Антропологическая реконструкция. Никитин, сергей алексеевич «Софья» – надпись, процарапанная на крышке саркофага, где погребена Великая княгиня

Наверное это глупо, но мне всегда было интересно, как выглядели те, кто жил до нас. Были ли они другими, не похожими на нас. Судя по этим реконструкциям, внешне человечество за последние несколько тысяч лет не изменилось.

" Однако надо отметить, что мы намеренно избегаем изображать какие-либо эмоции на реконструкциях; воспроизводим лишь то, что удается увидеть на черепе. Можно ведь так увлечься "созданием образа", что физические признаки лица просто потеряются, т.е. художники преднамеренно "искажают" - увеличивая или уменьшая - ту или иную черту лица для большей выразительности. Для нас каждый череп строго индивидуален, а методика воспроизведения черт внешности по костным структурам точна и выверена до мелочей... Мы - не художники, результат нашей работы, скульптурный или графический портрет, не является произведением искусства. Именно поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике... " (Из статьи Т.С. Балуевой).

ПРИМЕРНО ТАК 5.5 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД ВЫГЛЯДЕЛИ ЛЮДИ.Встретила бы на улице-не обратила внимания. Абсолютно заурядная морда.
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)

Автор Л.Т. Яблонский "Мужчина Ямной культуры"
Оренбургская область, могильник Болдырево I,
Ямная культура. Конец III тыс. до н.э.
БОЛЬШЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД! ОН БЫ СЕГОДНЯ МОГ В ГОЛЛИВУДЕ СНИМАТЬСЯ

Килур - царь скифов. II век до н.э.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.

Скифы - степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу - Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э

. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Гумаровских курганов, Южное Приуралье, (скифский период. 7 век до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Рудаки - таджикский поэт. Х век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.

Абу-Абдулло Джафар Рудаки (860-х - 941 год) - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.
В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. . Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище могилу Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.

Ярослав Владимирович Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу.

Яросла́в Влади́мирович, Яросла́в Му́дрый; (978 — 1054) великий князь Киевский.
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием.
При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Портрет великого князя Андрея Боголюбского (реконструкция М.М. Герасимова,
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва)

Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (ум. 29 июня 1174) — великий князь Владимирский. Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича.
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна. Антропологическая реконструкция С. А. Никитина.

Евдоки́я Дми́триевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Донского Ивановича

Тимур / Тамерлан (1336-1405 гг.) Реконструкция М. М. Герасимова, 1941 г.

София Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 г.

Софи́я Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя Палеологиня (1455 — 1503) — великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов.

Хан Махмуд (1420-х -1460-х годов).Основатель Казанского царства.
Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1994 году.

Хан Махмуд (начало 1420-х - начало 1460-х годов) происходил из династии прямых потомков Чингис-хана. Его отец, хан Золотой Орды Олуг-Мухаммед, правил недолго, был свергнут и бежал. В 1439 году Олуг-Мухаммед совершил набег на Москву, но москвичи выдержали осаду и отбились. В этом походе еще юношей участвовал и Махмуд. Летом 1445 года ордынцы под командованием сыновей Олуг-Мухаммеда Махмуда и Якуба разбили под Суздалем войско великого князя Василия II, захватили в плен его самого и освободили только после уплаты выкупа. Той же осенью Махмуд захватил столицу Волжской Булгарии город Казань и основал Казанское ханство. Опасаясь своих родственников, боровшихся за власть в Золотой Орде, Махмуд восстановил мирные отношения с Московским государством. Даты его жизни неизвестны, но по летописным сведениям он умер в начале 1460-х годов в возрасте около 40 лет.


Елена Глинская. Реконструкция по черепу, С. Никитин

Елена Васильевна Глинская (1508 — 1538) — великая княгиня Московская и всея Руси, дочь князя Литовского Василия Львовича Глинского, жена великого князя Московского и всея Руси Василия III, мать Ивана IV — великого князя Московского и всея Руси, первого Царя всея Руси. Правила на Руси в качестве регента малолетнего сына Ивана IV после смерти мужа Василия III в течение 1533—1538 годов.

Скульптурный портрет Ивана Грозного, реконструкция по Герасимову.

Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, по прямому имени Тит и Смарагд.(1530 — 1584,) — великий князь московский и всея Руси. Первый царь всея Руси
Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.

Царица Ирина Фёдоровна, урождённая Годунова, в иночестве Александра (1557 — 1603) сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича, номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова с 16 января по 21 февраля 1598 года.

