Внутренняя и внешняя политика президента клинтона. Экономическая политика президента билла клинтона

В.В. Мотылев

ПРОГРАММЫ ПРЕЗИДЕНТОВ США. БИЛЛ КЛИНТОН

Уильям Джефферсон (Билл) Клинтон, 42-й президент США (19932001 гг.) от Демократической партии, родился в августе 1946 г. в небольшом провинциальном городке Хоуп, штат Арканзас. Его отец Уильям Блисс погиб в автомобильной аварии за 3 месяца до рождения сына. Мать Билла вышла замуж за Р. Клинтона, который усыновил мальчика. Семья была небогатая: мать работала медсестрой в больнице, у отчима была небольшая фирма; правда, дедушка по материнской линии имел магазин и ферму. Билл считал его представителем среднего класса.

Билл Клинтон хорошо учился в школе, любил математику, историю и художественную литературу, иностранные языки. С 5-го класса он начал серьезно интересоваться политикой. В 1964 г. поступил на международный факультет Джорджтаунского университета. Чтобы оплачивать учебу, Клинтон работал в офисе известного сенатора-демократа У. Фулбрайта1 . После окончания университета сенатор Фулбрайт рекомендовал своего помощника на учебу в Оксфордский университет в Англии, где Клинтон получал стипендию им. С. Родса, изучая цикл социальных наук. Он прекрасно учился, прочитывая по 300 книг в год2 . После окончания Оксфорда Биллу Клинтону опять улыбнулась судьба: он поступил на юридический факультет престижного Йельского университета в США. Во время учебы в этом университете он познакомился с Хилари Родам. По их утверждению, они полюбили друг друга и долго не расставались. Надо оговориться, что в этом браке был также политический расчет: и Билл, и Хилари мечтали о политической карьере.

После окончания Йельского университета Клинтон вернулся в родной штат Арканзас, где 3 года проработал в качестве профессора права в юридической школе штата Арканзас. Хилари Родам работала в Вашингтоне один год в комиссии Конгресса по расследованию Уотергейтского дела. Через год она приехала к Биллу в Арканзас и также стала профессором права. В сентябре 1975 г. состоялась их свадьба. Хилари Родам-Клинтон стала верным другом и партнером в жизни и в политике3 . В 1977 г. Билл стал главным прокурором штата Арканзас, занимая эту должность 2 года. В 1978 г. у них родилась дочь Челси. В следующем году Билл Клинтон был избран губернатором штата.

Губернатор штата Арканзас

Билл Клинтон стал самым молодым губернатором штата Арканзас. Мать Хилари утверждала, что он с самого начала их знакомства поразил ее своей эрудицией, знанием философии и социологии. Поэтому его политическая карьера развивалась так стремительно.

Клинтон обещал избирателям в Арканзасе повысить темп развития штата, улучшить систему образования, бороться за равные права граждан, позаботиться о «забытом среднем классе». Он провел реформу welfare (1996 г.) – системы, которая позволяла американцам, живущим за чертой бедности, десятилетиями получать ежемесячные денежные пособия. Более половины из них (60%) потеряли основной источник благосостояния и вынуждены были искать работу, т.е. сократилось число семей, живущих на государственные пособия. Клинтон старался выполнять свои обещания.

В целом Билл Клинтон был губернатором с небольшим перерывом

с 1979 до 1992 г. Эти 12 лет он стремился проводить политику, которая отличалась от политики республиканцев в Белом доме (Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего). Клинтон подчеркивал в 1991 г.: «Мой ответ Республиканской партии: последние 12 лет Америка шла в неправильном направлении, а Арканзас – в правильном»4 . Республиканцы повышали налоги на средний класс, тогда как налоги на самых богатых понижались. Но богатые должны платить свою долю налогов, иначе страна будет и дальше идти по наклонной плоскости, говорил Клинтон. Президент Дж. Буш получил богатейшую страну мира и начал толкать ее по наклонной плоскости5 .

Билл Клинтон называл себя новым демократом. Он подчеркивал, что выступает прежде всего от имени среднего класса. Он стремился облегчить его налоговое бремя и увеличить доходы. Кроме того, Клинтон стремился реформировать систему welfare в том виде, «в каком мы ее знаем», т.е. надо расширить переподготовку лиц, получающих welfare, чтобы им было легче найти работу и обеспечить семью. Хилари Клинтон утверждала, что между «новыми демократами» и лейбористами Англии есть много общего. Это была борьба либеральных и прогрессивных идей против консервативных и реакционных, включая новое видение того, как должно работать правительство. Б. Клинтона и Т. Блэра объединяла идейная борьба против рейганомики и тэтчеризма6 .

Как самый молодой губернатор штата в США, Билл Клинтон завоевал популярность в Демократической партии США, став ее новым авторитетным лидером. К весне 1992 г. Клинтон был избран кандидатом от Демократической партии на пост президента США. Он победил своих соперников Дж. Брауна и П. Ценгеса. Разрабатывая предвыборную программу, Билл Клинтон писал: «Я выступаю за рост, за бизнес, за труд, за образование, за здравоохранение, за охрану окружающей среды, за семейные ценности, за право женщин на выбор в вопросах об абортах»7 .

Началась предвыборная президентская кампания в США. Президент Дж. Буш, будучи любимцем Уолл-стрита и ВПК, делал ставку на пропаганду своих военных и дипломатических успехов. Билл Клинтон, напротив, выступал за мир и разоружение, пропагандировал конверсию военного производства. Избиратели устали от холодной войны, от военной риторики Буша. К тому же они были разочарованы неэффективностью

борьбы президента Буша с последствиями рецессии 1990-1991 гг., когда безработица поднималась до 8%. В прессе гуляла фраза: «Это экономика, чайник!» Избиратели ждали от молодого поколения демократов решительных антикризисных программ, они одобряли программу Клинтона о конверсии военного производства и закрытии части военных баз. Перед выборами Клинтон победил в идейных дебатах с Бушем и независимым кандидатом Р. Перро.

В ноябре 1992 г. избиратели сделали свой выбор: за Билла Клинтона проголосовали 44,9 млн человек, или 43%, за Дж. Буша –39,1 млн человек, или 37% избирателей, а за Р. Перро –19,7 млн человек, или 17%. Клинтон получил 370 голосов выборщиков, Буш –168, Перро – 08 .

Внутренняя политика

Президент Клинтон подчеркивал свое видение проблем страны на рубеже ХХI в. На смену индустриальному обществу в США пришло постиндустриальное – общество информационных технологий. Если основой промышленного переворота были машины, то основой информационного общества – компьютерная информация. Информационное общество предъявляет растущий спрос на специалистов с высшим образованием. Если в начале 1990-х гг. специалисты с высшим образованием составляли 15% рабочей силы в США, то к 2010 г. их удельный вес, как ожидалось, должен был удвоиться. Это предполагает огромные инвестиции в системы образования и здравоохранения. Клинтон заявлял, что человеческий капитал становится более важным фактором производства, чем физический капитал, вложенный в здания и машины9 .

Президент Клинтон выдвинул экономический план по преодолению последствий спада в экономике, восстановлению устойчивого экономического роста и повышению жизненного уровня населения. Этот план отличался от методов регулирования экономики правительств Рейгана и Буша, которые использовали в основном финансовые рычаги, но отвергали в принципе вмешательство государства в производство на федеральном уровне (на уровне штатов это допускалось). Демократы использовали стабилизаторы и стимуляторы экономики, дававшие эффект мультипликатора, т.е. многократное увеличение результатов от инвестиций.

