Что такое орфограмма в русском языке. Основные орфограммы русского языка

Как правило, большинство родителей, как молодых, так и в возрасте, забывают быстро школьную программу и иногда, чтобы помочь своим детям им приходится пристально изучать все по-новому. К таким вещам можно отнести и частые просьбы учителей в наше время об обозначении орфограммы в словах предложения. Многим детям это сделать сложно, а наша статья вполне подойдет родителям, которые просто забыли, как это сделать.

Итак, предлагаем Вашему вниманию простую инструкцию по определению и обозначению орфограммы в словах. А для этого Вам нужно знать, что орфограммы — это написание слова немного по-другому и делается это для понимания правил русского языка.

То есть, когда у Вас возникает сомнение по поводу того или иного слова. Возьмем слово «зуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», то Вы все сделаете правило, хотя здесь присутствует орфограмма на конце слова, потому что слышится буква «п» на конце слова. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «зубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее.

Есть и другие, более сложные формы орфограмм, например «Буквы З, С на конце приставок», где есть закономерность правонаписания перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными — С. А приставки «З» и вовсе нет в русском языке.

Присутствуют орфограммы и в более сложном исполнении, к примеру, в слове «расположился» есть орфограмма в букве «О» и букве «Ж», их необходимо выделить, так как бывают и другие буквы в этих словах в зависимости от их написания, например, «располагаться». Есть орфограмма и в приставке, где нужно выделить буквы «С» и «П», об этом читайте немного выше.

Таким образом, нам кажется, что знание и умение правильно выделять и обозначать орфограммы в словах дают возможность детям изначально научиться грамотно писать слова и предложения. Орфограммы показывают, в каких местах в слове можно допустить ошибку и в будущем стараться не делать этого. А ниже вы можете просмотреть полный список всех имеющихся в русском языке орфограмм, как для начальных классов, так и для ребят постарше:

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова;
  2. Непроверяемые гласные и согласные;
  3. Проверяемые согласные в корне в корне слова;
  4. Непроизносимые согласные в корне слова;
  5. Буквы и, у, а после шипящих;
  6. Разделительные ъ и ь;
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами;
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих;
  9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных;
  10. Гласные и согласные в приставках;
  11. Буквы з и с на конце приставок;
  12. Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-;
  13. Буквы о и а в корне -раст-, -рос-;
  14. Буквы ё и о после шипящих в корне слова;
  15. Буквы и и ы после ц;
  16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях;
  17. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных;
  18. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных;
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую;
  21. Не с глаголами;
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа;
  23. Буквы е и и в корнях с чередованием;
  24. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;
  25. Буквы о и а в корне -кос-, -кас-;
  26. Буквы о и а в корне -гор-, -гар-;
  27. Буквы ы и и после приставок;
  28. Гласные в приставках пре- и при-;
  29. Соединительные о и е в сложных словах;
  30. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя;
  31. Слитное и раздельное написание не с существительными;
  32. Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик;
  33. Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик;
  34. Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных;
  35. Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
  36. Слитное и раздельное написание не с прилагательными;
  37. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
  38. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных;
  39. Различие на письме суффиксов –к- и -ск-;
  40. Дефис в сложных прилагательных;
  41. Мягкий знак в середине числительных;
  42. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19;
  43. Не в неопределенных местоимениях;
  44. Дефис в неопределенных местоимениях;
  45. Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях;
  46. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях;
  47. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения;
  48. Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-;
  49. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  50. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  51. Слитное и раздельное написание не с причастиями;
  52. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  53. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  54. Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  55. Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  56. Раздельное написание не с деепричастиями;
  57. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е;
  58. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий;
  59. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е;
  60. Буквы о и е после шипящих на конце наречий;
  61. Буквы о и а на конце наречий;
  62. Дефис между частями слова в наречиях;
  63. Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  64. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий;
  65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами;
  66. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие;
  67. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы;
  68. Дефисное написание частицы –то со словами;
  69. Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении;
  70. Дефис в междометиях;
  71. -тся и -ться в глаголах;

ОРФОГРАФИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1-2 КЛАСС

Орфография - часть науки о языке, изучающая правописание слов. Русская орфография основана на фонематическом и морфологическом принципах, которые тесно связаны между собой. Согласно фонематическому принципу, буквами обозначаются только звуки в сильных позициях (смыслоразличительные звуки, или фонемы). Буквы, обозначающие звуки в слабых позициях, являются орфограммами и требуют контроля на письме. Согласно морфологическому принципу, морфемы имеют постоянный буквенный состав, соответствующий постоянному фонемному составу, то есть фонетическое чередование звуков не отражается на буквенной записи морфем. Кроме указанных принципов, в частных случаях применяются фонетический, грамматический и традиционный принципы письма. (Киреева, 2006)

Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Если мы выбираем написание буквы, значит мы встретились с орфограммой.

Следует различать понятие орфограмма и правила русского письма. В системе русского письма существуют следующие правила соответствия звук – буква:

1. Обозначение мягкости согласных: Мягкость согласных звуков обозначается:

а) с помощью парных гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, если за согласным звуком следует гласный звук (мяч, лён, люк, лес, мир);

Данному правилу письма уделяется основное внимание в 1 классе. После периода обучения грамоте в разделе русского языка «Звуки и буквы» несколько уроков специально выделяется обозначению мягкости согласных. Особый акцент на различение букв А-Я (мал-мял), У-Ю (лук-люк), О-Ё (Тёма-Тома), так как дети в этом возрасте ещё слабо дифференцируют твёрдые и мягкие согласные звуки и путают буквы. Для формирования навыка правописания необходим комплекс тренировочных упражнений по развитию фонематического слуха, звуко-буквенный анализ, различные виды диктантов, письмо по памяти, различные виды списывания, творческие работы.

б) с помощью буквы на конце слова или перед другим согласным (хор-хорь, мел-мель; полка-полька, банка-банька).

2. Обозначение звука Й.

Звук Й обозначается:

а) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным (яблоко, маяк, Юра, каюта, ель, дует, ёж, поёшь);

б) с помощью буквы Й на конце слова или перед согласным (май, майка);

в) с помощью разделительных мягкого и твёрдого знака и букв буквЯ, Ё, Ю, Е между согласным и гласным звуками (вьюга, съедобный). Правописание разделительного Ь и Ъ знаков изучается на морфемном уровне после изучения темы «Состав слова» во 2 классе.

Таким образом, данным правилам письма уделяется большее внимание в основном в 1 классе. В последующих классах правописание закрепляются и совершенствуются.

В большинстве случаев система русского письма обеспечивает однозначное соответствие между звуками и буквами, однако существует несколько исключений, которые и являются причиной графических орфограмм.

Графические орфограммы решаются с помощью определённых правил. Рассмотрим орфограммы, изучаемые в 1-3 классах.

    Графические орфограммы или офограммы, обозначающие фонему в сильной позиции. 1-2 класс

Причиной графических орфограмм является то, что один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить двумя различными буквами. Например, после всегда твёрдых Ж, Ш и после всегда мягких Ч, Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв. Буквы Э, Ю, Я практически не употребляются после шипящих.

Следует обратить внимание графической орфограмме, связанной с чередованием мягких и твёрдых согласных. Орфограмма относится к группе зубных согласных и решается по правилу. В учебных пособиях начальной школы практически не делается акцент на данную орфограмму, что приводит к частым ошибкам.

Причина орфограммы: некоторые звуки произносятся всегда одинаково (твёрдо или мягко): В этом случае первый мягкий звук имеет несобственную мягкость. Обозначение мягкости согласных также изучается в 1 классе 3 и 4 четверти.

правописание

«опасное место»

Мягкий знак пишется

1)для обозначения мягкости [ Л‘], [ Т‘], [Р‘],[ П‘],

в случае одного зубного[С‘], [З‘] перед твёрдым

1.апельсин, стальной, учить, мать, тетрадь, топь, выпь,борьба, зорька, лось, письмо, резьба, просьба

октябрьский (но: январский!)

