Род имён существительных в немецком языке. a

Существительные в немецком языке, как и в русском, могут быть трех родов: мужского, женского и среднего:

der (ein) Mann (m) – мужчина (мужской род – Maskulinum),
die (eine) Frau (f) – женщина (женский род – Femininum),
das (ein) Fenster (n) – окно (средний род – Neutrum).

Род в немецком языке, как видите, выражается через артикль.


Мужчина будет, конечно, мужского рода, а женщина – женского.

das Weib (женщина, баба) и das Mädchen (девочка, девушка) - среднего рода.

А вот с неодушевленными предметами уже сложнее. Они, как и в русском, совсем не обязательно среднего, „нейтрального" рода, а относятся к разным родам. Шкаф в русском языке почему-то мужчина, а полка – женщина, хотя никаких половых признаков у них нет. Так же и в немецком. Беда в том, что род в русском и в немецком часто не совпадает, что немцы видят пол предметов по-другому. Может (случайно) совпасть, может нет. Например, der Schrank (шкаф) – мужского рода, das Regal (полка) – среднего.

Слово в немецком языке нужно стараться запомнить с артиклем!

Иногда по форме слова можно догадаться, какого оно рода. Например, по тому, как слово оканчивается. Как в русском языке слова на -ость, – ция, – ия, – ая, – ца, – ка, – а… – женского рода, так и немецкие слова на:

die Melodie – мелодия, die Situation – ситуация, die Kultur – культура, die Tendenz – тенденция, die Spezialität – традиционное блюдо (какого-либо региона), die Malerei – живопись, die Festung – крепость, die Freiheit – свобода, die Möglichkeit – возможность, die Wissenschaft – наука…

Некоторые суффиксы, которые в русском языке соответствуют мужскому роду, в немецком, наоборот, являются признаком женского рода: die Region – регион, die Diagnose – диагноз, die Garage – гараж…

Слова, оканчивающиеся на , чаще всего женского рода: die Wanne ванна, die Woche – неделя. Это соответствует русскому окончанию -а (-я). Но в русском есть и слова мужского рода с подобным окончанием (дядя, юнга). Так же и в немецком: der Junge – мальчик.

Заметьте также, что слова на -ling всегда мужского рода: Lehrling (ученик, подмастерье).

К мужскому роду принадлежат многие односложные (иногда и двухсложные – из-за приставки) существительные, образованные от глаголов:

der Beginn < – beginnen (начало – начинать), der Blick < – blicken (взгляд, вид – взглянуть), der Klang < – klingen (звук – звучать), der Begriff < – begreifen (понятие – понимать), der Sieg < – siegen (победа – побеждать). Но: das Spiel < – spielen (игра – играть).

Значительно облегчает дело также и то, что можно взять любой глагол в неопределенной форме и приставить к нему артикль среднего рода. Получится название процесса:

das Sprechen < – sprechen (говорение – говорить), das Leben < – leben (жизнь – жить), das Essen < – essen (еда – есть).

Признаки того, что слово мужского рода:

Признаки того, что слово женского рода:


Признаки того, что слово среднего рода:



Интересно, что некоторые существительные в зависимости от рода имеют разные значения. Например:

der See (озеро) – die See (море),
der Band (том) – das Band (лента),
das Steuer (руль, штурвал) – die Steuer (налог),
der Leiter (руководитель) – die Leiter (лестница),
der Tor (глупец) – das Tor (ворота),
der Schild (щит) – das Schild (вывеска, табличка),
der Bauer (крестьянин) – das Bauer (клетка)


Как стало понятно из предыдущего урока, в немецком языке, как и в русском, существует три рода существительных: мужской, средний и женский. Указателем рода в речи является артикль: der – для мужского, das - для среднего, die - для женского рода.

В словаре на род указывают три разные буквы: m – на мужской род (от Maskulinum), f - на женский (Femininum), n – на средний (от Neutrum).

