Какой город осаждали 900 дней. Спорные факты о блокаде Ленинграда, которым мы верим: и очень напрасно

История героической обороны Ленинграда является одной из ярчайших страниц в летописи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мировая история не знает примеров столь длительной обороны крупных городов.

Руководство фашистской Германии выбрало Ленинград наряду с Москвой и Киевом главным объектом агрессии. По плану Гитлера город предполагалось окружить и бомбардировками с воздуха и арт-огнем сравнять с землей и залить водами Балтийского моря. Так и было написано в фашистских листовках, которые вместе с бомбами сбрасывали на город: «Ленинград будет море, Москва будет поле, Горький - граница, Ковров – столица». Для этого была сформирована группа армии «Север» в количестве 26 немецких и четырех финских дивизий, что превосходило советские войска в людях и боевой технике. Наступление немецко-фашистских войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года.

Несмотря на упорное сопротивление советских войск, противнику к 8 сентября 1941 года удалось прорваться к верховьям Невы, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и отрезать все сухопутные пути, связывающие Ленинград с Большой землёй. Город оказался во вражеской блокаде.

Не сумев взять Ленинград штурмом, фашисты решили уничтожить его с воздуха, подвергали бомбардировкам и артобстрелам, хотели задушить голодом. Они обрушили на город около 100 тысяч зажигательных и пять тысяч фугасных бомб, выпустили по нему почти 150 тысяч снарядов, что привело к сильным разрушениям зданий, сооружений, объектов промышленности, большим человеческим жертвам.

900-дневная блокада осажденного Ленинграда не сломила стойкость, мужество его защитников. В тяжелых условиях город жил, боролся, защищался. В защите города немалая роль отводилась морякам-балтийцам, которые отважно защищали Ленинград не только в воздухе и на море, но и на суше. Моряки возводили многочисленные укрепления, сотни долговременных огневых точек. Только на Пулковских высотах было срочно построено 206 огневых точек, бронированных отличной корабельной сталью.

В систему обороны Ленинграда были включены линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсеры «Максим Горький», «Киров», «Петропавловск» и другие корабли. Быстро вступили в строй десятки флотских батарей. Истребительная авиация флота и защитная артиллерия кораблей стали органической частью противовоздушной обороны Ленинграда.

Трудная и ответственная задача была возложена на моряков Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства по снабжению блокадного города всем необходимым и, в первую очередь, продовольствием. Сбросив сотни зажигательных бомб, фашисты подожгли знаменитые Бадаевские склады за Невской заставой, где хранились значительные запасы продуктов для жителей более чем трехмиллионного города. Не одни сутки на месте пожара поднимался до самого неба густой дым. Сложилась тяжелая обстановка с обеспечением продовольствием армии, Балтийского флота, населения. Введенные по карточкам нормы снабжения хлебом снижались четыре раза, и уже с 20 ноября 1941 года ленинградцам выдавали самую низкую норму хлеба за все время блокады – 250 граммов по рабочей карточке и 125 по служащей, детской, иждивенческой с добавлением 50 процентов примесей. Это те граммы или «граммики», как их называли в Ленинграде, о которых поэтесса Ольга Берггольц сказала: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Голод выкашивал людей тысячами. Только в ноябре 1941 года от голода умерло 11 тысяч человек. Не легче было с питанием и на Ленинградском фронте. На 20 солдат выдавалось четыре банки шпрот и горсть ржаной муки, из которых готовилась так называемая балтийская баланда.

Единственный путь, по которому можно было снабжать теперь осажденный город, лежал через Ладожское озеро. Корабли Ладожской военной флотилии и речные суда Северо-Западного речного пароходства осуществляли все перевозки в Ленинград и обратно. Речные суда – баржи и буксиры – вынуждены были ходить по бурному осеннему озеру. В конце ноября плавающий лед стал мешать движению по озеру, но ладожцы геройски несли свою боевую вахту.