Мягкий знак не пишется

1)для обозначения мягких согласных Ч и Щ,

в сочетаниях с шипящими: ЧК-ЧН-ЧТ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

2)в сочетания двух мягких зубных согласных Т, Д, З, С, Н (НТ, СТ, СН, ЗД, ЗН)

1.ручка, срочный, почта, пончик, мощный, барабанщик, фонарщик

2. зонтик, Настя, Костя, песня,

Разделительный мягкий знак (не обозначает мягкость согласных)

служит для обозначения звука Й между согласным и гласным и пишется перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И.

1. пишется в исконно русских словах: деревья, лисья, волчья, льёт, пьёт, шьёт

2. в словах иноязычного происхождения:

пьеса, обезьяна

3. в словах на -ЬОН: медальон, почтальон, бульон.

Мягкий знак (как отмечалось выше) не всегда является орфограммой и может писаться по слуху: конь, альбом . Здесь нет выбора написания, так как без мягкого знака слово не прочитаешь.Орфограммой считается только тот вариант, когда оба зубных согласных являются мягкими.

    Буквенные орфограммы, связанные с фонетическим чередованием.

Слабая позиция гласной фонемы.

Безударные гласные в корне слова являются орфограммами, то есть они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование звуков, обозначаемых буквами А-О и Е-Я-И при смене ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции гласного. Сильной позицией для гласных является ударная позиция.

название орфограммы

название изучаемой темы

примеры орфограммы

период введения орфограммы

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Ударение. Ударные и безударные гласные. Проверочное слово - форма слова.

наблюдение слабой позиции и проверка только в словах-предметах:

страны – страна, дом - дома

1 класс 4 четверть (пропедевтика темы)

Безударные гласные корня, проверяемые ударением

Состав слова. Корень

полевой - поле, темнеть – тёмный, лежать - лёжа

2 класс 3 четверть

Безударные гласные корня, непроверяемые ударением (словарные слова)

Ударение.

Состав слова. Корень.

ребята, дежурный, ученик

Орфографическая задача

Общее решение орфографической задачи

Способы или пути решения орфографической задачи (2 класс)

Внимание опасность: звуки [a], [и, э] в слабой позиции!

1.В какой части слова?

2.Если в корне, ищу проверочное слово:

    изменю слово «один-много», «много-один»

    подберу однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом

    подберу однокоренное слово по вопросам (что? – какой?, какой – что?)

    подберу однокоренное слово по вопросам (что делать? – что? что делает?что сделает?что делал? что сделал?)

    посмотрю значение слова(горькушка-горький)

Ритмическое правило для первоклассников:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ставь немедленно её ты под ударение .

1.изменение формы слова: слова-слово

2 . «скажу слово ласково »: скворец-скворушка

3.слова-предметы, слова-признаки и слова –действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники:

Кто? что? - какой? старик - старый, морской –море

Что? - что делать? пляска- плясать

4. слова-действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники

Что делать? - что делает? тянуть - тянет

Что делал? что сделал? везёт -вёз, вынесёт-принёс

5.слова с буквой Е в корне , которая проверяется буквой Ё: сестра-сёстры

6 .слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: золотой-золото-позолоченный

7.установление этимологии слова (например, происхождение слова чернила)

8. наблюдение корней-омофонов: примирить, примерять, слизал, слезал

Слабая позиция согласной фонемы.

Правописание согласных связано с их фонетическим чередованием в сильных и слабых позициях. Сильной позицией для большинства согласных является позиция перед гласным (зуб о к) или перед звонким согласным (зуб н ой).

Причиной орфограммы является изменение согласных звуков в слабых позициях

    озвончаются или оглушаются перед шумным согласным или на конце слова (круЖки, проСьба);

    при стечении трёх и более согласных некоторые согласные не произносятся (праЗДНик)

Согласные звуки в слабых позициях являются орфограммами и требуют предварительного контроля на письме. Для парных звонких и глухих и непроизносимых согласных орфограмма решается путем изменения слабой позиции звука на сильную.

название орфограммы

название изучаемой темы

примеры орфограммы и способы решения (проверка)

ознакомление с орфограммой

Парные согласные на конце и в середине слова (сомнительные согласные).

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1.зуб-зубы (способ проверки «один-много»); прыжки – прыжок(«много-один»)

2. ложка-ложечка (способ «скажи слово ласково»);

3. друг – нет друга (способ «слово-помощник»)

1 класс 3-4 четверть

Парные (сомнительные) согласные в корне слова.