Билл Клинтон создал сильную группу экономистов в правительстве, состоявшую из Р. Рубина, Р. Рейха, Л. Бентсена, Р. Брауна, Л. Тайсон. Их решения обеспечивали длительный экономический рост новых отраслей экономики, возникших в предыдущем цикле инноваций, в том числе компьютеризацию общества, развитие Интернета, биотехнологии и генной инженерии, нанотехнологии и др. Экономический рост производства и сферы услуг продолжался с 1993 г. без перерывов почти 8 лет, вплоть до 2000 г. За это время ВВП страны вырос почти в полтора раза – с $6 трлн до $10 трлн. Только за первые 4 года было создано более 10 млн рабочих

мест. Значительно выросла численность среднего класса. Заметно процветал малый бизнес. Личные доходы населения в середине 1990-х гг. росли в 2,5 раза быстрее, чем темпы инфляции10 .

Большой бизнес с самого начала президентства Клинтона выразил желание включиться в выполнение новых государственных заказов. Об этом заявил в начале 1993 г. на встрече с президентом один из влиятельных лидеров группы Моргана. Олигархи понимали, что львиная доля заказов попадет в их компании, и рассчитывали на рост доходов. Но правительство Клинтона, увеличивая им заказы, повысило и налогообложение. Для малого бизнеса и среднего класса предусматривался налоговый кредит.

Р. Рубин проявил себя как талантливый финансист, сумел улучшить состояние бюджета. Уже за первый срок правления Администрации Клинтона заметно уменьшился дефицит государственного бюджета.

Увеличились расходы на образование. Принятый в 1994 г. «Закон об образовании» предусматривал увеличение численности студентов в государственных (публичных) университетах, где их численность стала втрое больше, чем в дорогостоящих частных университетах (10,8 млн человек в публичных колледжах по сравнению с 2,9 млн в частных) .

Правительство Клинтона пыталось также провести реформу здравоохранения. Хилари Клинтон вместе с А. Магазинером подготовили проект реформы, предусматривающей увеличение медицинского страхования бедных слоев населения. Однако противодействие сенаторов Н. Гингрича

и Б. Доула помешали принятию в Конгрессе конструктивной программы улучшения здравоохранения. Проект Х. Клинтон и А. Магазинера был отклонен 11 .

Большое внимание президент Клинтон уделял безопасности граждан. Он принял меры к тому, что численность офицеров-полицейских на улицах США была увеличена на 100 тыс. человек. Это привело к тому, что число преступлений (краж, насилий и др.) значительно (на 7-8%) сократилось в 1994-95 гг.12 .

В 1996 г. развернулась новая предвыборная президентская кампания. Демократическая партия США вновь выдвинула на пост президента Билла Клинтона, а на должность вице-президента – Альберта Гора. Соперником Клинтона от Республиканской партии был сенатор Боб Доул – умеренный республиканец, ветеран Второй мировой войны, опытный политический деятель. Но демократам удалось его победить во время президентской гонки. Они не ставили под сомнение заслуги Б. Доула, но было видно, что время его избрания прошло. Он был пожилым человеком и инвалидом войны. Программа Б. Доула не могла сравниться по охвату, глубине

и эффективности с программой Демократической партии. На выборах в ноябре 1996 г. Б. Клинтон получил 49,2% голосов избирателей, Боб Доул – 40,7, а Р. Перро – 8,4% 13 .

Второй срок президентства

После избрания на второй срок президент заменил несколько членов своего Кабинета министров. Государственным секретарем вместо У. Кристофера была назначена Магдалина Олбрайт, которая раньше успешно работала представителем США в ООН. Военным министром был назначен Билл Коен, пришедший из Военного комитета Конгресса США. Ушли в отставку министр труда Р. Рейх и член экономического совета Л. Тайсон. Однако правительство работало с той же высокой отдачей, что и прежде.

В 1997 г. развитие экономики успешно продолжалось. Темп прироста ВВП был 5,6%. Безработица сократилась до 5%, было создано дополнительно несколько миллионов рабочих мест. 10 млн студентов получили кредиты или стипендии для продолжения образования. 40 млн рабочих и служащих имели пенсионное обеспечение. Дефицит государственного бюджета сократился до $75 млрд, т.е. втрое по сравнению с 1992 г.14 .

Проигравшие на выборах республиканцы не смирились с поражением. Они начали искать слабые места президента Клинтона и нашли их в мимолетных увлечениях молодыми женщинами, которые часто были готовы к его ухаживаниям. Надо признать, что журналисты и раньше, еще в пору его работы губернатором Арканзаса, следили за его увлечениями и раздували в газетах шум о его похождениях. Однако историки США утверждают, что среди президентов ХХ в. большинство не избежали их. Конечно, история с Моникой Левински выглядит неприглядно.

Республиканцы раздули скандал с М. Левински до невероятных размеров. Они не давали президенту нормально работать в течение года. Был назначен независимый прокурор К. Старр, который не раз допускал нарушение законов во время следствия. Он использовал кассеты с магнитной пленкой телефонных разговоров Левински, записанные незаконным путем. Старр также запугивал свидетелей тюремным заключением. Хилари Клинтон считала, что Старр нарушил Конституцию США, поскольку предложение об импичменте президента по Конституции принимает юридическая комиссия Конгресса, а не прокурор15 .

Клинтон весьма сожалел о случившемся в Овальном кабинете Белого дома. Он публично принес извинения. «Это было аморально и глупо», – сказал он, извинился перед женой и дочерью; жена его простила. Она вела себя великодушно, защищала мужа.

Когда дошло до голосования предложения об импичменте президенту, нижняя палата Конгресса осудила неприличное поведение и обман президента, проголосовав за импичмент. Но голосование в сенате США об импичменте 7 января 1999 г. не собрало нужное число голосов (двух третей), не хватало 17-20 голосов. Ряд авторитетных сенаторов были принципиально против импичмента. Они считали, что президент искупил свои грехи достижениями в правлении страной. Президент получил

моральную поддержку видных политических деятелей мира: Томаса Блэра, Жака Ширака, Вацлава Гавела, Н. Манделла и других.

Несмотря на травлю со стороны республиканцев, президент Б. Клинтон сумел во второй срок своего президентства закрепить успех экономической политики демократов: продолжался устойчивый рост экономики нового постиндустриального общества, повышение жизненного уровня населения. Выполнялись социальные программы помощи бедным слоям населения, улучшалась система образования и здравоохранения.

Экономический рост продолжился вплоть до 2001 г. Это был самый длительный период роста экономики США в ХХ в., который был достигнут благодаря правильной антикризисной программе в соответствии с экономическим планом правительства (система ППБ). Было достигнуто подлинное процветание страны. ВВП вырос в 1,5 раза, достигнув рекордного уровня за всю историю страны. За 8 лет было создано 20 млн рабочих мест. Безработица снизилась с 8 до 4-5%. Благодаря налоговой реформе средний класс получал более высокие доходы. Повысилась минимальная заработная плата. Необеспеченные слои населения имели помощь государства в виде пособий по бедности и инвалидности. Богатые семейства США, имевшие огромные льготы при президентах Рейгане и Дж. Буше, стали платить более высокие прогрессивные налоги, пополнявшие казну. Бюджетный дефицит, который в 1992 г. при президенте Буше-старшем был более $250 млрд, был преодолен в 2000 г., страна впервые за много десятилетий имела $200 млрд профицита в государственном бюджете. Президент Клинтон считал это заслугой министра финансов Роберта Рубина, которого он называл наиболее талантливым министром финансов США со времен А. Гамильтона, который считается создателем финансовой системы США в XVIII в.16 .

Это означало триумф экономической политики демократов. Суть политики президент Б. Клинтон охарактеризовал как «шесть «за»: за экономический рост, за охрану окружающей среды, за защиту гражданских прав, за борьбу с преступностью, за развитие бизнеса, за интересы труда»17 .

Внешняя политика

Президент Клинтон проводил более взвешенную, миролюбивую и осторожную внешнюю политику, чем Дж. Буш, по крайней мере по отношению к России. Еще во время дебатов предвыборной кампании президент Буш спросил Клинтона, почему он не служил в армии и не воевал во Вьетнаме. Клинтон ответил, что он ненавидит войну. И избиратели приняли объяснение Клинтона, выбрали его президентом.

