Исследовательская работа фольклорная основа «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект НОД в

185 лет сказке А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…»


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино, Курская область
Описание: данный материал можно использовать учителям начальных классов, воспитателям, вожатым для проведения внеклассных мероприятий, игр, конкурсов со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
Цель мероприятия: создание условий для применения обобщённой системы знаний, полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина.
Задачи :
1. Повторить, обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина, уметь узнавать его сказки по характерным особенностям.
2. Расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, память, логическое мышление, зрительное восприятие, творческие способности обучающихся.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, выставка книг.

Учитель : Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Именно поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир.
"Сказка - ложь, да в ней намек: " Добрым молодцам урок", - писал А.С. Пушкин.


Сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:
-Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)
-Какое любимое время года поэта? (Осень)
-Назовите учебное заведение, в котором учился поэт. (Царскосельский лицей)
-Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Бабушка учила маленького Сашу читать и писать, но огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт вспоминал всю свою жизнь и посвятил ей немало литературных произведений. Няня рассказывала ему первые сказки. Маленький Саша заслушивался сказками и засыпал, окруженный волшебникам. Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить сказки людям.

Игра «Узнай героя по описанию и назови сказку»
-Давайте вспомним и оценим себя, как хорошо мы знаем сказки А.С. Пушкина?


1.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла…
(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)


2.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)


3.Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел…
(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)


4. Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит…
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)


5.Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасно царевне-лебеди».)


Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)


Сейчас мы вспомнили название сказок А. С.Пушкина и их главных героев.
Пушкин написал 5 сказок, которые знает и читает весь мир.

Блиц-турнир по сказкам Пушкина
-Теперь предлагаю вспомнить содержание сказок Пушкина.
1. Кто в сказках А. С. Пушкина является исполнителем всех желаний? (Золотая рыбка)
2. Назовите средство передвижения князя Гвидона и его матери по морю?(Бочка)
3. Любимый предмет злой мачехи, на который она постоянно злилась.(Зеркальце)
4. Какую птицу посадили на спицу для охраны границы.(Петушок)
5. Кто из персонажей сказки жил в хрустальном дворце? (Белка)
6. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (Простофиля)
7. Кто расплачивался с работником щелчком по лбу? (Поп)
8. Сколько было богатырей в «Сказке о мертвой царевне»?(Семь богатырей).
9. Что появилось в море на необитаемом острове Буяне?(Княжество Гвидона)
10.Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но ее это
не портило? (Царевна - лебедь)
«Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»(1831г.) в этом году исполнилось 185 лет. Приключения отважного царевича Гвидона, прекрасной царевны-Лебедь и царя Салтана напоминают нам о том, что любовь, верность и сила духа всегда побеждают!

Предлагаю вам занимательную викторину по сказке о царе Салтане.
1. Сколько девиц сидело вечером за пряжей? (Три девицы)


2. О чём девушки мечтали за работой? (Выйти замуж)
3. О чём мечтала первая девица, если станет царицей?(Устроить пир на весь крещёный мир)
4. Какую из сестер царь Салтан сделал своей царицей-женой? (Младшую сестру)



5. Почему царь Салтан вынужден был покинуть молодую жену? (В те поры война была.)


6. Что произошло во дворце в отсутствие царя? (Царица родила богатыря):
«Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин»


7. Кто перехватил и подменил радостную весть царю Салтану?
(Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой)


8. Что сообщили завистницы царю о рождении сына? (Что царица родила «неведомую зверушку») :
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку".
9. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?
(Ничего не делать, «ждать царева возвращенья для законного решенья»)
10. Почему царица с маленьким сыном оказались в бочке и в море? (Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой снова подменили письмо)


11. Сколько времени проплавали царица и сын в бочке? («день прошёл, царица вопит, а дитя волну торопит…»)


12. Куда волна вынесла царицу и сына? (На необитаемый остров)


13. Кого спас от коршуна молодой царевич, когда выбрался из бочки на берег? (Лебедь)
14. Кем на самом деле оказался коршун?
(«Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил»)
.