Для спасения города в конце ноября 1941 года по льду Ладожского озера была проложена ледовая трасса и с 22 ноября по ней пошли сани с хлебом, зарокотали моторы первых грузовых машин с продовольствием. По дну Ладоги были потянуты трубопровод для подачи горючего и многоканальный телефонно-телеграфный кабель. Осажденный город получил надежную связь с Большой землей, которая действовала до конца войны и длительное время уже в мирные дни.

И ледовая трасса, и водная коммуникация – все вместе взятое являлось Дорогой жизни для Ленинграда, постоянно подвергались огневому воздействую врага. Ледовая трасса (дорога) действовала почти шесть месяцев, до апреля 1942 года. Подвоз продовольствия позволил повысить норму выдачи хлеба, были эвакуированы из осажденного города 554186 человек.

Сегодня трудно представить весь ужас положения голодных ленинградцев. За 900 блокадных дней в Ленинграде погибли, умерли от голода, ран около 900 тысяч человек, по 1000 человек в сутки… Пишешь эти строки, и глаза наполняются слезами. Знают ли об этом сегодняшние дети, то самое подрастающее поколение, ради которого и рассказывается о подвиге ленинградцев? Надо, чтобы знали, понимали и помнили…

К сентябрю 1941 года из Ленинграда было эвакуировано более 350 заводов и фабрик, но в блокадном городе около 70 предприятий продолжало работать. Они производили более ста видов военной продукции, которая была так необходима его защитникам. Неработающие ленинградцы дома не засиживались, кто еще держался на ногах, помогали разгребать завалы после бомбежек, дежурили в госпиталях, помогали раненым. А еще проводили обход домов и квартир, собирали безнадзорных детей и подростков, оказывали помощь больным старикам. Культурная жизнь блокадного Ленинграда вызывала восхищение. «Залпом по рейхстагу» и «Днем Победы среди войны» называли ленинградцы исполнение 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии осажденного города Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д. Шостаковича. Действовал театр музыкальной комедии. В выставочных залах постоянно устраивались различные художественные выставки. За всю блокаду в городе не было отмечено ни одной инфекционной вспышки.

В январе 1943 года советские войска прорвали кольцо блокады Ленинграда. По освобожденной от гитлеровцев полосе шириной всего 8-11 километров между линией фронта и Ладожским озером была срочно проложена железная дорога, и уже 7 февраля в город пришел первый эшелон с продуктами и боеприпасами с Большой земли. Полгорода собралось на Финляндском вокзале… Это был переломный момент в битве за Ленинград. Положение его защитников и населения несколько улучшилось. Полное снятие блокады произошло ровно через год. К началу 1944 года враг под Ленинградом обладал еще большой силой и упорно удерживал свои позиции. Свыше двух лет гитлеровцы совершенствовали свои оборонительные рубежи под Ленинградом, глубина их достигала 250 километров. Все дороги, подходящие к городу, были заминированы, а многие населенные пункты подготовили к круговой обороне.

В ходе успешно проведенной наступательной операции, начавшейся 14 января 1944 года, враг был отброшен от Ленинграда на 70-100 километров. Оборона немцев – «Северный вал», как «стальное кольцо» блокады – треснула и развалилась. Вечером 27 января 1944 года в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. В декабре 1944 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено более 1,5 млн. человек. Ленинграду присвоено высокое звание Города-героя.

В самые тяжелые дни 42-го ленинградцы услышали по радио голос далекого Лондона: «Мы гордимся тобой, Ленинград!» Будем же и мы помнить и гордиться подвигом своих славных сограждан, не забывать образцы стойкости, мужества и человеческого достоинства.

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ФОТОХРОНИКА ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА

8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда . К концу этого же года прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод и канализация. Горожане черпали воду либо из колодцев, либо из прорубей.

Мало кто знает, что в Петербурге есть памятник ленинградской проруби. Он был установлен в 2001 году на подступе к воде у дома № 21 по набережной Фонтанки . Памятник блокадному колодцу в Петербурге тоже есть. В 1979 году на стене дома № 6 по проспекту Непокоренных появилась мемориальная композиция. Над чашей с водой на стене дома изображена женщина с ребенком на руках.