Билл Клинтон получил прекрасное высшее образование, в частности, в сфере международных отношений во время учебы в трех университетах.

Он приобрел практические навыки работы как помощник сенатора У. Фулбрайта, который был крупным специалистом по международным отношениям.

Сразу после избрания президентом Клинтон развернул активную дипломатическую деятельность. С большой энергией он совершал поездки по Латинской Америке, в Европу, Россию, Японию, страны Азии и т.д. Президента часто сопровождала за границей Хилари Клинтон, которая умела поддерживать беседу и с английской королевой, и с президентом Б. Ельциным.

Президент Клинтон развернул активность прежде всего в странах Латинской Америки и Канаде. Политика добрососедских отношений проявлялась в больших усилиях по спасению Мексики от угрозы финансового дефолта (прекращения платежей). Мексика получила от МВФ и от банков США $23 млрд в виде кредитов, которые она потом сумела вернуть.

Важным событием 1993 г. была практическая организация НАФТА, которая создала общий рынок с населением почти 400 млн человек, проживающих в США, Канаде и Мексике. Продолжением политики НАФТА было выдвижение Клинтоном концепции о «Пасифик рим», т.е. о сообществе 20 стран Тихоокеанского бассейна, включая Японию, Китай и Россию. Эта идея начала претворяться в жизнь в 1990-х гг., когда было проведено несколько международных совещаний глав правительств для реализации проекта. Клинтон прозорливо смотрел в будущее стран Тихоокеанского бассейна. Он понимал, что в XXI в. многие государства этого региона будут лидировать по темпам экономического роста и по удельному весу в мировой экономике, прежде всего Китай, о чем не раз говорил Клинтон.

Дипломатические отношения с Китаем при Клинтоне улучшались. Понимая важность Китая с его огромным внутренним рынком, с 1,2 млрд населения, Б. Клинтон согласился с 1994 г. распространить на КНР режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле.

При этом он закрывал глаза на нарушение прав человека в КНР. В этом не была его непоследовательность, как утверждали критики, а трезвый выбор политиком-прагматиком альтернативы.

Важное место в дипломатической программе США занимали Россия, Украина, Казахстан и другие страны СНГ. Клинтон и его ведущие дипломаты понимали, как важно содействовать переходу России к рыночной экономике и становлению демократических институтов.

Клинтон регулярно совершал поездки в Москву, Киев и другие города Восточной Европы. У него установились хорошие деловые отношения с президентом России Б. Ельциным, с которым он регулярно встречался (не менее 10 раз только за первые 4 года президентства). Клинтон считал Ельцина надежным партнером, который решительно проводил курс на рыночные реформы18 .

Большую роль играла также межправительственная комиссия США и Российской Федерации, работавшая под руководством вице-президента А. Гора и российского премьер-министра В. Черномырдина. Она осуществляла сотрудничество в сфере сокращения ядерных вооружений и мирного освоения космоса.

Эффективно выполнялась межгосударственная программа стажировки представителей российского малого бизнеса на территории США, подписанная президентами США и России.

По свидетельству очевидцев и участников этой программы, только в Северной Калифорнии, в Сан-Франциско, побывало 17 групп российских деловых людей в компаниях малого бизнеса в течение второй половины 1990-х гг. А такие программы осуществлялись во всех штатах США, что имело значение для становления и развития малого бизнеса в России.

Правительство США помогало России финансовыми средствами. В 1994 г. Россия получила от США $2,5 млрд в виде помощи. А за 10 лет Международный валютный фонд предоставил России кредиты на сумму $23 млрд.

Конечно, у России и США были дипломатические расхождения и конфликты, особенно по поводу политики США в Сербии и Боснии.

Об этом говорили Б. Клинтону и президент России Ельцин, и премьер-министр Е. Примаков. Суть расхождений состояла в том, что после распада Югославии в Косове и Сербии начались беспорядки, насилие и этнические чистки. В Боснии сербы проводили этнические чистки албанцев-мусульман. В начале 1990-х гг. в Боснии насчитывалось 250 тыс. убитых и 2,5 млн беженцев.

Албанцы-мусульмане, естественно, отвечали на насилие насилием. Кристофер бил в набат по поводу начавшегося регионального военного конфликта на Балканах. США добились решения ООН об использовании войск НАТО для наведения порядка в Боснии и Сербии. В результате авиация НАТО бомбила Сербию в 1995 и 1996 гг. Россияне в большинстве своем были недовольны бомбежками Сербии и морской блокадой этой страны. Они требовали от США и НАТО невмешательства во внутренние дела Сербии и Боснии.

Администрация президента Клинтона столкнулась с другими региональными кризисами. Так, в 1993 г. пришлось послать морскую пехоту США на Гаити, чтобы восстановить там порядок (хотя надежд на демократию правительство Аристида не давало).

Много неприятностей доставлял США диктатор Ирака Саддам Хусейн, который часто нарушал режим ограничений, установленный ООН для Ирака после войны 1991 г. Он мешал работе инспекторов ООН по контролю за производством и хранением оружия массового поражения (позже оказалось, что такого оружия в Ираке нет).

Ближний Восток оставался главным очагом международной напряженности и локальных военных конфликтов. Много усилий и времени затратил Клинтон для урегулирования конфликтов между Израилем и Палестинской автономией. В 1993-1995 гг. Клинтон несколько раз принимал в Белом доме премьер-министра Израиля И. Рабина и лидера Палестины Я. Арафата, призывая их к примирению сторон. Но все было тщетно. В своих мемуарах Клинтон писал, что террористы убивают не только людей, но и саму надежду на мир в этом регионе19 . На все доводы дипломатов Израиля Арафат отвечал «нет!».

В переговорах о прекращении производства атомного оружия с Северной Кореей дипломатам США тогда повезло. Посланный в Северную Корею экс-президент Джимми Картер в октябре 1994 г. добился соглашения о замораживании производства атомного оружия в Северной Корее в обмен на серьезную финансовую помощь и большую партию продовольствия.

Клинтон понимал, что без установления нового международного порядка по линии ООН невозможно разрешить назревшие глобальные проблемы. Он был хорошо знаком с глобальными проектами будущего, в которых предлагались различные методы решения этих проблем (в частности, он поддерживал идеи группы экспертов ООН во главе с акад. В. Леонтьевым, которые были изложены в докладе «Будущее мировой экономики»). Много внимания Администрация Клинтона уделяла регулированию внешней торговли.

Внешнеторговая стратегия

Билл Клинтон исходил из того, что внешняя торговля является двигателем экономического развития страны. По мнению министра торговли, стратегия внешней торговли в конце 1990-х гг. в основном состояла в следующем20 :

правительство должно проводить политику долгосрочного перспективного планирования внешней торговли, которое охватывает государственные и частные компании, включая малый бизнес. Эти компании получили в 1998 г. государственные контракты на сумму $9,8 млрд для реализации государственных проектов развития;

комитет по внешней торговле Конгресса США рекомендовал применить испытанные методы повышения эффективности и конкурентной способности американских фирм, работающих за рубежом. Были удачно использованы финансовые механизмы. Расширялись кредиты Экспортноимпортного банка США. МВФ выделял крупные кредиты и транши для стран с растущей рыночной экономикой;

рабочая группа комитета Конгресса подготовила специальную программу технической помощи странам Азии и Восточной Европы. На эти задачи выделялись средства из федерального бюджета США и из бюджетов штатов.