Иногда род существительного может подсказать его значение: речь идет о совпадении биологического и грамматического рода, например, в слове die Frau – женщина. Однако, совпадение происходит не всегда, например, слово das Mädchen (девочка) в немецком языке, как вы можете заметить по артиклю, среднего рода.

Род многих существительных во многом совпадает с русским, однако часть слов нужно просто запомнить. Впрочем, в немецком языке существует ряд правил, по которым можно понять род существительного.

Помните! Имя существительное в немецком языке всегда пишется с большой буквы.

Образование формы женского рода

В немецком языке есть универсальное правило образование женского рода существительных, особенно, если речь идет о профессиях, представительницах разных национальностей и т. д.: к существительному мужского рода нужно добавить артикль die и суффикс -in . Пример:

der Student – die Studentin (студент - студентка)
der Lehrer – die Lehrerin (учитель - учительница)
der König - die Königin (король - королева)
der Löwe - die Löwin (лев — львица)

Интересно отметить, что в русском языке у многих существительных нет формы женского рода, а если есть, то данная форма звучит унизительно или пренебрежительно. Например, врач - врачиха. В немецком языке суффикс -in решает проблему: der Arzt – die Arztin (Врач - Женщина-врач). Никаких отрицательных значений женская форма слова der Arzt не несет и является вполне нейтральной.

К этому же правилу можно отнести существительные, обозначающие национальности.:

der Russe – die Russin (русский — русская)

der Engländer – die Engländerin (англичанин - англичанка)

Определяем род существительного

Как было сказано выше, род существительного указан в словаре. Однако само слово тоже может обладать характеристиками того или иного рода. Рассмотрим основные из них.

На женский род (die) в немецком языке указывают:

  1. Суффикс -in: die Arztin (женщина-врач), die Engländerin (англичанка).
  1. Существительные, обозначающие женщин и девушек, а также животных женского рода: die Mutter (мать), die Schwester (сестра), die Katze (кошка). ИСКЛЮЧЕНИЕ: das Mädchen - девочка.
  1. Окончание е у существительных, которые не указывают на лица мужского пола: die Erde (земля), die Karte (билет).
  2. Существительные, оканчивающиеся на суффиксы -ei (на суффикс падает ударение), -heit, -keit, -schaft, -ung (ударение на суффикс не падает), -ik, -tion (ударный), -ur, -ät. Данные существительные обозначают абстрактные явления и понятия:

die Backerei (булочная), die Freiheit (свобода), die Ewigkeit (вечность), die Bereitschaft (готовность), die Übung (упражнение), die Musik (музыка), die Nation (нация), die Natur (природа), die Universität.

  1. Названия деревьев и многих видов цветов: die Espe (осина), die Chrysantheme (хризантема).

ВАЖНО: если название дерева заканчивается на слово «baum» (der Baum — дерево), данное существительное будет мужского рода. Например: der Kaffeebaum - кофейное дерево.

  1. Субстантивированные числительные (числительные, которые выступают в роли существительного): die Fünf (пятерка), die Zehn (десятка).

ВАЖНО: Числительные, обозначающие количество - среднего рода.

  1. Названия рек Германии: die Elbe - Эльба.

НО: der Rhein — Рейн, der Main — Майн, der Neckar - Неккар.

  1. Название самолетов, кораблей, а также марки сигарет.

die Boeing, die Titanic, die Kamel.

На мужской род (der) в немецком языке указывают:

  1. Лица биологического мужской рода и профессии, а также животных мужского рода: der Vater (отец), der Lehrer (учитель), der Kater (кот).
  1. Названия времен года, месяцев, дней недели:

der Winter (зима),der August (август), der Montag (понедельник).

  1. Названия сторон света и осадков:

der Norden (север), der Nebel (туман).

