Как называется тот кто много читает. Кто много читает, тот много знает, или как привить любовь к чтению детям

Наталья Ральникова
Совместный проект «Кто много читает, тот много знает»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Структурные компоненты проекта

Сроки реализации проекта

Творческий, познавательно - исследовательский

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо вести его в мир книги» В. А. Сухомлинский.

Тесное сотрудничество с социальными партнерами, родителями помогает дошкольникам понять значимость, полезность и необходимость в заинтересованности к чтению книг; служит важной предпосылкой для формирования системы нравственных убеждений и взглядов на окружающий мир.

Цели и задачи проекта

Цель проекта :

Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе, через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи проекта :

Подготовить детей к восприятию того, что книга – источник знаний;

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогов, работников библиотеки, родителей;

Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда людей многих профессий ;

Сформировать у детей интерес к посещению библиотеки;

Увеличить степень участия родителей в формировании интереса и потребности детей в чтении книг.

Формы реализации

Реализация основывается на следующих принципах :

Принципы комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка;

Принцип сотрудничества между родителями, ДОУ и библиотекой;

Принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребенку;

Принцип личной заинтересованности родителей и их активности;

Принцип развивающего образования;

Принцип практической применимости.

1 этап - подготовительный или организационный :

Отбор участников проекта , подбор методической, справочной литературы по теме;

Заключение договора с городской библиотекой № 4; библиотекой на базе СОШ № 9.

Помощь родителей в оснащении Центра Книги и пополнение предметно – развивающей среды группы детской художественной литературой.

Создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, которое обеспечит условия для успешного развития ребенка при целенаправленном использовании развивающих техно- логий, в первую очередь игровых, с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.

Определение целей, задач проекта , определение поэтапной модели и плана действий над проектом : работа с педагогами, воспитанниками, родителями, партнерами.

Разработка планов по реализации проекта с социальными партнерами

2 этап - практический :

Сотрудничество с родителями, организациями дополнительного образования, социальными партнерами.

Организация комплексной работы по реализации задач проекта :

Беседы с детьми; экскурсии в библиотеку, книжный магазин, типографию; видеоэкскурсии, презентации; конкурсы рисунков, поделок; игры – драматизации, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, интерактивные, речевые игры; викторины; КВН; досуг посвященный произведениям детских писателей – юбиляров; участие в городских мероприятиях посвященных книге; тематические вечера организованные сотрудниками библиотеки, творческие встречи с детским писателем г. Братска, совместная выставка детских работ по прочитанным произведениям , коллективное и индивидуальное изготовление книжки – малышки; придумывание собственной сказки, создание в ДОУ мини – музея авторской книги.

3 этап – итоговый :

Анализ решения поставленных задач и полученных результатов.

Творческие отчеты и представление опытов работы всеми участниками проекта в виде презентаций , мастер-классов, портфолио, фотоматериалов, и т. д.

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, результаты анализируются

Реализация проекта через :

Непосредственно образовательную деятельность;

-совместную деятельность педагогов, детей, социальных партнеров, родителей;

Работу педагогов с родителями;

Создание предметно-развивающей среды;

- совместную и самостоятельную деятельность детей и родителей.

Дальнейшее развитие проекта

Вовлечение в проектную деятельность детей параллельной возрастной группы;

Разработка мультимедийных презентаций и фотовыставок по созданию продуктов детской деятельности;

Разработка информационных буклетов для родителей;

Дальнейшее тесное сотрудничество с библиотеками, детскими писателями, типографией, издательским Домом.

Продукты/ результаты проекта (что будет создано, в результате его реализации) Изготовление совместно с родителями блокнотов, читательских билетов , конструирование книжек – малышек; изготовление папок – передвижек для детей, родителей, библиотек; атрибуты для сюжетно – ролевых игр; карточек для дидактических игр, атрибутов для театрализованной деятельности, создание в ДОУ мини – музея книги, совместное оформление выставки рисунков по темам, лепка собственной книжечки и ее роспись, гастроли в детском саду с показом театрализованных представлений, презентации, фотовыставки.

