Изготовление икон методом гальванопластики. Техника гальванопластики в домашних условиях Изготовление элементов декора методом гальванопластики

Флокированная подарочная коробка сделана из деревянной основы, на которую нанесён флок, использована хорошая фурнитура золотого цвета, флокированный ложемент, атласная ленточка для удобства поднятия подарка. Цвет подарочной упаковки может быть разным.


Плакетка подчёркивает высокий статус руководителя, рассказывает о его заслугах. Плакетки можно найти во многих кабинетах. Мы осуществляем изготовление плакеток настольных и настенных, которые могут использоваться в качестве почетных дипломов, грамот, представительских и памятных сувениров. Находясь на видном месте, они станут украшением кабинета, создавая в нем нужный градус респектабельности и корпоративного стиля. Возможно изготовления тиража методом гальванопластики.

Изготовление бюстов из металла всегда было и остается востребованной творческой работой. Человеку приятно получить подарок в виде собственного скульптурного изображения в меди, бронзе или мраморе. В «Галтех» производство бюстов на заказ – это совместный труд профессиональных скульпторов и мастеров по работе с металлом.

О гальванопластике

Гальванопластика — технология электролитического копирования рельефных оригиналов. Позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем и т.д. Широко применяется при реставрации. Гальванопластика - получение сравнительно толстого слоя металлических осадков на поверхности какого-либо предмета. Целью гальванопластики является воспроизведение формы предмета посредством электролитического осаждения металлов. При гальванопластике осадки получаются массивными, прочными, легко отделяющимися от покрываемой поверхности. Основное применение в гальванопластике имеет медь; более ограниченное использование железа, никеля, серебра, золота. В гальванопластическом производстве труб и других полых предметов электролитическое осаждение ведётся на сердечники из легкоплавких сплавов, которые потом удаляются путём нагрева выше температуры их плавления. Основным назначением художественной гальванопластики является воспроизведение (репродуцирование) скульптур. Под репродуцированием понимается изготовление копий со скульптур, выполняемое с полным сохранением объемных размеров и фактуры. Термин «скульптура» применим не только к крупным монументальным произведениям (например, статуям), но и к бюстам, горельефам, барельефам, медалям. Гальванопластический метод репродуцирования скульптур — пока единственное средство, при помощи которого можно безукоризненно передать все тонкости оригинала, т.е. сохранить всю специфику мастерства скульптора. Преимущество этого метода заключается и в том, что он дает возможность получать облегченную скульптуру с любой толщиной стенок, снижая расход металла, упрощая монтаж и облегчая нагрузку на строительные конструкции, что особенно важно для применения гальваноскульптуры в архитектуре. Методом гальванопластики могут быть изготовлены не только законченные скульптурные произведения, но и отдельные декоративные элементы, например, орнаменты для дверных ручек, торшеров, люстр, мемориальных досок, письменных приборов, мебели и т.д. Художественные гальванопластические детали можно также с успехом использовать для декоративных изделий из стекла и керамики. Гальванопластику можно применять в реставрационных работах для укрепления каких-либо металлических музейных деталей и изделий. Гальванопластику широко используют для изготовления товаров широкого потребления: кувшинов, абажуров для настольных ламп, мемориальных досок и табличек с надписями, фильтров для выжимания плодово-ягодных соков, колпачков авторучек, фурнитуры, брошек, пуговиц, барельефов и медалей. Технология гальванопластики успешно применяется в разных сферах бизнеса; ее использование открывает потрясающие возможности для ювелирного дела, мебельного производства, багетных мастерских, изготовления церковной утвари и сувенирной продукции, а также многих других областей. Изготовление гальванопластических копий предоставляет ряд преимуществ: высокое качество воспроизведения, низкая стоимость, возможность изготовления как единичных изделий, так и крупных партий и другие.
На продажу выставлено облачение на престол. Облачение изготовлено в штучном исполнении. Стоимость по запросу. Гальванопластика, золочение, нержавейка. Внутренний размер: 1000х1000х1000 мм.

Переводчик

1 часть

Н. ОДНОРАЛОВ
ГАЛЬВАНОТЕХНИКА В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ
Москва
«Искусство»
1974

Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для художественных вузов и училищ.
В книге описывается техника репродукции методом гальвс пластики художественной скульптуры всех видов - от монументной круглой скульптуры до медальерной. Описываются способы приготовления форм, ряд специальных приемов использования гальвк пластики; указываются способы декоративной отделки металлической скульптуры и художественных изделий из металла; приведены новые теоретические сведения о гальванотехнике.

Рассмотрены сохранившиеся наиболее интересные исторические образцы русской и современной" гальванопластической скульптуры. Книга предназначена для скульпторов, студентов художественых и архитектурных вузов и техникумов и работников художественной промышленности.