  1. Существительные заканчивающиеся на суффиксы -ling, -el, -s, -ig, -ich, -s:

der Zwilling (близнец), der Honig (мед), der Krebs (рак

  1. Слова, как правило иностранного происхождения, оканчивающиеся на суффиксы -ant, -ent, -ist, -loge, -eur, -är, -or, -ismus, -eur/ör. Эти существительные обозначают лиц мужского пола:

der Student (студент), der Pianist (пианист), der Millionär (миллионер).

  1. Существительные, образованные от глагола, не имеющих дополнительных суффиксов:

der Lauf (бег, от слова laufen – бежать).

  1. Названия спиртных напитков, а также чая и кофе:

der Wein (вино), der Wodka (водка), der Tee (чай).

НО: das Bier (пиво).

  1. Марки автомобилей:

der Opel, der Mercedes

  1. Названия гор:

der Elbrus (Эльбрус).

  1. Названия минералов, драгоценных камней и горных пород:

der Smaragd (изумруд), der Marmor (мрамор).

На средний род (das) в немецком языке указывают:

  1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -chen, -lein.

das Mädchen, das Bächlein (ручеек).

  1. Большинство существительных с суффиксами -ir, -tum.

das Zeugnis (свидетельство), das Rittertum (рыцарство).

  1. Большинство существительных с приставкой ge-.

das Gewitter (гроза), das Gesicht (лицо).

  1. Глаголы в начальной форме, которые выступают в роли существительного.

das Lesen (чтение), das Essen (еда).

  1. Названия гостиниц, кафе, кинотеатров, а также сами слова das Hotel (гостиница, отель), das Cafe (кафе), das Kino (кино).
  1. Заимствования с суффиксами -ett, -il, -ma, -o, -um.

das Paket пакет, посылка, das Exil (изгнание), das Klima (климат), das Konto (банковский счет), das Zentrum (центр).

Чтобы закрепить новый материал, попробуйте выполнить следующие упражнения.

Задания к уроку

Упражнения 1. Образуйте существительные женского рода от следующих слов:

Der Schüler, der Lehrer, der Arzt, der Student, der König, der Kellner, der Verkäufer, der Russe.

Упражнение 2. Определите род существительного, впишите нужный артикль (der -мужской род, das — средний, die – женский).

… Cafe, …Opel, … Druckerei, … Lesen, … Rubin, … Kommunist, … Klima, … Schnee, … Realität, … Wohnung, … Museum, … Geschwindigkeit, … Gedicht, … Vater, … Politik, … Schnelligkeit, …Liebe.

Ответ 1:

Die Schülerin, die Lehrerin, die Arztin, die Studentin, die Königin, die Kellnerin, die Verkäuferin, die Russin.

das Cafe, der Opel, die Druckerei, das Lesen, der Rubin, der Kommunist, das Klima, der Schnee, die Realität, die Wohnung, das Museum, die Geschwindigkeit, das Gedicht, der Vater, die Politik, die Schnelligkeit, die Liebe.

Интегрированный урок русского и немецкого языка.

Учитель русского языка Макарова Е.В., учитель немецкого языка Часова Н.В.

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке, привлечь внимание к проблеме окружающей среды.

Планируемые результаты:

Личностные : проявление отношения к экологической проблеме.

Предметные : умение строить монологическое высказывание с аргументацией.

Метапредметные:

  • познавательные

Осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • коммуникативные

Умение участвовать в общей беседе;

Умение формулировать высказывание;

Умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.

  • регулятивные

Умение выполнять действие в соответствии с планом;

Умение выполнять самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского и немецкого языка.

Учитель русского языка Макарова Е.В., учитель немецкого языка Часова Н.В.

Тема: Род имен существительных в русском и немецком языке

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке, привлечь внимание к проблеме окружающей среды.

Планируемые результаты:

Личностные : проявление отношения к экологической проблеме.

Предметные : умение строить монологическое высказывание с аргументацией.

Метапредметные:

  • познавательные

Осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • коммуникативные

Умение участвовать в общей беседе;

Умение формулировать высказывание;

Умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.

  • регулятивные

Умение выполнять действие в соответствии с планом;

Умение выполнять самооценку.