Во время блокады Ленинграда Аничков мост значительно пострадал от артналетов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил.

Чтобы спасти скульптуры, их увезли и закопали во дворах Аничкова дворца. На гранитных постаментах вместо скульптур выставили ящики с засеянной травой. Конные статуи вернули на место весной 1945 года.

Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда - чтобы он напоминал о самом ужасном времени в истории города. Надпись на доске, которую повесили рядом, сообщает: след этот оставлен одним из 148 878 снарядов, которые враг выпустил по Ленинграду.


Карточки на хлеб ввели еще до начала блокады. 18 июля 1941 года норма составляла 800 граммов в день. 2 сентября ее снизили: рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали по 600 граммов, служащим по 400 граммов, детям и иждивенцам - по 300.

За время блокады нормы сокращали пять раз. Согласно последней рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а всем остальным по 125. Такая норма действовала с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и привела к резкому скачку смертности от голода. Вследствие рабочим выдавали до 350 граммов хлеба, а остальным жителям - по 200.


Чтобы поддержать силы и улучшить здоровье доноров, Военный совет Ленинградского фронта вынес специальное решение: тех, кто сдает кровь, снабжать спецпайком. С 20 декабря 1941 года доноры начали получать из расчета на день: 200 граммов белого хлеба, 30 граммов сахара , 30 граммов животного масла, пол-яйца, 25 граммов кондитерских изделий, 30 граммов крупы.

Большинство доноров отказывались от денежной компенсации после дачи крови, и эти деньги поступали в фонд обороны.


Доживет ли до победы? За 900 дней блокады умерло от голода более одного миллиона 200 тысяч человек. Каждый день от истощения погибало более четырех тысяч человек, а бывало и по 6-7 тысяч человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.


С первых дней блокады в Ленинграде в целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания.

А с начала 42-ого года по решению бюро горкома заработали стационары и столовые усиленного питания. Дополнительное лечебное питание по повышенным нормам организовали в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых.

Такие меры в первом полугодии 1942 года сыграли огромную роль в борьбе с голодом, восстановлении сил и здоровья значительного числа больных, что спасло тысячи ленинградцев от гибели. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник


В начале блокады хлеб пекли из смеси овсяной, ржаной, соевой, ячменной и солодовой муки. Но уже через месяц в тесто стали добавлять муку из затхлого зерна, отруби и льняной жмых. Позже стали класть хлопковый жмых, а также сосновую кору и березовые почки. Добавляли и так называемую коревую муку, когда удавалось ее достать. Это была измельченная намоченная и затем высохшая хлебная мука, которую доставили в мешках с дна Ладожского озера. В кузовах провалившихся под лед на Дороге жизни машинах с продовольствием вода пропитывала только верхний слой муки в мешке, который высушивали и измельчали. Использование такой муки значительно сократило количество условно съедобных добавок в тесте, из которого выпекали хлеб.


Звено пожарной команды местной противовоздушной обороны. Бойцы МПВО тушили зажигательные бомбы, строили и ремонтировали защитные сооружения, помогали пострадавшим. Они же разбирали завалы, из-под которых за время блокады спасли 4 тысячи человек.

В марте 42-го Военный совет Ленинградского фронта постановил усилить состав МПВО. В военкоматы начали призывать женщин от 18 до 35 лет. Те, кому не удалось попасть на фронт, добровольно шли в военкоматы для пополнения формирований местной противовоздушной обороны. За короткий срок зачислили 16 500 женщин.

В одном из укромных дворов Петроградской стороны есть довольно необычный памятник, посвященный блокаде. Бронзовая фигура женщины, олицетворяющей образ измученной голодом и авианалетами, но не сдающейся блокадницы-бойца МПВО


Жители Колпино и бойцы МПВО на строительстве оборонительных сооружений.