15. Как отблагодарила лебедь молодого царевича за своё спасение?
(Сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича - князем этого острова)


16.С какой целью и кто время от времени посещал чудный остров князя Гвидона?(Корабельщики, которые торговали мехом, конями, булатом, серебром и златом, неуставным товаром)


17. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца? (Трижды превращала его в комара, муху, шмеля)
18. Каким образом ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой препятствовали встрече царя Салтана с князем Гвидоном? (Рассказывали о чудесах, которые намного интересней острова Буяна)


19. О каком чуде повариха рассказала царю Салтану? (О белке, которая грызёт золотые орешки и песенки поёт)



20. Сколько богатырей выходило из моря под руководством дядьки Черномора охранять чудный остров?(Тридцать три)


21. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?(Царевна-лебедь)


22. Как князь Гвидон наказал тетушек, не пускавших царя Салтана в гости к Гвидону?
(Находясь в образе насекомых, князь Гвидон покусал их)




23. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон - его сын? (Простил их)




24. Кто из главных героев сказки вам больше понравился и почему? (Ответы детей)
25. Чему учит нас сказка Пушкина о царе Салтане? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым. Нужно уметь прощать, когда совершаются ошибки. В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес) .


Сказки Пушкина - драгоценный вклад в историю русской литературы.
Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты.
Мало кто знает, что у Пушкина есть еще одна сказка – «Сказка о медведихе»


«Сказка о медведихе» начинает свое повествование в один из теплых весенних дней. Именно в эту пору на заре из дремучего леса выходит на прогулку бурая медведиха, взяв с собою собственных милых детушек, чтобы осмотрели округу и себя показали. Села мама под белую березу. Медвежата начали между собой играть, валяться в травке, бороться и кувыркаться. Вдруг увидели они мужика, идущего по лесу. «Сказка о медведихе» продолжается описанием этого человека. В руках его рогатина, а за поясом нож. За его плечами мешок. Медведиха видит мужика с рогатиной, издает рев. Зовет малых детушек своих - глупых медвежатушек. Говорит им, чтобы они перестали играть, валяться, бороться и кувыркаться, ведь к ним мужик приближается…
(Посетив библиотеку, вы можете прочитать эту сказку самостоятельно).
Есть у А.С. Пушкина и знаменитая сказочная поэма «Руслан и Людмила».


Давайте вспомни всем знакомый отрывок из поэмы:
У лукоморья дуб зелёный
(Из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

185 лет исполнилось в этом году еще одной сказке Пушкина - «Сказке о попе и его работнике Балде»(1831г) . Поговорим подробнее о ней мы на другом внеклассном мероприятии.

А сегодня мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину!
Наши современники посвящают ему свои стихотворения.Послушайте стихотворения поэтессы нашей школы, заслуженной учительницы России Алферовой Анны Михайловны.
Я к Пушкину иду
(А.Алферова)
Я к Пушкину иду,
Когда мне тесны стены,
Когда весь мир со мною не в ладу,
Когда я, как в аду, от боли и измены,
Я к Пушкину иду,
Я к Пушкину иду…
Лишь с ним одним про «чудные мгновенья»
Могу я откровенно говорить.
Про сладость грез, про муки вдохновенья,
Про то, как горько, - быть или не быть?!
Звучат во мне волшебные мотивы
Его пылающей души.
И лишь тогда бываю я счастливой,
Когда читаю Пушкина в тиши.
Мой Пушкин жив!
Я в это твердо верю.
И от того на поэтическом пути
Мне не страшны свирепые метели,
Ведь я до Пушкина должна дойти!
Что я скажу любимцу двух столетий?
Что не померкла ни одна его строка,
Что за любовь к нему была и я в ответе,
ЧТО ЖДУТ ЕГО ГРЯДУЩИЕ ВЕКА!

«Когда о Родине я говорю»
(А.Алферова)
Какой безумный разговор
О том, что Родины не стало…
Кому – укор, кому –позор,
А мне – отравленное жало.
Кому-то, может, нипочем,
Что все идет по нисходящей,
А мне – как по груди – бичом,
Я вся в России настоящей!
Когда о ней я говорю,
То вижу Пушкина рассветы,
Его последнюю зарю,
Его несбывшееся лето.
Над Черной речкой черный крест,
Как символ безутешной боли,
Как самый горький благовест
Над самой горестной судьбою.
И я сегодня повторю:
«Весь мир земной из тьмы и света»,
Но я его боготворю,
За то, что он не канул в лету.
За то, что я в глуши лесной
Нашла свой путь – не заблудилась,
За то, что жаркою волной
Во мне моя Россия билась.
И вот теперь мои стихи-
Российских колоколен звуки,
А в них – созвучья всех стихий:
Мечты людей, их боль и муки…
Когда о Родине я говорю -
Передо мною даль такая,
Что не одну еще зарю
Мы вместе с Пушкиным здесь повстречаем!