Корень слова.

1. сладкий – сладок (способ проверки «однокоренное слово – предмет»);

2.дуб – дубовый (способ проверки «однокоренное слово – признак предмета»), робкий –робок («каков»);

3.скользкий –скользить (однокоренное слово –действие предмета);

2 класс 2-3 четверть

Непроизносимые согласные.

Корень слова.

1.опасные стечения согласных[сн] и [с`н`]

вестник – вести, грустный –грусть;

2.опасные стечения согласных[зн] [з`н`]

звездный –звёзды, серьёзный -серьёзен

3.слова, где непроизносимый заблудился в сочетаниях [нц] [рц]. с частье – счаст ливый, солнышко – сол нце, сердечко – серд це

2 класс 3 четверть

Обобщим орфограммы и правила письма, изучаемые в 1 классе и закрепляемые на последующих уровнях. В соответствие с принципами традиционной методики русского языка в начальной школе логика изучения данных орфограмм и правил следующая:

1.Согласные звуки и буквы. Мягкие и твёрдые согласные звуки буквы. Согласный звук и буква Й.

2.Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ. Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

3.Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

4.Слова с сочетаниями ЧК-ЧН-НЧ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

5.Обозначение твердости и мягкости согласных буквами Я, Ю, Ё (Е, И)

6.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком.

7.Ударение. Ударные и безударные гласные. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

8.Согласные парные звонкие и глухие. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

При изучении орфограммы безударные гласные обращается внимание на правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, когда гласный находится в слабой позиции, без ударения: часы, живот.

Орфография, изучаемая во 2 классе , базируется на морфемном составе слова. Методическая логика изучения орфограмм следующая:

    Состав слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание парных согласных в корне слова.

    Правописание непроизносимых согласных.

    Гласные и согласные в приставках.

    Приставки и предлоги.

    Разделительный твёрдый знак

Подробный материал по формированию данных орфографических навыков находится в разделе Методическая копилка блога «Педагогическая мастерская». (Русский язык. Состав слова. 2 класс)

3.Орфограммы, не связанные с обозначением фонем

    Орфограмма «Заглавная буква».

орфограмма

начало ознакомления

Начало предложения.

Н аступила осень. С тало холодно.

период обучения грамоте

имя, фамилия, отчество: Анна Ивановна Петрова

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных

клички животных: конь Рыжка, корова Зорька, кот Васька

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных

географические названия: город Таллинн, река Пирита

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных. Помимо большой буквы добавляются кавычки.

название произведений: рассказ «Бишка», название фирм, изделий: магазин «Призма», конфеты «Русалочка»

2. Орфограмма «Перенос слова»

правило переноса

знакомство с правилом

1.Слова переносятся по слогам

трав-ка, сум-ка, ма-шина, маши-на,

неверно: гро-здь (здь – не слог, в нем нет гласной)

1 класс 3 четверть

2.Одну букву нельзя переносить или оставлять на одной строке

неверно: Ю-лия, Юли-я, у-лей

1 класс 3 четверть

3.Буква Й не переносится, остаётся на строке

линей-ка, строй-ка

1 класс 3 четверть

4.Буква Ь и Ъ не переносятся на другую строку

малень-кий, се-мья, Уль-яна, ру-чьи, подъ-езд

1 класс 3-4четверть

5.В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится

клас-сный, суб-бота, осен-ний

6. Морфемный перенос или перенос на основе знания состава слова

приставка и корень: пере-шёл, разо-грел

корень и суффикс: перебеж-чик, эстон-ский

2 – 3 класс

Орфограмма «Перенос слова» повторяется и совершенствуется на каждом уроке русского языка, так как является самой трудной для усвоения. Чаще это связано с проблемой слогораздела. Переход на чтение целыми словами приводит зачастую к проблеме забывания деления слов на слоги, сбивается дыхание, частые ошибки: уд-ачный, радо-сть, позиция, где скапливается несколько согласных, но нет слога. Ошибки переноса связаны и с неразличением открытого и закрытого слога (типичная ошибка су-мка, кра-сный, го-рка). Как дополнительный приём рекомендуется использование для деления слов на перeнос вертикальная черта: изу|ми|тел|ьный. Это позволяет экономить время урока, дифференцировать задания для отработки навыка перноса. Каждая новая тема 1 класса предполагает дополнение к правилам переноса слов, например, разделительный Ь, Ъ, или двойные согласные.