Пояснительная записка

Одна из задач воспитания и развития дошкольников в детском саду – это приобщение их к миру книг, бережному отношению к книге, чтению художественной литературы.

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитывать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является проектная деятельность по теме : «Кто много читает , тот много знает » . Совместная партнерская работа ДОУ с библиотекой, позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развитие его индивидуальных способностей, проявление творческого потенциала, укрепление здоровья.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать » . Эти слова сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения дошкольников к художественной литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное , что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка.

На начальном этапе, мы стали помогать родителям стать волонтерами книжной культуры. Ее претворение в практику, потребовало от нас, воспитателей, творческого подхода.

Семья – основа формирования личности ребенка, где каждый из нас приобретает различные умения, в том числе и навыки читательской культуры . Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. Большую роль в этом процессе играет совместная партнерская работа ДОУ, библиотеки и семьи. Главный смысл работы в том, чтобы с детских лет и на всю жизнь выработать у растущего человека внутреннюю потребность в чтении книг. Совместные чтения рождают близость взглядов на жизнь, помогают сохранить связь поколений.

Проблема приобщения старших дошкольников к чтению является на сегодняшний день актуальной. Один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребенка – дошкольника – это активное приобщение к чтению, интерес к которому, к сожалению, стремительно снизился. Современные дети живут и развиваются в окружении огромного количества источников информации : телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет. Поэтому, мы, взрослые, окружающие ребенка, должны сделать все возможное для того, чтобы общение с книгой стало необходимой частью жизни наших детей.

Общение с книгой – важное условие развития фантазии малышей, формирует нравственные принципы и культурные ценности. Ни один художественный и мультипликационный фильм не заменит тесного контакта с книгой. Книги всегда привлекают внимание детей, особенно, если она оформлена красочными иллюстрациями с изображением природы, животных, детей, персонажей сказок. Дети учатся правилам пользования книгой : не рвать и не мять страницы, не пачкать, брать только чистыми руками, после рассматривания, ставить на место. Мы всегда закрепляем правила пользования книгой, объясняя детям, что мягкие и испачканные страницы трудно читать , а порванные, вообще невозможно прочесть и, поэтому, мы не сможем узнать, о чем хотел нам рассказать автор. Учим рассматривать книги, сидя за столом.

Обсудили пополнение предметно – развивающей среды группы сказками, художественной литературой по тематическим неделям, книгами – юбилярами, авторами – юбилярами.

Познакомили с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе. В ходе совместной деятельности оборудовали Центр Книги и пополнили его яркими и красочными книжками.

Для развития интереса у старших дошкольников к художественным произведениям, предлагаем вниманию детей и их родителям различные дидактические игры : «Из какой сказки герой?» , «В какой сказке я живу?» , «Кто это сказал?» , «Сложи сказку» , «Что сначала, что потом?» и т. д. Детям нравится обыгрывать понравившиеся эпизоды и сюжеты прочитанных произведений .

В старшем дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей детей, программой воспитания предусмотрено продолжать развивать у воспитанников интерес к чтению художественной литературы, и тогда в Центре Книги появляются книги – юбиляры, с портретами детских писателей и поэтов – юбиляров. Знакомим дошкольников с детскими поэтами и писателями города Братска, т. к. региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно – образовательной деятельности в дошкольном учреждении по формированию у воспитанников знаний о родном крае, поэтах, писателях, художниках, замечательных людях нашего города и его литературной жизни. Совместно с работниками городской библиотеки № 4, с которыми у нас длительное партнерское сотрудничество; делаем подборку произведений, проводим конкурсы, викторины, поэтические часы, творческие встречи с интересными людьми, презентации, экскурсии, видеопросмотры…

Один раз в месяц, по традиции, у нас, «Книжкин день» . Дети приводят в порядок книжные полки, сортируют художественную литературу, производят мелкий ремонт и реставрацию пострадавших книг.