После захвата гитлеровскими войсками села Ям-Ижора в колонии были направлены формирования ижорских ополченцев. Местом ожесточенных боев стала Третья колония. После того как она была освобождена, еще более двух лет линия фронта проходила в непосредственной от нее близости.

Оборонительные сооружения на подступах к Колпину прошли непосредственно по территории финской деревни Лангелово.


Круглые сутки Ленинград вглядывался в небо. Вахту на наблюдательных вышках и специальных пунктах несло около восьми сотен наблюдателей. В постоянной боевой готовности находились 60 тысяч бойцов.


Еще в 1812 году, когда Наполеон захватил Москву , из Петербурга было решено вывезти все самое ценное, в том числе и Медный всадник. Однако накануне отправки к императору Александру I явился некий майор Бутурлин и заявил, что Медного всадника нельзя увозить из города. Будто бы к майору во сне явился сам Петр и велел передать, что пока памятник стоит на месте, город никогда не будет захвачен врагами. Медный всадник оставили в Петербурге.

Стоял монумент и во время блокады Ленинграда. Для защиты от артобстрелов его укрыли мешками с песком и обшили бревнами. Сыграло ли это какую-либо роль - неизвестно. Но город выстоял, пережив самую длительную и страшную в современной истории блокаду.


С первых дней Великой отечественной войны из-за быстрого продвижением немецких войск вдоль побережья Балтийского моря и Финского залива главной задачей Балтийского флота стало участие в обороне Ленинграда и Кронштадта .

30 августа 1941 года эсминцы «Строгий» и «Стойкий» и 406 мм орудия Научно-испытательного морского артиллерийского полигона впервые оказали огневую поддержку сухопутным войскам непосредственно под Ленинградом, что помогло задержать противника у Гатчины до середины сентября.


8 сентября 1941 года врагу удалось выйти к истокам Невы и захватить Петрокрепость (Шлиссельбург ), лишив Ленинград сухопутной связи с Большой землей. Но защитники крепости Орешек не позволили врагу выйти на правый берег Невы.

В январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Потеряв надежду на захват города, немцы решили разрушить его артогнем крупнокалиберных орудий. Во многом благодаря точной стрельбе морских артиллеристов план противника разрушить Ленинград был сорван.


С началом зимы 41-го года водная коммуникация на Ладожском озере прекратилась. Чтобы обеспечить город продовольствием и боеприпасами, оставался один путь - по льду озера. Так появилась ледовая Дорога жизни. Она проходила по трассе мыс Осиновец через остров Зеленцы. Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее каждый день по дороге перевозилось в обе стороны примерно 6 тысяч тонн грузов.


Фото 1941-го года. Немецкий самолет «Мессершмидт -110», сбитый под Ленинградом. Двухмоторный тяжелый стратегический истребитель, который разработали в Германии в конце 30-х годов.

"ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ НА ЗЕМЛЕ СТРАШНЕЙ И РАДОСТНЕЙ ДОРОГИ"

22 ноября по ледяной трассе Ладоги прошли первые полуторки с продовольствием. Говорили, в ноябре проложить дорогу невозможно, - в лучшем случае лед окрепнет к началу января. Но город ждать не мог. Предстояло пережить первую голодную зиму 1941/42 года…

«Величие этого дня в городе ощутили через месяц, когда после пятикратного снижения норм выдачи хлеба узнали о первом повышении. Затем было второе, третье… Люди поверили, что для хлеба, посылаемого им страной, сквозь блокаду пробит путь, и назвали этот путь Дорогой жизни».

Ветеран Великой Отечественной войны И. Смирнов .

Рейс в неизвестность

По воспоминаниям командира 389-го автобатальона В. А. Порчунова:

«Дверцы кабин были раскрыты настежь. Так у водителей было больше шансов на спасение, если машина уйдет под лед. <…>

Мы подошли к сараю, где стояли брошенные сани. Они остались от лошадей, погибших, вероятно, после перехода через Ладогу.