Ход урока:

  1. Организационный момент

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать

  1. Постановка цели и задач

У 1: Guten Tag, liebe Kinder. Heute haben wir eine ungewöhnliche Stunde. 2 Lehrerinnen werden mit ihnen arbeiten: Deutschlehrerin und Russischlehrerin.

У 2: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке с вами будут работать 2 учителя: учитель русского и немецкого языка

У 2: Ребята, внимательно послушайте отрывок из рассказа Л.Успенского (аудиозапись)

Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.

За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины – русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.

Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету.- Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама?- удивилась немка. – Ложка – «дер лëффель»! Ложка – мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти…

Русская возмутилась:

Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода…

Ха-ха-ха! – засмеялась немка. – Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессер» - рода среднего.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.

Простите, - шепнула она, - но я ничего не понимаю… Я вижу тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик может чем-то напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это непонятно. (Л.Успенский)

У 2: Попытайтесь объяснить ситуацию, которая возникла в ходе разговора трех женщин.

Ответы учеников: (… есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, турецкий, китайский и другие языки. В армянском языке у существительных тоже нет никаких родов, поэтому армянке действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придет женщина, а если ножик – мужчина.

… есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, молдавский и другие языки).

У 2: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А какую тему вы предложите для нашего урока?

Ученики: Род имен существительных

  1. Актуализация знаний

У 2: Для начала заполним таблицу ЗХУ:

  1. Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода? (знаменательные)
  2. Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)
  3. Сколько родов есть в русском языке? (три)
  4. Сколько родов есть в немецком языке? (три)
  5. Как определить род имени существительного в русском языке? (Определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по окончанию имени существительного или задав вопрос)
  6. Изменяется ли существительные по родам?

У.2: Какую цель мы поставим сегодня для себя? А что нам для этого нужно будет сделать.

(Ответы учеников)

Это и будет являться задачами нашего урока.

У 1: Ребята, у вас на столах в каждой группе лежит солнышко, но оно грустное и совсем не светит, ваша задача, получить как можно больше лучей за работу на уроке.

4. Изучение нового материала

Работа в группах:

Задание 1.

У2.Перед вами в красном конверте три домика с необычными адресами. На вывесках условные обозначения рода существительных.

Ребята, «разнесите» слова и словосочетания из конверта так, чтобы все попали на свои места.

М.Р. Ж.Р Ср.р

Мир защита авто

Город планета животное лес почва живое существо

Человек река предприятие

троллейбус опасность озеро

автобус природа дерево

двор защита окружающей среды

мусор фабрика трамвай улица средство передвижения гора самолет проблема завод бутылка автомобиль деревня бумага

Назовите однокоренные существительные, которые попали в разные домики (авто – автомобиль, дерево - деревня)

Назовите слово или словосочетание, являющееся обобщающим для всех этих слов (защита окружающей среды ).

Анализ результатов работы с таблицей.

Выводы делают сами ученики, учитель русского языка помогает

У 2: в русском языке существуют существительные не только мужского, женского и среднего рода, но и существительные общего рода.

Я сейчас вам загадаю загадки, а вы мне назовете существительные общего рода (жадина, неряха, растяпа)

Задание 2

1.В доме - грязь, черна рубаха,

А зовут его….

2.Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!»

3.Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это - я!

Работа с кроссвордом:

Задание 3

В синем конверте лежит кроссворд, вы должны посовещаться и решить его

Кроссворды

1. Сонливый, любящий много спать человек (разг.). СОНЯ

2. Ненасытный, прожорливый человек (разг.). ОБЖОРА

3. Работник пищевой промышленности. ПИЩЕВИК

4. Тот, кто затевает ссоры, драки (разг.). ЗАДИРА

5. Человек, который зазнаётся (разг.). ЗАЗНАЙКА

6. Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ВРАЧ

7. Специалист по земледелию и сельскому хозяйству. АГРОНОМ

8. Руководитель печатного издания. РЕДАКТОР

У.2 Подводим небольшой итог: Сущ. общего рода, как к мужскому полу, так и к женскому.