В целом по плану стратегического развития внешней торговли правительство стремилось сохранить лидерство США в системе международной торговли, специализируясь особенно на наукоемких и техноемких товарах, но не забывая о сравнительных преимуществах США во внешней торговле по многим капиталоемким и ресурсоемким товарам. В 1990-е гг. США продолжали лидировать по экспорту компьютеров, аппаратуры для офисов, научных приборов и инструментов, самолетов, средств автоматизации, биотехнологии и других наукоемких товаров. Так, экспорт компьютеров превышал их ввоз в 10 раз, самолетов – в 8 раз. Вывозилось более половины (мирового экспорта) станков с программным обеспечением. По экспорту автомобилей США уступали Японии и Германии, так как ввозили больше легковых автомобилей, чем вывозили. США стали утрачивать сравнительные преимущества по экспорту кукурузы, пшеницы, хлопка, по которым они раньше лидировали. Журналисты писали, что «король-хлопок» переехал в Китай и другие страны ЮгоВосточной Азии.

Однако Администрация Клинтона не сумела остановить бегство капитала из США, которое началось еще при Рейгане и Буше. Суть его состояла в том, что большой бизнес, несмотря на все привилегии при этих президентах, переводил свое производство (стали, автомобилей, химических товаров и пр.) за границу. США встали на путь деиндустриализации

в связи с переходом к постиндустриальному обществу, что наносило вред престижу и экономике США, вызывало массовую безработицу, особенно

в старых промышленных центрах северо-востока страны. Без новой промышленной революции эту проблему было трудно разрешить, как считают сторонники новой промышленной революции (см. журнал «Экономист», май, 2012).

Правительство Б. Клинтона сознавало, что трудной проблемой во внешней торговле оставался дефицит торгового баланса, который увеличился со $197 млрд в 1997 г. до 371 в 2000 г.21 . Эксперты возлагали надежды на улучшение экспорта наукоемких товаров и услуг путем децентрализации управления экспортными компаниями и повышения уровня квалификации специалистов, работающих в них.

Несмотря на некоторые ошибки и просчеты, президент Уильям Джефферсон Клинтон войдет в историю США как выдающийся деятель XX в., который 8 лет находился у руля в условиях непрерывного подъема экономики. И это было заслугой его Администрации, поскольку она проводила активную политику регулирования экономики.

Примечания

1 Morris R . Partners in Power. The Clintons and Their America. N.Y., 1996. Pp. 84, 85.2 Clinton Bill . My Life. N.Y., 2004. Pp. 40, 81, 180.

1. Билл Клинтон (1946 г.р.) вошел в историю как один из самых популярных и динамичных американских президентов XX в. Первый президент, родившийся в послевоенное время, третий по молодости (после Т. Рузвельта и Дж. Кеннеди) - победил на выборах в возрасте 46 лет.

Победа Клинтона на выборах 1992 г. стала, с одной стороны, результатом его личных усилий и работы поддерживавших его сил, с другой - результатом благополучного стечения обстоя­тельств. Начав гонку как аутсайдер (никто из влиятельных де­мократов не решился соперничать с Бушем после Войны в За­ливе), губернатор штата Арканзас Билл Клинтон постепенно завоевывал авторитет американцев. В то же время Буш не осо­бенно серьезно относился к Клинтону (говоря о своем сопер­нике на выборах, Буш заявил: "Мой пес знает о политике боль­ше, чем Билл Клинтон") и почти не уделял внимания выборам. Кроме того, на Клинтона сработало то обстоятельство, что в 1992 г. выдвигался самый сильный "третий кандидат" за по­следние 40 лет - миллиардер Росс Перо, который набрал 19 млн голосов и в основном оттянул их у Буша, что дало пре­имущество Клинтону в большинстве штатов.

Победе Б. Клинтона также способствовали его супруга - Хил-лари Клинтон - талантливый политик и незаменимый соратник, а также очень высокий уровень образованности и интеллекта кандидата (Клинтон, выпускник трех лучших университетов -Йеля, Джорджтауна и Оксфорда, впоследствии был признан са­мым образованным и интеллектуальным из всех президентов США, оттеснив на второе место Т. Джефферсона).

2. Главный предвыборный лозунг Клинтона: "Сосредоточиться на внутренних проблемах Америки".

Во многом ему это удалось. В период правления администрации Клинтона :

Было создано свыше 10 млн новых рабочих мест - в США практически исчезла проблема безработицы (для квалифицированных и трудолюбивых кадров);

Распространена система Вэлфэра - денежной помощи безра-Щ ботным и иным нуждающимся;

1*/ установлена новая система медицинских страховок, которая облегчила доступ к здравоохранению более чем 35 млн чело-Щ--, век, ранее такой возможности не имевших;

; получила повсеместное распространение Всемирная компью- ; терная сеть Интернет.

3. Несмотря на изоляционистскую риторику в ходе выборов, США при Клинтоне активно участвовали во внешней полити­ке. Крупнейшими внешнеполитическими шагами администрации Клинтона были :

Налаживание тесных отношений с Россией;

Урегулирование гражданской войны в Боснии (Дейтонские со­глашения 1995 г.);

Успешная для США война 1999 г. против Югославии во главе со С. Милошевичем;

Попытки урегулировать арабо-израильский конфликт (заклю­чение договора 1993 г. о создании Палестинской автономии).

4. Правление Клинтона было омрачено громким политическим скандалом, связанным с романом с практиканткой Белого дома 22-летней Моникой Левински (zippergate от слова "zippe/ 1 " - ши­ринка). Скандал возник не столько из-за самого романа, сколь­ко из-за того, что Б. Клинтон солгал под присягой (совершил Клятвопреступление) о своих отношениях с Левински во время дачи показаний по другому делу. Это явилось формальным по­водом для начала процедуры импичмента. Импичмент изна­чально не имел перспективы, но цель этого процесса состояла в том, чтобы скомпрометировать Клинтона и демократов (что в конечном итоге и произошло) - Клинтон не был отрешен от должности (процедура импичмента была завершена 12 февраля 1999 года), но по репутации демократов был нанесен удар.

5. Несмотря на скандал, связанный с Левински, сам Б. Клинтон, его деятельность оставили хорошую память. Время Клинтона вошло в историю как "золотая эра" относительной безопасно­сти, благополучия, экономического процветания.

Современная политика США (после 2001 г.)

1. На выборах 2000 г. скандальную победу одержал республика­нец Джордж Уокер Буш (1946 г.р.) - губернатор штата Техас и старший сын 41-го президента США Дж. Буша (см. Воп­рос 44). Первые несколько месяцев своего правления Дж.У. Буш не мог определить приоритеты своей деятельности. Например, одним из своих первых указов президент стал регулировать размер дырок в разных сортах сыра, что несколько удивило американскую общественность.

Переломным событием в деятельности администрации Дж.У. Буша стали события 1Г сентября 2001 года - атака террористов, захвативших пассажирские самолеты, на здания Всемирного тор­гового центра в Нью-Йорке и Пентагон, в результате чего "баш­ни-близнецы" загорелись и рухнули. Погибли тысячи человек.

После указанных терактов основным приоритетом деятельно­сти администрации Буша стала борьба с терроризмом, которая велась по двум основным направлениям :

Внешнеполитическое:

Провозглашение "Оси зла", основу которой составляли ан­тиамериканские режимы в Афганистане, Иране, Ираке, КНДР, Сирии и Ливии;

Военные операции в Афганистане и Ираке, правительства которых были обвинены в поддержке мирового терроризма;

Политическое давление на Иран* КНДР, Сирию;

Внутриполитическое - создание в 2003 г. министерства внут ренней безопасности, главной целью которого является борьба с терроризмом, в т. ч. негласными методами.

Ранее, в 1997 г. была сформулирована новая стратегия нацио­нальной безопасности на XXI век. (Но именно при Дж.У. Буше она стала прямым руководством к действию для правительств;! США). Ее ключевые положения :

США должны быть сильным государством даже после оконча ния "холодной войны";

США будут сохранять свое лидерство в мире; случае угрозы безопасности страны американское правитель­ство будет вмешиваться в любой политический кризис в любой точке мира, даже без согласия ООН и НАТО.