издание второе, дополненное

(с) Издательство «Искусство», 1974

Гальванопластика была открыта выдающимся русским ученым, действительным членом Российской Академии наук Борисом Семеновичем Якоби в середине XIX века. Вскоре после этого открытия в Петербурге впервые в мире было организовано крупное промышленное гальванопластическое предприятие - завод по изготовлению монументальной скульптуры. Но в условиях дореволюционной России крупное открытие- русского ученого было принесено в жертву капиталистам, которые, получив огромные прибыли в период грандиозного строительства Исаакиевского собора и других архитектурных сооружений того времени, ликвидировали завод, распродав его по частям.
В последующие годы применение гальванопластики ограничивалось почти исключительно техническими целями; лишь мелкие кустарные мастерские использовали ее как ценнейший способ воспроизведения художественно-декоративных изделий.
В далекие времена раннего развития художественного литья скульптор был одновременно и литейщиком, так как процесс литья был тогда неотъемлемо связан с процессом художественного творчества. Такая связь обеспечивала гармо-I нию между замыслом художника и осуществлением его в металле, но требовала от художника огромной затраты времени и сил. Современному скульптору уже не приходится самому воспроизводить в металле свои творения. Он воплощает свой замысел в пластических материалах, воспроизведение же в металле передано в руки, техников. Современные мастера художественного литься призваны быть хранителями творческого замысла скульптора, обладать чутьем художника, способностью с полным пониманием осуществлять замысел автора в металле.
К качеству современного художественного литья предъявляются особенно высокие требования, так как для скульптора стали привычными точность отделки деталей произведения и безукоризненная передача фактуры, особенно в скульптуре, предназначенной для зрительного восприятия на близких расстояниях. Наибольшей точности требуют портретные работы в, круглой, барельефной и особенно в медальерной скульптуре.
Литье в землю и даже литье по восковой модели не могут удовлетворить высоким художественным требованиям, так как необходимые последующие чеканяные и другие работы отделяют репродукцию от оригинала скульптора. Метод прецизионного литья, внедренный в настоящее время в советской художественной промышленности и достигший успехов в области техники репродуцирования скульптур, повысил точность передачи оригинала. Однако ни прецизионное литье, ни любой из других видов современного литья, применяемый в художественной; промышленности, не может сравниться по точности репродуцирования с техникой гальванопластики, безукоризненно передающей все тонкости оригинала и тем Сохраняющей всю специфику мастерства скульптора.
Гальванопластический метод репродуцирования скульптуры - пока единственное средство, при помощи которого можно достичь полного сходства оригинального произведения скульптора с воплощением его в металле. Поэтому гальванопластика наряду с художественным литьем все больше завоевывает право на широкое промышленное применение и может стать одним из главных технических средств, используемых для воспроизведения монументальной скульптуры.
Преимущество этого метода заключается, между прочим, и в том, что он" дает возможность получать облегченную скульптуру с любой толщиной стенок, снижая расход металла, упрощая монтаж и облегчая нагрузку на строительные конструкции, что особенно важно для применения гальваноскульптуры в архитектуре.
Описания способов репродуцирования скульптурных произведений в металле, приводимые в данной книге, основываются в значительной мере на опыте автора, работающего над внедрением гальванопластики в скульптуру.
Настоящая работа по художественной гальванопластике является попыткой осветить некоторые технологические принципы, применяемые при репродуцировании скульптуры, и сможет послужить кратким руководством для скульпторов в работников художественной металлообрабатывающей промышленности, а также для студентов художественных учебных заведений, готовящих скульпторов в художников по обработке металла.

ГЛАВА I ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Изобретение, первое применение и усовершенствование гальванопластики
ИЗОБРЕТЕНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

До открытия гальванопластики в русской науке был сделан ряд крупнейших открытий, которые послужили основой для изобретения, сделанного академиком Якоби.

Около сорока лет производились изыскания в области электролиза известным русским ученым В. В. Петровым (1762-1834), который первый построил в 1802 г. мощную гальваническую батарею. Он провел также важные исследования в области электролитичесского получения ртути, свинца, олова, электролиза воды и органических соединений.

Выдающийся русский ученый Борис Семенович Якоби занимался исследованием законов электролиза в связи с изучением физического и химического действия электрического тока, главным образом для создания новых его источников, а также улучшения существовавших в то время гальванических элементов.

Проводя последовательную работу по усовершенствованию электродвигателя, телеграфа и мины-торпеды, Б. С. Якоби! во время одного из своих опытов с гальваническими элементами в 1836 г. открыл способность отделения электролитически осажденной меди из раствора медного купороса. (

Этот процесс был назван гальванопластикой, так как осаждаемая в процессе электролиза медь пластически точно воспроизводила форму пластинки, на которую осаждалась.

Только в 1838 г. Якоби официальным письмом на имя непременного секретаря Академий наук Фусса в следующих словах сообщил об открытии гальванопластики:

«Позволю себе передать при сем искусственное гальвано-пластическое произведение, с покорнейшей просьбою соблаговолить представить его Академии как доказательство, что гальванизм не только в состоянии приводить в движение машины, но имеет также свою эстетическую, или, вернее, художественную, сторону. Что не удалось многократным стараниям медно-граверного искусства - производить рельефно вырезанные металлические доски, - то сумело совершить тихое творчество природы.

При чистке гальванических приборов мне не раз случалось замечать, что осадившаяся на медном полюсе медь могла быть снимаема в совершенно связанных пластинках, вроде того образчика, который я позволил себе при сем приложить. В то же время я замечал и то обстоятельство, что на этих осаждаемых медных пластинках воспроизводились в обратном виде все случайные шероховатости, следы молотка, напильника и т. п. Это было действительно любопытно, так как свидетельствовало о большом спокойствии и постоянстве -означенного молекулярного действия. За сим уже, понятно, должно было явиться, так сказать само собою, желание испытать, что станется с гравированной медной пластинкой, если ввести таковую в вольтаическую комбинацию вместо обыкновенной пластинки. Результат оказался, как можно было ожидать, благоприятным в отношении резкости и точности вопроизведенных линий, но неблагоприятным в том отношении, что не удалось в целости отделить нарощенный осадок от гравированной медной пластинки...»

«...Я не сомневаюсь, что если бы заняться этим делом, было бы возможным производить по этому способу рельефные " медные доски для тиснения, подобные тому, как печатают гравюры на дереве; тут была бы еще и та выгода, что самые штемпельные доски возможно производить в неограниченном количестве, для чего потребовалась бы только одна гравировальная модель...»1

За изобретение гальванопластики. Якоби получил Демидовскую премию Академии наук (отзыв о работе Якоби был представлен по поручению Академии Э. X. Ленцем).

С тех пор гальванопластика получила самое широкое распространение. Первое в мире электрохимическое и электрометаллургическое промышленное производство возникло в России в 1844 г.2.

Сообщение об изобретении Якоби было опубликовано в 1838 г. в «С.-Петербургской газете»3 под названием «О новом открытии, сделанном профессором Якоби». В-Л840 г. Б. С. Якоби издал свой труд под названием «Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов с помощью гальванизма». Вскоре после издания этого труда Якоби получил ряд восторженных отзывов о своем открытии от выдающихся мировых ученых, в том числе от Фарадея4.

Способ покрытия медью непроводников также принадлежит Б. С. Якоби. При испытании керамических сосудов, применявшихся в гальванических батареях, Якоби графитовым карандашом делал на них пометки и обратил внимание на то, что буквы, написанные графитом, покрылись медью.

1 «Записки Русского технического общества», 1889, т. XXIII, № 4, стр. 9-11.
2 В Англии и Америке электрометаллургия стала применяться только с 1867 г., а в других странах еще позднее.
3 «С.-Петербургская газета», 1838, 24 декабря с/с,- № 291.
4 Письма опубликованы в «Записках Русского технического общества» за 1889 г. (т. XXIII, № 4).


1. Аполлон. Гальваноскульптура. 1851 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев

2. Силен с Дионисом. Гальваноскульптура.-50-е годы XIX века

В начале 40-х гг. XIX в. в Петербурге на Васильевском острове в здании Министерства финансов Якоби устроил специальную мастерскую, предназначенную для демонстрации технологии гальванопластики.