3.Орфограмма «Пробел»

орфограмма

начало ознакомления

1.раздельное написание слов в предложении

Наступила_ поздняя_ осень.

1 класс период обучения грамоте

2. раздельное написание предлогов со словами

с _другом (доказательство: с хорошим другом или вставляю вопрос: с (кем?) другом)

2 класс, 3 четверть

3.раздельное написание союзов А, И, НО со словами

Лена _ и _ Вера дружат, но_ часто ссорятся.

1, 3 класс

4.Раздельное написание частицы НЕ со словами

не_ люблю, не_буду

4.Орфограмма «Знаки препинания».

Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце восклицательного –восклицательный знак, в конце вопросительного предложения – вопросительный знак. В 3 классе при изучении однородных членов предложения – знакомство с запятой.

    http://cor.edu.27.ru

    http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=28027&p_page=2 Т аблицы по орфографии для школьников и абитуриентов. – М.: 2006. Составитель Киреева Н.П.

    http://www.prosv.ru/ebooks/Klimanova_Rus_Metod/4.html

Орфограмма

Орфограмма - (от греч. orthos - правильный и gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.

Основные разделы орфографии:

Написание морфем в различных частях речи,

Слитное, раздельное и дефисное написание слов,

Употребление прописных и строчных букв,

Перенос слов.

Безударные гласные делятся на не­ про­ве­ря­е­мые, проверяемые, чередующиеся. Проверяемые безударные гласные проверяют постановкой ударения в однокоренных словах.

Непроверяемые безударные

Написания проверяют по словарю Буквы И,Ч,А после шипящих

Чередующиеся безударные гласные

Проверяют согласно правилам:

  • в корне слова пишутся буквенные сочетания -оро, -ол\* проверяются ударением :
  • проверяются суффиксом -а-:
  • проверяются согласной корня:

Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова

1. В корне под ударением:

  • пишется Ё(Е), если в однокоренных словах или формах слов есть чередование с Е:

шёпот (шеп­чет), шёлк (шелка);

  • пишется О, если нет чередования с Е:

шорох, порох

2. В суффиксах и окончаниях су­ще­стви­тель­ных, прилагательных, наречий:

  • в безударном положении пишется Е:
  • под ударением пишется О:

3. В суффиксах страдательных причастий и от­гла­голь­ных прилагательных пишется Ё(Е).

4. В суффиксах пишется Ё(Е)

5. В окончаниях глаголов пишется Ё(Е): извлечёт, стережёт, бережёшь, испечём, лжёшь, рассечёшь

Буквы и-ы после ц

После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Иск­лючения: слова на -ция (авиация).

Правописание согласных в корнях слов

  • Проверяемые глухие и звонкие согласные проверяются подбором однокоренных слов:

просьба - просить, ползти - ползу, труд - тру­ды;

  • Проверяемые непроизносимые согласные проверяются так же:

по­здний - опоздать, но: ужасный - ужас;

Употребление ь после шипящих на конце слов

В именах существительных:

  • у существительных 3-го склонения ь пи­шет­ся:

молодежь, полночь, ретушь, помощь;

  • у существительных 1-го и 2-го склонения ь не пишется:

стеллаж, матч, карандаш, товарищ.

  • У существительных множественного числа родительного падежа ь не пишется:

краж, телепередач, катюш, рощ.

В наречиях:

  • ь пишется после ш и ч:

наотмашь, вскачь.

  • ь не пишется после ж:

замуж. (Ис­клю­че­ние: настежь.)

В кратких прилагательных ь не пишется:

В глаголах:

  • В глаголах 2 лица в единственном числе пишется ь:

напишешь, нагадишь.

  • В глаголах, начальная форма которых оканчивается на «-чь» пишется ь:

стричь, лечь.

  • В глаголах отвечающие на вопрос в котором есть мягкий знак пишется ь:

(что делать?) играть, гулять

Мягкий знак в числительных

Пишется на конце: 5-20, 30 (восемь, один­над­цать, двадцать).

