Джулиан хаксли вклад в науку. Хаксли, джулиан
- (1887 1975) английский ученый, философ, социолог. Основные произведения: Познание, мораль и судьба, Новые сосуды для нового вина, Гуманистический кризис, Религия без откровения и др. Основатель Международного Гуманистического и Этического… … Социология: Энциклопедия
- (Huxley, Julian) ДЖУЛИАН ХАКСЛИ (1887 1975), английский биолог, родился в Лондоне 22 июня 1887. Внук Томаса Хаксли (Гексли), внучатый племянник Мэтью Арнольда, старший сын биографа историка Л.Хаксли и брат писателя О.Хаксли. В Итоне и Бейллиол… … Энциклопедия Кольера
- (Huxley) (1887 1975), английский биолог, философ. Внук Т. Г. Гексли. Основные труды по общим вопросам эволюции, экспериментальной эмбриологии, этике, охране природы. Исследования Хаксли брачных церемоний птиц (1914) внесли важный вклад в этологию … Энциклопедический словарь
Хаксли (Huxley) Джулиан Сорелл (22.6.1887, Лондон, ≈ 14.2.1975), английский биолог, член Лондонского королевского общества (1938). Окончил Оксфордский университет (1909). В 1909≈13 и 1918≈25 преподавал зоологию в ряде колледжей в Оксфорде. В… … Большая советская энциклопедия
Фамилия. Встречается также написание Гексли. Известные носители: Хаксли, Томас Генри (англ. Thomas Henry Huxley, 1825 1895) английский зоолог и эволюционист, пропагандист дарвинизма. В русскоязычной литературе его фамилия часто… … Википедия
Гексли (Huxley) (1894 1963), английский писатель. Внук Т. Г. Гексли. Интеллектуальные романы «Жёлтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии «О дивный… … Энциклопедический словарь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хаксли. Олдос Хаксли Aldous Huxley Имя при рождении: Олдос Леонард Хаксли Дата рождения … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хаксли. Олдос Хаксли Aldous Huxley Имя при рождении: Олдос Леонард Хаксли Дата рождения … Википедия
Олдос Хаксли Имя при рождении: Олдос Леонард Хаксли Дата рождения: 26 июля 1894 Место рождения: Годалминг, Суррей, Великобритания Дата смерти: 22 ноября 1963 Место смерти … Википедия
Книги
- Язык животных , Джулиан Хаксли , Людвиг Кох , На протяжении столетий ученые описывали и исследовали животных, мало интересуясь тем, как они общаются между собой. Сравнительно недавно стали обращать внимание на средства сигнализации… Категория: Зоология Издатель: Мир ,
- Джулиан Сорелл Хаксли. 1887-1975 , Я. М. Галл , Первая научная биография выдающегося английского биолога и социального мыслителя, прославившегося работами в различных областях биологии и приложениях к социальной сфере. Крупнейшему биологу… Категория:
Джу́лиан Со́релл Ха́ксли (англ. Sir Julian Sorell Huxley , 22 июня (18870622 ) - 14 февраля ) - английский биолог, эволюционист и гуманист, политик. Один из создателей Синтетической теории эволюции . Первый генеральный директор ЮНЕСКО , также сыгравший одну из основных ролей в создании этой организации и Всемирного фонда дикой природы .
Биография
Джулиан является потомком древнего рода Хаксли, внуком Томаса Хаксли (Гексли), его родным братом был известный писатель Олдос Хаксли , а единокровным братом - нобелевский лауреат Эндрю Хаксли .
Окончил Бейллиол-колледж Оксфордского университета, где в 1910-1912 гг. читал лекции по зоологии.
В 1956 году получил медаль Дарвина Королевского общества. В 1958 году был удостоен рыцарского звания.
Личные взгляды
Джулиан активно выступал за распространение гуманистических ценностей , был членом многих гуманистических организаций, в том числе членом Международного гуманистического и этического союза . Вместе с А.Эйнштейном , Т.Манном и Д.Дьюи входил в руководство Первого гуманистического общества Нью-Йорка (First Humanist Society of New York).