Закончить наш разговор об Александре Сергеевиче Пушкине я хочу стихотворением Николая Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина- Руси «спасибо»
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

Конспект НОД по ОХЛ на тему: «По сказкам А. С. Пушкина. Чтение «Сказка о царе Салтане»» Цели и задачи: Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» «Познание», «Коммуникация». Задачи: Образовательные: 1. Дать представление о творчестве А. С. Пушкина и его сказок. Развивающие: Развивать мышление, память. Речевые: Развивать связную речь, обогащение словаря: Лукоморье, царь, князь, полба, корыто. Воспитательные: Воспитывать любовь к сказке, красоте русского языка. Демонстрационный материал: иллюстрации к сказам Пушкина А. С. «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе работнике Балде». Методические приёмы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, беседа, подведение итогов, анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОХЛ на тему: «По сказкам А. С. Пушкина. Чтение «Сказка о царе Салтане»»

Цели и задачи:

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы» «Познание» , «Коммуникация» .

Задачи :

Образовательные :

1. Дать представление о творчестве А. С . Пушкина и его сказок .

Развивающие :

Развивать мышление, память.

Речевые :

Развивать связную речь, обогащение словаря : Лукоморье, царь, князь, полба, корыто.

Воспитательные :

Воспитывать любовь к сказке , красоте русского языка.

Демонстрационный материал : иллюстрации к сказам Пушкина А. С. «Сказка о золотой рыбке » , « Сказка о царе Салтане » , « Сказка о попе работнике Балде» .

Методические приёмы : беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, беседа, подведение итогов, анализ.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. «Минутка вхождения..»

Чтение стихотворения.

Если вы не так уж боитесь Кощея,

И Бармалея, и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

Здесь гуляет черный котище ученый,

Не пьет молока он и не ловит мышей.

Самый настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч Змей.

И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

В гости спешите, к нам приходите.

Сказки ждут вас с открытой душой.

2. Беседа «Любимые сказки и волшебства в них»

Ребятки, вы любите сказки слушать любите ?

Вот я вам и принесла и про Золушку, Красную Шапочку, царя Султана. Ребята, а вы знаете, что в сказках есть волшебные предметы?

А какие вы знаете? Можете перечислить?

Есть в сказках и заклинания, а какие заклинания вы знаете? Сейчас одно такое я произнесу, и мы очутимся в настоящей сказке…. Готовы ?

Сим- сим, откройся….

(звучит отрывок из Руслан и Людмилы «У Лукоморье дуб зелёный)

А как вы думаете, кто сочинил про Кота учёного?

Правильно. Хочу рассказать Вам о человеке, который сочинил очень много сказок. Это Александр Сергеевич Пушкин .(демонстрация портрета писателя) Он жил в те времена, когда ещё даже ваших бабушек и дедушек не было на свете, но его произведения знают и любят и в наше время.

Он родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ухаживала крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил . Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки . Всю свою жизнь поэт любил её и вспоминал в своих стихах.

В. Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. И потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать. Как-то он лёг спать и долго не засыпал : «Что ты, Сашенька, не спишь?» - спросили его. Он ответил : «Сочиняю стихи»

Физминутка: «По волнам, по морям….»

  1. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
  2. Итог.

– С каким писателем знакомились?

– Какое произведение слушали?

Слушайте сказки, восхищайтесь ими, дарите тепло рядом людям.