Крупнейшими внешнеполитическими акциями администрации Дж.У. Буша стали военные операции в Афганистане и Ираке.

Война в Афганистане была начата почти сразу после событий 11 сентября 2001 года - 7 октября 2001 года. Поводами к войне стали :

поддержка радикальным исламским режимом "Талибан" миро­вого терроризма;

наличие в Афганистане центров подготовки террористов; предположительное нахождение на территории Афганистана "террориста № 1" Усамы бен Ладена.

Война была скоротечной и велась необычными методами :

Ставка была сделана на вооруженную оппозицию "Талибана" в самом Афганистане - "Северный альянс";

Армия США вела только "воздушную войну" - усиленные бом­бардировки позиций талибов;

Наземные бои при поддержке американцев с воздуха вели воо­руженные соединения "Северного альянса".

В результате указанной тактики силы "Талибана" были раз­громлены за 1,5 месяца; 12 ноября 2001 года армия "Северного альянса" взяла Кабул. Результатами скоротечной войны 2001 г. стали :

Свержение режима "Талибан", правившего в Афганистане 5 лет (1996-2001);

Прекращение 23-летней гражданской войны в Афганистане (1978-2001);

Приход к власти проамериканского правительства во главе с X. Карзаем.

Главный враг США - У. бен Ладен в ходе этой войны пойман или уничтожен не был.

2. Военная операция против Ирака - "Шок и трепет" - была проведена с 20 марта по 2 мая 2003 года. Поводами к войне стали :

Предположение, что в Ираке находится оружие массового уничтожения (не было найдено ни до, ни после войны);

У предположение, что президент Ирака С. Хусейн поддерживает мировой терроризм (также не было доказано).

Действительной причиной войны было желание руководства США свергнуть антиамериканский режим С. Хусейна и укре­пить позиции США в Ираке - стране, обладающей 10% миро­вых запасов нефти.

Война была проведена односторонне США и Великобританией бе.ч санкции ООН. Требования союзников США - Германии, Фран­ции и Италии решить конфликт мирным путем были проигнори­рованы, что внесло раскол в ряды союзников США по НАТО-

В отличие от операции "Буря в пустыне" 1991 г., в 2003 г. ар­мии США и Великобритании сразу начали наземную опера­цию, продвигаясь вглубь Ирака с территории Кувейта. Армия Ирака оказывала упорное сопротивление только в первые дни войны. По мере приближения американских войск к Багдаду сопротивление начало угасать. 9 апреля 2003 года армия США почти без боя взяла Багдад. Армия Ирака во главе с верховным главнокомандующим бежала с поля боя. Многие высшие гене­ралы Ирака были подкуплены. Режим Саддама Хусейна, пра вивший Ираком 24 года, был свергнут. Партия БААС, нахо^ дившаяся у власти 35 лет (1968-2003), была объявлена вне за кона. Через 7 месяцев, 13 декабря 2003 года, Саддам Хусейн был пленен близ родного города Тикрит на севере Ирака и арестован.

Несмотря на военную победу, война в Ираке стала крупным по литическим поражением Дж.У. Буша. Администрация США не продумала систему управления Ираком после войны. После свержения режима С. Хусейна, 24 года державшего разношер стное иракское общество в повиновении, образовавшийся по литический вакуум был заполнен многочисленными ислам скими и экстремистскими силами. В Ираке фактически нача лась партизанская война против американцев и гражданская война группировок между собой.

Несмотря на формальную передачу власти иракцам в конце июня 2004 г., гражданская война в Ираке и вооруженное со противление американцам в Ираке продолжаются, что сильно снижает авторитет администрации Дж.У. Буша.

Тема Ирака стала одной из основной в ходе президентской кампании 2004 г. Она расколола американское общество при мерно пополам. Часть американцев считает, что свержение ан тиамериканских режимов, в конечном итоге, укрепляют безо пасность США и влияние США в мире (в основном, это электорат республиканцев). Другая часть общества, наоборот, считает Что военные операции за границей снижают авторитет США в мире, приводят к ненужным жертвам и ничего не дают простым американцам (в основном, это избиратели демократов).

Несмотря на жесткую критику за начатую им войну в Ираке, Дж. У. Буш одержал победу на президентских выборах 2004 г. И был переизбран на 2-й срок (до января 2009 г.).

В 1980-х и начале 1990-х гг. экономика США столкнулась с серьёзными дестабилизирующими процессами, объединяющими циклический и структурный кризисы, стагфляцию (сочетание падения темпов экономического роста и рост инфляции) с обострением международных экономических отношений и валютно-финансовых проблем. Экономические проблемы США 70-х гг. привели к пересмотру теоретических основ, методов и направлений государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция сменяется неоконсервативным подходом, реализованным в виде монетаризма .

Нерешённые социально-экономические проблемы 70-х гг. XX в. показали, что методы государственного регулирования и экономическая политика государства 60-70-х гг. не соответствовали новым условиям экономического развития. Кризис начала 80-х гг., который затронул как традиционные, так и новые отрасли экономики, выявил определенную негибкость экономической политики государства и несоответствие методов регулирования изменениям в экономической ситуации.

Рональд Рейган

В феврале 1981 года президент США Рональд Рейган дал старт новой экономической политике, которая вошла в историю под названием рейганомики. Он предложил в течение трёх лет сократить расходы бюджета на 49 млрд. долл. и налоги на 36 процентов.

Рекомендации Джона Кейнса по государственному регулированию экономики постепенно утрачивали смысл, так как стимулирование роста за счёт бюджета далее было недопустимым, - раздувавшийся дефицит порождал риски неконтролируемой инфляции и кризис на долговых рынках.

Тогда Рейган обратился к рецептам монетаризма и сэплай-сайд экономики. Его советником стал Милтон Фридмен. Резкое уменьшение налоговых ставок на доходы бизнеса, свертывание социальных программ, других государственных расходов, сократили централизованное перераспределение доходов. Начавшийся после этого спад сменился в конце 1982 г. подъёмом экономики.

Кейнсианские и неокейнсианские методы государственного регулирования экономики более не действовали — заявляли представители Чикагской школы Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, которые обосновали необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику и поиска новых методов государственного регулирования, соответствующих реальной экономической ситуации.

Неоконсервативное направление выдвинуло на первый план задачи рационализации и повышения эффективности производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Внедрение новых технологий требовало накопления значительных инвестиционных ресурсов и вложения их в передовые отрасли.

Основные положения неоконсерваторов были применены на практике в ведущих индустриальных странах в 80-е гг. XX в. с некоторыми различиями в методах реализации. Основными направлениями государственного регулирования экономики являлись:

— стимулирование совокупного предложения (вместо стимулирования совокупного спроса в рамках кейнсианской концепции государственного регулирования);

— возрастание роли кредитно-денежной политики с целью контроля над динамикой денежной массы;

— приватизация — передача в различных формах объектов государственной собственности (государственных предприятий, акций, облигаций, муниципального жилья и т. д.) в частную собственность;

— дерегулирование экономики: уменьшение административно-правовых ограничений деятельности, ликвидация контроля над заработной платой, предоставление большей хозяйственной свободы государственным предприятиям;

— изменение роли государства в социальных программах;

— рост государственного стимулирования НИОКР. Изменение концепции государственного регулирования не означало полного отказа от проведения государственной экономической политики, а предполагало ее перестройку. Основной целью переориентации государственного регулирования было уменьшение прямого вмешательства государства в экономику и повышение роли косвенных экономических методов регулирования, в первую очередь денежно-кредитного регулирования. Одновременно возрастала роль рыночных регуляторов экономики.