Давайте прицепим это! - взволнованно сказал Оспанов . - В кузове у нас семь мешков, на это еще пять - будет уже двенадцать!.. Каждый понимал, что значит перевезти в Ленинград эти пять дополнительных мешков. <…>

В Коккореве нас ждали люди. Из кабин мы видели слезы на их глазах. Но встречавшие нам аплодировали, словно мы были знаменитые артисты».

Осколок мины

По воспоминаниям водителя В. И. Сердюка:

«Каюм Садахумов провалился задними колесами в трещину. Машина стала медленно оседать. Он скинул с себя полушубок, взобрался в кузов и стал сбрасывать мешки с мукой на лед. Каюм задыхался от непосильной работы. Но разогнулся, лишь когда выбросил последний мешок. А затем начал спасать машину. <…>

Николай Рогозин попал под обстрел. А вез он боеприпасы. Несколько снарядов разорвались рядом с кабиной. Рогозина тяжело ранило. Истекая кровью, он все же привел машину к берегу. А когда заглушил мотор, умер в кабине... <…>

У трещины на двенадцатом километре - пост регулировщицы Тани.

Я тебя немного провожу! - сказала она, не слезая с подножки.

Я медленно повел машину по расчищенной грейдером полосе. Так мы проехали вместе метров сто пятьдесят. И вдруг низко перед машиной прошел в крутом повороте «мессершмитт ». Положив самолет на крыло, летчик строчил из пулемета поперек трассы. Пули подняли ледяные фонтаны перед самым радиатором. Я тут же затормозил.

«Недолет!» - с облегчением подумалось мне. Я повернулся к Тане и наткнулся на ее обмороженную щеку. Танина голова упала ко мне на плечо.

С «мессершмитта» сбросили прыгающие мины. Их называли у нас на трассе «лягушками». Осколок мины пробил полушубок со спины и вошел Тане в сердце. Он предназначался мне».

В ночь под Новый, 1942 год

По воспоминаниям шофера 390-го автобата С. И. Матеки:

«Мы делали второй рейс за смену, последний в 1941 году.

Майор строго сказал:

Вы повезете спецгруз особого назначения! - И высветил надпись на одном из ящиков: «Подарок ленинградским детям из Грузии !»

По ночам обстреливали редко. Ночью ехать безопасней…<…>

…Каждый боролся со сном как мог. Миша Ляпкало подвешивал за головой котелок, который стучал в дороге по стенке, как погремушка. Саша Бойкин распевал во всю мочь песни. А я старался вспоминать свою Дубровку. <…>

Два «мессершмитта» прошли в сторону Шлиссельбурга. Возвращаются! Опять заходят сзади!

Где укрыться от самолетов на Ладоге? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за дерево или камень. Некоторые водители залезали во время налетов под кузов. Мешки с мукой спасали от пуль. Но если рядом взрывалась бомба, шофер проваливался вместе с машиной под лед.

В моем звене была иная тактика. Ни один из водителей не останавливался на трассе во время налета. В движущуюся цель труднее попасть.

…резко крутанул руль в сторону. Машина выскочила за снежный бруствер. Самолеты пронеслись на бреющем вдоль трассы. Я спрыгнул на лед, осмотрел кузов. Пули расщепили задний борт. Один ящик упал, из него выпали мандарины…

Я собрал их, забросил ящик в кузов. Злость меня взяла на фашистов! Нет, думаю, будут мандарины у ленинградских ребят! <…>

Я гнал машину на предельной скорости - лишь бы проскочить девятый километр! Вдруг в глаза ударил яркий сноп света. Снова «мессершмитты!» Услышал, как загрохотало по кабине, и от напряжения на какой-то миг потерял сознание.

Когда очнулся, машина моя стояла. Мотор заглох, на ветровом стекле две пробоины. Расстояние между ними такое, что голова не уместится. А сам я цел - лишь поранило осколками стекла руки. Они оставались на руле. <…>



Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей , переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинград а . Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда . Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда . Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко , но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

Во второй половине января 1944 года началась операция «Январский гром», когда советские войска пошли на немцев, осаждавших Ленинград.