У.2 На столах лежат желтые памятки для каждого:

  1. Физкультминутка

(Дети выполняют упражнения)

Задание 4

У.2 А теперь проверим свои знания, проведем тестирование

У вас на столах лежат карточки буквами м, ж, с. Проверяем, поднимая правильную карточку.

1.Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

2. Определи род имени существительного: КАРТОФЕЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

3. Определи род имени существительного: МАШИНА

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

4.Определи род имени существительного: ТЮЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

5.Определи род имени существительного: ПОЛЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

6. Определи род имени существительного: ПЕЧЕНЬЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

7. Определи род имени существительного: КРОВАТЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

8. Определи род имени существительного: СНЕГИРЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

9) Определи род имени существительного: СОЛНЦЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

10) Определи род имени существительного: РОЯЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род

Задание 5

У1: А теперь проделаем то же самое только с зеленым конвертом. Обращаем внимание на род русского перевода!

У 1: в немецком языке существуют существительные трех родов, определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по суффиксу существительного. При возникновении сложных случаев необходимо обратиться к словарю. Род слова в немецком языке очень часто не совпадает с родом слова в русском, поэтому для вас лучше при запоминании слов учить их сразу вместе с артиклем.

Maskulinum Femininum Neutrum

Umweltschutz Gefahr Problem

Planet Stadt Wasser

Wald Natur Auto

Boden Welt Dorf

Mensch Luft Verkehrsmittel

Fluss Umwelt Flugzeug

Obus Fabrik Papier

Bus Straße Kleidungstück

See Berg Tier

Betrieb Straßenbahn Lebewesen

Hof Flasche Werk

Müll

Задание 6. Работа учащихся со словарями.

У.1 В наших книжных словарях существительные стоят уже с артиклями, а в больших словарях вы не найдете артиклей. Вспомним, как можно в них определить род существительных. Обратимся к словарям.

У.1 Na gut, ihr habt gut gearbeitet.

Ребята, вы уже определили обобщающее слово для этих всех слов в русском языке, найдите его в немецком варианте. (Der Umweltschutz)

Природа дом живой!
В нем связаны - от века и до века -
Лишь тонкой ниточкой одной
Судьба земли с судьбою человека!

Природа не потерпит пустоты:
Где много взял - там мало не положишь,
А если навредил - уже не сможешь
Добиться первозданной чистоты!

Природа - храм!
Природа - не дворец,
В котором можно жить и веселиться!
К ней бережно и чутко относиться
Нам завещал ее создатель и творец.

У.1 Ich nehme dieses Gedicht nicht zufällig. Vermutet bitte wofür wird die Rede in nächstem Text?

Hört bitte zu! (Прослушивание текста)

Ответы детей о чем речь в тексте.

У.1 Nun lesen wir!

У.1 Sucht bitte im Text Antworten auf die Fragen:

  • Warum ist die Erde in Gefahr?
  • Was verschmutzt unsere Umwelt?
  • Warum müssen wir unsere Umwelt schützen?
  • Haben alle Länder auf der Erde ökologische Probleme?

6. Выводы по уроку:

У2: для чего нужно знать род имени существительного? (Чтобы правильно употреблять существительные в речи: в сочетании с прилагательными, местоимениями)

У1: Warum ist das Problem des Umweltschutz ist ein internationales Problem? Почему защита окружающей среды актуальна в наше время во всех странах?

У.2: Ребята, что вы сегодня узнали на уроке:

Ответы детей:

Важно знать род имени существительного, так как это позволяет грамматически верно использовать существительные в речи.

Род в русском и немецком языках у имен существительных не совпадает, поэтому иностранные существительные лучше запоминать по родам,

При возникновении затруднений при определении рода имени существительного лучше всего обращаться к словарю, где указан правильный род имени существительного.