Основные положения неоконсервативной теории определили концептуальную платформу экономической политики президента Р. Рейгана (1981-1988), которая получила название рейганомика. Для нее были характерны защита экономических принципов свободного рынка, конкуренции и открытой экономики, сбалансированность бюджета и снижение налогов для поощрения предпринимательской активности. Одновременно правительство принимало меры для стимулирования инвестиционного роста, подавления инфляции и повышения конкурентоспособности страны на международном рынке. При такой направленности экономического регулирования проблемы занятости и благосостояния отходили на второй план.

Экономическая политика США в этот период основывалась на концепции приоритета стимулирования предложения и рейганомика являлась одним из вариантов неоконсервативной политики государства, которая применялась но всех развитых странах в 80 — начале 90-х гг.

Основными целями экономической политики Р. Рейгана были:

— рационализация производства;

— рост концентрации производства;

— технологическая перестройка экономики;

— структурная перестройка экономики;

— снижение государственного долга;

— снижение инфляции и безработицы.

Для достижения этих целей были определены основные направления экономической политики государства, основанные на сокращении государственного вмешательства в экономику.

Налоговая политика. Сокращение налогов было первым шагом экономической политики Р. Рейгана. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы.

Было принято новое налоговое законодательство, направленное на снижение ставок налогов на бизнес и подоходного налога. В соответствии с ним максимальная ставка налога на прибыль сокращалась с 46 до 34%, а максимальная налоговая ставка на недвижимость и незаработанные доходы сокращалась с 70 до 50%.

Такая налоговая политика стимулировала рост инвестиционной активности, повышение технологического уровня производства, создание новых рабочих мест и рост объемов производства. В свою очередь, повышение занятости и рост объемов производства приводили к увеличению налоговых поступлений в бюджет, несмотря на снижение ставок налогов.

Было проведено поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога. Максимальная его ставка сократилась в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% — на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика повышала статус самых богатых американцев и одновременно дала возможность среднему классу улучшить свое материальное положение.

Для увеличения инвестиционных ресурсов были изменены условия амортизации оборудования, что позволило увеличить амортизационные отчисления. Для производственных зданий и сооружений срок амортизации составлял 10-15 лет, для оборудования — 5 лет, для исследовательского оборудования — 3 года.

Бюджетная политика. Рост государственных расходов, направленных на стимулирование различных составляющих совокупного спроса в соответствии с кейнсианской концепцией, в 70-е гг. не проявил себя как эффективная антикризисная мера, а приводил к обратным результатам — к росту цен и инфляции. Более того, в этот период кризисные явления в экономике стали сопровождаться не снижением, а ростом цен. Необходимы были новые направления бюджетной политики.

Бюджетная политика Р. Рейгана в качестве основного направления определила сокращение дефицита бюджета. Основным инструментом ее реализации было сокращение государственных расходов. В первую очередь сокращение расходов государственного бюджета коснулось расходов на социальные программы, программы поддержания уровня жизни и на борьбу с бедностью. Ориентация бюджетной политики на стимулирование производства и инвестиций приводила к снижению социальных гарантий.

Элементом социальной политики Р. Рейгана была программа нового федерализма, в соответствии с которой произошло разделение функций федеральной власти, власти штатов и местных органов власти по реализации социальных программ. Федеральное правительство должно было финансировать медицинскую помощь бедным. Все остальные социальные программы должны были реализовывать правительства штатов. Был создан федеральный фонд, средства которого направлялись на реализацию социальных программ в течение 4 лет.

Значительней всего были сокращены программы, направленные на поддержание беднейших слоев населения, — были отменены продовольственные карточки и уменьшены пособия для матерей-одиночек. Одновременно с этим программы, направленные на поддержание уровня жизни средних слоев населения, на пенсионное и медицинское страхование, практически не изменились.

Политика дерегулирования (ограничение государственного регулирования предпринимательской деятельности) представляла собой комплекс мероприятий, направленных не на отказ от государственного регулирования экономики, а на изменение его стратегии и приоритетов. Условием ее реализации было перераспределение функций регулирования между государством и бизнесом. Политика дерегулирования была направлена на рост экономической свободы предпринимателей и ослабление бюрократического давления.

Были сокращены требования и отменены некоторые правила, применяемые ранее к производственной и рыночной деятельности: контроль над ценами на нефть и контроль государства за уровнем минимальной заработной платы. Были ослаблены некоторые требования по экологическим стандартам и охране окружающей среды: снижены требования к степени очистки воды и воздуха промышленными, энергетическими и другими компаниями. Для снижения бюрократического влияния на развитие экономики и повышения эффективности управления были приняты меры по сокращению численности государственного аппарата и уменьшены расходы на его содержание.

Жесткая кредитно-денежная политика. Основным направлением кредитно-денежной политики государства было антиинфляционное регулирование денежной массы. Правительство США поддерживало меры Федеральной резервной системы по уменьшению темпов роста денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста цен.

Результаты экономической политики Р. Рейгана были неоднозначными. Наблюдались позитивные результаты по борьбе с безработицей и инфляцией. Если индекс инфляции в 1980 г. составлял 12,5% , то в 1988 г. — 4,5%. За этот же период уровень безработицы сократился с 7 до 5,4%. В экономике было создано более 17 млн новых рабочих мест. Некоторое снижение кредитных процентных ставок стимулировало покупку населением домов и автомобилей.

В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления вырос на 1 /3. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара и переход к более открытому типу экономики.

Однако снижение налогов не привело к ожидаемому инвестиционному росту и ускорению темпов развития экономики. Не удалось решить задачу бездефицитного бюджета. Сокращение расходов на социальные цели не могло компенсировать рост военных расходов со 134млрддолл.в 1980 г. до 282 млрд долл. в 1987г. Рост военных расходов не только дестабилизировал бюджет, но и ограничивал возможности для инвестиций в другие сферы экономики. Возросла дифференциация доходов населения. Доходы самых богатых американцев возрастали значительно более быстрыми темпами, чем средних и беднейших слоев населения.

Экономическая политика Билла Клинтона

В конце 80-х гг. XX в. экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическим характером совокупного спроса, но и с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета — 290 млрд долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов. В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации — машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Главной стратегической задачей экономической политики Б. Клинтона было оздоровление американской экономики на основе стимулирования роста инвестиционной активности, повышенное внимание к долгосрочным проблемам. Правительство проводит политику, направленную на поддержание НИОКР, стимулирование деятельности малого бизнеса, развитие государственной инфраструктуры и усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики демократической администрации Б. Клинтона предполагал три основных направления:

— финансирование роста числа рабочих мест на основе развития системы образования, профессиональной подготовки, переподготовки и системы общественных работ. На эту программу предусматривалось направить 30 млрд долл.;

— стимулирование инвестиций на основе льготного финансирования частных инвесторов и целевых капиталовложений в наиболее важные отрасли экономики. На эту программу предусматривалось направить 140 млрд долл.;

— сокращение дефицита бюджета как необходимого условия долгосрочного экономического роста на основе сокращения правительственных расходов и повышения налогов. Были повышены ставки подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Максимальная ставка подоходного налога составила 36%, был дополнительно введен 10% налог с дохода свыше 250 тыс. в год. Ставка налога на прибыль возросла на 2% и составила 36%.

Реализация этих направлений экономической политики в течение первых двух лет привела к определенным позитивным результатам: сократился уровень безработицы и инфляции, было создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.

Подробнее см. на https://studme.org

1. Билл Клинтон (1946 г.р.) вошел в историю как один из самых популярных и динамичных американских президентов XX в. Первый президент, родившийся в послевоенное время, третий по молодости (после Т. Рузвельта и Дж. Кеннеди) - победил на выборах в возрасте 46 лет.