А что вы сейчас читаете? Многих людей этот вопрос вводит в ступор. К сожалению, сегодня сложно найти читающего человека. Уточним, читающего книги. Многие молодые люди читают, например, посты в "Инстаграме" или паблики "ВКонтакте". Но это не то. Как можно научить ребенка читать, если сам этого не практикуешь? Нужно прививать себе хорошую привычку и открывать книгу хотя бы на 20 минут в день. В этой статье мы расскажем о пословице «кто много читает, тот много знает» и о том, как привить детям любовь к книгам.

Как объяснить смысл народной мудрости детям?

Давайте еще раз взглянем на поговорку «кто много читает, тот много знает». Скрытое содержание вполне очевидно, но это только с позиции взрослого. А вот ребенок еще не может видеть прямой связи между книгами и знаниями. Ведь дети получают свои знания из уст родителей, из мультиков или от сверстников. Читать они пока не умеют и не совсем понимают, зачем этому учиться. Хорошо, если у ребенка в доме есть библиотека, и родители периодически ей пользуются. Благодаря этому ребенок быстрее поймет значение пословицы «кто много читает, тот много знает». Ведь дети обожают копировать взрослых, и большинство из них уверены, что родители - самые умные люди на планете. Поэтому, пользуясь своим авторитетом, мама и папа могут сказать сыну, что они такие умные, потому что читают книги. Ради профилактики можно ежедневно давать ребенку установку, что знания получаются при помощи чтения. Каждый раз, когда чадо спросит, откуда вы знаете ответ на тот или иной вопрос, говорите ему, что вы это прочитали в книге.

Внеклассные занятия

Работа по воспитанию ребенка будет бесполезной, если ее будут проводить только родители. Школа тоже должна быть заинтересована в развитии своих учеников. Поэтому, чтобы дети усвоили смысл пословицы «кто много читает, тот много знает» нужно проводить с ними внеклассные занятия. На таких уроках можно не докучать ребятам скучными лекциями, а делать их по типу игры. Здесь можно проводить различные состязания и конкурсы. Детям будет интересно участвовать, а учитель сможет направить неуемную детскую энергию в нужное русло. Например, он может попросить написать рассказ «Кто много читает тот, много знает». Можно дать такое упражнение в качестве домашнего, но ведь учитель тогда не будет уверен, что ответ напишет ребенок сам, без помощи родителей. Поэтому лучше, чтобы дети писали сочинение в школе.

Рассказ

Пример такого сочинения под названием «Кто много читает, тот много знает».

Книги нужны человеку, как еда и вода. Ведь именно благодаря чтению люди имеют возможность учиться и узнавать много интересного и полезного. Отправляясь в лес, можно быть спокойным за свою судьбу. Ведь прочтя книги по окружающему миру, всегда можно найти дорогу домой, ориентируясь по солнцу, кустарникам и мху. А вот путник, который не читал книги, и соответственно не знает признаков, указывающих дорогу домой, выйти из леса не сможет. Но и в лесу ему придется несладко. Ведь чтобы развести костер и сделать шалаш, тоже нужны знания, которые сами по себе в голове не окажутся. Поэтому можно подвести итог: чтение - это не только увлекательное занятие, оно еще и помогает человеку получать знания, необходимые для жизни.

В классическом понимании, человека, который любит читать книги и в рамках разумного увлекается этим процессом, называют – книголюб. Однако, в психологии существует еще одно понятие для личности, которая в прямом смысле слова не «выныривает» из книжного бытия – книгофил. Это пристрастие отходит от психологических норм и вполне может разрушить жизнь. Подробности – в статье ниже.

Почему некоторые люди очень любят читать книги?