7. Домашнее задание:

По русскому языку: Параграфы 91-92 выучить правила.

На «5» сочинить сказку с существительными общего рода.

По немецкому языку: im Arbeitsbuch S. 74-75 Üb. 1


Как известно род немецких существительных (сущ.) не совпадает с родом сущ. в русском языке. Существуют четкие правила определения рода немецких сущ.

Существует два принципа определения рода немецких сущ.: по значению и по форме.

Мужской род (по значению)

1. Названия (назв.) существ мужского рода: der Mann — мужчина, der Knabe — мальчик, подросток, der Bär — медведь.

2. Назв. сторон света: der Süden — Юг, der Nordost – Северо-восток.

3. Назв. времен года: der Frühling — весна, der Sommer – лето.

4. Назв. месяцев: der März — март, der Oktober – октябрь.

5. Назв. дней недели: der Montag — понедельник, der Freitag – пятница.

6. Назв. времен дня: der Morgen — утро, der Nachmittag – после обеда (но die Nacht).

7. Назв. осадков, ветров: der Nebel — туман, der Regen — дождь, der Taifun – тайфун.

8. Назв. спиртных напитков: der Wein — вино, der Sekt — шампанское, der Kognak — коньяк, der Rum – ром.

9. Автомарки и назв. экспресспоездов: der Skoda — Шкода, der Shiguli – Жигули.

10. Назв. минералов, грунтов, самоцветов: der Quarz — кварц, der Granit — гранит, der Rubin – рубин.

11. Назв. гор, озер: der Ural — Урал, der Elbrus — Эльбрус, der Baikal – Байкал.

12. Назв. денежных единиц: der Dollar — доллар, der Frank — франк, der Sterling — стерлинг, der Euro — евро (но die Mark — марка, die Krone — крона, die Kopeke — копейка).

Мужской род (по форме)

1. Сущ., которые образовались при помощи суффикса –er и его вариантов –ler, -ner, -aner, -ianer , а также при помощи суффикса –el : der Sänger — певец, der Wecker — будильник, der Tischler — столяр, der Amerikaner — американец, der Hebel – рычаг.

2. Сущ., которые образовались при помощи суффикса –ling : der Lehrling — ученик, der Säugling – грудной ребенок.

3. Интернациональные слова с суффиксами –ismus, -us : der Kapitalismus — капитализм, der Kursus – курс.

аспирант, der Student — студент, der Tourist — турист, der Jubilar — юбиляр, der Sekretär — секретарь, der Poet — певец, der Soldat — солдат, der Pilot — пилот, der Ingenieur — инженер, der Juwelier — ювелир, der Agronom — агроном, der Favorit — фаворит, der Astrologe — астролог, der Philosoph — философ, der Fotograf – фотограф.

5. Сущ., которые образовались от глаголов без суффиксов: der Fall — случай, der Schritt — шаг (но: das Spiel — игра, das Lied — песня, das Lob — похвала, die Tat — действие, das Verbot — запрет, das Band — узы, das Maß — мера)

Женский род (по значению)

1. Назв. существ женского рода: die Frau — женщина, die Mutter — мать, die Katze – кошка.

2. Назв. большинства цветов, деревьев, ягод, видов овощей и фруктов: die Palme — пальма, die Kiefer — сосна, die Aster — астра, die Pflaume — слива, die Zwiebel — лук, die Rübe — свекла (но: der Kohl — капуста, der Ahorn — клëн, der Mohn — мак, der Phlox — флокс, der Apfel — яблоко и др.)

3. Назв. марок сигарет: die Belomor — Беломор, die Malboro – Мальборо.

4. Большинство назв. немецких рек: die Spree — Шпрее, die Oder — Одер (но: der Rhein — Рейн, der Main — Майн, der Neckar — Некар).

5. Назв. самолетов и кораблей: die „Titanik“ — Титаник, die „TУ 134“ — TУ 134.