Победа Клинтона на выборах 1992 г. стала, с одной стороны, результатом его личных усилий и работы поддерживавших его сил, с другой - результатом благополучного стечения обстоя­тельств. Начав гонку как аутсайдер (никто из влиятельных де­мократов не решился соперничать с Бушем после Войны в За­ливе), губернатор штата Арканзас Билл Клинтон постепенно завоевывал авторитет американцев. В то же время Буш не осо­бенно серьезно относился к Клинтону (говоря о своем сопер­нике на выборах, Буш заявил: "Мой пес знает о политике боль­ше, чем Билл Клинтон") и почти не уделял внимания выборам. Кроме того, на Клинтона сработало то обстоятельство, что в 1992 г. выдвигался самый сильный "третий кандидат" за по­следние 40 лет - миллиардер Росс Перо, который набрал 19 млн голосов и в основном оттянул их у Буша, что дало пре­имущество Клинтону в большинстве штатов.

Победе Б. Клинтона также способствовали его супруга - Хил-лари Клинтон - талантливый политик и незаменимый соратник, а также очень высокий уровень образованности и интеллекта кандидата (Клинтон, выпускник трех лучших университетов -Йеля, Джорджтауна и Оксфорда, впоследствии был признан са­мым образованным и интеллектуальным из всех президентов США, оттеснив на второе место Т. Джефферсона).

2. Главный предвыборный лозунг Клинтона: "Сосредоточиться на внутренних проблемах Америки".

Во многом ему это удалось. В период правления администрации Клинтона :

Было создано свыше 10 млн новых рабочих мест - в США практически исчезла проблема безработицы (для квалифицированных и трудолюбивых кадров);

Распространена система Вэлфэра - денежной помощи безра-Щ ботным и иным нуждающимся;

1*/ установлена новая система медицинских страховок, которая облегчила доступ к здравоохранению более чем 35 млн чело-Щ--, век, ранее такой возможности не имевших;

; получила повсеместное распространение Всемирная компью- ; терная сеть Интернет.

3. Несмотря на изоляционистскую риторику в ходе выборов, США при Клинтоне активно участвовали во внешней полити­ке. Крупнейшими внешнеполитическими шагами администрации Клинтона были :

Налаживание тесных отношений с Россией;

Урегулирование гражданской войны в Боснии (Дейтонские со­глашения 1995 г.);

Успешная для США война 1999 г. против Югославии во главе со С. Милошевичем;

Попытки урегулировать арабо-израильский конфликт (заклю­чение договора 1993 г. о создании Палестинской автономии).

4. Правление Клинтона было омрачено громким политическим скандалом, связанным с романом с практиканткой Белого дома 22-летней Моникой Левински (zippergate от слова "zippe/ 1 " - ши­ринка). Скандал возник не столько из-за самого романа, сколь­ко из-за того, что Б. Клинтон солгал под присягой (совершил Клятвопреступление) о своих отношениях с Левински во время дачи показаний по другому делу. Это явилось формальным по­водом для начала процедуры импичмента. Импичмент изна­чально не имел перспективы, но цель этого процесса состояла в том, чтобы скомпрометировать Клинтона и демократов (что в конечном итоге и произошло) - Клинтон не был отрешен от должности (процедура импичмента была завершена 12 февраля 1999 года), но по репутации демократов был нанесен удар.

5. Несмотря на скандал, связанный с Левински, сам Б. Клинтон, его деятельность оставили хорошую память. Время Клинтона вошло в историю как "золотая эра" относительной безопасно­сти, благополучия, экономического процветания.

Современная политика США (после 2001 г.)

1. На выборах 2000 г. скандальную победу одержал республика­нец Джордж Уокер Буш (1946 г.р.) - губернатор штата Техас и старший сын 41-го президента США Дж. Буша (см. Воп­рос 44). Первые несколько месяцев своего правления Дж.У. Буш не мог определить приоритеты своей деятельности. Например, одним из своих первых указов президент стал регулировать размер дырок в разных сортах сыра, что несколько удивило американскую общественность.

Переломным событием в деятельности администрации Дж.У. Буша стали события 1Г сентября 2001 года - атака террористов, захвативших пассажирские самолеты, на здания Всемирного тор­гового центра в Нью-Йорке и Пентагон, в результате чего "баш­ни-близнецы" загорелись и рухнули. Погибли тысячи человек.

После указанных терактов основным приоритетом деятельно­сти администрации Буша стала борьба с терроризмом, которая велась по двум основным направлениям :

Внешнеполитическое:

Провозглашение "Оси зла", основу которой составляли ан­тиамериканские режимы в Афганистане, Иране, Ираке, КНДР, Сирии и Ливии;

Военные операции в Афганистане и Ираке, правительства которых были обвинены в поддержке мирового терроризма;

Политическое давление на Иран* КНДР, Сирию;

Внутриполитическое - создание в 2003 г. министерства внут ренней безопасности, главной целью которого является борьба с терроризмом, в т. ч. негласными методами.

Ранее, в 1997 г. была сформулирована новая стратегия нацио­нальной безопасности на XXI век. (Но именно при Дж.У. Буше она стала прямым руководством к действию для правительств;! США). Ее ключевые положения :

США должны быть сильным государством даже после оконча ния "холодной войны";

США будут сохранять свое лидерство в мире; случае угрозы безопасности страны американское правитель­ство будет вмешиваться в любой политический кризис в любой точке мира, даже без согласия ООН и НАТО.

Крупнейшими внешнеполитическими акциями администрации Дж.У. Буша стали военные операции в Афганистане и Ираке.

Война в Афганистане была начата почти сразу после событий 11 сентября 2001 года - 7 октября 2001 года. Поводами к войне стали :

поддержка радикальным исламским режимом "Талибан" миро­вого терроризма;

наличие в Афганистане центров подготовки террористов; предположительное нахождение на территории Афганистана "террориста № 1" Усамы бен Ладена.

Война была скоротечной и велась необычными методами :

Ставка была сделана на вооруженную оппозицию "Талибана" в самом Афганистане - "Северный альянс";

Армия США вела только "воздушную войну" - усиленные бом­бардировки позиций талибов;

Наземные бои при поддержке американцев с воздуха вели воо­руженные соединения "Северного альянса".

В результате указанной тактики силы "Талибана" были раз­громлены за 1,5 месяца; 12 ноября 2001 года армия "Северного альянса" взяла Кабул. Результатами скоротечной войны 2001 г. стали :

Свержение режима "Талибан", правившего в Афганистане 5 лет (1996-2001);

Прекращение 23-летней гражданской войны в Афганистане (1978-2001);

Приход к власти проамериканского правительства во главе с X. Карзаем.

Главный враг США - У. бен Ладен в ходе этой войны пойман или уничтожен не был.

2. Военная операция против Ирака - "Шок и трепет" - была проведена с 20 марта по 2 мая 2003 года. Поводами к войне стали :

Предположение, что в Ираке находится оружие массового уничтожения (не было найдено ни до, ни после войны);

У предположение, что президент Ирака С. Хусейн поддерживает мировой терроризм (также не было доказано).

Действительной причиной войны было желание руководства США свергнуть антиамериканский режим С. Хусейна и укре­пить позиции США в Ираке - стране, обладающей 10% миро­вых запасов нефти.

Война была проведена односторонне США и Великобританией бе.ч санкции ООН. Требования союзников США - Германии, Фран­ции и Италии решить конфликт мирным путем были проигнори­рованы, что внесло раскол в ряды союзников США по НАТО-

В отличие от операции "Буря в пустыне" 1991 г., в 2003 г. ар­мии США и Великобритании сразу начали наземную опера­цию, продвигаясь вглубь Ирака с территории Кувейта. Армия Ирака оказывала упорное сопротивление только в первые дни войны. По мере приближения американских войск к Багдаду сопротивление начало угасать. 9 апреля 2003 года армия США почти без боя взяла Багдад. Армия Ирака во главе с верховным главнокомандующим бежала с поля боя. Многие высшие гене­ралы Ирака были подкуплены. Режим Саддама Хусейна, пра вивший Ираком 24 года, был свергнут. Партия БААС, нахо^ дившаяся у власти 35 лет (1968-2003), была объявлена вне за кона. Через 7 месяцев, 13 декабря 2003 года, Саддам Хусейн был пленен близ родного города Тикрит на севере Ирака и арестован.