Научный вклад
Синтетическая теория эволюцииДжулиан Хаксли внес большой вклад в создание синтетической теории эволюции , сыграл значительную роль в её популяризации.
ТерминыДжулиан Хаксли ввел в научный оборот ряд терминов, широко использующихся в современной науке:
- Клада , 1957 год
- Клин , 1938 год
- Эволюционный уровень , 1959 год
- Этническая группа , 1936 год
- Морф , 1942 год
- Ритуализация 1914 год
- Трансгуманизм , 1957 год
Награды
Биографии
- Baker John R. 1978. Julian Huxley, scientist and world citizen, 1887-1975. UNESCO, Paris.
- Clark, Ronald W. 1960. Sir Julian Huxley. Phoenix, London.
- Clark, Ronald W. 1968. The Huxleys. Heinemann, London.
- Dronamraju, Krishna R. 1993. If I am to be remembered: the life & work of Julian Huxley, with selected correspondence. World Scientific, Singapore.
- Green, Jens-Peter 1981. Krise und Hoffnung, der Evolutionshumanismus Julian Huxleys. Carl Winter Universitatsverlag.
- Huxley, Julian. 1970, 1973. Memories and Memories II. George Allen & Unwin, London.
- Huxley, Juliette 1986. Leaves of the tulip tree. Murray, London
- Keynes, Milo and Harrison, G. Ainsworth (eds) 1989. Evolutionary studies: a centenary celebration of the life of Julian Huxley. Proceeding of the 24th annual symposium of the Eugenics Society, London 1987. Macmillan, London.
- Olby, Robert 2004. Huxley, Sir Julian Sorell (1887-1975). In Oxford Dictionary of National Biography. (2680 words)
- Waters, C. Kenneth and Van Helden, Albert (eds) 1993. Julian Huxley: biologist and statesman of science. Rice University Press, Houston.
- Галл Я. М. Джулиан Сорелл Хаксли. 1887-1975 / Отв. ред. академик А. Л. Тахтаджян . - Российская академия наук. - Спб.: Наука, 2004. - 294 с. - (Научно-биографическая литература). - 500 экз. - ISBN 5-02-026210-2.
Напишите отзыв о статье "Хаксли, Джулиан"
Примечания
Ссылки
- - статья из энциклопедии «Кругосвет» (Проверено 25 мая 2013)
Отрывок, характеризующий Хаксли, Джулиан
– Не стоит так переживать, милая, – сказала она. – В жизни не страшно упасть, важно всегда уметь подняться.Прошло много лет с того чудесного тёплого завтрака, но эти её слова навсегда впечатались в мою память и стали одним из «неписанных» законов моей жизни, в которой «падать», к сожалению, мне пришлось очень много раз, но до сих пор всегда удавалось подняться. Проходили дни, я всё больше и больше привыкала к своему удивительному и такому ни на что не похожему миру и, несмотря на некоторые неудачи, чувствовала себя в нём по-настоящему счастливой.
К тому времени я уже чётко поняла, что не смогу найти никого, с кем могла бы открыто делиться тем, что со мной постоянно происходило, и уже спокойно принимала это, как должное, больше не огорчаясь и не пытаясь кому-то что-то доказать. Это был мой мир и, если он кому-то не нравился, я не собиралась никого насильно туда приглашать. Помню, позже, читая одну из папиных книг, я случайно наткнулась на строки какого-то старого философа, которые были написаны много веков назад и которые меня тогда очень обрадовали и несказанно удивили:
«Будь, как все, иначе жизнь станет невыносимой. Если в знании или умении оторвёшься от нормальных людей слишком далеко, тебя перестанут понимать и сочтут безумцем. В тебя полетят камни, от тебя отвернётся твой друг»…
Значит уже тогда (!) на свете были «необычные» люди, которые по своему горькому опыту знали, как это всё непросто и считали нужным предупредить, а если удастся – и уберечь, таких же «необычных», какими были они сами, людей!!!