В 1839 г. Якоби усовершенствовал способ гальванопластического отложения меди, применив растворимый медный анод, что позволило поддерживать постоянство концентрации электролита. Благодаря этому усовершенствованию появилась гальванопластическая ванна.

ПЕРВОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ


Близкий к царскому двору герцог Лейхтенбергский увидел большие возможности применения гальванопластики и уже в 1844 г. организовал в Петербурге за Нарвской заставой, в здании, где позже помещалась таможня, «гальванопластическое заведение», в котором насчитывалось до 2500 рабочих. Он писал об этом:

«Я устроил в С.-Петербурге заведение, в котором изготовляются всякого рода предметы гальванопластическим способом... Цель этого заведения - дать гальванопластике на самой родине ее, в России, возможность применения в больших размерах со всеми теми успехами, которые она сделала со дня своего рождения, и довести ее до самой высшей степени совершенства в артистическом и промышленном отношении».

В «заведении» герцога Лейхтенбергского, несомненно, были очень опытные и талантливые техники и рабочие, сумевшие превосходно изготовить гальванопластические скульптуры и, несмотря на низкую техническую оснащенность предприятия, создать шедевры гальванопластической техники, образцы которой сохранились до нашего времени.

В делах строительства Исаакиевского собора имеются докумен-" ты, подтверждающие выполнение скульптуры на указанном заводе. Достаточно просмотреть только ряд счетов «гальванопластическо-го заведения», чтобы стала ясной грандиозность работ, проделанных для украшения Исаакиевского собора русскими мастерами - создателями первых в мире гальванопластических скульптур. Приведем для примера один счет1:

«Гальванопластическому заведению за отливку из меди гальванопластическим способом украшений в своды собора: 38 кругловыпуклых фигур; из них 12 апостолов и 20 пророков. Вышина их около 6 аршин, по 7300 руб.

1 «Дело Комиссии строительства Исаакиевского собора», 1846, № 19, стр. 39. Цит. по кн.: В. Серафимов и М. Фомин, Описание Исаакиевского собора, х Спб., 1865.


3. Венера с амуром. Гальваноскульптура. 1851 г.

4. Венера Таврическая. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века
14 консолей; шириной в 3 и вышиной в 11/2 аршина.
14 барельефов, изображающих различные атрибуты с лучами вышиной 27а и шириной 2 аршина.
4 барельефа круглых 3 аршина в диаметре, изображающих 2 фигуры ангелов и головку херувима.
8 херувимских ангелов, держащих доски с надписями, вышиной 2 аршина, шириной 2 аршина 14 вершков.
8 медальонов ангелов с их атрибутами в диаметре 2 аршина.
8 барельефов в кругах, в диаметре 3 аршина, изображающих группу детей с крыльями и досками.
32 головки херувимов с крыльями шириной 2 аршина.
32 розеты в диаметре 13 вершков и 40 розет в диаметре 10 вершков.
17 розет в диаметре 1 арш. 12 верш.
34 гирлянды из плодов толщ. 5 верш.
8 порезок шириной в 4 вершк&.
% 16 конселей под фигуры пророков вышин. 2V2, ширин.
3 аршина.
63 гирлянды из плодов толщиною от 4 до 10 вершков.
8 рам с порезками ширин, в 1 "/2 аршина.
24 гирлянды на рамы в диаметре 5 аршин.
"96 аршин украшений из плодов и листьев ширин.
10 вершков.
8 рам с листьями около медальонов ангелов в диаметре 3 аршина 5 верш., ширин. 8 вершков.
4 украшения в средине свода, длиной 4х/2 арш., ширин. IV2 аршина.
За все вышеозначенные украшения заплачено 408 460 рублей.
За модели для всех означенных выше фигур и украшении для сводов заплачено г. Витали 80 943 рубля».
После смерти герцога Лейхтенбергского (1852) заводом управляли генералы Фуллон и затем Рашет, а позднее завод перешел К Обществу железных дорог, «которое далее продавало уже отдельные цехи. Гальванопластический цех приобрели французы Генке, Плеске и Моран. В 1857 г. они производили золочение шпиля ко-" локольни Петропавловского собора, но вскоре в Париже был открыт новый завод, целиком перенесший опыт русской технологии гальванопластики.

РАЗВИТИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ


В 1867 г. на Всемирной выставке в Париже экспонировались художественные и технические образцы гальванопластических изделий, в том числе монументальная скульптура. Б. С. Якоби выступил на выставке с отчетом о результатах своих исследований в

Области гальванопластики и практического ее применения. Высказанные Якоби взгляды на процесс гальванопластики не утратили значения поныне. "

Якоби совершенно ясно указывал на необходимость применения для медного электролита сернокислой меди, а не каких-либо других ее солей,.а также на необходимость серной кислоты и ее роль в электролите. Более того, Якоби было известно применение в электролитах коллоидов и влияние их на качество медных осадков, а также необходимость применения коллоидов в незначительных количествах.

Якоби сообщал:

«Медь, осаждающаяся из таким образом приготовленных растворов, отличается своей твердостью и ковкостью, даже на ощупь является она нам совершенно иным металлом...»

«...[она] на взгляд, как будто подвергалась сильному действию плющильной машины и имеет действительно большую плотность, которая хотя и не равносильна плотности листовой меди, но все-таки близка к ней и превосходит плотное!^ листовой меди, с которою сходствует гальванопластическая медь, получающаяся из обыкновенных чистых растворов, между тем как медь, осаждающаяся из растворов с примесью желатины, равняется (относительно плотности) самрй чистой листовой меди, она тверда, однородна, непориста и очень ковка».

Якоби указывал также на необходимость циркуляции раствора для подачи свежего электролита в глубокие и быстро обедняющиеся раствором места форм, а также на необходимость устройства газоотводов в закрытых формах. Якоби была известна возможность нанесения разделительного слоя для медных гальванопласти-ческих форм. В своей работе1 он писал:

«Самый тончайший слой масла или жира, которым покрывают оригинал, весьма облегчает отделение копии. Если на поверхность оригинала налить слой расплавленного стеарина, то по остывании он снимается весьма удобно, оставляя на оригинале ровный слой жира такой именно толщины, какая для этого нужна бывает...»

«...С посеребренных или позолоченных оригиналов копия снимается всёгда удобно».