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, (1557 — 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

Реконструкция облика по черепу, академик М. М. Герасимов.

Фёдор Фёдорович Ушако́в (1745 - 1817) — русский флотоводец, адмирал), командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен

Реконструкция В.Н. Звягина, создана в 1992 году.

Витус Йонассен Беринг (1681 - 1741 гг.) - мореплаватель, капитан-командор русского флота. Выходец из Дании. Начал плавать на кораблях с 14 лет. После приглашения на русскую службу плавал на Балтийском и Азовском флотах. С 1725 года он возглавил Первую и Вторую Камчатские экспедиции. Различными отрядами экспедиции было обследовано все северное побережье России от Архангельска до Чукотки, предприняты плавания к берегам Северной Америки, к Алеутским, Курильским островам и Японии. Витус Беринг открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем, ряд Алеутских и Командорские острова. Именем Беринга названо море в северной части Тихого океана. Он умер на обратном пути, во время зимовки на острове, носящем его имя.
В 1991 году российско-датская археологическая экспедиция нашла захоронение Беринга и пяти членов его команды. Капитан-командор был похоронен в гробу, что позволило установить принадлежность останков именно ему. В 1992 году его останки были перезахоронены в отдельной могиле, на которой установлены деревянный крест и надгробная плита с памятной надписью.

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон (Caroline Wilkinson) создала реконструкцию лица немецкого композитора XVIII века Иоганна Себастьяна Баха. Бронзовый бюст Баха с марта можно видеть в доме-музее композитора на его родине в Эйзенахе, Тюрингия, сообщает Reuters.

Реконструкция Уилкинсон, профессора университета Данди, не слишком напоминает известные портреты композитора. Впрочем, на них его изображали неизменно в парике. Голова Баха, по версии Уилкинсон, массивна, черты лица композитора крупны, у него широкий и высокий лоб, большие уши, основательный подбородок и выдающаяся нижняя губа. Директор эйзенахского музея Йорг Хансен (Joerg Hansen) в интервью Reuters сказал, что новый портрет Баха соответствует тому, что о нем писали современники: композитор был энергичен и подвижен.

Останки Баха были эксгумированы в 1894 году, а в 1908 году скульпторы впервые попытались воссоздать его облик,


Было сделано 3D-сканирование черепа. Результат был направлен в университет Данди, где мышцы и кожа были смоделированы Кэролайн Уилкинсон, профессором Craniofacial и группой ученых из Университета Данди. Используя компьютерную программу стереолитографии была восстановлена внешнось Ричарда 3.

Ри́чард III (1452-1485) — король Англии с 1483 года из династии Йорков, последний представитель мужской линии Плантагенетов на английском престоле. В битве при Босворте (1485) потерпел поражение и был убит. Один из двух королей Англии, погибших в бою


Реконструкцию лица Генриха IV, сделанную на основе найденного черепа.
Генрих (Анри) IV Великий,Генрих Наваррский, Генрих Бурбон, (1553- 1610,) — король Франции с 1589 года, основатель французской королевской династии Бурбонов

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.

Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.

Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II - III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.




Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени. При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан


Наталья ДАВЫДОВА

С 1993 года большая группа исследователей целенаправленно и подробно изучает женский некрополь Московского Кремля. В результате чего в пристройке Архангельского собора появится музей "кремлевских жен" (о том, что интересного обнаружили ученые и что нам покажут в новом музее, "Известия" писали 11 августа). Самой необычной частью проекта стала антропологическая реконструкция (восстановление по черепу) скульптурных портретов известных женщин кремлевского прошлого. Этим занимается Сергей Никитин, главный специалист московского бюро судебно-медицинской экспертизы.
О том, почему он взялся за реконструкцию обликов исторических персонажей, эксперт-криминалист Сергей Никитин рассказал в интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой.

вопрос: Как вы решились начать изучение некрополя? Сами же как-то сказали, что не по-человечески это - вскрывать могилы, тревожить усопших.

