые решения бывают разных типов:

  • Светотеневое способно создать четкий объемный портрет, много теней и контрастных участков. Больше подходит для мужских съемок, также соответствующих образов (драматических, мистических и пр.).
  • Светотональное: свет мягкий, рассеянный, похож на неяркий свет из окна. Идеален для фото женщин и девушек, романтических и семейных фотосессий.

Варианты использования РС в студии

Хочу привести мой любимый пример, когда мы включаем лишь один РС и, во-первых, полноценно изучаем его специфику, во-вторых, получаем с помощью него многообразные стили изображения. Это метод Наппельбаума – способ освещения в портрете одной лампой.

Мы можем при этом попросить нашего клиента как повернуться к световому прибору, так и отвернуться от него, тем самым создавая теневой или световой эффект. Здесь нам нужно немного вернуться назад и вспомнить три направления света.

Так, если мы светим на человека прямо, то сделаем плоскую картинку, если же сбоку – то появится за счет распределения света и тени объем. А если же устройство поставить под 45 градусов, мы сможем увидеть световое пятно в области глаза фотографируемого (знаменитый треугольник Рембранта).

Кроме того, можно повернуть модель в профиль – и вы получите совершенно новое видение вроде бы того же лица.

Как вы уже смогли понять, рисующий вполне может быть основным и единственным источником света. Но для того чтобы иметь возможности экспериментировать с освещением и создавать необычные фото, стоит поразмыслить над приобретением других устройств.

В арсенале фотолюбителя могут присутствовать как дорогие устройства, так и более простые и доступные. Например, можно приобрести для своей будущей фотостудии , который призван выравнивать резкие тени, убирать контрасты.

В то же время его можно заменить и на обыкновенные . Тканевые, бумажные фоны также пригодятся, как и отдельные осветители для них.

Красивую фотографию можно получить при выставленном рисующем свете в диагональном положении, заполняющем (во фронтальном) и фоновом и/или подсветке сзади волос и фигуры человека (контура предмета).

Вспомогательные насадки

В своей работе пробуйте разные варианты, разные способы игры света. Обратите внимание на такие насадки, как:

  • Портретная тарелка относится к разряду рефлекторов. Она дает резкое, направленное освещение на объекте. Будете снимать на улице в ясный день – пожалуйста, тот же яркий и мощный свет получится.
  • Тубус , как и предыдущая, — это металлическая насадка. Представляет собой конусовидный прибор, создающий узкий световой поток.
  • Зонты светлые или черные, то есть на просвет или отражение.
  • Софтбоксы (тканевые приспособления) разной формы и площади рассеивания. С помощью них вы получите нежные светлые фотографии.
  • Октобокс подходит для фотографирования групп.
  • Шторки и соты для дополнительных возможностей в ограничении и в целом регуляции пути луча. Их можно воспринимать как бленду на фотоаппарате, благодаря которой свет не распыляется в стороны.

Кроме того, на рисующий источник можно устанавливать светофильтры, чтобы немного подкрасить поток или же полностью изменить цвета на объекте.

Если вы не очень хорошо разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате, но хотите научиться пользоваться всеми функциями и получать отменные фотографии, тогда ниже приведенные курсы именно для вас.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.

На сегодня все. Теперь я надеюсь вы разобрались с этим видом освещения и имеете представление что это такое, как и для чего его применять. Пока и до новых встреч!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Часто начинающие фотографы воспринимают свет как фактор, который влияет на технические условия съемки. В том случае, если фотограф не может оценить все возможности световых рисунков, его работы не получат достаточной выразительности. Неопределенное световое решение негативно сказывается на снимках.

Впечатления о предметах как на фотографии, так и в жизни создаются благодаря освещению. Так сложилось, что яркий свет солнца вызывает радостные ощущения у человека. При этом сумерки умиротворенно действуют на психику наблюдателя, а темнота - настораживает. Освещение способно представить действительность с различных ракурсов. Свет может манипулировать сознанием человека, вызывая разнообразные чувства.

Фотографируя что либо обязательно нужно учитывать кроме качества света, еще и то, как падают тени, насколько они контрастны, каков рисунок светотени, насколько свет мягкий или жесткий.
Некоторые характеристики света, которые должен принимать во внимание профессиональный фотограф:

  • источники света
  • направление световых лучей
  • интенсивность светового излучения
  • спектральный состав света
  • цвет и фактура освещаемого объекта

Сочетание этих параметров в различных комбинациях позволяет получать самые разнообразные цветовые рисунки. Начинающему фотографу будет очень трудно разобраться в тонкостях настройки и оценки освещения. Именно поэтому стоит выделить самые основные нюансы в построении художественного света для получения интересного рисунка на фотографии.

1. Пейзажи, спортивные соревнования и прочие постановочные снимки с происходящими в кадре действиями лучше всего смотрятся при контрастном освещении. Снимок должен передавать глубину и форму объектов. Зритель не сможет оценить снимок, если он для него сольется в одну сплошную массу.

2. В фотографии очень важно отношение света и тени друг к другу. Контрастные, резкие переходы создают четкий рисунок. Если переходы от света к тени мягкие и пластичные, то объем будет не так ярко выражен. Контуры всех объектов будут мягкими. Мягкость может придать фотографии некое своеобразие.

3. Нельзя упускать из виду отражательную способность поверхностей и характеристики света, падающего на объект съемки. Эти факторы определяют яркость снимка и самого объекта съемки. Отражательной способностью являются цвет и фактура. Характеристики света - это его сила, состав спектра и направление падение лучей.

Присмотревшись к свету и тени можно создавать необычные художественные эффекты. К примеру, в солнечный день деревья отбрасывают узорную, кружевную тень, а при пасмурной погоде рассеянный облаками свет наполняет кадр пастельными тонами.

Построение света в фотографии играет одну из ключевых ролей. Понимание принципов построения и применение на практике этих знаний поможет сделать кадр с качественным, гармоничным и эффектным светотеневым рисунком.