Женский род (по форме)

1. Все сущ. с суффиксами –ung, -heit, -keit, -schaft, -ei, -erei : die Wohnung — квартира, die Krankheit — болезнь, die Freundschaft — дружба, die Partei — партия, die Geschwindigkeit — скорость, die Bäckerei – пекарня.

2. Интернациональные слова с суффиксами -ie, -(t)ät, -(t)ion, -tur, -ur, -anz, -enz, -age, -itis : die Chemie — химия, die Garage — гараж, die Bronchitis — бронхит, die Universität – университет.

3. Сущ., которые образовались от глаголов с суффиксами –t, -e : die Fahrt — поездка, die Frage — вопрос (der Durst — жажда, der Verlust — потеря, der Frost — мороз).

4. Большинство двусложных сущ. на –е : die Schule — школа, die Tasche — сумка (но: der Käse — сыр, das Ende — конец, das Auge — глаз).

5. Субстантивированные числительные: die Fünf — пятерка, die Tausend – тысяча.

Средний род (по значению)

1. Назв. молодых существ: das Kind – ребенок, das Kalb – теленок.

2. Назв. континентов: das Europa — Европа, das Afrika — Африка (но: die Antarktis — Антарктика).

3. Назв. городов и местностей: das schöne Charkiw – красивый Харьков (но: Den Haag — Гаага, die Arktis — Арктика).

4. Назв. стран: (das) Deutschland — Германия, Italien — Италия (der Iran — Иран, der Irak — Ирак, die Schweiz — Швейцария, die Ukraine — Украина, der Sudan — Судан, die Moldau — Молдавия, die Türkei — Турция, die Mongolei — Монголия, die USA — США).

5. Назв. островов и полуостровов: das Sachalin — Сахалин, das Kreta — Крит, das Korsika — Корсика (но: die Krim — Крым).

6. Назв. металлов, сплавов, химических элементов: das Silber — серебро, das Kupfer — медь (der Stahl — сталь, die Bronze — бронза); das Chlor — хлор, das Jod — йод (der Schwefel — сера, der Phosphor — фосфор).

7. Назв. отелей, кафе и кинотеатров: das „Astoria“ – «Астория», das „Olympia“ – «Олимпия».

8. Назв. чистящих и моющих средств: das „Lotos“ – «Лотос».

9. Назв. красок, языков: das Deutsch – немецкий язык, das Rot – красный.

10. Назв. букв и звуков: das „B“ — Б, das — .

Средний род (по форме)

1. Все сущ. с уменьшительными суффиксами –chen, -lein, -el : das Mädchen — девочка, das Büchlein – книжечка.

2. Субстантивированные инфинитивы: das Lesen — чтение, das Kochen – приготовление.

3. Интернациональные слова на –(i)um, -ett, -it, -ma, -o : das Studium — учеба, das Kabinett — кабинет, das Dogma — догма, das Kino – кино.

4. Большинство сущ. с суффиксами –nis, -sal (sel), -tum : das Ereignis (die Erlaubnis — разрешение, die Kenntnis — знание, die Besorgnis — опасение, die Finsternis — темнота, die Fäulnis — гниль); das Schicksal — судьба, das Rätsel — загадка (der Stöpsel — пробка, die Mühsal — печаль, die Trübsal — горе); das Eigentum — собственность (der Reichtum — богатство, der Irrtum — ошибка).

5. Сущ. с суффиксом –(s)tel : das Drittel – треть.

6. Сущ. с префиксом ge-, которые имеют сборное значение: das Gemüse — овощи, das Gebäude – здание.

7. Сборные сущ. с полусуффиксами –gut, -werk, -zeug : das Wortgut — лексика, das Spielzeug — игрушка, das Buschwerk – кустарник.

8. Химические и медицинские термины на –in, -ium, -an, -at, -id, -it, ol : das Aspirin — аспирин, das Benzin — бензин, das Kalzium – кальций.

9. Названия технических приборов на –fon, -skop : das Telefon — телефон, das Mikroskop – микроскоп.