Эти простые слова, когда-то давно жившего человека, согрели мою душу и поселили в ней крохотную надежду, что когда-нибудь я возможно и встречу кого-то ещё, кто будет для всех остальных таким же «необычным», как я сама, и с кем я смогу свободно говорить о любых «странностях» и «ненормальностях», не боясь, что меня воспримут «в штыки» или, в лучшем случае, – просто безжалостно высмеют. Но эта надежда была ещё настолько хрупкой и для меня невероятной, что я решила поменьше увлекаться, думая о ней, чтобы, в случае неудачи, не было бы слишком больно «приземляться» с моей красивой мечты в жёсткую реальность…
Даже из своего короткого опыта я уже понимала, что во всех моих «странностях» не было ничего плохого или отрицательного. А если иногда какие-то из моих «экспериментов» и не совсем получались, то отрицательное действие теперь проявлялось уже только на меня, но не на окружающих меня людей. Ну, а если какие-то друзья, из-за боязни быть вовлечёнными в мои «ненормальности», от меня отворачивались – то такие друзья мне были просто не нужны…
И ещё я знала, что моя жизнь кому-то и для чего-то видимо была нужна, потому, что в какую бы опасную «передрягу» я не попадала, мне всегда удавалось из неё выйти без каких-либо негативных последствий и всегда как-будто кто-то неизвестный мне в этом помогал. Как, например, и произошло тем же летом, в момент, когда я чуть было не утонула в нашей любимой реке Нямунас...
Был очень жаркий июльский день, температура держалась не ниже +40 градусов. Накалившийся «до бела» воздух был сухим, как в пустыне и буквально «трещал» в наших лёгких при каждом вздохе. Мы сидели на берегу реки, бессовестно потея и ловили ртами воздух, как выброшенные на сушу перегревшиеся караси… И уже почти что полностью «поджарившись» на солнышке, тоскующими глазами смотрели на воду. Привычной влаги абсолютно не чувствовалось и поэтому всей ребятне дико хотелось как можно быстрее окунуться. Но купаться было немножко боязно, так как это был другой, не привычный нам берег реки, а Нямунас, как известно, издавна была той глубокой и непредсказуемой рекой, с которой шутки шутить не советовалось.
Наш старый любимый пляж был на время закрыт для чистки, поэтому мы все временно собрались на месте более или менее кому-то знакомом, и все пока что дружно «сушились» на берегу, никак не решаясь купаться. У самой реки росло огромное старое дерево. Его длинные шелковистые ветви, при малейшем дуновении ветра, касались воды, тихо лаская её нежными лепестками, а мощные старые корни, упираясь в речные камни, сплетались под ним в сплошной «бородавчатый» ковёр, создавая своеобразную, нависающую над водой, бугристую крышу.
Вот это-то старое мудрое дерево, как ни странно, и являло собой реальную опасность для купающихся… Вокруг него, по какой-то причине, в воде создавалось множество своеобразных «воронок», которые как бы «всасывали» попавшегося человека в глубину и надо было быть очень хорошим пловцом, чтобы суметь удержаться на поверхности, тем более, что место под деревом как раз было очень глубоким.
Который использовал ряд евгенических идей учёного в своих художественных произведениях.
В трудах 1920-х годов Джулиан Хаксл и показал, что наследование приобретённых признаков невозможно и естественный отбор действует и как фактор эволюции и как фактор стабилизации популяций и видов. Кажущаяся цель в эволюции вполне объясняется мутациями и естественным отбором...
«Уже три поколения семьи Гексли
пользуются всемирной славой. Томас Гексли-дед
был первым борцом за дарвинизм, им выдвинута теория происхождения человека от обезьяны. Леонард Гексли-отец - эссеист и издатель, внёс в семью литературный элемент. Третье поколение соединяет в себе преимущества двух предыдущих.