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 4 КЛАСС

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель :

    а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

    работать над навыками выразительной речи;

    учить работе с текстом;

    закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы : анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность : иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Ход урока:

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

    Есть волшебство

    Странствия, приключения героев

    Кто-то мешает или помогает

    Герой воюет с нечистой силой

    Эпизоды повторяются по 3раза

    Есть зачин, концовка

    Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

    Повторы

    Общие места

    Строй сказки плавный, напевный

    Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

    Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

    Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

    Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» - и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости, добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план)

    Синонимы

    Сравнения

    Эпитеты

    Противопоставления

    Ондокоренные слова

    Сложные слова

    Славянизмы

    Определение после определяемого слова стоит

    Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

    Противопоставление

V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

На этом урок закончен

Вы, надеемся, заметили, что наша сказка о царе Салтане – это та редкая сказка, которая не кончается со свадьбой героев? Наоборот, она только со свадьбы и разгоняется как следует. Так что упрёк сказкам как жанру, мол: «Они не показывают, что бывает у людей после свадьбы» несправедлив. Но не все сказки такие – читайте внимательнее. Ведь вот Руслан и Людмила тоже начинается со свадьбы, а не ею заканчивается...

Так что для семейной сказкотерапии выбираем те сказки (а их и немало!), где свадьба – это только зачин к перипетиям, а не гламурная развязка. Как в жизни.

Сказка о царе Салтане формирует два важных понимания у маленьких детей (будущих женихов и невест):

    объясняет, что у Брака обязательно должна быть – осознанная Цель.

    и отвечает на вопрос: Какие Цели бывают у Браков и какие из них самые выигрышные.

Начнём по порядку.

У Брака, как и у похода в магазин, должна быть чёткая Цель

Брак не должен быть бесцельным броском тела в сторону ЗАГСа.

Даже когда вы идёте в магазин, желательно на пороге подумать – а за чем вы туда идёте? Написать список продуктов, которые вам необходимы – список Целей похода в магазин.

Это скажет вам любой коуч и любой психотерапевт, которые отучают людей от шопоголизма, неумеренных трат, выхода из бюджета и объясняют, что привычка «сомнамбулически бродить по супермаркету» – это симптом стресса, который вы пытаетесь таким образом избыть...

Конечно, можно честно признаться себе и в том, что вам не нужна сметана, колготки и пирог, а вы просто хотите развеяться и успокоить нервы, бродя между полок.

Окей – честность это хорошо и признак психологического выздоровления – главное не врать самой себе и не делать вид, что вам нужны макароны, скупая их на годы вперёд.

Тогда вместо списка покупок вы составляете себе другие «Цели похода в Магазин»: Успокоить Нервы и заложить на это бюджет... ну, скажем – не выше 200 рублей (потому что на самом деле мне ничего не надо, это я так...)

Ну, хорошо...

А какая может быть «чёткая цель» у Брака? Заметьте – у Брака! А не у временного союза в Сочи двух симпатичных друг другу людей...

То, что не может являться здоровыми целями здорового Брака

Начнём с самого примитивного. То, что психологи называют «брак, заключённый под давлением социума».

Тебе 25 лет и ты ещё не замужем?..

У подавляющего большинства девушек Цель замужества – само… замужество. Грубо говоря, кольцо на пальце и штамп в паспорте. Точка.

И Судьба, конечно, даёт им всё по-честному. Только то, что они заказывали они… и получают. Так как лишь вот это и было их единственной Целью Брака. А если такие девушки потом захотят ещё чего-то сверх кольца и штампа (любви, денег, квартиры, ребёнка, которого хочет муж) – «так, извините, вы не заказывали» говорит официант Жизнь.

У некоторых девушек целью Брака является тайная мечта двоечницы: «Вот выйду замуж и ничего не буду делать. Буду вставать в 10 утра». В том смысле, что «не буду ни учиться, ни работать». Буду домохозяйкой. Девушка бросает институт, бросает работу.

Но сбывается ли её мечта о Браке, как о том сказочном состоянии, где женщина может «Ничего Не Делать»?

Когда отхохочетесь – продолжим...

У мужчин тоже бывают странные цели Брака. Например, регулярная и безопасная, а также экономически бюджетная половая жизнь.

Сколь наивны такие расчёты (особенно последний – на «экономические выгоды» половой жизни в браке) знает каждый женатый мужчина. Ещё ни одна путана не потребовала от клиента за ночь с собой вступление в ипотеку и работу на стройке!

Итак, как учит нас психология: брак должен иметь Цель. И цель эта не должна быть глупая, легко критикуемая.

Цель у Брака должна быть чёткая. Не надуманная. И что важно: у обоих супругов она должна полностью совпадать.

Иначе брак, со всеми его тяготами, вам просто не вынести...

Три Архетипа Брака: какой архетип срабатывает на 100%?