" На Всемирной Парижской выставке были представлены не только художественные образцы и монументальная скульптура, выполненная путем гальванопластики, но и образцы технических изделий. Их представил Ф. Г. Федоровский, работавший в Кронштадте и изготовивший различные детали котельной арматуры: бесшовные тонкостенные медные трубы диаметром от 3 до 240 мм с толщиной стенок от 0,75 до 9,5 мм, прямые и фасонные - с тремя разветвлениями, угловые и изогнутые по радиусу. Все трубы при очень сложных формах имели равномерную толщину стенок.

1 М. Г. Якоби, Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медиые изделия. из ■ медных растворов с помощью гальванизма, Спб., 1840, стр. 53.


Следует, отметить, что Россия являлась ведущей страной в техническом развитии гальванопластики с момента ее открытия*

Открытие гальванопластики имело огромное влияние на раз--витие не только электрометаллургии, но и печатного дела во всем мире. Оно особенно отразилось на развитии стереотипного дела, а также на изготовлении клише для художественных репродукций и для печатания государственных бумаг1. Копирование различных гравюр на дереве, линолеуме и т. п. и до сего времени осуществляется только гальванопластически. Благодаря гальванопластике можно огромными тиражами изготовлять граммофонные пластинки, которые прессуются гальванопластическими матрицами.

Для точного воспроизведения станковой скульптуры и для получения тонкостенной и облегченной монументальной скульптуры гальванопластика является наиболее совершенным и экономичным техническим способом.
Развитие русской монументально-декоративной гальванопластической скульптуры

В 30-х гг. прошлого столетия, вскоре после открытия гальванопластики, появляется скульптура, впервые выполненная путем электролиза. В 40-50-х гг. гальванопластическая медная скульптура занимала уже значительное место рядом с медночеканной скульптурой, которая изготовлялась из листовой меди.

Медночеканная скульптура широко и вполне успешно применялась не только в интерьере, но и на экстерьере зданий прошлого века. Многочисленные великолепные образцы такой скульптуры сохранились до нашего времени, в частности на памятниках архитектуры Ленинграда.

Открытие гальванопластики расширило технику медночеканной скульптуры, позволив вводить гальванопластические элементы в детали, требующие точного репродуцирования. Этим одновременно упростилось изготовление медночеканной скульптуры.

Разнообразные образцы гальванопластической и медночеканной с гальванопластическими деталями скульптуры сохранились до наших дней в садово-парковой и монументально-декоративной скульптуре.

К превосходным образцам монументально-декоративной скульптуры, выполненной техникой гальванопластики, самостоятельно или в комбинации с медночеканной техникой, относится основная часть декоративной скульптуры Исаакиевского собора, выдающегося памятника, архитектуры XIX в.

1 С 1867 г. в России начали изготовлять железные клише гальванопластикой в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Б. С. Якоби и Е. И. Клейн в 1867 г. получили патент (№ 2456) на способ изготовления химически чистого железа путем электролиза.


ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРА ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА


Монументально-декоративная скульптура Исаакиевского собора в большинстве образцов представляет комбинированную скульптуру, выполненную различной техникой: детали, требовавшие точного репродуцирования, выполнены гальванопластикой, а детали более грубые - из листовой меди и листового свинца1.

Таким комбинированным способом, в частности, выполнены скульптуры на аттике, и под аттиком собора. Объемная монументально-декоративная скульптура на аттике и горельефная под ним выполнены скульптором В. Витали на основе проекта академика К- А. Молдавского2, работавшего на строительстве Исаакиевского собора в 1847 и 1848 гг. Им выполнены не только эскизы скульптур для аттика собора, но и значительное количество эскизов для его внутреннего декора. Имеющиеся в архиве Исаакиевского собора эскизы академика К. А. Молдавского выполнены в карандаше и утверждены архитектором - строителем собора Монферраном.

Монументальная скульптура собора представляет значительный интерес не только тем, что выполнена в деталях путем гальванопластики, но совместным использованием разнородных металлов и одновременным применением различной техники художественной их обработки.

Скульптура на аттике! представляет двухфигурные композиции, изображающие коленопреклоненных ангелов со светильниками; между фигурами ангелов расположена гирлянда из фруктов.

Горельефная скульптура под аттиком изображает стоящих ангелов; высота каждой скульптуры около 5 м. Скульптура укреплена на стенах и находится над узкими плинтами, причем ноги скульптуры выступают с плинтов. Такая установка сделана для того, чтобы плинты не закрывали нижней части скульптуры, которую можно рассматривать не только издали, но и под более острыми углами- вблизи сооружения.

Верхние и нижние скульптуры выполнены сочетанием отдельных гальванопластических деталей с деталями из листового металла. Гальванопластикой воспроизведены главным образом сложно-профилированные детали: головы, руки, гирлянды и светильники; остальные детали, представляющие одежду с многочисленными складками, сделаны из листовой меди и листового свинца.
Скульптура монтировалась комбинированным путем: гальвано-пластические детали скреплялись паянием оловянно-свинцовым

1 В своей работе «Монументально-декоративная скульптура» (М., Искусство», 1949) И. В. Крестовский утверждает, что свинец для скульптур из-за большого удельного веса и мягкости не употреблялся (стр. 78). Это утверждение мы считаем ошибочным. Свинцовые статуи находятся не только на Исаакиевском Соборе; например, в нишах Петропавловской крепости статуи Марса и Венеры свинцовые.
2 Константин Антонович Молдавский (1810-1855) окончил Российскую Академию художеств в 1843 г., вскоре получил звание академика.



5. Римский оратор. Гальваноскульнтура. 50-ё годы XIX века
припоем, а детали из листового металла соединялись внутри скульптуры в фальц с прочеканкой наружных швов.

На аттике скульптуры установлены без обычных внутренних каркасов, которые заменены конструкциями из стальных тяг. Внутри каждой скульптуры имеется стойка, от которой идут тяги с резьбой, снабженные регулировочными натяжными гайками. Тяги одним концом прикреплены к стойке, другим - к внутренним стенкам скульптуры (к фальцам). Таким образом тяги поддерживают изнутри стенки скульптуры из листового металла.

Кроме того, скульптуры снабжены каркасами для крыльев ангелов, также поддерживаемых натяжными устройствами, прикрепленными к крыше и связанными с кованными двойными скобами, которые установлены по диагонали между крыльями и скреплены с ними с задней стороны железными болтами. Это натяжное устройство усиливает стойкость крепления всей скульптуры и крыльев против значительной ветровой нагрузки. (Попутно следует отметить, что с точки зрения электрохимии крепление медночеканных крыльев железными болтами недопустимо, так как контакт меди и железа вызывает интенсивную коррозию болтов и скоб, что и наблюдается в настоящее время.) Тяги, идущие от скоб, расположены сзади скульптур также по диагоналям; с лицевой стороны они не видны.