ответ: Нам не просто так захотелось вскрыть гробницы, заглянуть внутрь и в костях покопаться. Не дай Бог. Просто намечалась реконструкция подвальной палаты Архангельского собора и реставрация находящихся там с 1929 года саркофагов царских жен. Невозможно реставрировать каменный саркофаг с упокоенными в нем останками. Их надо было достать, составить опись. Вот и появилась возможность изучить останки и воссоздать облик известных женщин. Не осталось никаких портретов этих исторических персонажей, фактически ничего, кроме упоминания в летописях. А тут - уникальная возможность увидеть лица. Разве это не интересно? Но закончатся исследования, мы вернем все в саркофаги, и никто больше их не тронет. Кстати сказать, египтяне тоже вскрывали древние погребения и даже выставляли своих фараонов на всеобщее обозрение. Правда, по усохшей мумии трудно представить внешность, лица там практически нет, только череп, обтянутый кожей. Остались достаточно условные изображения фараонов - кстати, интересно было бы сравнить, насколько они соответствуют черепу. Сегодня это вполне реально: можно сделать томографию, по ней - пластиковую копию черепа (как мумии, так и живого человека) и реконструировать по черепу портрет.

в: Работающие в Кремле рассказывают шепотом, что в захоронении Анастасии Романовны, первой жены Ивана IV Грозного и первой русской царицы, когда его вскрыли, оказалось "две головы". Звучит зловеще.

о: Но так могло быть. Судя по всему, второй череп оказался там в 1929 году, когда большевики приняли решение о сносе Вознесенского женского монастыря. Работникам Музеев Кремля удалось спасти его царский женский некрополь: они описали и перенесли в Архангельский собор тяжеленные каменные гробницы с останками известных женщин. Некоторые саркофаги, например, великой княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского, когда их откопали, развалились. Как выяснилось в ходе нашего исследования, второй череп принадлежал как раз Евдокии. Видимо, его в 1929 году положили в ближайший целый саркофаг, которым оказался как раз саркофаг царицы Анастасии. Была же большая суматоха, аврал, все делалось вручную. Вообще сотрудникам Музеев Кремля памятник надо поставить за этот научный, культурный и человеческий подвиг.

в: Почему скульптурный портрет Евдокии, основательницы Вознесенского монастыря и первой похороненной в его некрополе в 1407 году, вам сделать удалось, а Анастасии Романовны, умершей в 1560-м, - нет?

о: От черепа царицы Анастасии остались только кучка праха и косичка. По сохранившимся его остаткам мы смогли определить только ее возраст - 25-30 лет, а для восстановления внешнего облика он оказался непригоден. Но бывает, что утраты, если они не столь значительны, не мешают реконструкции. Понимаете, потрясающая пластика и органичность черепа позволяют восстанавливать многие отсутствующие его части. Так, в частности, удалось реставрировать и черепа императора Николая II, его дочерей, камердинера императора Алоизия Труппа, останки которых были обнаружены под Екатеринбургом. Сейчас заканчиваю монографию, обобщающую мои более чем 30-летние наблюдения. Она будет прикладной. Я же сам - практик и понимаю, что эта работа будет востребована экспертами-криминалистами и антропологами.

в: Не удалось восстановить и портрет второй жены Грозного - кабардинки Марии Темрюковны?

о: Да, и это тоже очень жаль. Зато лицевая часть черепа его третьей жены, Марфы Собакиной, прекрасно сохранилась.

в: Наверное, когда создавали ее портрет, все время держали в уме, что это же была по сути победительница одного из первых конкурсов красоты на Руси, проведенного по царскому указу.

о: Она и в самом деле была удивительной красоты. Но перед свадьбой начала болеть, а через две недели после свадьбы умерла, фактически так и не став женой, - такая вот судьба ждала юную красавицу, и это зафиксировано церковными документами. Поскольку у нас судебно-медицинская служба, мы решили установить причину ее смерти. Кремлевская история в этом смысле особенно интересна. Отравили же до Марфы солями ртути первую жену Ивана Грозного Анастасию Романовну, в ходе исследований это было доказано абсолютно точно. На наличие металлических ядов были проверены и останки Марфы Собакиной. Правда, анализ ничего не показал. Возможно, был использован растительный яд, не поддающийся химическому исследованию, а может быть, и супруг что-то с ней учинил.

в: Вы долго работали над портретом Марфы?

о: С мая 2002 года по декабрь 2003-го, около полутора лет. В подобных делах спешка неуместна. И потом - это же не основная моя работа. По сути, исторической реконструкцией я занимаюсь в свободное время - после 6-8 вечера и до двух часов ночи. Обдумываю каждую черточку воссоздаваемого лика.

в: Что значит - работать над ликом?

о: Чтобы портрет живым получился. Тут надо разделять судебно-медицинскую, научную и антропологическую часть реконструирования и другой этап - работу над образом. Это занимает больше времени, чем собственно само восстановление.