Пишется в середине: 50-80; 500-900 (семь­де­сят, шестьсот).

Мягкий знак в других случаях

Ь в глаголах пишется:

  • в неопределенной форме глагола (перед -ся (-сь) сохраняется): беречь - беречься, испечь - испечься;
  • в окончаниях 2-го лица единственного числа (перед -ся (-сь)сохраняется): отталкиваешь - отталкиваешься;
  • в повелительном наклонении после согласных (перед -те и перед -ся(-сь) сохраняется): по­зна­комь - познакомьте - познакомься.

Разделительные ь и ъ

Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими буквами и перед и пишется разделительный ь:

Правописание приставок

1. Не изменяются на письме:

2. Приставки на З(С):

  • буква З в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими звонкие согласные:
  • буква С в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими глухие согласные:

3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка пре- :

  • может обозначать высшую степень качества (приставка близка по значению слову очень);
  • может быть близка по значению пере-;

Приставка при- :

  • приближение, присоединение;
  • близость;
  • неполнота действия.

Буквы и-ы после приставок на согласный

После русских приставок на согласный в корнях, начинающихся с и, пишется ы:

После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок пишется и:

Правописание суффиксов имен существительных

1. Суффикс пишется:

  • после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж:
водичка
  • после на д, т, з, с, ж, к, ч:

2. Суффикс пишется, если при склоне­нии глас­ный е в суффиксе выпадает:

3. Суффикс пишется, если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется:

Правописание суффиксов прилагательных

Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые име­ют краткую форму:
  • в относительных прилагательных после основ на к, ч, ц, (к, ч чередуются с ц):

Суффикс -ск- пишется,

  • если конечные гласные основы д, т, з со­хра­ня­ют­ся перед -ск-:
  • в относительных прилагательных, которые не имеют краткой формы:

Н и НН

Правописание Н и НН в прилагательных

Одна Н пишется: НН пишется:
В суффиксах -ан-, -ян-, -ин-: трёпан ый.

Исключения: же­лан­н ый, невидан­н ый, негадан­н ый, неждан­н ый, неслыхан­н ый, нечаян­н ый, стеклян­н ый, деревян­н ый, оловян­н ый.

В суффиксах -онн-, -енн-, -ённ-: соломен­н ый
В бессуффиксных прилагательных, не образованных от других частей речи: юн ый, син ий, ум­н ый В прилагательных, образованных при по­мо­щи суффикса -н- от существительных с основой на н: стран н ый
В кратких прилагательных, если в полной фор­ме пишется одна -н-: деревья зелен ы (зелен ые). В кратких прилагательных, если в пол­ной фор­ме пишется -нн-: дорога пустынн а (пу­с­тынн ая).
В бесприставочном прилагательном вет­ре­н ый В приставочных прилагательных от слова ве­тер: подветренн ый

Н и НН в полной форме причастий и отглагольных прилагательных

Н пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов не­со­вер­шен­но­го вида и не имеют при себе за­ви­си­мых слов: печёный картофель, вязаная кофта, су­шё­ные грибы, жареная рыба.

НН пишется, если причастия и от­гла­голь­ные прилагательные образованы:

  • от глаголов совершенного вида:

связанная коф­та, решённая задача. Исключения: названый (брат), посажёный (отец), конченый (человек);

  • от глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:

печённый в костре, вя­зан­ная из шерсти;

  • в словах на -ованный, -ёванный:

ил­лю­с­т­ри­ро­ван­ный, корчёванный, балованный.

Исключения: кованый, жёваный.

  • если у глагола есть приставка (кроме не):

приближенный.

История

«[…] Появление первого письма нигеру […] связано с появлением в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени удвоенного [н] (например, посланный, сработанный и т. д.) […] которое в свою очередь связано с тем, что приблизительно в XVII в. причастия с суффиксом -н-, выступая в роли определений, становились прилагательными и совпадали с соответствующими отглагольными прилагательными, образованными некогда с помощью суффикса -ьн- > -н-, то есть такие причастия, как кошеное (сено), розореные (города), совпали с такими прилагательными, как указный (срок), отсрочная (челобитная) и т. п. В силу этого в языке должно было выработаться и выработалось новое средство отличия причастий от прилагательных - этим средством явился вторичный суффикс -ьн- > -н- в причастных формах: повелѣньная, неписаньный > повеленная, исписанный и т. д.»

