Борис житков храбрый утенок краткое содержание сказки. Храбрый утенок (сборник) Текст

Житков Б., сказка "Храбрый утенок"

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки "Храбрый утенок" и их характеристика

  1. Алеша. Очень храбрый и решительный утенок.
  2. Утята. Робкие и несмелые.
  3. Стрекоза. Наглая и страшная.
  4. Хозяйка. Глупая и бестолковая.
План пересказа сказки "Храбрый утенок"
  1. Тарелка яиц
  2. Страшная стрекоза
  3. Голодные утята
  4. Появление Алеши
  5. Храброе заявление
  6. Битва со стрекозой
  7. Благодарность утят.
Кратчайшее содержание сказки "Храбрый утенок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Каждое утро Хозяйка кормила утят рубленными яйцами.
  2. На тарелку садилась большая стрекоза и утята прятались.
  3. Стрекоза пробовала яйца и улетали, а утята голодные ложились спать.
  4. Утенок Алеша пообещал избавить утят от стрекозы.
  5. Алеша ухватил стрекозу за крыло и та насилу вырвалась.
  6. Стрекоза больше не прилетала, а утята хвалили храброго Алешу.
Главная мысль сказки "Храбрый утенок"
Доблесть человека измеряется не его ростом, а его поступками.

Чему учит сказка "Храбрый утенок"
Сказка учит быть храбрым и смелым. Не боятся и не отступать перед врагами, даже если они кажутся очень страшными и большими. Учит что забияки, на самом деле большие трусы, стоит им только дать отпор. Учит проявлять благодарность к тому, кто однажды помог.

Отзыв на сказку "Храбрый утенок"
Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Ведь любой утенок мог поступить точно также как Алеша, но им было слишком страшно и они не могли преодолеть свой страх. А потому всегда ложились спать голодными. Утенок Алеша в этой сказке настоящий герой, он показал утятам как следует обходиться с агрессорами, и заслужил всеобщую благодарность.

Пословицы к сказке "Храбрый утенок"
Маленький, да удаленький.
Я не трус, но я боюсь.
Сто малодушных не заменят одного храброго.
Волков бояться - в лес не ходить.
Мала птичка, да коготок востер.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Храбрый утенок"
Жили у одной хозяйке утята. Хозяйка была доброй и каждое утро давала утятам большую тарелку рубленных яиц. Но как только она уходила, прилетала большая стрекоза и садилась на тарелку. Она так страшно стрекотала крыльями, что бедные утята боялись, что стрекоза их перекусает и прятались в траве.
А стрекоза пробовала еду и улетала. Но утята целый день не подходили к тарелке, потому что боялись, что стрекоза вернется.
А хозяйка, убирая каждый день нетронутую еду, думала, что утята заболели.
И вот однажды к утятам в гости пришел Алеша, утенок с соседнего двора. Узнав про страхи утят, он только рассмеялся и пообещал, что разберется со стрекозой.
Утята думали, что Алеша хвастает, но он действительно пришел на следующее утро и стал ждать стрекозу.
Когда хозяйка как обычно поставила тарелку с рубленными яйцами, прилетела стрекоза. Но Алеша успел подскочить к ней и ухватить клювом за крыло. Стрекоза насилу вырвалась и улетела со сломанным крылом.
Утята очень обрадовались. С тех пор стрекоза к ним больше не летала, а они ели досыта. Да еще и Алешу всегда угощали.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Храбрый утенок"

© С. В. Емельянова, иллюстрации, 2014

© Оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014

* * *

Сказки

Кружечка под ёлочкой



Мальчик взял сеточку – плетёный сачок – и пошёл на озеро рыбу ловить.

Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными пёрышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски. Взял мальчик кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в кружечку – пусть плавает пока рыбка.

Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку – бух! Побежал дальше, поймал ещё рыбку – совсем маленькую. Ростом рыбка не больше комара, еле рыбку видно. Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик, бросил её в кружечку – совсем не видать. Сам побежал дальше.

«Вот, – думает, – погоди, поймаю рыбу, большого карася».

– Кто поймает рыбу, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие – ёрш, например. Принесите, покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.

Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех. Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы водятся? Видит – под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. «Дай-ка загляну».

Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда – всюду стекло.

Подошёл утёнок, видит: ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И – скорее к маме.

«Я, наверное, первый. Самый я первый рыбу поймал – я и молодец».

Рыбка красная, пёрышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.



Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега – к маме напрямик.

Мальчик видит – летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве держит рыбку, красную рыбку с палец длиной.

Крикнул мальчик во всё горло:

– Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!

Замахал руками, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.

Испугался утёнок да как крикнет: «Кря-кря!» Крикнул «кря-кря» и рыбку упустил.

Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала пёрышками, поплыла домой.

«Как же с пустым клювом к маме вернуться?» – подумал утёнок, повернул обратно, полетел под ёлочку.



Видит: под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке – водица, а в водице – рыбки.

Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым хвостиком. Голубую, блестящую, с красными пёрышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.

Подлетел утёнок повыше и – скорее к маме.

«Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней».

Вот и маму видно. Вот совсем уже близко. А мама крикнула:

– Кря, что несёшь?

– Кря, это рыбка, голубая, золотая – кружечка стеклянная под ёлочкой стоит.

Вот и опять клюв разинул, а рыбка – плюх в воду! Голубенькая рыбка с золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.

Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно. Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.

– Где ж у тебя рыбка? – спросила утка. – Ничего не видно.

А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: «Я хитрый! Ух, какой я хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв – упущу рыбку. Два раза ронял».

А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло. Испугался утёнок: «Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!»

Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют. А утка кричит утёнку:

– Ну, а теперь ты покажи, что принёс!

Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.


Храбрый утёнок


Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

– Ну и храбрецы! – сказал он. – Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.



– Ты хвастаешь, – сказали утята, – завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

– Ну, смотрите, – сказал смелый Алёша, – сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Скачать:

Храбрый утенок - рассказ бориса Житкова, который будет интересен даже самым маленьким читателям. В нем рассказывается о злоключениях маленьких утят. Они никак не могут наесться днем, хотя их хозяйка ежедневно приносит им рубленые яйца. Что или кто мешает малышам насытиться, прочтите вместе с ребятами в короткой сказке. Она научит их быть смелыми, отзывчивыми, щедрыми людьми. Произведение также говорит о том, как важно ценить дружбу и быть благодарным за оказанную помощь.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

— Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

— Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Уроки чтения - это всегда уроки открытия. На этом уроке мы откроем для себя мир известного писателя, Бориса Степановича Житкова, узнаем, как он жил, какие произведения написал. Мы познакомимся с одной важной сказкой, которую написал Борис Степанович, будем учиться читать ее правильно и выразительно, задумаемся над вопросами, составим картинный план, постараемся пересказать прочитанный текст. А также нам предстоит рассмотреть различные обложки к сказке Б.С. Житкова и придумать свой вариант.

Рис. 1. Б. Житков

Борис Степанович Житков (рис. 1) - писатель, педагог, путешественник и исследователь.

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 года. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианисткой, боготворившей музыку, в юности она брала уроки у самого великого Антона Рубинштейна.

Родился он поблизости от Новгорода, в деревушке на берегу реки Волхов, где родители в то время снимали дачу. У него было три сестры, так что семья была немаленькой.

Через некоторое время семья переехала в Одессу. Там Борис впервые пошел в школу: частную, французскую, затем поступил в гимназию. Ученик он был необычный, его увлечения не знали границ, казалось, он интересовался всем на свете: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он был очень подвижный, спортивный мальчик; увлекшись спортом, он не только получал призы в гонках, но и вместе с товарищами построил настоящую яхту. В гимназии Борис Житков подружился с Корнеем Чуковским, и эта дружба продолжалась всю жизнь.

Вместе с тем его влекло к перу и бумаге, он всю свою жизнь вел дневники, выпускал рукописные журналы, письма его нередко содержали целые рассказы, и однажды он даже придумал длинную повесть в письмах с продолжением. К тому же он писал стихи, которых у него в юности уже накопилась целая тетрадь. Он был еще и великолепным рассказчиком, и рассказать ему всегда было о чем, поскольку после окончания гимназии и естественного отделения Новороссийского университета в 1906 году его жизнь представляла собой калейдоскоп событий и приключений, путешествий и самых разнообразных занятий, необычных профессий...

Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте. После университета он сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем в Одесском порту, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Он руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолетов. Работал в школе, преподавал математику и черчение. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. В 1923 году Борис Житков переехал в Петроград.

Однажды по просьбе К.И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это стало началом его писательской работы. Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова «Над морем» в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море». Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и другие.

Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.

Выставка книг для детей

Рис. 2. Книги Б. Житкова ()

Речевая разминка

Подготовимся к чтению произведения.

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

Руб-лен-ных - рубленных

Стре-ко-та-ла - стрекотала

Расс-ка-за-ли - рассказали

Ис-пу-га-ешь-ся - испугаешься

За-жуж-жа-ла - зажужжала

По-ло-ман-ным - поломанным

Читайте целыми словами:

Бег - подбегали, убегали

Рассказ - рассказали

Испуг - испугаешься

Еда - наедались

Прочитайте скороговорку:

Уточка - вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

Знакомство со сказкой Б.С. Житкова «Храбрый утенок». Первичное чтение.

Прочитайте текст. Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Проверка понимания содержания и смысла рассказа

Ответьте на вопросы.

Понравился рассказ?

О чем рассказ?

Как хозяйка кормила утят? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Почему утята не ели? Кого они боялись? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Почему утята боялись стрекозы? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Кто пришел в гости к утятам? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?

Как ему это удалось? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

Прилетела ли стрекоза еще раз? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Выберите заголовок к тексту.

Хвастливый утёнок

Утёнок Алёша

Храбрый утёнок

Правильный ответ: сказка называется «Храбрый утенок». Нельзя назвать сказку «Хвастливый утёнок», потому что утёнок делом доказал свои слова. Нельзя озаглавить

«Утёнок Алёша», так как это название тематическое, про любого утёнка.

Проверьте правильность выбора названия.

Рассмотрите обложки.

Какая из обложек наиболее полно отражает содержание сказки? Почему?

Какую обложку нарисовали бы вы? Какие элементы в обложке должны быть обязательно?

Правильный ответ: фамилия, имя, отчество автора, название книги, иллюстрация.

Рис. 3. Обложки книги «Храбрый утенок» ()

Работа над картинным планом

Рассмотрите иллюстрации (рис. 4).

Расположите по порядку.

Какой картинки не хватает?

Нарисуйте.

Расскажите текст полностью с опорой на картинки.

Рис. 4. Иллюстрации к книге

Подведение итогов урока

С каким рассказом вы познакомились сегодня?

Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

Хотелось бы вам быть похожим на Алешу? Чем?

Что нужно делать, чтобы стать таким храбрым?

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Az.lib.ru ().
  3. Liceybiblio.amoti.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечитайте сказку. Подготовьте ее выразительное чтение.
  2. Расскажите ее кому-нибудь из близких или знакомых.
  3. Нарисуйте свою обложку к этой книге.