Головы всей скульптуры над и под аттиком изготовлены гальванопластикой из меди. Наращивание меди производилось непосредственно на рельеф, возможно на выплавляющуюся восковую модель.

На головах, кистях рук и других деталях скульптур заметны многочисленные следы опиловки. Видимо, все гальванопластические детали скульптур были покрыты дендритными образованиями, которые затем удалялись опиливанием. Так, например, на лицах ангелов в височной части у прядей волос, на ушах, а также на других сложно профилированных гальванопластических деталях в глубоких рельефах имеются значительные, дендриты, оставшиеся поныне там, где заканчиваются следы опиловки.

Гирлянды из фруктов, начинающиеся у орнаментированного пояса светильников, спускаются по вертикали к плинту, затем декорируют шинт скульптуры. Следует отметить подчеркнутую, лаконическую манеру лепки гирлянд, рассчитанную на восприятие с дальнего расстояния. Вместе с тем гирлянды относятся к числу наиболее сложно профилированных деталей.

На гирляндах- по сравнению с другими гальванопластическими деталями скульптуры наиболее заметна разница в толщине металла. Толщина колеблется от 3 до 0,2 мм и чрезвычайно неравномерна.

Наименьшую толщину имеют отложения металла в углублениях между скульптурными элементами гирлянд, а наибольшую на сферических поверхностях - плодах, т. е. в местах наибольшей высоты рельефа. По мере перехода от высоких мест рельефа к углублениям толщина металла постепенно становится меньше. -

Такое неравномерное распределение металла по поверхности рельефа свидетельствует о наращивании его на объемную модель: гальванопластические отложения металла всегда резко неравномерны по толщине н.а сложнопрофилированных рельефах - они всегда тоньше в углублениях и толще в выпуклых местах.

В кистях рук ангелов, выполненных гальванопластическим путем, медь имеет толщину, едва достигающую 0,4-0,5 мм. С внутренней стороны металл не имеет ни дендритов, ни выраженных вкраплений, тогда.как с внешней стороны имеются дендритные образования.

Это подтверждает вывод о способе гальванопластического отложения не в форму, а непосредственно на отдельные детали скульптуры. "

Таким же образом поверху изготовлены и светильники.

Корпуса, представляющие наиболее грубопрофилированные части скульптур, которые состоят, как уже отмечено выше, из многочисленных больших складок, спадающих к плинту, изготовлены медночеканной техникой. Они, видимо, были вычеканены на специальных твердых формах-моделях, которые могли быть изготовлены из дерева, баббита или цинкового сплава.

Эта часть скульптур не нуждалась в точном репродуцировании, да и была сложна для техники гальванопластики того времени. Здесь скульптор применил листовую 3-мм медь в комбинации с листовым свинцом такой же толщины.

Часть корпусов скульптур с волнами больших и сложных складок была целиком изготовлена из мягкого листового свинца.

Интересным примером в технике художественной обработки металла того времени служит прием, которым придавалась более высокая Жесткость листовому свинцу в дополнение к нагартованию его во время чеканных работ. Указанные свинцовые детали после получения окончательной скульптурной формы были гальванически покрыты толстым слоем меди с двух сторон; это придало им дополнительную жесткость, а скульптурам - однородность тона.

Аналогичная техника художественной обработки металла применялась при изготовлении скульптур ангелов под аттиком собора и ряда настенных скульптур внутри собора.

гальванопластическая
САДОВО-ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА


Образцы гальванопластической садово-парковой скульптуры широко и разнообразно представлены в Екатерининском парке города Пушкина. Гальванопластические скульптуры установлены на балюстраде террасы парка, на аллее парка, вблизи пруда и у самого пруда.

Приведенные образцы гальванопластической скульптуры различны по сложности и размерам. Уникальные образцы скульптуры античных мастеров репродуцированы в 1840-1853 гг. Таковы


6. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века

«Аполлон Бельведерский» - копия со скульптуры Леохара (IV в. до н. э.), «Силен с малюткой Дионисом» - копия со скульптуры Лизиппа (IV в до н. э.) и др.

Скульптуры сохранились и находятся в удовлетворительном состоянии; лишь некоторые из них требуют частичных реставрационных работ. Все они изготовлены комбинированной техникой: гальванопластической и медночеканной. Только часть деталей, например кисти рук у отдельных фигур, выполнена из литой бронзы (можно предположить, что литые детали изготовлены при реставрации) .

Скульптура выполнена в полтора-два раза больше натуральной величины.

Плинты скульптур изготовлены из листовой меди толщиной

1,5-2 мм, спаянной оловянно-свинцовым припоем встык. Ввиду легкости скульптуры плинты прикреплены к каменным основаниям скобами.

Отдельные детали скульптуры соединены пайкой оловянно-свинцовым припоем встык с накладкой меди на швы изнутри.

На скульптуре заметны следы опиловки и грунтовки специальной шпаклевкой. .

Формовка деталей и, следовательно, сборка их в скульптуре производились преимущественно по горизонтальным линиям. Отдельные горизонтальные швы видны на бедрах некоторых скульптурных фигур, например «Юноша с эстафетой», «Апоксиоме-на» и др.

Головы скульптур собраны из трех-четырех спаянных деталей; кисти рук из двух частей: верхней и нижней, спаянных между собой и с запястьем, пайка имеется также в плечевой части. Лицевая и тыльная части рук также изготовлены отдельно и спаяны между собой.

В торсах, ногах и других деталях скульптур толщина гальванопластической меди равна 1-1,5 мм. Исключение составляют кисти рук, которые имеют толщину меди всего в 0,3-0,4 мм. Недостаточная толщина металла в кистях рук, видимо, и была причиной их поломки у тех скульптурных фигур, кисти которых заменены литыми из бронзы. Детали скульптур, не требовавшие абсолютно точного репродуцирования, например складки одежды, выполнены медночеканной техникой в скульптурах «Молодая женщина», «Диана», «Римский император Нерва», «Венера с амуром» и др.

Гальванопластической техникой выполнены опоры1 скульптур, а плинты изготовлены, как уже упомянуто выше, в некоторых случаях из листовой меди, даже с фактурой камня, например скульптура «Римский император Нерва». В скульптурах имеются отверстия (диаметром 2,5-3 мм) для стока воды, собирающейся от дождей и тающего снега внутри скульптур. Благодаря наличию

1 Опоры в гальванопластических скульптурах придают скульптурам конструктивную жесткость и фактически играют ту же роль, что и в мраморных оригиналах.