Враг был отброшен на 60-100 километров от города - и была полностью снята блокада Ленинграда. 27 января в 20.00 в Лениграде был салют - 24 залпа из 324 орудий. О мифах и заблуждениях о блокаде рассказывает Егор Сенников.

1. Блокада шла ровно 900 дней

Не столько миф, сколько яркий образ, закрепившийся в массовом сознании. На самом деле блокада продлилась немного меньше - 872 дня. 8 сентября 1941 года немецкие войска захватили город Шлиссельбург, поставив под контроль исток Невы и блокировав город с суши; с севера Ленинград блокировали финские войска. Первые недели сентября были кризисными: только большими потерями удалось остановить врага на подступах к городу. Начались страшные и невыносимые дни в жизни ленинградцев, которые продолжали сопротивляться врагу.


Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга. А спустя ещё год удалось, наконец, полностью снять блокаду с Ленинграда.

Но 872 дня блокады - это вопрос исторической точности, а не образности. Формулировка «900 дней блокады» закрепилась в публицистической и исторической литературе - причём, что советской, что западной (например, книга американского историка Гаррисона Солсбери, выпущенная в 1969 году, так и называлась «The 900 days. The Siege of Leningrad»). В любом случае, 872 или 900 - это не уменьшает значение подвига ленинградцев и защитников города.


2. Если бы город сдали - не было бы стольких жертв и с городом бы тоже ничего не случилось

Этот миф много обсуждали в последние годы из-за опроса, проведённого телеканалом «Дождь», - и последовавшей реакции. Но на самом деле само представление, что сдача города могла спасти город, появилось гораздо раньше. Можно вспомнить пример из советской киноэпопеи «Блокада», в которой есть эпизод, где старый товарищ Сталина попадает к нему на приём осенью 1941 года и задаёт ему вопросы о том, почему страна оказалась в такой сложной ситуации и не стоит ли сдать Ленинград. Сталин отвечает, что нужно сражаться.


А можно привести примеры, какие настроения были в Ленинграде в первые месяцы блокады, время самого страшного кризиса и самой высокой смертности, - об атмосфере мы знаем из отчётов НКВД, сотрудники которого внимательно следили за общественным настроем. Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: (взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада»):

»…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем. Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов. Разве победим? Я думаю, если бы провели голосование в Ленинграде, кто за сдачу города немцам, я уверен, что 98% будут голосовать за сдачу, тогда хоть голодать не будем. Токарь одного из номерных заводов».

«В сводке 6 ноября 1941 г., УНКВД приводило слова авторов писем, задержанных военной цензурой, о чрезвычайной степени озлобления людей, о том, что „никто не доволен“, что „народ прямо кричит“, „в массах такое озлобление, что трудно себе представить“, что „на дыбы все встанут“. Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится».

»…Дайте хлеба. Эту записку пишут сотни рабочих, чтобы дали хлеба, а иначе мы сделаем забастовку, поднимемся все, тогда узнаете, как морить рабочих голодом».

Так что «пораженческие» настроения действительно были в Ленинграде. Другое дело, что сдача города вряд ли бы спасла сотни тысяч людей.

Во-первых, нужно понимать, что война на Восточном фронте велась совсем по другим правилам, чем на Западном - поэтому некорректно сравнивать сдачу Парижа и сдачу Ленинграда. Немецкая армия и гражданская администрация совсем не делала приоритетной задачу выживания советских граждан на оккупированных территориях - это становится ясно и из дневниковых записей людей, которые остались под оккупацией (дневники, опубликованные сборнике под редакцией Олега Будницкого «Свершилось! Немцы пришли»).


Во-вторых, выводы о том, что происходило с населением, можно сделать посмотрев на другие крупные оккупированные города - в Восточной и Центральной Европе и в Советском Союзе. Население Варшавы сократилось за годы войны с 1 300 000 человек до примерно 400 тысяч человек в 1945 году. Население Киева за время оккупации сократилось с 800 тысяч человек до 180 тысяч. В Витебске количество жителей упало со 160 тысяч до 100 тысяч человек.