Три невесты, три сестры, три феи предлагают свои брачные Цели самому завидному Жениху – земному мужчине – Государю и Царю небольшого царства.

Программа первой невесты: «Кабы я была царица, молвит первая девица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир». Это первый архетип «Хорошей жены» . Но, как мы с вами увидим позже, не самой лучшей жены в долговременной перспективе сказки...

Жён с таким архетипом в сознании очень легко узнать. Они – Готовят … с упоением!.. И готовят, между прочим, прекрасно...

Первое, что они рассказывают, приехав домой с любого отдыха, это: «Как нас там кормили».

Цель такого Брака – иметь дом – полную чашу с открытыми, даже распахнутыми настежь дверями.

Дом, где всегда будет готовиться чахохбили, и вариться варенье из черешни с вином – по рецепту прабабушки.

Такие жёны душевно живут ради … ублажения тонкого вкуса своего мужа-лакомки (вечного ребёнка, который любит Праздник и Вкусности) и что важнее в социуме – ради его многочисленных важных гостей, родственников и друзей – частых визитёров этого доброго богатого, щедрого дома.

Как правило, сыновья в таких браках получаются закормленые, тучные и вялые – о чём же думать после такого банкета? Полежать бы, переварить тяжёлую пищу...

Если и мужу тоже не особенно нужна (по его архетипу) вот такая жена, то от бесконечной стряпни на сто гостей страдает и муж...

Программа второй невесты : «Кабы я была царица, молвила её сестрица, то на весь бы мир одна наткала я полотна». Правильно! Ведь здесь «совсем не умеют одеваться!» Так я научу...

Тоже неплохая Жена, но и не самая лучшая, с точки зренья суровой сказки.

Жён с таким архетипом в сознании тоже довольно легко узнать. В холодильнике у них где-то далеко прячется одинокий кусочек засохшего пармезана, граммов 20 и полбутылки сухого рислинга с торчащим из бутылки штопором.

В жизни их интересует полотно. Они кричат мужу из ванной: «Надень бежевый костюм в полосочку, что я купила тебе в Милане! Ты какой галстук к нему берёшь?!!»

Питаются они вдвоём крохотными бутербродами-канапе, которые подаются на приёмах. Гостей в их доме (квартире, комнате, мансарде) тоже полно, когда они заводят «свой дом» и перестают порхать по выставкам и премьерам.

Гости восхищаются обивкой антикварной мебели, гобеленами, цветом гардин и безукоризненными галстуками Хозяина. Такие мама и папа как правило забывают о том, что у них зачем-то есть ребёнок – ребёнка воспитывают няни и бабушки. О нём вспоминают лишь тогда, когда нужно сделать гламурную фотосессию и купить новый костюмчик – ребёнок одет и подстрижен как маленький лорд Фаунтлерой... Только глаза у него отчего-то грустные...

Сестра-светская львица одета лучше всех в своём окружении и оденет так же своего мужа. Если мужу (по его архетипу) совсем не нужна такая жена – он не оценит её тягу к Прекрасному и возненавидит её «за тряпки», которыми она «заменила семейное счастье». Но это – неправда.

Перед нами просто второй архетип Хорошей Жены. Жены-Царицы, королевы дипломатического приёма, принцессы балов Версаля. Марии-Антуанетты. Просто не каждому мужчине нужна она – Мария-Антуанетта. Ведь не каждый в душе – атташе!

Программа третьей невесты: «Кабы я была царица, третья молвила сестрица, я б для батюшки-царя родила богатыря ».

Мудрая сказка подсказывает нам, какая Единственная Цель Брака оказывается в перспективе самой удачной и выигрышной. Какой Семье помогают все небесные и земные силы.

Единственная достойная цель Брака, который заключают созревшие для него мужчина и женщина (как учит нас сказка) – воспитать Богатыря. (То есть – подарить миру Героя, достойное молодое поколение, приготовить стране хорошую смену).

Богатырь – это тот, кто спасает народ от змея трёхголового, от идолища поганого, от разбойника-соловья.

То есть, Богатырь – это человек, который уменьшает Зло в мире и делает людей вокруг себя – чуть более счастливыми.

Вот, кто такой на самом деле богатырь (а не физически крепкий мужик, как вы подумали).

Как вы догадываетесь, «уменьшать в мире Зло» и «делать людей чуть более счастливыми» можно разными способами. Их – тысячи.