сточных отверстий предотвращается возможность скопления воды внутри скульптур, чем устраняется опасность вздутий или разрыва швов скульптур при замерзании воды. Сточные отверстия сделаны в непросматриваемых деталях скульптур, например в локтях, согнутых руках, под складками одежды и т. п.

Скульптуры выполнены с высокой точностью гальванопластиче-ского репродуцирования. Способом бронзового литья даже по восковой модели, который широко применялся в то время, нельзя было бы достигнуть таких результатов без дополнительных чеканных работ. Кроме того, метод литья в той или иной мере вызывает усадку металла, в процессе его остывания. Металл может деформироваться не только в процессе литья, но и в процессе паяния твердыми припоями (например, латунными или серебряными), в случае применения которых необходим прогрев больших площадей до высоких температур (в пределах 800-1000°).

Особенно значительным деформациям подвержен при высоких температурах тонкий металл. Поэтому для пропаивания швов в тонкостенной скульптуре применялись низкоплавкие (свинцовооловянные) мягкие припои, что исключало возможность искажения их форм.

РОЛЬ РУССКОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ДЕКОРАТИВНОЙ ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРЫ

Приведенные выше образцы монументально-декоративной и парковой скульптуры характеризуют высокий уровень русской художественной гальванопластики середины XIX в.

Отличное качество русских образцов.гальванопластических репродукций оказало огромное влияние на развитие гальваноскульптуры в странах Европы, особенно во Франции, Италии и впоследствии в Германии.

Значительное количество скульптур, декоративных, архитектурных деталей и изделий изготовил методом гальванопластики парижский завод Кристофля. Другой завод, Удри, даже декорировал чугунные столбы для уличных фонарей и фонтаны наращиванием меди по предварительно нанесенной специальной восковой мастике.

Русская гальванопластика, будучи самой передовой в мире, создала многочисленные художественные шедевры, которые не раз демонстрировались на различных международных выставках, в том числе на Лондонской выставке 1851 г. и на Всемирной выставке в Парщке 1867 г., где, как мы уже отмечали выше, сам Б. С. Якоби демонстрировал образцы русской гальванопластики и выступал с сообщением о ее достижениях.

Но со времени смерти Б. С. Якоби (1874) и до Великой Октябрьской социалистической революции художественная гальванопластика находилась в полном упадке. Советская художественная гальванопластика явилась истинной продолжательницей дела вы

дающегося русского изoбpeтafeля. В эпоху социализма стали создавать превосходные образцы декоративной и монументальной скульптуры с использованием новых, усовершенствованных методов гальванопластики. Много сделано в этой области заводом «Мо-нументскульптура» и лабораторией Московского института прикладного и декоративного искусства.

Ряд работ лучших, талантливейших советских мастеров ваяния- М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича, Н. В. Томского и других - репродуцирован с сохранением всей глубины и тонкости их мастерства при помощи гальванопластической техники. Эти гальванорепродукции свидетельствуют о высоких достижениях советской гальванопластики и дают представление о тех путях, по которым она должна развиваться в дальнейшем.


7. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века

Гальванопластика - это электрохимический процесс, в ходе которого воссоздается форма изделия за счет осаждения на нем металла. Метод гальванопластики подразумевает покрытие металлом неметаллических поверхностей.

Применение технологии

Гальванопластика нередко применяется по отношению к различным изящным предметам (ювелирным изделиям, орденам и медалям, монетам, раковинам, цветочным горшкам, скульптурам, портретам и т.п.). Чаще всего в гальванопластике используется медь. Однако могут применяться и другие металлы, в том числе никель, хром, сталь, серебро.

При соблюдении всех технологических требований отличить скопированный предмет от оригинального можно лишь по барьерному слою или по удалению оригинала. Причем все работы вполне возможно выполнить своими руками в домашних условиях.

Обратите внимание! Покрытие копируемого изделия должно быть электропроводящим. Если материал лишен такого свойства, на него наносится бронза или графит.

Создание формы

С изделия, которое будем копировать, снимаем отпечаток. Для этого понадобится какой-нибудь легкоплавкий металл, пластилин, гипс или воск. Если используем металл, обрабатываем копируемый предмет мылом и кладем его в картонную коробку. Далее заливаем туда легкоплавкий сплав.

Когда отливка завершена, достаем изделие и полученную форму подвергаем вначале обезжириванию, а затем меднению в электролите. Чтобы избежать металлических отложений с тех сторон, где нет оттиска, расплавляем металл в кипящей воде для получения матрицы. Форму заливаем гипсом. На выходе получаем копию.

Для создания матрицы понадобится такая композиция:

  • воск - 20 частей;
  • парафин - 3 части;
  • графит - 1 часть.

Если форма создается из диэлектрического материала, на ее поверхность наносим электропроводное покрытие. Проводниковый слой наносим либо путем восстановления металлов, либо механическим способом, подразумевающим нанесение чешуйчатого графита при помощи кисточки.

Еще до начала механической обработки поверхности растираем графит в ступе, просеиваем его сквозь сито. Наилучшая адгезия графита наблюдается с пластилином. Гипсовые, деревянные, стеклянные и пластмассовые формы, а также папье-маше эффективнее всего обработать раствором бензина и воска. Когда поверхность еще не просохла, наносим на нее графитовую пыль, а прилипшее вещество сдуваем направленным потоком воздуха.

Гальваническое покрытие нетрудно отделить от матрицы. Если форма металлическая, создаем на поверхности оксидную или сульфидную электропроводящую пленку. К примеру, на серебре это будет хлорид, на свинце - сульфид. Пленка поможет легко отделять форму от покрытия. В случае с медью, серебром и свинцом покрываем поверхность 1% раствором сульфида натрия, чтобы возникли нерастворимые сульфиды.

Материалы и оборудование

Когда форма готова, кладем ее в гальваническую ванну, подключенную к электрическому току (чтобы не допустить растворения разделяющей пленки). Вначале осуществляем покрытие проводящего медного слоя в условиях небольшой плотности тока.

Нам понадобится следующий состав:

  • медный купорос - 150-200 граммов;
  • серная кислота - 7-15 граммов;
  • этиловый спирт - 30-50 миллилитров;
  • вода - 1 литр.