Приведённые примеры показательны: можно представить, что было бы с населением трёхмиллионного города в случае сдачи, и тем более понять, что бы ждало 200-тысячную еврейскую общину города - зная о Бабьем Яре и о Варшавском гетто.

В-третьих, в первый год войны немецкой армии не хватало тёплых вещей и иногда провизии даже для собственных солдат. Жителям оккупированного города не стоило бы ждать какой-то сентиментальности и помощи - скорее наоборот. Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов. В итоге, не стоит думать, что сдача города врагу каким-то образом могла бы сыграть позитивную роль для ленинградцев.



3. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу

Этот миф повторяется в разных видах - от того, что финская армия не переходила старой границы, которая была между СССР и Финляндией до Зимней войны 1939–1940 года, до рассказов о том, что Маннергейм так любил город, что не допускал даже мысли о серьёзной атаке на город.

Всё это, конечно, далеко не правда. На самом деле, финская армия перешла старую границу, захватив такие населённые пункты, как Старый Белоостров, Александровка. Дальнейшему их продвижению к городу помешала не какая-то любовь главнокомандующего к городу, а отчаянное сопротивление Красной Армии. Кроме того, свою роль сыграло решение, принятое немецкой армией из-за безостановочной обороны советской армии: немцы решили отказаться от идеи штурма города и остановили своё продвижение.


Да и о любви Маннергейма к Ленинграду говорить не приходится. Вот цитата о намерениях фельдмаршала:

«Тогда (25 июня 1941 года) в Хельсинки поступила секретная телеграмма из Берлина от финского посланника Т.-М. Кивимяки, в которой последний сообщал о том, что Г. Геринг уведомил его о роли Финляндии в блокировании и осаде Ленинграда. Рейхсмаршал заверял финское руководство, что Финляндия получит территориально с лихвой всё то, «что захочет». При этом особо подчёркивалось: Финляндия «может взять и Петербург, который всё-таки, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства».

Из статьи Николая Барышникова «Добиться официально от Германии, чтобы Петербург полностью уничтожить…».

В тот же день Маннергейм издал приказ войскам о начале боевых действий против СССР, в котором говорилось: «Призываю на священную войну с врагом нашей нации… Мы с мощными военными силами Германии, как братья по оружию, с решительностью отправляемся в крестовый поход против врага, чтобы обеспечить Финляндии надёжное будущее»».

Высказывание Маннергейма даёт понять, что во время войны он руководствовался вопросами военной необходимости своей страны и армии. И ни о какой любви к России и к Ленинграду речи не шло, да и не могло идти.

4. Пока ленинградцы умирали от голода, элита и руководство Ленинграда устраивали пиры и ели деликатесы

Такие слухи распространялись во время блокады среди горожан, это подробно отражено в отчётах НКВД. Вот примеры высказываний, сделанных уже в ноябре 1941 года, вскоре после того как начался голод (первые случаи каннибализма были в начале декабря 1941 года):

»…Население Петербурга, видимо, брошено на произвол судьбы, на вымирание от голода, холода, снарядов и бомб… Счастье - это когда удалось достать какую-нибудь еду, но в магазинах пусто, «заведующие в них говорят, что и на продовольственных базах тоже пусто. Что дальше будет?!.. Некоторые «готовы «уйти» и думают о самоубийстве».

«Контрольный мастер завода им. Марти С. в беседе с агентом заявил: „… Народ доведён до отчаяния и достаточно искры, чтобы он поднялся (выделено нами - Н.Л.). Русский народ победит тогда, когда поймёт, за что он борется, когда его борьбу возглавят новые люди“».

Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада»

Голод в Ленинграде начался не из-за руководителей Ленинграда, а из-за плохого снабжения города: серьёзных запасов продуктов питания в городе не было, а логистические цепочки были разрушены немцами.