Олдос Гексли
- романист, новеллист и критик культуры. В последнее время он занял позицию, промежуточную между религиозным мистицизмом и учением йоги. Его брат Джолиан
пошёл по стопам деда. Он играет серьёзную роль в развитии эволюционной теории, но в то же время принадлежит к тем немногим современным биологам, которые создают синтез эволюционной теории с философским воззрением.
Несмотря на тридцать написанных им книг, Гексли, - не кабинетный учёный. Он охотнее подолгу сидит на уединённых болотах и наблюдает редких птиц, плавает в маленькой лодчонке вдоль скалистых шотландских
берегов или снимает в каком-нибудь уголке земли научный фильм. Он побывал в Техасе, во Франции, в Швейцарии, в Италии, он пересёк океан и был всего в двух сотнях километров от Северного полюса.
Свою научную карьеру он начал со сравнительной анатомии, но вскоре занялся многими другими отраслями зоологии и биологии, а теперь он чувствует себя как дома в области педагогических, социологических и философских проблем. За учебником биологии последовали труд о птицах, книга об Африке - результат путешествия, которое он предпринял как член одной просветительной комиссии, статья о росте животных и том стихотворений. Достигнув 56 лет, он наконец объединяет сумму своих знаний и деятельности в главном своём сочинении «Эволюция» («Evolution») - самом выдающемся биологическом произведении после «Происхождения видов» Дарвина
.
Гексли принимает теорию эволюции по ступеням. Вслед за неорганической и биологической приходит третья, высшая ступень - развитие человека.
Эволюция неорганического мира совершается наиболее медленно: жизнь звёзд должна исчисляться триллионами лет. Уже биологическая эволюция от первичной клетки до человека требует лишь около одного миллиарда лет. Короче - всего эволюция человеческая.
Употребление языка и понятийного мышления делает возможным всё более крупные сдвиги во всё более краткие сроки. Мы видим: эволюционная теория вступает в связь с точкой зрения ценностей (Wertbetrachtung). Гексли различает вредные и желательные тенденции. Всякая чрезмерно далеко зашедшая специализация приводит к застою и потому вредна.
Всякое же общее развитие организма оставляет открытой возможность для дальнейшего подъёма.
Лошадь всегда будет лошадью, обезьяна - обезьяной; развитие органа для бега, органа для лазания пошло во вред общему развитию.
Но предки человека ещё не
сделали шага к развитию в сторону обезьяны. Для них поэтому оставались ещё открытыми все возможности, эти возможности есть и теперь: человек может иметь будущее, больше того, он - единственный носитель будущего, которое может развиться, и поэтому он должен выбирать себе цели так, чтобы не приводить развитие к застою
.
Язык и способность к образованию понятий дали ему - только ему - способность действовать, руководствуясь ценностями, но вместе с тем и обязанность стремиться к высшим ценностям. Он должен принять на себя всю ответственность, не перелагая её на плечи бога.
Учение Гексли атеистично. Человек один служит порукой развитию, он должен трудиться и строить планы, если он хочет достигнуть дальнейшего прогресса для себя и тем самым для жизни. Прогресс - это решающе важное понятие - ставит Гексли в тот ряд, который ведёт от истоков эволюционной теории к нашим дням, минуя основные биологические принципы недавнего прошлого. Он оставляет в стороне elan vital (жизненный порыв) Бергсона
так же, как и мысль об энтелехии Дриша
, признающего целеустремлённость организма и исходящего из его целостности».
Артур Хюбшер, Мыслители нашего времени (62 портрета), Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994 г., с. 234-235.
В 1946 году Джулиан Хаксли был избран первым генеральным директором ЮНЕСКО .
В 1954 году Джулиан Хаксли заметил, что органическая эволюция сводится главным образом к развитию специализаций. Специализация - это повышение эффективности приспособления к определённому образу жизни. Но специализация всегда связана с необходимостью пожертвовать некоторыми органами или функциями, для того чтобы другие работали более эффективно, что ограничивает возможности будущих изменений. Поэтому такая эволюция часто заканчивается тупиком и вымиранием группы...