Рабочая температура в электролитной ванной - 18-25 градусов по Цельсию. Плотность тока - от 1 до 2 Ампер на квадратный дециметр. Спирт понадобится для улучшения смачиваемости покрытия. В качестве источника постоянного тока можно использовать зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Также нам нужен амперметр с возможностью измерения силы тока от 0 до 3 или 5 ампер. Обычно на зарядках амперметр уже имеется.

Реостатом послужит нихромовая проволока. Ее наматываем на любую пластину из керамики. Вполне сгодится спираль от электрообогревателя.

В качестве ванночки подойдет любая пластмассовая емкость объемом от 2 до 50 литров, в зависимости от имеющихся потребностей. Медную пластинку используем как анод.

Обратите внимание! Площадь анода должна быть приблизительно равна площади обрабатываемых деталей.

Чтобы создать токопроводящий слой для изделия, добавляем в бронзовый порошок несколько капель лака. Рекомендуется использовать бесцветный нитролак. Лак нужно сделать более жидким, поэтому разбавляем его ацетоном до консистенции жидкого лакокрасочного состава.

Процесс изготовления

Берем примерно 20-сантиметровый отрезок многожильного кабеля и извлекаем из него проволоку. Защищаем изоляцию по обеим сторонам проволочки, один ее конец сгибаем под углом 90 градусов и приклеиваем к пластиковой детали мгновенным клеем. Причем клей БФ не подойдет, так как его растворит .

Когда предметы высохнут, осуществляем их обезжиривание с помощью средства бытовой химии (например, стирального порошка). Далее промываем изделие в проточной воде или обрабатываем его ацетоном.

Детали достаточно крепко зафиксированы на проволоке. Теперь их можно по одной окунать в заранее подготовленную бронзовую краску или же наносить этот материал кистью. Вся поверхность должна быть равномерно окрашена. Рекомендуется использовать изолированную проволоку от кабеля, иначе медь будет попадать на голый провод, что приведет к дополнительному расходу анода.

После часового высушивания поверхности высушенные концы проводов скручиваем между собой. Детали не должны соприкасаться друг с другом. Далее присоединяем изделия к плюсовому контакту и погружаем их в ванну. Спустя несколько секунд после погружения начнется заметный невооруженным взглядом процесс омеднения.

Толщина медного покрытия может колебаться в зависимости от обстоятельств, но для мелких предметов она составит примерно 0,05 миллиметра. В ванне детали находятся в течение 15 часов. Регулировку тока осуществляем перемещением контакта по нихромовому реостату в рамках 0,8-1,0 Ампер. После омеднения повышаем ток до 2 Ампер. Когда срок выдержки деталей истечет, промываем предметы в проточной воде, высушиваем их, а проволоку отрезаем. Зачищаем проволоку и подготавливаем ее к следующей процедуре.

Следующий этап - полировка. Для этого пригодится двигатель, оснащенный металлической круглой щеткой. Эта работа требует определенного умения. В результате у нас должна получиться поверхность, выглядящая как черненая бронза с отдельными блестящими участками. Если сразу не удалось добиться нужного результата, снова наносим серную мазь, нагреваем изделие над огнем и полируем.

Для тех, кто сомневается в эффективности описанной выше процедуры, предлагаем сделать пробу. Для этого понадобится емкость для электролита, куда нужно опустить немного меди. Одну деталь окрасьте из пульверизатора 2-3 слоями в бронзовый цвет. Далее нужно подсоединиться к батарейке без использования реостата. Также подойдет адаптер от плеера.

Другие металлы

Помимо меди, на неметаллическую поверхность можно наносить и другие металлы, в том числе золото или серебро. Серебряная гальванопластика может осуществляться одним из двух способов: химическим или электрохимическим. Химическое серебрение производится путем погружения изделия в прокипяченный раствор с серебром. Электрохимический процесс дает более надежный результат, так как покрытие получается более прочным в результате воздействия электротока. Серебряная гальванопластика широко применяется при производстве ювелирных изделий.

Итак, гальванопластика дома вполне возможна. Процесс достаточно трудоемкий и требует определенных навыков, однако конечный результат того стоит.

Гальванопластика — технология электролитического копирования рельефных оригиналов. Позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем и т.д. Широко применяется при реставрации.

Гальванопластика - получение сравнительно толстого слоя металлических осадков на поверхности какого-либо предмета.

Целью гальванопластики является воспроизведение формы предмета посредством электролитического осаждения металлов. При гальванопластике осадки получаются массивными, прочными, легко отделяющимися от покрываемой поверхности. Основное применение в гальванопластике имеет медь; более ограниченное использование железа, никеля, серебра, золота. В гальванопластическом производстве труб и других полых предметов электролитическое осаждение ведётся на сердечники из легкоплавких сплавов, которые потом удаляются путём нагрева выше температуры их плавления.

Основным назначением художественной гальванопластики является воспроизведение (репродуцирование) скульптур. Под репродуцированием понимается изготовление копий со скульптур, выполняемое с полным сохранением объемных размеров и фактуры. Термин «скульптура» применим не только к крупным монументальным произведениям (например, статуям), но и к бюстам, горельефам, барельефам, медалям. Гальванопластический метод репродуцирования скульптур — пока единственное средство, при помощи которого можно безукоризненно передать все тонкости оригинала, т.е. сохранить всю специфику мастерства скульптора. Преимущество этого метода заключается и в том, что он дает возможность получать облегченную скульптуру с любой толщиной стенок, снижая расход металла, упрощая монтаж и облегчая нагрузку на строительные конструкции, что особенно важно для применения гальвано скульптуры в архитектуре. Методом гальванопластики могут быть изготовлены не только законченные скульптурные произведения, но и отдельные декоративные элементы, например, орнаменты для дверных ручек, торшеров, люстр, мемориальных досок, письменных приборов, мебели и т.д. Художественные гальванопластические детали можно также с успехом использовать для декоративных изделий из стекла и керамики. Гальванопластику можно применять в реставрационных работах для укрепления каких-либо металлических музейных деталей и изделий.

Гальванопластику широко используют для изготовления товаров широкого потребления: кувшинов, абажуров для настольных ламп, мемориальных досок и табличек с надписями, фильтров для выжимания плодово-ягодных соков, колпачков авторучек, фурнитуры, брошек, пуговиц, барельефов и медалей.