Буквы А (Я) и Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Буква А (Я) в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в нео­пре­де­лён­ной форме перед -ть стоит а или я: обстрелянный (об­стре­лять), обещанный обещать. Буква Е в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в неопре­де­лённой форме перед -ть стоит и или е: от­пу­щенный (от­пу­с­тить), рассмотренный рас­смотреть.

При изучении русского языка в школе или институте приходится сталкиваться с огромным количеством норм, правил и исключений из них. По каждому слову могут возникнуть вопросы. Как его правильно написать? Ставить ли дефис или мягкий знак?

Понять значение данного термина весьма просто, достаточно обратиться к его этимологии, то есть истории появления. Это слово можно перевести с греческого языка, тогда получится правильная запись или письмо. Таким образом, орфограмма – это правильное написание какого-либо слова .

Понятие орфограмма в чем-то тождественно понятию правило. Практически на каждую орфограмму имеется своё правило русского языка. В самых редких случаях написание будет основываться на простых традициях. Все эти правила и общепринятые нормы изучает одна большая наука – орфография.

Обычно правила возникают там, где кажется, что слово может иметь несколько вариантов написания. Это связано с теми ситуациями, когда звучание не дает четкого представления о том, какие буквы или знаки должны быть в слове.


Особенности орфограмм

Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.

  • Первый тип – буквенные орфограммы . Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
  • Второй вариант – небуквенные орфограммы . В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.

Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.

Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.


Как найти орфограмму?

Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.

Основные виды орфограмм:

  • Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
  • Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
  • Мягкий знак после шипящих,
  • Глухие согласные на конце слова,
  • Частица «не».

На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.

Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.

Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.

Орфографический разбор

Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.

Орфографический разбор включает в себя

  • выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
  • простановку ударения,
  • определение частей слова,
  • подбор проверочного слова,
  • выбор правила.

Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.

Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.

Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.


Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне , школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки . Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах , суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь .

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.

Область применения правила

Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть ), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть ? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Разновидности

Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

  • непроверяемые,
  • проверяемые,
  • чередующиеся,
  • выбираемые.

От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму : обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

Непроверяемые

Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

  1. безударные гласные;
  2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

Проверяемые

Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под , или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

го ра́ – го́ рка, в го́ ры.

Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

  • дуб – дуб ок, дуб ы;
  • чест ный – чест ь, чест ен.
  • весна – весенний, вёсен.

В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла дший, моло дой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

«О Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е . Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё , если нет – тогда О ё пот – ше птать, шо рох – родственных с Е нет).

Виды орфограмм в корне

Чередования

Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно

.

Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир ять (друзей) – проверочное слово мир . Пример ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

Последующие согласные

В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А , а перед С без последующей Т – всегда О . Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав , нарицательные росток и ростовщик пишутся через О , а слово отрасль – через А . В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.

Суффикс -а-

От суффикса -а- зависит выбор гласной И : выберешь – выби ра ешь, раздерет – проди ра ться, выжечь – выжи га ть, презреть – прези ра ть, замереть – зами ра ть, отпереть – отпи ра ть, застелить – рассти ла ется, вытереть – сти ра ть, вычет – вычи та ние, блестящий – бли ста ть;

гласной А : —кос-//-кас- (коснуться – ка са ние)

сочетания ИМ , ИН на месте А (Я) :

  • нажа ть – сжима ть
  • поня ть – принима ть
  • кля сть – проклина ть
  • нача ло – начина ть
  • измя ть – смина ть

Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г , но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (полож ить – слага емое), так что для их проверки годятся два способа.

Ударение

В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар — (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –

в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О .

Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А .

Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

Ударение в словах

Оттенки значения

Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» — требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

Выбираемые гласные

Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши , ча-ща , чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы , Я , Ю , за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).

Также в эту группу входит правило, согласно которому И , стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (и нтересный – безы нтересный — сверхи нтересный).

Часть 1. Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Вывод

Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы , Я-А , Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис- ). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.