Несмотря на военную победу, война в Ираке стала крупным по литическим поражением Дж.У. Буша. Администрация США не продумала систему управления Ираком после войны. После свержения режима С. Хусейна, 24 года державшего разношер стное иракское общество в повиновении, образовавшийся по литический вакуум был заполнен многочисленными ислам скими и экстремистскими силами. В Ираке фактически нача лась партизанская война против американцев и гражданская война группировок между собой.

Несмотря на формальную передачу власти иракцам в конце июня 2004 г., гражданская война в Ираке и вооруженное со противление американцам в Ираке продолжаются, что сильно снижает авторитет администрации Дж.У. Буша.

Тема Ирака стала одной из основной в ходе президентской кампании 2004 г. Она расколола американское общество при мерно пополам. Часть американцев считает, что свержение ан тиамериканских режимов, в конечном итоге, укрепляют безо пасность США и влияние США в мире (в основном, это электорат республиканцев). Другая часть общества, наоборот, считает Что военные операции за границей снижают авторитет США в мире, приводят к ненужным жертвам и ничего не дают простым американцам (в основном, это избиратели демократов).

Несмотря на жесткую критику за начатую им войну в Ираке, Дж. У. Буш одержал победу на президентских выборах 2004 г. И был переизбран на 2-й срок (до января 2009 г.).

Билл Клинтон был 42-м президентом США, который работал с 1993 по 2001 год. Он был первым президентом-демократом, который выиграл переизбрание со времен Франклина Рузвельта. Клинтон - самый восхищенный президент за последние 25 лет. Почему он был так популярен, несмотря на то, что был импичмент? Прежде всего потому, что его экономическая политика создала десятилетие процветания.

Билл Клинтон был 42-м президентом США, который работал с 1993 по 2001 год. Он был первым президентом-демократом, который выиграл переизбрание со времен Франклина Рузвельта.

Клинтон - самый восхищенный президент за последние 25 лет. Почему он был так популярен, несмотря на то, что был импичмент? Прежде всего потому, что его экономическая политика создала десятилетие процветания. Во время своего председательства:

  • Было создано более 22 миллионов новых рабочих мест, больше, чем любой другой президент.
  • Безработица снизилась с 7,5 до 4,0 процента.
  • Домашнее владение было самым высоким показателем за всю историю (67,7%).
  • Дефицит бюджета сократился с 290 млрд. Долл. США до бюджета сальдо в размере 128 млрд. Долл. США.
  • Уровень бедности снизился до 11,8 процента.

Что именно сделал Клинтон? Он принял сдерживающую фискальную политику. Во-первых, он повысил налоги с помощью Закона о примирении бюджета Омнибуса 1993 года, его первого бюджета. Закон о сокращении дефицита повысил максимальную ставку подоходного налога с 28 до 36 процентов для тех, кто зарабатывает более 115 000 долларов США и 39,6 процента для дохода выше 250 долларов США. Это увеличило корпоративный подоходный налог с 34 процентов до 36 процентов для корпорации с доходом более 10 миллионов долларов. Это также закончилось некоторыми корпоративными субсидиями, облагаемыми налогом на пособие по социальному обеспечению для лиц с высоким доходом, и создало заработанные налоговые льготы по доходам до 30 000 долларов США. Он повысил налог на газ на $. 043 за галлон и ограничил способность корпораций требовать от налоговых вычетов.

Во-вторых, он сократил расходы, реформируя программу TANF, широко известную как благосостояние. В соответствии с Законом о примирении с персональной ответственностью и возможностью трудоустройства 1996 года требуется, чтобы получатели получали работу в течение первых двух лет. Это ограничивало общее время, когда они могли получать льготы до пяти лет. Количество получателей TANF сократилось на две трети.

Прошло с 12. 2 миллиона в 1994 году до 4 5 миллионов в 2004 году.

В-третьих, он подписал Североамериканское соглашение о свободной торговле. Он устранил тарифы между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой. Это крупнейшее торговое соглашение в мире.

Он создал 21. 5 миллионов рабочих мест за восемь лет своего пребывания в должности. Это больше рабочих мест, чем любой другой президент. Вот 5 способов Хиллари Клинтон создала рабочие места.

Клинтон сожалеет о том, что он не реструктурировал Social Security и Medicare. Он также не смог добиться реформы здравоохранения. 20 июня 2004 года в интервью 60 минут он признался: «Мне очень жаль, что мы не реформировали здравоохранение и что мы не реформировали социальное обеспечение». (Источник: «Билл Клинтон, за и против», ProCon. Org.)

Хотя Hillarycare не прошла, Клинтон использовала свой импульс для создания двух других законов о здравоохранении.Он работал с сенатором-демократом Эдуардом Кеннеди из штата Массачусетс и республиканским сенатором Нэнси Кассебаум из Канзаса, который спонсировал Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования от 1996 года. Он позволяет работникам удерживать план медицинского страхования, спонсируемый компанией, в течение 18 месяцев после их увольнения. (Источник: «Целевая группа здравоохранения», Президентская библиотека Клинтона.)

Хиллари работала с сенаторами Кеннеди и Оррином Хэтчем, чтобы спонсировать Программу медицинского страхования детей. Он субсидирует медицинскую страховку для детей в семьях, которые зарабатывают слишком много, чтобы претендовать на Medicaid. Он охватывает восемь миллионов детей. (Источник: «Предоставление кредита Хиллари для CHIP», Factcheck. Org, 18 марта 2008 г.)

Подробнее см. 14 крупных достижений Хиллари.

От дефицита к избытку

Клинтон создал общий излишек в 63 миллиарда долларов за два срока. Вот ежегодный прорыв:

  • FY 2001 - излишек в 128 миллиардов долларов.
  • FY 2000 - излишек в 236 миллиардов долларов.
  • FY 1999 - излишек в 126 миллиардов долларов.
  • FY 1998 - излишек в 69 миллиардов долларов.
  • FY 1997 - $ 22 млрд.
  • 1996 финансовый год - 107 миллиардов долларов.
  • FY 1995 - $ 164 млрд.
  • 1994 финансовый год - 203 миллиарда долларов.

В сравнении с другими президентами, см. Дефицит Президента. Чтобы узнать, сколько Клинтон добавил к долгу, и почему это отличается от суммы его дефицитов, см. «Долг президента».

Ранние годы

Клинтон окончил Джорджтаунский университет, а в 1968 году получил стипендию Родса в Оксфордском университете. Он получил степень права в Йельском университете в 1973 году и вступил в политику в Арканзасе.

Он был побежден в своей кампании за Конгресс в третьем округе Арканзаса в 1974 году. В следующем году он женился на Хиллари Родхэм, выпускнице Уэлсли-колледжа и Юридической школы Йельского университета. В 1980 году родился «Челси», единственный ребенок.

Клинтон был избран генеральным прокурором штата Арканзас в 1976 году. Он выиграл губернаторство в 1978 году. После потери заявки на второй срок Клинтон вернулся в офис через четыре года. Он служил, пока не победил действующего президента Джорджа Буша и стороннего кандидата Росса Перо в президентской гонке 1992 года.

Клинтон и его спутник, сенатор Теннесси Альберт Гор-младший, затем 44 года, представляли новое поколение в американском политическом руководстве. Впервые за последние 12 лет в Белом доме и Конгрессе была проведена одна и та же партия. Но это политическое преимущество было кратким. Республиканцы выиграли обе палаты Конгресса в 1994 году. (