Технология гальванопластики успешно применяется в разных сферах бизнеса; ее использование открывает потрясающие возможности для ювелирного дела, мебельного производства, багетных мастерских, изготовления церковной утвари и сувенирной продукции, а также многих других областей. Изготовление гальванопластических копий предоставляет ряд преимуществ: высокое качество воспроизведения, низкая стоимость, возможность изготовления как единичных изделий, так и крупных партий и другие.

В данной статье мы расскажем, как изготавливаются иконы выполненные методом гальванопластики. И для начала начнем непосредственно с того, что же это такое - гальванопластика?

Способ создания копий электролитическим методом открыл Б.С. Якоби ещё 100 лет назад. Этот процесс и был назван, сложным словом, гальванопластика. Подробную технологию здесь приводить не будем, с ней можно ознакомиться в Интернете или, прочитав специальную литературу, опишем только самое основное.
Если кратко, гальванопластика это – электрохимическое наращивание толстого слоя металла в жидком электролите. Нас в этой статье будет интересовать только медь, хотя гальванопластикой можно нарастить и другие металлы.
Итак, есть анод и катод. Чтобы окончательно все запутать, к аноду подключается плюс, а к катоду – минус. Ионы меди двигаются от анода к катоду.
Чтобы раз и на всегда запомнить, что и куда нужно подключать, можно просто вспомнить, что положительные заряды притягиваются к отрицательными. Ионы меди положительно заряжены, следовательно они будут притягиваться к отрицательной клемме источника питания.

Процесс изготовления гальванокопий рассмотрим на примере копии тороида для трансформатора, выполненного из пластилина. После изготовления формы, вокруг нее проложен зачищенный медный проводок, с которого и начнется наращивание меди. Его видно на фотографиях ниже.

Затем, на копию наносится токопроводящий слой, в нашем случае-это специальный графит в аэрозольной упаковке (Graphit 33, kontakt chemie), его удобно наносить и он имеет сопротивление в сотни ом, что будет оптимальным.

Из-за мелкости частиц графита, сразу видны все неровности. Хорошо это или плохо – зависит от случая. Так как медь будет толстая, то все неровности зарастут.

При изготовлении икон, в качестве "болванки" применяются спецальные заготовки (восковки), выполненые из специального ювелирного воска, на которые также наносится токопроводящий слой. Заготовки являются точной копией будущей иконы, которая получится в конце изготовления, и поэтому мелкие неровности и шероховатости на ней недопустимы. На фото снизу приведены две заготовки икон из ювелирного воска, Николай Чудотворец и Божья Матерь Владимирская.

В состав электролита входит серная кислота, которая в нашей стране идиотов отнесена к прекурсорам, а значит, в свободной продаже ее не найти. Придется доставать. Достать можно как электролит для автомобильных аккумуляторов. Концентрация кислоты нам не важна.

Итак, состав электролита для работы без перемешивания из книжки Казнаячей Б. Я, "Гальванопластика в промышленности”

CuSO4 (медный купорос) – 200г/л

Серная кислота (по массе чистого H2SO4, нужно пересчитать в зависимости от концентрации) – 30г/л

Спирт этиловый – 5г/литр (для увеличения смачиваемости)

Режим работы – 1-3 А/дм^2 при температуре 18-20 градусов.

Скорость роста меди при такой плотности тока – 220нм(нанометров)/минуту. Тоесть, для получения 1мм меди понадобится 4545минут, или три дня. При в двое большей плотности тока, время получится в два раза меньше. Все просто.

Итак, подготавливаем все ингредиенты, я готовлюсь делать три литра электролита:

Растворяем. Сначала насыпаем купорос, в него заливаем дистиллированную воду, ждем растворения, лучше перемешивать (придется ждать довольно долго!). После этого заливаем серную кислоту. Кислоту нужно заливать вот так:

Обязательно кислоту в воду, а не наоборот, и желательно по стеклянной палочке с постоянным перемешиванием. В техническом купоросе содержатся карбонаты, поэтому будьте готовы к тому, что при первом контакте в раствором кислота зашипит.

Даем раствору немного отстояться (при добавлении кислоты часть купороса может выпасть в отсадок – снижается его растворимость) и фильтруем его. Я фильтровал через обычную ХБ ткань. Знаю, что это плохо – она растворяется, но ничего другого небыло. В принципе, можно просто отстоять электролит, тогда вся грязь осядет на дно, а потом слить "вершки”.

Саму ванну для электролиза я сделал из куска 6-литрового бутыля от минералки.

В процессе растворения анода, с него слетают меткие частицы меди – так называемый шлам. Это шлам, плавая по раствору, попадает на форму. Из-за таких включений, медь на заготовке растет не равномерно, появляются дендриды. В промышленности для того, чтобы не дать шламу попасть в общий раствор используют либо кожухи из специальной кислотостойкой ткани, либо короба из ПВХ. Я решил не уходить далеко от бутылочной тематики, и сделал короб из еще одной бутылки из-под минералки.

Делается просто – сгибаем литровую бутылку до получения прямоугольного профиля и тыкаем 100вт паяльником много-много раз. Главное, чтобы, когда этот короб будет опущен в раствор, ватерлиния находилась на не истыканном дырками месте. Естественно, дно тоже не должно быть дырявым.

Погружаем заготовку. По моему, лучше сначала залить электролит в ванну, а только потом погружать форму.

Теперь – самое главное, наращиваем медь. Само наращивание состоит из двух стадий – затяжка и собственно, наращивание.

Затяжка – покрытие всей заготовки медью проводят при низких токах, обычно до 1А/дм^2. Лично я сначала вовсе начинаю со 100мА/дм^2 и постепенно довожу до ампера, ведь в начале проводимость распределена очень неравномерно и в песте залегания провода могут появиться пузырьки водорода, который попортит всю медь.

Наращивание. Тут все относительно просто – врубаем максимальный ток и ждем окончания процесса. Главное – не забывать подкармливать нашего медноядного монстрика.

Окончание процесса затяжки. Общий ток – 1А, а плотность – 0.64А/дм^2:

Сразу после окончания гальванопластики, половина тороида выглядит вот так:

Процесс изготовления икон методом гальванопластики полностью идентичен. На восковую заготовку наносится токопроводящий слой, затем посредством электрохимического процесса на ней откладывается слой меди необходимой толщины. При необходимости, поверх меди может наносится слой серебра, в результате которого получается икона "под серебро".

Единственным недостатком производства является токсичность, так как в технологии применяются химреактивы.

Гальванопластика только внешне кажется сложной, но на практике всё довольно просто. Этот способ позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем и т.д. Широко применяется при реставрации.