Джулиан Хаксли ввёл в научный оборот несколько терминов. Например, в 1957 году он в книге: Новые бутылки для нового вина / New Bottles For New Wine назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями.
«Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя, и делать это не только спорадически: кто-то в чём-нибудь одном, кто-то - в чём-нибудь совсем другом, а совершенно иначе, в масштабах человечества в целом. Нам необходимо дать название этому новому убеждению. Возможно, здесь подойдёт слово «трансгуманизм» : человек останется человеком, но превзойдёт себя, реализуя новые возможности своей собственной природы. Коль скоро найдётся достаточно людей, которые смогут твёрдо сказать: «Я верю в трансгуманизм», род человеческий достигнет порога новой формы существования, и она будет столь же отличной от нашей, как наша отлична от пекинского человека. Тем самым человечество наконец-то приступит к осознанному выполнению своего подлинного предназначения».
Julian Huxley. Transhumanism. In New Bottles for New Wine. London: Chat Windus, 1957, р. 17.
Первый генеральный директор ЮНЕСКО , один из основателей .
Джу́лиан Со́релл Ха́ксли (англ. Sir Julian Sorell Huxley , 22 июня (18870622 ) - 14 февраля ) - английский биолог, эволюционист и гуманист, политик. Один из создателей Синтетической теории эволюции . Первый генеральный директор ЮНЕСКО , также сыгравший одну из основных ролей в создании этой организации и Всемирного фонда дикой природы .
Биография
Джулиан является потомком древнего рода Хаксли, внуком Томаса Хаксли (Гексли), его родным братом был известный писатель Олдос Хаксли , а единокровным братом - нобелевский лауреат Эндрю Хаксли .
Окончил Бейллиол-колледж Оксфордского университета, где в 1910-1912 гг. читал лекции по зоологии.
В 1956 году получил медаль Дарвина Королевского общества. В 1958 году был удостоен рыцарского звания.
Личные взгляды
Джулиан активно выступал за распространение гуманистических ценностей , был членом многих гуманистических организаций, в том числе членом Международного гуманистического и этического союза . Вместе с А.Эйнштейном , Т.Манном и Д.Дьюи входил в руководство Первого гуманистического общества Нью-Йорка (First Humanist Society of New York).
Научный вклад
Синтетическая теория эволюцииДжулиан Хаксли внес большой вклад в создание синтетической теории эволюции , сыграл значительную роль в её популяризации.
ТерминыДжулиан Хаксли ввел в научный оборот ряд терминов, широко использующихся в современной науке:
- Клада , 1957 год
- Клин , 1938 год
- Эволюционный уровень , 1959 год
- Этническая группа , 1936 год
- Морф , 1942 год
- Ритуализация 1914 год
- Трансгуманизм , 1957 год
Награды
Биографии
- Baker John R. 1978. Julian Huxley, scientist and world citizen, 1887-1975. UNESCO, Paris.
- Clark, Ronald W. 1960. Sir Julian Huxley. Phoenix, London.
- Clark, Ronald W. 1968. The Huxleys. Heinemann, London.
- Dronamraju, Krishna R. 1993. If I am to be remembered: the life & work of Julian Huxley, with selected correspondence. World Scientific, Singapore.
- Green, Jens-Peter 1981. Krise und Hoffnung, der Evolutionshumanismus Julian Huxleys. Carl Winter Universitatsverlag.
- Huxley, Julian. 1970, 1973. Memories and Memories II. George Allen & Unwin, London.
- Huxley, Juliette 1986. Leaves of the tulip tree. Murray, London
- Keynes, Milo and Harrison, G. Ainsworth (eds) 1989. Evolutionary studies: a centenary celebration of the life of Julian Huxley. Proceeding of the 24th annual symposium of the Eugenics Society, London 1987. Macmillan, London.