Необязательно бить соловья-разбойника. Не всегда нужно драться со змеем-горынычем. Есть тысячи способов – как ваш ребёнок (родной или усыновлённый; мальчик или девочка; здоровый или даже (увы) больной, очень больной...) сумеет всё-таки примером своей жизни – уменьшить количество Зла в мире и сделать людей возле себя – чуточку лучше.

Богатырь – это сказочный персонаж, которому помогают Силы Света.

В сказке о царе Салтане цели жениха и невесты – полностью совпали. Оба они мечтали об одном: создать семью, чтобы родить и воспитать для грешной земли – одно очень достойное дитя.

Царю нужен был «царский наследник». Фея же хотела подарить людям – полубога, соединившись с земным царём.

Древний архетип сказки невольно учит детей мысли о том, что только такая цель брака и является единственно достойной и святой его Целью. Именно тогда мужу и жене начинают разом помогать все волшебные силы!

Два предыдущих типа брака – это удивительные и яркие союзы, в которых целью супругов является несение, приумножение, трансляция и сохранение Материальной Культуры во всех её формах.

Форма ли это для домашнего печенья, форма ли это визитной карточки на бумаге верже...

Такие Цели, хоть и нужны, но не считаются приоритетными и сказка, на всякий случай, отказывает этим бракам в потомстве.

Ведь для того, чтобы «воспитать богатыря», ему нужно отдавать все-все силы.

Такой брак никогда не бывает – ярким, в отличие от первых двух. Но работа, которая совершается в скромной жалкой квартире (в бочке!) без ремонта и обеда из восьми блюд – эта работа по медленному и упорному взращиванию «богатыря» – «выстреливает» в какой-то момент и доказывает своим результатом, что она-то и была самая святая, самая нужная.

Люди должны, конечно, хорошо одеваться и хорошо кушать. Но для этого они должны вырасти в первую очередь – Людьми.

Ведь хорошо одетая сытая свинья говорит лишь о смерти данной культуры.

Вместо эпилога

Царевич Гвидон испытал перед своим триумфом очень много неприятностей. В ходе супружеской жизни люди, которые пытаются сохранить и вырастить Человека будут тоже переживать несладкие минуты и дни.

При работе с этой сказкой пусть вас не смущают такие несущественные образы как «царевич», «богатырь», «ребёнок мужского пола».

Задавайте себе лишь один вопрос: «Сможет ли мой ребёнок уменьшать в мире количество Зла и делать простых людей в большом радиусе вокруг себя чуточку лучше, чище, светлее, добрее, разумнее»?

Если «да» – ваш ребёнок и есть «богатырь». Чем бы он ни занимался... Как ни трудно это понять и в это поверить!


Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
Царь для радости такой отпустил всех трех домой…
Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углу
Три девицы под окном
Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь
Во саду ли, в огороде
Царя Салтана
Подобный материал:
  • Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе , 110.84kb.
  • Программа «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока: «Сказка о царе , 49.94kb.
  • Финист Ясный Сокол», «Снегурочка» Сборник русских народных сказок, пословиц и поговорок, , 9.97kb.
  • Тема: «сказки а. С. Пушкина» , 61.29kb.
  • Урок литературы (4 класс) Тема: Игра прогулка по Лукоморью (Урок обобщения по сказке , 50.17kb.
  • Цель: закрепить знания учащихся о творчестве А. Пушкина , 61.02kb.
  • Ростовская область привлечет инвесторов с помощью сказок Пушкина (Рамблер-Недвижимость, , 18.46kb.
  • Тема: «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского , 74.41kb.
  • Тема: «Образ няни в лирике А. С. Пушкина и музыке» , 235.81kb.
  • Цель: учиться составлять характеристику героев по плану , 25.07kb.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель :
  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
  2. работать над навыками выразительной речи;
  3. учить работе с текстом;
  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность : иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Ход урока:

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы
  2. Общие места
  3. Строй сказки плавный, напевный
  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» - и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости, добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план)

  1. Синонимы
  2. Сравнения
  3. Эпитеты
  4. Противопоставления
  5. Ондокоренные слова
  6. Сложные слова
  7. Славянизмы
  8. Определение после определяемого слова стоит
  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста


1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была


2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)


Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?


Царя Салтана

VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?