в: У вас даже термин такой есть - "одушевление" портрета. И как же происходит "одушевление"?

о: Это нужно из себя половину крови выкачать и ввести ее в восстанавливаемый портрет. Я должен почувствовать череп - его глазницы, его контуры. Понять, например, как глаза приоткрыть. Могу две недели сидеть напротив и смотреть на этот облик, пока еще не оживленный. А потому вдруг понять, что и как надо сделать, чтобы человек "ожил". Скульпторам проще, они ваяют с натуры. А моя "натура" - череп с пустыми глазницами.

в: А какой портрет реконструировать сложнее - женский или мужской?

о: Думаю, что женский. Даже у нашего учителя Михаила Михайловича Герасимова портреты мужские получались гораздо лучше женских. Женская красота сложнее в воспроизведении, чем мужская огрубленность.

в: Судя по реконструированному облику Софьи Палеолог, заморская супруга великого князя Ивана III, еще в юности пережившая массу трагических событий, была очень сильной и волевой женщиной. Я не ошибаюсь, что на вашем скульптурном портрете у нее просматриваются усики?

о: Верно. И это не выдумка. Когда я начал исследовать череп Софьи Палеолог, то на внутренней стороне лобной кости обнаружил наросты - так называемый внутренний фронтальный гиперостоз. Иначе говоря, это показатель гормональных нарушений, проявляющихся, кстати, не только в "омужествлении" лица. С возрастом Софья Палеолог должна была заметно располнеть. Но я не стал изображать ее такой, смоделировал поближе к черепу. Просто удивительно, как эта маленькая женщина (ее рост около 160 см) с большими гормональными проблемами родила 12 детей.

в: Это правда, что в ближайшее время вы собираетесь "оживить" Наталью Кирилловну, мать Петра I?

о: Да. Многим, и мне в том числе, интересно будет увидеть, как она выглядела, понять, что Петр унаследовал от матери. Череп ее прекрасно сохранился. Реально реконструировать и портрет последней жены Ивана Грозного - Марии Нагой, и портрет первой его тещи (матери Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой). Я ее называю первой тещей на Руси. Она была постриженкой Вознесенского монастыря, ушла туда после смерти дочери. Это пожилая, за 70 лет, женщина, таких портретов в этом проекте я еще не делал.

в: Специалисты говорят, что в Русском музее вроде бы сохранились парсуны (так на Руси назывались ранние светские портреты) с изображениями Натальи Кирилловны. Не собираетесь на них взглянуть?

о: Вот закончу реконструкцию, и, если они действительно сохранились, сравним.

Справка "Известий"

Сергей Никитин - эксперт медико-криминалистического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Главный специалист по антропологической реконструкции - восстановлению внешности человека по костным останкам. Закончил Московский мединститут им. Пирогова, антропологической реконструкцией начал заниматься с 1972 года в лаборатории Михаила Герасимова. Восстановил портреты иноков Киево-Печерского монастыря - летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита - и первого игумена этого монастыря Варлаама. В 1990-х принимал участие в "царской" экспертизе - идентификации останков императора Николая II, членов его семьи и приближенных. С его помощью удалось определить останки Николая II, его дочери Анастасии. В рамках "кремлевского" проекта восстановил портреты Софьи Палеолог, Елены Глинской, Евдокии Донской, Ирины Годуновой, Марфы Собакиной и Маши Старицкой, дочери Владимира Андреевича Старицкого, племянницы Ивана Грозного, погибшей вместе с родителями в 1569 году (вся семья была отравлена по приказу Ивана Грозного). В 2000 году на международном конкурсе специалистов в области антропологической реконструкции в США выполнил контрольное восстановление портрета по черепу с лучшим результатом.

Какими были первые красавицы Руси

Изучая фольклор и древнюю литературу, можно сделать выводы о мужских вкусах прежних времен в отношении женщин. Эталон женской красоты на Руси менялся. В раннем Средневековье главными красавицами считались полные, сильные девушки с пышным бюстом, широкими бедрами - явный пережиток первобытной эстетики. Но уже в допетровской России образ отечественной красавицы стал другим.

Предпочтительной стала уже не полная, но статная, непременно высокая, фигура, белое лицо с ярким румянцем и высокими "соболиными" бровями. Даже фасоны и детали женской одежды были подчинены к зрительному созданию величественного и статичного образа. Кстати, малоподвижность - важное достоинство россиянки прежней эпохи. Вертлявые хохотушки обществом не приветствовались.