- Olby, Robert 2004. Huxley, Sir Julian Sorell (1887-1975). In Oxford Dictionary of National Biography. (2680 words)
- Waters, C. Kenneth and Van Helden, Albert (eds) 1993. Julian Huxley: biologist and statesman of science. Rice University Press, Houston.
- Галл Я. М. Джулиан Сорелл Хаксли. 1887-1975 / Отв. ред. академик А. Л. Тахтаджян . - Российская академия наук. - Спб.: Наука, 2004. - 294 с. - (Научно-биографическая литература). - 500 экз. - ISBN 5-02-026210-2 .
Напишите отзыв о статье "Хаксли, Джулиан"
Примечания
Ссылки
- - статья из энциклопедии «Кругосвет» (Проверено 25 мая 2013)
Отрывок, характеризующий Хаксли, Джулиан
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
В 1956 году получил медаль Дарвина Королевского общества. Был удостоен рыцарского звания в 1958.
Родился в Лондоне 22 июня 1887. Внук Томаса Хаксли (Гексли), внучатый племянник Мэтью Арнольда, старший сын историка Л.Хаксли и брат писателя О.Хаксли. Получил образование в Итоне и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1910-1912 читал лекции по зоологии в Бейллиол-колледже. Первая книга Хаксли - Особь в животном царстве (The Individual in the Animal Kingdom, 1912). Работал научным сотрудником в институте Райса в Хьюстоне (шт. Техас), в 1916 вернулся в Англию. Во время Первой мировой войны служил в Италии в генеральном штабе. В 1919-1925 преподавал в Нью-колледже и был старшим демонстратором по зоологии Оксфордского университета, участник университетской экспедиции на Шпицберген в 1921. В этот период написал серию статей, озаглавленных Возвращение в Америку (America Revisited), а в 1923 опубликовал первую научно-популярную работу - Записки биолога (Essays of a Biologist).
В 1925-1927 Хаксли - профессор зоологии Кингз-колледжа в Лондоне. В 1926-1929 - президент Национального союза научных работников и профессор Королевской ассоциации. Результатом визитов в Африку и СССР явились книги Взгляд на Африку (Africa View, 1931) и Ученый в стране Советов (A Scientist Among the Soviets, 1932). В 1935 Хаксли был назначен секретарем Лондонского зоологического общества; выполнял функции директора лондонского зоопарка до 1942. В годы Второй мировой войны организовал ряд сессий Британской ассоциации по развитию науки.
Работал исполнительным секретарем подготовительной комиссии ЮНЕСКО, а в декабре 1946 был избран генеральным директором ЮНЕСКО. В 1956 читал лекции в Макгильском университете (Канада). В том же году получил медаль Дарвина Королевского общества. Был удостоен рыцарского звания в 1958.
Среди трудов Хаксли - Поток жизни (The Stream of Life, 1926), Наука о жизни (The Science of Life, совместно с Г.Г. и Г.П.Уэллсами, 1929), О чем я посмел подумать (What Dare I Think, 1931), Проницательный наблюдатель и другие поэмы биолога (Captive Shrew and Other Poems of a Biologist, 1932), Эволюция. Современный синтез (Evolution, the Modern Synthesis, 1942), Человек в современном мире (Man in the Modern World, 1947), Наследственность: Восток и Запад (Heredity, East and West, 1949), Эволюция в действии (Evolution in Action, 1953), Из древней страны (From an Antique Land, 1954), Царство зверей (Kingdom of the Beasts, совместно с У.Сушитским, 1956), Религия без откровения (Religion Without Revelation, 1957; рус. перевод 1992), Тайны жизни (Secrets of Life, 1957), Биологические аспекты рака (Biological Aspects of Cancer, 1957), Новое вино в новых бутылках (New Wine in New Bottles, 1957), Человеческий кризис (Human Crisis, 1963), Записки гуманиста (Essays of a Humanist, 1964), Олдос Хаксли, 1894-1963 (Aldous Huxley, 1966), О брачных церемониях чомги (Courtship Habits of the Great Crested Grebe, 1968) и Мемуары (Memories, 1970).