Не будем оригинальными, когда скажем, что привычка читать формируется с самого детства. Люди, которые «живут страницами», полностью отдают себя процессу, проживая каждую строчку и судьбу главных героев. Вот и ответ на вопрос: люди читают, потому что:

  • им интересно окунаться в ту, другую жизнь;
  • они попросту привыкли это делать с раннего возраста;
  • они чувствуют, что развиваются морально с каждой прочитанной книгой – получают удовлетворение;
  • чтение книг – отличное времяпрепровождение.

Книгофил: бояться или радоваться?

Казалось бы, что тут плохого – повышенная любовь к книгам. Однако, психологи утверждают, что постоянное нахождение в обнимку с «бумажным миром» – влечет за собой последствия.

Как уже было описано ранее, читая книгу, мы полностью погружаемся в ту реальность, которую нам диктует автор. Разумеется, черты лица главного героя, экстерьер зданий и тембр голоса книжных персонажей – рисует наше сознание. Да, воображение работает, глаза бегают по строчкам, все сознание «в книге». Здорово, не так ли? А что, если посвящать этому весь рабочий день? Жизнь в реальности начнет рушиться, согласны?

Помимо сложностей к возвращению и принятию реальной жизни, чрезмерное чтение садит зрение и несколько ухудшает здоровье в комплексе. Читать книгу – сидеть в неподвижном состоянии долгое время – не самое полезное занятие.

Кроме этого, книгофилы спускают огромное количество денег на покупку новых материалов для чтения. Любая книга, которая более-менее приглянулась книгофилу – оказывается у него на полке. Наверное, понятно, что он не может себе отказать и всякий раз тратит нецелевые деньги на покупку новых страниц.

Вспомнили такого персонажа из своего окружения? Расскажите ему об этом и спросите, знал ли он, как называется человек, который любит читать и не может оторваться от книги?

, Внеклассная работа

Цель:

  • повторить изученные произведения;
  • воспитывать интерес к литературным произведениям;
  • прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам;
  • развивать устную речь, внимание, память.

Ход классного часа

Класс разбит на 2 команды. В каждой команде есть капитан, каждая команда имеет свое название «Незнайка» и «Буратино».

Стулья расставлены полукругом. Каждой команде задается вопрос по очереди, если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает эмблему. В конце викторины у какой команды будет больше эмблем, та команда и победит.

Оборудование для викторины: сказочные персонажи Незнайка и Буратино; «черный ящик», грамзаписи для музыкальных пауз, ширма, две куклы с книжками, волшебная палочка, иллюстрации для сказок «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка», «Где обедал воробей», «Бременские музыканты», «Муха-цокотуха».

Предметы для черного ящика: швейная игла, мочалка.

Ведущая классного часа одета в костюм Мальвины.

Заход учеников в класс под музыку.

Здравствуйте ребята! Я к вам пришла из сказки, чтобы кое-что проверить.

Сейчас я вам покажу небольшую сценку, а вы должны будете отгадать о чем мы с вами будем говорить. (захожу за ширму и показываю сценку.

Две книжки.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…

Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о книгах и наш девиз сегодня будет «Кто много читает, тот много знает». Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.

И сегодня я проверю, какие вы читатели и все ли сказки знаете.

Я вас сейчас разделю на команды. (1-й полукруг – команда «Незнайки», 2-й полукруг команда «Буратино»). Каждая команда будет отвечать на мои задания по очереди, если команда не может ответить на мой вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает эмблемку. И у какой команды больше наберется эмблем, та команда и победит.

Звучит музыка.

  1. Внимание – «черный ящик». Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (игла)
  2. В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)
  3. Из какой сказки эти слова? (включается запись)

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые –
Все скорлупки золотые.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

  1. Внимание – «черный ящик»! (звучит музыка). Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Назови автора и название сказки. (Крокодил проглотил мочалку в сказке К. Чуковского «Мойдодыр»).
  2. Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)
  3. «Я пришла из сказки Андерсена. Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как меня зовут?» (Дюймовочка).
  4. Кто написал эти слова? (включается запись).

Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

(С.Я. Маршак «Где обедал воробей»)

  1. А сейчас каждой команде нужно найти четырех героев одного произведения, назвать это произведение. (на доске)

а) Колобок, волк, Муха-цокотуха, медведь, бабушка-пчела, девочка, комар, Василиса, стойкий оловянный солдатик, кузнечик. (К. Чуковский «Муха-цокотуха»)

б) Осел, лиса, Емеля, петух, Ванечка, Собака, Чип и Дейл, Кот, Машенька, дядя Степа. («Бременские музыканты»)

Включается запись урагана.

  1. Ой, ребята, ураган нам все пословицы перепутал. Давайте найдем вторую часть пословицы. (пословицы лежат на столах). Чья команда правильно и быстро составит пословицы, та и получит эмблему.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.
С книгой жить – век не тужить.
Глаза страшатся, а руки делают.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Подведение итогов. Итак, о чем же мы с вами сегодня беседовали?

Молодцы ребята!

Пока команды считают свои эмблемы я расскажу вам стихотворение Н. Найдёновой.

Мой друг.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

Награждение команд грамотами и раздача книг.

Спасибо вам ребята за участие. Вы сегодня очень достойно соревновались. Я, надеюсь, что вы теперь всех будете учить как обращаться с книгой…..

До новых встреч!

Волшебной палочкой дотрагиваюсь до каждого и ученик уходит.

Во все времена знающие люди понимали (так происходит и в настоящее время), что кто много читает, тот знает много... И это невероятно полезно для работы мозга - сам процесс способствует развитию внимательности и умения концентрироваться.

А еще чтение полезно для познания чего-то нового и важного для жизни, для творческого труда, а также всего, связанного с профессиональной деятельностью.

как всегда проницательна…

Давным-давно была придумана и сложена народом такая четко и просто говорящая, прекрасно свидетельствующая о важности и полезности чтения для любого человека. И для ребенка, и для подростка, и для взрослого! А звучит она так: «Кто много читает - тот много знает». Пословица, сложенная народом поистине мудра. Потому что нет ничего ценнее знания - настоящего, живого, порою даже жизнь спасающего и от всяких проблем оберегающего…

Как раньше, так и сейчас, чтение является драгоценной привычкой человека. И очень жаль, что таковой обладают далеко не все люди - возможно треть, в лучшем случае половина жителей земного шара. Но ведь только тот много знает, кто много читает.

Знание - свет

Исследователями и психологами, изучающими жизни отдельно взятого человека, круга людей, даже поколения и нации, в целом, хорошо отмечено, что многие проблемы порождены именно отсутствием знания.

Как не звучит, но многие семьи распадаются не из-за того, что «любовь ушла» или «не сошлись характерами». Происходит это чаще от того, что мужчина и женщина просто не знают особенностей характеров противоположного пола и не учитывают исходящих из этого потребностей своего партнера. И, как следствие, не знают, не умеют правильно выстроить отношения друг с другом. Наладить контакт им сложно. А ведь об этом так много информации! Кто много читает, тот много знает...

Вечная тема...

То же обстоит и в отношениях родителей и детей. Просто есть сознательные родители, которые читают литературу по психологии и детскому воспитанию, то есть подходят к процессу воспитания нового человека серьезно и ответственно. А есть те, которые сваливают всю ответственность на самих детей (мол, «такой характер», «что с него взять» и т. д.) или даже на правительство (нет финансов развивать и обучать ребенка).

Выходит полный абсурд. А ведь все просто и достаточно дешево: возьмите в библиотеке соответствующую литературу и просто изучите ее внимательно. Вариантов - море.

А потому хочется снова напомнить: кто много читает, тот много знает, широко мыслит и никогда не скучает! И его внутренний мир намного богаче, чем у того, кто отказывается развить в себе привычку к чтению.