Кремлевских мужчин восстанавливал Михаил Герасимов

Сергей Никитин - не первый, кому довелось восстанавливать портреты кремлевских небожителей. 43 года назад в Кремле работал Михаил Герасимов (1907-1970) - известный археолог, антрополог, скульптор, основоположник Российской школы антропологической реконструкции, создавший скульптурные портреты-реконструкции первобытных людей и ряда исторических личностей, в том числе Ярослава Мудрого и Тимура (Тамерлана).

В 1963-м Герасимов изучал захоронения в Архангельском соборе. Собор в то время переживал очередную реставрацию, работы шли ниже уровня пола и было принято решение о вскрытии и исследовании ряда останков. Герасимов сделал тогда три портрета, в том числе Ивана Грозного, первым доподлинно установив, как он выглядел (портреты хранятся сегодня в Музее истории Москвы). Правда, и уровень науки тогда был другой, и материалов о тех работах сохранилось мало - никакого сравнения с нынешним проектом изучения женского некрополя, когда используются все новейшие методы.

В Кремле в подземелье Архангельского собора находится единственный в мире женский некрополь. Более 50 саркофагов с останками знатных женщин средневековой Руси.


Имена одних давно забыты. Имена других помнят и сегодня.
Среди них: основательница Некрополя, жена Дмитрия Донского Евдокия. Мать Ивана Грозного Елена Глинская и его жены: Анастасия Романовна, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Мария Нагая; мать Петра Великого Наталья Нарышкиа… Одни из них повлияли на ход истории, постоянно находясь в центре политических интриг. Другие видели свой долг в жертвенном служении мужьям. И почти у каждой из венценосных красавиц есть своя тайна. Например, исследование останков Анастасии - первой жены Грозного доказало, что она была отравлена.

Изучение средневековых захоронений позволяет узнать, во что одевались первые дамы древней Руси, какой косметикой пользовались, чем болели и от чего умирали, какие у них были фигуры, рост, вес, цвет волос. История буквально обретает плоть.
Антропологи-криминалисты по сохранившимся черепам реконструируют подлинный облик великих княгинь и цариц.

Евдокия Дмитриевна (1353-1407).
Евдоки́я Дми́триевна — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича, впоследствии получившего прозвание Донского. Известна своей благотворительностью

Елена Васильевна Глинская (1508-1538).
Жена Великого княза Василия Ивановича и мать Ивана Грозного Елена Глинская была отравлена ртутью. В ходе исследования это было доказано с помощью спектрального и химического анализа костных останков и волос.
Кстати, волосы отлично сохранились. Что позволило с точностью до 100 процентов определить, что у Елены Глинской была роскошная огненно-рыжая шевелюра.

Софья Фоминична Палеолог (1455-1503).
в природе не бывает ничего случайного. Речь идет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.
Недавно у исследователей возникла интересная идея - сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то, что создала сама природа - черепа двух этих людей. И тогда было проведено исследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методом теневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкции портрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолько много было выявлено совпадений.

Марфа Васильевна Собакина - третья, так и не случившаяся, жена Грозного.
По легенде, вскрытие ее гробницы обнаружило поразительный биологический феномен. Царская невеста лежала в гробу как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то что пролежала в гробу 360 лет. Достаточно было нескольких минут, чтобы лицо ее почернело и превратилось в прах.
Если её отравили солями ртути, то такая сохранность и быстрое разрушение останков - вполне возможная вещь.

Царица Ирина Федоровна Годунова (1557-1603).
Ирина Годунова, жена царя Федора Иоанновича и сестра Бориса Годунова, страдала серьезным заболеванием костного аппарата, возможно, даже наследственным.

Настоящее чудо подземной палаты - Маша Старицкая.
Девочка, которой почти 500 лет, одиннадцатилетняя племянница Ивана Грозного, которая была убита Малютой Скуратовым в 1569 году. Ее лицо воссоздано буквально из праха в 2005 году.
Антропологов потрясло состояние скелета девочки - слишком явственны в нем следы заболевания рахитом. Это первый в нашей стране реконструированный портрет ребенка периода русского средневековья.
У части останков косточки в таком состоянии, что никакая реконструкция уже невозможна. Но ученые надеются, что сумеют создать еще 4 портрета. В ближайшее время Сергей Никитин попытается "оживить" мать Петра I Наталью Кирилловну.